Какая продолжительность у самой короткой ночи в 2020?


И дольше века длится день
Жанрроман
АвторЧингиз Айтматов
Язык оригиналарусский
Дата первой публикации1980
ИздательствоНовый мир

«И дольше века длится день»
— первый роман Чингиза Айтматова. Опубликован в 1980 году в журнале «Новый мир». Позже издавался под названием «Буранный полустанок». В 1990 году в журнале «Знамя» вышла «повесть к роману» «Белое облако Чингисхана», впоследствии вошедшая в состав романа.

Прообразом Буранного полустанка является железнодорожная станция Торетам около космодрома Байконур, названная в честь похороненного вблизи неё (на окраине современного города Байконур) шейха Торе-Баба, представителя рода торе (потомки чингизидов).

В название романа вынесена строка стихотворения Бориса Пастернака 1959 года «Единственные дни».

Сюжет

Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток
А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства — Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей. В этих краях любые расстояния измерялись применительно к железной дороге, как от Гринвичского меридиана.

А поезда шли с востока на запад и с запада на восток

Начинается роман с описания лисицы, следующей по железнодорожным путям:

С наступлением ночи лисица вышла из овражка. Выждала, вслушиваясь, и потрусила к железнодорожной насыпи, бесшумно перебегая то на одну, то на другую сторону путей. Здесь она выискивала объедки, выброшенные пассажирами из окон вагонов. Долго ей пришлось бежать вдоль откосов, обнюхивая всяческие предметы, дразнящие и отвратительно пахнущие, пока не наткнулась на что-то мало-мальски пригодное. Весь путь следования поездов был засорен обрывками бумаги и скомканных газет, битыми бутылками, окурками, искорёженными консервными банками и прочим бесполезным мусором. Особенно зловонным был дух из горлышек уцелевших бутылок — разило дурманом. После того как раза два закружилась голова, лисица уже избегала вдыхать в себя спиртной воздух. Фыркала, отскакивала сразу в сторону.

Далее пожилая женщина бежит сказать о смерти человека, известного всему селу (Казангапа), друга главного героя — Буранного Едигея. Устраиваются похороны, но прибыв на кладбище семья и односельчане узнают, что его нет — там построен космодром, запуск с которого навсегда окутает Землю занавесом (операция «Обруч»)[1][2]

Г. Гачев пишет о том, что в романе фактически два героя — Буранный Едигей и Каранар, воспитанный им верблюд:

Между Человеком и верблюдом, объединяя их в природно-родовое миропонимание, — пласт мифов: то ли древних, то ли восхитительно сочинённых писателем-мифотворцем. Это предания: о кладбище Ана-Бейит (Материнский упокой), о том, как жестокие жуаньжуане учиняли пленникам операцию по удалению памяти и превращали в рабов-манкуртов, как Найман-Эне на белой верблюдице Акмае пыталась воскресить память сына-манкурта, и как тот убил мать…[2]

Важным является и место, где живут герои романа — Сары-Озеки — бесплодная пустыня, поэтому героям терять уже нечего:

Едигей начальника нарочно называл на «ты», чтобы тот понял, что Едигею нечего лебезить и бояться, дальше сарозеков гнать его некуда[3][4]

Трагически в романе описывается судьба учителя Абуталипа, который после трудовых дней на полустанке пишет детям свой завет: «не на продажу, не для тщеславия, а как исповедь для души», чтобы написать пережитое, переосмыслить его, оставить своим детям как наставление и память. Позже он был арестован по ложному доносу и покончил с собой, чтобы избежать преследование своей семьи, как выяснит Буранный Едигей:

— Гад такой, сволочь, выкрутился (Абуталип бросился под поезд) — выругался он (Тансыкбаев — один из авторов клеветнического доноса, у Ч. Айтматова — персонификация манкурта). — Все дело сорвал! А? Надо же! Ушел ведь, ушел! — и отчаянно налил себе стакан водки[5]

Как праздновали самые долгие дни года наши предки и что такое ночь трёх огней

Андрей Носков раскрывает секреты славян и кельтов

Главный день Солнца, точнее несколько дней и ночей, когда дневное светило находится в самом зените, испокон веку отмечали все народы Земли. Праздник солнцестояния входит в языческий цикл Колеса года и называется на кельтском языке Лита. Предки современных жителей Британского острова верили, что именно в этот день соединяются четыре главные стихии – огонь, воздух, вода и земля. В нашей традиции это Иванов или Янов день, в Латвии Лиго официально является выходным днём, в Швеции праздник называется Мидсоммар. В Китае же считают, что в самый длинный день в году уровень мужской энергии Ян находится на своём максимуме. На всех континентах День солнцестояния посвящался семье. Считалось, что дети, зачатые на купальскую ночь, будут такими сильными, что перевернут мир! Это перекликается с традицией викингов и русичей зачинать воинов в эту ночь, поэтому среди древних воителей большинство – Овны. Сейчас отголоски обычая остались лишь у финнов.

К Купальской ночи, которая на самом деле длится несколько ночей и берёт старт 21 июня, начинали готовиться заранее. Прошу обратить внимание, что по новому стилю праздник сдвинут на 7 июля, но факт наличия самого длинного светового дня и короткой ночи — гораздо важнее любых придуманных человеком календарей. Наши предки-славяне складывали и зажигали костры; несмотря на то, что это праздник скорее водный, ночь принадлежала стихии огня. Люди писали на бересте добрые пожелания и складывали их в самодельные тёсаные или берестяные лодочки. Снабдив пожелания сальной или восковой свечой, пускали лодки по течению.

Молодёжь, конечно же, загадывала желания о том, какой будет их жизнь. Для тех, кто мечтал создать свою собственную семью, в лодочку клали яства. Незамужние девушки плели венки и наблюдали, как далеко они уплывут. Если у вас есть возможность, соберитесь всей семьёй и езжайте к реке. Сделайте свою собственную символическую лодочку, напишите свои заветные желания, как в день своего рождения и повторите древний ритуал предков. Собственно, это и есть ночь рождения предстоящего солнечного года.

Наступала череда ночей трёх огней, точнее трёх уровней огня: нижнего, среднего и верхнего миров. Именно в купальские ночи они связывались между собой и использовались для возрождения и очищения. Нужно было трижды прыгнуть через огонь. Первый костёр посвящали предкам, второй – себе и третий – будущему. Необязательно зажигать три костра, прыгайте через один, но три раза. Конечно, разводить ритуальный костёр ночью даже на дачном участке небезопасно. Хотя, соблюсти особую символику ночи можно даже в городской квартире с помощью обычной свечи. Ведь главное действо – это очищение. Или, как сейчас принято говорить, энергетическое обнуление.

Пища в этот период может быть любой, мясо и рыбу есть не только можно, но и нужно, ведь дни летнего солнцестояния в первую очередь, это щедрое застолье. Идеально, если приготовлена она на живом огне, в этом случае еда передаёт нам энергию стихии и природы. И пусть таинственный цветок папоротника зацветёт в вашем сердце, а год станет удачным и принесёт любовь и счастье вам и вашей семье.

Сказания о манкуртах

Одним из основных моментов романа является история о манкуртах. Впервые читатель сталкивается с ним во время похорон Казангапа:

У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами…Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири[6][7]

Автор пишет, что намного легче уничтожить человека, чем удалить его память и разум, «вырвать корни того, что остается с человеком до его последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и не доступным для других»[8]. Жуаньжуане придумали самый варварский способ — отнимать живую память Человека, что, по мнению Ч. Ай.

Само название кладбища символично — «Ана Бейит» — Материнский упокой. Случайно, купцы и погонщики стада встретили одного из манкуртов, среди них оказалась и его мать — Найман-Ана, которая не знала покоя после этой встречи, старалась разыскать пастуха-манкурта. Разыскав его, она каждый раз спрашивала сына об отце, откуда он родом, но тот молчал.

Особый смысл имеют слова, сказанные ею в отчаянии (во многом тут проявилась и позиция писателя):

Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! О Господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без этого?[9]

Сын не вспомнил её… спросив у хозяев, получил ответ, что у него нет матери… ему были вручены лук и стрелы, которыми он убивает свою мать.

Рассказ о манкуртах имеет важное значение для всего романа. К ним относится семья Тансыкбаевых, которые желанием выделиться нарушили все человеческие нормы и мораль. Для того, чтобы узнать о судьбе Абуталипа Буранный Едигей едет в Алма-Ату, где через русского ученого находит хоть какую-то правду — именно человечность является главным в романе, не родство и национальные признаки.

Даже окончание романа связано с этой темой — прибыв на кладбище, персонажи видят кордон, где главным является лейтенант Тансыкбаев (однофамилец). Неслучайно приводится история на посту, где служит солдат из Вологды, который с должным уважением обращается с прибывшими на похороны людьми, чувствуя себя неловко[10]. Это важно, когда на пост приходит лейтенант Тансыкбаев, который обращается нарочито невежливо, именует Буранного Едегея и других «посторонними» и принципиально отказывается говорить с ними на родном языке, мотивируя это тем, что находится при исполнении служебных обязанностей и должен говорить только по-русски.

Долго думая над словами сына покойного Казангапа — Сабитжана, о его идее о радиоуправляемых людях, о том, что образование делает человека Человеком, все больше Едигей приходит к выводу, что «может быть его и обучали для того, чтобы он оказался таким, каким оказался… что если им самим уже управляют по радио?», он произносит:

Манкурт ты, самый настоящий манкурт!

Заразен ли человек в инкубационный период коронавируса?

На начальном этапе в организме появляется небольшое число вирусных частиц, и пациент еще не опасен для окружающих. Однако Sars-CoV-2 очень быстро размножается и вместе с этим увеличивается риск заразить других.

Китайские врачи доказали, что 25% всех заболевших подхватили вирус от людей без симптомов. Коронавирус может никак себя не проявлять, но человек при этом становится переносчиком инфекции.

На симптоматической стадии вероятность заражения максимальная. Больной кашляет или чихает и вирус с мельчайшими капельками слюны попадает на слизистые носа или рта другого человека. От одного инфицированного коронавирус передается в среднем двум людям.

Историческая ценность романа

Ещё до выхода романа «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») Ч. Айтматов пользовался популярностью как у советских читателей, так и за рубежом. Г. Гачев пишет:

Что ж: один общий день длится больше века и веков — от Чингисхана до Чингиза-поэта. Непрекращающаяся брань между силами Добра и Зла. Выбирай сторону, человече! и вот творчество Чингиза Айтматова помогает нам, вооружает выбрать Благо: его и подвиг, и труд — и красоту и счастье.

Автор снова возвращает нас к легенде о «Сарыозекской казни»[11], чтобы, протеревши глаза от слёз нового времени, прозреть необратимость истин бытия любою злою силой, пусть и овеянной ореолом неподвластности и непобедимости[12].

В 2013 году Министерство образования и науки РФ включило роман «И дольше века длится день» в список «100 книг для школьников».

Как движение Земли по орбите влияет на климат

Как считают астрономы, точку перегелия Земля проходит приблизительно 3 января, а афелия — 3 июля. Возможно изменения этих дат на 1-2 дня, что связано с дополнительным влиянием движения Луны.

Эллипсоподобная форма орбиты Земли оказывает влияние также и на климат. Во время зимы в Северном полушарии наша планета расположена ближе к Солнцу, летом же — дальше. Этот фактор делает чуть менее заметной разницу между климатическими сезонами нашего северного полушария.

В то же время в Южном полушарии эта разница более заметна. Как установлено учеными, один оборот точки перегелия происходит примерно за 200 000 лет. То есть примерно через 100 000 лет ситуация поменяется на прямо противоположную. Что ж, доживем — увидим!

Примечания

  1. Человек и его духовная родина в романе «И дольше века длится день» Архивная копия от 17 мая 2008 на Wayback Machine
  2. 12
    Г. Гачев. Предисловие к «И дольше века длиться день» СПб: Азбука-классика, 2004
  3. Новый мир. 1980 № 11 Печ. по: Г. Гачев. Предисловие к «И дольше века длится день» СПб: Азбука-классика, 2004
  4. Ч. Айтматов. И дольше века длится день. СПб стр.200
  5. Ч. Айтматов. И дольше века длится день. СПб: Азбука-классика стр. 317
  6. Ч. Айтматов. И дольше века длится день. СПб стр.137-138
  7. Часть верблюжьей шкуры, преимущественно с шеи животного (Уст. «выя»).
  8. Там же стр. 140
  9. Ч. Айтматов. И дольше века длится день. СПб стр.153
  10. Буранный Едигей обращается к нему: «Извини сынок, — сказал он ему по-отечески, — Ясное дело ты службу несешь, но покойника-то куда девать? Это же не бревно, чтоб свалил и поехал?» — «Да я-то понимаю. Но что я могу?»
  11. . В романе описана любовь между сотником Эрдене и Догуланг, казненных за рождение ребенка во время войны, их сын был спасен прислужницей Алтун. После этого Небо (Бог) отвернулся от Чингисхана
  12. А. Золотов, профессор, з. д. и. РФ Ч. Айтматов. И дольше века длится день. СПб стр.462

Когда света недостаточно

Если же солнечных лучей не хватает, последствия могут быть самыми печальными: от регулярных нервных срывов до серьезных психических расстройств. При остром недостатке света может развиться самое настоящее депрессивное состояние. А сезонные расстройства аффективного характера, которые выражаются в подавленности, плохом настроении, общем снижении эмоционального фона наблюдается сплошь и рядом.

Кроме того, современные горожане подвержены еще одной напасти. Световой день, продолжительность которого слишком мала для современной городской жизни, требует корректировки. Речь идет об огромном, зачастую излишнем количестве искусственного освещения, которое получает почти любой житель мегаполиса. Наш организм, неприспособленный к такому количеству искусственного света, способен запутаться во времени и впасть в состояние десинхроноза. Это ведет не только к ослаблению нервной системы, но и к обострению любых имеющихся хронических заболеваний.

Продолжительность вращения

Сутки, продолжающиеся 24 часа, — это время, которое требуется для того, чтобы Земля совершила целый оборот вокруг собственной оси: именно поэтому на следующий день Солнце появляется в одном и том же месте на небе. Однако не стоит забывать, что Земля продолжает двигаться вокруг Солнца, и это явление оказывает огромное влияние на продолжительность светового дня.

Угол наклона оси Земли влияет на продолжительность светового дня

Фактическое время одного вращения Земли несколько короче, чем мы привыкли думать: около 23 часов и 56 минут. Астрономы обнаружили это, регистрируя время, когда звезда появилась на одном и том же месте на небе на следующий день — это явление было названо звездным днем.

Что такое долгота дня

Рассмотрим теперь понятие долготы дня, актуального для каждого из нас в первые дни после зимнего солнцестояния. Этим термином обозначается тот промежуток времени, что длится от восхода до захода солнца, то есть время, на протяжении которого наше светило видно над горизонтом.

Величина эта находится в прямой зависимости от солнечного склонения и географической широты точки, где ее нужно определить. В районе экватора величина долготы дня не меняется и составляет ровно 12 часов. Эта цифра является пограничной. Для северного полушария весной и летом день длится дольше 12 часов, зимой и осенью — меньше.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: