15 фактов, которые нужно знать тем, кто хочет отправиться на Марс


ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА МАРС

Мечта о полете человека на планету Марс имеет давнюю историю, но только сегодня мы подошли к возможности ее исполнения очень близко. Во многом интерес к Марсу был связан с ожиданием встречи братьев по разуму. И хотя рассчитывать на обнаружение на Марсе разумных существ не приходится, какие-то формы жизни там, вероятно, можно отыскать. Но значение полета человека на Марс выходит далеко за пределы поиска жизни вне Земли. Важно, что Марс — единственная планета, перспективная с точки зрения ее колонизации. Существует мнение, что на Марс следует отправлять не экипаж, а автоматические станции, которые способны заменить человека-исследователя (см. «Наука и жизнь» № 4, 2006 г.; № 1, 2007 г.). Несмотря на это, работы по осуществлению полета ведутся, а в Институте медико-биологических проблем начинается эксперимент по моделированию полета. О проекте готовящейся марсианской экспедиции рассказывает Леонид Алексеевич Горшков, главный научный сотрудник РКК «Энергия», доктор технических наук, профессор, лауреат Государствен ной премии, действительный член Академии космонавтики. Один из руководителей работ по марсианской программе в РКК «Энергия». Принимал непосредственное участие в проектировании и разработке кораблей «Союз», станций «Салют», «Мир» и российского сегмента Международной космической станции (МКС). В 1994-1998 годах Л. А. Горшков был заместителем директора программы Международной космической станции с российской стороны.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Схема марсианской экспедиции.

Так устроен электроракетный двигатель.

Конструкция первого служебного модуля Международной космический станции «Звезда» послужила основой для межпланетного экспедиционного комплекса.

Внутреннее устройство жилого модуля межпланетного орбитального корабля.

Взаимодействие элементов модуля солнечного буксира.

Ферменные конструкции составляют основу двигательной установки межпланетного экспедиционного комплекса.

Общий вид межпланетного экспедиционного комплекса. На ажурных фермах установлены панели солнечных фотопреобразователей и два пакета электрореактивных двигателей.

Схема работы взлетно-посадочного комплекса, обеспечивающего доставку космонавтов-исследователей на поверхность Марса и возвращение их на орбитальный корабль.

Как выглядит полет человека на Марс

Перелет с орбиты Земли на орбиту Марса займет 2-2,5 года. Корабль, в котором все это время должен жить и работать экипаж, имеет массу 500 тонн, и топлива ему требуется сотни тонн. Именно масштабность задачи отличает полет человека на Марс от полетов сравнительно небольших автоматических аппаратов. Общая масса всего пилотируемого комплекса становится значительно больше, чем могут вывести на орбиту даже самые мощные ракеты-носители. Поэтому создавать гигантскую ракету для выведения с Земли всего межпланетного комплекса не имеет смысла. Проще отправлять его на околоземную орбиту по частям, из этих частей и собирать там комплекс, используя уже отработанные технологии сборки на орбите.

Полет произойдет следующим образом. За несколько месяцев комплекс соберут, и межпланетная экспедиция по гелиоцентрической орбите перелетит в окрестности Марса. Так как опускать весь межпланетный корабль на поверхность Марса нецелесообразно, в составе комплекса будет взлетно-посадочный модуль. После выхода межпланетного экспедиционного комплекса на круговую орбиту вокруг Марса в нем экипаж или его часть совершит посадку на поверхность планеты. После окончания работы на поверхности космонавты вернутся на корабль. Межпланетный экспедиционный комплекс стартует с околомарсианской орбиты к Земле и выйдет на орбиту, с которой стартовал к Марсу. На корабле возвращения экипаж спустится на Землю.

Таким образом, межпланетный экспедиционный комплекс состоит из четырех основных функциональных частей: корабля, в котором работает экипаж и размещается все основное оборудование; межпланетного буксира, обеспечивающего перелет по межпланетной траектории; взлетно-посадочного комплекса и корабля возвращения на Землю.

Основная проблема организации полета человека на Марс — обеспечить высокую вероятность благополучного возвращения экипажа. Уровень безопасности экипажа должен соответствовать российским стандартам, то есть марсианская экспедиция должна быть не опаснее, чем, например, полет на орбитальную станцию. Выполнить это требование чрезвычайно сложно.

Одним из принципиальных технических решений по межпланетному комплексу стал выбор буксира, по существу — большой ракеты с многократным включением двигателей.

Сегодня самой надежной ракетой, выводящей человека в космос, остается ракета-носитель «Союз», прекрасно работавшая всю многолетнюю историю пилотируемых полетов. Но даже и она, хоть и редко, отказывает. На этот случай предусмотрена система аварийного спасения, когда при выходе из строя ракеты-носителя пороховые двигатели уводят спускаемый аппарат с экипажем от ракеты и космонавты приземляются на поверхность Земли. Эту систему спасения уже приходилось применять при эксплуатации орбитальных станций.

Ракету «Союз» соберут на Земле и испытают с участием множества специалистов, включая группы контроля качества работ, а межпланетную ракету соберут и испытают на орбите. И она должна иметь значительно более высокую надежность, чем «Союз», так как невозможно создать систему аварийного спасения экипажа в случае отказа в процессе ее выхода на гелиоцентрическую орбиту. Поэтому для обеспечения необходимой безопасности экипажа нужны принципиально новые технические решения при выборе межпланетного буксира.

Работы над концепцией полета человека на Марс ведутся с 1960 года (см. «Наука и жизнь» № 6, 1994 г.). Первый отечественный проект корабля для посадки человека на поверхность Марса был выполнен в ОКБ-1, возглавляемом Сергеем Павловичем Королевым. Ныне это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им С. П. Королева. В проекте 1960 года было принято принципиально новое техническое решение: использовать для межпланетной экспедиции электроракетные двигатели (см. «Наука и жизнь» № 9, 1999 г.). Это решение РКК «Энергии» осталось неизменным для всех последующих модификаций проекта полета человека на Марс, и именно оно позволило во многом решить проблему безопасности.

Принцип работы электроракетных двигателей заключается в том, что реактивная струя, обеспечивающая тягу, создается не вследствие теплового расширения газа, как в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД), а с помощью разгона ионизированного газа в электромагнитном поле, создаваемом бортовой электростанцией. Топливом, а точнее, «рабочим телом» станет газ ксенон.

В качестве электростанции, питающей электроракетные двигатели, в 1960 году собирались использовать ядерный реактор мощностью 7 МВт. Отдельные части корабля предполагали доставлять на орбиту тяжелой ракетой-носителем (в это время еще только начинались работы по ракете Н-1). Экипаж планировался из шести человек. После посадки на поверхность Марса оборудование собрали бы в виде «поезда», который должен был пересечь планету от одного ее полюса до другого.

В 1969 году этот проект был переработан. Мощность реактора увеличена до 15 МВт. Для повышения надежности двигательной установки вместо одного реактора запланировали три. В ходе переработки проекта пришлось умерить «аппетиты»: число посадочных аппаратов с пяти сократили до одного, членов экипажа стало четверо. В качестве ракеты-носителя решили использовать модификацию новой тяжелой ракеты Н-1 (см. «Наука и жизнь» №№ 4, 5, 1994 г.).

В 1988 году вследствие большого прогресса в создании пленочных фотопреобразователей и успехов в разработке трансформируемых ферменных конструкций ядерный реактор заменили на солнечные батареи. Одним из мотивов этого решения стало стремление сделать межпланетный экспедиционный комплекс экологически чистым. Основным достоинством такого решения была возможность многократного дублирования двигательной установки. Для доставки деталей корабля на орбиту Земли предполагалось использовать новую ракету-носитель «Энергия».

Элементы экспедиционного комплекса и состояние их разработки

Первый элемент международного комплекса — корабль, в котором работает экипаж. Он называется межпланетным орбитальным кораблем. Орбитальным — потому, что его главная функция связана с работой на орбитах межпланетного перелета. Создание этого корабля в сравнительно короткие сроки вполне реально. По своим задачам он, по существу, — аналог российского модуля «Звезда» Международной космической станции, только несколько больший по размерам. Дело в том, что на космическую станцию требуемое оборудование можно доставить на корабле «Прогресс» через два-три месяца, а у марсианской экспедиции такой возможности не будет два-два с половиной года. Поэтому все, что может понадобиться в течение всего полета, в том числе при возникновении нештатных ситуаций, нужно взять с собой и разместить на корабле.

Основные системы межпланетного корабля уже отработаны на орбитальных станциях «Салют» и «Мир». Поэтому для его постройки планируется использовать готовую документацию на многие конструктивные элементы, а главное — заводскую оснастку и технологии, имеющиеся на заводе — изготовителе корпуса модуля «Звезда» (завод Центра им. Хруничева).

Второй элемент межпланетного экспедиционного комплекса — солнечный буксир,

обеспечивающий перелет по межпланетной траектории. Он состоит из двух пакетов электроракетных двигателей с системами управления, баков с рабочим телом и больших панелей с пленочными солнечными фотопреобразователями, снабжающими энергией двигатели.

Солнечный буксир также включает много уже разработанных агрегатов, конструкций и систем. Электроракетные двигатели широко используют в космической технике, и для полета на Марс требуется только несколько усовершенствовать их характеристики. Пленочные солнечные фотопреобразователи изготавливают в России для наземных нужд. А для проверки стойкости в условиях космического пространства их образцы размещали на внешней поверхности станции «Мир». Трансформируемые конструкции, на которых должны размещаться фотопреобразователи, также отрабатывали при полетах орбитальных станций. В солнечном буксире предполагается взять за основу конструкцию фермы «Софора», установленной на станции «Мир». Чтобы соединения не имели люфтов, использовали так называемый «эффект памяти формы», то есть способность некоторых материалов после нагревания принимать форму и размеры, какие были у соответствующих деталей до специально проведенной деформации.

Третий элемент межпланетного комплекса — взлетно-посадочный комплекс,

в котором часть экипажа совершает посадку на поверхность Марса и возвращается обратно в корабль. Взлетно-посадочный комплекс в отличие от предыдущих элементов — совершенно новая разработка. Его аналогов в российских программах еще не было. Однако подобные задачи в российской космонавтике решались, и каких-то серьезных проблем по его созданию не видно.

И, наконец, четвертый элемент комплекса —
корабль возвращения к Земле
. Он имеет реальный прототип — корабль «Зонд», который разрабатывали в СССР для облета человеком Луны с входом в плотные слои атмосферы со второй космической скоростью. «Зонд-4»-«Зонд-7» совершили полеты в 1968-1969 годах с животными в кабине экипажа. Правда, от полетов человека в этих кораблях впоследствии отказались.

В чем же особенность проекта РКК «Энергия»? Почему он представляется вполне реальным? Прежде всего, из-за выбора двигательной установки межпланетного перелета. Электроракетные двигатели имеют сравнительно малую тягу, но высокую скорость истечения струи, что существенно снижает необходимые запасы топлива для межпланетных перелетов. Но самое главное состоит в том, что в отличие от всех других двигателей они позволяют обеспечить многократное резервирование. Что имеется в виду?

Для межпланетного комплекса с начальной массой порядка 1000 тонн нужно примерно 400 электроракетных двигателей тягой около 80 гс (0,8 Н) каждый. Все эти двигатели или группы двигателей работают независимо друг от друга, каждая группа имеет свою секцию баков с рабочим телом, свою систему управления, свою секцию солнечных батарей. И отказ даже нескольких групп двигателей не повлияет на межпланетный перелет. Такая двигательная установка практически не подвержена отказам. Это что-то вроде той стаи гусей, которая возила барона Мюнхаузена на Луну: любой гусь по дороге имел право устать и сойти с дистанции без вреда для всего полета.

Суммарная тяга всех двигателей составляет 32 кгс, или 320 Н. В открытом космосе корабль массой около 1000 тонн под действием этой силы приобретает ускорение 32×10-5 м/с2. Этого мизерного ускорения достаточно, чтобы при длительной работе двигателей набрать необходимую для межпланетного перелета скорость. Время движения корабля по спиральной траектории вокруг Земли составляет около трех месяцев. На этом участке траектории двигатели не работают непрерывно, они выключаются при затенении Солнца Землей. После перехода корабля на гелиоцентрическую орбиту работа двигателей продолжится.

В России уже пройден большой путь к организации первого полета человека на Марс. На орбитальных станциях «Салют» и «Мир» проверены многие элементы будущего межпланетного комплекса, проведена огромная работа по отработке систем и технологий обеспечения длительных полетов человека в космос. Ни в одной стране не накоплено такого опыта.

В настоящее время в Институте медико-биологических проблем готовится эксперимент «500 дней» по исследованию медицинских аспектов будущего полета человека на Марс. В качестве основы макета марсианского комплекса используется конструкция, созданная в 1960-х годах по инициативе С. П. Королева, на которой уже проводились исследования по программе отработки межпланетных полетов.

Название эксперимента связано с тем, что, хотя время полета человека на Марс составляет 700-900 суток в зависимости от года проведения экспедиции, первый экспериментальный «полет» на Земле будет длиться 500 дней. Первый экипаж наземного «полета» составит шесть человек, и будет он международным, из представителей разных стран.

Представляется, что американцы окончательно еще не определились с концепцией полета человека на Марс. Но, судя по публикациям, докладам на международных конференциях, они склоняются к использованию ядерных двигателей. Российские специалисты не разделяют этого подхода по многим причинам. Во-первых, испытания таких двигателей на Земле связаны с истечением мощной радиоактивной струи. Несмотря на то что существуют технические способы защиты от нее земной атмосферы, стенды отработки таких двигателей все-таки представляют определенную опасность для окружающей территории. Но самое главное заключается в том, что для ядерных двигателей недостижим такой уровень надежности, какой можно достичь, применяя многократно резервируемые электроракетные двигатели. Кроме того, использование для межпланетного перелета экологически чистых двигателей позволяет сделать межпланетный корабль многоразовым. Многоразовость очень привлекательна, когда речь идет не о единственном полете, а о программе освоения Марса.

Этап посадки на поверхность Марса наиболее критичен с точки зрения обеспечения безопасности экипажа. В отличие от солнечного буксира и межпланетного орбитального корабля взлетно-посадочный комплекс имеет гораздо меньше возможностей использовать резервные комплекты оборудования: процессы идут быстро, и подключить дублирующее оборудование не всегда возможно. Поэтому главным фактором обеспечения необходимой надежности взлетно-посадочного комплекса становится его тщательная отработка, в том числе в беспилотном режиме в реальных марсианских условиях. Никто не решится послать на Марс человека до того, как взлетно-посадочный комплекс не осуществит посадку и взлет с планеты в автоматическом режиме. Поэтому первые полеты человека к Марсу будут без посадки экипажа на его поверхность.

При первых полетах к Марсу экипаж останется на околомарсианской орбите, на поверхность спустится только телеуправляемый автоматический аппарат. Следует особо обратить внимание на этот этап исследования Марса человеком. По существу, на поверхность «спускаются» глаза и руки космонавта. В этом полете хорошо сочетаются и безопасность экипажа, и использование в полной мере опыта и интуиции ученого-планетолога, который будет проводить исследования с борта межпланетного орбитального корабля. Получается полное виртуальное присутствие человека на реальной поверхности Марса. С Земли это сделать невозможно из-за большого расстояния и запаздывания сигнала на несколько десятков минут.

Трудно найти разницу с точки зрения эффективности работы, присутствует ли человек на поверхности физически или виртуально. Разве только не остается на грунте следа подошвы ботинок космонавта. При виртуальной посадке на Марс космонавт ведет наблюдение не через иллюминатор скафандра, а через весьма совершенные видеосредства. Работает не руками в перчатках скафандра, а с помощью более тонких инструментов. Учитывая, что одна из целей экспедиций на Марс — подготовка к его колонизации, полет с виртуальной посадкой экипажа станет только первым этапом в этом процессе.

Таким образом, российский проект полета человека на Марс обладает очень важными особенностями. Во-первых, технические решения, заложенные в проект, и наличие большого задела делают полет на Марс самым дешевым из всех известных вариантов экспедиций; во-вторых, безопасность экипажа в этом полете очень высока.

Зачем лететь на Марс?

И здесь уместен вопрос: а нужен ли вообще полет человека на Марс? С одной стороны, казалось бы, все ясно: полет человека на Марс стоит дорого. Каких-то более или менее заметных благ для землян он не сулит. А на самой Земле есть много проблем, на решение которых требуются средства. Даже просто обеспечение земного населения пищей представляется более приоритетной задачей, чем полет человека на Марс.

Но, к счастью, хотя жизнь населения Земли во все времена не была благополучной, человечество никогда не руководствовалось очевидным на первый взгляд принципом «сиюминутной выгоды». Именно поэтому мы сегодня не сидим в звериных шкурах у костра возле пещеры. Исследование окрестностей собственного «дома», от Мирового океана до космического пространства, всегда было и остается одним из элементов развития цивилизации.

Но существует ли какая-нибудь прагматичная мотивация полета на Марс? Первая очевидная задача экспедиции — изучение нашей соседней планеты. Исследования Марса помогут в значительной степени прогнозировать развитие Земли, продвинуться в понимании проблемы происхождения жизни и многом другом. Они находятся в одном ряду с изучением звезд, галактик, окружающей нас Вселенной, проникновением в существо материи, изучением структуры микромира, строения атомного ядра… Все это непосредственной выгоды в ближайшее время не сулит.

Мы все живем на одной планете, и она подвержена различным глобальным опасностям, которые могут уничтожить все человечество. Например, столкновение с астероидом достаточно большой массы, безусловно, будет означать конец истории Homo sapiens. Да и сами земляне представляют опасность для самих себя. «Яйца не должны лежать в одной корзине», и организация поселений на других планетах Солнечной cистемы, и в первую очередь на Марсе, служит выходом из этой ситуации. Несмотря на то что вероятность глобальной катастрофы невелика, цена, которую может заплатить человечество за беспечность, максимальна из всего, что только можно представить. Процесс освоения планет длительный, но откладывать его начало неразумно, учитывая эту цену. Казалось бы, вполне прагматичная цель. Тем не менее многие считают вероятность глобальной катастрофы слишком низкой, чтобы признать программу освоения планет вполне обоснован ной для развертывания работ по полету человека на Марс. Но следует иметь в виду, что совокупность интересов членов общества никогда не соответствует интересам всего общества в целом.

Важен вопрос о мотивации работ по марсианской программе в России. Есть ли практические задачи, которые решит Россия, взявшись за организацию полета человека на Марс? Оказывается, есть.

Несмотря на то что динамика развития экономики России позитивна, у нее существует весьма уязвимое место — ресурсная направленность (производство и экспорт углеводородов, металлургия и т. д.), на что неоднократно обращал внимание президент Российской Федерации. Восстановить промышленность России после кризиса 1990-х годов пока не удалось. А какую промышленность надо восстанавливать прежде всего? Наверное, ту, которая использует передовые технологии, востребованные на мировом рынке. И авиакосмические технологии относятся именно к таким. По многим из них у нашей страны есть безусловный приоритет.

Восстановление промышленности имеет и социальный аспект. В создании орбитальных станций «Салют», «Мир», российского сегмента Международной космической станции, например, участвовали тысячи предприятий, работающих в самых различных регионах и городах страны. Для создания космической техники нужны не только чисто «космические» производства. Необходимы различные приборы и агрегаты, материалы и многое другое. А это все рабочие места для специалистов, использующих передовые технологии, что всегда очень важно для любой страны.

Мы уже привыкли к понятию «утечка мозгов». Утечка мозгов идет, но вроде бы ничего страшного не происходит. В действительности это только так кажется. Процесс, когда наиболее ценные кадры покидают Россию, опасен для страны, грозит самому ее существованию. Ученые покидают страну не потому, что за рубежом они получают больше денег, а прежде всего потому, что в нашей стране нет программ, в которых они нашли бы себе применение. России как воздух нужны крупные научные программы. В частности, в программе полета человека на Марс будут востребованы ученые самых различных специальностей — биологи, медики, материаловеды, физики, программисты, химики и многие, многие другие.

Можно по-разному относиться к понятию престижа страны. Но авторитет государства — это понятие в том числе и экономическое. Вспомним, как вырос авторитет США после программы «Аполлон». Полет человека на Марс, что бы ни говорили по этому поводу скептики, всегда волновал и будет волновать человечество. Реализация этой мечты многих поколений предельно престижна. Так что проект полета человека на Марс для России имеет особое значение.

Теперь о ситуации с международным сотрудничеством при организации полета человека на Марс. Очень часто можно слышать, что этот полет возможен только в широкой международной кооперации. Действительно, освоение Марса — длительный процесс, и в нем на определенных этапах станут участвовать практически все страны, обладающие соответствующими технология ми. В программе полетов на Марс будут востребованы самые различные корабли, базы, средства исследований и строительства. Национальные программы различных стран будут решать отдельные задачи освоения Марса. И каждая страна пройдет свою часть пути к этой программе.

Пока существуют разные государства, неизбежно наличие национальных программ. Каждая страна заинтересована в развитии своих передовых технологий, основанных на собственном опыте и разработках. Особенно если эти технологии востребованы на мировом рынке. Поэтому в космонавтике всегда будут соседствовать и международные и национальные программы.

Сегодня в США полет человека на Марс объявлен национальной программой. Американцы, в принципе, могут пригласить участвовать в ней и другие страны, однако за их собственные средства. Но собственные средства следует тратить с максимальной выгодой для себя. Вряд ли целесообразно делать за свои деньги какие-то элементы американской программы. Более выгодно разрабатывать ключевые технологии при полете человека на Марс, которые позволят развивать национальные программы и в дальнейшем. Например, многоразовые солнечные буксиры, ставшие одним из элементов российской концепции полета на Марс, позволят решать многие другие задачи, стоящие перед человечеством. Дело в том, что эффективные космические буксиры в перспективе во многом определят космическую стратегию, как когда-то ракеты-носители. Иными словами, Россия должна иметь собственную программу развития, а не обслуживать чужие интересы. Это ни в коей мере не мешает сотрудничеству. Системы, созданные в России, будут важны для обеспечения более широких возможностей, в том числе и американских полетов. И кооперация с различными странами по созданию отдельных элементов экспедиций, безусловно, будет.

Сотрудничество с США в первом полете человека на Марс имеет и чисто технические аспекты. Мы уважаем квалификацию американских инженеров. Но принятая американцами концепция может нас не устроить. Известен ряд американских программ, которые технически неприемлемы для российских специалистов, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности экипажа.

Предположим, что американцы захотят осуществить какой-нибудь грандиозный марсианский ядерный проект наподобие «Фридом» и, хотя это маловероятно, предложат России участвовать в этом проекте на паритетной основе. Ну и что нам делать? Участвовать? Или практически за те же деньги разрабатывать проект, основанный на российских технологиях, более дешевый, менее амбициозный и, как мы рассчитываем, более результативный. Представляется, что второй путь естественен: интеллектуальный потенциал и опыт разработок пилотируемых программ, особенно связанных с длительными полетами человека, у российских специалистов, во всяком случае, не меньший, чем у американцев.

Работа над марсианской экспедицией в США и в России не будет какой-то «марсианской гонкой». Каждая из стран станет разрабатывать свои ключевые технологии, которые позволят развивать свою национальную передовую промышленность и науку. Например, для организации очень результативного пилотируемого полета на орбиту Марса с виртуальной посадкой экипажа на марсианскую поверхность Россия уже имеет огромный технический и технологический задел. И очень важно использовать его в крупной научно-технической программе.

Таким образом, в России есть все для осуществления полета человека к Марсу: необходимый интеллектуальный потенциал, уникальный опыт работ по пилотируемым программам, работоспособная промышленная кооперация, необходимость инвестиций в наукоемкую промышленность с передовыми технологиями. Есть все основания рассчитывать, что в ближайшие десятилетия давняя мечта землян о полете человека на Марс наконец осуществится!

Комментарии к статье

«Фридом» — неосуществленный, весьма амбициозный американский проект огромной орбитальной станции. Многие инженерные разработки этого проекта были использованы при создании МКС.

См. в номере на ту же тему

Марсианская экспедиция на земле. Об эксперименте «Марс-500».

Путешествие на Марс: что может случиться с космонавтом на пути к планете и на ее поверхности

Например, полет может закончиться, толком не начавшись. Для путешествия на Марс нужна мощная ракета-носитель, аналогов которой нет. Ее разрабатывают практически с нуля. Несмотря на то, что ракету и каждый ее элемент подвергают многократным комплексным проверкам, неприятности все же случаются. Из катастроф новейшей истории космонавтики стоит упомянуть взрыв ракеты-носителя Falcon 9 из-за непредвиденного повреждения стенки из композитного материала, отделявшего горючее от окислителя. По словам Илона Маска, главы компании SpaceX, которая и разрабатывала эту ракету, авария была спровоцирована рядом совпадений, серий отказов материалов и оборудования, аналогов которым еще не было. Хорошо, что в этом случае пострадало лишь оборудование, людей на борту не было. Еще более серьезными были аварии лунной ракеты СССР «Н-1», все четыре испытания которой были неуспешными и сопровождались жертвами.

А что, если бы непредвиденные неполадки возникли на борту ракеты-носителя, отправляющейся в первый в истории человечества полет на Марс? Были бы жертвы, чрезвычайно дорогая ракета была бы уничтожена и, скорее всего, на освоении Марса в ближайшее время был бы поставлен жирный крест.

Полет к Марсу

Радиация
Хорошо, ракета взлетела, никаких проблем нет, люди направляются к Марсу. Путь к планете занимает около 9 месяцев в одну сторону, то есть это самый настоящий долговременный космический полет. А здесь человеку угрожает радиация. Дело в том, что большая часть ионизирующего излучения не доходит до поверхности Земли из-за магнитного поля нашей планеты и ее атмосферы. Чем выше, тем больше плотность излучения. Возможно, именно из-за радиации космонавт Валентин Лебедев, который провел на орбите Земли 221 день, потерял зрение.

Специалисты сравнивают защиту, предоставляемую атмосферой от ионизирующего излучения, со сталью толщиной в 1 метр. То есть через такую защиту могут прорваться лишь частицы самой высокой энергии. Что касается МКС или космического корабля, то здесь защита обусловлена лишь толщиной стенок корпуса, а это, в лучшем случае, несколько сантиметров. По мнению специалистов НАСА, космическая радиация может привести и к развитию болезни Альцгеймера.

Некоторые специалисты считают, что женщинам на Марс лучше не лететь. «Поскольку женщины в общем живут дольше мужчин, согласно прогнозу NASA, у них выше шанс получить рак за свою жизнь, будучи подверженным такому же количеству излучения, что и мужчины. Расчеты показали, что женщинам вообще не стоит лететь на Марс, поскольку кумулятивное воздействие излучения за весь срок полета превысит максимально допустимые 3% риск развития рака» — говорит Дорит Доновьел, замдиректора Национального института космических биомедицинских исследований (NSBRI).

Микрогравитация

На всем пути к Марсу человек будет находиться в условиях почти полного отсутствия гравитации минимум 9 месяцев. А это тоже проблемы для здоровья. У людей на Земле организм приспособлен к обычной гравитации, и разные системы нашего тела борются с ней, стремясь доставить кровь и другие физиологические жидкости наверх. Сразу после попадания на МКС (или ракету) эти системы продолжают действовать, так что даже внешность людей несколько меняется. Например, из-за внутричерепного давления несколько меняется форма глазных яблок.

Изменяется вкус и обоняние, ослабляются мышцы организма, включая мышцы сердца. Сильно усложняется работа вестибулярного аппарата. У некоторых людей без силы притяжения полностью исчезает или значительно ослабляется вкус и обоняние. Без физических упражнений человек теряет около 20% мышечной массы всего за пару недель.

Специалисты отмечают и проявление такого эффекта, как синдром космической адаптации. У некоторых людей при микрогравитации теряется аппетит, появляется мигрень, головокружение. Собственно, речь идет о морской болезни, которую в этом случае лучше называть «космической».

Чем дольше человек пребывает в космосе, тем больше теряется костной ткани. Из-за отсутствия привычных нагрузок кости становятся более легкими и хрупкими. Каждый месяц теряется около 1,5% костной ткани. Пока что неясно, насколько серьезна эта проблема и является ли она обратимой. Конечно, на МКС есть тренажеры, так что космонавты выполняют физические упражнения, стараясь не терять форму. Но поместится ли такое оборудование в космическом корабле, который отправится на Марс?

Позвоночник тоже страдает — увеличивается расстояние между позвонками, и человек чувствует боль. Астронавты решали эту проблему, упираясь руками и ногами в стенки станции, таким образом, позвоночник сжимался и нескольких минут хватало, чтобы ослабить боль.

Психологические проблемы

Если несколько человек запереть в ограниченном пространстве на несколько месяцев, то обязательно возникнут проблемы. Нет, необязательно это будет выражаться в конфликтах, но психика человека в такие моменты страдает. Некоторые люди могут чувствовать постоянную усталость, раздражительность, плохо спать. Из-на нарушения привычного суточного ритма, шума агрегатов и прочих факторов люди чувствуют себя не очень комфортно. Некоторым приходится даже принимать снотворное.

Еще одна психологическая проблема — оторванность от внешнего мира. Связь с Землей будет, но сигнал с удалением от планеты начнет запаздывать. Кроме того, марсианские путешественники будут четко понимать, что в случае возникновения каких-либо проблем никто не придет к ним на помощь. Люди предоставлены самим себе, что, несомненно, сильно давит на психику.

Гигиена

На МКС люди не могут принимать ванны или мыться в душе. То же самое можно сказать и относительно космического корабля, который полетит на Марс. Специальные салфетки и составы — вот, что ожидает космических путешественников на всем протяжении пути. Приходится реже менять нижнее белье, а о стирке вообще придется забыть — грязную одежду, возможно, удастся постирать уже на Марсе. Но, скорее всего, ее просто утилизируют тем либо иным образом.

Прибытие на Марс

Спуск
Итак, марсонавты, которые пробыли в пути 9 месяцев, преодолели все проблемы и прибыли к Марсу. Возникает необходимость высадки на планету. Но здесь тоже не все так просто, как может показаться. Проблема, главным образом, состоит в спуске. Дело в том, что атмосфера Марса примерно в 100 раз менее плотная, чем атмосфера Земли. Соответственно, при спуске понадобится больше сопротивления, чтобы не врезаться в поверхность на всей скорости. Тяжелые объекты набирают очень большую скорость, так что есть ограничения в массе, которую можно единоразово доставить на Марс.

Это, по мнению сотрудника НАСА Брета Дрейка, тонна (именно столько весит Curiosity). «То, как мы будем спускаться через атмосферу, остается важной задачей. С текущими методами посадки мы можем опустить на Марс только метрическую тонну. Этого недостаточно, чтобы основать колонию, для колонии нужно большее», — заявил Дрейк.

Он же говорит о том, что при условии необходимости основания колонии на Марсе за раз придется опустить от 20 до 30 тонн грузов. Сейчас НАСА и различные частные компании, прорабатывающие посадку на Марс, пытаются создать надежный способ опустить людей на поверхность планеты. Возможно, это будет дискообразный аппарат Low-Density Supersonic Decelerator.

Холод и голод

Если все получилось со спуском, то стоит помнить, что среднегодовая температура на Марсе составляет минус 62 градуса Цельсия. Температура от экватора понемногу снижается к полюсам. Днем на Марсе может быть жарко, а ночью — жутко холодно. На МКС тоже существует проблема значительных перепадов температур. Так, МКС нагревается до 90 градусов Цельсия, будучи обращенной к Солнцу и охлаждается до -90 на противоположной своей стороне. Ученые и инженеры нашли выход из этой сложной ситуации, добившись создания специализированных систем управления температурой.

Но проблема в том, что такие системы рассчитаны на работу в вакууме. Что касается Марса, то ученые еще думают над тем, как обеспечить комфортное существование марсонавтам или колонистам.

«Нам нужно решение, которое обеспечит лучшую изоляцию в холодных условиях и другой способ отвода тепла в горячих условиях. Скафандр в вакууме похож на термос, но скафандр на Марсе будет больше похоже на чашку кофе на кухонном столе — кофе в чашке остывает гораздо быстрее по сравнению с кофе в термосе» — заявил Дрейк.

Продукты питания для людей на Марсе — тоже проблема. Если речь идет о высадке с возвратом, то обойтись можно обычными для астронавтов продуктами питания сухой заморозки. Если же мы говорим о колонистах, то здесь придется еще и выращивать еду. Как? Пока до конца не ясно, специалисты еще работают над этим вопросом. Некоторые ученые считают, что грунт Марса с добавлением некоторых веществ можно сделать пригодным для выращивания сельскохозяйственных культур.

Во втором случае придется следить за концентрацией кислорода, выделяемого растениями, в атмосфере помещения, где живут колонисты. Слишком много кислорода — это вероятность спонтанных взрывов или даже отравления экипажа.

И снова радиация

Специалисты с кафедры радиационной онкологии Калифорнийского университета провели исследования для проверки того, как ионизированное излучение будет действовать на космонавтов на Марсе. Как оказалось, через 12-24 недель после облучения слабыми дозами ионизирующего излучения (5 или 30 доз 48Ti или 16O) у подопытных животных сохраняются признаки когнитивной дисфункции. Проблема связана с изменением дендридной структуры, изменением уровня протеина в синапсах и воспалением нервной ткани. Проблема выявлена у животных; возможно, схожая проблема проявится у человека. Есть риск того, что из-за снижения когнитивных функций у человека под воздействием ионизирующего излучения люди просто могут не справиться с управлением доверенных им систем, не выполнив научные и инженерные задачи или вообще забыв о том, что нужно делать.

Еще одно проявление воздействия радиации — это довольно высокая вероятность появления у людей лейкемии и снижения иммунитета. Причина — все та же радиация. Проблему выявили ученые Центра регенеративной медицины университета Уэйк-Форест. Они трансплантировали человеческие стволовые клетки в организм мышей и подвергли животных воздействию слабого ионизирующего излучения. Речь идет об особом типе клеток, которые называются гемацитобласты. Эти клетки дают начало всем остальным клеткам крови. Гемопоэтические стволовые клетки находятся в красном костном мозгу, который, в свою очередь, располагаются внутри полостей большинства костей.

В этом исследовании изучались гемацитобласты здоровых взрослых людей 30-55 лет. Как оказалось, под воздействием радиации способность этих клеток производить любые виды кровяных клеток снизилась на 60-80%. Кроме того, радиация привела к мутациям в генах, которые принимают участие в кроветворном процессе, что привело к снижению способности гемацитобластов производить зрелые клетки крови.

Следующим шагом была проверка работы клеток, подвергнувшихся воздействию радиации. Как оказалось, при трансплантации их мышам последние начали заболевать лейкемией. Ученые считают, что это может служить доказательством того, что космическая радиация может стать причиной появления лейкемии у людей.

В совокупности с уже упомянутым выше снижением иммунитета при долгосрочном пребывании человека в условиях микрогравитации окажет негативное влияние на успешный исход экспедиции на Марс любого типа — хоть временную высадку космонавтов, хоть прибытие на планету колонистов.

И ведь не следует еще забывать, что в первом случае людям придется еще и возвращаться на Землю, что приведет к повторному влиянию радиации, микрогравитации и других проблем, описанных ранее. Плюс ко всему, специалистам нужно найти надежный способ взлета с поверхности Марса для возвращения на Землю.

Как бы там ни было, специалисты не теряют надежды на разработку надежных мер безопасности, которые смогут защитить людей от одних опасностей и снизить негативное влияние других. В том, что ученые и инженеры верят в успешный исход путешествия может говорить и запланированный НАСА пилотируемый полет на Марс к 2033 году и планы Илона Маска на аналогичный полет и создание на соседней планете колонии.

Элон Маск: «Земляне, которые отправятся на Марс первыми, должны быть готовы умереть»

Билеты подешевели

Какому-нибудь другому миллиардеру можно было бы и не верить. Но обещания переселить на Марс немалую часть землян звучат от Элона Маска (Elon Musk) — основателя и генерального директора космической компании SpaceX, которая показывает на что способна. Именно Маск отправляет к Международной космической станции (МКС) корабли «Дракон» (Dragon) собственной конструкции и собственного производства.

Элон Маск агитирует лететь на Марс.

Элон Маск агитирует лететь на Марс.

О своих далеко идущих планах на счет Марса Маск заявлял еще в 2012 году. Тогда он предлагал отправить туда на ПМЖ 80 тысяч колонистов. А на днях, выступая на международном конгрессе по аэронавтике в Мексике (International Astronautical Congress in Mexico), взялся переселить уже миллион человек. Не бесплатно — «билеты» дорогие. Но за 4 года они подешевели с 500 тысяч до 200 тысяч долларов с человека.

Если верить миллиардеру, то цену получится снизить, сократив затраты на полеты. А это, в свою очередь, можно будут сделать, оптимизировав схему доставки на Марс людей и грузов и создав многоразовую технику.

Он верит, друзья, караваны ракет…

SpaceX разработала так называемую межпланетную транспортную систему (Interplanetary Transport System — ITS), которая позволит, по словам Маска, «путешествовать куда угодно, на любую планету Солнечной системы». А не только на Марс.

План же полета на Марс таков. Ракета, стартуя с Земли, выводит марсианский космический корабль на орбиту Земли. Разгонный блок с двигателями самостоятельно возвращается обратно на космодром. К нему или к другому разгонному блоку присоединяют корабль-танкер, заполненный топливом. Он выходит на орбиту, стыкуется с марсианским кораблем и заправляет его, что называется, под завязку. Марсианский корабль отправляется на Марс и, прилетев, совершает мягкую посадку с помощью своих двигателей. Разгонный блок, отстыкованный от корабля-танкера, тоже возвращается на космодром. Туда же потом прилетает и сам корабль-танкер, который тоже совершает мягкую посадку. Предполагается, что возвращаемая техника будет совершать несколько десятков полетов туда-сюда.

Марсианские корабли могут находиться на орбите Земли какое-то время — ждать заправки или благоприятного расположения наших планет, которые сближаются раз в 26 месяцев. Скорее всего, стартовать и следовать к Марсу они будут караванами. Как экспедиции средневековых мореплавателей.

Корабли с переселенцами будут стартовать с Земли.

Корабль возьмет на борт 100-200 человек.

Заправка марсианского корабля на орбите Земли.

Заправка марсианского корабля на орбите Земли.

Полет до Марса в будущем займет 30 дней.

Ну, здравствуй Марс!

Со временем же полеты на Марс станут массовыми — по тысячи кораблей каждые 26 месяцев. Постепенно — лет эдак за 40, максимум за 100 — на соседнюю планету переселятся миллион человек. Построят город и будут жить.

30 дней — и вы на другой планете

Занятно, но полет до Марсе займет примерно столько же времени, что и плавание Колумба до Америки. Переселенцы первой волны будут тратить от 80 до 150 дней. А в перспективе, как обещает Маск, время перелета можно будет сократить до 30 дней.

По словам миллиардера, пассажирам, купившим билеты до Марса, будет комфортно в дороге. Для них SpaceX разрабатывает огромный, по нынешним меркам, корабль, способный брать на борт по 100-200 человек. В нем будут и каюты, и рестораны — словом, все удобства.

Высота корабля составит 49,5 метров, диаметр — 17 метров. Выводить его на орбиту будет гигантская ракета — больше знаменитой ракета Атлас-5, доставившей американских астронавтов на Луну. Прототипом марсианской ракеты станет уже разработанная Falcon 9, но гораздо крупнее и мощнее — высотой 77,5 метров. На ней предполагается установить 42 двигателя Raptor, испытания которых Маск уже ведет.

Высота всей конструкции, отправляемой на орбиту, составит 122 метра. Полезная нагрузка 450 тонн.

Принципиальная схема перелета с Земли на Марс.

Схема марсианского корабля.

Характеристики марсианской ракеты.

Марсианская ракета будет больше всех нынешних.

А на Марсе будут яблони цвести?

Первая экспедиция намечена на 2023-2025 годы. Маск предупредил тех, кто захочет в ней участвовать: на начальном этапе всякое может случиться, добровольцы сильно рискуют и должны понимать, что могут умереть в любой момент, если что-то пойдет наперекосяк.

Жилищами «марсиан» сначала станут те же корабли, в которых они прилетели. Далее колонисты начнут промышленно-гражданское строительством. Первым делом им предстоит соорудить завод по производству кислорода и метана из имеющегося на Марсе сырья — углекислоты и водяного льда. Кислород понадобится для дыхания, а метан для заправки кораблей. На них смогут улететь те, которые не выдержат тягот и лишений марсианской жизни.

Со временем колонисты построят город.

Но прежде «марсиане» подогреют свою планету.

Ближайшая перспектива — полное натуральное хозяйство. Отдаленная — так называемое терраформирование Марса. То есть, создание условий для жизни вне укрытий.

Маск, кстати, не исключает, что предварительно стоит немного подогреть планету и подмочить, взорвав на полюсах ядерные заряды. Некоторые его коллеги предлагают провести бомбардировку управляемыми астероидами.

Не один в поле Маск

Элон Маск не одинок в своем межпланетном стремлении. Планы добраться до Марса вынашивает НАСА, китайцы хотели бы туда слетать, даже Россия не отказывается — недавно вот выделила многомиллионные гранты для расчета траектории полета. Кто знает, может быть они объединят усилия. Это приблизило бы заветную цель.

Голландцы недавно вырастили злаки и овощи в марсианском грунте, смоделировав его на Земле. Собрали хороший урожай. Дизайнеры регулярно проводят конкурсы, участники которых проектируют марсианские дома. Ученые синтезируют бактерии, которых можно было бы поселить на нынешнем Марсе с тем, чтобы они вырабатывали кислород. Все это внушает оптимизм. Впечатляет и скорость, с которой Элон Маск создает космическую технику.

В 2020 году он собирается отправить на Марс корабль — уменьшенный прототип того, что будет потом возить переселенцев.

А нужно ли людям жить на Марсе? Ответ на этот вопрос уже сейчас вызывает споры. Сам же Маск считает: часть людей, переселившись на другую планету, спасутся, как вид. Оставшиеся рискуют погибнуть. Причины могут быть самые разные, но более всего миллиардер опасается атаки со стороны без меры развившегося искусственного интеллекта. Недавно он подписал петицию с требованием не совершенствовать боевых роботов.

Сам на Марс Маск пока не собирается. По его словам, уж первым «марсианином» он точно не будет.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Колонисты поубивают друг друга

Серьезным препятствием в освоении Марса может стать то, что там нет магнитного поля — столь привычного на Земле. А без него колонистам вроде бы грозят психические расстройства. По крайне мере в экспериментах на животных ученые столкнулись с подобным феноменом.

Марсианские условия моделировали в ходе совместных исследований, проведенных специалистами НИИ биологии и биофизики Томского госуниверситета и Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП). Крыс здесь почти полностью изолировали от магнитного поля Земли.

По словам руководителей эксперимента Натальи Кривовой и Кирилла Труханова, «находясь на Марсе», зверьки утрачивали навыки социального поведения, постоянно дрались, теряли память.

Российские ученые не проверяли, как влияет магнитное поле на размножение. Но работы их японских коллег показали: без него — поля — у тритонов рождаются уроды, вплоть до существ с двумя головами.

Если верить слухам, то отсутствие магнитного поля почувствовали даже члены весьма недалекой от Земли экспедиции «Аполлона-11» во время первого посещения Луны. Рассказывают, будто бы возвратившись, Армстронг и Олдрин страшно переругались. Чуть лица друг другу не побили. Словом, нервно сорвались. Почти как крысы в российских экспериментах.

Не исключено, что будущим марсианам придется создавать магнитное поле искусственно — хотя бы в «домах».

СПРАВКА «КП»

Железный человек

Маску 45 лет. Родом он из Южной Африки. По образованию физик. Личное состояние — около 3 миллиардов долларов, главным источником которого стала одна из первых систем электронных денег. В 2008 году был включен в список 75 самых влиятельных людей XXI века.

Джон Фавро — режиссер фильма «Железный человек» — сказал, что Маск стал прообразом главного героя — Тони Старка.

Маск — прототип «железного человека»

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Валентина Терешкова «за»!

С тех пор, как Маск стал звать на Марс, переселиться туда уже захотели сотни тысяч человек. Даже на тех условиях, которые в свое время — еще до Маска — предложил астронавт Эдвин Олдрин -«второй человек на Луне» . Он первым заявил, что люди, прилетевшие на Красную планету, там и проведут остаток жизни. Мол, нет никакого смысла отправлять их в такую даль, чтобы быстро вернуть.

Идея не испугала. Огромное число претендентов на весьма опасный полет — для кого-то в один конец — тому свидетельство.

Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова как-то заявила, что легко осталась бы на Марсе. Особенно сейчас — через десятки лет после ее полета на орбиту Земли.

По мнению известного физика и писателя, профессора университета Аризоны (США) Пола Дэвиса, экспедиции без возврата на Землю отнюдь не будут абсолютно самоубийственными.

— Марс, с его защитной атмосферой, доступной водой, углекислым газом и значительными количествами метана, является одним из немногих мест в Солнечной системе, способных поддерживать человеческую колонию, — уверен профессор.

И Олдрин, и Дэвис , а теперь уже и Маск полагают, что то на Марс надо будет отправить много экспедиций, чтобы пополнять запасы самой первой. И если большинство полетят в один конец, то их — запасов — можно брать гораздо больше, чем рассчитывая на то, чтобы вернуться.

— Через одно или два столетия колонисты будут способны перейти на самообеспечение, — прогнозирует Дэвис. И добавляет, что помимо своих научно-исследовательских функций, марсианская колония может стать «спасательной шлюпкой» на случай глобальной катастрофы на Земле.

Идею с «пожизненной ссылкой» на Марс поддерживают и видные популяризаторы науки. Например, известный в США Дирк Шульце-Макуш с воодушевлением пишет о будущих переселенцах в журнале Journal of Cosmology:

«Время от времени им будут присылать определенные вещи, но в целом марсианам придется заботиться о себе самостоятельно: добывать воду, строить жилье, получать питательные вещества, налаживать процессы минеральной и химической переработки».

Компания SpaceX показала, как будет выглядеть полет на Марс.Компания SpaceX показала, как будет выглядеть полет на Марс

Люди на Марсе

7. Первые поселенцы на Марсе не смогут иметь детей

Организаторы миссии Mars One советуют первым поселенцам не предпринимать попыток зачать детей. Во-первых, первое время колонии на Марсе не будут приспособлены для детей. Во-вторых, пока мало что известно о способности людей к зачатию в условиях сниженной гравитации и о том, сможет ли плод нормально развиваться в таких условиях.

8. Вам нужно будет постоянно поддерживать себя в форме

Если вы не любите физические упражнения, то полет на Марс — не для вас. Кости, мышцы, сердце и легкие работают по-другому в космосе. Космонавты на МКС тренируются по два часа в день, чтобы поддерживать нормальное состояние.

Гравитация на Марсе

6. Как только вы привыкните к гравитации на Марсе, вы не сможете вернуться на Землю

Гравитация на Марсе составляет одну треть от земной. Так если бы ваш вес составлял 100 кг, то на Марсе вы бы весили 38 кг. Кости и мышцы человека атрофируются, и через какое-то время человеку уже будет сложно привыкнуть к земным условиям.

С такой же ситуацией сталкиваются космонавты, возвращающиеся на Землю.

Для безвозвратного полета на Марс отобраны 52 россиянина

Организаторы масштабного проекта колонизации Красной планеты предварительно определились с добровольцами, которые полетят на Марс к 2023 году. Голландская компания Mars One рассчитывает к этой дате за 6 млрд долларов создать там постоянную базу.

Всего первичный отбор прошли 1058 кандидатов. Большинство из них являются жителями США — 297 человек. Из России – 52 добровольца. Но к 2020 году руководители проекта отберут 24 человека, которые и отправятся на Марс. Кстати, компания сразу предупреждает, что обратного билета не предусматривается.

КОМПЕТЕНТНО

Дальний космос – не для дураков

Александр Милкус, редактор отдела образования «КП»

Очень хочется верить, что голландцы из «Марс Один» сочинили свой проект не в амстердамском кофе-шопе, предварительно покурив травки. И их «планов громадье» основывается на искренней романтике и космическом энтузиазме (наш Фридрих Цандер жизнь прожил под лозунгом «Вперед, на Марс!», но он все-таки был инженером, и его романтический прорыв вылился в создание первых советских ракетных двигателей).

Популяризация космонавтики, новые проекты межпланетных полетов – дело хорошее. И для подготовки молодых толковых инженеров, и для создания новых технологий.

Это я так подбираю аргументы, чтобы хоть как-то оправдать новое околокосмическое шоу под названием «Марс Один».

Потому что в реальности все декларации голландцев гроша ломаного не стоят. Не будет у них ни марсохода, ни станции на Красной планете, ни межпланетного корабля, какие бы картинки сейчас они не рисовали в Photoshop, не снимали загадочные видео и не демонстрировали списки записавшихся на полет на Марс в один конец.

Почему?

Объясняю по пунктам:

1. Финансирование.

Насколько я понимаю из пресс-релизов компании, они сейчас получили несколько миллионов евро пожертвований. Да, их хватит на какое-то время для аренды офиса, поддержание сайта и оплаты работы нескольких пиаровцев и художников.

Марсианская миссия стоит миллиарды евро! И никто их не даст малоизвестной компании, не обладающей ни опытом, ни трезвым взглядом на жизнь. Даже полеты научных автоматов страны стараются финансировать вместе. Пример – «Экзо Марс», который готовят вместе Европейское космическое агентство и Роскосмос.

— Просто сравните – одно место в корабле «Союз» для доставки астронавтов на МКС и возвращения на землю стоит сейчас больше 50 миллионов долларов, — говорит замдиректора Института медико-биологических проблем, директор эксперимента «Марс-500», космонавт Борис Моруков.

Да что говорить, даже США, обладающее самыми современными космическими технологиями, каждый цент считает и раньше 2030 года даже облет Марса на пилотируемом корабле не планирует. А тут 2023 год!

2. Безопасность.

— Для любого государства безопасность экипажей, отправляющихся в полет, – главный приоритет, — объясняет мне зам. Директора эксперимента «Марс-500» (имитация полета на Красную планету) Марк Белаковский. – Советский Союз, а потом Россия, с 1967 года разрабатывают системы жизнеобеспечения, программы психологической совместимости для космонавтов, отправляющихся в такую сложную экспедицию. Проведены десятки крупномасштабных экспериментов. А что есть у голландцев?

Пока не создано даже системы, которая спасала космонавтов от космической радиации во время марсианского полета. Международная космическая станция летает не очень высоко над Землей – на высоте около 350 км. Планета хоть как-то защищает станцию от излучения. При этом на МКС есть специальные экраны, задерживающие радиацию.

Нынешние технологии не могут обеспечить благополучный перелет космонавтов к Марсу.

— Скорее всего, они погибнут, не долетев до Красной планеты, — объясняет Борис Моруков.

Дальний космос – не для дураков

3. Жизнеобеспечение.

Даже если представить, что голландская компания в рекордные сроки, не имея ни собственных космических технологий, ни опыта по созданию корабля, на котором люди могли бы жить 300 дней без подвоза воды, воздуха, продуктов и одежды с Земли, все же совершит чудо, вопрос: а как обеспечить всем необходимым поселенцев на Марсе?

Корабль – дело сложное, но тут хотя бы есть заделы и у нас, и у НАСА. МКС – это по сути прообраз марсианского планетолета. А кто и как за 9 лет создаст модули, способные обеспечивать жизнь поселенцев на Марсе? Где брать электричество, воду, еду?

Опыт длительных полетов показал: для обеспечения нормального существования человека за пределами Земли нужно 10 кг груза в день. Это и вода, и воздух, и еда, и различные книжки-фильмы (без развлечений человек тоже существовать не может). Если «Марс Один» собирается отправить на Красную планету первых четырех поселенцев, сколько груза они должны с собой взять, чтобы хватило и на дорогу, и на жизнь на Марсе?

С 1998 года существует «Марсианское общество» — организация энтузиастов, цель которой – доказать, что на Марсе можно жить. Они разрабатывают марсоходы, модули для автономного существования. В американском штате Юта с 2002 года работает Mars Desert Research Station, где моделируется марсианская экспедиция. Но даже лидеры «Марсианского общества» не надеются на то, что реальная пилотируемая экспедиция на Марс может быть осуществлена в ближайшее десятилетие.

Итог

Проектов, подобных «Марс Один», уже было множество. Первое время их создателям романтичные спонсоры еще выделяли деньги. Потом финансирование заканчивалось. И тысячи людей, искренне повершивших в проект (а, как утверждает «Марс Один», на полет в один конец на Красную планету записались сотни землян), разочарованно вернутся к своим повседневным делам. Разве что некоторых из них «соберут на подготовку» и компания еще подзаработает на телешоу под условным названием «Они летят на Марс без надежды на возвращение».

— В свое время генерал Алексей Леонов учил нас, молодых космонавтов, что водка и женщины – не для дураков, — говорит Борис Моруков. – Я бы перефразировал эту мудрость: дальний космос – тоже не для дураков.

Атмосфера на Марсе

12. Вы не сможете выйти на свежий воздух

Атмосфера на Марсе очень разреженная — около 1 процента от земной. Она на 96 процентов состоит из углекислого газа с небольшими следами кислорода.

Кроме того, на Марсе бывают огромные песчаные бури, которые могут продолжаться часам и накрыть планету на несколько дней. Этот песок может быть токсичным для людей. Космонавты смогут выходить за пределы поселения, но только в скафандрах.

Условия жизни на Марсе

9. В случае болезни, вы будете находиться на расстоянии 362 миллионов км от Земли

Хотя у космонавтов будет необходимые средства для оказания помощи при распространённых травмах и болезнях, определённые заболевания будет достаточно трудно или практически невозможно лечить.

10. Вы всегда можете заразиться чем-то неизвестным на Марсе

Перед каждой миссией на Марс ученые предпринимают все усилия для дезинфекции марсоходов, чтобы бактерии с Земли не попали на Марс.

Однако в случае заражения космонавтов на Марсе, земляне вряд ли примут (если б это было возможно) их обратно, так как это может привести к распространению неизведанной внеземной эпидемии.

11. Вы больше не попробуйте свои любимые блюда

Организаторы планируют, что колонизаторы будут выращивать на Марсе овощи. Так как количество еды, привезенной с Земли, будет ограничено, они в основном будут питаться тем, что вырастят, как например, шпинатом, салатом латук и соевыми бобами.

Радиация на Марсе

14. Вы подвергнетесь высокому уровню радиации

Когда марсоход Curiosity отправился в 360-дневный полет на Марс, ученые измерили количество радиации, чтобы узнать, какому уровню радиации подвергнуться люди. Результат — 662 плюс минус 108 миллизиверт. Это примерно две трети от предельного количества радиации (1000 миллизиверт) за всю жизнь, которой подвергаются космонавты.

Так как на Марсе нет защитного магнитного поля, как на Земле, вы подвергнетесь еще большему количеству радиации каждый раз, когда будете выходить на поверхность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: