Далекие галактики: 129 книг — скачать в fb2, txt на андроид или читать онлайн


Обнаружена самая далёкая галактика: 30 млрд световых лет от Земли

Самый дальний объект во Вселенной получил романтичное название z8_GND_5296. «Восхитительно знать, что мы — первые люди в мире, кто увидел его, — сказал доктор наук Вител Тилви (Vithal Tilvi), соавтор научной работы, которая сейчас опубликована в онлайне (для бесплатного просмотра научных работ используйте сайт sci-hub.org).

Обнаруженная галактика z8_GND_5296 сформировалась через 700 млн лет после Большого взрыва. Собственно, в таком состоянии мы и видим её сейчас, потому что свет от новорожденной галактики только сейчас дошёл до нас, пройдя расстояние в 13,1 млрд световых лет. Но поскольку в процессе этого Вселенная расширялась, то на данную минуту, как показывают расчёты, расстояние между нашими галактиками составляет 30 млрд световых лет.

В новорожденных галактиках интересно то, что там идёт активный процесс формирования новых звёзд. Если в нашем Млечном пути появляется по одной новой звезде в год, то в z8_GND_5296 — примерно по 300 в год. То, что происходило 13,1 млрд лет назад, мы можем спокойно сейчас наблюдать в телескопы.

Возраст далёких галактик можно определить по космологическому красному смещению, вызванному в том числе эффектом Доплера. Чем быстрее удаляется объект от наблюдателя, тем сильнее проявляется эффект Доплера. Галактика z8_GND_5296 показала красное смещение 7,51. Около сотни галактик обладают красным смещением больше 7, то есть они сформировались до того, как Вселенной исполнилось 770 млн лет, и предыдущим рекордом было 7,215. Но лишь у нескольких галактик расстояние подтверждено по данным спектрографии, то есть по спектральной линии Лайман альфа (о ней ниже).

Радиус Вселенной составляет как минимум 39 млрд световых лет. Казалось бы, это противоречит возрасту Вселенной в 13,8 млрд лет, но противоречия нет, если учесть расширение самой ткани пространства-времени: для этого физического процесса не существует ограничения по скорости.

Учёным не совсем понятно, почему не удаётся наблюдать другие галактики возрастом до 1 млрд лет. Удалённые галактики наблюдают по чёткому проявлению спектральной линии Lα (Лайман альфа), которая соответствует переходу электрона со второго энергетического уровня на первый. Почему-то у галактик младше 1 млрд лет линия Лайман альфа проявляется всё слабее. Одна из теорий состоит в том, что как раз в то время происходил переход Вселенной из непрозрачного состояния с нейтральным водородом в полупрозрачное состояние с ионизированным водородом. Мы просто не можем увидеть галактики, которые скрыты в «тумане» из нейтрального водорода.

Как же z8_GND_5296 смогла пробиться через туман нейтрального водорода? Учёные предполагают, что она ионизировала ближайшие окрестности, так что протоны смогли прорваться. Таким образом, z8_GND_5296 — самая первая из известных нам галактик, которая вышла из непрозрачного месива нейтрального водорода, наполнявшего Вселенную в первые сотни миллионов лет после Большого взрыва.

Насколько далека самая далекая галактика во Вселенной?

Вселенная — чертовски большое место. Когда мы смотрим на ночное небо, почти все, что видно невооруженному глазу, является частью нашей галактики: звездой, скоплением звезд, туманностью. За звездами Млечного Пути проглядывает, например, галактика Треугольника. Эти «островные миры» мы находим повсюду во Вселенной, куда ни глянь, даже в самых темных и пустых клочках пространства, если только сумеем собрать достаточно света, чтобы заглянуть достаточно глубоко.

Галактика

Большинство этих галактик настолько далеки, что даже фотону, летящему на скорости света, потребуются миллионы или миллиарды лет, чтобы преодолеть межгалактическое пространство. Когда-то он был испущен поверхностью далекой звезды, а теперь он, наконец, добрался до нас. И хотя скорость в 299 792 458 метров в секунду кажется невероятной, тот факт, что мы прошли всего 13,8 миллиарда лет со времен Большого Взрыва, означает, что расстояние, которое преодолел свет, все же конечно.

Вы, наверное, думаете, что самая далекая галактика от нас должна быть не дальше, чем в 13,8 миллиарда световых лет от нас, но это было бы ошибкой. Видите ли, кроме того, что свет движется с конечной скоростью через Вселенную, есть и другой, менее очевидный факт: ткань самой Вселенной расширяется с течением времени.

Звезды

Галактика EGS8p7 в настоящее время является рекордсменом по удаленности. С измеренным красным смещением в 8,63, наша реконструкция Вселенной подсказывает нам, что свету этой галактики потребовалось 13,24 миллиарда лет, чтобы добраться до нас. Еще немного математики, и мы обнаружим, что видим этот объект, когда Вселенной было всего 573 миллиона лет, всего 4% от ее текущего возраста.

Звезды

Зеркало

Зеркало Хаббла по сравнению с зеркалом Джеймса Вебба

Но не думайте, что эта галактика самая далекая из самых далеких галактик, которые мы когда-либо увидим. Мы видим галактики на таком расстоянии настолько, насколько нам позволяет наше оборудование и Вселенная: чем меньше нейтрального газа, чем больше и ярче галактика, чем чувствительнее наш инструмент, тем дальше мы видим. Через несколько лет космический телескоп Джеймса Вебба сможет заглянуть еще дальше, поскольку будет способен улавливать свет большей длины волны (и, следовательно, с большим красным смещением), сможет видеть свет, который не блокируется нейтральным газом, сможет видеть более тусклые галактики, чем наши современные телескопы (Хаббл, Спитцер, Кек).

В теории самые первые галактики должны появиться с красным смещением в 15-20.

Темная материя – где она?

Однако все эти странности бледнеют по сравнению с самым загадочным свойством NGC 1052-DF2: она содержит по меньшей мере в 400 раз меньше темной материи, чем ученые предсказывают для галактики такой массы и, вполне возможно, ее там нет вообще.

«NGC 1052-DF2 – это странность даже среди такого необычного класса галактик», – заявил член исследовательской команды Shany Danieli, аспирант Йельского университета.

«Обнаружение галактики без темной материи полная неожиданность, потому что эта невидимая таинственная субстанция является наиболее доминирующим аспектом любого подобного объекта»,- сообщил руководитель группы доктор Питер Ван Доккум, также представитель Йельского университета.

«На протяжении десятилетий мы считали, что галактики начинают свою жизнь как капли темной материи. После этого происходит все остальное: газ попадает в гало темной материи, превращается в звезды, их количество медленно нарастает, и тогда получается галактика, такая как Млечный Путь. NGC 1052-DF2 бросает вызов стандартным представлениям о том, что мы знаем о галактиках».

Открытие NGC 1052-DF2 показывает, что темная материя каким-то образом отделена от галактик. Этого можно ожидать только в том случае, если темная материя связана с обычным веществом только через силу тяжести.

«Темная материя, как считается, является неотъемлемой частью всех галактик – это цемент, удерживающий ее плотность и лежащий в основе конструкции, на которой все строится», – сказал член команды доктор Эллисон Мерритт из Йельского университета и Института астрономии им. Макса Планка.

«Эта невидимая таинственная субстанция, безусловно, является наиболее доминирующим аспектом любой галактики. Открытие галактики без нее совершенно неожиданно; это бросает вызов стандартным представлениям о том, как они работают», – добавил Доккум.

Картографы Далёкой-далёкой галактики

В 1998 году редактор LucasArts Хэйден Блэкман вместе с дизайнерм Винсом Ли захотели включить в CD-ROM с интерактивной энциклопедией «Behind the Magic» нечто необычное: они решили обозначить координаты области, которую ранее картография никогда не затрагивала. Впервые должна была быть составлена карта Далёкой-далёкой галактики.

Когда они приступили к работе, пути назад уже не было. Карты имеют свойство брать над вами власть, и освободиться от неё нелегко. Современные карты земной поверхности учитывают всё вплоть до маленького пригорка благодаря космическим спутникам. Даже средневековые карты, с их предупреждениями в духе «там могут быть драконы» и фантастическими чудовищами, располагающимися по краям, интересны в большей степени из-за фактов, а не из-за этих украшательств. Искажённые очертания континентов отражают представления тогдашних людей об устройстве мира. Это знание далось им ценой неимоверного труда. Как говорил редактор-основатель National Geographic Гилберт Хови Гросвенор, «карта — это величайшая из всех эпических поэм, её линии и цвета говорят нам, как великие мечты воплотились в жизнь».

«Звёздные войны» — это вымышленная вселенная, но она, имея под собой крепкую мифологию и обладая мощным влиянием на поп-культуру, является, по существу, эпической поэмой нынешних дней. У других современных мифов — как «Властелин колец» Дж. Р. Толкина, например,— карты были с самого начала, и они помогали читателям лучше представить те места, куда их уносило воображение — от Шира до Мордора. «Звёздные войны» же не спешили обзавестись своей картой и тянули с этим почти двадцать лет, несмотря на то, что история этой вселенной охватывает двадцать пять тысяч лет — и всю галактику.

Карта с CD-ROM Behind The Magic - Звёздные войны

Отчасти эта задержка была нежеланием привязывать писателей к жёсткой структуре, но на самом деле отсутствие этой структуры породило дополнительные проблемы. Авторы романов «Звёздных войн» часто использовали названия планет из фильмов, вставляя упоминание о Дантуине или Орд Мантелле чисто ради привкуса аутентичности. Эта привычка привела к тому, что одни и те же миры описывались по-разному — и эти описания не всегда согласовывались между собой. В то же время, сорсбуки для настольных ролевых игр от West End Games взялись активно давать имена разрастающимся территориям,— регион Экспансии, Колонии, различные торговые маршруты,— не заботясь о том, чтобы придумать для них свои истории. В результате в конце девяностых всё превратилось в мешанину, с которой было трудно работать и которую почти невозможно было визуализировать.

Такова была ситуация, с которой столкнулись Хэйден Блэкман и Винс Ли — а дата выпуска Behind the Magic неумолимо приближалась. В письме к Lucasfilm, отправленном по электронной почте, Винс с сожалением о. Но они продвигались вперёд, несмотря на полную неопределённость, и ломали голову над тем, как представить трёхмерное пространство в двухмерной плоскости. В основном они полагались на географический справочник от West End Games, в котором приводились данные о продолжительности путешествий между известными планетами в галактике «Звёздных войн». Они предполагали перевести время в расстояние — и тогда справочник оказал бы им неоценимую помощь. «К сожалению,— как отмечал Ли,— приводимые в справочнике данные казались непоследовательными. Например, иногда путешествие от A до B и потом до C занимало меньше времени, чем прямой маршрут от A до C. Чтобы справиться с этой проблемой, мы решили, что более долгое нахождение в пути связано с препятствиями, возникающими на маршруте. В конце концов, вполне логично, что навигационный компьютер мог разбить путешествие в гиперпространстве на серию коротких прыжков. Плохо картографированные маршруты также могли отнимать больше времени».

Карта из Star Wars Roleplaying Game Revised Core Rulebook

Другим источником стал путеводитель «The Essential Guide to Planets and Moons», в то время существующий только в виде предварительного макета. Книга включала в себя более 100 планет, расположенных в различных областях, от Ядра до Внешних Территорий, но карты как таковой там не было. Для картографов это было равнозначно ситуации, когда вы берёте автомобиль напрокат, и вам предлагают взять его где-нибудь на площадке Е, не называя парковочного места.

Как автор «The Essential Guide to Planets and Moons» я был призван в качестве консультанта для создания карты, но Блэкман и Ли уже и без меня знали, что делать. CD-ROM вышел в середине 1998-го, и фанаты получили возможность узнать местоположение планет, представленных (или просто упоминавшихся) в классической трилогии: Татуина, Дагобы, Дантуина, Орд Мантелла, Явина, Мон Каламари, Кашииика, Алдераана, Кореллии, Кесселя, Нар Шаддаа, Беспина, Хота, Эндора, Корусанта и Набу, которая «засветилась» за год до выхода на экраны Эпизода I.

Начало было воодушевляющим, но шестнадцать планет никоим образом не могли передать разнообразие галактики «Звёздных войн». Нам по-прежнему требовалась всеобъемлющая карта, и идеальным стимулом для этого стала серия книг «Новый Орден Джедаев» — совместный амбициозный проект Lucasfilm и Del Rey. Романы представляли собой пятилетнюю хронику вторжения в галактику йуужань-вонгов. В этих книгах планеты одна за другой падали под натиском неудержимого противника — не устояла и столица Новой Республики, Корусант. Сразу стало ясно, что планировать сюжет пятилетней истории без существенно дополненной галактической карты совершенно невозможно.

Карта из книги Вектор Прайм - Звёздные войны

Сью Ростони из Lucasfilm и Шелли Шапиро из Del Rey согласились с тем, что новая карта необходима, и в декабре 1998-го года назначили ответственного за этот проект — Джеймса Люсено. Люсено, автор дилогии «Нового Ордена Джедаев» под названием «Agents of Chaos» (куда входили два романа, «Hero’s Trial» и «Jedi Eclipse»), сразу же связался со мной, чтобы обсудить детали. Мы с Джеймсом долго изучали карту, выполненную для CD-ROM «Behind the Magic», и предварительные наброски сюжета «Нового Ордена Джедаев», чтобы понять, с чего начать. «Вектор Прайм» Р. А. Сальваторе, знаменующий начало новой серии, должен был выйти менее чем через год, и наша карта должна была быть закончена задолго до этого.

Приводимая ниже цитата из e-mail, присланного мне Джимом Люсено в первые недели работы над проектом, наглядно иллюстрирует, что мы начали с чистого листа. В рассказе о вторжении йуужань-вонгов география и история шли рука об руку:

«Рисуй заглавную J, начав от Дантуина, потом пройди близко к Кашииику и сверни влево — где-нибудь между Нар Шадда и Татуином, чтобы закончить на Корусанте. Этот замысловатый тур вокруг Кореллии может послужить маршрутом вторжения. События в книге Боба („Вектор Прайм“) должны происходить во Внешних Территориях и представить читателям горную выработку Лэндо, расположенную на астероидах, базу SETI и так далее. Если мы представим, что Неизведанные Регионы расположены, скажем, в районе 8–11 часов (обозначение сегмента карты, равнозначное соответствующему сегменту циферблата — прим. Nexu), то захватчики должны пройти вблизи зановской Системы Нирауан, и, таким образом, [в войну] также будут вовлечены чиссы (из книги Майка) и Итор — если мы определим его местонахождение где-нибудь между Дантуином и Орд Мантеллом».

Карта из издания Star Wars Fact File

Самым важным при работе над этой картой было избегать дублирования или отмены любых сделанных ранее вкладов в картографию «Звёздных войн». Это означало, что нам нужно внимательно изучить каждый сектор на картах от West End Games — даже тот, который выглядел, как обычный тупик в инопланетном захолустье. Наши усилия были вознаграждены: в дополнении «Secrets of the Sisar Run» мы обнаружили кусочек Пространства Хаттов, в «Star Wars Adventure Journal» была целая россыпь планет Ядра, а география Римманского Торгового маршрута была описана в «Lords of the Expanse». К сожалению, эти крохотные карты представляли собой части паззла, который ещё даже не был нарисован. Читая характеристики Сектора Тапани в справочнике по ролевым играм, я чувствовал себя так, словно держу в руках дорожный атлас Вены, не имея понятия о существовании Австрии или Европы и вообще не представляя, круглая Земля или плоская.

Попытки совместить элементы этой мозаики с картой от диска «Behind the Magic» превратились в безумную гонку за тенью: Сектор Пармел соединяется с Сектором Сарин, Сектор Сарин соединяется с Сектором Куэнс… Добавление новой планеты порой было равнозначно тому, чтобы выдернуть карту из основания карточного домика. Чтобы избежать разрушения невидимых нитей, соединяющих планеты друг с другом, я начал составлять блок-схемы, где отражались все мыслимые и немыслимые связи. Эти блок-схемы основывались на базе данных, содержащей информацию о 3000 планетах и собранной Джейсоном Фраем — сотрудником журнала «Star Wars Insider». В частности, предпринятая однажды попытка определить локацию планеты-казино Эльшандруу Пика привела к появлению «взрыва на макаронной фабрике»: повсюду были линии, кружочки и стрелки, которые должны были привести нас к вершине этого пандемониума. Джим Люсено взглянул на всё это светопреставление, которое мы отправили ему факсом, и заметил не без сарказма: «Спасибо за это… творение; я не видел ничего подобного с тех пор, как работал помощником психиатра в клинике для душевнобольных».

Все эти эксперименты привели нас к одному простому выводу: нарисуй дороги, а всё остальное подтянется само собой. Галактика «Звёздных войн» уникальна на фоне прочих научно-фантастических вселенных тем, что её сверхсветовые звездолёты не могут просто так летать туда, куда хотят. Как говорит Хан Соло в «Новой надежде», «без точных вычислений вы либо врежетесь в звезду, либо окажетесь слишком близко к сверхновой». Безопасных проходов сквозь гиперпространство довольно мало, а знания о них ценятся дорого. Эти маршруты, или «гипертрассы» (hyperlanes) где вы можете не бояться встречи со сверхновой, являются артериями в системе галактических путешествий и торговли. Как только мы с Джимом нарисовали главные трассы,— Коррелианский Торговый путь, Хайдианский путь, Римманский Торговый маршрут и Разрез, отграниченный Перлемианским Торговым маршрутом и Кореллианским Торговым путём,— самая трудная часть работы была сделана. Разметка этих маршрутов для «Звёздных войн» была эквивалента открытию навигации между всеми земными континентами.

Торговые пути также помогли приоткрыть завесу над некоторыми галактическими тайнами. Например, ориентация всех путей на «восток» объяснялась наличием Неизведанных Регионов в западном квадранте галактики. Благодаря этому также стало понятно, почему герои «Скрытой угрозы» направились от Набу к Корусанту через далёкий Татуин, планету пустынь, находящуюся неподалёку от Кореллианского Перегона — звёздной трассы № 66, предназначенной для тех, кто не любит ждать.

Первая карта для «Нового Ордена Джедаев» была закончена к концу декабря и включала в себя более 50 планет. Она стала неотъемлемым атрибутом для планирования сюжета, однако у Del Rey не было намерений включать её непосредственно в сами романы. Убеждённый в том, что эта карта будет столь же полезной для читателей, как и для архитекторов сюжета, я купил книги «A Fire Upon the Deep» Вернора Винджа и «The Killer Angels» Майкла Шаары — литературные изложения Битвы при Геттисбурге. В первой была представлена своя собственная «галактическая карта»; во второй на карты сражения были нанесены стрелки, указывающие перемещения армий Союзников и Конфедерации. Джим Люсено принёс эти книги на встречу, где обсуждался сюжет [будущих книг], и которая проходила на Ранчо Скайуокер в марте 1999 года. Получив наглядные доказательства того, как карта может улучшить восприятие и понимание истории, Del Rey дал идее зелёный свет, и карту должны были опубликовать той осенью.

К нам присоединился Крис Барбиери, который стал официальным художником проекта.

«Крис предложил несколько различных подходов,— вспоминает Люсено.— Помню несколько дискуссий по поводу ограничений, накладываемых двумерным пространством, а также по поводу общего стиля, шрифтов и разных способов представить Неизведанные Регионы, Дикий Космос и путь вторжения».

Барбиери вручную нарисовал линии, которые немного отличались от созданной на компьютере карты с диска «Behind the Magic», вызывая в памяти воспоминания о старой пиратской карте острова сокровищ. В ноябре 1999 года финальная версия иллюстрации появилась на фронтисписе романа «Вектор Прайм» в виде разворота.

Карта из журнала Star Wars Gamer

Тем не менее, работа над улучшением карты продолжалась. В какой-то момент мы с Джимом Люсено решили использовать стиль, подсмотренный в картах кампании из «The Killer Angels»,— отображение отдельных участков в увеличенном масштабе,— чтобы показать передвижение флотов йуужань-вонгов и Новой Республики в том секторе космоса, за который велись бои. Несмотря на то, что идея с картой кампании так и не была осуществлена, нам удалось создать «карту вторжения» для пятой книги из серии «Новый Орден Джедаев», «Balance Point». Зловещие чёрные стрелы Барбиери, отображающие поступательный прогресс йуужань-вонгов, вызывали ассоциации с продвижением германской армии вглубь Европы, как показывали в черно-белых хрониках сороковых годов.

Когда мы представили публике эти карты, то нам показалось уместным распространить эту идею и на другие проекты, где можно было обеспечить большую детализацию благодаря увеличенным форматам печатного листа. В справочнике «Inside the Worlds of Episode I» от Dorling Kindersley малоизвестные планеты из Эпизода I представлены в виде миниатюр, тогда как огромная карта-вкладыш из издания «Star Wars Fact Files», выходящего в Великобритании, могла представить вдвое больше миров, чем карта из «Вектор Прайм» — к тому же, она была полноцветной. В 2001 году Wizards of the Coast выпустили карту-вкладыш чуть меньшего размера и вложили её в упаковку журнала «Star Wars Gamer № 5». В 2002 году Wizards включили ещё одно издание этой карты в «Star Wars Roleplaying Game Revised Core Rulebook». В каждой версии карт картина галактики чуть-чуть различалась: добавлялись новые системы, а менее важные становились достоянием истории. Уместить их все на одной карте просто невозможно.

Карта из журнала Star Wars Insider

Ревизия карты происходит регулярно — когда мы имеем дело с цивилизацией, где существуют «тысячи тысяч» миров, то всегда есть планеты, которые необходимо добавить. В последний раз мне — вместе с редактором Lucasfilm Крисом Кераси, отвечающим за политику «целостности» — представился случай нанести на карту новые локации, показанные в Эпизоде II «Звёздных войн» — «Атака клонов». Замечание Падме о том, что «Джеонозис находится на расстоянии менее парсека» от Татуина сделало процесс работы над этим производственным центром довольно лёгким, а вот описание Камино со слов Декстера Джеттстера — «чуть южнее Лабиринта Риши» — заставило меня потрудиться, потому что нужно было придумать местоположение для планеты Риши, представленной в романе Тимоти Зана «Dark Force Rising».

Карта галактики со всеми её составляющими прекрасно справляется со своей главной задачей — даёт фанатам «Звёздных войн» понимание того, как расположены известные им планеты. Но у неё есть и собственное достоинство, несмотря на переменчивую славу — она пробуждает интерес к романтике приключений. Неизведанные Регионы — это настоящая Терра Инкогнита, а Перлемианский Торговый путь — это как Северный Морской путь. Для всех исследователей времён Старой Республики, открывавших её гипертрассы — и, что более важно, для тех картографов из реального мира, которые по крупицам создавали детали этой вымышленной картографии — эта карта стала настоящим воплощением великой мечты.

* * *

Перевод статьи Дэниела Уоллеса «Making the Map» (журнал «Star Wars Insider» № 065)

Поделиться ссылкой на статью:

Странная галактика

Обнаруженная галактика примерно равна по размерам нашему Млечному Пути, но при этом содержит в 200 раз меньше звезд.

Учитывая большой размер и слабый внешний вид объекта, астрономы классифицируют NGC 1052-DF2 как ультрадиффузную галактику – относительно новый тип галактик, впервые обнаруженный в 2020 году. Этот огромный нечеткий объект настолько «рыхлый», что сквозь него можно свободно наблюдать другие отдаленные галактики, находящиеся за ним.

NGC 1052-DF2 имеет странную форму: она не похожа ни на типичную спиральную галактику, ни на эллиптическую.

Основываясь на данных о цветах шаровых скоплений, содержащихся в галактике, ученые оценивают ее возраст примерно в 10 миллиардов лет. Глобулярные кластеры галактики тоже странные: они в два раза больше, чем типичные группы звезд.

Самая дальняя сверхновая

Когда большая звезда умирает, это событие может привести к взрыву сверхновой. Самая яркая и самая отдаленная сверхновая, когда-либо наблюдавшаяся с Земли без телескопа, – это сверхновая Кеплера. Этот взрыв был обнаружен Иоганном Кеплером в 1604 году. И первоначально ученый решил, что в созвездии Змееносца родилась новая звезда. Этот объект имел звездную величину -2,5. И был ярче, чем планеты. Но в течение нескольких недель заметно потускнел. Считается, что этот взрыв произошел на расстоянии около 20 000 световых лет от Земли в нашей галактике – Млечный Путь.

С помощью оптических устройств и телескопов, базирующихся в космосе, таких как орбитальная обсерватория Хаббл, мы можем обнаруживать объекты, которые находятся в глубоком космосе. И они никогда не будут видны невооруженным глазом. В апреле 2013 года широкоугольная камера Хаббла обнаружила одну из самых отдаленных сверхновых звезд, когда-либо зафиксированных. Эта сверхновая родилась на расстоянии 10 миллиардов световых лет от нас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: