Virgin Galactic покажет кабину туристического космического корабля VSS Unity в конце июля

14 декабря 2020, 06:23

Цей матеріал також доступний українською

Автор: Константин Ценцура

Частная компания Virgin Galactic запустила самолет VSS Unity на рекордную для себя высоту. Руководство компании уверено, что они вывели свой аппарат в космос, хотя многие эксперты так не считают.

На днях НВ сообщало, что космический аппарат Voyager 2 достиг межзвездного пространства и ушел от Земли на рекордные 18 млрд км.

В это же время, представители Virgin Galactic только попытались нащупать границы космоса.

Как пишет издание Mashable, компания миллиардера Ричарда Брэнсона запустила свой космический корабль VSS Unity на рекордную для себя высоту. Впервые за 14 лет Virgin Galactic смогла поднять аппарат на 82,7 км.

Lovely shot of takeoff! WhiteKnightTwo and SpaceShipTwo take to the skies pic.twitter.com/JFcSDVB9jR

— Virgin Galactic (@virgingalactic) December 13, 2018

Аппарат поднялся на такую высоту за счет носителя White Knight Two, от которого отцепился VSS Unity и пролетел на собственном ракетном двигателе около одной минуты.

В самой компании убеждены, что это можно считать полноценным выходом в космос, хотя некоторые полагают, что настоящие космонавты летают выше.

Описание[ | ]

Аппарат будет доставляться на пусковую высоту (около 20 км) с помощью самолёта White Knight Two (WK2).

Максимальная высота полёта 135—140 км (согласно информации BBC) или 160—320 км (согласно интервью с Бертом Рутаном) (у SpaceShipOne — 100—110 км), что позволит увеличить время невесомости до 6 минут (SpaceShipOne — 3 минуты). Максимальная перегрузка — 6 . Все рейсы планируется начинать и заканчивать на одном аэродроме в Мохаве в штате Калифорния. Первоначальная ожидаемая цена билета 200 тыс. $. Первый тестовый полёт состоялся в марте 2010 года. Запланировано порядка ста тестовых полётов. Начало коммерческой эксплуатации — не ранее 2014[5].

Планируется, что помимо туристических задач SpaceShipTwo будет выполнять исследования атмосферы в интересах NOAA — часть приборов будет размещена на самолёте-разгонщике White Knight Two с целью регулярного измерения содержания газов (метана и углекислого газа) на высотах 8-15 км, а также получение проб воздуха с этих высот. При помощи самого SpaceShipTwo будут проводиться изучения ионосферы на высотах 100—110 км[6].

Разработка[ | ]

Проектируется компанией Scaled Composites LLC[7] (США), с 1982 года занимающейся производством экспериментальных летательных аппаратов.

Предварительный полноразмерный макет корабля в разрезе был продемонстрирован публике 28 сентября 2006 года[8], а демонстрация готового космолёта состоялась 7 декабря 2009 года. На официальном сайте компании можно забронировать билеты стоимостью в 250 тыс. $.

Планируется создать пять единиц SpaceShipTwo и два самолёта White Knight Two, с которых будут запускаться аппараты.

Кораблям SS2 решено дать персональные названия. Первый экземпляр SpaceShipTwo имеет регистрационный номер N339SS и собственное имя VSS Enterprise[9]. VSS означает Virgin Space Ship (англ. Virgin — от названия компании Virgin Group; англ. Enterprise — в честь корабля USS Enterprise из сериала «Звёздный путь»). Второй корабль имел неофициальное название VSS Voyager[en] в честь корабля USS Voyager из того же сериала. Официальное название второй модели — «VSS Unlty».

В постройку аппаратов Virgin Galactic собирается вложить 100 млн долл.

Virgin Galactic получила контракт от НАСА на программу подготовки космических туристов

Пока Virgin Galactic только отправляла клиентов в суборбитальные полёты на своём ракетном космоплане VSS Unity. На данный момент компания только планирует ещё несколько подобных запусков, а также отправку в космос искусственных спутников. Коммерческих же запусков в истории Virgin Galactic пока не было — оба полёта на космоплане были испытательными.

Согласно контракту с НАСА, Virgin Galactic разработает новую программу обеспечения готовности частных космических туристов. Это означает, что главной работой для компании будет именно поиск клиентов и их обучение, а непосредственно сам запуск в космос может производиться на кораблях других партнёров НАСА и стран — например, на Crew Dragon компании SpaceX, Starliner «Боинга» или российских «Союзах». При этом подготовка космических туристов к условиям взлёта корабля и невесомости, вероятно, будет проводиться на космоплане VSS Unity. Кроме того, компания задействует в тренировках объекты на частном космодроме Spaceport America в Нью-Мексико.

В НАСА заверили, что будут тщательно контролировать разработку программы подготовки. Планы Virgin Galactic соответствуют стратегии агентства по коммерциализации низкоорбитальных полётов в космос, утверждают представители ведомства. Как отмечает издание, в компании работают несколько бывших сотрудников НАСА, которые помогут в разработке программы, а сама она работает с крупными клиентами, среди которых, помимо частных лиц, есть и научные организации, в том числе государственные. В Virgin Galactic подчеркнули, что воспользоваться услугами космического туризма компании смогут частные лица и организации со всего мира.

Ранее глава НАСА Джим Брайденстайн сообщал о том, что агентство планирует использовать космоплан VSS Unity и ракеты компании Blue Origin для подготовки астронавтов. Соглашение с Virgin Galactic означает, что ведомство собирается передать функции координации и подготовки туристических запусков частным компаниям, в то время как сами полёты производиться на кораблях SpaceX и «Боинг». Кроме того, существует вариант отправки клиентов в космос на российских «Союзах». Какой именно путь будет рассматриваться как основной, в Virgin Galactic пока не сообщили, однако отметили, что учебные программы для туристов будут разрабатываться в соответствии с выбранным способом доставки людей на орбиту.

Испытания[ | ]

  • 15 июля 2010 года челнок SpaceShipTwo (SS2) совершил пробный 6-часовой полёт с экипажем на борту в атмосфере[9]. Полёт челнока над калифорнийской пустыней Мохаве был совершён в пристыкованном состоянии к самолёту-платформе White Knight Two (WK2), который является его стартовым комплексом[10][11].
  • 10 октября 2010 года на аэродроме в пустыне Мохаве состоялся первый самостоятельный испытательный полёт Enterprise (известен также как SpaceShipTwo). Аппарат был поднят самолётом-носителем White Knight Two на высоту 15 км, после отделения от самолёта-носителя и 15-минутного свободного полёта, без включения двигателя, совершил посадку. Полёт и приземление ракетоплана прошли хорошо[12]. По уверениям разработчиков первый реальный суборбитальный полёт мог состояться осенью 2010 года[13].
  • 4 мая 2011 года над пустыней Мохаве суборбитальный самолёт впервые продемонстрировал эффективность уникального хвостового оперения, которое позволяет аппарату безопасно входить в атмосферу. За 45 минут носитель поднялся на высоту 15,7 км и сбросил SpaceShipTwo. Хвостовое оперение впервые было повернуто вверх на угол 65 градусов. В этой конфигурации аппарат пролетел 1 минуту 15 секунд и почти вертикально спустился на 4,7 км. Суборбитальный самолёт продемонстрировал отличную устойчивость и управляемость. На высоте 10 км пилоты повернули оперение в обычный, «самолётный», режим и спустя 11 минут 5 секунд после сброса с борта White Knight Two приземлились на взлетно-посадочную полосу.
  • 29 сентября 2011 года SpaceShipTwo испытал систему приземления в экстренных условиях[14].
  • 30 апреля 2013 года был произведен первый полёт с испытанием реактивного двигателя самолёта[2][15]. Отделившись от носителя на высоте около 14 км, SpaceShipTwo включил двигатель, и через 16 секунд достиг скорости 1,2 и высоты 17 км[2][16].
  • 9 сентября 2013 года был проведён второй сверхзвуковой полет ракетоплана. Отделение от носителя произошло на высоте 15 км и, включив двигатель на 20 секунд, SS2 набрал высоту 23 км и начал снижение, достигнув скорости 1,43[17].
Внешние видеофайлы
Первый свободный полёт. Октябрь 2010
Первый полёт с использованием оперения. Май 2011
Первый полёт с включением двигателя. Апрель 2013
Второй полёт с включением двигателя. Сентябрь 2013
Третий полёт с включением двигателя. Январь 2014
Последние секунды полёта 31 октября 2014 года
  • 10 января 2014 года, в ходе третьего сверхзвукового полёта, двигатель ракетоплана опять включился на запланированные 20 секунд, подняв его на высоту 23,6 км. В ходе спуска со скоростью 1,4 была протестирована система управления положением в космическом пространстве Reaction Control System (RCS) и новое жаростойкое покрытие хвостовых балок[5].
  • В мае 2014 года компания объявила об изменении топлива с полибутадиена с концевыми гидроксильными группами, склонного к нестабильности при времени работы двигателя более 20 секунд, на термопластичный полиамид[источник не указан 2078 дней
    ].
  • 31 октября 2014 года SpaceShipTwo VSS Enterprise потерпел крушение в пустыне Мохаве на юге Калифорнии при проведении испытаний обновлённого гибридного двигателя, использующего топливную смесь на основе гранул полиамида и закиси азота[18]. После достижения самолетом-носителем White Knight Two высоты 50 000 футов (15,2 км)[19][20] и отделения от него SpaceShipTwo, через несколько секунд свободного полёта с включенным двигателем аппарат разрушился — по заявлению, сделанному 3 ноября, из-за несанкционированного перевода хвостового оперения в положение торможения[21]. Один из пилотов-испытателей погиб. Другой пилот смог покинуть аппарат с парашютом, и с травмами был доставлен в больницу[22]. Это был первый полёт с новым топливом, ранее испытанным на земле[19]; и четвёртый полет с включением двигателя корабля[23], предыдущий полет без включения двигателя был совершен 7 октября[24]. На момент катастрофы другой SpaceShipTwo — «VSS Unity» (VSS Voyager) построен на 60 %[25].
  • 8 сентября 2020 года «VSS Unity» совершил первый пробный полет, в течение которого корабль был пристыкован к WhiteKnightTwo[26].
  • 3 декабря 2020 года «VSS Unity» успешно испытан в первом планирующем полёте.
  • 5 апреля 2020 года совершил первый полёт «VSS Unity» с включением двигателя. Через 30 секунд после включения двигателя были достигнуты скорость 1,87 и высота 25,7 км (84 271 фута)[27]
  • 29 мая 2020 года при помощи самолёта-носителя White Knight Two VSS Unity был поднят на высоту 14 км, после чего на собственном двигателе достиг высоты 34,9 км (114,501 фута)[28].
  • 26 июля 2020 года VSS Unity успешно прошел третьи летные испытания, на которых он достиг высоты 52 км (170,800 фута), максимальная скорость VSS Unity составила 2,47.[29]
  • 13 декабря 2020 года космоплан VSS Unity класса SpaceShipTwo с двумя пилотами на борту (Марк Пол «Форджер» Стакки и Фредерик Уилфорд Стеркоу) отделился от самолёта-носителя WhiteKnightTwo (VMS Eve) на высоте 13,1 км и достиг высоты 82,7 км, поднявшись выше границы космического пространства по версии ВВС США (80,45 км)[30], но не достигнув линии Ка́рмана (100 км).

Космические корабли

SpaceShipOne — первый частный летательный аппарат для полетов выше 100 км WhiteKnight2

  • Virgin Atlantic Global Flyer
  • WhiteKnightOne
  • WhiteKnightTwo Virgin MotherShip Eve
  • SpaceShipOne
  • SpaceShipTwo — первый из них, VSS Enterprise, потерпел крушение 31 октября 2014 года, погиб один из двух пилотов[4].
  • VSS Unity — создан сменить предшествующую модель SpaceShipTwo. Космический корабль пройдёт серию воздушных и наземных испытаний, после чего планируется его пробный запуск в космос[5].

Примечания[ | ]

  1. Создатель SpaceShipTwo пообещал продолжить реализацию программы
  2. 1234
    Суборбитальный корабль SpaceShipTwo впервые включил двигатель в полете
  3. 12
    SpaceShipOne Wins Ten-Million-Dollar X Prize
  4. The rocket plane SpaceShipOne has shot to an altitude of more than 100km for the second time inside a week to claim the $10m Ansari X-Prize.
  5. 12
    News — Virgin Galactic Reaches New Heights In Third Supersonic Test Flight | Virgin Galactic Архивировано 7 апреля 2014 года.
  6. Туристический космоплан совместит бизнес с наукой // Мембрана
  7. Суборбитальный космический корабль SpaceShipTwo
  8. Народный космолёт SpaceShipTwo раскрыл неземной потенциал Архивировано 1 октября 2006 года.
  9. 12
    Космический корабль SpaceShipTwo. Досье к катастрофе 31 октября
    (неопр.)
    . ТАСС (1 ноября 2014). Дата обращения 1 ноября 2014.
  10. Virgin Galactic совершил первый пилотируемый полёт (неопр.)
    (недоступная ссылка). PoshSpace (17 июля 2010). Дата обращения 10 ноября 2014. Архивировано 10 ноября 2014 года.
  11. Аппарат SpaceShipTwo совершил тестовый полет (неопр.)
    (недоступная ссылка). CyberSecurity.ru (19 июля 2010). Дата обращения 10 ноября 2014. Архивировано 10 ноября 2014 года.
  12. Частный ракетоплан «Энтерпрайз» совершил первый полет (неопр.)
    .
  13. Первый частный суборбитальный полет возможен уже осенью (неопр.)
    .
  14. SpaceShipTwo испытал систему приземления в экстренных условиях (неопр.)
    . Lenta.ru.
  15. Video — First rocket-powered flight of SpaceShipTwo (неопр.)
    . NewScientist.
  16. Космоплан SpaceShipTwo на испытательном полёте достиг сверхзвуковой скорости (неопр.)
    . Деловая газета ВЗГЛЯД.
  17. News — Virgin Galactic Flexes Spaceshiptwo’S Unique Feather Mechanism In Second Supersonic Flight (неопр.)
    (недоступная ссылка). Virgin Galactic. Архивировано 4 ноября 2013 года.
  18. Алексей Степин.
    SpaceShipTwo потерпел крушение при тестировании нового двигателя
    (неопр.)
    . 3DNews — Daily Digital Digest (31 октября 2014). Дата обращения 1 ноября 2014.
  19. 12
    Virgin Galactic’s SpaceShipTwo Crashes: 1 Dead, 1 Injured (англ.).
  20. Space Ship Two was tracked on Flightradar24. Signal was lost at 17.12 UTC 10 km north of Mojave (англ.). Flightradar24 (31 October 2014).
  21. M. Alex Johnson.
    SpaceShipTwo ‘Feather’ Tail System Deployed Prematurely (англ.). NBC News (03.11.2014).
  22. Илья Кувакин.
    К крушению SpaceshipTwo могли привести аэродинамические силы
    (неопр.)
    . РБК (03.11.2014).
  23. Virgin Galactic’s SpaceShipTwo Crashes in New Setback for Commercial Spaceflight (англ.). The New York Times (01.11.2014).
  24. SPACESHIPTWO TEST SUMMARIES (англ.) (недоступная ссылка). Scaled Composites (31.10.2014). Дата обращения 2 ноября 2014. Архивировано 16 августа 2013 года.
  25. VIRGIN GALACTIC SPACE VEHICLES FACT SHEET (англ.) (недоступная ссылка). Virgin Galactic (31 October 2014). Архивировано 2 ноября 2014 года.
  26. Прошли испытания новой модели космического корабля фирмы Virgin Galactic (неопр.)
    . ТАСС (9 сентября 2016).
  27. VSS Unity First Powered Flight (англ.). Virgin galactic (5 апреля 2018).
  28. Частный «космический самолёт» поднялся на рекордную высоту
  29. Into the Mesosphere at Mach 2.4 (англ.). Virgin galactic (26 июля 2018).
  30. Richard Branson Welcomes Astronauts Home from Virgin Galactic’s Historic First Spaceflight
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: