Пока мы отдыхали, учёные работали! ТОП открытий 2020 года, которые изменят нашу жизнь

Экзолуны

Октябрь 2020 года принес новые данные о поисках признаков существования экзолун вокруг экзопланет. Эти сведения были получены из данных о транзитах экзопланет по диску своих звезд. При исследовании использовались данные, полученные от телескопа Хаббл. Он изучал обнаруженного телескопом Кеплер кандидата в экзопланеты, вращающегося вокруг звезды Кеплер-1625. Героические усилия ученых при анализе и оценке данных дали хороший результат. Обнаруженный кандидат бросает вызов существующим моделям – обнаружена луна размером с Нептун, вращающаяся вокруг газового гиганта класса Юпитера.

Пространство не бесконечно

Принято считать, что Вселенная бесконечна. Однако, это утверждение имеет физическое и математическое доказательство: согласно действующим космологическим теориям, все пространство вокруг нас равномерно расширяется во всех направлениях, и в нем соблюдается Евклидова геометрия (параллельные прямые любой длины никогда не пересекутся, а сумма углов любого треугольника будет равна 180 градусам).

Ученые также доказывают равномерное расширение Вселенной во всех направлениях с помощью определения плотности вещества в ней: концентрация всей материи и энергии, включая пока не обнаруженные нами темные материю/энергию, должна уравновешивать энергии внешнего расширения и внутреннего гравитационного притяжения.

В начале 2000-х исследователи определили критическую плотность материи во Вселенной — 5,7 атомов водорода на квадратный метр. Этот показатель подтверждает, что Вселенная является открытой, плоской и бесконечной. В ноябре 2019-го ученые из Римского университета Ла Сапиенца из Парижского института астрофизики заявили, что реальная плотность материи во Вселенной может быть на 5% больше, чем действующий показатель критической плотности.

Таким образом, в инфляционной модели Вселенной должна преобладать гравитация, а все пространство вокруг нас в какое-то время должно было захлопнуться из-за его положительной кривизны. Иными словами, Вселенная может быть не бесконечной, а иметь форму замкнутой сферы. Астрофизики уверены, что их расчеты позитивной кривизны Вселенной верны «более чем на 99%».

Гипотетически, такое исследование позволяет нам даже определить размеры Вселенной, и означает, что путешествуя из любой точки в одном направлении длительное время, мы все равно вернемся в самое начало. Такое заявление ставит под угрозу теории о расширении Вселенной и содержание в ней темных энергии и материи.

«Предположение о плоской Вселенной может скрывать космологический кризис, когда несопоставимые наблюдаемые свойства Вселенной кажутся взаимно несовместимыми. Дальнейшие исследования помогут выяснить, являются ли наблюдаемые расхождения следствием необнаруженной систематики, новой физики или просто статистической погрешности», — указано в работе астрофизиков.

Фото: Gerd Altmann

Загадка «Оумуамуа»

Хотя этот гиперболически вращающийся межзвездный нарушитель и был обнаружен в конце 2020 года, он продолжал приковывать наше внимание и в этом году. В частности, ученых озадачил отчет за июнь 2018 года. В нем говорилось, что обнаружено небольшое, но аномальное ускорение этого объекта при его полете обратно в межзвездное пространство. Этот факт заставил людей фантазировать. Вплоть до того, что пришелец развернул солнечный парус.

Фото: Malcolm Denemark/Florida Today, via Associated Press

7 января: После запуска ракеты Falcon 9 разведывательный спутник Zuma не вышел на расчетную орбиту и был потерян. Спустя почти год его судьба неизвестна.

Фото: Abir Sultan/EPA

23 января: Приз компании Google в размере $30 млн, предназначенный для поощрения частных компаний, стремящихся совершить высадку аппаратов на Луну, так никому и не достался. 31 марта учредители приза признали, что ни одна из компаний, участвующих в борьбе, не сможет доставить свой аппарат на Луну к назначенному сроку — концу марта 2020 года.

Фото: Petros Giannakouris/Associated Press

31 января: Произошло полное затмение луны.

6 февраля: Основатель SpaceX Илон Маск впервые запустил в космос самую тяжелую ракету-носитель в мире — Falcon Heavy. На борт ракеты поместили личный спорткар предпринимателя Tesla Roadster, который отправился под песню Дэвида Боуи.

Фото: Reuters

14 марта: Физик-теоретик Стивен Хокинг, чьи открытия определили развитие современной космологии и вдохновили миллионы людей, скончался в своем доме в Кембридже в возрасте 76 лет.

Фото: Agence France-Presse — Getty Images

1 апреля: В ночь на понедельник 2 апреля первая китайская орбитальная станция «Тяньгун-1» сгорела в атмосфере над Тихим океаном. «Тяньгун-1» (буквально: «Небесный дворец») был запущен в 2011 году, а в 2020 полностью прекратил работу, превратившись в космический мусор. Станция стала воплощением космических амбиций Китая.

18 апреля: Космическое агентство США успешно запустило TESS с космодрома на мысе Канаверал при помощи ракеты-носителя SpaceX Falcon 9.

Фото: CreditAgence France-Presse — Getty Images

25 апреля: Европейское космическое агентство опубликовало самую обширную и самую точную на сегодняшний день трехмерную карту Млечного Пути. На ней отмечены данные о положении, движении и особенностях почти 1,7 миллиарда звезд в пределах нашей галактики.

14 мая: Спутник Юпитера Европа давно волнует воображение фантастов как место, в котором может скрываться жизнь в Солнечной системе, кроме Земли. Научным фактом стало обнаружение подповерхностных океанов с водой под толстой ледяной коркой.

Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS

30 мая: Пылевые штормы на Марсе – сезонное явление, но этот был глобальным и длительным. В результате него отключился марсоход Opportunity. Агентство все еще надеется восстановить с ним связь.

Фото: CreditNASA/JPL-Caltech

7 июня: Специалисты NASA обнаружили в породе с поверхности Марса молекулы ряда органических соединений, подтверждающие следы жизни на планете.

Фото: Reuters

12 июля: Астрономы смогли идентифицировать источник космических нейтрино высоких энергий, зафиксированных обсерваторией IceCube несколько лет назад. Ученые пришли к выводу, что частицы с энергиями в сотни раз больше, чем у протонов в Большом адронном коллайдере, породил блазар.

Фото: ESA/INAF

25 июля: Ученые объявили, что впервые обнаружили свидетельства наличия на Марсе воды в жидком состоянии.

Фото: CreditJoseph Eid/Agence France-Presse — Getty Images

27 июля: Марс вступил в великое противостояние с Солнцем – то есть приблизился на максимально близкое расстояние к Земле.

Фото: CreditChristof Stache/Agence France-Presse — Getty Images

27 июля: Самое длинное лунное затмение XXI века. В тот день Луна окрасилась в красно-коричневый цвет из-за тени Земли, через которую проходила.

12 августа: NASA запустила зонд Parker Solar Probe для наблюдения за Солнцем. Это первый в истории аппарат, который способен коснуться края огненной солнечной короны.

Фото: CreditNASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute

16 августа: В 2020 году станция «Новые горизонты» отправилась в загадочный пояс Койпера к одному из его астероидов. Спустя три года она приблизилась к цели достаточно, чтобы сделать ее первые снимки.

Фото: Nasa/EPA

29 августа: В российском сегменте МКС была обнаружена утечка воздуха.

Фото: CreditToshifumi Kitamura/Agence France-Presse — Getty Images

17 сентября: Илон Маск представил первого космического туриста SpaceX. Им оказался японский миллиардер Юсаку Маэдзава.

Фото: CreditAgence France-Presse — Getty Images

21 сентября: На поверхность астероида Рюгу зондом Хаябуса-2, который долетел до него в июне после трех с половиной лет пути, были спущены два робота.

11 октября: Ракета-носитель «Союз-ФГ» не смогла вывести на орбиту космический корабль «Союз МС-10» с новым экипажем Международной космической станции. Космонавтам удалось эвакуироваться на Землю в спускаемом аппарате.

Фото: European Space Agency

19 октября: Европейское космическое агентство (ESA) запустило аппараты миссии BepiColombo, целью которой является исследование ближайшей к Солнцу планеты – Меркурия. В конце 2025 года аппараты миссии выйдут на орбиту Меркурия и займутся изучением поверхности планеты, исследованием магнитного поля и магнитосферы.

Фото: NASA

30 октября: NASA объявило о прекращении миссии космической обсерватории Kepler спустя почти 10 лет после её запуска. Всего телескоп обнаружил более 2,6 тысяч планет за пределами Солнечной системы.

31 октября: Астрономы из Германии и Чили обнаружили Черную дыру в центре нашей Галактики.

Фото: NASA

1 ноября: Космический зонд Dawn, ставший первым аппаратом, совершившим орбитальный полет вокруг двух объектов Солнечной системы, завершил свою работу из-за нехватки топлива.

26 ноября: Американский космический аппарат InSight совершил посадку на Марс. Он будет изучать устройства коры планеты и измерять количество тепла, исходящего из ее глубинных слоев.

Фото: CreditNASA/Goddard/University of Arizona, via Associated Press

3 декабря: Космический зонд NASA OSIRIS-rex прибыл к астероиду Бенну. Ему предстоит собрать его образцы.

7 декабря: Китай запустил новую космическую миссию, в рамках которой ровер Chang’e-4 должен сесть на обратную сторону луны.

10 декабря: Автоматический космический аппарат NASA «Вояджер-2», запущенный в 1977 году, вошел в межзвездное пространство. Он повторил достижение своего «брата-близнеца», который сделал это в 2012 году.

11 декабря: Российские космонавты вышли в открытый космос для осмотра отверстия в пристыкованном к МКС пилотируемом корабле «Союз МС-09». Они собрали образцы, которые отправят на Землю для дальнейшего исследования утечки.

13 декабря: В ночь на пятницу разработанный компанией Virgin Galactic космический аппарат SpaceShipTwo с двумя пилотами на борту установил новый мировой рекорд, поднявшись на высоту более 82 километров. Он двигался втрое быстрее скорости звука.

Фото: Nicolas Biver/Agence France-Presse — Getty Images

16 декабря: Комета 46P/Виртанена пролетит на рекордно минимальной дистанции от Земли. Наблюдать комету в Северном полушарии можно будет с начала декабря над южным горизонтом.

Источник.

Новая теория образования Луны

Февраль 2020 года принес новую интригующую теорию процесса формирования нашей Луны. Она пытается лучше объяснить ее состав относительно состава Земли. Идея включает в себя «синестию» – облако испаренных и расплавленных минералов, образовавшихся при столкновении прото-Земли с другим планетоподобным объектом. По новой теории Луна фактически сконденсировалась из синестии до того, как Земля сформировалась из охлаждающейся повторно конденсирующейся материи.

На Марсе и Луне можно выращивать зерновые культуры

Несколько десятилетий подряд ученые пытались найти воду на Красной планете и естественном спутнике земли, но так и не смогли это сделать. Зато в октябре ушедшего года им удалось сделать не менее интересное открытие. Исследователи из нидерландского университета Wageningen University & Research провели ряд экспериментов с образцами грунтов, взятых на Марсе и Луне. Результаты превзошли все ожидания. При добавлении минеральных веществ, почвы становятся вполне пригодными для выращивания зерновых культур и многих овощей. Через пять месяцев после посадки проросли не только пшеница, рожь и овес, но также горох и помидоры. Но вот удастся ли выращивать огородные растения на Марсе или Луне, ведь там аграриям придется столкнуться со многими другими проблемами, например, экстремальными температурами или радиацией? Ответ на этот вопрос и предстоит узнать ученым в будущем.

Воспоминания, связанные с запахами, появляются из-за хороших и плохих чувств

Совсем не похож на деда: как выглядит внук Рихарда из «Долгой дороги в дюнах»

Внучка Никиты Михалкова не планирует идти по стопам бабушки и не станет моделью

Солнечные паруса действительно работают

От Солнца исходят волны, состоящие из световых частиц, называемых фотонами. Попадая на любые объекты, находящиеся в космосе, они слегка подталкивают их, заставляя двигаться. Это значит, что космические аппараты, оснащенные отражающими элементами, известными как «солнечные паруса», смогут свободно перемещаться в заданном направлении за счет фотоновых волн. Это открытие было сделано Планетарным сообществом, запустившим в июле в космос спутник LightSail 2, вышедший на околоземную орбиту исключительно благодаря солнечной энергии.

Правители Швеции, их величества Карл Густав и Сильвия, обожают пикники

Подруга спросила, зачем мне столько риса: мой ответ заставил её тоже закупиться

Порезы залечит и не только: на что способен простой спрей-дезодорант

Вино помогает поддерживать крепкое здоровье в космосе

В 2020 году ученые нашли хороший способ, при помощи которого можно поддерживать астронавтов в отличной форме. И, как вы уже догадались, речь идет не об интенсивных тренировках или медикаментозных препаратах, а о красном вине. Этот напиток поддерживает здоровье при длительном пребывании в космосе. В нем содержится особый антиоксидант, препятствующий потере мышечной и костной массы, возникающей из-за невесомости. Эксперименты уже были проведены на крысах и продемонстрировали потрясающие результаты.

Превратите это в увлекательную игру: как приучить ребенка собирать компост

Что нужно знать, отправляя ребенка назад в школу после пандемии: планы школ

Как приготовить вкусный чизкейк «Шоколадный взыв»: простой рецепт

Первая межзвездная комета

Это еще одно удивительное явление, за которым смогли наблюдать ученые в 2020 году. Счастливчиком стал астроном Геннадий Борисов из Крыма. После опубликованной им статьи, к наблюдениям за первой в истории межзвездной кометой подключились NASA и Европейское космическое агентство. Объект получил название 2i/Borisov. Он состоит из ледяного ядра диаметром 965 метров, окруженного облаком газа. Траектория полета проходила через внутреннюю часть Солнечной системы, благодаря чему ученым удалось сделать детальные снимки. А 28 декабря комета пролетала на расстоянии 290 миллионов километров от Земли. После этого наблюдать за ней можно еще на протяжении нескольких месяцев.

Взяла растения и золотую краску и сделала красивые подстаканники