Японский космический корабль Hayabusa2 только что совершил историческую посадку на астероид


«Исторический поворотный момент»

Страны продолжают стараться захватить лидерство в космической гонке, и появление на арене нового игрока – Китая – еще больше усилило конкуренцию. Правительство Китая объявило о намерении построить большую космическую станцию к 2020 году и примерно в то же время совершить высадку на Луну, которая планируется совместно с Россией. Китайцам удалось достичь потрясающих результатов в своей космической программе. В 2003 году они совершили первый пилотируемый полет в космос, а в 2013 отправили беспилотный зонд на поверхность Луны.

Японское правительство утвердило новый опорный план космических исследований и разработок 9 января 2020 года. План охватывает период до марта 2025 года. Премьер-министр Японии Абэ Синдзо заявил, что этот «долгосрочный и конкретный план, полностью отвечающий задачам новой национальной политики безопасности Японии, является историческим поворотным моментом».

Для финансирования расширенной японской космической программы в новом плане предусмотрено выделить около 5 триллионов йен из государственных и частных средств. Япония усовершенствует свои спутниковые системы наблюдения за доставкой грузов и другие системы слежения, а также сконфигурирует эти системы для использования в целях национальной безопасности. Обновление спутниковых систем будет включать запуск до 45 новых спутников связи в течение следующих 10 лет.

Также продолжатся работы в области космических исследований. В течение следующего десятилетия новым планом предусмотрен запуск трех среднеразмерных научных спутников с помощью жидкотопливной ракеты Н2А и пяти малых спутников с помощью меньшей ракеты «Эпсилон». Планируется также продолжение исследований в области возможности осуществления запуска человека в космос.

Несколько слов о Международной космической станции

Япония продолжит пользоваться американскими и российскими космическими кораблями для доставки астронавтов на орбиту и возвращения обратно на Землю как минимум до 2025 года. Другой вопрос, будет ли она продолжать поддержку Международной космической станции. В корне этой проблемы – вопрос денег. Поддержка МКС невероятно дорога, и ее рентабельность находится под постоянным и скрупулезным мониторингом казначейств стран-партнеров.

Бесспорно, МКС – очень привлекательный проект. Как платформа для освоения и исследования космоса он оправдал и превысил самые оптимистические ожидания. Управление МКС обеспечивают США, Россия, Япония, Канада и Европейское агентство космических исследований. Станция совершает 16 оборотов вокруг Земли в день на скорости около 27700 км в час на высоте примерно 400 километров. Сборка станции на орбите началась в 1999 году, а в июле 2011 года это удивительное сооружение было завершено.

Изначально планировалось, что МКС прослужит до 2020 года, однако официальные лица НАСА говорят о возможности продления срока службы станции до 2024 года. К марту 2020 года японское правительство должно решить, будет ли Япония продолжать поддерживать проект, и если да, то как долго.

К 2010 году Япония потратила на МКС около 710 миллиардов йен, из которых 200 миллиардов – только за последние пять лет (включая ассигнования до конца 2020 года). Для сравнения, партнеры Японии по проекту потратили или внесли предоплату в следующем размере (без учета инфляции, в йенах): США – 6 440 миллиардов йен до 2010 года и 1 890 миллиардов йен в период до 2020 года, Европа – 460 миллиардов йен и 250 миллиардов йен, Канада – 140 миллиардов йен и 25 миллиардов йен.

Совместное управление станцией осложняют и дипломатические трения. Завершение программы космических челноков в 2011 году привело к зависимости проекта МКС от космических кораблей «Союз», которые используются для транспортировки астронавтов, однако аннексия Крыма Россией в 2014 году и конфронтация с Западом по вопросу Украины скомпрометировала ее репутацию в глазах мировой общественности. Из-за этого продолжение проекта другими партнерами по МКС воспринимается уже с меньшим энтузиазмом.

Первый японский космический корабль улетел к МКС

Первый японский грузовой космический корабль HTV-1 успешно стартовал с космодрома и улетел к МКС. Как ожидается, на станцию он прибудет через неделю.

Первый японский грузовой космический корабль HTV-1 успешно стартовал с космодрома Танегасима, расположенном на юге Японии, и улетел к Международной космической станции (МКС). На сайте Японского космического агентства велась прямая трансляция запуска «космического грузовика».

«HTV-1 открывает новые горизонты для Японского космического агентства, — заявил заместитель директора хьюстонского представительства агентства Масазуми Мияке. — Японское космическое агентство вступает в новую эру».

HTV-1 привезет на орбиту материалы для двух экспериментов, которые будут осуществлены в японском исследовательском модуле Kibo. HTV-1 способен перевозить до 6 тонн грузов, но в первый полет его загрузили лишь наполовину — на 3,5 тонны. Корабль отвезет на МКС провизию, ноутбуки и малую руку-манипулятор для Kibo.

Как ожидается, японский космический корабль прибудет на МКС 17 сентября, где для стыковки со станцией находящиеся на МКС астронавты применят руку-манипулятор. В отличие от российских грузовых «Прогрессов» и европейских ATV, HTV-1 не имеет собственного стыковочного модуля.

Осенью прошлого года крупный успех в деле освоения космоса праздновала другая азиатская страна — Китай. В конце сентября космический корабль «Шеньчжоу VII» доставил на орбиту трех тайконавтов (так в Китае называют собственных космонавтов), и один из них первым из китайцев вышел в открытый космос.

Миссия «Шеньчжоу VII» стала третьим китайский пилотируемым космическим полетом. Вскоре после возвращения тайконавтов на Землю некоторые скептики выразили сомнения в том, что китайский космонавт действительно побывал на орбите. Тем не менее, в целом, эксперты признали видеозапись, на которой запечатлен выход тайконавта в открытый космос (это единственное доказательство подвига китайских космонавтов), подлинной.

Европейцы

В прошлом году первый запуск грузового космического корабля провело Европейское космическое агентство, которое вывело на орбиту ATV Jules Verne. Аппарат стартовал 9 марта и затоплен в Тихом океане 29 сентября.

Длина Jules Verne — 10,77 м, внешний диаметр — 4,48 м. ATV способен доставлять на МКС грузы общей массой до 7670 кг и до 6400 кг удалять с орбиты. Аппарат состоит из герметичного и негерметичного отсеков. В состав двигательной установки входят четыре основных двигателя для маневрирования на орбите с суммарной тягой 490 Н, а также 28 вспомогательных двигателей с суммарной тягой в 220 Н, предназначенных для управления кораблем.

Стыковка ATV прошла к российскому модулю «Звезда», а аппаратура контроля параметров сближения (на базе системы «Курс»), стыковочный узел, система дозаправки МКС топливом, телекамера и пульт управления ATV разработаны в России. Во время автоматической стыковки корабля специалисты проверяют расположение корабля относительно станции при помощи лазерного луча и системы GPS.

Jules Verne был предназначен для отработки всех полетных процедур для последующих кораблей этого типа, доставки на МКС грузов, проведения нескольких коррекций орбиты станции, а также эвакуации с МКС отработанных материалов и оборудования.

Все эти задачи были успешно выполнены «грузовиком». Запуск второго ATV ориентировочно состоится в 2010 году. В это время ATV планирует использовать NASA, так как после 2010 года, вероятно, прекратятся полеты шаттлов. Своего собственного корабля американское космическое агентство не будет иметь до окончания разработки и создания новых кораблей Orion.

До следующего полета специалисты ЕКА должны будут проанализировать все сложности, возникшие во время полета Jules Verne. В частности, не всегда качественно работали автоматические системы управления корабля, а также наблюдались проблемы, связанные с недостаточно надежной герметизацией ATV.

Рост профессионализма японских астронавтов

Астронавты из Японии проводили обширные научные эксперименты в космическом пространстве на борту космических челноков, а с 2008 года на борту МКС. По количеству часов, проведенных в космосе человеком, Япония уступает только США и России. Кроме того, Японии принадлежит разработка лабораторного модуля станции, получившего название«Кибо»(Надежда).

Мукаи Тиаки стала первой женщиной из Азии в космосе. Она входила в команду космического челнока в 1994 году и стала первой японкой, совершившей повторный космический полет в составе команды челнока в 1998 году.

Юи окончил Национальную академию обороны Японии, и до того, как получить сертификат астронавта в 2011 году, был пилотом Военно-воздушных сил. Он управлял роботизированной рукой-манипулятором для швартовки грузового космического корабля, который Япония запустила в августе. Юи также отвечал за запуск малого спутника для наблюдений за метеорами S-CUBE, созданного в Технологическом институте префектуры Тиба.

Японские астронавты

Год полётаПримечания
Акияма Тоёхиро1990Первый японец в космосе
Мори Мамору1992, 2000Первый японец в составе экипажа американского космического челнока
Мукаи Тиаки1994, 1998Первая женщина из Азии в космосе
Дои Такао1997, 2008Первый японец, выполнивший программу длительного пребывания на МКС.
Ваката Кёити1996, 2000, 2009, 2013-14Японский рекордсмен по количеству полетов в космос (4)
Ногути Сёити2005, 2009-10Первый японец, совершивший выход в открытый космос
Хосидэ Акихико2008, 2012
Ямадзаки Наоко2010
Фурукава Сатоси2011
Юи Кимия2015
Ониси Такуя2016 (запланировано)
Канаи НорисигэНе определено

Японский космический грузовой корабль отправился на «кладбище космических кораблей»

Японский космический грузовой корабль HTV-3 «Конотори» отправился сегодня в последний путь с орбиты на «кладбище космических кораблей», расположенное в несудоходном районе Тихого океана, сообщил РИА Новости представитель Центра управления полетами (ЦУП). «В 9.26 мск была выдана команда на включение двигателей корабля на торможение. После нескольких минут их работы скорость движения HTV-3 снизилась, и начался управляемый спуск корабля с орбиты. В настоящее время космический грузовик входит в плотные слои атмосферы Земли, где и сгорит. Несгоревшие фрагменты через некоторое время приводнятся в несудоходном районе Тихого океана», — сказал собеседник агентства.

12 сентября японский автоматический грузовой корабль HTV-3 «Конотори» был отстыкован от Международной космической станции, сообщает пресс-служба ЦУП. С помощью станционного манипулятора «Канадарм-2» бортинженеры тридцать второй длительной экспедиции на МКС Джозеф Акаба и Акихико Хошиде отстыковали грузовик от станции в 19 часов 50 минут мск (15:50 GMT). Это третий грузовой корабль, отправленный для снабжения МКС Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA), доставивший на станцию более пяти тонн различных грузов. Первый HTV был запущен с космодрома Танегасима в сентябре 2009 года, второй — в январе 2011.

Первоначально отстыковка была намечена на 6 сентября, но была перенесена из-за повторного выхода в открытый космос астронавтов Саниты Уилльямс и Акихико Хошиде для устранения сбоя в энергосистеме американского сегмента МКС. В ходе повторного выхода в космос астронавты устранили все неполадки. 11 сентября японский астронавт Акихико Хошиде установил и активировал на HTV «черный ящик», прибор REBR-S (Re-Entry Breakup Recorder), предназначенный для сбора и передачи на землю данных с борта грузовика во время его входа в атмосферу. Он содержит навигатор GPS, датчики температуры и ускорения, а также модем спутниковой системы связи Iridium. Во время спуска в атмосфере REBR-S передаст на Землю данные, собранные датчиками.

Вместе с ним во время падения грузовика будет работать прибор i-Ball, предназначенный для сбора данных о внешней среде вокруг корабля. Эта информация будет полезна ученым и инженерам для создания новых космических кораблей и спускаемых капсул для них. Японский транспортный корабль HTV-3 пристыковался к МКС 27 июля. Грузовик доставил на МКС воду, продукты питания и научное оборудование, в частности, исследовательские аквариумы для медицинских и биологических экспериментов.

Ракета нового поколения для снижения стоимости запуска

JAXA утвердила упрощенную конфигурацию двигателей для ракеты-носителя Н3, которая, как надеются эксперты, поможет снизить стоимость каждого запуска примерно на 5 миллиардов йен. Это примерно половина стоимости одного запуска Н2А – действующей ракеты-носителя JAXA. Упрощенная конфигурация и другие улучшения также помогут значительно сократить время подготовки к запуску, что соответствует планам JAXA выйти на режим один запуск в два месяца.

Японское аэрокосмическое агентство также энергично продвигает планы по исследованию Луны. К 2020 году предполагается запустить на лунную поверхность беспилотный исследовательский аппарат. Ракетой-носителем для прилунения аппарата выбран «Эпсилон». Представители JAXA считают, что смогут разработать, построить, запустить и эксплуатировать лунный зонд при бюджете от 10 до 15 миллиардов йен.

Япония продемонстрировала и способность выполнять крайне сложные задачи в космосе. В первое десятилетие 21 века мир захватила история японского космического зонда для исследования астероидов «Хаябуса». Зонд «Хаябуса» был запущен в 2003 году, и к 2005 году достиг поверхности астероида Итокава, чтобы в 2010 году вернуться на Землю с образцом пыли с Итокавы. Ученые JAXA планируют воспользоваться этим успехом при постройке лунного аппарата.

Фотография к заголовку: Кимия Юи в модуле «Купола» Международной космической станции. Пост астронавта в Твиттере от 24 июля. Через смотровые окна видна Земля (© Jiji)
(Оригинальный текст на японском языке написан Харано Дзёдзи, Nippon.com, и опубликован 7 августа 2020 г.)

Физические и медицинские критерии, чтобы стать космонавтом JAXA

Стать астронавтом — значит проводить много времени в космосе, будь то на международной космической станции или во время будущих пилотируемых полетов на Луну или Марс. Вот почему вы должны быть физически и медицински готовы к экстремальным условиям, которые ждут вас в космосе. JAXA не предоставляет много информации о физических и медицинских требованиях для набора астронавтов, но, поскольку японские астронавты тренируются с астронавтами НАСА, вы можете видеть, что ожидания JAXA и НАСА родственники.

  • JAXA не предоставляет информацию о росте и весе, чтобы стать космонавтом. Для вашего сведения, размер астронавтов НАСА должен составлять от 1,58 до 1,90 м. НАСА не предоставляет критерии веса, но вы должны быть в хорошей физической форме в зависимости от вашего роста и возраста.
  • JAXA не предоставляет информацию, касающуюся остроты зрения или измерения артериального давления. Для вашей информации, НАСА требует 20/20 для каждого глаза, и глазная хирургия разрешена, но между операцией и вашим заявлением должно пройти 2 года, чтобы стать астронавтом. Измерения артериального давления не должны превышать 140/90.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: