50 лет миссии «Аполлон-11»: как проходила историческая высадка человека на Луну


Реконструкция миссии «Аполлон-11»

1. Немного матчасти

Показать / Скрыть текст

Американская программа «Аполлон» – первая и пока единственная успешно воплощённая программа пилотируемых высадок на Луну. Разрабатывалась и проводилась с 1961 по 1975 годы, шесть успешных миссий были осуществлены с 1969 по 1972 годы, после чего в 1975 вся программа была свёрнута. Не считая испытаний и тренировочных полётов в рамках программы, неудачу потерпела только одна миссия – «Аполлон-13», в 1970 году. Специально для реализации этой программы была разработана ракета-носитель «Сатурн-5», которая по сей день остаётся рекордсменом грузоподъёмности, мощности и массы. Проще говоря, НАСА, в лице Вернера фон Брауна, решило вопрос доставки астронавтов на Луну весьма незатейливо и прямолинейно, собрав совершенно хтоническую, по тем временам, ракету. Также был разработан космический корабль «Аполлон», состоящий из командного (возвращаемого на Землю), служебного (маршевый и маневровые двигатели, баки) отсеков и двухступенчатого лунного модуля. Командный и служебный отсеки вместе образовывали командный модуль, который доставлял спускаемый аппарат на орбиту Луны и обеспечивал возвращение астронавтов на Землю. Все шесть высадок были проведены по одному и тому же сценарию: 1. Выход на траекторию к Луне; 2. Стыковка командного и лунного модулей, отделение их от третьей ступени РН; 3. Выход на орбиту Луны, расстыковка и спуск лунного модуля; 4. Работа на поверхности Луны; 5. Взлёт и стыковка с командным модулем; 6. Сброс лунного модуля и возвращение на Землю.

Собственно, первая миссия «Аполлон-11» (десять предшествующих были лишь испытаниями и тренировками) началась 16 июля 1969 года и продолжалась 8 дней до 24 июля. 20 июля 1969 года человек впервые ступил на поверхность Луны. Это была не только первая высадка человека на Луну, но и вообще первое наше посещение естественного космического объекта за пределами Земли.

2. Реплика

2.1 Командный модуль

Самая простая часть, с которой возникло меньше всего заморочек. Состоит из баков, двигателей, 3-местной капсулы (закрыта обтекателем), батареи на 4000 единиц, докпорта и парашютов. До момента отделения третьей ступени «Сатурна» на докпорте располагается система аварийного спасения, отстреливаемая уже на орбите.

Экипаж: 1-3; Масса: 18,2 т; Кол-во деталей: 18; Запас топлива (только моно): 1630 ед.; Тяга маршевого двигателя (работает на монотопливе): 200 кН; dV: 1973 м/с.

2.2 Лунный модуль (или впихнуть невпихуемое)

Больше всего времени ушло на лунный модуль. Поскольку миниатюрность – это не та черта KSP, за которую мы любим эту игру, повозиться пришлось изрядно. Сложность состояла не столько в том, чтобы собрать достаточно маленький лендер (это, как раз, не проблема), сколько в том, чтобы он был похож на оригинал, попадал в пропорции относительно КМ и выполнял свои функции, т.е. мог сесть на Мун, а потом взлететь и состыковаться с командным модулем. И всё это безобразие непременно должно было упаковываться в тесную конуру над третьей ступенью. Проблемы начались сразу же, с момента выбора жилого отсека. По какой-то, не понятной мне, причине двухместная кабина в стоке имеется только одна и она по своим размерам едва уступает 3-местной капсуле на КМ. В результате, к первым испытаниям на свет родился такой монстрик (пока ещё с двумя одноместными кабинами):

Посмотрев на готовый результат и на то, как он с треском проваливает посадку, я выбросил этого квазимодо на помойку. В дальнейшем посадочная ступень была переделана, баки в ней увеличены и тщательно утоптаны, а взлётная ступень обзавелась двухместной кабиной и была обвешана различным антуражем. Конечный итог уже более-менее соответствовал моим требованиям.

Экипаж: 1-2; Масса: 13,5 т; Кол-во деталей: 204; Запас топлива (посадка/взлёт): 270/141 ед.; Тяга двигателей (посадка/взлёт): 50/30 кН; dV (посадка/взлёт): 2139/950 м/с.

2.3 «Сатурн-Аполлон»

Ракета-носитель получилась несколько длиннее оригинала, поскольку при правильных пропорциях она никак не могла вывести «Аполлон» на НОО. Точнее, выводила с перерасходом топлива в третьей ступени и в результате его не хватало для трансфера, а это даже приблизительно не укладывалось в сценарий реконструкции, согласно которому третья ступень не только делает трансфер, но и на остатках топлива уходит на гелиоцентрическую орбиту.

В целом, получилось довольно достоверно.

Масса: 650 т; Кол-во деталей: 269; Запас топлива: 42 714 ед.; Тяга двигателей (по ступеням): 1 – 11 МН, 2 – 5,8 МН, 3 – 3,6 МН; dV (по ступеням): 1 – 1348 м/с, 2 – 1743 м/с, 3 – 1742 м/с.

3. Миссия

Прежде всего, я выяснил конфигурацию расположения Земли и Луны относительно Солнца 16-го июля 1969 года, в этом мне помог «Стеллариум». После подгонки конфигурации в самой KSP, всё это дело выглядело таким образом (фитюлька на орбите между Кербином и Муном – спутник на ГСО, висящий над КСЦ):

Были, конечно, сомнения относительно такого незамысловатого подхода, поскольку все, какие есть, параметры Кербина и Муна отличаются от таковых у Земли и Луны в реальности. Как ни странно, сомнения были напрасными, полёт прошёл в соответствии со сценарием (разумеется, со скидкой на разницу в масштабах и радиус кривизны моих рук).

Вот я и добрался, наконец-таки, до старта. Дальше будет меньше текста и больше картинок :)

Реконструкция миссии «Аполлон-11»

На стартовом столе, финальный отсчёт.

Успешно вышел на НОО, и, после корректировки наклонения орбиты, ближе к концу второго витка выстроил траекторию к Муну.

Стыковка КМ и ЛМ, отделение 3-й ступени ракеты-носителя, которая своим ходом отправляется на гелиоцентрическую орбиту.

Первая и единственная корректировка траектории по пути к Муну.

Далее орбита Муна. Сделав несколько витков, отстыковал лунный модуль. Место посадки чуть западнее точки периселения, ближе к линии терминатора.

Мун! И Кербин прямо в зените. Совершил посадку на бровке огромного кратера. Это вышло совершенно случайно, но весьма символично. Армстронг хотел посадить ЛМ точно в такое же место, но ему помешали большие валуны, поэтому было решено перелететь кратер и искать другое место для прилунения. Тот кратер носил название West Crater. А если взглянуть на скрин, Инженер Редукс показывает название биома: Northwest Crater :)

Флаговтык, фото на память и полетели назад.

Манёвр сближения и подход к «Колумбии» на 30 метров. Тут получилось ещё одно забавное совпадение. Между взлётом с Муна и сближением с КМ на 30 метров прошло 3,5 игровых часа и ровно столько же времени прошло между аналогичными событиями миссии «Аполлон-11» ИРЛ.

Стыковка, переход кербонавтов в командный отсек и сброс взлётной ступени «Орла». Трансфер домой.

Возвращение на Кербин и приводнение. Не хватает только авианосца «Хорнет» на горизонте :)

4. Крафты

Saturn-Apollo.craft

Управление: У ракеты-носителя все действия забиты по ступеням до момента отделения командного модуля, дальше они могут перемешаться и лучше тыркать вручную мышой.

У лунного модуля: 1 — лестница, 2 — выдвижение щупов.

Upd.

Видео:

Аполлон-11: первая в истории посадка на Луну

В этот день, ровно 48 лет назад, человек сделал первых шаг на поверхности Луны. Корабль «Аполлон-11» стартовал 16 июля 1968 года. И спустя 76 часов он достиг орбиты Луны. В экипаже корабля было три человека: командир Нил Армстронг, пилот командного модуля Майкл Коллинз, пилот лунного модуля Эдвин Олдрин. Посадка корабля на Луну стала одним из важнейших событий в истории.

«Аполлон-11»: как это было

Главной целью экспедиции была успешная посадка на поверхности Луны и возвращение на Землю. И все это у команды «Аполлона-11» получилось лучшим образом. 20 июля, в 20.17 лунный модуль корабля «Аполлон 11» сумел совершить мягкую посадку на поверхности спутника Земли. В этот момент Нил Армстронг передал: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. «Орёл» сел». Сам космический корабль был разделен на две части: командный модуль (позывной «Колумбия») и лунный модуль (позывной «Орел»). Первый был предназначен для полета в космосе и выведение астронавтов на орбиту Луны. А второй – непосредственно для посадки на Луне и взлета оттуда. Планировалось, что лунный модуль должен будет совершить посадку в автоматическом режиме, но командир Нил Армстронг решил, что это будет неправильно и совершал посадку в полуавтоматическом режиме. Он мотивировал свой поступок не героизмом, а скорее тем, что робот может выбрать не самое удачное место для непосредственной посадки. Поэтому последние 200 метров полета Армстронг вручную управлял посадкой лунного модуля «Аполлона-11». После этого, в первую очередь астронавты провели имитацию полета с Луны. Далее проверили исправность всех систем и решили выходить из модуля. 21 июля 1969 года нога человека впервые ступила на поверхность Луны. И в этот момент прозвучала легендарная фраза: «Этот маленький шаг одного человека означает гигантский скачок для человечества».

«Аполлон-11»: празднование события

Свое возвращение на Землю «Аполлон-11» начал 22 июля. И спустя два дня командный отсек корабля приводнился в Тихом океане. Сразу же после удачного приземления все участники экспедиции были помещены в карантин. Спустя 18 дней были организованы торжественные встречи. Напомним, что сегодня мы отмечаем годовщину полета «Аполлона-11» на Луну.

Популярные статьи сейчас

Издавние народные приметы: почему нельзя убирать крошки рукой и есть в темноте

Под Запорожьем парень вынырнул из пруда со сломанным позвоночником – невеста рыдает, свадьбы не будет

Любимица Балана Кароль не выдержала и заговорила о своей свадьбе: «12 лет – это уже период»

На кухне днепрянки обнаружили необычного «квартиранта» – напуган и весь в перьях

Показать еще

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: