От «Лунохода» до Curiosity: эволюция внеземных машин

Лунохо́д

— планетоход, предназначенный для передвижений по поверхности Луны. В более узком смысле
луноход
есть транспортное средство (транспортная платформа), предназначенное для передвижений по поверхности Луны. Луноход может управляться как водителем на борту, так и дистанционно (например, с Земли), или быть лунным самоходным роботом. Ярким примером является
«Луноход»
(«проект Е-8») — серия советских дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов для исследования Луны.

  • «Луноход-0» — автоматический луноход, который должен был стать первым. На Луну не прибыл вследствие неудачного старта ракеты-носителя с аппаратом Е-8 № 201 19 февраля 1969 года. Причина аварии — разрушение аэродинамического обтекателя ракеты-носителя[1];
  • «Луноход-1» — первый автоматический луноход, благополучно доставленный на Луну и выполнивший на Луне поставленную задачу. Доставлен на Луну 17 ноября 1970 года советским лунным кораблём-автоматом «Луна-17» (Е-8 № 203), стартовавшим 10 ноября 1970 года;
  • «Луноход-2» — второй автоматический луноход. Доставлен на поверхность Луны 16 января 1973 года советским лунным кораблём-автоматом «Луна-21» (Е-8 № 204), стартовавшим 11 января 1973 года;
  • «Луноход-3» — третий автоматический луноход. Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году советским лунным кораблём-автоматом «Луна-25» (запуск не состоялся). В настоящее время действующий экземпляр находится в музее НПО имени С. А. Лавочкина.

В рамках реализации советской лунно-посадочной пилотируемой программы Н-1- в экспедициях предусматривалось использование модификации луноходов, дооборудованных радиомаяком (для предварительного выбора места посадки) и ручным управлением (как транспорт для перемещения космонавта).

Создание

«Луноходы» создавались под руководством Г. Н. Бабакина в конструкторском бюро Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина[2] (Химки, Московская область). Самоходное шасси для лунохода было создано под руководством А. Л. Кемурджиана во ВНИИтрансмаш (Ленинград), где до этого разрабатывались ходовые части танков[3]. Этой же организации была поручена разработка самоходного шасси с блоком управления движением и системой безопасности с комплектом информационных датчиков.

Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация. Масса и габариты создаваемых луноходов были обусловлены максимальной возможной массой, доставляемой на поверхность Луны унифицированной посадочной ступенью, и габаритами головного обтекателя ракеты-носителя «Протон», с помощью которой связка «посадочная ступень — луноход» выводилась на траекторию полёта к Луне.

Модифицированные для пилотируемых экспедиций луноходы должны были заранее детально обследовать предполагаемый район посадки лунного корабля, а также исполнять роль радиомаяков для осуществления посадки пилотируемого корабля в выбранное место. Предполагалось, что перед осуществлением высадки космонавта на Луну будут отправлены два лунохода для выбора основного и запасного районов прилунения. В запасной район впоследствии должна была сесть в автоматическом режиме резервная беспилотная лунная кабина. В основном районе прилунилась бы лунная кабина с космонавтом. Основной режим посадки лунной кабины предполагался автоматическим — на радиомаяк лунохода. Если же при посадке основной лунный корабль получал повреждения, которые не позволили бы ему стартовать с Луны, то космонавт должен был воспользоваться одним из луноходов для поездки к резервной лунной кабине. Космонавт также мог использовать луноход как транспорт для себя и перемещаемого оборудования. На таком модифицированном луноходе предполагалось иметь запас кислорода, разъёмы для шлангов лунного скафандра, место космонавта в виде небольшой площадки с пультом управления в передней части аппарата.

Китайский луноход Чанъэ-4 сканирует лунную поверхность

3 января 2020 г. Чанъэ-4 вошел в историю, став первым космическим кораблем, приземлившимся на обратную сторону Луны — сложный процесс, потому что эта сторона постоянно обращена от Земли, требуя передачи сообщений через специально развернутый спутник связи.

Оказавшись на поверхности, спускаемый аппарат не теряя времени развернул луноход, названный Yutu-2, который по состоянию на 18 февраля прошел 367,25 метра, по данным Китайского национального космического управления.

Теперь команда китайских и итальянских ученых под руководством Чунлая Ли из Китайской академии наук сообщает в журнале Science Advances, что грунтопроникающий радар, который несет луноход, позволил ему заглянуть на глубину до 40 метров под поверхностью с удивительно высоким разрешением.

«Вы можете видеть детали порядка от нескольких [сантиметров] до 10 сантиметров”,-говорит соавтор Елена Петтинелли, геофизик из Университета Roma Tre, Италия.

Это была не первая попытка использовать радар для наблюдения под лунной поверхностью. Аналогичные усилия были предприняты еще в рамках программы «Аполлон», а затем и с помощью выведенных на орбиту космических аппаратов. Но «это первый снимок лунной поверхности с таким разрешением», — говорит Петтинелли.

Данные, по ее словам, показывают, что на глубине около 12 метров территория вблизи площадки приземления покрыта слоем мелкого реголита, который, вероятно, даже мельче пляжного песка: остатки пород, измельченных за миллиарды лет микрометеоритной бомбардировкой.

Реголит, говорит Петтинелли, может быть даже таким же мелкозернистым, как глина или Ил.

Далее идет 12-метровый слой более грубых материалов, включая валуны размером до двух-трех метров, которые, вероятно, представляют собой горные породы, выброшенные в результате удара древнего астероида.

Ниже этого, на максимальную глубину, которую может достичь радар, находится зона чередующихся горных пород и мелкозернистых материалов, родственных поверхностному реголиту, предполагая, что между ударами, выбросы будут лежать достаточно долго для того, чтобы бомбардировка микрометеоритами могла начать наращивать слой реголит — до следующего удара астероида, осыпавшего участок обломками.

«Вы можете очень четко видеть стратиграфию», — говорит Петтинелли, что, как она надеется, может быть использовано для восстановления последовательности событий, которые произвели слои, увиденные Yutu-2.

Дэвид Кринг, лунный геолог и старший научный сотрудник Института лунных и планетарных наук в Хьюстоне, штат Техас, который не входил в состав исследовательской группы, впечатлен. Начнем с того, говорит он, что новые результаты показывают, что, хотя регион, который посетил Чанъэ-4, лежит на вершине древнего лавового потока, его поверхность сильно изменилась.

«Вместо потока лавы в ходе миссии были обнаружены обломки, выброшенные из ударных кратеров вблизи и вдали», — говорит он. «Это исследование показывает, что даже миссии, нацеленные на вулканическую местность, должны учитывать геологические последствия ударных кратеров.»

Но, по его словам, полученные результаты важны не только для науки, но и для поиска ресурсов для будущих лунных баз.

«Результаты показывают, что радар может использоваться для визуализации недр, что поддерживает метод, который мы предлагаем для обнаружения подземных ледяных отложений», — говорит он.

Метки
Китай Космос Луна

Конструкция

«Луноход» представляет собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек.

Масса машины (по исходному проекту) — 900 кг, диаметр по верхнему основанию корпуса — 2150 мм, высота — 1920 мм, длина шаси — 2215 мм, Колея — 1600 мм. Колёсная база — 1700 мм. Диаметр колёс по грунтозацепам — 510 мм при ширине в 200 мм. Диаметр приборного контейнера — 1800 мм. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 км/ч.

Гермокорпус «Лунохода» является основной частью конструкции и служит платформой для аппаратуры бортовых систем и её защиты от воздействия внешней среды. Гермокорпус выполняет также функции платформы для шасси и служит для крепления на нём элементов ходовой части. Корпус имеет форму перевёрнутого усечённого конуса с выпуклыми верхним и нижним днищем. С целью уменьшения массы корпус изготовлен из магниевых сплавов. Верхняя поверхность корпуса используется как радиатор-охладитель системы терморегуляции, закрываемый на ночь крышкой с солнечной батареей для сохранения тепла. Корпус «Лунохода» для сохранения тепла покрыт снаружи теплоизолирующим покрытием толщиной около 20 см. Для обогрева аппаратуры применялся радиоизотопный источник тепла, содержащий ампулы с 210Po. Источник был вынесен за пределы корпуса. Использовалась активная двухконтурная система терморегулирования[4].

Шасси «Лунохода» было предназначено для перемещения аппарата по поверхности Луны (для смазки узлов вращения в вакууме использовался сульфид молибдена(IV)). В состав шасси входят следующие агрегаты и подсистемы:

  • ходовая часть, включающая восьмиколёсный движитель и индивидуальную эластичную подвеску колёс;
  • электрическая трансмиссия с индивидуальным полным приводом колёс;
  • тормозная система;
  • блок автоматики шасси;
  • комплект информационно-измерительной аппаратуры: патрульный дозиметр
  • рентгеновский эмиссионный спектрометр
  • рентгеновский телескоп
  • грунтомер[1]

Система электропитания «Лунохода», выполненная по схеме «солнечная батарея — буферная аккумуляторная батарея», обеспечивает питание всех бортовых систем постоянным током. На «Луноходе» применены серебряно-кадмиевые аккумуляторные батареи ёмкостью 200 ампер-часов. Площадь солнечной батареи составляла 3,5 м² (электрическая мощность — 180 ватт).

Предельное энергопотребление составляло в течение 10 мин — 1 кВт. Номинальное энергопотребление — 250 Вт.

Система управления луноходом состояла из двух телевизионных камер, подключённых к центральному блоку, содержащему узлы электроники и автоматики. Блок состоял из двух полукомплектов (по одному для каждой камеры), из которых один работал, а второй находился в резерве. Телевизионные камеры «Лунохода-1» были выполнены на видиконах с регулируемой памятью диаметром 13,5 мм. Вес телевизионной системы составлял 12 кг, потребляемая ею мощность равнялась 25 Вт. В передающей камере «Лунохода-2» были использованы видиконы диаметром 26 мм, что положительно повлияло на качество изображения, при том, что габариты и потребляемая мощность камер увеличились незначительно. Конструкция видиконов обладала высокой механической прочностью и устойчивостью как на активном участке траектории полёта, так и в движении.[5]

Антенны:

  • остронаправленная антенна (спиральная; диапазон — …);
  • малонаправленная антенна (конус; диапазон — …);
  • штыревые антенны (диапазон — …).
Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Луноход

«Луноход-1», или просто «Луноход».

Эта игра поможет разрядить обстановку в отряде перед подготовкой первых коллективных творческих дел, она раскрепощает, помогает ослабить комплекс страха перед публичным выступлением. Играющие стоят в круге, внутри которого, встав на четвереньки, перемещается Водящий со словами <�я Луноходик один, я Луноходик один>. Он изображает луноход, для этого приседает на корточки, вытягивает руку — антенну. Задача водящего — вывести из состояния замкнутости окружающих. Если его действия вызывают у игрока улыбку, то улыбнувшийся пристраивается к Водящему в качестве Луноходика номер два. Игра продолжается до тех пор, пока большинство играющих не станут Луноходиками. По поводу игры в «Луноход» — у нее есть продолжение: далее каждый из луноходов придумывает себе задание и «выполняет» его, озвучивая свои действия. Например: -Я — «Луноход-1» еду чинить «Луноход-2», заменяю ему переднюю панель… Кроме того, если у игры появляется ведущий — он играет роль диспетчера, что на первых порах, пока ребята еще скованы, хорошо помогает.

На местах возможны были другие названия, обусловленные местными изменениями в правилах. Классический вариант такой:

Выбирался водящий… часто им становился секретарь комитета комсомола. Игроки становились в круг. Водящий на четвереньках двигался по внутренней стороне курга, совершал рукой над головой вращательные движения и говорил : «Я — луноход пи-пи один…

Я — луноход пи-пи один…» Первый засмеявшийся становился за ним и двигался со словами : » Я — луноход пи-пи два…» … «Иду собирать камни», «Иду на заправку» и т.д. Затем — третий, и т.д….

Игроки стоят по периметру игровой территории, храня стоическое молчание. Ведущий запускает в игру участников. Первый — доброволец, остальные — см. ниже. :) Первый участник встает на четвереньки и начинает перемещаться по терриории, повторяя: «Я луноход-1, я луноход-1» (возможно, коментируя события «луноход-1 столкнулся со стулом…» и т.п. — как фантазия сработает). Цель игроков — не засмеяться. Засмеявшийся присоединяется, говоря: «я луноход-2». Далее, соответственно, добавляются луноход-3, луноход-4 и т.д. Ведущий внимательно смотрит и выносит вердикт «кто следующий». Побеждает тот, кто дольше всех сдерживал смех (аплодисменты победителю бесплатно ;) ).

Когда играют вожатые, ведущий нафиг не нужен, так же как и определение победителя. :)

Впрочем, дети к концу смены тоже в победе именно в этой игре не нуждаются — им просто нравиться играть. Очень хорошо в нее играть, когда на улице дождь — поднимает настроение ребят (которые грустят из-за дождя), собирает весь отряд в холле (любой, даже большой любитель в комнате сидеть ОБЯЗАТЕЛЬНО выйдет посмотреть, над чем все смеются), отлично после игры идут любые творческие отрядные дела (например, конкурс актерского мастерства, или концерт «кто во что горазд»).

Ход полёта

На 125-й секунде полёта двигатель первой ступени прекращал работу; производилось её отделение, запускался двигатель второй ступени. На 200-й секунде полёта, на высоте 80 км, сбрасывался головной обтекатель. На 375-й секунде полёта выключались двигатели второй ступени; при этом аппарат имел скорость 4,5 км/с. Производилось разделение ступеней, включался двигатель третьей ступени. На 588-й секунде полёта происходило отключение двигателя третьей ступени и отделение головного блока; дальнейший разгон производился двигателями блока «Д». На 958-й секунде полёта двигатель блока «Д» отключался; аппарат оказывался на промежуточной орбите вокруг Земли. На 35-й минуте полёта раскрывались опоры посадочного устройства. На 66-й минуте полёта блок «Д» ориентировался в пространстве необходимым образом и вновь запускал двигатель для перелёта к Луне. Через 12 секунд после отключения двигателя блока «Д» происходило его отделение и раскрытие антенн.[1]

Через 4 суток 7 часов после старта Е-8 с помощью двигательной установки ступень КТ выводился на окололунную орбиту с высотой 120 км и периодом обращения 2 часа. Через сутки проводилась первая коррекция для снижения высоты перицентра над выбранной точкой посадки до высоты 20 км, а ещё сутки спустя — вторая коррекция для исправления плоскости подхода аппарата к точке посадки.

Через 7 суток 16 часов после старта запускалась тормозная двигательная установка, снижавшая скорость почти до нуля на высоте 2,3 км над поверхностью. До высоты 700 м происходил спуск с выключенным двигателем; далее до высоты 20 м спуск шёл с работающим двигателем, после чего основная двигательная установка ступени КТ отключалась и запускались двигатели малой тяги. На высоте 1-2 метра, определяемой гамма-высотомером «Квант-2», двигатель отключался, и станция совершала мягкую посадку на поверхность Луны.

После прилунения изображение места посадки передавалось на Землю, и по команде операторов раскрывались две пары трапов. Луноход отделялся от ступени КТ и сходил на лунную поверхность; открывалась его солнечная батарея и начиналась зарядка аккумуляторов.

Управление

Поворот осуществлялся путём изменения скорости и направления вращения колёс левого и правого бортов.

Управление «Луноходами» осуществлялось группой операторов из 11 человек, составлявших сменные «экипажи»: командир, водитель, оператор остронаправленной антенны, штурман, бортинженер.[2] Центр управления находился в посёлке Школьное (НИП-10). Каждый сеанс управления длился ежедневно до 9 часов, с перерывами в середине лунного дня (на 3 часа) и на лунную ночь; экипажи менялись каждые два часа.[2].

Состав команды:

  • командиры — Николай Еременко, Игорь Федоров;
  • водители — Габдулхай (Геннадий) Латыпов, Вячеслав Довгань;
  • штурманы — Константин Давидовский, Викентий Самаль;
  • бортинженеры — Леонид Мосензов, Альберт Кожевников;
  • операторы остронаправленной антенны — Валерий Сапранов, Николай Козлитин;
  • резервный водитель и оператор — Василий Чубукин.

Отработка действий операторов проводилась на действующей модели «Лунохода» на Лунодроме, на котором имитировались лунные реголит и рельеф[2][6]. Лунодром посещали с целью тренировочных поездок на луноходе космонавты Виктор Горбатко и Георгий Добровольский.[источник не указан 2973 дня

]

Дистанционное управление осуществлялось при помощи комплекса аппаратуры контроля и обработки телеметрической информации на базе ЭВМ «Минск-22» — СТИ-90.

Основную сложность при управлении луноходом создавало запаздывание радиосигнала, — радиосигнал с Земли до Луны и обратно проходит около 2 секунд, а передача одного кадра занимала от 3 до 20 секунд, в зависимости от рельефа[7].

Примечания

  1. 123Ракетно-космический комплекс 8К82К-Е8-5
    [Учебный фильм]. Проверено 21 февраля 2020.
  2. 1234
    Борисов, 2010.
  3. Хозиков, 2000.
  4. Лунный самоходный аппарат / А. А. Еременко // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Дерюгин, Ведерко, 1997.
  6. Первый в мире лунодром оказался заброшен. Один из самых засекреченных космических объектов Советского Союза оказался никому не нужен. (неопр.)
    . НТВ (3 августа 2004). Дата обращения 21 февраля 2020.
  7. Лантратов, 1995, с. 74.

Примечания[ | ]

  1. 12
    Китайский луноход Yutu начал передвижение по поверхности Луны: видео
  2. NASA Images of Chang’e 3 Landing Site (англ.)
  3. Ramzy, Austin
    China to Send ‘Jade Rabbit’ Rover to the Moon (англ.). The New York Times (26 November 2013). Дата обращения 2 декабря 2013.
  4. «玉兔号»:威风、敏捷 (кит.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 декабря 2013. Архивировано 28 декабря 2013 года.
  5. Китайский луноход «Юйту» прошел первые метры по поверхности Луны (неопр.)
    .
  6. Новые фотографии от китайского аппарата «Чанъэ-3» и лунохода «Юйту» (неопр.)
    .
  7. Тепло Сарова для китайского «зайца» (неопр.)
    (16 апреля 2014).
  8. 走近»玉兔号»——解密我国首个月球车 (кит.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 декабря 2013. Архивировано 28 декабря 2013 года.
  9. (неопр.)
    (недоступная ссылка). 新华网 (24 апреля 2008). Дата обращения 24 апреля 2008. 27 февраля 2009 года.
  10. (кит.) (недоступная ссылка). 新华网 (24 апреля 2008). Дата обращения 24 апреля 2008. 27 февраля 2009 года.
  11. Миссия «Чанъэ-3»: луноход «Юйту» отправляется в Залив Радуги
  12. Любители астрономии обнаружили ошибку при посадке китайского лунохода
  13. China Global Television Network.
    Запись прямой трансляции развёртывания лунохода «Юйту»
    (неопр.)
    (14 декабря 2013).
  14. Color photo of Yutu rover (англ.)
  15. Geologic settings of Chang’e-3 landing site.
  16. NASA собирается сделать снимки Нефритового Кролика.
  17. China’s Yutu «naps», awakens and explores (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 декабря 2013. Архивировано 24 декабря 2013 года.
  18. Lander and rover ready to perform exploration tasks (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2013. Архивировано 25 декабря 2013 года.
  19. «玉兔» 月球车机械臂投放测试成功 (неопр.)
    .
  20. Chang’e 3 update with lots of pictures: Yutu begins lunar journey (неопр.)
    .
  21. China’s moon rover flexes muscles (неопр.)
    (недоступная ссылка). Архивировано 31 декабря 2013 года.
  22. China’s moon rover «sleeps» through lunar night (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2013. Архивировано 31 декабря 2013 года.
  23. Во время «спячки» посадочного модуля «Чанъэ-3» и лунохода «Юйту» ученые будут заниматься анализом полученных с Луны данных
  24. Луноход и посадочный модуль перешли в спящий режим (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 12 января 2014. Архивировано 13 января 2014 года.
  25. Лунный зонд LRO сфотографировал место посадки китайского аппарата «Чанъэ-3»
  26. Китайский луноход Yutu вышел из спящего режима (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 12 января 2014. Архивировано 13 января 2014 года.
  27. Луноход Yutu: планы на будущее
  28. Long Xiao, et al.
    A young multilayered terrane of the northern Mare Imbrium revealed by Chang’E-3 mission (англ.) // Science : journal. — 2020. — 13 March (vol. 347, no. 6227). — P. 1226—1229. — doi:10.1126/science.1259866. — Bibcode: 2015Sci…347.1226X. — PMID 25766228.
  29. Прощай, Нефритовый Кролик? Или до свидания? (неопр.)
    .
  30. Loss of lunar rover (англ.).
  31. Луноход «Нефритовый заяц» способен принимать сигналы, несмотря на нарушения в управлении (неопр.)
    . ИТАР-ТАСС.
  32. Китайский луноход уснул в третий раз, инженерам не удалось решить его проблему (неопр.)
    .
  33. Chinese lunar rover alive but weak (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июля 2014. Архивировано 29 апреля 2015 года.
  34. Chang’e 3 Third Lunar Day, Day 3. Is the rover alive? (англ.).
  35. 月球车“玉兔”号已被唤醒 部分设备状态退化 (кит.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июля 2014. Архивировано 23 июля 2014 года.
  36. China’s lunar rover Jade Rabbit retires (англ.) (недоступная ссылка). Xinhua (3 August 2016). Дата обращения 3 августа 2020. Архивировано 5 августа 2020 года.
  37. Первый китайский луноход «Юйту» завершил свою миссию (неопр.)
    . Синьхуа (3 августа 2016).
  38. Zongcheng Ling et al.
    Correlated compositional and mineralogical investigations at the Chang′e-3 landing site (англ.) // Nature Communications (англ.)русск. : journal. — Nature Publishing Group, 2020. — Vol. 6. — doi:10.1038/ncomms9880.

Литература

  • Марина Марченко.
    Автоматическая самоходная станция на Луне и доставка лунного грунта // Техника-Молодёжи : журнал. — 1979. — № 5. — С. 20—21.
  • С. Дерюгин, А. Ведерко.
    Телевизионная система для управления движением луноходов // Теле-Спутник : журнал. — 1997. — № 1 (15). — С. 64—65.
  • В. Борисов.
    «Луноходчики» спали по три часа в сутки и успевали играть в волейбол
    (неопр.)
    . РИА Новости (17 ноября 2010).
  • Владимир Хозиков.
    Луноход-1: Горелово — Тюра-Там — Луна. До востребования // Санкт-Петербургские Ведомости : газета. — 2000. — № 212 (3262) от 17 ноября.
  • В. Г. Довгань.
    Дистанционное управление луноходами и планетоходами // Земля и Вселенная : журнал. — 2005. — № 2. — С. 76—81.
  • К. Лантратов.
    25 лет Луноходу-1 // Новости Космонавтики : журнал. — 1995. — № 23 (112) за 5-18 ноября. — С. 79—83.
  • К. Лантратов.
    25 лет Луноходу-1 // Новости Космонавтики : журнал. — 1995. — № 24 (113) за 19 ноября-2 декабря. — С. 70—79.
  • Лунная одиссея
    [Телепередача]. (1982). Проверено 21 февраля 2020.
  • Александр Сергеев.
    Луноход. Эпизод первый // Вокруг света : журнал. — 2010. — № 11.
  • Виноградов А. П., Анисов К. С., Мастаков В. И., Иванов О. Г.
    Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1» / Отв. ред. акад. А. П. Виноградов. — М. : Наука, 1971. — Т. 1. — 128 с., 3 л. ил. : ил. — 3200 экз.
  • Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1» / Отв. ред. В. Л. Барсуков. — М. : Наука, 1978. — Т. 2. — 183 с. — 1300 экз.
  • Освоение космического пространства в СССР. — М., 1973.

Советский «Луноход» доказывает, что и американцы на Луне были

Исчез другой аппарат

Специалисты НАСА открыли доступ к новому огромному массиву фотографий, сделанных автоматическим зондом Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) — он сейчас находится на орбите Луны.

Снимков — более ста тысяч. На прежних, сделанных с высоты всего в 50 километров, энтузиасты нашли посадочные модули почти всех американских экспедиций. Начиная с первой — Аполлон-11, состоявшейся в 1969 году, и кончая последней — Аполлон-17.

Теперь на снимках с LRO ищут технику, оставленную СССР — луноходы и автоматические станции серии «Луна». И находят.

На днях канадский исследователь Фил Стук из Университета западного Онтарио сообщил, что обнаружил исчезнувший советский «Луноход». Что выглядело настоящей сенсацией.

Наш «Луноход-1» действительно пропал. В 1970 году его доставила автоматическая станция «Луна-17». После ряда успешных экспериментов по отражению посланных с Земли лазерных импульсов самоходный аппарат словно бы исчез. То есть место, где он остановился в районе Моря Дождей, известно точно. А ответов оттуда нет.

Американцы зачем-то пытаются отыскать «Луноход-1», настойчиво «обшаривая» поверхность Луны лазерным лучом. А им трудно промазать — площадь пятна достигает 25 квадратных километров. Ничего не находят.

И канадец, как выяснилось, обнаружил не первый, а второй аппарат — «Луноход-2». А он никуда не терялся, стоит в Море ясности. Его отражатели до сих пор функционируют.

Неожиданное подтверждение

«Луноход-2» прибыл вместе со станцией «Луна-21» в 1973 году. Она села примерно в 150 километрах от Аполона-17. И по одной из легенд аппарат поехал к площадке, на которой в 1972 году орудовали американцы и ездили на своем самоходном экипаже.

Вроде бы «Луноход-2», оснащенный камерой, должен был снять оставленную астронавтами технику. И подтвердить, что они там действительно были. В СССР все-таки сомневались, хотя никогда официально в этом не признавались.

Наш самоходный аппарат проехал 37 километров — это рекорд передвижения по другим небесным телам. Он реально мог бы добраться до Аполлона-17, но зацепил рыхлый грунт с кромки кратера и перегрелся.

На снимке «Луноход-2» выглядит маленьким темным пятном. И если бы не следы от колес, то найти аппарат было бы, наверное, невозможно. Даже зная координаты.

Столь же смутно выглядит и самоходный аппарат экспедиции Аполлона-17. Хотя он больше по размеру. Сходство — на снимках — обоих агрегатов, пожалуй, свидетельствует: оба они находятся на Луне. Наш-то — точно. В этом никто никогда и не сомневался. А вот американцев подозревали в фальсификации. Видимо, зря. Были они на Луне. По крайней мере в 1972 году.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: