Самый большой ядерный взрыв в космосе: поражающие факторы, фото и последствия

Согласно популярной легенде, свою пресс-конференцию по поводу первого фильма, то есть четвертого эпизода «Звездных войн» (1977) Дж. Лукас предварил словами: «Вся съемочная группа в курсе, что взрывы в космосе не слышны».

С тех пор взрывы в космосе

— хрестоматийный случай сознательного забивания на матчасть. Художнику нужно самовыразиться, а тут какие-то законы физики, какие-то инструкции по технике безопасности, да ну их в болото!

Иногда сознательное расхождение с матчастью преследует благие цели: например, рецепт взрывчатки или наркотика в художественной книге автор для вящей правдоподобности дает — но так, чтобы по нему нельзя было изготовить искомое.

Иногда на матчасть приходится забить еще и потому, что бюджет пишет сюжет, и на точное соблюдение правдоподобия тупо нет денег. Как правило, следствием является пуленепробиваемый картон.

Где встречается[править]

Штампы[править]

  • Практически все книги и фильмы об эпидемиях — полнейший бред и абсурд с точки зрения людей, хоть немного разбирающихся в медицине. Автор правки, студент-медик, уже не помнит, когда он в последний раз НЕ разбивал себе лицо фейспалмами при ознакомлении с подобными «шедеврами». А вот мы и проверим…

Кино[править]

  • «Экипаж» А. Митты. Знаменитая сцена, где герой Филатова топором проламывает переборку в самолете, встретила резкое сопротивление консультанта. На что Митта сказал: сколько человек во всей стране знают, что эту переборку топором прорубить нельзя? Тысяч пятнадцать? Отлично, они будут плеваться. Остальные двести миллионов будут смотреть.
  • Любой фильм про IT или хакеров у людей, разбирающихся в теме, вызывает от легкой усмешки до ударов головой об стол, зато всё очень красиво. Кроме «Матрицы». Что бы ни вытворяли герои в ходе боевых сцен и погонь, компьютерный хак там показан правильно. В данном случае мы имеем дело с аверсией тропа.
  • Полеты героев в фильмах о боевых искусствах долгое время были приметой низкопробного кино всяких там «Шанхай-студио» — пока Энг Ли и Чжан Имоу не превратили их в примету высокого искусства.
  • Полет Индианы Джонса в холодильнике от ядерного взрыва.
  • «Хороший, плохой, злой» — перебить верёвку из винтовки невозможно, даже если стрелять с близкого расстояния.
  • «Кавказская пленница» — сыграно шутки ради: когда Шурик и его друг колют Бывалому снотворное, они берут огромный шприц. Это шприц Жане́, предназначенный не для инъекций, а для промывки ушных пробок, гнойных свищей и прочей дряни, требующей лекарства не в инъекционных, а в полоскательных
    количествах. Собственно, телосложение и рост Бывалого служит там предметом многих шуток.
  • Если разобраться, то в фильмах про всяких кайдзю и дайкайдзю столько невозможного в реальности, причем все это стало уже законами жанра.
  • В фильмах про Джеймса Бонда великое множество несуразиц, нерабочих способов сделать что-то и невозможных вундервафель. Но тут правило крутизны работает вовсю.
  • «Столкновение звёзд» («Звёздная катастрофа», в оригинале «Starcrash», 1979 г.) в духе «Звездных войн», плюс космос нарочито игрушечный.
  • «Этот остров Земля» (This island Earth) 1955 г. — взрывы в космосе, лет за 20 с лишним до Лукаса.
  • «Космический террор» (The Terrornauts) 1967 г. — аналогично.
  • Мультфильмы[править]

    • «Планета сокровищ» выжимает педаль в пол. Полумесяц оказывается не освещённой частью луны Монтрессора, а огромным орбитальным космопортом, причём жизнь течёт на внутренней стороне полумесяца. Гравитация сосёт. Возможно, станция снабжена генераторами гравитации, но зачем их располагать так, чтобы противопоставлять обычной гравитации?
    • Для создания облика космических кораблей соединили внешний вид парусных кораблей прошлого и вид внутренних помещений современных космических кораблей. Лучше бы наоборот — парус, расположенный только с одной стороны космического корабля, а не вокруг всего периметра, будет больше вращать корабль, чем двигать его вперёд. Обоснуй — парус собирает энергию, а двигают его турбины, расположенные под днищем.
    • В космосе все спокойно могут дышать, но в отличие от других фильмов, где такое происходит, этот даже не претендует на пародию.
    • Не пародия, но сказка, в данном контексте невелика разница.
    • Прямым текстом подчеркивается использование создателями мультфильма т. н. «теории эфира».
  • «ВАЛЛ-И»: ВАЛЛ-И и ЕВА практически свободно летают в открытом космосе и издают звуки, нарушая все законы физики. Однако, авторы сознательно нарушили их, для достижения эстетического эффекта.
  • Видеоигры[править]

    • Kerbal Space Program — при всем стремлении к достоверности игры, взрывы там слышны даже в вакууме. Слово Божие гласит, что сделано так умышленно, для большей играбельности.
    • Space Engineers — игра позиционируется как твердая НФ, но на самом деле из твердости там — отсутствие лазеров-шмазеров, жидкого вакуума и опция включения реалистичного звука. В остальном физика состоит из сплошных допущений — крохотные планеты, максимальное ограничение скорости в 100 м/с (физический движок больше не тянет тянет с багами, лагами и глюками, но это можно списать на «аномальные свойства пространства-времени на релятивистских скоростях»; но игра может вылететь или зависнуть, и уж тем более высоки шансы, что при использовании мультиплеера игра не выдержит, после чего посыпется весь сервер, а уж если корабль во что-либо влетит…), тирьямпампация (которая работает как телепортация) в качестве заплаты предыдущего пункта, и так далее.

    Физики сняли распространение ударной волны в воде с частотой триллион кадров в секунду

    Распространение ударной волны в воде

    Caltech

    Физики создали камеру, которая позволяет снимать со скоростью триллион кадров в секунду и с ее помощью можно увидеть процессы, происходящие в прозрачных объектах — например, распространение ударной волны в воде и движение света в кристалле. Статья опубликована в журнале Science Advances

    .

    Высокоскоростная съемка используется учеными давно. С ее помощью можно изучать деформацию материала при ударе, следить за летящей пулей или началом ядерного взрыва. Но значительная часть интересных для изучения процессов прозрачны или почти прозрачны, такие как воздушный вихрь, взрывная волна или химические реакции. Для создания камеры, способной зафиксировать такие процессы, требуется не только добиться высокой частоты кадров, но и адаптировать технологию фазово-контрастной микроскопии, используемую для изучения бесцветных объектов.

    Камера, созданная под руководством профессора Лихона Вана (Lihong Wang) из Калифорнийского технологического института называется pCUP (phase-sensitive compressed ultrafast photography). pCUP наследует ключевую особенность своего предшественника, камеры LLE-CUP. В отличие от обычных сверхбыстрых камер, она не делает много снимков с высокой частотой. Вместо этого снимается всего один кадр, но используемая в pCUP матрица записывает любое изменение картинки в период пока он длится. Это позволяет ускорить съемку в несколько раз.

    Другой особенностью pCUP является использование фазово-контрастной съемки. В основном, мы видим объекты потому, что они изменяют яркость или цвет света. Прозрачные и бесцветные предметы, как воздух или стекло, мы замечаем благодаря эффектам преломления и отражения, но далеко не всегда, и заметить тонкий слой воды или очень чистое стекло под прямым углом к поверхности почти невозможно. Для фазово-контрастной съемки прозрачность объекта не является помехой, она фиксирует не яркость и не цвет, а сдвиг фаз света.

    Скорость распространения света различна для разных сред и материалов. Попадая из воздуха в стекло, световая волна замедляется. Изменяется скорость света и при разных температуре или плотности. Если даже представить себе абсолютно прозрачный предмет, то замедление им световой волны сдвинет ее фазу. Этот сдвиг фазы можно сделать видимым, сконструировав систему линз и, таким образом, увидеть и сам предмет.

    Движение светового импульса в кристалле

    Caltech

    Поделиться

    Как результат, pCUP позволяет увидеть в замедленной съемке очень быстрые и прозрачные явления. В тестах, проведенных авторами, было снято распространение взрывной волны в воде и движение светового фронта лазера в кристалле. Ученые предполагают, что в дальнейшем изобретение может быть использовано для изучения сгорания топлива в двигателях, процесса передачи нервных импульсов и многого другого.

    Ранее ученые изобрели рентгеновскую киносъемку, позволяющую увидеть внутреннюю структуру объектов в динамике. Также для наблюдения за движущимися клетками были приспособлены атомно-силовые микроскопы.

    Василий Зайцев

    Грегори Бенфорд «Головная ударная волна»

    «Ни за что бы не увидел, если бы не поверил».

    Прискорбно, но с творчеством Грегори Бенфорда довелось познакомиться только сейчас. С другой стороны «одного из современных титанов научной фантастики» не очень привечают у нас, ведь из всего переведенного и опубликованного в России значится лишь давно забытая книгоиздателями и соответственно недоступная сегодня «Панорама времен». А стоило бы обратить внимание на верного американского последователя Карла Сагана, неукоснительно следующего канонам твердой нф. «Головная ударная волна» — наглядное тому подтверждение.

    Тверже бы, да некуда. Читая данную повесть, нисколько не сомневаешься, что писал ее мастер своего дела, ученый, преподаватель, трудоголик, окунувшийся в науку с головой. Г. Бенфорд заражает читателя научным романтизмом с самого начала, тем самым популяризируя эту отрасль не хуже упомянутого уже К. Сагана, которого к слову и сам Бенфорд вспоминает не раз. Здесь романтизм особого рода. Не космические одиссеи, не звездные войны, не путешествие пионеров по необжитым планетам… Герой повести — типичный ученый-астроном, ищущий новую ИДЕЮ в своем ремесле, а между этими поисками пытающийся жить, как «нормальные» люди. Романтизм сродни «За миллиард лет до конца света» Стругацких или «Контакта» Сагана, первой половинкой которого по сути и является «ГУВ». Вместо прослушивания звезд Ральф просматривает их (картинки прилагаются!), обнаруживает нейтронную звезду, но узнает, что его опередили, не сдается и натыкается на нечто сенсационное — тот единственный элемент, который относит произведение американского автора к жанру фантастики. А между этим — непростые отношения с возлюбленной, выбивание грантов для продолжения работы, споры с коллегами по цеху, преподавательская деятельность. Как видно, Ральф — не супергерой в обтягивающем латексе, соскочивший с обложки очередного комикса, а реальный человек из жизни со всеми своими проблемами и недостатками, неспособностью быть хорошим мужем, другом, отцом.

    «-А как бы ты отнеслась…

    — К аборту?

    Она этого ожидала.

    — Да.»

    «Цикл восстановился. Ложная тревога. А нам урок. Мне по крайней мере. Я получила сведения (для тебя, данные) о том, какой ты засранец. Пока.»

    И тут же пример:

    «В прошлом году, на докладе, посвященном Эйнштейну, докладчик процитировал лаконичное замечание жены ученого, что иной раз, работая над задачей, великий человек целыми днями ни с кем не разговаривал. Она, понятное дело, ушла от него. И вот теперь Ральф находил в себе какое-то родство с легендарным гением. Потом он сказал себе, что глупо равняться…»

    Г. Бенфорд поведал нам научную историю изнутри, не забыв и об эстетике, красоте космоса. Для тех, кто сомневается, читать или нет, следующая цитата станет определяющей, и настоящий поклонник твердой нФ мимо уж точно не пройдет. Как говорится, приятного времяпрепровождения.

    «Подумать только, размышлял он, ведь волны, которые они «видели» огромными глазами антенн, всего-то длиной в палец. И волны эти докатываются через уйму световых лет, перенося послания из древних времен. Они хлещут в жесткий металл радиоантенн, в возбужденные электроны, только и дожидавшиеся, пока их пригласят на танец. Миллиарды электронов дрожат и поют, и ответная осцилляция вызывает эхо сигнала в цепях, собранных людьми. Новые электроны вливаются в возникающий ток, и единички и нолики в компьютере складываются в нечто, еще не виданное никем: в картины для глаз размером с гору. Эти видения никогда не существовали во Вселенной. Волны переносили их, но потребовался разум, чтобы вытянуть их из блуждающей ряби радиоволн, из вьюги микроволн, где они скрывались прежде, живые, но невидимые. В сущности, это истории, или они представляются историями нашим обезьяньим умам. Моментальные снимки. А превратить их в связный рассказ уже наше дело.»

    ТОП-10: Мифы о космосе, в которые мы поверили благодаря фильмам

    Космос уже давно стал частью популярной научной фантастики. Фильмы о космосе позволяют нам испытать острые ощущения от погружения в неизвестность, а благодаря современным технологиям кинопроизводства, они весьма зрелищны. Несмотря на интерес тех, кто двигает нашу поп-культуру к космосу, Голливуд во многом ошибается. Можно было бы подумать, что мы имеем точное представление о космосе, но на самом деле многие из нас воображают себе космическое пространство неправильно. Мы не говорим, что в фильмах все должно быть таким, как в действительности, потому что любая художественная литература требует определенного искажения действительности. Мы просто намекаем на то, что наше понимание космического пространства было бы немного ближе к реальности, если бы сценаристы просто изучили некоторые вещи в интернете, прежде чем писать свои сценарии.

    10. Взрывы в космосе

    Нет никаких сомнений в том, что увидеть огромный космический взрыв на большом экране высокой четкости — это великолепное зрелище. Но в сторону спецэффекты, могут ли такие взрывы произойти с научной точки зрения? Взрывы на Земле, которые служат вдохновением для создателей фильмов, выглядят определенным образом из-за воздуха и гравитации. Воздух работает как окислитель, и внешнее давление от взрыва заставляет взрыв разрываться наружу и затем обрушиваться вниз на землю.

    Однако, взрывы в космосе должны выглядеть немного иначе (и более удивительно), чем то, что мы видим. В них будет присутствовать огонь, несмотря на отсутствие воздуха (некоторые виды горючего могут действовать как окислитель) хотя этот огонь будет не похож на тот, который мы знаем. Этот огонь будет выглядеть как непрерывно расширяющийся шар света из-за микрогравитации и отсутствия сопротивления воздуха. Такой огонь был бы опасен для расположенных рядом космических кораблей, поскольку «шар» может расширяться, пока его что-нибудь не остановит.

    9. Черные дыры все засасывают в себя

    В фильмах черные дыры изображают как всепоглощающие вихри, сеющие гибель и разрушение, от которых вы не можете убежать, если находитесь поблизости. Именно так большинство из нас их и представляет – нет, чтобы заглянуть в книги по физике.

    Однако, если вы прочтете даже самое базовое академическое описание черных дыр, вы поймете, что мы представляем их совсем неправильно. Они ничем не отличаются от любого другого небесного тела во Вселенной, так как их притяжение прямо пропорционально их массе. Они не могут привлечь ничего больше того, что позволяет их размер.

    Если бы наше Солнце каким-то образом заменили на черную дыру, такую же массивную, то в Солнечной системе ничего бы не изменилось, по крайней мере с точки зрения гравитации, поскольку Солнце является важным и по другим причинам. Хотя верно то, что черная дыра «сожрет» все, что находится вблизи ее горизонта событий, она будет оказывать совершенно нормальное гравитационное влияние на объекты, за пределами этого радиуса (который обычно очень мал).

    8. Пояс астероидов плотный и насыщенный

    Внутренние и внешние планеты Солнечной системы разделены чем-то, что называется поясом астероидов. Как ясно из названия, это кольцо астероидов и других обломков, вращающихся вокруг Солнца, и фильмы всегда акцентируют на нем внимание. Обычно можно видеть, что в поясе очень много астероидов и вам нужно умело маневрировать, чтобы преодолеть его.

    Если вы всегда именно так и представляли себе пояс астероидов, то мы с сожалением сообщаем, что ваш мысленный образ крайне неточен. Небо на астероиде в поясе будет очень похоже на небо на Земле из-за расстояний, о которых мы говорим. У любого космического корабля, который проходит через пояс, мало шансов на столкновение, так как астероиды сильно разрознены и находятся далеко друг от друга.

    7. Все о космической войне

    Естественно, что космическую войну мы будем моделировать, ориентируясь на земные войны, поскольку это единственная система отсчета, которая у нас есть. Киношные космические бои очень похожи на воздушные бои, которые мы видим в фильмах о Второй Мировой войне, с космическими кораблями, сражающимися так, как это делают самолеты на Земле.

    Хотя эти битвы выглядят потрясающе, они не основаны на науке. Реальная космическая война, вероятно, не будет выглядеть как в фильмах: с боевыми кораблями, созданными так, чтобы предотвратить декомпрессию и способными противостоять радиации вместо наличия у них аэродинамических характеристик. Кроме того, обычная тактика боя в космосе тоже не будет работать. В то время как будет применяться общая стратегия боя на Земле (основные моменты будут такими же), но движение и маневрирование в реальном космическом бою будут совсем не такими, как ожидают те, кто вырос на «Звездных войнах».

    6. Солнце желтое, потому что оно горит

    Несмотря на то, что оно является главной причиной того, что на Земле зародилась жизнь, большинство из нас все еще не понимают, как на самом деле работает Солнце. Мы предполагаем, что оно желтого цвета, возможно, потому, что мы думаем, что оно горит, и именно такого цвета горящий огонь. Это также означает, что мы не совсем понимаем, что заставляет Солнце производить так много тепла.

    Во-первых, Солнце совсем не желтое и выглядит так только потому, что атмосфера Земли придает ему этот желтый оттенок. Солнечный свет чисто белого цвета. Еще более важно то, что Солнце вообще не горит, по крайней мере не в нашем понимании этого слова. Вместо вечного огня, источником солнечного тепла являются термоядерные реакции, происходящие в его ядре.

    5. Планеты всегда вращаются вокруг своих неподвижных солнц

    Когда мы думаем о различных солнечных системах во Вселенной, мы представляем их точно такими же, как наша. В центре находится неподвижная звезда, и (в зависимости от того, есть ли в системе планеты) вокруг нее по орбитам в форме кругов или эллипсов вращаются различные небесные тела. Хотя это в значительной степени верно для космического пространства рядом с нами, в солнечной системе с более чем одной планетой размером, скажем, с Юпитер (или больше), вращение тел будет выглядеть совсем иначе, и вы, вероятно, увидите, что звезда тоже движется.

    Гравитация — это двусторонняя сила, поэтому Земля притягивает Солнце, а Солнце притягивает Землю. Мы просто не замечаем этого, потому что гравитационный эффект Земли незначителен по сравнению с Солнцем, хотя это не относится к большим планетам. В случае с Юпитером и Солнцем они фактически вращаются вокруг точки в пространстве, расположенной за поверхностью Солнца. Этот эффект был бы еще более выражен для систем со многими гигантскими планетами, такими как Юпитер. Обычно мы совсем не так представляем себе все солнечные системы во Вселенной.

    4. Лазерные лучи видимы для глаз

    Довольно долго лазерное оружие было частью научно-фантастических фильмов. Теперь, когда мы близки к тому, чтобы увидеть его на поле боя, большинство людей будут разочарованы, узнав, что оно совсем не такое, как в фильмах.

    По сути, лазерный луч — это концентрированный всплеск энергии, который можно использовать для разных целей на поле боя, именно так его часто использовали режиссеры. Однако, в отличие от фильмов, реальный лазерный луч в космосе будет совершенно невидимым (если только не попадет прямо вам в глаза), поскольку вокруг не будет никаких частиц, которые рассеивают свет.

    3. Невесомость

    Широко распространено мнение, что в космосе вы ничего не весите, что кажется разумным предположением, поскольку там нет гравитации. Это подтверждают многие фильмы и фантастические произведения, кроме того есть много видео людей, «плавающих» в космосе, что дает право предположить, что они действительно ничего не весят.

    Хотя правда то, что многие астронавты испытывают в космосе невесомость, это справедливо только тогда, когда вы находитесь на орбите большего тела. Так происходит, например, на Международной космической станции (МКС). Кроме этого, вы всегда находитесь под влиянием гравитации с какой-либо стороны, неважно с какой. Вы никогда не испытаете настоящей невесомости, если не находитесь в постоянном падении вокруг планеты или другого небесного тела, как в случае с МКС. Мы не понимаем, почему в фильмах все космическое пространство до сих пор рассматривают как зону без гравитации, поскольку гравитация в космосе присутствует везде.

    2. Звук в космосе

    Идея о том, что в космосе можно услышать звуки взрывов, во многом связана с фильмами о космосе, снятыми в прошлом веке. Это неправда: звук просто не может двигаться в космическом пространстве из-за отсутствия воздуха и вибрирующих молекул. Мы должны быть благодарны за это, потому что если бы это было возможно, то мы слышали бы звуки Вселенной, например, постоянный грохот термоядерных взрывов, происходящих на Солнце.

    Даже если сейчас мы склонны быть ближе к физическим законам реальной жизни, на экране гораздо лучше выглядят взрывы, сопровождающиеся оглушительными звуками, чем взрывы без звука. В некоторых фильмах, таких как «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика этот момент показан точно, но подобные фильмы являются скорее исключением, чем правилом.

    1. Ничто во Вселенной не может двигаться быстрее скорости света

    Скорость света считается неким лимитом для нас, поскольку принято считать, что превысить ее невозможно. Существуют всевозможные теории о том, что будет, если достичь этой точки, но ни одно из наших уравнений не объясняет, что будет, если ее превысить.

    Однако нам известна одна величина во Вселенной, которая быстрее скорости света: это скорость ее расширения. К удивлению ученых и случайных наблюдателей за небом, оказалось, что Вселенная расширяется быстрее скорости света (по крайней мере, с точки зрения скорости движения различных объектов, таких как далекие галактики, относительно друг друга), хотя нам это не совсем понятно. Скорость расширения Вселенной также пропорциональна тому, как далеко находится объект: чем дальше он от нас, тем с большей скоростью удаляется.

    Советские секретные операции

    Советский Союз тоже интересовался поражающими факторами от ядерного взрыва в космосе, поэтому, согласно неподтвержденным данным, была проведена целая серия экспериментов под кодовым названием «Операция К». Испытания проводились уже после американских. Эксперименты по выяснению вопроса, возможен ли ядерный взрыв в космосе, советские ученые проводили на ракетном полигоне, что расположен в поселении Капустин Яр.

    Всего было проведено пять испытаний. Первые два в 1961-м, осенью, а через год почти в это же время — остальные три. Все они о с порядковой цифрой запуска. Для того чтобы понять, как выглядит ядерный взрыв из космоса, запускалось две баллистических ракеты. Одна была оснащена зарядом, а другая имела особые датчики, следившие за процессом.

    Невероятный взрыв вид из космоса

    Во время проведения первых двух операций заряды достигли отметки 300 и 150 км, соответственно, а остальные три имели схожие данные, кроме «К-5» — она взорвалась на высоте 80 км. Со слов испытателя Бориса Чертока, написавшего книгу «Ракеты и люди», вспышка от взрыва светилась всего малую долю секунды, она была похожа на второе солнце. СССР выяснил ту же информацию, что и американцы — все радиоприборы работали с заметными нарушениями, а радиосвязь вообще на некоторое время была прервана в радиусе ближайшего района.

    Околоземная ударная волна

    Околоземная ударная волна. Основная задача проекта «Интершок» Дело в том, что частицы солнечного ветра движутся от Солнца с постоянно нарастающей скоростью — их «подталкивает» более горячий газ. Еще задолго до подхода к Земле она достигает скорости звука. Когда такой сверхзвуковой поток плазмы налетает на нашу планету, перед ней возникает ударная волна, аналогично тому, как она образуется у реактивного самолета, летящего со сверхзвуковой скоростью в атмосфере. Во время вспышек на Солнце, которые сопровождаются выбросами из короны огромных масс плазмы, плотность, температура и скорость солнечного ветра могут намного превышать средние параметры. Рекордные их значения были зарегистрированы спутниками «Прогноз» в 1972 году. Скорость ветра достигала 2000 километров в секунду. При этом в межпланетном пространстве наблюдалось образование дополнительных, помимо околоземной, ударных волн.

    Гипотеза о существовании таких ударных волн впервые была выдвинута в 1959 году советским ученым Р. Сагдеевым, впоследствии академиком, директором Института космических исследований АН СССР. После обнаружения их в космосе как в СССР, так и в других странах были проведены многочисленные эксперименты, в которых изучаюсь их свойства.

    Одна из главных особенностей проекта «Интершок» — комплексный характер исследований. Совместными усилиями советских и чехословацких специалистов была создана научная аппаратура, которая обеспечивает регистрацию всех основных явлений вблизи и внутри фронта ударной волны. Бортовая ЭВМ осуществляет управление программой измерений и потоком информации. Момент пересечения ударной волны распознается автоматически. Это позволяет реализовать вблизи ее фронта режим быстрой регистрации данных, что очень важно, поскольку спутник проходит через интересующие ученых районы за минуты.

    Орбита спутника «Прогноз» обеспечивает исследования как околоземной ударной волны, так и межпланетных ударных волн, возникающих при солнечных вспышках. Это дает возможность проследить их характеристики в различных условиях и в зависимости от параметров потока плазмы солнечного ветра.

    Исключительно высокая временная разрешающая способность комплекса научной аппаратуры, установленной на «Прогнозе-10» (она в 30-100 раз выше, чем это было достигнуто в лучших зарубежных экспериментах), позволяет хорошо разделить различные события и детально выявить, как развиваются во времени все процессы в ударных волнах, и проследить их отголоски на Земле.

    Надо сказать, что изучение ударных волн играет большую роль и в познании явлений в далеком космосе. В частности, считается, например, что в них разгоняются частицы космических лучей. При этом они достигают энергий, которые пока не могут быть реализованы в самых мощных земных ускорителях заряженных частиц.

    Большой взрыв. День рождения Вселенной

    Прохожие начинают ускорять шаг, поглубже натягивая свои шахматные шляпы. Кони осуждающе ржут, слоны ищут новые диагонали, ферзи быстро уезжают от Вас на своих спорткарах. Никто не может ответить Вам на Ваш вопрос.

    И Вы идете в свой плоский дом. Ваша плоская жена кормит Вас пластиковой кашей. Но еда не лезет в Ваше горло. И Вы достаете с чердака старый пыльный телескоп. И начинаете исследовать свою Вселенную – шахматную доску…

    Что Вы видите? Ваша Вселенная, Ваша шахматная доска, становится все больше! И это расширение со временем ускоряется! Доска расширяется во всех направлениях, которые Вы можете видеть. Однако нет никаких видимых причин для этого расширения. Просто такова природа самой шахматной доски.

    Но подождите. Вселенная становится все больше и больше. Значит в прошлом она должна была быть все меньше, меньше и меньше? Когда-то, очень и очень давно, в самом начале, она должна была быть очень маленькой. Бесконечно маленькой!

    Когда же случилось событие, которое дало начало нашей реальной Вселенной? Астрономы наблюдают в космосе явление, которое называется космическим микроволновым фоновым излучением. Или реликтовым излучением. Это поток фотонов с очень низким уровнем энергии, который пронизывает все космическое пространство. Он родился в тот момент, когда произошел Большой взрыв. Измерив параметры этого излучения ученые установили, что нашей Вселенной 13,8 миллиарда лет. Она намного старше людей. И она примерно в три раза старше Земли.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: