Как выглядит закат Солнца на других планетах?


Казалось бы, вопрос цвета Луны и Солнца из космоса для современной науки настолько простой, что в нашем веке совсем не должно возникать проблем с ответом. Речь идёт о цветах при наблюдении именно из космоса, т. к. атмосфера приводит к изменению цвета из-за рэлеевского рассеяния света. «Наверняка где-нибудь в энциклопедии об этом подробно, в числах уже давно написано» – скажете вы. Хорошо, прямо сейчас попробуйте поискать в Интернете об этом информацию. Получилось? Скорее всего, нет. Максимум, что вы найдёте – это пара слов о том, что Луна имеет буроватый оттенок, а Солнце – красноватый. Но вы не найдёте информацию о том, видны ли эти оттенки для человеческого глаза или нет, уж тем более значения цветов в RGB или хотя бы цветовые температуры. Зато вы найдёте кучу фотографий и видео, где Луна из космоса изображена абсолютно серой, в основном на фотографиях американской программы «Аполлон», и где Солнце из космоса изображено белым и даже голубым. Сугубо моё личное мнение – это не что иное, как следствие вмешательства политики в науку. Ведь цвета Луны и Солнца из космоса непосредственно касаются полётов американцев на Луну.

Я перерыл множество научных статей и книг в поисках информации о цвете Луны и Солнца из космоса. К счастью, оказалось, что хоть в них нет прямого ответа в RGB, но есть полная информация о спектральной плотности излучения Солнца и отражательной способности Луны по спектру. Этого вполне достаточно, чтобы получить точные цвета в значениях RGB. Надо всего лишь аккуратно посчитать, что, собственно, я и сделал. В этой статье я с вами поделюсь результатами расчётов и, естественно, подробно расскажу о самих расчётах. И вы увидите Луну и Солнце из космоса в настоящих цветах! Расчёты я проводил в программе Mathcad и, соответственно, фрагменты кода будут на встроенном языке программирования, который вполне годится в качестве понятного для всех псевдокода.

Заодно подробно расскажу, что же такое цветовая модель RGB, с которой, я думаю, вы все знакомы. Этот вопрос на самом деле тоже не совсем простой. К примеру, попробуйте ответить на следующие два вопроса. Пусть задан цвет rgb(120,80,100). 1) Какие значения RGB имеет цвет, который в 2 раза темнее заданного? 2) Какие значения RGB у серого цвета такой же яркости, как у заданного? Казалось бы, что тут думать, поделить на 2 в первом случае, т. е. rgb(60,40,50) и усреднить во втором случае, т. е. rgb(100,100,100). Увы, правильные ответы: 1) rgb(86,56,71); 2) rgb(92,92,92). Вы узнаете, почему ответы именно такие.

Также расскажу о цветовой температуре и как её вычислить.

Цветовое пространство XYZ

XYZ — это эталонная цветовая модель, заданная в строгом математическом смысле организацией CIE (International Commission on Illumination — Международная комиссия по освещению) в 1931 году. Модель CIE XYZ является мастер-моделью практически всех остальных цветовых моделей, используемых в технических областях. Цвет XYZ задаётся следующим образом: где — спектральная плотность какой-либо энергетической фотометрической величины (например потока излучения, энергетической яркости и т. п., в абсолютном или относительном выражении) на диапазоне длин волн от 390 до 830 нм (это по данным 2006 года, в 1931 году диапазон был от 380 до 780 нм); , , — функции цветового соответствия. Причём, что для нас важно, координата Y соответствует визуальной яркости сигнала.
Данные функций цветового соответствия я скачал отсюда: []. Там функции цветового соответствия определены для 2-градусного и 10-градусного поля зрения. Я решил провести расчёты для обоих случаев, сравнить результаты и убедиться, что, как и следует ожидать, цветовые координаты отличаются незначительно. Я, естественно, использовал данные функций с максимальным разрешением из предоставленных, т. е. с шагом 0.1 нм. Графики функций цветового соответствия выглядят следующим образом:

Из графиков видно, что выше 710 нм функции становятся пренебрежимо малыми в том смысле, что при наблюдении цвета близкого к белому, спектральная плотность на диапазоне выше 710 нм практически не вносит никакого вклада. Хотя мы знаем, что видимый свет лежит на диапазоне до 780 нм, но надо понимать, что это при монохроматическом излучении. Я всё это к тому, что в расчётах мне пришлось в некоторых случаях экстраполировать недостающие данные отражательной способности Луны как раз на тот диапазон, где функции цветового соответствия существенно малы. Поэтому возможная ошибка экстраполяции не приводит к заметной ошибке в вычисленных цветах.

Указанные интегралы я вычисляю методом трапеций:

где c – номер координаты цветового пространства (1, 2, 3 для X, Y, Z соответственно); cw – таблица функций цветового соответствия; f – спектральная плотность; M

=(830-390)/0.1=4400 – количество шагов сетки.

Правильные функции цветового соответствия обладают тем свойством, что площадь под всеми тремя кривыми одинакова:

Это делается для того чтобы равномерный спектр имел одинаковые значения координат XYZ. Проверим, выполняется ли это свойство:

где one – массив из 1; cmf2_ и cmf10_ – таблицы функций цветового соответствия для 2-градусного и 10-градусного поля зрения соответственно. Как видим, свойство выполняется примерно с точностью 0.01%, что весьма неплохо. Но всё же, перенормируем функции для верности:

Желтое солнце

Желтое Солнце — это ваше Сознательное Я – это тот, кем вы являетесь и кем становитесь. «Я Есть то, что Я Есть … Я Есть, что Я Есть … Я Есть Тот, Кто Я Есть». Эта мантра Желтого Солнца — это медитация для доступа к присутствию Я, содержащему великую силу и универсальную истину. Желтое Солнце — это раскрытая тайна, простота безусловной любви и безграничного блаженства. Известный под многими именами, Желтое Солнце — это Солнечный герой, Разум Света, Центр, который также является вашим центром. Желтое Солнце — ваш солнечный дом, Великое Центральное Солнце.

Желтое Солнце — это напоминание о том, что вы в каждый момент находитесь в центре всего, что есть. В вашем путешествии воспоминания вы создаете легкое тело, чтобы вернуться домой в звездах, которые вы никогда не покидали. Вернитесь, как ребенок от священного к Великому Центральному Солнцу! Вы — венец творения, наполненный планом солнечного разума. Вы — божественный, отражение космического сознания. Вы — любовь, сделанная видимой!

Откройте простой секрет, закодированный в звездном знаке Желтого Солнца: вы — безусловная любовь, камень неуничтожаемого освобождения. Излучайте это знание во всех своих мыслях и действиях. Любите все творение. Присоединяйтесь к танцу света, фундаментальной константе природы, и просветите ясность вашей истинной сущности. Есть великая сила в простом отождествлении со светом: «Как наверху, так и внизу». Вы в Боге, и Бог в вас.

Выражая безусловную любовь, вы становитесь больше, чем раньше считали себя. Вы становитесь просветленным, полным проявлением своей божественности. В объятиях вашего человечества принимайте себя и других безоговорочно. Увеличьте свое полное присутствие. Желтое Солнце придет в бесчисленных формах, чтобы помочь вам. Будьте безграничны. Примите и поймите природу суждения, страха, света и тьмы внутри себя и других. Любите и принимайте себя и других такими, какие вы есть, освободившись от предыдущих границ. Вы — рассвет солнечного века. Когда вы двигаетесь к своему ядру света, вы обнаружите ясное осознание, которое врожденно невиновно. В этом месте ум восстановлен в своем первоначальном состоянии восприимчивости. Ясность и свобода становятся выражениями бытия, а блаженство становится телом. В этом ядре света рождается новая реальность. Из союза божественного мужского и женского родилась солнечная андрогиния космического сознания.

Теперь мы находимся в великом пробуждении. У нас есть возможность повторить наши шаги, вернуться к объединению исходной причины. Мы углубили иллюзию разделения, теперь готовы вернуть то, что казалось потерянным навсегда. Через дар возрождения и вознесения мы восстанавливаем наше первоначальное состояние единения с Богом. Мы идем домой. Процесс возрождения и вознесения можно рассматривать просто как повышение вибрации земли и ее детей. Она воплощается в состоянии сознания, которое знает себя как божественное. Кружок, или корона, является символом признания и знания этого божественного Я. Таким образом, корона как священный инструмент является универсальным символом завершения круга самоусиления и самоуправления.

Полное вознесение — это возможность взять с собой вашу физическую форму в другие плоскости и измерения. В рамках подготовки к вознесению происходит открытие и очищение ваших легких пломб и чакр. Если вы решите идти по этому пути, знайте, что в воплощении вашего Я, вы научитесь принимать все вещи безоговорочно, прощать и отпускать все суждения о себе и других. Активация солнечного ума и вознесения уже происходит. В божественном слиянии вы становитесь единым телом вознесения. Откройте свое сердце, как цветок для Солнца, и станьте той же любовью, которая держит вселенные вместе!

Facebook0

Twitter0

Google+0

VKontakte0

Нормировка по яркости

Рассмотрим работу цифрового фотоаппарата. Основным элементом цифрового фотоаппарата является матрица, которая состоит из фотосенсоров. При проецировании изображения на матрицу, в каждом её фотосенсоре накапливается электрический заряд, пропорциональный энергии облучения фотосенсора. Фотосенсоры фиксируют яркость элемента изображения, не неся никакой информации о его цвете. Для получения информации о цвете матрицу фотосенсоров сверху накрывают матрицей миниатюрных светофильтров. Эти светофильтры выполняют роль функций цветового соответствия. Каждый пиксель состоит из нескольких фотосенсоров, на которые в сумме наложены всевозможные светофильтры.
Таким образом, в качестве функции нам следует брать спектральную плотность энергии облучения одного пикселя. Такую спектральную плотность можно представить в виде

где
illumination

спектральная плотность излучения
источника света;
albedo

отражательная способность
поверхности фотографируемого объекта;
coef
– некоторый постоянный коэффициент, который определяется временем экспозиции, диафрагмой, расстоянием от источника света до фотографируемого объекта и другими факторами. Под отражательной способностью подразумевается
видимое альбедо
, которое определяется как отношение яркости плоского элемента поверхности, освещенного параллельным пучком лучей, к яркости абсолютно белой поверхности, расположенной перпендикулярно к лучам.

Теперь представим, что мы выполняем работу фотоэкспонометра, с помощью которого фотограф устанавливает выдержку и диафрагму на фотоаппарате. Другими словами, нам нужно подобрать значение coef

такое, чтобы снимок получился нормальным по яркости, не слишком тёмным, не слишком ярким. Представим, что за фотографируемым объектом расположен абсолютно белый экран. Отражательная способность
albedo
такого экрана по определению равна 1 на всех длинах волны. Зададим значение
coef
таким, чтобы визуальная яркость Y этого экрана на снимке была равна 1. Почему 1? Потому что в цветовой модели RGB максимально возможно значение яркости равно 1, которое достигается при rgb(255,255,255), т. е. при белом цвете. Об этом я чуть позже расскажу. Поскольку обычные тела по цвету темнее абсолютно белого экрана, изображения будут получаться нормальными по яркости. Из указанных соображений мы получаем следующее выражение для
coef
:
Следует отметить, что такая нормировка не гарантирует, что значение каждой координаты RGB будет меньше или равно 255. К примеру, если снять абсолютно белый экран при красном источнике света, то цвет RGB зашкалит.
Итак, значения координат цветового пространства XYZ я вычисляю следующим образом:

Нам необходимо как-то выразить цвет Солнца. Фотографировать его напрямую мы не можем, да и в нашей математической модели мы такой экстремальный случай не предусмотрели. Очевидно, нам нужно сфотографировать освещённую Солнцем поверхность белого цвета. Поскольку Солнце из космоса имеет красноватый оттенок, то, как я уже говорил, цвет абсолютно белого экрана при этом зашкаливает. Поэтому надо брать поверхность потемнее. Я опытным путём установил, что надо брать белую бумагу с альбедо 0.91. Больше альбедо брать нельзя, начинает зашкаливать. Таким образом, чтобы получить цвет Солнца, я просто в вышеуказанной формуле устанавливаю значение albedo

равным 0.91 на всех длинах волны:

Наблюдаем из космоса

Рассматривать светило без защиты для глаз, даже находясь на Земле, — дело опасное. Яркий солнечный свет может привести к ожогу роговицы. Поэтому простым наблюдателям очень сложно сказать, какого цвета Солнце на самом деле. Но снимки из космоса однозначно отвечают, что наша звезда белая.

Из курса физики известно, что, как такового, белого цвета не бывает. Это результат смешения всех оттенков спектра от красного до фиолетового. Светимость белым светом обусловлена эффективной цветовой температурой Солнца, составляющей 5780 кельвинов.

светило в космосе

Почему же Солнце желтого цвета на Земле? Атмосфера нашей планеты сильно рассеивает звездные лучи. Кроме того, воздушная оболочка поглощает коротковолновое излучение (фиолетовый, синий, голубой и зеленый оттенки спектра) и перед нами светило предстает в желто-оранжевом окрасе. Интенсивно красной звезда становится на закате и в период рассвета, когда ее свет сильнее преломляется в атмосфере. Также чем сильней загрязнена атмосфера, тем краснее будет казаться солнечный круг. Бело-голубой оттенок он может принять в безоблачную погоду, находясь в самом зените.

Цветовое пространство sRGB

Наиболее распространённое цветовое пространство с использованием модели RGB — sRGB. Поэтому, когда говорят про RGB без уточнений, подразумевают именно цветовое пространство sRGB, которое является стандартом представления цветового спектра с использованием модели RGB. Данный стандарт был создан Международным консорциумом по цвету (англ. International Color Consortium, ICC) в 1996 году для унификации использования модели RGB в мониторах, принтерах и Интернет-сайтах. Давайте разберём этот стандарт, описание которого доступно по адресу [].
Преобразование XYZ в sRGB происходит в три этапа. Сначала координаты XYZ преобразуются в линейные координаты RGB, затем линейные координаты преобразуются в нелинейные координаты RGB, и в конце нелинейные координаты преобразуются в 8-битные координаты RGB, которые, собственно, являются координатами цветового пространства sRGB.

Преобразование координат XYZ в линейные координаты RGB происходит следующим образом:

а обратное – так:

Интересно, откуда же взялись эти странные числа в квадратных матрицах? А взялись они из рекомендации ITU-R BT.709 []. Обозначим первую квадратную матрицу через XYZ_to_RGB

, а вторую – через
RGB_to_XYZ
. Очевидно, они взаимно обратны. В рекомендации ITU-R BT.709 заданы требования, которые должны выполняться для второй матрицы. Из этих требований можно однозначно вычислить вторую матрицу, а первая равна обратной матрице второй.

Введём следующие функции:

Тогда требования рекомендации ITU-R BT.709 принимают следующий вид: Имеем 8 уравнений, когда у нас 9 неизвестных элементов матрицы
RGB_to_XYZ
, т. е. не хватает ещё одного уравнения. А не хватающее уравнение задано неявно, мне пришлось самому догадаться до него. Суть этого уравнения состоит в том, что для белого цвета визуальная яркость Y должна быть равна 1: Я нашёл точное решение этих уравнений в рациональных числах:

Если округлить числа в моём результате до четырёх знаков после запятой, то получатся как раз те самые странные числа в стандарте Международного консорциума по цвету. Я же в своих расчётах использую не округлённые матрицы, а вышеуказанные точные (насколько позволяют числа с плавающей запятой двойной точности).

Итак, линейные координаты RGB на основе таблицы функций цветового соответствия (cmf), спектральной плотности излучения (illumination) и отражательной способности (albedo) я вычисляю следующим образом:

Также я применяю линейные координаты RGB, усреднённые по 2-градусному и 10-градусному полю зрения:

Из линейных координат RGB визуальная яркость Y вычисляется по такой формуле (по умолчанию массивы Mathcad нумеруются с нулевого элемента):

Продолжаем разбирать стандарт. Каждая линейная координата RGB преобразуется в нелинейную с помощью нелинейной функции lin2bit, а обратно – bit2lin, которые определены следующим образом:

Графики этих функций выглядят так:

Обратите внимание, 0 преобразуется в 0, 1 в 1.

В конце нелинейные координаты RGB преобразуются в 8-битные умножением на 255 с последующим округлением до целых чисел.

Таким образом, я определил следующие функции для преобразования линейных координат RGB в 8-битные и обратно:

Пусть задан цвет rgb(120,80,100). 1) Какие значения RGB имеет цвет, который в 2 раза темнее заданного? 2) Какие значения RGB у серого цвета такой же яркости, как у заданного?

Решение:

Меняет ли Солнце цвет?

Первым делом нужно разобраться с изменениями цвета нашего светила. Разумеется, когда речь заходит о том, что Солнце меняет свой цвет, в действительности мы имеем в виду оптическую иллюзию, ведь эта звезда имеет только один статичный оттенок цвета.

Причиной тому, что мы имеем возможность наблюдать разные цветовые оттенки Солнца, начиная от белого и завершая алым красным, является наша атмосфера. Специфика нашей атмосферы такова, что проходящий через нее свет испытывает на себе своеобразную фильтрацию, и более длинные волны цветового спектра через нее проходят значительно лучше, чем волны короткого типа. А к длинным волнам, к слову, относятся цвета желто-красного сегмента.

Что же касается того, что непосредственно влияет на тот оттенок, в котором мы имеем возможность наблюдать наше естественное светило в определенные моменты времени, то это, в первую очередь, состав нашей атмосферы. Кроме того, достаточно существенное воздействие на видимый цвет оказывают и всевозможные химические вещества, газовые выбросы в атмосферу, причиненный человеком.

Цветовая температура

Цветовая температура источника света, измеряемая в Кельвинах, определяется температурой абсолютно чёрного тела, расположенного на цветовой диаграмме там же, где и рассматриваемый источник излучения. Если источник света не попадает на кривую Планка (кривая, которая определяется множеством цветовых точек абсолютно чёрного тела при различных температурах), для его характеристики используется коррелированная цветовая температура. Эта величина также измеряется в Кельвинах и определяется температурой абсолютно чёрного тела, цвет которого максимально приближен к цвету источника света. Для нахождения коррелированной цветовой температуры источника излучения на цветовой диаграмме, построенной в координатах (u,v), определяется самая близкая к источнику точка на кривой Планка (т. е. самое короткое геометрическое расстояние). Температура чёрного тела, расположенного в этой точке, и будет соответствовать коррелированной цветовой температуре рассматриваемого источника [].
Для абсолютно чёрного тела температуры T мощность излучения на единицу площади излучающей поверхности в единичном интервале длин волн выражается законом Планка:

Соответственно, спектральную плотность излучения абсолютно чёрного тела я вычисляю следующим образом (в нулевой колонке таблицы функций цветового соответствия cmf2 находятся значения длин волн в нанометрах):

Обратите внимание, я опустил постоянный множитель, т. к. он всё равно сокращается при дальнейшей нормировке по яркости (на цветовую температуру яркость источника света не влияет).

Далее вычисляю линейные координаты RGB:

Линейные координаты RGB преобразуются в координаты (u,v) следующим образом:

На плоскости (u,v) вычисляется геометрическое расстояние между точками рассматриваемого цвета и цвета абсолютно чёрного тела заданной температуры T:

К примеру, для стандартного источника белого света зависимость этого расстояния от температуры выглядит так:

Значение T, при котором эта зависимость имеет минимум, является цветовой температурой рассматриваемого источника света.

Почему Солнце белого цвета

Как мы уже успели отметить выше, зачастую наше естественное светило имеет желтоватый или даже оранжевый оттенок. К такой цветовой гамме привыкло, наверное, большинство людей. Однако иногда мы имеем возможность наблюдать и полностью белое Солнце, и здесь возникает вполне закономерный вопрос о том, почему вдруг Солнце белого цвета.

Самое интересное в данной ситуации – это то, что натуральный цвет этой звезды как раз белый. И если мы имеем возможность наблюдать Солнце в таком оттенке, это лишь значит, что его лучи пробрались сквозь нашу атмосферу до наших взглядов с минимальными искажениями.

К слову, в пустынях и на далеких островах, которые максимально удалены от всевозможных производственных выбросов и газов, Солнце практически всегда белое, ведь небо там абсолютно не загрязнено.

Класс! 3

Спектральная плотность излучения Солнца

Данные спектральной плотности излучения Солнца в отсутствии атмосферы я скачал отсюда: []. Источник света, соответствующий Солнцу из космоса, я в дальнейшем буду обозначать как E490. Также для сравнения в расчётах я рассматриваю стандартный источник света D65. Этот источник представляет белый свет. Я рассматриваю его для того чтобы показать, как выглядела бы Луна, если бы Солнце было белым. Данные спектральной плотности излучения стандартного источника света D65 я скачал отсюда: [].
Как будет показано ниже, источники света D65 и E490 имеют цветовые температуры 6467K и 5912K соответственно. Спектральные плотности излучения источников света D65, E490 и абсолютно чёрных тел соответствующих температур выглядят следующим образом:

Можно заметить, что спектральная плотность излучения Солнца выше, чем у белого источника света на более длинных волнах, т. е. на длинах волн красного света (620-770 нм). Это значит, что Солнце имеет красноватый оттенок. Действительно, расчёты дают следующие цвета источников света D65, E490 и абсолютно чёрных тел соответствующих температур (как я уже говорил, рассматривается белая бумага с альбедо 0.91):

Обратите внимание, координаты sRGB у Солнца и абсолютно чёрного тела температуры 5912K точно совпадают. Это ничем не объясняется, просто так получается.

Цвет кружочков на последней картинке – это настоящий цвет Солнца из космоса. Человеческий глаз чётко видит красноватый оттенок Солнца. Так что, то, что Солнце из космоса белое – это большой миф! Следует отметить, что на фотографиях и видео программы «Аполлон» этот оттенок почему-то не наблюдается. На настоящих снимках видимый красноватый оттенок Солнца непременно проявился бы на белых поверхностях американского флага и скафандров. И как будет показано ниже, этот оттенок Солнца даёт заметный вклад в «красноту» Луны из космоса.

Какого цвета Солнце?

Рубрика: Астрономия для чайников Опубликовано 25.03.2018 · Комментарии: 0 · На чтение: 3 мин · Просмотры: Post Views: 8 438

Кажется, сама постановка вопроса глупа: какого цвета Солнце? Опыт подсказывает нам, что Солнце желтого цвета. Утром и вечером, когда наше дневное светило находится не высоко над горизонтом и не слепит глаза, оно отчетливо желтое. Днем солнечные лучи, освещающие землю и асфальт, кроны деревьев и дома, — желтые! На фотографиях пейзажей Солнце желтое. Даже дети знают, что Солнце желтого цвета — просто послушайте, какого цвета карандаш они просят, чтобы нарисовать солнышко!

Но так ли это на самом деле? Не обманываем ли мы себя?

Если бы цвет Солнца действительно состоял только из желтого, что произошло бы с солнечными лучами после их прохождения через стеклянную призму? Они бы просто не разложились в спектр!

Но солнечные лучи всегда раскладываются на спектр — на фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный цвета! Это значит, что свет, приходящий к нам от Солнца, содержит все эти цвета, просто они перемешаны друг с другом А в сумме это дает… белый цвет!

А как выглядит наша звезда из космоса? На многочисленных фотографиях Земли, сделанных космонавтами и астронавтами с борта Международной космической станции, Солнце попадается довольно часто. Вы удивитесь: на всех этих фотографиях Солнце — белое.

какой цвет Солнца

На снимках, сделанных из космоса, Солнце белого цвета. Фото: NASA

Но не могут же наши глаза обманывать нас? Мы же каждый ясный день наблюдаем желтое Солнце!

Действительно, Солнце кажется нам желтым! Причина тому — земная атмосфера. Воздух рассеивает фотоны голубого, синего и фиолетового цвета сильнее, чем красные, оранжевые и желтые.

Когда Солнце находится низко над горизонтом, его лучи проходят через бо́льшую толщу атмосферы, чем в тот момент, когда оно располагается почти в зените. Здесь разница в цвете Солнца становится очевидна! Летом в полдень Солнце ослепительно яркое и почти белое, на него невозможно смотреть (более того, нельзя!). А вечером, на закате, может быть желтым, оранжевым или даже красным. Степень покраснения звезды зависит от условий в атмосфере, а также от количества пыли или дыма в воздухе, которые хорошо рассеивают весь свет, кроме красного.

какой цвет у Солнца

На закате Солнце может быть отчетливо желтого цвета или даже красного. Но это не настоящий цвет нашей звезды, а искаженный земной атмосферой! Фото: Trine Christensen/Flickr.com

Итак, раз свет, который испускает Солнце, белый, то каких фотонов излучается больше — красных или, может быть, голубых? Или всех поровну?

Вы удивитесь, но Солнце излучает больше всего фотонов в зеленой области спектра! Но, смешиваясь с другими фотонами, зеленый цвет нашего светила растворяется в белом сиянии.

Post Views: 8 438
Метки: Звезды, Солнце

Луна по цвету разная или одинаковая?

Противники теории лунного заговора продвигают версию, что Луна по цвету разная. Якобы местами Луна серая, местами – коричневая, и при этом «Аполлоны» высаживались там, где Луна серая. Но эта версия прямо противоречит научным данным. В статье [] явно написано:

Цветовые различия на Луне крайне малы.

Также Шевченко в своей книге [] пишет:

Много лет в этом направлении работал известный американский исследователь Т. Мак-Корд. Им было получено более 200 спектров для различных участков лунной поверхности размером 10-20 км каждый. Все полученные кривые в основном сходны по виду.

Так что, нет, Луна по цвету не разная, а одинаковая.

Какого цвета Солнце на самом деле?

Солнечные закаты прекрасны с любой точки Солнечной системы. И хотя мы никогда не сможем насладиться ими лично, спутники, телескопы и компьютерное моделирование позволяют увидеть захватывающие дух картины.

Самая близкая планета к Солнцу — Меркурий. Солнечный диск примерно в три раза больше, чем на Земле. Температура ночью: −180 °С, днем: +430 °С.

Какого цвета Солнце на самом деле?

Вторая от Солнца планета — Венера. Солнце с поверхности вы не увидите из-за плотных облаков из серной кислоты, давление выдавит ваши глаза, а температура даже выше чем на Меркурии (+480 °C), так что вряд ли вы что-то успеете разглядеть.

Какого цвета Солнце на самом деле?

А вот и третья планета от Солнца. Как вам редкий ракурс?

Какого цвета Солнце на самом деле?

Красная планета — Марс. Солнце на Марсе в 1,5 раза меньше. Закат не красного цвета, как на Земле, а голубоватый. Причина такого цвета неба та же, что на Земле дает голубое небо и красный закат — Рэлеевское рассеяние… Разница между цветом неба в полдень и на закате — в объеме атмосферы, который преодолевается солнечными лучами. На Марсе атмосфера в сто раз разреженнее, чем на Земле, но, когда Солнце находится у горизонта, свет преодолевает в тридцать раз более толстый слой атмосферы, чем в полдень.

Какого цвета Солнце на самом деле?

Юпитер — самая огромная во всех смыслах планета нашей системы. Гигантский газовый шар, внутри которого водород приобретает металлические свойства. Солнце меньше в 5,2 раза. Однако тепла Юпитер выделяет больше, чем получает извне. А вот и вид со спутника Европа:

Какого цвета Солнце на самом деле?

Властелин колец — Сатурн. Самая красивая планета Солнечной системы. Размер солнечного диска в среднем в 9.5 раз (!) меньше нашего. Также газовый гигант выделяет тепла больше, чем получает от Солнца.

Какого цвета Солнце на самом деле?

Уран — поистине уникальная планета. Уран уникален по своему расположению, его ось находится под наклоном в 98 градусов, что заставляет планету совершать движение по орбите, лежа на боку. В таком положении на области полюсов направлен основной поток солнечной энергии, но в разрез с логическими выводами, температура на участке экватора имеет более высокие показатели. Направление вращения ледяного гиганта обратное по отношению к движению по орбите. Один оборот Уран делает за 84 земных года, а сутки проходят за 17 часов, этот срок вычисляется приблизительно по причине неравномерного перемещения газообразной поверхности. Представить, как Солнце перемещается по небосклону невозможно без закипания мозга (у Меркурия еще хуже). А вот и вид со спутника Ариэль:

Какого цвета Солнце на самом деле?

Нептун — голубой гигант. Уникальной скоростью обладают ветра Нептуна, средний показатель — 1000 км/ч, а порывы при урагане — 2400 км/ч. Воздушные массы движутся против оси вращения планеты. Необъяснимым фактом является усиление бурь и ветров, которое наблюдается с нарастанием расстояния между планетой и Солнцем. Внимание! Солнце меньше земного в 30 раз. Не самое лучшее место любования закатом, но вот вам вид с Тритона:

Какого цвета Солнце на самом деле?

Ну, и наш младшенький братец, которого все обижают — карликовая планета Плутон. Он в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, сюда приходит настолько мало солнечной энергии и света, что наше светило можно спутать с крупной звездой. Плутон и его спутник Харон вращаются друг вокруг друга, а орбита Плутона резко наклонена относительно остальных планет. Год на Плутоне длится 248 земных лет. А сутки — почти неделю. Температура поверхности занимает диапазон от — 228 до — 238 °С.

Какого цвета Солнце на самом деле?

Источник: iflscience

Солнце с уверенностью можно назвать наиболее привычной частью нашего неба. Но если бы судьба занесла нас на другие планеты Солнечной системы, то мы бы увидели его совсем другим. На рисунке ниже представлены сравнительные видимые размеры светила с восьми планет Солнечной системы и Плутона.

Наиболее впечатляющее зрелище открылось бы нам на Меркурии. Видимый диаметр Солнца на его небе в 2.5 раза больше, чем на Земле. Кроме того, поскольку у Меркурия нет атмосферы, находящийся на его поверхности наблюдатель смог бы увидеть истинный цвет светила. Дело в том, что настоящий цвет Солнца — белый. Оно кажется нам желтым из-за рассеивания света в земной атмосфере. Стоит выйти за ее пределы, и мы видим уже белый шар.На Венере мы вряд ли сможем полюбоваться Солнцем. Ее облака настолько густы, что его попросту не видно.

если бы каким-то образом смогли рассмотреть светило то сразу бы обратили внимание на две странности. Поскольку Венера вращается очень медленно (ее сутки длятся 243 земных дня), нам показалось бы, что Солнце попросту висит в одной и той же точке неба. Чтобы заметить его движение потребовались бы дни, а то и недели. Ну а поскольку планета вращается ретроградно, то на Венере рассвет на западе и закат на востоке.Марсианские сутки длятся 24.5 часа, так что цикл дня и ночи там вполне привычен для землян. Видимый диаметр Солнца на небе красной планеты составляет около 60% от земного. Представить, как выглядит марсианское Солнце, можно по снимкам марсоходов. Считается, что его цвет – белый с легким фиолетовым оттенком. Стоит также сказать, что из-за рассеивание света в запыленной атмосфере, марсианские восходы и закаты имеют не привычный нам желто-красный, а голубой цвет.Что касается внешней части нашей системы, то чем дальше мы удаляемся от Марса, тем больше Солнце становится похожим просто на очень яркую звезду. Считается, что предел при котором невооруженный глаз уже не может различить его форму равняется примерно одной угловой минуте. Так что в окрестностях Урана и Нептуна лишь человек с очень острым зрением смог бы рассмотреть солнечный диск. На бывшей девятой планете это бы уже не получилось. Но все это вовсе не значит, что на Плутоне царство вечной ночи. Когда карликовая планета находится в перигелии, Солнце на его небе испускает в 400 раз больше света, чем полная Луна. Это примерно сопоставимо с условиями освещенности на средних широтах минут через 10 после заката. Не позагораешь конечно, но видно все вполне неплохо.

Какого цвета Солнце на самом деле?

Еще полезных советов:

Данные о цвете Луны по LRO

В работе [] приведена зависимость отражательной способности лунной поверхности от условий освещения и наблюдения на длинах волны от 321 нм до 689 нм. Параметры модели были вычислены на основе анализа данных, полученных Лунным разведывательным орбитером (англ. Lunar Reconnaissance Orbiter, сокр. LRO). Условия освещения и наблюдения определяются тремя параметрами i
(угол падения),
e
(угол отражения) и
g
(фазовый угол). Эти углы показаны на следующей схеме:

Фазовый угол можно выразить через азимутальный угол с помощью сферической теоремы косинусов следующим образом:

В расчётах я беру традиционные значения углов
i
=
g
= 30°,
e
= 0°. Для таких углов получается следующая зависимость отражательной способности от длины волны (график lro30):

Я сделал линейную экстраполяцию данных LRO на интервал 689-830 нм таким образом, чтобы отношение значений в точках 830 нм и 689 нм было такое же, как у данных Шевченко (график shev). Также я сделал перенормировку данных Шевченко умножив на 0.8315 для того чтобы яркости получающихся из расчётов цветов по Шевченко и по LRO были одинаковыми.

Как Солнце освещает планеты

Вильянуэва показывает, как это будет выглядеть, когда Земля, Марс, Венера, Уран и Титан – самая большая луна Сатурна, отвернутся от света Солнца и яркость звезды исчезнет вдали. Закаты выглядят по-разному на каждой планете в результате взаимодействия солнечного света с атмосферой планеты. Солнечный свет рассеивается от молекул, находящихся в атмосфере. Этот процесс рассеяния, также известный как рэлеевское рассеяние, оказывается более эффективным на более коротких длинах волн, которые являются синим концом видимого спектра, или частью электромагнитного излучения, которое может быть видно человеческим глазом.

Вот почему солнечный свет, который рассеивается на Землю, является преимущественно голубым, в результате чего дневное небо имеет голубой цвет. Компьютерное моделирование также показывает разницу в цвете неба во время заката на Земле в обычный ясный день, туманный день и пасмурный день. На Уране солнечный свет взаимодействует с водородом, гелием и метаном, содержащимися в его атмосфере, которые поглощают длинноволновую красную часть света. В результате закат на Уране – насыщенная лазурь, которая постепенно переходит в королевский синий цвет с оттенками бирюзы, сообщает NASA в официальном пресс-релизе.

Хотите всегда быть в курсе последних открытий из мира высоких технологий? Подписывайтесь на наш канал в Google News, чтобы не пропустить ничего интересного!

С другой стороны, закат на Марсе превращается из коричневатого в голубоватый оттенок в результате пыли в марсианской атмосфере, которая эффективнее рассеивает синий цвет. На приведенном выше видео показаны различные закаты бок о бок, причем белая точка представляет положение Солнца, когда оно садится на этой планете.

Вильянуэва создал симулятор заката, разрабатывая инструмент для возможной будущей миссии по изучению атмосферы Урана. Инструмент компьютерного моделирования предназначен для того, чтобы помочь ученым интерпретировать измерения света на других мирах, чтобы выявить химический состав их атмосфер. Точно так же в 2014 году исследователи, работающие с данными миссии NASA «Кассини» представили себе, как будет выглядеть закат на Титане, скрытый дымкой и смогом, окружающими луну. Эти данные должны были помочь исследователям изучить экзопланеты с туманным небом и лучше понять состав их атмосферы.

Это интересно: Получена первая карта наблюдаемой Вселенной в рентгеновском излучении

Данные о цвете Луны по «Кагуя»

В работе [] приведены данные, полученные вторым японским искусственным спутником Луны. К сожалению, отражательная способность в видимом диапазоне длин волн приведена с очень низким разрешением, поэтому я не использую её в своих вычислениях.
Но работа интересна тем, что в ней говорится о колоссальных расхождениях данных «Кагуя» с данными миссии «Аполлон-16». И это один из редких случаев, когда в научном сообществе открыто говорится о несоответствиях, связанных с полётами американцев на Луну.

Как формируется цвет Солнца?

Цвета, излучаемые Солнцем

Наша звезда излучает белый цвет, представленный всеми видимыми частотами света. Например, вы можете использовать призму и разбить солнечные лучи на весь спектр цветов радуги. Красный находится на самой высокой длине волны, а синий – самой низкой.

Почему же мы видим Солнце желтым? Все дело в земном атмосферном слое, который рассеивает свет в синей, голубой и фиолетовой области. А вот цвета с большей длинной волны, вроде красного, оранжевого и желтого, рассеиваются не так легко.

Эти оставшиеся длины волн добираются к нашему обзору, поэтому Солнце кажется желтым. Кстати, атмосфера проделывает то же самое с небом, которое выглядит голубым днем и черным ночью.

Когда Солнце опускается ближе к горизонту, атмосфера рассеивает сильнее синий свет, окрашивая звезду в красный цвет на закате и восходе. В этот период и небо выглядит оранжевым и красным.

Результаты вычислений

Дальше я буду использовать следующие обозначения: D65
– стандартный источник белого света D65;
E490
– источник света от Солнца в отсутствии атмосферы;
Б-0.91
– белая бумага с альбедо 0.91;
LRO(30°)
– данные по LRO при традиционных значениях углов
i
=
g
= 30°,
e
= 0°;
Shevch.
– данные по Шевченко;
лин. (2°)
– линейные координаты RGB при 2-градусном поле зрения;
лин. (10°)
– линейные координаты RGB при 10-градусном поле зрения;
лин. (средн.)
– линейные координаты RGB, усреднённые по 2-градусному и 10-градусному полю зрения;
sRGB (100%)
– координаты sRGB, полученные из линейных координат RGB, усреднённых по 2-градусному и 10-градусному полю зрения;
sRGB (200%)
– координаты sRGB, полученные из удвоенных линейных координат RGB, усреднённых по 2-градусному и 10-градусному полю зрения;
sRGB (300%)
– координаты sRGB, полученные из утроенных линейных координат RGB, усреднённых по 2-градусному и 10-градусному полю зрения;
sRGB (400%)
– координаты sRGB, полученные из учетверённых линейных координат RGB, усреднённых по 2-градусному и 10-градусному полю зрения;
цв. темп.
– цветовая температура, полученная из линейных координат RGB, усреднённых по 2-градусному и 10-градусному полю зрения;

D65

Б-0.91LRO(30°)Shevch.
лин. (2°)0.9076,0.9120,0.89680.1177,0.0931,0.06880.1202,0.0931,0.0697
лин. (10°)0.9084,0.9122,0.89290.1165,0.0916,0.06870.1188,0.0917,0.0696
лин. (средн.)0.9080,0.9121,0.89480.1171,0.0924,0.06880.1195,0.0924,0.0697
sRGB (100%)rgb(244,245,243)rgb(96,86,74)rgb(97,86,75)
sRGB (200%)rgb(133,119,104)rgb(134,119,104)
sRGB (300%)rgb(160,144,125)rgb(161,144,126)
sRGB (400%)rgb(182,164,143)rgb(184,164,144)
цв. темп.6467K4928K4891K

E490

Б-0.91LRO(30°)Shevch.
лин. (2°)1.0005,0.8892,0.84900.1283,0.0909,0.06490.1310,0.0909,0.0657
лин. (10°)1.0021,0.8888,0.84830.1272,0.0895,0.06500.1297,0.0895,0.0659
лин. (средн.)1.0013,0.8890,0.84860.1277,0.0902,0.06490.1303,0.0902,0.0658
sRGB (100%)rgb(255,242,237)rgb(100,85,72)rgb(101,85,73)
sRGB (200%)rgb(138,118,101)rgb(140,118,102)
sRGB (300%)rgb(166,142,122)rgb(168,142,123)
sRGB (400%)rgb(189,162,139)rgb(191,162,140)
цв. темп.5912K4550K4512K

На следующем изображении приведены цвета поверхности Луны sRGB (100%)
,
sRGB (200%)
(удвоенная яркость),
sRGB (300%)
(утроенная яркость),
sRGB (400%)
(учетверённая яркость) при источнике света
E490
(т. е. при наблюдении из космоса) согласно данным LRO и Шевченко.

Как видите, Луна из космоса имеет коричневый цвет как по данным LRO, так и по данным Шевченко. По Шевченко получается немного (еле заметно) краснее, чем по LRO.

Почему солнце желтого цвета?

На рисунках наше небесное светило всегда изображают желтым. В реальности звезда излучает белое свечение. Однако мы видим лучи в ином спектре. Так почему солнце желтое? Причиной выступает наличие на планете атмосферы. При прохождении через данный слой поглощается часть спектра солнечного света. Лучи рассеиваются, в результате чего изменяется длина их волн. Этим и объясняется, почему солнце желтое.

почему мы видим солнце желтым

Существует также другая причина. Объяснить, почему солнце желтое, можно особым строением нашего глаза. Такое восприятие обязано специфическому оптическому эффекту. На фоне голубого неба светило, которое на самом деле имеет белый оттенок, распознается человеческим глазом в желтых тонах. Наш зрительный орган имеет такое строение, что способен отчетливо различать лишь несколько цветов, таких как красный, зеленый и синий. При взгляде на солнце зрачки фиксируют именно эти оттенки. Однако в ходе прохождения через атмосферу белые лучи сочетаются с синим спектром. Цвета несколько смешиваются в нашем восприятии. Таким образом, на фоне неба солнечное свечение кажется нам желтым.

Цвет Луны на фотографиях

В данном разделе мы займёмся раскраской фотографий. Пусть дано изображение img
и цвет в линейных координатах
RGB
. Каждый пиксель изображения заменим пикселем заданного цвета такой же яркости, как у цвета исходного пикселя. Изображение в программе Mathcad представляется в виде одной матрицы координат sRGB, которая получается сшиванием трёх матриц “R”, “G”, “B” слева направо. С учётом этого процедура раскраски выглядит следующим образом:

Результат раскраски фотографии AS11-44-6552:

В середине расположены исходные фотографии. Cлева фотографии раскрашены в цвета согласно данным LRO при традиционных значениях углов i

=
g
= 30°,
e
= 0°, а справа – согласно данным Шевченко. Верхний ряд соответствует стандартному источнику света D65, т. е. в верхнем ряду показаны цвета поверхности Луны, которые получались бы, если бы Солнце было белым. Нижний ряд соответствует источнику света E490, т. е. в нижнем ряду показаны естественные цвета поверхности Луны при наблюдении из космоса.

Как видите, красноватый оттенок Солнца дает заметный вклад в «красноту» поверхности Луны, которая в итоге выглядит коричневой, а никак не серой.

Серый цвет Луны на фотографиях НАСА можно было бы объяснить тем, что плёнка по некоторым причинам «ушла» в синий цвет, но эта версия сразу же отпадает, если проанализировать снимки градаций серого цвета в конце альбомов. На фотографии as11-44-chart приведён такой снимок для последней вышеуказанной фотографии. Я на эту фотографию наложил слева от градаций серого цвета настоящие серые цвета той же яркости, что и на фотографии, и также выписал значения координат sRGB. В итоге получилась следующее изображение:

Как видите, плёнка не только не «ушла» в синий цвет, а даже немного «ушла» в противоположную сторону от синего цвета. Такое отклонение никак не может превратить коричневый цвет в серый.

Результат раскраски фотографии AS11-40-5903:

На исходной фотографии лунная поверхность местами имеет не просто серый цвет, а даже небольшой синеватый оттенок. На фотографии as11-40-chart приведён соответствующий снимок градаций серого цвета:

Плёнка «ушла» не в «синий» цвет, а в «красный». И даже после этого почему-то лунная поверхность на фотографии НАСА имеет серый цвет.

Результат раскраски фотографии AS11-37-5455:

Это одна из редких фотографий программы «Аполлон», где лунная поверхность имеет коричневый оттенок, пусть и не целиком. Её любят показывать противники теории лунного заговора, мол, смотрите, коричневая же. Но здесь закрался подвох. Проанализируем фотографию as11-37-chart, на которой приведён соответствующий снимок градаций серого цвета:

Плёнка просто «ушла» в коричневый цвет. Вот и вся причина коричневого оттенка лунной поверхности на фотографиях НАСА.

Когда солнце приобретает другие оттенки?

Вот мы и выяснили, почему солнце желтое. На самом деле так бывает не всегда. Небесное светило может окрашиваться в прочие оттенки. Иногда мы видим его красным, а также оранжевым. Зачастую наблюдаются подобные эффекты во время рассвета или на закате.

почему солнце желтого цвета

Известно, что наша планета вертится не только вокруг собственной оси, но и вокруг солнца. В зависимости от времени суток и сезона Земля удаляется от звезды на определенное расстояние. В ходе путешествия к нам лучам приходится преодолевать в космическом пространстве различные дистанции. Длина световых пучков в сочетании с теми или иными показателями плотности земной атмосферы – все это отражается на изменении оттенка солнца, который воспринимается человеческим глазом. Результатом становится возникновение оранжевого или красного оттенка.

Солнце также может приобретать нейтральный цвет. Почему солнце белое, а луна желтая? Обычно такой оттенок небесное светило имеет, когда оно находится в зените. В данном случае наблюдается наиболее яркое свечение. Что касается луны, она также никогда не меняет свой цвет. Яркое желтое свечение обусловлено все тем же восприятием объекта через атмосферу, когда в силу вступает эффект преломления лучей.

Зависимость цвета лунной поверхности от условий освещения и наблюдения

Используя данные LRO, приведённые в работе [], исследуем, как меняется цвет поверхности Луны от условий освещения и наблюдения. Рассмотрим источник света E490 (Солнце из космоса) и разные значения углов i
,
e
, . На следующей картинке показан результат, где в верхнем ряду представлены цвета с трёхкратной яркостью, а в нижнем – цвета, приведённые к одной и той же яркости Y = 0.5.

Как видно из картинки, меняется только яркость. В нижем ряду цвета практически одинаковые везде для человеческого глаза. Хотя, если присмотреться, в случае i

= 0° можно увидеть очень слабое отклонение в серую сторону при приближении
e
к нулю.

Как увидеть настоящий цвет?

Солнце, наблюдаемое из космоса

Если вы мечтаете посмотреть на звезду в ее реальном цвете, то вам следует вырваться за пределы земной атмосферы и оказаться в космическом пространстве. Или хотя бы полюбуйтесь на снимки астронавтов и космонавтов с МКС.

В космосе излучаемый солнцем свет больше не рассеивается нашей атмосферой, поэтому видно, что Солнце окрашено в белый цвет.

Кстати, человечество так привыкло к желтому Солнцу, что порой при оформлении космических снимков ученые даже немного подкрашивают нашу белую звезду, чтобы сделать ее более привычной для наблюдателей.

Цвет лунного грунта

На сайте НАСА имеется очень странная фотография, а именно это фотография пробы лунного грунта № 10005.

Лунный грунт на фотографии выглядит коричневым, даже слишком коричневым с учётом того, что освещение производилось белым источником света. Правильность баланса белого можно проверить по цвету белой бумаги, которая попала в кадр.

Может это тот самый оранжевый грунт, который обнаружили астронавты «Аполлона-17»? Нет! В документе [] чётко зафиксировано, что проба была взята астронавтами «Аполлона-11».

А теперь послушаем, что говорит Нил Армстронг (астронавт «Аполлона-11») в интервью Патрику Муру [], которое он дал в 1970 году.

Когда вы смотрите на грунт вблизи или в руке, вы обнаруживаете, что на самом деле он угольно-серый, и мы особо не могли найти ничего отличного от этого цвета.
(When you look at the material at close range, as if in your hand, you find it’s a charcoal gray in fact, and we were never able to find any things that were very different from that color.)

Выходит, Нил Армстронг, не побоюсь этого слова, соврал.

Почему небо голубое, если солнце излучает белый свет

355
22.11.2019 11:53

Есть очень много явлений, которые мы воспринимаем как данность, при этом не задумываясь о том, почему именно такова существующая действительность. Например, почему небо голубое, почему птицы не падают, почему храпящие люди не просыпаются от собственного храпа. Мы так часто сталкиваемся с подобными ситуациями, что просто не задумываемся о природе происхождения этих явлений.

Чаще такие «неочевидные» вопросы возникают у детей, потому что в их понимании мира нет еще аксиом и запрограммированных установок, навязанных социумом. Если человек однажды задумывается о том, как обстоит дело на самом деле, он начинает искать ответы. Нам проще, чем предыдущим поколениям, потому что в интернете можно найти ответ на любой вопрос. На специализированном познавательном сайте kipmu.ru можно найти ответ — почему небо голубое, почему в Англии монархия, почему немеет мизинец и многое другое.

Литература

1. Colour & Vision Research Laboratory – New CIE XYZ functions transformed from the CIE (2006) LMS functions 2. International Color Consortium – A Standard Default Color Space for the Internet: sRGB 3. Recommendation ITU-RBT.709 – Parameter values for the HDTV standards for production and international programme exchange 4. Robertson R. «Computation of correlated color temperature and distribution temperature» /.Opt. Soc. Am.58, 1528 (1968). 5. 2000 ASTM Standard Extraterrestrial Spectrum Reference E-490-00 6. CIE Standard Illuminant D65 7. «Первые итоги определения физико-механических свойств грунтов Луны», М.: 1970. Госстрой СССР, под ред. проф. д-ра техн. наук В. Г. Булычева, стр. 8. 8. Шевченко В.В., Луна и ее наблюдение, 1983, стр. 91-92. 9. Hapke, B., B. Denevi, H. Sato, S. Braden, and M. Robinson (2012), The wavelength dependence of the lunar phase curve as seen by the Lunar Reconnaissance Orbiter Wide-Angle Camera, J. Geophys. Res., 117, E00H15 10. Ohtake,M. et al. (2010), Deriving the Absolute Reflectance of Lunar Surface Using SELENE (Kaguya) Multiband Imager Data, Space Sci. Rev., 154, 57-77 11. THE APOLLO 11 DRIVE TUBES, Dissection and description by Judith H. Allton, NASA (1978) 12. BBC. Интервью Нила Армстронга Патрику Муру (1970)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: