Автоматическая межпланетная станция «Венера-7». Досье

У этого термина существуют и другие значения, см. Венера (значения).

«Венера»

— серия советских автоматических межпланетных станций (АМС) для изучения Венеры и космического пространства.

По мере получения новых данных о Венере в конструкцию аппаратов вносились изменения с целью приспособить их к экстремальным условиям планеты. До начала космических исследований основной моделью Венеры была землеподобная планета с океанами жидкой воды, сокрытыми за плотной атмосферой, поэтому первые версии аппаратов обладали запасом плавучести, позволявшим им не утонуть в предполагаемом венерианском океане, а последние были способны сохранять работоспособность при температуре свыше 700 и давлении свыше 90 атмосфер.

Для запусков венерианских АМС использовалась универсальная схема межпланетных полётов. Первые 3 ступени выводили космический аппарат вместе с разгонным блоком (4 ступенью) на низкую орбиту, где он какое-то время двигался по орбите искусственного спутника Земли. Затем включался разгонный блок, который ускорял станцию до второй космической скорости и отделялся, отправляя её в межпланетный полёт. При необходимости, в полёте проходила коррекция траектории при помощи КДУ — корректирующей двигательной установки.

Для связи с космическими аппаратами использовался Центр дальней космической связи.

В честь программы названа земля Венеры (лат. Venera Terra) на Плутоне (название утверждено МАС 30 мая 2020 года)[1].

1ВА

Макет АМС «Венера-1»
Первое поколение венерианских АМС серии 1ВА (ретроним; до появления последующих поколений обозначались как Объект «В»[2]) было разработано ОКБ-1 для запуска в стартовое окно январь-февраль 1961 года. Целью космических кораблей было попадание на поверхность континентальной Венеры или в её предполагаемый океан. Теплозащита была лишь у сферы в верхней части аппарата, внутри которой располагалась медаль с гербом Советского Союза, с одной стороны, и изображение схемы полёта Земля-Венера, с другой стороны. Кроме того, станции должны были выяснить, существует ли у Венеры магнитное поле, и передать данные о межпланетной среде (уровень радиации, частота встречи с метеороидами и так далее), которые способствовали бы проектированию будущих космических кораблей для высадки на Венеру.

Для запусков 1ВА использовалась четырёхступенчатая ракета-носитель «Молния» (8К78).

При запуске 1ВА № 1 в конце работы третьей ступени произошёл отказ машинного преобразователя постоянного тока в переменный (ПТ-200). Выяснилось, что он не был предназначен для работы в вакууме. Как только это стало известно, то преобразователь тока, установленный на 1ВА № 2, был помещён в герметичный контейнер[3]. Вскоре после запуска станция 1ВА № 1 сгорела в атмосфере Земли над Сибирью, а спускаемый аппарат затонул в одной из сибирских рек. В официальном сообщении ТАСС аппарат получил наименование «Тяжёлый спутник 01»[4]. Несколько лет спустя в реке Бирюсе была обнаружена медаль в защитном корпусе, которая была должна попасть на поверхность Венеры. В результате она была возвращена главному конструктору ОКБ-1 Сергею Павловичу Королёву, а тот подарил её Борису Евсеевичу Чертоку[3], участвовашему в разработке АМС.

Запуск 1ВА № 2 прошёл успешно — аппарат вышел на траекторию межпланетного перелёта к Венере. Однако, в полёте произошёл перегрев системы постоянной солнечной ориентации, обеспечивающей ориентацию солнечных батарей на Солнце, а следовательно и снабжение электроэнергией всех систем АМС. Станция перешла в режим пониженного энергопотребления и отключила большинство бортовых устройств, которые не были необходимы на всём пассивном участке полёта. Одной из таких систем была система бортовых приёмников, которая в режиме энергосбережения включалась раз в 5 суток для проверки наличия сигнала с Земли. На десятый день полёта станция перестала отвечать на сигналы и была потеряна[3].

Через три месяца полёта, так и не восстановив связь, космический аппарат пролетел мимо цели на расстоянии около 100 000 км и продолжил полёт, как искусственный спутник Солнца.
Список аппаратов 1ВА

НазваниеДата запускаСтартовая площадкаРакета-носительNSSDC IDSCNСтатусПримечания
Тяжёлый спутник 01 (1ВА № 1)04.02.1961Байконур, Пл. 1, ПУ-5Молния № Л1-121961-002A00071сход с орбитыАМС утеряна из-за аварии разгонного блока.
Венера-1 (1ВА № 2)12.02.1961Байконур, Пл. 1Молния1961-003A00080потеря связиСтанция потеряна при перелёте к Венере. Первый близкий (100 тыс. км) пролёт около Венеры.

Результаты миссий

«Венера-1»

стала первым космическим аппаратом, оказавшимся в сфере действия тяготения Венеры. Впервые проведён успешный запуск на межпланетную траекторию. Во время полёта в межпланетном пространстве было подтверждено наличие солнечного ветра. Были учтены просчёты проектирования, выявленные в ходе обоих запусков: впредь приёмопередающая система не отключалась ни при каких обстоятельствах. Ещё одним выводом стала необходимость постройки наземного испытательного макета, на котором можно было бы отрабатывать нештатные ситуации, возникающие с АМС в течение полёта[3].

Цели и задачи пуска

Цель, которую преследовали учёные, запуская устройство «Венера-7», заключалась в том, чтобы доставить спускаемое устройство к поверхности. Это могла бы быть первая официальная посадка высококачественного космического агрегата на другом планетарном объекте. Прошлые агрегаты запускались с той же целью, однако ввиду разницы в давлении случилось их раздавливание в атмосферном слое.

Автоматическая межпланетная станция «Венера-7»

Как и в других ситуациях, учёные хотели организовать сплочённый запуск двух станций, идентичных по конструктивным особенностям. Вторая из них была запущена спустя 5 суток с момента работы первой «Венера-7». То есть официальная дата этого события – 22 августа 1970 года, 8 ч 6 мин. 8 сек. (по Москве). Отработка первых трёх ступеней произошла в штатном режиме, что позволило вывести АМС на околоземную орбиту. Но как только учёные предприняли меры по переводу станцию на траекторию к Венере, в моторе случился взрыв. Поэтому АМС осталась около Земли. В то время человечеству о неудачном запуске не сообщили.

2МВ

Второе поколение АМС серии 2МВ запускалось в стартовое окно 1962 года для исследования Венеры и Марса. Для венерианской программы было выделено три аппарата, два из которых предназначались для посадки (индекс 2МВ-1) и один — для изучения планеты при пролёте (индекс 2МВ-2). Учитывая прошлый опыт, разработчиками была полностью перепроектирована система связи[5]. Унифицированная космическая платформа состояла из двух частей — унифицированного орбитального отсека (одинаковый для всех аппаратов, запускаемых для исследования Венеры и Марса) и специального отсека, оснащаемого научными приборами в зависимости от цели миссии.

Ни один из аппаратов не смог даже достичь орбиты Земли из-за аварий разгонного блока «Л» ракеты-носителя Молния[5].
Список аппаратов 2ВА по программе «Венера»

НазваниеДата запускаСтартовая площадкаРакета-носительNSSDC IDSCNСтатусПримечания
2МВ-1 № 3 (Спутник-19)25.08.1962 02:52:00 UTCБайконур, Пл. 1Молния / Блок «Л»1962-040A00371сход с орбитыАМС утеряна из-за аварии разгонного блока.
2МВ-1 № 4 (Спутник-20)01.09.1962 02:24:00 UTCБайконур, Пл. 1Молния / Блок «Л»1962-043A00381сход с орбитыАМС утеряна из-за аварии разгонного блока.
2МВ-2 № 1 (Спутник-21)12.09.1962 01:40:00 UTCБайконур, Пл. 1Молния / Блок «Л»1962-045A00389сход с орбитыАМС утеряна из-за аварии разгонного блока.

Исследование Венеры

Выход на орбиту ИСВ

14 октября 1983 АМС «Венера-16» достигла окрестностей Венеры. Первый сеанс радиозондирования Венеры был проведён «Венерой-16» 20 октября, когда была заснята примерно та же полоса, что и «Венерой-15» 16 октября[11]. После коррекции 22 октября «Венера-16» вышла на новую полярную орбиту вокруг Венеры[9]. Параметры орбиты составили: минимальное удаление ~ 1000 км над точкой, находящейся на 62° северной широты, максимальное удаление ~ 66000 км, наклонение орбиты ~ 92,5°, период обращения ~ 24 часа. «Венера-15» была выведена на орбиту вокруг Венеры 10 октября. Орбита «Венеры-16» была сдвинута относительно орбиты «Венеры-15» на 4°.

Радиолокационная съёмка и высотное профилирование

«Венера-15» и «Венера-16» работали совместно более восьми месяцев. Длина волны, на которой осуществлялась радиолокация разработчиками станции была выбрана равной 8 см из соображений близкого к минимальному ослабления сигнала атмосферой Венеры (2,2 децибел)[3]. Ежесуточный сеанс съёмки обычно продолжался 16 минут — в период максимального приближения станции к поверхности Венеры. Радиолокатор в течение этого времени, по мере движения станции, заснимал полосу шириной 120 км и длиной 7500 км, начинавшуюся на 80 градусах с.ш. за полюсом, проходившую вблизи полюса и вдоль меридиана шедшую до 30 градусов с.ш. перед полюсом[3]. Так как за сутки Венера поворачивалась на определённый угол, следующая полоса тоже поворачивалась и снимаемая область была уже отличной от предыдущей. При одновременной работе радиовысотомера радиолокатор снимал полосу справа по движению станции, полюс же находился слева. Для того, чтобы снять область, непосредственно прилегающую к полюсу, каждые 10 дней проводился особый сеанс, во время которого станция поворачивалась на 20 градусов по часовой стрелке вокруг оси, параллельной движению и таким образом антенна радиолокатора переходила на левую сторону по движению станции, радиовысотомер же при этом отклонялся от вертикали на 20 градусов и измерение высот не проводилось[4]. За время полного оборота Венеры вокруг своей оси, с 11 ноября 1983 по 10 июля 1984 года, «Венера-15» и АМС «Венера-16» получили радиолокационное изображение поверхности Венеры в области от северного полюса до, приблизительно, 30° северной широты[8], то есть, приблизительно, 30 % поверхности Венеры.

Инфракрасная спектрометрия

Для получения информации о тепловом излучении Венеры на станции был установлен инфракрасный фурье-спектрометр, изготовленный в ГДР. Он являлся основным средством измерения в эксперименте по программе «Интеркосмос», проводимом учёными СССР и ГДР. Модель инфракрасного фурье-спектрометра была усовершенствованной версией устройств, применявшихся на советских ИСЗ серии «Метеор». Значительным его преимуществом над предшествующими моделями была способность проводить обратное преобразование Фурье над интерферограммами прямо на борту АМС и передавать на Землю, по желанию операторов, либо необработанные интерферограммы, либо готовые спектры, либо и то, и другое[12]. При помощи этого прибора с орбиты ИСВ станции «Венера-15» и «Венера-16» в 1983 году получили 1500 спектров инфракрасного излучения, каждый — в диапазоне длин волн от 6 до 40 мкм. Исследованный пояс широт — от 66 градусов ю.ш. до 87 градусов с.ш. Обычно вдоль каждой трассы, которая проходила в меридиональном направлении вблизи полюса с ночной стороны Венеры на дневную, станцией регистрировалось 50—60 инфракрасных спектров[8].

Обработка информации и составление карт

Сигнал, поступавший с АМС проходил обработку с помощью ЭВМ -4 и специально разработанной аппаратуры, включавшей такие элементы, как процессор, выполнявший преобразование Фурье, в Институте радиотехники и электроники (ИРЭ) АН СССР, где по нему строились профили высот поверхности и её радиолокационные изображения[8][3]. Данные ИРЭ обрабатывались в Институте геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского АН СССР и в ЦНИИГАиК[8]. Параметры орбиты, необходимые при обработке картографической информации, уточнялись Институтом прикладной математики АН СССР[13]. Система координат точек на поверхности Венеры, использовавшаяся станцией, соответствовала утверждённой МАС в 1982 году[14]. С помощью несложных преобразований — умножения на одну матрицу размером 3×3, она может быть приведена к системе, принятой МАС в 1985 году[15] и использовавшейся, в частности, американским космическим аппаратом «Магеллан»[1]. Для более наглядного представления высот они отсчитывались от сферы радиусом 6051 км, который по данным на то время был равен среднему радиусу Венеры[4].

Данные измерений радиолокатора и радиовысотомера служили основой при создании карт Венеры, для каждой из 27 частей исследованной области была составлена фотографическая и гипсометрическая карты. Эта работа была завершена ИРЭ в 1987 году[4]. Разрешение радиолокационных изображений составляло 1—2 км, и поэтому для фотографических карт использовался масштаб 1:5000000. Для фрагментов карт, охватывающих широты до 80 градусов с.ш. использовалась нормальная равноугольная коническая проекция Ламберта — Гаусса, а для широт от 80 до 90 градусов с.ш. — стереографическая проекция[13]. Для составления гипсометрических карт использовались данные радиовысотомера, полученные по трассам следования станций, точность каждого измерения высоты составляла 30 метров. Значения высоты между трассами получались интерполяцией по методу обратных взвешенных расстояний[3]. На основе этих карт был выпущен первый атлас рельефа Венеры[16]. В 1989 году за «создание первых детальных карт поверхности Венеры цифровыми методами и анализ на их основе геологии Венеры» А. Т. Базилевскому, Г. А. Бурбе, С. Ф. Загороднему, А. И. Захарову, С. П. Игнатову, А. А. Крымову, М. В. Островскому, А. А. Пронину, А. Л. Суханову, А. Г. Тучину, Ю. С. Тюфлину и Б. Я. Фельдману была присуждена Государственная премия СССР[17]. Картографирование Венеры было позже продолжено аналогичными методами при помощи КА «Магеллан».

В исследованном двумя АМС районе как две точки с максимальной высотой, так и точка с минимальной высотой были определены радиовысотомером АМС «Венера-16»[1]:

Дата измеренияВысота (от уровня 6051 км)Координаты, по МАС-82Координаты, по МАС-85Район
14 ноября 1983 года-2250 мширота — 43,862°, долгота — 275,028°широта — 43,816°, долгота — 275,138°Гряды Додолы
14 января 1984 года11150 мширота — 65,005°, долгота — 2,509°широта — 65,03°, долгота — 2,545°Горы Максвелла
15 января 1984 года11150 мширота — 64,21°, долгота — 4,159°широта — 64,236°, долгота — 4,2°Горы Максвелла

По спектрам инфракрасного излучения, полученным с помощью фурье-спектрометров станций «Венера-15» и «Венера-16» были составлены 1500 профилей температуры атмосферы Венеры в диапазоне высот от 60 до 90 км над различными точками её поверхности, определено содержание различных газообразных веществ, плотность облаков и высота их верхней кромки. Установлено, что чем ближе к полюсу, тем плотнее облака и тем ниже их верхняя граница. У полюса обнаружены два «горячих пятна», где высота верхней кромки облаков на 10 км ниже, чем на экваторе, а поток теплового излучения достигает максимальных для всей венерианской атмосферы значений.[8]

Новые имена на карте Венеры

«Венера-15» и «Венера-16» обнаружили два новых типа структур рельефа[18]:14, которые стали называть родовыми терминами «венец» (кольцевые структуры размером от 150 до 600 км)[19] и «тессера» (структуры из чередующихся хребтов и долин, на снимках напоминающие паркет)[20]. Открытым в результате работы станций «Венера-15» и «Венера-16» деталям поверхности Венеры МАС, в соответствии с обычной в таких случаях процедурой, присвоил названия. Они выбирались из специального картографического банка имён, который, в частности, включал добавленные по предложению Института этнографии и одобренные номенклатурной комиссией при Астрономическом Совете АН СССР имена героинь эпических произведений народов СССР[21]. Имена для открытых АМС «Венера-15» и «Венера-16» деталей рельефа были утверждены XIX Ассамблеей МАС в Нью-Дели (1985 год) и XXI Ассамблеей МАС в Буэнос-Айресе (1991 год)[22]. Так многие из указанных имён появились на картах приполярной области Венеры.

3МВ

Третье поколение АМС серии 3МВ также предназначалось для исследования Венеры и Марса и разрабатывалось в двух вариантах: для посадки (3МВ-1) и для пролёта (3МВ-2). За основу был взят проект 2МВ, основными изменениями стали работы по повышению надёжности путём дублирования элементов системы ориентации.
Список аппаратов 3МВ по программе «Венера»

НазваниеДата запускаСтартовая площадкаРакета-носительNSSDC IDSCNСтатусПримечания
3МВ-1А № 4А19.02.1964Байконур, Пл. 1Молния-М / Блок «Л»сход с орбитыАМС утеряна из-за аварии третьей ступени.
Космос-27 (3МВ-1А № 5)27.03.1964Байконур, Пл. 1Молния-М / Блок «Л»1964-014A00770сход с орбитыАМС утеряна из-за аварии разгонного блока.
Зонд-1 (3МВ-1 № 4)02.04.1964Байконур, Пл. 1Молния-М / Блок «Л»1964-016D00785потеря связиИз-за разгерметизации приборного отсека произошёл отказ системы связи. Пролет АМС на расстоянии 110 000 км от Венеры.
Венера-2 (3МВ-4 № 4)12.11.1965Байконур, Пл. 1Молния-М / Блок «Л»1965-091A01730частичный успехИз-за выхода из строя системы управления основная задача не выполнена. Пролет АМС на расстоянии 24 000 км от Венеры.
Венера-3 (3МВ-3 № 1)16.11.1965Байконур, Пл. 1Молния-М / Блок «Л»1965-092A01733потеря связи16 февраля 1966 система связи вышла из строя. 1 марта 1966 аппарат врезался в поверхность Венеры.
Космос-96 (3МВ-4 № 6)23.11.1965Байконур, Пл. 1Молния-М / Блок «Л»1965-094A01742сход с орбитыАМС утеряна из-за аварии разгонного блока.

Запуск и полет

Запуск состоялся 17 августа 1970 года с космодрома Байконур ракетой-носителем «Молния-М» с разгонным блоком, получившим обозначение НВЛ.

Спустя четыре месяца автоматическая станция достигла Венеры, за это время с ней было проведено 124 сеанса радиосвязи.

15 декабря 1970 года спускаемый аппарат «Венеры-7» впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность планеты (на ночную сторону). Отделение от орбитального аппарата произошло при входе в атмосферу, парашют раскрылся на высоте около 55 км от поверхности планеты.

Последующие поколения венерианских АМС

  1. «Венера-4»
    в октябре 1967 года доставила на Венеру сферический спускаемый аппарат, который в течение 94 минут с помощью парашютной системы опускался на ночной стороне планеты. Была получена информация о том, что на высоте 25 км температура атмосферы Венеры составляет 271 °C, а давление — 17—20 атмосфер. Было установлено, что атмосфера Венеры на 90 % состоит из углекислого газа. Была обнаружена водородная корона Венеры. Если до полёта «Венеры-4» считалось, что давление на поверхности Венеры составляет 10 атмосфер, то обработка данных «Венеры-4» позволила получить новую, на порядок большую оценку — около 100 атмосфер, что было учтено при проектировании следующих аппаратов серии. Запуск 17 июня 1967 г. аналогичной АМС 3МВ-4
    «Венера-67A» («Космос-167»)
    для спуска на Венеру не удался.
  2. «Венера-5»
    и
    «Венера-6»
    в мае 1969 года вошли в ночную атмосферу Венеры и передали уточнённые данные о более глубоких слоях атмосферы. Во время перелёта были получены новые данные о структуре потоков плазмы (солнечного ветра) вблизи Венеры.
  3. «Венера-7»
    запущена 17 августа 1970 года, 15 декабря 1970 года достигла Венеры. Её спускаемый аппарат был полностью переделан по сравнению с предыдущими станциями («Венера-4, 5, 6»), и был рассчитан на давление, на порядок большее — 180 атмосфер, что позволило впервые в мире совершить мягкую посадку на поверхность Венеры работоспособного аппарата (предыдущие станции были разрушены атмосферным давлением на высотах от 18 до 28 км). Информация передавалась 53 минуты, в том числе 20 минут — с поверхности (первый случай радиосвязи с поверхности другой планеты). Из-за выхода из строя коммутатора, из всех установленных приборов были получены только данные термометра. Тем не менее, по интегрированию доплеровского сдвига сигнала удалось привязать данные о температуре к высоте. По полученным данным был выявлен адиабатический характер изменения температуры, что по данным измерений предыдущих станций позволило рассчитать распределение давления и плотности атмосферы Венеры по высоте вплоть до поверхности: у поверхности давление атмосферы Венеры составило 90 ± 15 атмосфер, а температура — 475 ± 20 °C. Запуск 22 августа 1970 г. аналогичной АМС 3МВ-4
    «Венера-70A» («Космос-359»)
    для посадки на Венеру не удался.
  4. «Венера-8»
    , запущена 27 марта 1972 года, и 22 июля 1972 года, через 117 суток после старта достигла Венеры, впервые осуществив мягкую посадку на её дневной стороне. Спускаемый аппарат был вновь переделан — снижение расчётного рабочего давления до 105 атмосфер (вместо 180 на «Венере-7») позволило облегчить его почти на 40 кг, что позволило разместить на станции дополнительные приборы — фотометр и прибор для измерения концентрации аммиака. Одной из целей было измерение освещённости, необходимое для последующего фотографирования поверхности. Впервые была измерена освещённость на поверхности планеты (она оказалась такой же, как на Земле в пасмурный день), была измерена концентрация аммиака на высотах 33 и 46 км, с помощью гамма-спектрометра было впервые проведено исследование грунта другой планеты. По доплеровскому смещению сигнала во время спуска была измерена скорость ветра на разных высотах. Программа полёта станции «Венера-8» была выполнена полностью. Запуск 31 марта 1972 г. аналогичной АМС 3МВ-4
    «Венера-72A» («Космос-482»)
    для посадки на Венеру не удался.
  5. «Венера-9»
    и
    «Венера-10»
    — тяжёлые АМС нового третьего поколения, разработанные, как и все последующие, в НПО им. Лавочкина. Спускаемые аппараты станций «Венера-9» и «Венера-10» в октябре 1975 года совершили посадку на дневной стороне планеты на расстоянии около 2000 км друг от друга. Спустя две минуты после посадки начиналась передача телевизионной панорамы. Это были первые в мире фотографии, переданные с поверхности другой планеты. Была измерена плотность грунта и содержание естественных радиоактивных элементов. Передача информации со спускаемого аппарата длилась 53 минуты. Сами станции продолжали полёт, выйдя на двухсуточные сильно вытянутые эллиптические орбиты Венеры, и стали таким образом первыми в мире искусственными спутниками Венеры.
  6. «Венера-11»
    и
    «Венера-12»
    в декабре 1978 года совершили посадку на дневную сторону Венеры. В комплексе измерений параметров атмосферы планеты велась регистрация электрических разрядов. Передача изображений с поверхности не удалась.
  7. «Венера-13»
    и
    «Венера-14»
    — спускаемые аппараты станций в марте 1982 года совершили мягкую посадку на поверхность планеты. Впервые были получены цветные изображения поверхности и проведён прямой анализ грунта планеты. Также СА имели микрофоны, производилась передача звука с поверхности (в продетектированном[
    прояснить
    ] виде)[6][
    неавторитетный источник?
    ].
  8. «Венера-15»
    и
    «Венера-16»
    в октябре 1983 года стали искусственными спутниками Венеры. В течение нескольких месяцев передавали на Землю радиолокационные изображения[7] поверхности Венеры с разрешением в 1—2 км.

Дальнейшим продолжением программы «Венера» в СССР стала программа «Вега» по исследованию Венеры (посадочными аппаратами и аэростатами в атмосфере), а также кометы Галлея. АМС «Вега-1»

и
«Вега-2»
запущены в июне 1985 г.

В постсоветской России есть проекты по запуску к Венере в 2024 г. АМС «Венера-Д»[8] и позже АМС «Венера-Глоб».

Конструкция

В конструкции АМС «Венера-7» были учтены данные, полученные предшествующими станциями «Венера-4», «Венера-5» и «Венера-6». Из расчётов, сделанных на основе данных, полученных во время предыдущих экспедиций, предполагалось, что на поверхности планеты давление может достигать значения 100 атмосфер, температура — 500 и скорость ветра у поверхности — 1,5 м/с. Чтобы выдержать такое давление, корпус спускаемого аппарата изготовили не из алюминиево-магниевого сплава АМГ 6, как у предыдущих «Венер», а из титана, благодаря чему он был способен выдержать давление до 180 атмосфер. Тепловая изоляция нижней полусферы СА была выполнена из стеклопласта, а верхней полусферы — из стекловаты, которая заполняла ячейки стеклосот. Для уменьшения перегрузок, воздействующих на аппаратуру при соприкосновении аппарата с поверхностью планеты, было установлено амортизационное устройство.

Высокое атмосферное давление позволило заменить двухкаскадную парашютную систему на однокаскадную с рифленым парашютом конусной формы площадью 2,8 м² (это чуть больше, чем площадь купола тормозного парашюта на «Венере-4», а основной парашют на «Венере-4» имел площадь в 20 раз больше). Парашют был изготовлен из стеклонитронa. Для обеспечения достаточной прочности купол парашюта изготавливался из 4 слоев ткани. После выгорания нитрона обеспечивалась воздухопроницаемость купола, гарантирующая его надежное функционирование. Соответственно была изменена и автоматика ввода парашютной системы.

Полностью был изменен состав научной аппаратуры. Кроме того, для измерения высот в диапазоне 25-1 км был установлен новый радиовысотомер. В связи с изменением состава научной аппаратуры в спускаемом аппарате и циклограммы её функционирования потребовалось увеличить и ёмкость аккумуляторной батареи. Вместо никель-кадмиевой была установлена свинцово-цинковая батарея. За 15 суток до подлета к Венере по команде с Земли производился её заряд от солнечных батарей.

В связи с увеличением почти на 100 кг массы спускаемого аппарата по сравнению со спускаемыми аппаратами «Венеры-5,6» пришлось максимально облегчить орбитальный отсек. С него была снята вся научная аппаратура за исключением счетчика космических частиц КС 18 4М.

Но даже после этого масса всего аппарата (1180 кг) оказалась на 50 кг больше массы «Венеры-5,6», а значит, превышала возможности носителя «Молния-М». Грузоподъемность носителя удалось увеличить доработкой баков разгонного блока (он получил обозначение НВЛ), что дало возможность добавить 140 кг топлива.

  • Масса КА: 1180 кг
  • Масса спускаемого аппарата: 500 кг
  • Ракета-носитель: «Молния-М» с разгонным блоком НВЛ

Примечания

  1. №15840 (англ.). Gazetteer of Planetary Nomenclature
    . IAU Working Group for Planetary System Nomenclature.
  2. https://www.roscosmos.ru/media/files/moon/15.pdf
  3. 1234Борис Черток.
    Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам. — 2-е издание. — М.: Машиностроение, 1999. — ISBN 5-217-02935-8.
  4. Екатерина Шутова.
    Венера — «русская планета»
    (неопр.)
    . Газета.ру (1 марта 2016). Дата обращения 30 ноября 2020.
  5. 12Борис Черток.
    Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам. — 2-е издание. — М.: Машиностроение, 1999. — ISBN 5-217-02935-8.
  6. Реконструкция звука (промодулированная огибающая)
  7. от 23 февраля 2007 на Wayback Machine
  8. РАН: запуск «Венеры-Д» состоится не ранее 2024 года (неопр.)
    (9 апреля 2012). Дата обращения 23 июня 2012.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: