Урок моделирования «Глобус — модель Земли» план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Любовь к путешествиям у многих людей существует с детства. Поэтому они начинают старательно изучать географию и историю. И в один прекрасный момент приходят к мнению, что им просто необходим глобус Земли.

К сожалению, но настоящую, качественную модель не все могут себе приобрести. Одни считают, что деньги можно потратить на что-то более полезное. Другие просто не находят подходящего места, чтобы такое изделие разместить у себя дома. У третьих нет доступа к магазинам, где можно купить подобную вещь.

К счастью, сегодня у подавляющего числа жителей нашей страны есть доступ к Всемирной паутине. А Интернет – настоящая кладезь возможностей. Поэтому не удивительно, что на его просторах есть сайты, которые предлагают любому желающему получить доступ к 3D моделям глобуса нашей планеты.

Мы предлагаем ознакомиться с самыми интересными интернет-ресурсами, предлагающими такую интересную услугу, как глобус Земли 3D онлайн.

3planeta.com

Очень простой и удобный в ознакомлении вариант. Запускается мгновенно. Изначально на картинке наша планета на некотором отдалении. Можно увидеть границы крупных стран и названия материков.

Управляется все очень просто:

  • Чтобы прокрутить этот глобус Земли 3D, достаточно навести на него курсором мышки, зажать его одной из кнопок, сдвинуть в нужную сторону;
  • Прокручивание колесика позволяет увеличивать или уменьшать изображение.

При максимальном приближении сначала отображаются названия стран, важные дороги, затем второстепенные трассы, города, районы, улицы с домами.

Глобус Земли 3D модель онлайн 3planeta.com

Выше над отображением размещена инструкция по управлению. Под глобусом – специальная строка, куда можно ввести название какой-то местности, чтобы быстро перейти к ее нахождению.

earth.google.com

Один из лучших вариантов из найденных. Загружается довольно-таки долго – около минуты в браузере. Но лучшего варианта сегодня найти будет сложно.

Особенности:

  • При максимальном приближении показывает не только название улиц, но и номера домов, что часто имеет важное значение;
  • Можно переключиться с обычного вида в трехмерный;
  • Используя компас, картинка позиционируется как на классической карте.

Особое внимание стоит обратить на иконку в форме человечка, которую можно увидеть в правом нижнем углу экране. Если перетащить ее в определенное место карты, то изображение переключится на панорамный обзор – можно рассмотреть очень интересные подробности. Кстати, если в этот момент обратить внимание на левый нижний угол, то там можно увидеть аватарку и ник человека, который заснял окружающие окрестности и предоставил их для Гугл-карт.

Понятно, что переключаться в трехмерную панораму можно не везде. Места, доступные для такой функции, отмечены на карте специальными синими кружочками – они появляются, когда юзер нажимает на иконку с человечком.

Если пользователь разрешил доступ к определению своего места нахождения, то нажав на специальную кнопочку, можно быстро перейти как раз в требуемую локацию.

В общем, очень интересно, наглядно. Например, можно посмотреть обзорные панорамы мест своего города, куда в реальной жизни человек так и не удосужился сходить.

Войти на сайт

09.06.2018 Марс размером с Луну.

Ну вот никогда, видимо, не умрёт этот фейк. Тем более в конце июля текущего года состоится противостояние Земли и Марса наиболее близкое к максимально возможному.

Считается, что именно сам фейк появился в англоязычном интернете аж в 2003 году. В изначальном сообщении говорилось о том, что Марс будет казаться размером с Луну при наблюдении в телескоп. Любители хайпануть исключили из сообщения факт о наблюдении в телескоп и вот уже 15 лет ежегодно новостные ленты желтоватых СМИ и соцсетей вбрасывают этот фейк, который разносится неокрепшими умами, словно зомби-вирус.

При наблюдении в любительский телескоп можно в общем-то не особо заметить разницу, а невооружённым взглядом и вовсе ничего не понять.

Просто для осознания:

— Средний диаметр Луны — 3 474 км;

— Среднее расстояние от Земли до Луны — 384 000 км;

— Средний диаметр Марса — 6 779 км;

— Расстояние от Земли до Марса в момент максимального сближения — 54 000 000 км.

Чтобы Марс казался размером с Луну, он должен быть лишь в два раза её дальше то есть на расстоянии 768 000 км (так, Солнце, диаметр которого в 400 раз больше Луны, расположено в 400 же раз дальше, что и позволяет наблюдать полные Солнечные затмения), что более, чем 70 раз меньше его минимально возможного до Земли расстояния.

Невооружённым глазом кроме точки, которую по незнанию можно принять за звезду, вы ничего не увидите.

Реальная форма Земли.

И снова разнообразным фриказоидам не даёт покоя форма Земли. Она шарообразная — успокойтесь уже.

В последние пару месяцев в сети с невероятной скоростью распространяется вот эта гифка с описанием вроде «Настоящая форма Земли без океанов» (причём даже на ресурсах, позиционирующих себя, как научные и научно-популярные):

Эту модель, отражающую свойства силы тяжести нашей планеты, разместили на сайте Европейского космического агентства учёные-климатологи. На самом деле на сегодняшний день эта модель является самой точной из всех существующих, которые описывают неоднородность силы тяжести. Для её построения специалисты, посредством спутника GOCE, исследовали гравитационное поле Земли и океанические течения на протяжении 2-х лет. Подобные геоидные модели в первую очередь используются климатологами для понимания влияния изменений в океанах на климат Земли.

Следует понимать, что в космосе каменное тело диаметром более 600 километров или ледяное более 400 км под действием собственной гравитации превратится в шар.

Земля же действительно очень незначительно сплюснута у полюсов из-за собственного вращения. Так, разница полярного и экваториального радиусов около 21 км, что составляет всего 0,3%. Это невозможно увидеть невооружённым взглядом. Таким образом, форма Земли настолько незначительно отличается от шара, что упоминать про её сплюснутость в большинстве случаев — излишняя академичность.

Вы спросите: «А что же это за изображение, которое нам показывают со школьной доски?».

Во-первых, эллипсоид является лишь одной из проекций для того, чтобы показать все континенты на плоскости (эта проекция довольно сильно искажает размеры континентов друг относительно друга). А во-вторых — вот именно так, как на изображении выше, друзья мои, выглядит карта высот геоида относительно эллипсоида. Представьте, что вы разглаживаете смятый лист бумаги, чтобы тот стал плоским. Ровно также геологи составляют для себя карту действия силы тяжести нашей планеты. Неровную поверхность суши со всеми перепадами, дном водоёмов, а также неравномерностями распределения плотностей во внутренней структуре Земли они условно растягивают, кодируя высоты цветами. При этом континенты расположены на своих местах, а выровненная невозмущённая поверхность мирового океана продолжена под ними. Присмотритесь к шкале — на ней отражены лишь десятки метров.

Отличия геоида от эллипсоида (не от шара) в эти десятки метров на глаз различить просто невозможно. Именно для того, чтобы визуализировать эти различия, была создана данная трёхмерная модель.

На самом деле Земля без воды будет выглядеть примерно так

Шарики воды в порядке убывания: вся солёная вода; вся пресная грунтовая вода; вся пресная вода в открытых водоёмах (да, там есть третий шарик). Реальная модель Солнечной системы.

Видео автора, который уверен, что от всех скрывают правду о строении Солнечной системы разлетелось миллионами просмотров.

Автор сообщает, что всем привычная модель с вращающимися вокруг Солнца планетами является обманом, так как в ней не учтено вращение Солнца вокруг центра галактики. Модель, которая автору не понравилась, просто не ставит целью демонстрацию движения вокруг центра галактики. В любом учебнике по астрономии об этом написано. И, видимо, проблема как раз в отсутствии астрономии в школьных программах во многих странах мира.

Да, планеты иногда оказываются позади Солнца при его движении вокруг центра галактики. Но следует понимать, что это движение очень сложное. Так, и Солнце, и все объекты Солнечной системы испытывают гравитационное взаимодействие от огромного количества объектов в нашей галактике, которая не является каруселью, где все объекты с равной скоростью вращаются вокруг центра. Это, скорее, гравитационный хаос с некоторой степенью упорядоченности, из-за чего Солнце не просто летит вокруг центра галактики, и его траектория гораздо сложнее. Именно поэтому планеты могут оказываться и перед Солнцем на пути его движения. Да и в целом вся эта визуализация состоит из ошибок. Так, Юпитер находится на орбите между Нептуном и Плутоном, а не между Марсом и Сатурном, а скорости движения планет на своих орбитах вообще никак не учитываются.

P. S.

Друзья, хочу пожелать вам не оказываться в числе тех, кто распространяет фейки. Для этого, сразу после удивления от увиденного, поищите источники, ознакомьтесь с темой. Так вы и себя будете развивать, и не будете состоять в армии распространителей лженауки.

https://zen.yandex.ru/media/scikit/nastoiascaia-forma-zemli-mars-razmerom-s-lunu-i-realnaia-model-solnechnoi-sistemy-kosmicheskie-feiki-5b1ad0c9865165b0726dddca

webglearth.com

Достаточно простенький вариант. Не позволяет приближать картинку на столько же, как два предыдущих онлайн глобуса.

глобус 3д онлайн

Тем не менее, у этого ресурса есть парочка собственных особенностей:

  • При приближении отображается морская зона, принадлежащая определенной стране;
  • Есть возможность выбора из трех вариантов отображения картинки: спутниковая карта и два схематических отображения.

Ну и дополнительно сервис предлагает множество сопутствующих услуг. Например, создание индивидуальных карт и так далее.

Mother Earth — один из самых наглядных виртуальных глобусов Земли

Действительно, именно этот вариант предлагает посмотреть не только на глобус Земли в режиме онлайн, но и предоставляет ряд возможностей для изменения получаемого изображения.

Бесплатный глобус Земли в 3D эффекте Mother Earth

Что для этого необходимо:

  • Перейти на главную страничку онлайн сервиса https://oos.moxiecode.com/js_webgl/world/index.html, где будет представлена 3D модель в ее классическом варианте на фоне звездного неба и нашего Солнца;
  • Изображение можно легко вращать в разные стороны, управляя поворотами с помощью мышки;
  • Что самое важное – все абсолютно бесплатно!

При желании, можно легко изменить вариант отображения. Для этого нужно обратить внимание на небольшое меню, размещенное в правом верхнем углу рабочего экрана. Кроме классического, там можно обнаружить еще шесть вариантов виртуального глобуса Земли:

  1. Blocks — выводит материки планеты в виде своеобразных блоков.
  2. Geodesic — дает возможность оценить рельефность.
  3. Lines — аналогично предыдущему варианту, только модель представлена в виде эффектных вертикальных линий.
  4. Horizontal Lines — как понятно из названия, линии теперь будут располагаться горизонталь. Выглядит очень интересно.
  5. Half Spheres — получается что-то фантастическое с помощью полусфер.

Глобус Земли 3D в режиме онлайн

Есть еще один вариант — particles. Что конкретно он показывает, не совсем понятно. Но выглядит очень оригинально. Возможно, это вышки связи, которые передают свои сигналы по всей планетарной сети.

webtous.ru/ekskursii/virtualnyj-3d-globus-zemli-onlajn

Этот интернет-ресурс интересен прежде всего тем, что предоставляет доступ сразу к трем вариантам земного глобуса:

  • Использование текстур, полученных со спутниковых систем, принадлежащих NASA. Приближение не очень большое, но позволяющее оценить красоту нашей планеты. Названий нет вообще;
  • Схематическое отображение нашей планеты. При приближении видны названия государств, границы. При еще большем увеличении – города, улицы, естественно, тоже с названиями. Плюсом этого варианта является некоторая дополнительная информация. Например, тип леса. Или высота той или иной горы;
  • Интересный исторический вариант. Виртуальная модель, созданная на основе карт Giovanni Maria Cassini, изданных в 1790-м году, в Риме. Можно увидеть то, как представляли люди нашу планету несколько веков назад. С названиями стран, городов, регионов того времени. Весьма интересный вариант для любителей исторической географии.

Исторический глобус

Информационная модель планеты

Дирк Хелбинг ― автор проекта глобального симулятора, получившего название «Living Earth Simulator». События, влияющие на мировую экономику, политику и многие другие могут стать более управляемыми благодаря гигантской математической модели.

Дирк Хельбинг — «Идеи, меняющие мир»

Главная тема передачи ― информационная модель планеты

Это моделирование будет отслеживать все, начиная от финансовых сделок, маршрутов миграции людей из одной страны в другую до данных о выбросе углекислого газа в атмосферу. Это сделает возможным моделирование будущего, подобного тому, как ученые — синоптики предсказывают погоду.

Уверенность Хелбинга в успехе реализации этого проекта базируется на его исследованиях в области технологий, социологии и экономики, и, возможно, на его увлечении произведениями Айзека Азимова.

Название видео

Укротитель будущего

Дирк Хельбинг

Электронные коммуникации, цифровая культура, миллиарды гаджетов, которые собирают данные о каждом нашем шаге… Человеческое общество еще никогда не было столь сложной – и при этом нестабильной – системой, как сегодня. Профессор социологии Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе (ETH) Дирк Хельбинг считает, что связь «всех со всеми» может стать как нашим благом, так и проклятием. Новые технологии, симбиоз человека и компьютерного интеллекта облегчат жизнь. Однако малейший сбой в системе биржевых торгов или волна «ретвитов» ведут к последствиям в реальном мире, которые мы пока не можем ни предвидеть, ни предотвратить. Впрочем, у профессора Хельбинга есть решение.

Исследователи расшифровали геном, но что сейчас происходит с человечеством на макроуровне, ученым еще только предстоит выяснить. В информационном обществе как в сверхсложной системе возникают такие явления, с которыми человечество еще никогда не сталкивалось. Герой очередного выпуска нашей программы «Идеи, меняющие мир» (совместного проекта теле и телеканала «Россия24») пытается снизить растущий уровень непредсказуемости. Уже несколько лет профессор Хельбинг руководит международным проектом FuturICT. За 10 лет и €1 млрд он пообещал создать информационную модель планеты, которая позволит увидеть скрытые взаимосвязи происходящего на ее поверхности.

Но смысл идеи не просто в диагностике. Реализованная модель даст возможность проигрывать различные сценарии будущего по принципу «Что если?» до того, как бездействие или недальновидные стратегии политиков приведут общество к катастрофическим последствиям. Последствия наших действий можно будет просмотреть, как в машине времени. И, говоря языком Рэя Брэдбери, мы сможем вовремя обнаружить в настоящем ту маленькую бабочку, наступив на которую рискуем утратить родной язык или привести к власти диктатора.

И грянул гром

«Нельзя пускать дело на самотек. Мы находимся в исторической точке, когда в наших силах принять важное решение и внести вклад в будущее – определить, будет ли оно ярким или превратится в еще одно средневековье», – так Дирк Хельбинг описал остроту нынешнего момента в беседе с автором и ведущей «Идей» Эвелиной Закамской. Человечество, по его мнению, стоит на пороге фундаментальных изменений. В ближайшее десятилетие будет произведено больше информации, чем за предыдущую тысячу лет. Согласно закону Мура, за это же время компьютеры достигнут возможностей, сопоставимых с показателями человеческого интеллекта. Гиперсвязи опутают все сферы жизни. Это даст гигантский прорыв в продуктивности. Но в развитии настолько сложной системы возникает определенная критическая точка, по достижении которой она начинает вести себя непредсказуемым образом. Переход произойдет не постепенно, а скачкообразно. И у человечества осталось не так много времени, чтобы к этому непонятному будущему подготовиться.

Сегодня одни из самых мощных компьютеров обслуживают фондовый рынок: во многом они уже сейчас ведут себя как люди, объединенные в сообщество. По мнению нашего героя, создаваемые при помощи новых технологий подобные цепочки связей одновременно становятся и потенциальными каналами мгновенного распространения катаклизмов. Самым ярким примером такого рода он называет «черный вторник» на американском фондовом рынке, знаменитый FlashCrash 2010 г. Непредсказуемый побочный эффект от работы программ высокочастотной торговли, которые осуществляют сотни сделок за доли секунды, тогда привел к тому, что капитализация торгующихся компаний за 20 минут уменьшилась на $1 трлн. И хотя рынок восстановился, события в цифровом пространстве имели разрушительные последствия в мире реальном. Изменилась структура акционерного капитала компаний, существенно пострадал капитал социальный (пресловутый кредит доверия), шоком и паникой наверняка было подорвано здоровье тысяч брокеров и инвесторов. А сколько еще побочных эффектов мы не в состоянии даже предположить?

Чтобы иметь возможность отслеживать корреляции между внешне не связанными событиями, Дирк Хельбинг предлагает создать глобальную систему аккумулирования и обработки данных обо всех сторонах жизни человечества. Эту часть проекта идеологи назвали «Планетарной нервной системой» (Planetary Nervous System): состояние экологии, колебание курса акций, сейсмическая активность, концентрация абонентов в ячейках сотовой сети, количество постов в соцсетях по определенным тэгам и сотни других различных замеров. Семантические алгоритмы позволят автоматически оценивать даже состояние общественного мнения, уровень удовлетворенности или агрессии в социуме, когда явная общественная активность еще не видна.

Собственно, в сборе и накоплении подобных колоссальных массивов данных (так называемых больших данных, Big Data) никакой новации нет. Они давно стали бизнес-активом, и в случае необходимости доступ к ним может быть приобретен для нужд самого FuturICT. Особенность системы Хельбинга в том, что она будет давать пользователю, не только архивную картину, но и текущую. «Вам больше не понадобится задавать вопрос Google, который будет искать ответ в своей базе, предлагая что-то из имеющихся данных. Вместо этого будет инициирован запрос на измерение необходимых параметров в режиме реального времени с использованием Интернета и сети датчиков», — говорит профессор Хельбинг и напоминает, что только смартфон имеет около десяти встроенных средств фиксации происходящего.

Мозгом системы должен стать второй компонент – сверхмощный компьютерный «Симулятор живой Земли» (Living Earth Simulator, LES). Он будет, что называется, на лету анализировать непрерывно поступающий поток данных и выявлять скрытые взаимосвязи. Живой информационный слепок реальности поможет отследить еще не изученные системные феномены в глобальном «человейнике», которые сейчас упускаются при обработке архивов. Однако только к сбору, обработке и анализу информации идея Хельбинга не сводится. Главная функция LES – моделирование будущего исходя из заданных условий и с разной степенью детализации картины. Правда, наш собеседник пояснил, что это будет не оракул и не хрустальный шар: «C помощью компьютерных программ LES сможет прорабатывать различные варианты развития сценариев: что произойдет, если я приму то или иное решение? Конечно, это не будет точным предсказанием, а скорее напоминает прогноз погоды, который работает лишь в течение ограниченного периода времени и не абсолютно надежен».

Третий компонент системы – глобальная открытая программная платформа (Global Participatory Platform), которая создаст идеальные возможности для краудсорсинга. Доступ к ней смогут получить ученые, программисты, политики, бизнесмены и рядовые пользователи. Дирк Хельбинг условно сравнивает этот компонент системы также с магазином приложений AppStore: «Люди смогут загружать сюда свои программы и данные, оставлять на них отзывы и ставить оценки качеству, комментировать». На основе предоставленного доступа к данным можно будет смоделировать любой интересующий вас процесс. Если нужного для этого софта не найдется, пользователи сами смогут создавать необходимые надстройки, загружать их для общего пользования – для свободного распространения или за деньги. «Это приведет к созданию информационной и инновационной экосистемы, развивающейся за счет тех данных, которыми люди будут обмениваться». Дирку Хельбингу можно верить: он эксперт мирового уровня в области изучения сложных самоорганизующихся систем.

Глобальный перекресток

Олимпийский парк в Сочи – один из главных объектов зимней Олимпиады-2014. Как будут себя вести 90 тыс. людей на территории этого кластера в обычных и в форс-мажорных условиях? Поведение пешеходов – это системное явление. Для того чтобы сделать безопасными такие крупные объекты, организовать движение, схему входов-выходов и пути эвакуации, предварительно проводится имитационное моделирование поведения толпы с использованием мощных компьютеров и специальных программ. Как сообщалось в специализированной прессе, для расчета характеристик сочинского парка была применен софт, использующий именно модель Дирка Хельбинга (ее также называют моделью социальных сил).

Изначально основные методы моделирования сложных систем разрабатывались физиками и математиками, но они оказались применимы и к объяснению химических, биологических, экономических и социальных процессов. Сам Дирк Хельбинг окончил физический факультет Геттингенского университета, и его магистерская дипломная работа была посвящена как раз динамике пешеходных потоков. Этой темой он занимался на протяжении всей своей научной карьеры, разрабатывал алгоритмы управления трафиком и даже имеет патент на устройство самоорганизующихся систем светофоров.

Уличный поток – лишь один из примеров сложной многоагентной системы, к которым относятся также компании и более крупные людские сообщества. Это объясняет, почему Дирк Хельбинг в свое время заинтересовался социологией. Беседуя с Эвелиной Закамской на фоне книжных стеллажей в своем рабочем кабинете, профессор признался, что заняться моделированием социальных процессов его еще 30 лет назад вдохновила серия романов Айзека Азимова «Основание». Возможность понять движущие силы истории и предсказывать будущее – эта идея показалась молодому физику очень привлекательной.

Даже сейчас, на пороге своего 50-летия, член Академии наук Германии Дирк Хельбинг все еще похож на увлеченного молодого ученого. У него чрезвычайно широкий круг научных интересов: антикризисное управление, менеджмент катастроф, новая экономика, компьютерное моделирование экономических игр. Он стал энтузиастом междисциплинарных исследований и представляет свой проект публике как «ускоритель знаний», который, подобно коллайдеру, позволит сталкивать между собой частицы данных, чтобы получать новые знания об окружающем мире.

Как научный руководитель FuturICT, Хельбинг пропагандирует также тесное межнациональное и межкультурное взаимодействие. «У нас более 2 тыс. сторонников. Мы имеем междисциплинарные сообщества в 25 странах Евросоюза, но есть ученые и из США, Мексики, ЮАР, России, Китая, Сингапура, Японии и Австралии. Каждый день новые люди, включая творческих работников, политиков и бизнесменов, проявляют все большую заинтересованность в нашем проекте». Задача перед этим сообществом стоит сверхсложная, амбициозная, требующая финансирования на государственном уровне. Но Хельбинг уверен, что «каждые доллар, евро или рубль, которые мы вложим в “Симулятор живой Земли”, окупят себя с лихвой – ведь мы получим важнейшую информацию, расширяющую наши возможности в принятии решений». В Швейцарии, где живет и работает Дирк Хельбинг, подсчитали, что даже затраты на содержание местной службы прогнозирования погоды окупаются пятикратно. Что и говорить про возможность предупреждения таких серьезных глобальных проблем, как эпидемии, рост криминала и этнические конфликты.

Почему прогноз LES не может быть точным? Динамика социальных систем определяется не только свойствами элементов и связями между ними, но и фактором случайности. «Некоторые ученые, исследующие характер поведения человека и оперирующие огромным количеством данных о нашей повседневной деятельности, утверждают, что люди гораздо более предсказуемы, чем элементарные частицы. Но все-таки не полностью. Как раз элемент непредсказуемости позволяет развиваться нашему обществу. Случайность нам жизненно необходима», — пояснил профессор съемочной группе «Идей».

Рассказывая об опасности глобальных кризисов, Дирк Хельбинг часто приводит примеры из собственного опыта моделирования поведения толпы. Возникновение давки в общественных местах – пример того, как ведут себя сложные системы. Ни один из членов толпы не хочет чужой смерти, но в какой-то момент возникает каскадный эффект и ситуация выходит из-под контроля. То же и в более сложных системах. Жители многих стран Земли уже переживали блэкауты, когда авария на местной электроподстанции провоцировала цепную реакцию по всей энергосистеме и приводила к проблемам на уровне целого региона. Столкновения на дорогах, коллапс железнодорожного сообщения, обесточивание больниц, мародерство — однажды каскад таких событий может быть запущен и на глобальном уровне: например, стихийным бедствием, действиями киберпреступников или спекулятивной атакой на какую-то из валют.

Поводом к созданию мегасимулятора, собственно, стал экономический кризис в странах ЕС. Шок от тех событий привел многих ученых и общественных деятелей к пониманию того, что экономические модели прошлого века неадекватны для описания реалий информационного общества. «Мы используем устаревшую теорию, и это только углубляет кризис», — неоднократно заявлял в своих интервью Дирк Хельбинг. Кроме того, он уверен, что необходимо отказаться от теорий, которые ставят в основу строго рациональное поведение и эгоистические мотивы мотивированного выгодой Homo oeconomics. В условиях развитого информационного общества и большого количества взаимных связей на смену ему все чаще приходит Homo socialis – человек, более склонный к кооперации и альтруистическому поведению.

Дивный новый мир

В Интернете процессы кооперации и самоорганизации сейчас особенно заметны. Рекомендательные системы все больше вытесняются гибкими, репутационными и рейтинговыми. Для производства идей и контента широко используется краудсорсинг. Один из главных вопросов, который сейчас волнует Хельбинга, таков: «Сможем ли мы построить наше общество аналогичным образом, как саморегулирующуюся систему? Конечно, это не произойдет само собой, а потребует четких правил игры. Это очень интересный вопрос – какие должны быть правила, чтобы такая саморегулирующаяся система существовала и развивалась?» Уже сейчас ясно, что социальные институты, налоговое и трудовое законодательство, авторское право к новым реалиям совершенно не готовы.

По мнению футурологов, большую часть квалифицированного труда скоро смогут выполнять компьютеры, и для человека изменится сам характер занятости. Исчезнет понятие постоянного места работы, люди будут объединяться лишь для участия в краткосрочных проектах для выполнения креативных задач. С повсеместным внедрением 3D-принетров пассивные потребители товара превратятся в его сопроизводителей. Личные данные, вероятно, станут объектом лицензирования и нашим собственным нематериальным активом, сформируется их рынок, мы будем обменивать возможность следить за собой на какие-то виртуальные блага. «Нам придется заново изобретать роль человека в новом мире. Вся наша жизнь изменится в течение следующих 10-20 лет», — предсказывает Дирк Хельбинг.

Грядущее царство больших данных часто сравнивают с обществом Большого Брата. Существует мнение, что от приватности в XXI в. человечеству придется отказаться. При таком количестве следящих устройств, фиксации цифрового следа интернет-сайтами и архивировании всего и вся анонимизироваться будет просто невозможно. Но профессор Хельбинг полагает, что полная потеря личного пространства нам не грозит, потому что публичное и приватное – две стороны одной медали. Эти сферы не могут существовать одна без другой, они обе важны для функционирования общества и поддержания социального разнообразия – этой движущей силы инноваций.

В связи с предлагаемыми концепцией FuturICT техническими решениями, конечно, возникает множество этических вопросов. Например, как быть с искушением информационного манипулирования, когда возможен вброс недостоверных данных в систему? На обеспокоенность Эвелины Закамской человеческим фактором профессор Хельбинг ответил туманно: «Важно строить так называемые плюралистические системы, которые позволят увидеть проблему с разных точек зрения». Что касается последующего принятия решений, то здесь все тоже упирается в чистоту личных мотивов: «Смысл не в том, чтобы симулятор сделал выбор за нас и сообщил, что именно нужно предпринять. Окончательный вывод делается на основе двух вещей — полученной информации и вашей собственной системы ценностей».

Но даже если задуманная учеными система позволит предотвратить техногенный или экономический армагеддон, еще остается опасность стать пленниками искусственного интеллекта. «Нас может ждать сильное потрясение – например режим террора, когда компьютеры будут командовать, а мы превратимся лишь в выполняющие приказы шестеренки в глобальном часовом механизме», — предостерегает профессор Хельбинг. Впрочем, сам герой «Идей, меняющих мир» видит будущее скорее эпохой всеобщего креатива и виртуального творчества: «Люди смогут создавать собственные маленькие вселенные, соответствующие их личностям, окружению. Можно будет выбрать мир, который вам нравится, и жить в нем по несколько часов в день. Это обязательно произойдет!»

Нынешних школьников, которым предстоит провести взрослую жизнь в новом мире, этот прогноз Дирка Хельбинга наверняка обрадует.

Подготовила Ольга Платицина

Приложение для мобильных телефонов

Называется оно «Earth 3D». Для скачивания необходимо перейти в известный многим Google Play и вбить это название.

Особенности приложения весьма интересные:

  • Можно легко переключаться между разными режимами отображения. Например, заставить показывать нашу Землю ночью;
  • Можно выделять границы стран на спутниковой карте. А затем – быстро переходить на страницу в Википедии, которая описывает нужное человеку государство;
  • При наведении курсора на какое-то конкретное место, высвечиваются его точные координаты. Если выбран город, то также можно посетить его страничку в Википедии;
  • С помощью поискового меню, можно быстро обнаружить на глобусе нужную страну или какое-то место. Названия государств дублируются их национальными флагами.

Для человека, который увлекается географией, этот мобильный вариант окажется весьма удачным приложением, которое обязательно стоит установить на свой мобильник или планшет.

Трехмерные 3D цифровые модели рельефа и местности (ЦМР и ЦММ): что это такое

Трехмерное моделирование

Англоязычный термин – Digital Elevation Model (DEM) или Digital Terrain Model (DTM). Моделирование представляет собой создание растрового образца или топографической карты местности, выполненной в виде мелких ячеек – сети. Она образована массой дискретных чисел, координат, которые определяют местонахождение важных объектов, в том числе рек, возвышенностей и пр.

Такой метод используется в картографии. Он позволяет восстанавливать порядок чисел на тех участках, которые не были досконально исследованы. Это делается с помощью двух процедур:

  • интерполирование – величины ищутся по уже известным показателям;
  • экстраполирование – значение находится не в заданном интервале, а в определенной точке.

Во втором случае применяется также формула, которая обуславливает построение цифровой модели рельефа (ЦМР) и местности (ЦММ).

Для работы с такими растрами используется технология ГИС. Это требуется как для природно-охранительных мероприятий, так и для сельскохозяйственных нужд. Кроме того, с появлением и развитием электронных онлайн-карт, навигаторов, способами DEM заполняются неизведанные пустоты на территории.

Топографическая информация об уже известных точках получается путем исследований на местности, а также благодаря спутникам. На участке проводятся следующие инженерные изыскания:

  • геодезические;
  • гидрометеорологические;
  • геологические;
  • экологические;
  • геотехнические;
  • геофизические.

Все они проводятся с занесением всех данных в предпроектную документацию. Исследователи-геодезисты предпочитают использовать для работы компьютерную программу Geonium. Она автоматизирует все изыскательные работы, делает выпуск всех чертежей в соответствии с регулярно обновляющимися нормами. Софт содержит 6 модулей, которые в комплексе позволяют создать подробную топографическую карту с нанесением сечений, размеров.

Цифровая модель рельефа местности представляет собой результат сложения всех работ на местности и дистанционного зондирования. Он их достоверности зависит правильность выстраиваемого объекта.

Отзывы

Учитывая разносторонние интересы миллионов интернет-пользователей, совсем не вызывает удивление факт, что такие сервисы пользуются популярностью у людей. И они рады поделиться своими отзывами:

  1. Жанна. Попробовала их все. Но больше всего, конечно же, понравился вариант от Гугла. Все просто и есть интересные возможности. Просмотр трехмерных фотографий того или иного места вообще вызывает только восторг. Я случайно обнаружила этот функционал и «залипла» на несколько часов. Сначала просмотрела многие места своего города, затем и другие достопримечательности. Просто не заметила, как пролетело время.
  2. Зинаида. Я обучаюсь в университете и параллельно работаю в компании, где постоянно меня отправляют во всевозможные командировки. Естественно, с собой беру только мобилку. Установила на смартфон приложение Earth 3D и в дороге изучаю нужную мне информацию по странам – готовлюсь к экзамену. Очень удобно и экономично в плане временных затрат.
  3. Игорь. Набрел случайно на исторический глобус двухсотлетней давности. Долго крутил его, размышляя о том, как люди жили раньше. Судя по всему, большая часть нашей страны для них тогда представляла загадку. Впрочем, для многих аналогичная ситуация сохраняется и сегодня – знают, что есть Москва, Питер и, по сути, все.
  4. Константин. Заметил интересную вещь – большинство сервисов используют варианты карт, где Крым уже российский. Например, тот же Гугл отмечает уже современные границы. А вот на первом интернет-сайте из списка до сих пор висит старый вариант.
  5. Леонид. Недостаток любого из предложенных вариантов в том, что карты они обновляют крайне медленно. Или вообще это не делают. Например, заинтересовался своим городом. Обнаружил, что на картинке просто отсутствуют многие объекты, которые появились за последние годы. И объекты достаточно крупные – многоэтажные дома, жилые комплексы и многое другое. Надеюсь, что этот недостаток, все-таки, периодически устраняется.
  6. Марат. Больше всего понравился мобильный вариант. Прежде всего тем, что изображение можно менять сразу на несколько типов. И все это крутится на фоне красивого звездного неба. Плюс только здесь есть автоматический определитель координат, от которого избавлены остальные сайты.

В общем, любите историю нашей планеты. Изучайте географию. Тем более, что интернет сегодня стал действительно незаменимым и очень удобным помощником, где всегда можно обнаружить множество интереснейших и полезных сайтов. И не только с земными глобусами.

Карты — модели Земли

Моделирование — один из главных методов познания окружающего мира, когда сам изучаемый объект (явление или процесс) заменяется другим, вспомогательным естественным или искусственным объектом — моделью. Модель замещает реальность на отдельных этапах исследования, и свойства ее в чем-то подобны свойствам изучаемого объекта. Она облегчает и упрощает процесс исследования, делает его менее трудоемким и более наглядным. Свойства и закономерности, установленные на моделях, переносятся затем на реальные объекты.

Моделирование дает новые факты и знания, подсказывает оригинальные идеи, помогает экспериментировать, выдвигать и проверять гипотезы, а, в конечном счете, ведет к новым открытиям.

В современном познании моделирование понимается очень широко. В науках о Земле моделью принято считать любой заменитель реального объекта: географические (геологические и др.) описания — описательные, или вербальные (т. е. словесные), модели; карты, аэро- и космические снимки, профили и разрезы, диаграммы и блок-диаграммы — графические, или иконические (изобразительные), модели; уравнения и формулы — математические модели; образцы, макеты — физические, или натурные, модели и т. д.

Моделирование никогда не воспроизводит всех свойств реального объекта, а лишь в большей или меньшей степени приближает к нему. При этом отбрасываются ненужные детали и выделяются (моделируются) наиболее существенные, на которых сосредоточивается внимание. Моделирование — сильнейший инструмент исследования. Им пользуются все науки, в особенности естественные и технические отрасли знания. В науках о Земле самыми распространенными и удобными моделями традиционно служат карты.

Географическая карта — удивительное творение разума и рук человеческих, маленькая модель мира. Она распахнута на все четыре стороны света и зовет к познанию недр земных и космического пространства, дна океанов и непроходимых тропических лесов.

Касаясь карты циркулем и грифелем, можно двигаться по самым необычайным маршрутам с любой скоростью, по суше и по морю или вовсе без дорог. За множеством знаков и надписей, за плавными изгибами сетки меридианов и параллелей открывается то, что скрыто от взора, и в новом свете от полюса до полюса предстает Земля — планета людей.

Картографические рисунки создавались еще первобытным человеком. С их помощью обозначались охотничьи угодья соседние поселения, реки, тропы, ориентиры. В античном мире карты использовали во время путешествий, а также для определения расстояний и подсчета площадей. Однако сам термин «карта» появился лишь в эпоху Возрождения. До этого употреблялись слова tabula и descriptions (изображение). Слово «карта» означает «лист, бумага» и происходит от латинского «charta» и греческого «carthz» (хартес) — бумага из папируса.

Сейчас слово «карта» используется во многих языках мира: во французском — carte; немецком — Karte; итальянском и португальском — carta; голландском — kaart; шведском — karta; датском — kort; украинском — карта; греческом — carthz; турецком — harita. Не менее распространен термин, производный от латинского слова «тарра», что означало «кусок полотна»: в английском языке — тар; испанском — тара; польском, чешском, словацком — тара; украинском — мапа. В некоторых языках применяют оба термина. Например, английском термином «chart» обозначают морские и аэронавигационные карты; в испанском слово «сапа» используют для морских и астрономических карт. Есть и чисто национальные названия: по-японски — tizu; по-венгерски — terkep (буквально — изображение территории); по-литовски — zemelapis (лист Земли).

В России карты долго назывались чертежами, и в Толковом словаре В. И. Даля карта определяется именно как «чертеж какой-либо части Земли, моря, тверди небесной». Лишь в эпоху Петра I появились сначала ландкарты, а потом карты.

Научное определение карты, принятое Международным сообществом картографов, гласит: «Карта — это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, других небесных тел или небесной сферы, построенное по математическому закону на плоскости и показывающее посредством условных знаков размещение и свойства объектов, связанных с этими поверхностями.

Определение отражает основные свойства карты. Во-первых, математический закон построения, т. е. применение проекций, с помощью которых можно перейти от сферической поверхности Земли к плоскости карты. Во-вторых, генерализованность карты, иначе говоря, отбор и обобщение изображаемых объектов. В-третьих, знаковость карты, т. е. использование особого языка условных символов».

Свойства карты хорошо понятны при сопоставлении карт с аэро- и космическими снимками. Снимки дают подробный портрет, копию местности без всяких условных знаков, и территория предстает такой, какова она есть.

Картографические условные знаки во многом обогащают изображение, так как позволяют передать количественные и качественные характеристики объектов, например, могут указать породы леса или проходимость болот. С помощью знаков обозначаются объекты, не доступные взору человека, например, рельеф дна океана, строение земной коры на больших глубинах и т. п. Более того, благодаря условным знакам можно наглядно представить даже то, что нельзя ни сфотографировать, ни воспринять органами чувств, например, магнитное склонение, аномалии силы тяжести и др.

Знаками можно показать динамику процессов, их ход во времени и перемещение в пространстве (атмосферные вихри, миграции населения). Наконец, карты способны представить не только реальные объекты, но и научные абстракции, скажем, градиент поля температур или устойчивость ландшафтов к химическому загрязнению.

Снимок объективен, он показывает то и только то, что видно на местности. Картограф же сам выбирает знаки и способы изображения, решает, что и как будет показано на карте, что не очень существенно и может быть исключено. При этом он руководствуется не только научными принципами, правилами и инструкциями, но и своими знаниями, собственным пониманием сути и значимости картографируемого явления. Карта в отличие от снимка не является копией местности. Карта — это изображение реальности, пропущенное через голову и руки картографа. Образно говоря, на снимке представлены только факты, а на карте еще и научные понятия, обобщения, логические абстракции.

Как модель карта обладает свойствами, очень удобными для специалистов в области наук о Земле. Прежде всего, это геометрическое подобие, благодаря чему читатель получает точное представление о форме объектов, их взаимном размещении, конфигурации, т. е. о пространственной структуре.

Карты обладают масштабом и метричностью. По ним, как по моделям, можно проводить измерения, определять количественные (картометрические) показатели и качественные характеристики. Важнейшие свойства карты — наглядность и обзорность.

Человек лучше всего воспринимает наглядный зрительный образ, быстро «схватывая» объект во всей его целостности и сложности. Известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и карты предоставляют такую возможность. Они открывают взгляду сколь угодно обширные пространства, вплоть до планеты в целом.

Никакая из известных в географии моделей не обладает этими свойствами в такой степени, как карта. Наконец, карту отличает высокая информативность. Она намного информативнее и компактнее любого географического описания. На единице ее площади размещается большое число знаков, количественных характеристик, названий. Справочные карты, например, содержат на 1 дм2 сотни условных обозначений и надписей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: