SpaceX отправляет людей на МКС. И в перспективе может потеснить Роскосмос


Миссия SpaceX и новые космические реалии

Американские астронавты Даглас Хёрли и Боб Бенкен в воскресенье, 31 мая, успешно стыковались с Международной космической станцией на корабле «Crew Dragon».

Таким образом впервые после девятилетней паузы США направили астронавтов на МКС со своей территории, и впервые – при помощи ракеты и космического корабля, построенных не государством, а частной компанией – калифорнийской SpaceX, принадлежащей миллиардеру Илону Маску. По одной из традиций американской космической отрасли, первому пилотируемому кораблю Crew Dragon присвоено название «Индевор» – в память об одноименном корабле программы «Space Shuttle», на котором тоже летали оба астронавта.

Как ожидается, Хёрли и Бенкен проведут на МКС от одного до четырех месяцев. За запуском SpaceX на космодроме наблюдали президент Дональд Трамп и вице-президент Майк Пенс. Всего, по оценкам NASA, более трех миллионов американцев смогли следить, находясь в районе космодрома, за этим историческим космическим стартом.

Как известно, после закрытия в 2011 г. программы «Space Shuttle», астронавтов на орбиту доставляли корабли «Союз» российского космического агентства «Роскосмос». Одной из причин закрытия американской программы стала гибель 7 астронавтов в 2003 году при возвращении шаттла «Колумбия» с орбиты, а также высокая стоимость программы.

Тогда же было принято решение о привлечении частных компаний к разработке и строительству новых ракетных систем. Для поддержки рынка коммерческих космических аппаратов, которые могло бы использовать и американское космическое агентство NASA, государство выделило гранты на производство космических аппаратов в размере 3,1 миллиарда долларов компании SpaceX Илона Маска, и 4,5 миллиарда долларов – традиционному подрядчику NASA компании Boeing.

Тогда это было воспринято как весьма спорное решение, вызвавшее недовольство как в Конгрессе, так и в американском космическом агентстве, поскольку отправка астронавтов на орбиту и строительство космических аппаратов считались частью стратегических национальных программ и исключительной прерогативой государственных органов, напоминает директор по планированию программ Фонда «Безопасный мир» Брайан Уиден (Brian Weeden, Secure World Foundation).

Противники прямого участия частного сектора в космических программах имеются и сегодня, однако если вся нынешняя миссия SpaceX завершится благополучно, то NASA наверняка сертифицирует корабли «Crew Dragon» компании Илона Маска для регулярных пилотируемых полетов. Boeing планирует запустить свою космическую капсулу Starliner с астронавтами на борту в 2021 году.

Брайан Уиден отмечает, что если частый сектор сможет отправлять людей на космическую станцию, то это позволит правительству США и NASA не только значительно сократить расходы, но и сфокусировать свои усилия и средства на более сложных задачах. Среди приоритетов американского космического агентства – разработка будущих миссий за пределы околоземной орбиты на Луну, куда США отправляли астронавтов в 1960-х и 1970-х годах, а также на Марс.

«В NASA было много людей, которым приходилось годами бороться изо всех сил, чтобы эта программа продолжалась», – говорит заместитель директора проекта по аэрокосмической безопасности в Центре стратегических и международных исследований Кэйтлин Джонсон (Kaitlyn Johnson, CSIS). Она добавляет, что для будущих миссий на Луну и на Марс NASA разрабатывает собственную тяжелую ракету-носитель «Space Launch System» (SLS, или «Система космических запусков).

Помимо прогресса в реализации новых проектов, эксперты отмечают рост значения космоса и в военной сфере, который, как и киберпространство, все больше становится областью военного противостояния.

«США очень обеспокоены разработками систем противоспутникового оружия Россией и Китаем. А Россия и Китай очень обеспокоены военным космическим потенциалом США, – отмечает Брайан Уиден. – Я вижу растущую обеспокоенность тем, что в случае будущего конфликта, особенно между державами, космос может стать его частью».

Кэйтлин Джонсон подчеркивает, что в США разделение между программами NASA, целью которого является исследование космоса в мирных целях и международное сотрудничество, и военными космическими программами – достаточно строгое. В случае же с Россией и Китаем, говорит эксперт, между гражданской и военной космическими программами может наблюдаться передача технологий.

Эксперт добавляет, что наряду с США и Россией, становится существенным игроком в космосе и Китай, который намерен вывести на орбиту Земли в 2020 году свою космическую станцию. Глава российского космического агентства «Роскосмос» Дмитрий Рогозин также говорил в российских СМИ о планах по строительству Россией новой околоземной орбитальной станции после 2030 года.

Сложности «Роскосмоса»

Успешный субботний старт компании SpaceХ означает, что с большой вероятностью предстоящая покупка NASA места на «Союзе» осенью этого года станет последней. Если стоимость полета для одного астронавта на «Crew Dragon» составляет приблизительно 55 млн долларов, то за одно место «Роскосмосу» NASA в среднем платит 80 млн долларов. Это стоимость росла в течение лет, и осенью США заплатят «Роскосмосу» 90 млн долларов. С 2006 года американское космическое агентство заплатило российскому правительству около 4 млрд долларов за приобретение мест на «Союзе».

Для «Роскосмоса», бюджет которого составит на 2020 год около 1,7 миллиарда долларов, это составит существенную потерю доходов. Для сравнения, бюджет NASA на 2020 год составляет 22,6 миллиардов долларов.

«Мы годами отправляли американских астронавтов на космическую станцию через Россию. И делали это несколько раз в год. Так что это была существенная часть дохода для российского космического агентства», – напоминает Кэйтлин Джонсон.

Эксперты также о не был существенно модернизирован со времен своего создания. В то время, как российская ракета-носитель может быть использована один раз, первая ступень ракеты Falcon 9 может быть использованы повторно. Капсула «Crew Dragon» также имеет большую вместительность – до семи человек в отличие от трех на «Союзе».

«Ракета “Союз” для своего времени – для 60-х годов – была передовой, но на сегодняшний день это действительно устаревшая ракета и технология», – говорит Михаил Кокорич (Mikhail Kokorich), основатель компании Momentus Space, занимающейся космической логистикой.

Предприниматель, который ранее сотрудничал с «Роскосмосом», также отмечает, что после распада СССР Россия «шла по пути интеграции своих возможностей в мировую космонавтику», и в мировой аэрокосмической индустрии часто использовалась российская технология. Сегодня же многие компании, в том числе SpaceX Илона Маска, Blue Оrign Джеффри Безоса или Boeing – завоевывают эту сферу. Российская космическая индустрия становится менее конкурентоспособной, изолирована санкциями и ослаблена ограниченными возможностями российской экономики, говорит Михаил Кокорич.

«Ни размер российской экономики, ни размеры космического бюджета, ни само устройство российского космического агентства, которое является искусственно созданной монополией, не позволяют достигнуть сколько-нибудь значимых успехов во многих направлениях», – отмечает предприниматель, добавив, что «Роскосмосу», скорее всего, придется сфокусироваться на ряде других узких направлений.

Ранее глава «Роскомоса» Дмитрий Рогозин заявлял в российских СМИ, что корпорация снижает стоимость пусков на 30% для повышения ее конкурентоспособности на международном рынке. Он также обещал, что «Роскосмос» приступает к работе над ракетой с возвращаемыми ступенями, которая должна прийти на смену «Союзу».

Как отмечает Брайан Уиден, «у России по-прежнему имеются очень значительные возможности в космической сфере». Однако, самой сильной космической программой в мире сегодня является программа США, добавляет он.

Новая реальность

Эксперты отмечают, что с развитием технологий возможности в космической сфере меняются очень быстро – от большего количества стран, вовлеченных в космические разработки, до роста коммерческих компаний, оперирующих спутники, спутниковую связь и космическую логистику.

«В настоящее время у SpaceX больше спутников на орбите, чем у Китая, – говорит Кэтлин Джонсон. – Если посмотреть на то, кто из крупных космических игроков больше всех рискует в случае конфликта в космосе, то отныне это уже не только страны. Это компании, которые размещают свои системы в космосе или оперируют на основе размещенных там систем. Uber – отличный пример этого. Мы не могли бы пользоваться Uber без системы глобального позиционирования GPS (Система GPS основывается на спутниковой системе навигации – В.Е.).»

«Технологии достигли такого уровня, что сегодня намного дешевле и проще построить спутник или создать ракету, чем когда-либо ранее. И мы видим, что все больше и больше компаний вовлекается в космическую сферу, – добавляет Брайан Уиден. – Даже у многих местных школ есть спутники, которые их ученики построили, установили и запустили в космос».

Успешное завершение полета «Crew Dragon» компании Space X, у которой кроме NASA имеется широкий портфель и коммерческих заказов, может стать не только крупным шагом вперед в пилотируемой космонавтике, но и в сфере космического туризма.

«Роскосмос» лишается прибыльной монополии

В России, в целом, позитивно оценили запуск американского корабля Crew Dragon и его стыковку к Международной космической станции (МКС), в том числе это касается и людей, имеющих прямое отношение к освоению космоса. В частности, поздравил с успехом директора NASA Джеймса Брайденстайна и владельца компании SpaceX Илона Маска руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, выразивший также надежду на продолжение сотрудничества в дальнейшем.

«Браво! Я знаю, как сильно вы хотели, чтобы это важное событие прошло успешно. Я желаю команде NASA успешно завершить реконструкцию своей национальной космической транспортной системы», – написал он в Twitter.

В свою очередь, летчик-космонавт Михаил Корниенко считает, что успех американских коллег может пойти на пользу и России, простимулировав отечественных специалистов на более эффективный труд и создание новых разработок. Кроме того, по его словам, если раньше «Роскосмос» «сидел на «игле» вывоза американцев на МКС», то теперь ведомству придется искать другой способ зарабатывания средств.

Независимый эксперт, автор многочисленных публикаций по авиации и космонавтике Вадим Лукашевич согласен с тем, что США можно поздравить с очередным достижением в космической сфере. По его мнению, особенно важно, что американский пилотируемый корабль создан частной . – Это серьезно повышает значение состоявшегося факта. К тому же Америка поставила на место руководителей российского космоса. Потому что в последние годы партнерское сотрудничество по доставке на МКС на самом деле приняло совершенно неправильные формы. «Роскосмос», пользуясь монополизмом по доставке космонавтов на МКС, резко взвинтил цены…».

По данным Счетной палаты США, NASA в 2020 году за доставку к МКС на российских пилотируемых кораблях «Союз» платила около $82 млн за место по контракту с «Роскосмосом». С тех пор космическое ведомство РФ неоднократно повышало стоимость «проезда».

По подсчетам специалистов, «Роскосмос», лишившись прибыльной монополии, недополучит около полумиллиарда долларов. Это ощутимый удар по бюджету ведомства. Дмитрий Рогозин, занимавший в 2104 г . пост вице-премьера правительства, заявил тогда по поводу американских санкций, что США, продолжая подобную политику, рискуют оказаться перед необходимостью отправлять своих астронавтов на МКС с помощью «батута».

Это объясняет, почему так дружно рассмеялись на пресс-конференции Илон Маск и Брайденстайн после фразы основателя SpaceX: «Батут работает».

Так что это не просто успех Америки, а еще и холодный душ для руководства российской космической отраслью, констатировал Вадим Лукашевич. Как ему представляется, это требовалось сделать давно:

«Хорошо, что появился Маск! Потому что он стал раздражителем России. Его триумф показывает, как надо все делать. Маск начал создавать свой корабль позже «Роскосмоса». Результат налицо. Корабль построен на совершенно новом технологическом уровне…» – резюмировал эксперт.

SpaceX отправляет людей на МКС. И в перспективе может потеснить Роскосмос

Астронавты Даг Херли и Боб Бенкен готовятся к запуску. Фото: NASA

UPD: NASA и SpaceX перенесли старт из-за неблагоприятных погодных условий на субботу, 30 мая, 15:22 по времени восточного побережья США (22:22 мск).

Сегодня запланирован первый пилотируемый полет на построенных частной компанией ракете и космическом корабле к Международной космической станции. Американская компания SpaceX должна доставить на МКС двух астронавтов. Успех будет важной вехой и для NASA, и для SpaceX: впервые частная коммерческая компания приступит к фактическому выполнению взятых на себя обязательств по доставке астронавтов на околоземную орбиту.

Национальное управление по аэронавтике и освоению космического пространства США (NASA) фактически является единственным заказчиком беспилотных и пилотируемых полетов SpaceX к МКС. За последние два десятилетия Space Exploration Technologies Corp. (SpaceX) получила от NASA несколько миллиардов долларов для финансирования разработки космического корабля для доставки грузов и людей на МКС, в частности более $3 млрд на разработку пилотируемого корабля Crew Dragon. Пилотируемая программа SpaceX – не единственный получатель финансирования NASA. Управление также выделяло средства компании Boeing – почти $5 млрд на разработку космического корабля CST-100 Starliner. Обе компании существенно отстали от первоначального графика: SpaceX примерно на два года, Boeing – на год.

За предыдущие два десятилетия деньги получали и в России: Роскосмос, а также в меньших объемах российская корпорация «Энергия» – в общей сложности около $4 млрд. В отличие от американских компаний, Роскосмос (за это время побывавший национальным космическим агентством и ставший госкорпорацией) получал деньги не на развитие, а за выполненные заказы – доставку астронавтов и грузы на МКС.

NASA не обладает техническими возможностями по доставке астронавтов на МКС с 2011 года, когда была закрыта программа Space Shuttle. Еще в 2000-х управление сделало ставку на развитие возможностей частных коммерческих компаний, сфокусировав свои собственные научные и организационные усилия на программах освоения более дальнего космоса. В частности, SpaceX сотрудничает с NASA и получает государственное финансирование с 2006 года.

Ракета Falcon 9 должна стартовать во Флориде в среду в 16:33 по времени восточного побережья США (23:33 мск) и доставить к МКС пилотируемый космический корабль Crew Dragon с астронавтами NASA Дагом Херли и Бобом Бенкеном на борту. Оба астронавта уже летали в космос на кораблях Space Shuttle.

Для SpaceX важен сам факт перехода к коммерческой эксплуатации своих технических возможностей. В случае успешного запуска в среду Falcon 9 и Crew Dragon со временем станут основными средствами доставки астронавтов NASA на МКС на ближайшие годы. Впоследствии, вероятно, наряду с космическим кораблем Boeing Starliner, который в конце прошлого года в рамках тестового беспилотного полета был выведен на орбиту с помощью многоступенчатой ракеты Atlas V альянса United Launch Alliance компаний Lockheed Martin и Boeing.

Запланированный старт, известный как Demo-2, является важным этапом на пути к сертификации SpaceX для выполнения регулярных пилотируемых полетов к МКС. SpaceX уже выполнило один успешный беспилотный полет Falcon 9 – Crew Dragon в марте прошлого года. Кроме того, в январе SpaceX в рамках тестового запуска продемонстрировала один из сценариев работы систем аварийного спасения Crew Dragon.

Пока непонятно, как долго астронавты Херли и Бенкен пробудут на МКС. Crew Dragon не сертифицирован на возможность провести на ближней околоземной орбите более 110 суток, хотя в дальнейшем SpaceX должна обеспечить предельный срок пребывания в 210 дней. Российские корабли «Союз» могут оставаться на орбите до 200 суток.

Технические возможности SpaceX по доставке людей на МКС являются в основном повторением уже не раз пройденного пути в России, США и Китае. В первую очередь того, что, например, уже реализовано в рамках российской пилотируемой программы «Союз»: она оставалась единственной возможностью доставки людей на МКС с 2011 года. Теперь SpaceX сможет заменить Роскосмос среди подрядчиков NASA. Важная техническая особенность Falcon 9 и Crew Dragon в сравнении с ракетой-носителем «Союз» и одноименным космическим кораблем – возможность повторного использования (частичного в случае Falcon 9).

Илон Маск ищет справедливости между NASA и Роскосмосом

илон макс, американские корабли, космос, мкс, союз, наса, роскосмос

Илон Маск недоволен тем, что новые американские корабли оказываются дороже, чем места для астронавтов на российских «Союзах». «Это несправедливо», – отреагировал владелец компании SpaceX на решение НАСА платить компании Boeing по 90 млн долл. за доставку одного астронавта на Международную космическую станцию (МКС), в то время как доставка на российском «Союзе» сейчас обходится в 80 млн долл. Кроме того, Маск напоминает, что его корабли будут доставлять астронавтов на МКС всего за 55 млн, сообщило агентство Bloomberg.

Работа МКС невозможна без регулярных рейсов к ней пилотируемых и грузовых кораблей. Так, на 3 декабря запланирован очередной рейс к МКС грузовика «Прогресс МС‑13». Впрочем, грузы – не главная проблема. Их возят теперь и SpaceX Илона Маска, и другие частные компании. Другое дело – пилотируемые рейсы. Их по‑прежнему могут выполнять только старые российские «Союзы». После закрытия печально известной программы космических челноков (американские «шаттлы» не только не достигли обещанного снижения себестоимости доставки грузов на орбиту, но и угробили огромное количество людей), США вынуждены были пойти на поклон к РФ. А также терпеть хамоватые высказывания российских чиновников по поводу альтернативных способов доставки астронавтов с помощью батута.

За 13 лет США заплатили РФ почти 3,9 млрд долл. за доставку на МКС 70 своих астронавтов российскими «Союзами». Об этом сообщил в своем отчете главный инспектор НАСА Пол Мартин. Получается, что в среднем НАСА заплатило 55,4 млн за каждое место в 70 завершенных и запланированных миссиях в период с 2006 по 2020 год.

С 2000 по 2005 год Россия возила американцев бесплатно, расплачиваясь за кредиты, выделенные США на постройку российского сегмента МКС. Первые два «билета» США купили у России в 2006 году по 21,3 млн долл. В 2007 и 2008 годах «Союзами» было доставлено по одному, а потом ежегодно транспортировались по шесть американцев, причем цена билета постоянно росла: от 25,4 в 2010-м до 81,9 млн в 2018-м. Цена ощутимо подскочила после 2011 года, когда США прекратили собственную программу Space Shuttle и российские «Союзы» остались единственным средством доставки.

Заместить американские шаттлы и российские «Союзы» в пилотируемых полетах взялись SpaceX Илона Маска, и корпорация Boeing. Назывались несколько сроков первого полета, которые не были выдержаны (первоначально это были и 2014 и 2020 годы). Теперь Boeing планирует свой первый испытательный полет на космическую станцию 17 декабря, а SpaceX совершил беспилотный испытательный полет в марте 2020 года и работает над сертификацией своего корабля Crew Dragon для полета человека в 2020 году.

Вероятно, именно в связи с тем, что на рынке до сих пор так и не появилось конкурента, Россия может назначать цену в 80 млн долл. за один билет для астронавтов США. Притом что были прецеденты, когда Роскосмос возил туристов на «Союзе» за гораздо меньшие деньги (известно, что туристам полет к МКС стоил около 20 млн долл.). При этом реальную себестоимость полета на «Союзе» посчитать почти невозможно. В подготовке полета так или иначе участвуют сотни тысяч работников предприятий Роскосмоса. Для сравнения: в компании SpaceX работают около 7 тыс. человек, тогда как только на одном российском ракетно‑космическом предприятии числятся более 20 тыс. сотрудников. И таких предприятий в Роскосмосе множество.

Например, в самарском ракетно‑космическом комплексе (РКЦ) «Прогресс», который обеспечивает ракетами все отечественные пилотируемые запуски, численность сотрудников в 2020 году составляла около 21 тыс. человек. А в Государственном космическом центре имени М.В. Хруничева числилось более 43 тыс. человек.

Американский сыр‑бор вокруг стоимости билета на орбиту возник после того, как НАСА сообщило, что выделило Boeing дополнительно 287,2 млн долл. за его работу над программой коммерческого экипажа, призванной снизить зависимость Америки от России в доставке астронавтов на станцию. SpaceX не ответила на вопросы о том, будет ли она протестовать против оплаты Boeing или искать дополнительные средства. «Для нашей компании нет ничего более важного, чем полет человека в космос, и мы с нетерпением ожидаем безопасных полетов астронавтов НАСА на МКС ​​и с нее, начиная с начала следующего года», – заявил представитель SpaceX Джеймс Глисон.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что через НАСА американские власти пытаются поддержать Boeing, попавший в зону турбулентности.

«На фоне скандала с крушением двух новейших лайнеров Boeing 737 Max можно сказать, что Boeing давно не тот, это бледная тень той компании, которая была раньше, свет от давно погасшей звезды. Огромный парк самолетов стоит на приколе, имиджу компании нанесен огромный урон. Внутреннее исследование показало, что 90% ее сотрудников не хотят, чтобы их дети работали в Boeing. Компания хочет объединиться с бразильской Embraer из-за отличного конструкторского бюро в последней. С моей точки зрения, выплата Boeing этих 90 млн – это форма поддержки компании со стороны американских властей», – говорит Пухов.

Если коммерческие полеты не начнутся к октябрю 2020 года, то мест на «Союзах» для перевозки американских астронавтов может не оказаться. В докладе НАСА указывается, что оно продолжает обсуждать возможные пути решения этой проблемы с Роскосмосом, который уже сократил программу пилотируемых запусков с двух до одного в шесть месяцев.

В конце октября глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин говорил, что места для доставки американских астронавтов на МКС в 2020–2021 годах предоставят за счет урезания российских экипажей «Союзов». «Мы постараемся помочь американским коллегам ужать наши экипажи. Нам придется чем‑то жертвовать», – сказал Рогозин. В свое время именно он предлагал коллегам отправлять своих астронавтов в космос на батуте.

Ранее сообщалось, что в 2020 году запланированы полеты к МКС двух российских пилотируемых кораблей: «Союз МС‑16» и «Союз МС‑17». Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев отмечал, что экипаж корабля «Союз МС‑17» впервые за 20 лет должен состоять только из россиян. При этом он допустил вероятность того, что НАСА обратится к Роскосмосу с просьбой о включении в состав экипажа своих астронавтов из‑за неготовности американских пилотируемых кораблей.

США готовы продолжить сотрудничество с Россией, если в собственной пилотируемой программе США произойдут задержки, заявил в октябре глава НАСА Джеймс Брайденстайн. «Мы не хотим платить 85 млн долл. каждый раз, когда запускаем американского астронавта на ракете «Союз», – сказал он. Однако, по его словам, НАСА должно «убедиться, что не наступит такой день, когда у нас не будет американских астронавтов на МКС».

США достаточно активно готовятся к оптимистичному для них сценарию отказа от услуг со стороны РФ. Например, в мае стало известно, что Пентагон внес Россию в список стран, услугами которых запрещено пользоваться при запуске американских коммерческих спутников. Этот запрет начнет действовать с 2023 года.

России необходимо бороться за восстановление своих лидерских позиций по космическим запускам. Если еще недавно на долю РФ приходилось около свыше трети успешных космических пусков, то в 2016-м их стало только 22%, а в 2018-м наша страна перешла на третье место в мире по этому показателю (после Китая и США) с 18%.

Эксперт рынка, не пожелавший открывать своего имени, считает, что России не удастся предложить необходимое количество космической техники, в случае если американские компании не справятся с задачей по доставке экипажей на МКС до начала 2023 года.

«Скорее всего им все же удастся решить эту задачу. В противном случае придется уповать на китайцев, так как РФ, на мой взгляд, не сможет обеспечить нужды не только иностранцев, но и свои собственные», – говорит он. Главная причина, по его мнению, – деградация отрасли. «Дело не в том, что на наших предприятиях по- прежнему работают тысячи и десятки тысяч человек, как это было в советских КБ. Проблема в том, что производительность их труда сейчас как минимум в два раза ниже, чем это было в 70‑е годы прошлого века», – поясняет эксперт.

На запрос “НГ» в Роскосмосе ответили, что не комментируют высказывания Илона Маска. Что касается необходимого количества кораблей, в пресс-службе компании сообщили, что генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял о получении письма главы NASA Джима Брайденстайна, в котором американская сторона проинформировала госкорпорацию о задержке начала полетов коммерческих кораблей США для обеспечения самостоятельной доставки астронавтов на МКС и о том, что потребуются их дополнительные испытания для перепроверки системы аварийного спасения.

По словам Дмитрия Рогозина, «Роскосмос» поможет американским коллегам доставить астронавтов на Международную космическую станцию, для чего ужмет российские экипажи. «Речь пойдет не о продаже кресел, а фактически о предоставлении полетной возможности, что гораздо более серьезная тема, и она связана именно с этой критической ситуацией, когда американцы могут оказаться без своих астронавтов на борту МКС, что может просто привести к параличу их сегмента», — отметил глава Роскосмоса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: