SpaceX поможет NASA впервые за 10 лет отправить людей на МКС: «Россия больше не нужна»?

Virgin Galactic

В Virgin Galactic, основателем которой является британский миллиардер Ричард Брэнсон, ранее заявляли, что пассажирский космический корабль VSS Unity с туристами на борту планируют отправить в космос к середине 2020 года. Увы, путешествие откладывается на конец текущего года. Около 8000 желающих уже подали свои заявки.

Точный график полетов еще не опубликован, но известно, что первыми в космос отправятся 600 человек, которые полностью выкупили билеты, заплатив по $250 тыс. Среди потенциальных космических счастливчиков Леонардо ди Каприо и Джастин Бибер. Кстати, сам Ричард Брэнсон тоже полетит, отметив таким образом свое 70-летие.

— Вопрос с безопасностью уже затронули. С учетом того, что у нас недавно случилась неприятность с запуском корабля «Союз», какая у вас предусмотрена система спасения экипажа и туристов?

— Мы раньше планировали парашютно-реактивную посадку, как на «Союзе», как у Безоса, только у нас планировалась еще одна вещь: двигатели, которые используются при посадке и торможении, используются и как система аварийного спасения. И это при том, что был парашют. После определенной проработки мы решили отказаться от парашюта и сделали полностью реактивную посадку, как в свое время планировал Илон Маск. Он отказался потом от этой идеи, потому что у него есть парашюты. Если бы у нас были парашюты, мы бы тоже на чисто реактивную не перешли, но парашютов для нас в стране нет! «НИИ парашютостроения», который эти парашюты разрабатывал, отказался нам разрабатывать парашютную систему с требуемым уровнем надежности.

— Это те же, кто для «Союза» делает парашюты?

— Те же, кто делает для «Союза», и те же, кто делает для федерации — для нового аппарата. Они вычеркивают из ТЗ требования надежности парашютной системы либо снижают ее до уровня 995. Это, условно говоря, на тысячу полетов пять падений, что очень плохо.

— Особенно для многоразового туризма с частыми запусками.

— Да. Поэтому мы перешли на реактивную посадку, и это нам позволило решить один интересный момент. Мы изначально планировали, что точка старта будет на космодроме Байконур, ездили туда. Большое спасибо «Роскосмосу», они обеспечили нам эту поездку. Честно говоря, больше, чем мы, по степям Байконура не ездил никто — всё исколесили, просканировали. Площадки там шикарные, в том числе и под парашютную посадку! Ровное плато, как зеркало! И нам были готовы их отдать, но проблема Байконура — большая удаленность: туда не доедешь, не долетишь. На самом космодроме куча собственников, плюс слабая инфраструктура. На тот момент мы отказывались от парашютной посадки, а реактивная посадка на двигателе обеспечивает большую точность, так что мы можем попробовать центральную часть РФ. Сейчас мы ведем переговоры о создании космодрома с несколькими регионами.

— Космодром будете создавать с нуля?

— Да. Все могут залезть в Google, в Википедию, набрать Blue Origin, найти координаты и посмотреть сверху, как выглядит космодром. Это не Восточный и не Байконур, он достаточно компактный, маленький.

— И не такие миллиарды стоит.

— Да, конечно! Все это можно сделать. Мы хотим в Центральной России. Получится интересный эффект — это же еще и наземный туризм, единственное в России место, где можно будет достаточно дешево посмотреть на пуск ракеты, испытание двигателя, на сборку и так далее. Некоторые бизнесмены предлагают площадки с крупными городами, типа, мы там сделаем космический Диснейленд! Два часа от Москвы на самолете, двадцать минут на машине — и ты на космодроме! Но там вопрос безопасности…

Все очень тяжело, понимаете, надо смотреть площадки, чтобы по воздуху самолеты сильно не летали, чтобы мало сёл было, и надо, чтобы инфраструктура была. Можно ведь прийти в такую глухомань, где нет ничего, это будет как российский Байконур. Такого тоже не хочется. Нам «Роскосмос» предлагал площадку на космодроме Восточном, но там леса надо вырубать. Хотя пол-леса вырубить для «Роскосмоса» не проблема. Но туда не доедешь. Кроме того, это государственный космодром, на который сейчас претендуют военные, и он закрытый.

— Хорошо. Кто полетит первым? Вы?

— Этот вопрос всегда задают. Мои работники очень хотят полететь первыми, я им не отказываю в этом желании: у меня самого проблемы с вестибулярным аппаратом, не знаю. Может, и полечу. С этим надо свыкнуться.

— То есть полет в космос — это не ваша мечта, не ваша движущая сила?

— Да. Я в космонавтику попал не потому, что люблю космос, я просто профессионал в этой области. Я достаточно случайно попал в Московский авиационный институт на космический факультет и кафедру проектирования ракет. Только лишь потому, что я родился и жил в Филях. Там центр Хруничева, наш класс был от центра Хруничева и поступал в Московский авиационный институт. Хотя экзамены были сложнее, чем если бы я просто поступал в институт. Я набрал много баллов и мог пойти на любой факультет, но поскольку был договор, мне пришлось пойти в ракеты. Хотя у меня все родственники с 1920-х годов работают в центре Хруничева.

— То есть вы потомственный ракетостроитель?

— У меня прадед работал в центре Хруничева, дед, бабушка, папа, жена, тесть, теща… Никогда не интересовался ни самолетами, ни ракетами, у меня нет мечты полететь в космос или проводить космическую экспансию! Я смотрю на это трезво, с профессиональным цинизмом. Надо будет — полечу, но пока мечты такой нет, посмотрим.

— Хорошо, а какая у вас мечта? Как вы видите себя и через 20–30 лет?

— Мечта с детства — быть профессионалом своего дела, а мое дело — ракеты. А через 20 лет… Я хочу создать коллектив, который сможет решать серьезные задачи и сможет перевернуть ту ситуацию, которая сложилась в космонавтике: ракетчики сейчас чуть ли не милостыню просят, потому что рынка нет. Я всем рассказываю, но не все понимают: у нас сейчас основная прибыль с космической деятельности на смартфонах, на приложениях, навигации. Чуть меньше получают те, кто делает спутники, и те, кто их эксплуатирует. Потом еще чуть меньше те, кто пуски осуществляет, и еще меньше — те, кто делает ракеты. Мы хотим сделать так, чтобы ракеты напрямую покупали люди.

Почему суборбитальный туризм в том числе? Люди — это независимый рынок, он независим от санкций, от политических веяний, от желаний корпораций. Есть люди, которые хотят развлекаться, познавать что-то новое, они готовы платить. Самая короткая цепочка — когда люди платят за ракету. Я хочу развивать проект в этом направлении. А если все получится с суборбитальным туризмом, то потом я бы хотел заниматься вопросами посещаемых туристических орбитальных станций, чтобы люди могли там жить, может, с искусственной гравитацией и всем остальным.

SpaceX

Человек-мем Илон Маск, основатель SpaceX, уже несколько лет обещает жителям Земли космические приключения. Конец 2021 – начало 2022 года обещает быть горячим: именно к этому времени в компании запланированы полеты в космос.

Сколько стоит полет в космос и как стать космическим туристом

Главное — не летать в космос, как Tesla Roadster. Источник: Википедия

Первый запуск готовится в сотрудничестве с Роскосмосом: в 2021 году к МКС отправят двух космических туристов. В 2022-м в компании Илона Маска хотят обеспечить полет в космос без помощи Роскосмоса и МКС и отправить на орбиту четырех туристов.

Полетать вокруг Земли станет возможным благодаря космическому кораблю Crew Dragon (совместный проект SpaceX и компании Space Adventures). Звучит фантастически: корабль якобы сможет поднять пассажиров на высоту, в два-три раза превышающую ту, на которой сейчас находится МКС. Стоимость такого путешествия тоже космическая: за возможность сделать селфи в космосе каждый турист должен заплатить $100 млн.

Сколько стоит полет в космос и как стать космическим туристом

Летим в космос. «Да, Хлопушка?» (из сериала «Теория Большого взрыва» в переводе студии «Кураж-Бамбей»). Источник: SYFY

Сыграть свадьбу в космосе? Туристов обещают доставить к звездам без перегрузок

Как вам идея сыграть в космосе свадьбу или отметить день рождения? А что насчет корпоратива со звездами – настоящими, то есть небесными телами? Американская компания утверждает, что уже в ближайшие пару лет готова будет организовать космические поездки для желающих без ускорений, перегрузок и невесомости. Подробнее об этом – в колонке обозревателя Николая Гринько.

Фото: пресс-служба «Роскосмоса»

Многие из нас в детстве мечтали стать космонавтами. Обычно с возрастом это проходит, но некоторых людей и в зрелом возрасте не оставляет желание слетать в космос. До какого-то момента космонавтика оставалась исключительно уделом профессионалов, но почти 20 лет назад на орбиту поднялся первый космический турист – бизнесмен Деннис Тито.

Конечно, это не была легкая прогулка: Деннису пришлось пройти долгую подготовительную программу, прочувствовать на себе стартовое ускорение, тяготы жизни в спартанских условиях, сложную посадку в спускаемом аппарате…

Но все же это событие открыло эру космического туризма: казалось, что еще совсем немного и купить путевку на МКС сможет любой желающий. Ну, почти любой.

Однако время шло, а орбитальных путешественников за эти двадцать лет не набралось и пары десятков. Затея эта дорогая, по-прежнему сложная, да и свободных мест в орбитальных аппаратах не слишком много. К тому же туризмом все это назвать язык не повернется: путешественник в буквальном смысле путается под ногами космонавтов, занятых сложной работой, и воспринимается ими скорее как обуза.

Но теперь, возможно, все изменится. Совсем все – и способ запуска туристов в космос, и их количество, и время такого полета, и, само собой, цена билета. Американская компания Space Perspective объявила, что уже в начале 2021 года начнет испытательные полеты туристического космического корабля Neptune, представляющего собой гигантский воздушный шар со специальной капсулой.

Двухсотметровый аэростат, наполненный водородом, будет подниматься на высоту 30 километров, увлекая за собой прочную капсулу, рассчитанную на восемь пассажиров и пилота.

Причем условия внутри капсулы не идут ни в какое сравнение с ныне существующими космическими кораблями: здесь будет бар, удобный санузел и огромные панорамные окна, через которые пассажиры смогут любоваться видами Земли.

Конечно, 30 километров – это еще не совсем космос. Но на этой высоте атмосфера Земли заканчивается на 99%, так что полет формально вполне можно считать космическим. Невесомости туристы тоже не почувствуют, но в этом, пожалуй, больше плюсов, чем минусов: им не придется проходить изматывающих тренировок. Да и выдержать отсутствие тяжести без последствий сможет далеко не каждый организм.

Ускорений и перегрузок в полете тоже не будет: капсула за пару часов поднимется до заданной высоты, провисит там еще два часа и опустится на землю за те же 120 минут.

Теперь о стоимости такого полета. Билетов на Neptune его создатели пока не продают, но уже предлагают записаться в очередь и называют ориентировочную цену – 125 000 долларов. Конечно, сумма немаленькая, но она примерно вдвое меньше, чем придется заплатить за полет на суборбитальном космическом самолете SpaceShipTwo компании Virgin Galactic, которая, как ожидается, скоро начнет коммерческую эксплуатацию.

Амбиций компании Space Perspective не занимать: ее основатель Джейн Пойнтер говорит, что пока не знает, где именно будет налажено производство Spaceship Neptune и даже где будет находиться штаб-квартира. Но это не мешает ему твердо обещать первые испытательные запуски уже в первом квартале 2021 года, а после летных тестов – и первые старты с туристами.

Пойнтер также предлагает использовать его капсулы для проведения различных космических мероприятий – дней рождения, корпоративов и свадеб. Нам почему-то кажется, что такие желающие быстро найдутся.

Правда, пока не очень понятно, как будет решаться вопрос с алкоголем на борту: все-таки праздники принято отмечать горячительными напитками, но герметичная капсула, подвешенная на 30-километровой высоте к аэростату с горючим газом, как нам кажется, не очень подходит для буйного веселья восьми ее пассажиров.

Хотя…

Американский астронавт показал солнечное затмение из космоса

Blue Origin

Компания Blue Origin во главе с Джеффом Безосом предлагает туры «под ключ»: космический корабль New Shepard поднимет туристов на высоту около 100 км над уровнем моря.

Главная особенность такого предложения — предполагается быстрая подготовка человека к полету, недолгое пребывание в невесомости (буквально несколько минут) и относительно приемлемая стоимость – $250 тыс. (тогда как полет на МКС не только исчисляется миллионами долларов, но и требует более длительной подготовки). Вероятно, такие туры будут популярны: чтобы почувствовать себя космическим туристом, достаточно будет слетать на орбиту и обратно.

Из России в космос: первый космический тур появится к 2020 году

Генеральный директор Павел Пушкин в интервью РИА Новости о проекте рассказал генеральный директор Павел Пушкин.

Для того, чтобы попасть на борт необходимо будет заплатить 200-250 тысяч долларов (стоимость уточняется), пройти трехдневную подготовку и получить медицинское освидетельствование.

До оформления договора для определения годности специалисты в области космической медицины будут проводить медицинскую комиссию и давать рекомендации.

Космос

Photo: courtesy of Nasa

НАСА направит в космос две миссии

Что касается страхования космических туристов, то «КосмоКурс» планирует воспользоваться опытом США.

«В США на законодательном уровне закреплено правило, что для таких полетов в договоре обязательно должен содержаться пункт об отказе от претензий в случае нанесения вреда здоровью или жизни. Естественно, что в ответ на это требование государство берет на себя вопросы сертификации. Думаю, что нечто подобное будет и у нас», — сказал Пушкин.

Робот Федор показал, как действует пилой, огнетушителем и паяльником

Фонд перспективных исследований

Робота по имени Федор готовят к полету в космос

Длительность космической экскурсии составит 15 минут, из них пять-шесть минут турист сможет находиться в невесомости, свободно перемещаясь внутри кабины площадью 30 квадратных метров. Это будет возможно после достижения высоты порядка 100 километров над землей. В составе экскурсионной группы будет шесть человек, а первый испытательный полет пройдет без пассажиров.

Проект, средняя стоимость которого 150 миллионов долларов, уже получил добро на разработку от Роскосмоса и находится в процессе выполнения. Планируется, что летные испытания начнутся в 2019-2020 годах.

«Это средневзвешенная оценка, и она пока не меняется. На сегодняшний день привлечена незначительная часть средств, которой, вместе с тем, вполне достаточно для начальной стадии реализации. После защиты аванпроекта будет уточнена потребность в финансировании и будут выделены недостающие средства», — уточнил Пушкин.

Зрительский зал кинотеатра

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Космос, кун-фу и победы на пустом месте

Точная цена на билеты, как и возможность их приобрести, станет известна в 2020 году после начала проведения автономных испытаний. В компанию уже обращались граждане России с желанием побывать на космической экскурсии. Некоторые из них с нетерпением ждут проведения медицинского обследования.

Пока точно неизвестно, где будет находится стартовая площадка «КосмоКурса». Один из вариантов – космодром Байконур.

В наземную инфраструктуру, помимо стартового комплекса, войдут технический, заправочный, посадочный и гостиничный комплексы, а также здания для туристической подготовки.

Инициатива реализации данного проекта принадлежит частному инвестору из России, сумма инвестиции пока не известна.

Почти в космос за почти большие деньги

Сколько стоит полет в космос и как стать космическим туристом

Источник: Facebook-страница Zero2Infinity

Если покинуть Землю хочется, а лишних миллионов нет, присмотритесь к варианту полета в стратосферу – это уже очень высоко, но без «космических» цен. Пока две компании решили занять эту нишу:

  • Zero2Infinity;
  • World View.

Приблизительная цена полета на укрепленном «воздушном шаре» составит $75-116 тыс. Высота полета – до 40 км.

Восемь месяцев в Звездном городке

Но Тито не сдавался. Он продолжал подготовку в Звездном городке около Москвы, где готовили космонавтов со времен Юрия Гагарина. Тито провел большую часть года там, пребывая в подвешенном состоянии. По его словам, это было непросто. Он должен был оставаться в России в течение восьми месяцев, точно не зная, полетит он или нет.

В конце концов настойчивость Денниса окупилась. Вопреки возражениям НАСА, он был отправлен на орбиту 28 апреля 2001 года, став 415-м человеком, когда-либо побывавшем в космосе.

По словам Тито, все драмы и трудности преходящи, тем более что агентство поддержало следующих космических туристов, посещавших орбитальную лабораторию, а также оказалось столь благосклонным к частным космическим полетам в целом.

талгат мусабаев

Гонорар в современных рублях, USD, з/п

Курс доллара: в апреле 1961 г. – 0,9 руб., на 01.03.2020 г. – 66,91 руб. Средняя зарплата составила: в год первого полета – 81,3 руб., в 2020 г. – 46 324 руб. Калькулируем с учетом инфляции на сайте fxtop.com.

Курс доллара

Таблица 2. Пересчет гонорара Ю. Гагарина за полет

Показатель19612020
В рублях15 0007 830 626,5
В долларах США13 500117 032,23
В сред. з/п184,5169

Источник: расчетно

Получается, что на современные деньги Гагарину выплатили за совершенный подвиг 7,8 млн руб., или 117 тыс. $. В пересчете на средние зарплаты это 169 окладов, или более 14 лет оплаты труда среднестатистического россиянина.

Космонавты в РФ

Для полноты картины сравним вознаграждение и льготы героя СССР с современными покорителями внеземного пространства.

Согласно Положению о материальном обеспечении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.05.1993 г. N 455, оплата труда таких специалистов состоит из должностного оклада, стимулирующих выплат, компенсаций.

«Средняя зарплата составляет 170 тыс. руб. Космонавт, который только пришел в отряд, будет получать 110 тыс. руб. А зарплата космонавта, который совершил два-три полета, составит 300 тыс. руб.»
Сергей Залетин, советник Центра подготовки космонавтов. Источник: Известия, апрель 2020 г.

Вознаграждение оговаривается в контракте, зависит от сложности и продолжительности полета. К сожалению, конкретные цифры не разглашают, ссылаясь на закон о персональных данных.

Но если сравнить озвученные зарплаты действующих космонавтов в 1962 г. (350 руб.) и в 2020 г. (300 тыс. руб.), можно сделать вывод, что сегодня Гагарину выплатили бы 12,86 млн руб., что почти на 40% больше, чем полученные при переводе данные.

Международная космическая станция.

Фото: Международная космическая станция. Источнки: Roscosmos.ru

А вот льгот современные специалисты имеют меньше. При аварии доплачивают, а если сотрудник погибает – гонорар получает семья. Питание, инвентарные вещи, спортивное снаряжение – бесплатно. Звание летчика-космонавта дает право на компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях. За путевку в российский санаторий он вносит 10% стоимости (члены семьи – 24,5%), проезд к месту отдыха – за счет государства.

Астронавты НАСА

По информации ria.ru со ссылкой на участника четырех полетов Скотта Келли, максимальная зарплата – около 155 тыс. $ в год (13 000 $ в месяц). Гражданские астронавты приравниваются к федеральным служащим категории GS-15 (эквивалент полковника или капитана ВМС).

Военные получают больше из-за особенностей налогообложения, плюс специальные надбавки и компенсации (например, на жилье). В соцпакет входят: больничный, отпуск, страховка (частично). Вместо особого вознаграждения за полет в Космическом агентстве США полагаются скромные командировочные.

В долларовом исчислении Гагарину выплатили по современному курсу 117 тыс. $, что составляет зарплату за 9 месяцев американского астронавта.

Можно и дальше сравнивать гонорар Юрия Алексеевича: в машинах, зарплатах, МРОТ. Но ясно одно, что главная награда – это не денежное поощрение героя, открывшего человечеству путь в космос, а память, которую потомки сохранят в веках.

После приземления

После посадки в 80 километрах к северо-востоку от Аркалыка в казахской степи тройка прошла предварительную медицинскую проверку в мобильном медицинском центре. Оттуда экипаж был доставлен в аэропорт Астаны для официальной встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. После краткой пресс-конференции в 12:00 по Гринвичу первый космический турист, Мусабаев и Батурин вылетели в Москву. Российские космические чиновники надеялись на безаварийную посадку, чтобы спорная поездка Тито поскорее завершилась.

Бывший американский сенатор и астронавт Джон Гленн назвал поездку Тито на российском корабле злоупотреблением основной исследовательской миссией освоения космоса. При этом он сказал, что не винит Тито в его желании попасть в космос, так как это невероятный опыт, но считает эту поездку неправильным использованием космического аппарата, предназначенного для проведения исследований.

20 миллионов долларов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: