Самостоятельная работа по теме » Строение солнечной системы » для 11 класса

Происхождение системы

Впервые эта теория появилась ещё в Древней Греции. Местные мыслители верили в неё и распространяли в обществе. Более того, геоцентризм считается основой не только для античной, но и для средневековой космологии, а также астрономии. Постепенно в качестве альтернативы появилась гелиоцентрическая система. Из неё уже затем вышли модели Вселенной, существующие и в настоящее время.

Сформированная геоцентрическая система мира представляет Землю в качестве центра существующего мироздания. Планета при этом владеет асимметрией, а также надёжной центральной осью. Если верить данным представлениям, то планета опирается на опоры, которые удерживают её в стационарном положении. Древнейшие цивилизации в собственной интерпретации воспринимали оси большими слонами, черепахами и китами.

В основе появления теории находится древнегреческий философ и математик Фалес Милетский. Он утверждал, что опорой для Земли является мировой океан. Что касается Вселенной, то, она абсолютно не имеет конкретного направления. Вместо этого существует центрально-симметрическое строение. Все эти факторы наводили философа на выводы о том, что наша планета находится в стабильном покое. Версии о какой-либо сторонней поддержке Фалес отвергал.

По мнению другого мыслителя Анаксимена Милетского, геоцентризм имел другую структуру. Он предположил, что Земля не просто так стабильно удерживается в открытом космосе. В этом ей якобы помогает сжатый воздух. У данной теории также постепенно появилось много приверженцев. У многих учёных существовали разные мнения по поводу строения нашей планеты. Среди личностей, которые открыто выражали собственное мнение, можно выделить:

  • Платона;
  • Аристотеля;
  • Демокрита;
  • Парменида и др.

Более обдуманным был геоцентризм в исполнении Пифагора. Именно он выражал уверенность в том, что Земля обладает формой шара. Постепенно с этим предположением согласились и другие мыслители. Их дискуссии привели к образованию канонической версии геоцентрической системы. Её разработкой и совершенствованием затем занимались многие астрономы в Древней Греции.


Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона, рукопись IX века)

Научная деятельность

Астрономия

Основным трудом Птолемея стало «Великое математическое построение по астрономии в тринадцати книгах» (или просто и с достоинством «Великое», по-гречески «Мэгисте»), представлявшее собой энциклопедию астрономических и математических знаний древнегреческого мира[5]. По пути из греков в средневековую Европу через арабов название «Megale syntaxis» («Великое построение») трансформировалось в «Альмагест»; под этим арабизированным названием труд Птолемея известен и поныне.

В Альмагесте Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона, сформулировав (если не передав разработанную Гиппархом) весьма сложную геоцентрическую модель мира. При создании данной системы он проявил себя как умелый механик, поскольку сумел представить неравномерные движения небесных светил (с попятными движениями планет) в виде комбинации нескольких равномерных движений по окружностям (эпициклы, деференты, экванты). Американский историк науки М. Клайн о[6].

Альмагест также содержал каталог звёздного неба. Список из 48 созвездий не покрывал полностью небесной сферы: там были только те звёзды, которые Птолемей мог видеть, находясь в Александрии.

Система Птолемея была практически общепринятой в западном и арабском мире — до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника.

Благодаря обобщающему и фундаментальному подходу, книги Птолемея вытеснили из научного оборота большинство работ предшественников, которые затем оказались утраченными. Часть из них известны лишь по ссылкам самого Птолемея. Кроме того, в целях логичности построения и дидактичности, Птолемей иногда либо специально отбирал только выгодные ему свои и чужие наблюдательные данные, либо подгонял данные под казавшийся ему правильным теоретический результат, что противоречит современным представлениям о научном методе. В связи с этим вопросы методологии Птолемея и соотношения его достижений с результатами предшественников является сложным, вызывающим у исследователей споры, история которых восходит ещё к комментариям арабских комментаторов IX века. В частности, звёздный каталог Птолемея существенно опирался на несохранившийся каталог Гиппарха. В пользу этой версии говорит то, что, согласно исследованиям современных историков астрономии, все перечисленные в каталоге 1022 звезды могли наблюдаться Гиппархом на широте Родоса (36° с. ш.), но каталог не содержит ни одной звезды, которая могла быть видна в более южной Александрии (31° с. ш.), но не наблюдалась на Родосе.

Роберт Ньютон в нашумевшей книге «Преступление Клавдия Птолемея» (1977) прямо обвинил учёного в фальсификациях и плагиате; однако, многие крупные астрономы вступились за честь древнего учёного. Расчёты, проделанные российскими астрономами (Ю. Н. Ефремовым, и Е. К. Павловской), просчитавшими собственные движения всех звёзд Альмагеста

, показали, что они наблюдались главным образом во II в. до н. э., то есть Птолемей действительно использовал составленный во II в. до н. э. каталог Гиппарха, пересчитав его на свою эпоху с систематической ошибкой в прецессии (возникшей от того, что он принимал прецессию равной 1 градусу в 100 лет, а не в 72 года). В результате данные о положении звёзд оказались приведёнными на 60 год н. э., а вовсе не на 137 год н. э., как утверждает сам Птолемей. Однако современные учёные не склонны ставить это в вину Птолемею и вслед за Ньютоном обвинять его в плагиате, указывая, что он нигде не называет себя
автором
наблюдений. Его звёздный каталог — справочник, а в справочниках и в наше время авторы материала не указываются.

Птолемей вёл и собственные наблюдения звёзд с помощью изобретённого им «астролябона» — комбинации армиллярных сфер (впоследствии — астролябия). Ему же принадлежит изобретение «трикветрума» — тройной рейки, ставшего прообразом стенного круга (квадранта)[5].

В работе «Подручные таблицы» Птолемей приводит разработанные на основе несколько улучшенной теории астрономические таблицы, более удобные для практического применения, чем приведенные в «Альмагесте», а также инструкции по применению. Эти таблицы позволяли рассчитывать положение планет и другие астрономические явления на любую дату. Форма таблиц оставалось стандартной в астрономии вплоть до нового времени.

В кратком упрощённом изложении результатов «Альмагеста» в двух книгах под названием «Планетные гипотезы», полностью сохранившемся только в арабском переводе, видны результаты дальнейшее совершенствования астрономической теории. Именно в этой работе Птолемей пытается построить связную механическую картину мира, соответствующую отдельным абстрактным геометрическим моделям для разных светил. В работе также разработаны новые методы определения размеров и расстояний до светил.

В небольшой работе «Фазы неподвижных звезд» в двух книгах, из которых сохранилась только вторая, Птолемей рассматривает вопрос о гелиакических восходах и заходах ярких звезд. Вторая книга представляет собой расчетный календарь таких событий на каждый день года для разных широт (климатов), с предсказанием связанных, по мнению разных авторов, погодных явлений.

В трактате «О планисфере», сохранившемся только в арабском переводе, Птолемей рассматривает вопрос о проекции кругов на небесной сфере на плоскость экватора. Это построение лежит в основе конструкции самого популярного средневекового астрономического прибора — плоской астролябии. Поскольку одним из главных назначений этого инструмента является определения времен восхода и захода светил, а Птолемей специально разбирает в трактате этот вопрос, возможно, ему принадлежит авторство прибора.

Математика

Исходя из теоремы о произведении диагоналей вписанного в круг четырёхугольника (теорема Птолемея

, Неравенство Птолемея), Птолемей определил хорды дуг в 1½° и ¾° и приближённо вычислил по ним хорду дуги в 1°. При этом он основывался на установленной им теореме, согласно которой отношение большей хорды к меньшей менее отношения стягиваемых ими дуг. Составил таблицу хорд, соответствующим дугам от 0 до 180°; ввёл деление градуса на минуты и секунды[7].

Оптика

В трактате «Оптика» в пяти книгах следует общим представлениям античности о природе зрения, обусловленном лучами, испускаемыми глазами. В первой книге (до нас не дошла) приведены общие рассуждения о зрении и свете. Во второй книге рассматриваются аспекты восприятия и описывает различные обманы зрения. В частности, дается верное, отличающееся от «Альмагеста» психологическое объяснение кажущегося увеличения размеров светил у горизонта. В третьей — описываются законы отражения и свойства плоских и выпуклых зеркал, в четвёртой — зеркала других геометрий. В пятой главе, рассматриваются законы преломления света и впервые качественно описано явление атмосферной рефракции, не упоминаемой в «Альмагесте». Описанный закон преломления довольно близок к закону Снелла, но отличается для больших углов. При этом Птолемей в таблице приводит как результаты измерения числа, соответствующие своему закону.

Музыка

Птолемей — автор трактата «Гармоника» в трёх книгах (окончание третьей книги не сохранилось), в котором развернул теорию звуковысотной системы (гармонии) в современной ему музыке — от систематики звука («слитные» звучания-др.-греч. ψόφοι и «разграниченные» звуки-др.-греч. φθόγγοι, то есть звуки фиксированной высоты), интервалов (подобозвучные «гомофоны», разнозвучные «анизотоны»), родов мелоса (всего восемь; расчёт большинства из них «по Птолемею» уникален) и метабол до видов первых консонансов (кварты, квинты и октавы) и выводимых из них ладов (ладовое учение Птолемея — единственное целостное

в античности).

Ценнейший комментарий к первым главам «Гармоники» Птолемея написал в III веке Порфирий[8].

География

Хронология

«Подручные таблицы» также включали, так называемый «Канон царей» — хронологический список правлений ассирийских, вавилонских, персидских, македонских царей и римских императоров от 747 г. до н. э. и до времени Птолемея, выровненный на начало года 1 тота официального Древнеегипетского календаря. Этот список был необходим для приведения дат прошлых астрономических наблюдений к единой шкале. В последующем при копировании Канон дополнялся именами более поздних правителей. Канон сыграл большую роль в становлении хронологии Древнего Мира и был в дальнейшем подтвержден независимыми источниками.

Механика

Византийская энциклопедия X века «Суда» сообщает, что Птолемей написал также три книги по механике, которые до нашего времени не дошли[10].

Астрология

Основная статья: Тетрабиблос

Трактат «Тетрабиблос» (Четырёхкнижие) посвящён астрологии. Птолемей считает, что поскольку теория позволяет предвидеть поведение небесных тел, оказывается возможным с пользой использовать это для предсказания земных событий. При этом предполагается, что влияние планет может быть таким же значительным, как очевидное воздействие на земные явления Солнца и Луны. При этом астрономические явления по Птолемею выступают лишь как один из факторов. В первой книге описаны общие концепции астрологии, во второй — влияние небесных явлений на погоду, в третьей и четвёртой — на человека. Птолемей не рассматривает в трактате вопросы катархической астрологии, пытающейся определить благоприятные моменты для совершения какого-либо действия. Помимо собственно астрологического материала, Птолемей в «Тетрабиблосе» впервые высказал глубокую философскую идею несоизмеримости

небесных движений и, следовательно, невозможности
полного повторения
событий (как считали пифагорейцы).

Обоснование теории

Отвергнув определённые отличия, геоцентрическая система мира от разных светил науки всё же имела общие характеристики. Астрономы по-разному, но поддерживали идею с центральным положением и полной неподвижностью нашей планеты. Анаксимандр опирался в своих выводах на то, что космос обладает симметрией сферического типа. С ним не был согласен Аристотель. У него геоцентризм предусматривал довольно серьёзный вес Земли. По этой причине столь тяжёлое космическое тело просто обязано находиться в центре Вселенной.

Последователь Пифагора Филолай предполагал наличие орбитального движения у нашей планеты. Эту теорию категорически отвергал Аристотель. Он аргументировал свою позицию тем, что движение будет приводить к звёздному смещению, которое к тому времени не наблюдалось. Другие авторы озвучивали свои эмпирические доводы. Плиний Старший в одной из своих работ объяснил геоцентризм тем, что Земля характеризуется равенством между ночью и днём. Следует отметить, что с точки зрения астрономии подобные доводы не имеют права на существование.

По версии Птолемея, центральное расположение Земли объясняется тем, что траектория падения тел в космосе строго вертикальное. Учёный выступал против осевого вращения планеты. Он был уверен, что все предметы, не касающиеся поверхности Земли, должны были визуально совершать противоположное движение. Необходимо отметить, что этот довод пользовался успехом до тех пор, пока не были открыты первые законы механики.

Благодаря постоянно появляющимся новым открытиям, геоцентризм в мире учёных не утрачивал своего интереса. В определённый момент Анаксимен сделал предположение о том, что период обращения Солнца вокруг Земли зависит от высоты его расположения. То же самое касалось и других космических тел. Мыслитель даже сформировал собственную версию расположения светил. По его мнению, сразу после Земли находится Луна, а далее Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Что касается Меркурия и Венеры, то их расположение вызывало некие разногласия. Платон и Аристотель предполагали, что данные планеты находятся за Солнцем. Им противоречил Птолемей. Учёный считал, что Венера и Меркурий расположились между Солнцем и Луной.

Точность и простота новой системы

кто создал гелиоцентрическую систему мира

Система, предложенная Николаем Коперником, была точнее и проще системы Птолемея. Она сразу же получила широкое практическое применение. На основе данной системы были составлены «Прусские таблицы», длина тропического года была рассчитана более точно. В 1582 году была проведена долгожданная реформа календаря – появился новый стиль, григорианский.

Меньшая сложность новой теории, а также получавшаяся в первое время большая точность расчета положений планет на основе гелиоцентрических таблиц отнюдь не являются основными достоинствами системы Коперника. Более того, при расчетах его теория оказалась лишь незначительно проще птолемеевской. Что касается точности вычислений положений планет, она практически от нее не отличалась, если необходимо было рассчитать изменения, наблюдаемые в длительном промежутке времени.

В первое время «Прусские таблицы» давали несколько большую точность. Это объяснялось, однако, не просто введением гелиоцентрического принципа. Дело в том, что Коперник пользовался более совершенным математическим аппаратом для своих вычислений. Однако и «Прусские таблицы» в скором времени также разошлись с данными, полученными в ходе наблюдений.

Восторженное отношение к предложенной Коперником теории постепенно сменилось разочарованием в ней у тех, кто ожидал получить немедленный практический эффект. Более полувека, с момента возникновения системы Коперника и до открытия Галилеем фаз Венеры в 1616 году, не было прямых подтверждений того, что планеты движутся вокруг Солнца. Таким образом, истинность новой системы не была подтверждена наблюдениями. В чем же заключалась истинная сила и привлекательность теории Коперника, которая вызвала настоящую революцию в естествознании?

Аргументация астрономических явлений

Для представителей древнегреческой астрономии геоцентризм являлся благодатной темой для дискуссий. При этом сложнее всего учёным было с научной точки зрения объяснить очевидные и заметные явления, происходившие в космосе. Среди таких фактов в первую очередь следует выделить неравномерное передвижение светил. Особенно сложной оказалась тема о попятных движениях, которые характерны для планет. В Древней Греции планеты воспринимались в качестве божеств, которые якобы обязаны следовать исключительно равномерным и плавным движениям.

Возникшая трудность не остановила греков. В данном случае геоцентризм пополнялся новыми моделями. Нелегко объяснимые перемещения крупных космических тел аргументировались результатом сложения сразу нескольких различных круговых движений. В ходе обсуждений появились теории эпициклов и гомоцентрических сфер.

Изучение геоцентрической системы происходило:

  • в Византии;
  • в Индии;
  • на Исламском Востоке;
  • на Латинском Западе.

Увлекательная тема, которой стала геоцентрическая система мира, привлекала внимание иудеев. И это при том, что общепринятые еврейские представления изображали Землю плоской. Иудейские учёные постепенно стали отказываться от этой версии и прислушиваться к древнегреческим коллегам. Первым, теорию Аристотеля в своих трудах поддержал Моисей Маймонид. Он даже принял участие в дискуссиях арабских учёных, направленных на противодействие теории Птолемея. Маймонид выступал против того, что эпициклы существуют физически.

Леви бен Гершом по праву считается талантливым астрономом в Средних веках. Он также верил в то, что геоцентризм в корне верен. Параллельно с тем он отвергал теорию гомоцентрических сфер, предложенную Ал-Битруджи. Такого же мнения учёный был и по поводу теории эпициклов, разработанной Птолемеем. Гипотеза Леви бен Гершома предусматривает эксцентрические небесные сферы. Проще говоря, они не имели физической возможности слишком плотно приближаться друг к другу. Между ними якобы располагаются слои жидкости, образовавшиеся из первичной материи. Речь идёт об остатках, которые появились после сотворения мира Богом.

Геоцентрическая система Птолемея

Знаменитый александрийский астроном, математик и географ II века н. э. Клавдий Птолемей — одна из крупнейших фигур в истории науки эпохи позднего эллинизма. В истории же астрономии Птолемею не было равных на протяжении целого тысячелетия — от Гиппарха (II в. до н. э.) до Бируни (X-XI в. н. э.).

История довольно странным образом обошлась с личностью и трудами Птолемея. О его жизни и деятельности нет никаких упоминаний у историков той эпохи, когда он жил. Если, например, о его современнике римском естествоиспытателе и враче Галене известно, что он родился в Пергаме в 129 г. н. э. и умер около 201 г., то даже приблизительные даты рождения и смерти Птолемея неизвестны, как неизвестны и какие-либо факты его биографии.

Птолемею повезло в другом. Почти все его основные сочинения сохранились и были по достоинству оценены потомками, начиная от его младших современников (Веттий Валент и тот же Гален) и кончая астрономами наших дней. Основной труд Птолемея, широко известный ныне под названием «Альмагест», был переведен с греческого на сирийский, среднеперсидский (пехлеви), арабский, санскрит, латынь, а позднее — на французский, немецкий, английский и русский языки. Вплоть до начала XVII в. он был основным учебником астрономии.

С именем Птолемея обычно связывают так называемую «систему мира Птолемея», где в центре расположена Земля, а вокруг нее по круговым орбитам обращаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. При этом пять планет движутся не непосредственно вокруг Земли, а по малым кругам — эпициклам, центры которых обращаются вокруг Земли по другим кругам — деферентам.

Геоцентрическая система Птолемея противопоставляется гелиоцентрической системе Коперника, который совершил поистине революционный переворот, поставив в центр нашей планетной системы Солнце и низведя Землю до положения рядовой планеты, и якобы устранил эпициклы, показав, что они были нужны лишь для представления движения Земли вокруг Солнца.

Эта упрощенная схема, глубоко укоренившаяся среди многих лекторов, учителей, студентов и даже научных работников, на самом деле в лучшем случае неточна, а кое в чем ошибочна.

Те иллюстрации, которые изображают в книгах «систему Птолемея», это лишь грубые эскизы, отражающие только некоторые при знаки его системы: центральное положение Земли и наличие деферентов и эпициклов. Но Земля у Птолемея не совпадала с центрами деферентов, а положение эпициклов и самих планет на них зависело от положения Солнца; в теории планетных движений Птолемея фигурировали и другие круги (эквант, экс Птолемей широко использует результаты наблюдений и построения своего великого предшественника Гиппарха (II в. до н. э.). Надо сказать, что и о жизни Гиппарха мы имеем не больше сведений, чем жизни Птолемея. Даты его рождения и смерти неизвестны. Известно, что он родился в городе Никее, в Вифинии, а большую часть своих наблюдений провел на острове Родос.

За последние 200 лет не раз возникал вопрос, какие наблюдения и результаты заимствованы Птолемеем у Гиппарха, а какие принадлежат самому Птолемею. Дело в том, что подлинные сочинения Гиппарха до нас не дошли (за исключением небольшого «Комментария к Арату»), и вопрос этот приходится решать косвенными путями. Практически все, что известно о работах Гиппарха узнали благодаря их изложению в «Альмагесте» Птолемея. То же можно сказать и о многих других наблюдениях и математических исследованиях древнегреческих и вавилонских астрономов. Благодаря этому «Альмагест» стал своеобразной энциклопедией астрономии древности.

Не случайно «Альмагест» был переведен за полтора тысячелетия на столько языков и служил учебником астрономии во многих странах мира. Каждый уважающий себя ученый Арабского Востока и Средней Азии считал своим долгом составлять комментарии к «Альмагесту». Некоторые из них подвергали те или иные положения Птолемея критике. Среди этих ученых назовем аль-Фергани (IX в.), Сабита ибн Корру (836 — 901), его внука Ибрагима ибн Синана (908 — 946), аль-Баттани (850 — 929), аль-Фараби (870 — 950), Абу-ль-Вафу (940 — 998), Ибн аль-Хайсама, он же Альхазен (965 — 1039), Бируни (973 — 1048), Насир ад-Дина ат-Туси (1201 — 1274). Этот список можно было бы значительно расширить.

Коперник и Кеплер в своих работах также исходили из построений Птолемея. Первый из них превратил геоцентрическую систему Птолемея в гелиоцентрическую, но сохранил принцип равномерного движения по кругам и широко использовал математический аппарат Птолемея. Второй, отказавшись от этого принципа, тем не менее использовал построения Птолемея, чтобы найти истинную форму планетных орбит.

Кроме «Альмагеста» Птолемей оставил ряд других сочинений, причем не только по астрономии, но и по математике, оптике, географии, музыке. Ему принадлежит разработка основ математической картографии и составление списка координат 8000 географических пунктов (определенных, правда, весьма приближенно).

У Птолемея не было (насколько известно) помощников и коллег. Неизвестно, был ли у него учитель и оставил ли он сам после себя учеников. Предшественник Птолемея Гиппарх жил и работал за 300 лет до него, а ученые Арабского Востока приняли от Птолемея своеобразную научную «эстафету» лишь семь веков спустя.

По-видимому, своими успехами в области астрономии Птолемей во многом обязан знаменитой Александрийской библиотеке, которой он широко пользовался. Так стали ему известны труды Гиппарха (не дошедшие до нас), а также таких древнегреческих ученых, как Метон (V в. до н. э.), Евклид, Аристотель, Каллипп (IV в. до н. э.), Аристилл, Тимохарис, Архимед, Аристарх Самосский, Эратосфен (III в. до н. э.), Аполлоний Пергский (III — II вв. до н. э.). Птолемей широко использовал так же наблюдения астрономов Вавилона, не называя их, правда, по именам. Это в основном наблюдения лунных и солнечных затмений, а также некоторых других явлений (покрытий звезд Луною, соединений планет), проводившиеся вавилонскими астрономами начиная с III в. до н. э. Эти наблюдения послужили Птолемею для создания теории движения Луны, которой пользовались десятки поколений астрономов, моряков, путешественников.

Рассмотрим историческую обстановку, в которой пришлось жить и работать Птолемею, дадим краткий очерк развития астрономии в Вавилоне и в Древней Греции от Метона до Гиппарха (V — II вв. до н. э.), познакомимся с содержанием «Альмагеста» и с основными научными результатами, которые в нем освещаются.

Византийские версии

В научном плане самое большое распространение геоцентризм обрёл в Византии. Александрия вовсе считалась центром эллинистической науки, куда однозначно входит и астрономия. Известный византийский купец Косма Индикоплевст первым решил, что геоцентрическая система мира является ошибочной. Дополнительно он откровенно высмеивал версию о существовании Земли в виде шара.

Византийским учёным всё же не удалось достигнуть успехов индусов в освоении ключевых математических аппаратов. Представители исламских государств также сумели дальше продвинуться в соответствующем вопросе. Проблема философов из Византии заключалась в том, что они даже не пытались рассматривать новые появляющиеся космологические предположения. Всё, что выходило за рамки гипотез Аристотеля, не интересовало их. В результате геоцентризм в Византии на определённом этапе остался без развития.

Кратко опишите системы мира: а) по Птолемею б) по Копернику

Пример выполненной работы

1. Для сравнения возьмем

Естественный биогеоценоз — сосновый лес

Агроценоз — пшеничное поле

2. Составим сравнительную таблицу:

Признаки для сравнения Естественный биогеоценоз — сосновый лес Агроценоз — пшеничное поле
Видовое разнообразие Богатое разнообразие видов Скудное разнообразие видов
Источники энергии Продуценты поглощают солнечную энергию. Продуценты поглощают солнечную энергию, а так же агроценозы поддерживаются болыпими.атратам и энергии г мускульная энергия людей и животных, сельскохозяйственных машин, удобрений.
Продуктивность Высокая Высокая за счет дополнительных затрат
Круговорот веществ и энергии Вес вещества остаются, переходят от одних организмов к другим. Вносятся дополнительные вещества в виде удобрений, пестицидов и др. Извлекаются органические вещества вместе с урожаем.
Устойчивость Устойчивая система Неустойчивая система, без дополнительных мер со стороны человека, разрушится.
Цепи питания Длинные пищевые цепи питания благодаря разнообразному видовому составу. Короткие цепи питания.
Регуляция Саморазвивающаяся система Система, регулируемая человеком.

Сходства: и то, и другое — это скорость образования биомассы. Отличия: первичная продукция формируется первичными. продуцентами (растениями): вторичная продукция формируется гетеротрофами. Луг формируется на бедной, неплодородной земле с излишним увлажнением.

ВЫВОД: В биоценозах лугов преобладают травянистые растения, в составе лесов – деревья. Леса – многоярусные биоценозы, луга устроены намного проще (травы и дерн).В лесах растет намного большее количество видов растений, чем на лугах. Лес имеет более высокое хозяйственное значение для человека, чем луг. Лес и луг значительно отличаются между собой. В лесу преобладает более влажный климат, множество деревьев и разнообразных кустарников, также травы, мхи и грибы. На лугу же наоборот климат более сухой, местность открытая, растет огромное разнообразие трав и иногда грибов. Луг относится к открытой местности, где лучи солнца освещают всю его поверхность, в отличии от леса, где за высокими кронами деревьев может быть влажно и прохладно . Впервые поля были созданы ещё в эпоху неолита, когда на месте выжженного леса высаживались злаки. На первых этапах развития земледелия агроценозы были более устойчивы, чем современные.

Отношение религии

Изначально сторонники религиозной философии стали выступать в качестве оппонентов описанной теории. В их понимании геоцентризм разрушал божественные устои мира. Популярный стоик Клеанф вовсе призывал суд привлечь к ответственности Аристарха Самосского за его гелиоцентрическую гипотезу.

Христианская церковь навязывала мнение о том, что мир создан Богом и только ради человека. При этом геоцентрическое учение всё же сумело приспособиться к этим религиозным правилам. Даже в современном мире описанная теория порой встречается, но происходит это в протестантских группах консервативного типа. Чаще всего они функционируют на территории США. Такие религиозные группы в своих учениях опираются на детальное прочтение Библии. Хотя существует мнение о том, что главная книга христиан поддерживает версию о плоской Земле. В Исламе параллельно с тем уверенны, что предполагаемое движение нашей планеты противоречит их вере. Среди агрессивных сторонников геоцентризма в современном иудаизме можно смело выделить представителей движения Хабад.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: