Рюмин, Валерий Викторович


Биография

Дважды герою Советского Союза Валерию Викторовичу Рюмину повезло четырежды увидеть земной шар в иллюминаторе космического корабля. Летчик-космонавт летал в качестве бортинженера: трижды – на советских кораблях серии «Союз» и 1 раз – на американском шаттле «Дискавери» как специалист полета.

Космонавт Валерий Рюмин

41-й космонавт СССР совершил последний полет на внеземную орбиту в возрасте 58 лет, побив рекорд коллеги Георгия Гречко. Рекорд Рюмина продержался до 2013 года, пока в космос не отправился 59-летний Павел Виноградов.

Семья Рюмина заслужила звание «космическая», ведь в ней сразу два летчика-космонавта: дважды на орбите побывала и супруга летчика – Елена Кондакова.

Детство и юность

Родился космонавт и дважды герой СССР на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае. Раннее детство прошло в Комсомольске-на-Амуре. Валерий Рюмин – русский по национальности. Родители будущего летчика-космонавта связаны с авиацией и космосом: Виктор и Александра Рюмины трудились на авиационном заводе, который сегодня носит имя Юрия Гагарина.

Мечта о том, чтобы подняться в высь над землей, дремала в Валерии с детства, но проснулась и стала отчетливой лишь в 27 лет. А до этого – в 1954 году – будущий космонавт окончил восьмилетку в подмосковном поселке Загорянка, куда родители переехали перед войной.

Валерий Рюмин в молодости

После школы стал студентом механического техникума в Калининграде и, получив специальность на факультете холодной обработки металла, отправился на срочную службу.

Перед армией будущий космонавт 3 летних месяца поработал на производственной базе ОКБ-1 в Королеве как стажер токаря. С 1958 по 1960 год служил в танковых войсках в Азербайджане. После демобилизации Валерий Рюмин получил высшее образование в столичном лесотехническом вузе, выбрав факультет электроники. Диплом вуза и специальность инженера-электрика ему вручили в 1966 году.

Космонавтика

По распределению молодой инженер попал в Центральное космическое бюро в Королеве, с которым познакомился перед армейской службой. Но теперь Рюмин вернулся в ОКБ-1 не подмастерьем, а инженером. Спустя 3 года вырос до старшего инженера бюро. Так началась «космическая» глава биографии Валерия Рюмина.

Космонавт Валерий Рюмин

Инженер разрабатывал механизмы для электрических испытаний летательного аппарата, предназначенного для полета на Луну. В начале 1970-х Валерия Рюмина назначили заместителем главного конструктора орбитальных станций «Салют» и руководителем полетов. В 1973 году 34-летнего конструктора зачислили в отряд космонавтов. Рюмина и его коллег готовили к полетам на кораблях «Союз» и орбитальных станциях той же серии.

В космос Валерий Викторович впервые отправился 9 октября 1977 года вместе с напарником Владимиром Коваленком. Пилоты задержались на орбите 3 дня – столь короткий срок обусловлен неисправностью корабля «Союз-25», не сумевшего из-за неполадок состыковаться со станцией. Отмена стыковки повлекла за собой прекращение полета.

Валерий Рюмин и Владимир Коваленок

Второй раз пилот отправился на внеземную орбиту в феврале 1979 года, когда ему исполнилось 40 лет. Командиром корабля «Союз-32» назначили Владимира Ляхова. Полет длился 175 дней. В середине августа напарники внепланово вышли в открытый космос, чтобы ликвидировать неисправность – зацепившуюся радиотелескопическую антенну.

19 августа, после возвращения на землю, пилоты «Союза-32» получили звание Героев СССР. За мужество и героизм Рюмину и Ляхову вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Валерий Рюмин и Леонид Попов

Спустя год Валерий Рюмин отправился на орбиту в третий раз и пробыл на борту 185 суток. Экипаж «Союза-35» и научно-исследовательского комплекса «Салют-6» принял 4 экспедиции, из них 3 международные. В копилку наград Валерия Викторовича добавилась еще одна медаль – вторая «Золотая Звезда».

После трех полетов в космос Рюмина назначили заместителем, а вскоре и руководителем комплекса по натурным испытаниям. Позже Валерий Рюмин трудился в ЦУП (Центральное управление полетами). Сначала замещал руководителя, а потом и руководил испытаниями.

Валерий Рюмин и Владимир Коваленок

Семь лет, начиная с 1982 года, Рюмин руководил кораблями и станциями, которые разработало научно-производственное объединение «Энергия» в Королеве. Валерию Викторовичу и возглавляемому им коллективу доверили разработку орбитальных станций «Салют» и «Мир», многоразового космического судна «Буран». НПО дало жизнь и отправило на орбиту космические «грузовозы» серии «Прогресс».

Осенью 1987 года Валерий Рюмин вышел на пенсию и покинул отряд космонавтов, сосредоточив силы на разработке кораблей и станций.

Памятник Валерию Рюмину в Комсомольске-на-Амуре

В 1994-ом Рюмина назначили от России руководителем программ «Мир-НАСА» и «Мир-Шаттл». На должности он трудился 4 года. А в 1997-ом 58-летний Валерий Викторович, пройдя медкомиссию, попал в экипаж американского шаттла «Дискавери». Подготовка к полету осуществлялась в США, в Космическом центре им. Джонсона. В экипаже корабля нашлось место двум женщинам-пилотам.

Четвертый полет длился 10 суток, начавшись 2 июня 1998 года. На орбите американский шаттл успешно состыковался с российской станцией «Мир». В общей сложности Валерий Рюмин пробыл на орбите 371 день.

Правда космонавта Рюмина

Вообще, Рюмин парадоксален, как ни посмотри. Есть мнение — нелюдим, труден в общении. И вместе с тем у него много друзей. Заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации «Энергия», Дважды Герой Советского Союза, бронзовый памятник при жизни, но, кажется, — ничуть не забронзовел, не вознесся над людьми. Свой. Мог стать мощной ракетой-носителем для родных чад, выведя их на высокие орбиты, но, опять же, не стал. Вика — школьный учитель, Вадим — мастер по изготовлению пресс-форм для ювелирных изделий, Евгения — финансовый менеджер. Правда, было дело, супруге Елене Владимировне как-то подсобил, разрешив слетать в космос. А сколько инженер и коллега Елена Кондакова доказывала, что справится, расшатывая железобетонную позицию мужа: «Космос — не женское дело!». И однажды Валерий Викторович сдался: «Лети!». Видимо, понял, что притяжение Космоса сильнее.

Притяжение Космоса

Когда Юрий Гагарин совершал свой исторический полет, Валерий Рюмин находился в танке — служил действительную в Азербайджане. Из танка небо просматривается плохо, но зато кабина такая же тесная, как в космическом корабле. Валерий уже тогда имел представление о ракетной технике, поскольку вырос в местности, где «на космос» работали очень многие. Он и сам успел до армии потрудиться токарем на одном из номерных заводов в подмосковном Калининграде, переименованном позднее в Королев. Город этот — тогда и сейчас — центр космической отрасли страны.

После армии была учеба в Московском лесотехническом институте по специальности «инженер-электрик», а потом — работа в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), где многие годы под руководством С.П. Королева проектировались космические аппараты. Великого конструктора Рюмин уже не застал в живых (Королев умер в январе 1966 года), но дело его продолжил со всем пылом инженерной души. Поучаствовал, например, в создании пилотируемого корабля для облета Луны. К сожалению, после высадки в 1969-м американцев на спутнике Земли, эта тема потеряла в Советском Союзе актуальность.

Соревнование СССР и США развернулось в новом направлении — кто первый запустит орбитальную станцию?

— На создание новой машины требуется обычно 10 лет, — рассказывает Рюмин, — а мы сделали первый «Салют» за год и четыре месяца — по сути, «с нуля» и до пуска. Я считаю, темпы небывалые! Правда, корпус использовали уже готовый, который одна фирма из Реутова разрабатывала для военной космической станции. Наши умники придумали, что если взять корпус оттуда, начинить его системами «Союза», ну, еще кое-что доделать-приделать, то можно быстро собрать станцию и обогнать американцев. Но проблема в том, что наш тогдашний главный конструктор Мишин не очень дружил с реутовским начальником и был против совместной работы. Так умники наши выбрали момент, когда Мишин уехал в отпуск, и отправились на прием к Устинову, министру обороны и члену Политбюро ЦК КПСС. Вбросили ему эту идею. Устинов, конечно, за нее ухватился — как же, есть возможность обогнать американцев! Он был очень влиятельной фигурой, и когда Мишин вышел из отпуска, было уже практически готово соответствующее постановление правительства.

В конце декабря 1969 года ведущим конструктором новой станции назначили Юрия Семенова, а меня он к себе притянул заместителем в начале января 1970-го. Работали все, конечно, как негры. Я приходил на работу полдевятого, а домой возвращался в два ночи, и так каждый день. А когда станцию собирали на ЗИХе — заводе имени Хруничева, — то я там и ночевал в цеху сборочном, потому что машину делали без особых чертежей — так сказать, на коленке. Рабочему же надо нарисовать и доходчиво объяснить про любую деталюгу. Как зам. ведущего конструктора я должен был отвечать на все вопросы немедленно, что и делал. В апреле 1971-го наш «Салют» был выведен на орбиту.

Нестыковка на орбите

Космос грозно позвал 30 июня 1971-го… При посадке на Землю спускаемого аппарата «Союз-11» произошла разгерметизация кабины и весь экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб. Потрясенный трагедией, Рюмин написал заявление о приеме в отряд космонавтов. Но пройдет еще шесть долгих лет, прежде чем бортинженер Валерий Рюмин совершит свой первый полет.

Этот старт едва не стал последним для него и напарника Владимира Коваленка. По программе полёта космический корабль «Союз-25» должен был состыковаться со станцией «Салют-6», но, как скупо сообщает Википедия, «из-за нештатного режима работы системы сближения стыковку осуществить не удалось и полёт был досрочно прекращён».

Рассказ Валерия Викторовича об этом эпизоде его космической биографии тоже немногословен:

— Ничего особенного. Был там один момент не очень хороший, когда мы на попытки стыковок израсходовали все топливо и надо было для посадки вскрывать резервную систему. Раньше ее никогда не вскрывали в космосе. На земле, когда перед полетом отрабатывалось это дело в барокамере, то каждое такое вскрытие кончалось взрывом. Коваленок об этом не знал… Но деваться было некуда — топливо-то израсходовали — пришлось рискнуть. Ну, нам повезло — ничего не взорвалось. (В этом месте Рюмин впервые за время нашей беседы как-то по-особенному рассмеялся — быстрым, глухим, рокочущим смехом)

— Видимо, это самый памятный, самый страшный момент в вашей жизни? — не удерживаюсь от банального вопроса.

— Не-ет. Бывает хуже. Вы знаете, когда летишь на четыре месяца, а через два дня садишься — это такой удар! Столько народа ведь работало на этот полет, и все неудачей кончилось… У меня таких ударов прежде не было никогда.

В истории мировой космонавтики случай с экипажем «Союза-25» можно сравнить, пожалуй, только с ЧП на американском «Аполлоне-13» в апреле 1970 года, когда из-за взрыва на корабле была сорвана лунная экспедиция и трое астронавтов с огромным трудом возвратились на Землю.

Удар судьбы не сломил ни Рюмина, ни Коваленка. После неудачной миссии 1977 года (хотя счастливое спасение трудно назвать полным провалом), оба еще не раз летали в космос. Владимир Коваленок — дважды. Валерий Рюмин — трижды, прожив на околоземной орбите в общей сложности 371 сутки 17 часов 44 минуты 45 секунд. Счет там идет на секунды.

Второй полет бортинженера Рюмина был плановым и продолжался с 25 февраля по 19 августа 1979 года. Вместе с Владимиром Ляховым он проведет на орбите рекордные 175 суток 35 минут 37 секунд. Тогда же состоялся внеплановый выход Валерия Рюмина в открытый космос — первый и единственный в его трудовой биографии — почти полтора часа отцепляли они с Ляховым застрявшие в конструкциях «Салюта-6» антенны радиотелескопа. За успешное выполнение программы полета оба космонавта впоследствии будут удостоены звания Героев Советского Союза.

«Чужое» место

Третья экспедиция Рюмина на орбиту заслуживает отдельного рассказа. Собственно, не сама экспедиция, а то, каким образом он там оказался. Можно сказать, заняв чужое место.

Место освободилось в результате нелепой травмы, которую за три недели до старта получил бортинженер «Союза-32» Валентин Лебедев. Он должен был лететь на «Салют-6» вместе с Леонидом Поповым. Полетел Рюмин, хотя желающих заполнить «вакансию» хватало. Против Рюмина работало то, что он совсем недавно вернулся из космоса. Однако полученный на орбите бесценный опыт стал в конце концов и главным доводом в пользу Валерия Викторовича. Он вспоминает:

— Мне сначала руководитель группы гражданских космонавтов Алексей Елисеев предложили быть дублером. Но после успешного полета у меня, конечно, нос был кверху. «Не-е, Леш, — говорю — я готов лететь, а дублировать как-то уже не интересно». Когда я повторил это генеральному конструктору Глушко Валентину Петровичу, у того лицо вытянулось. «Ну, вы же только прилетели, — говорит, — а новый полет длинный опять. И зачем, Валерий Викторович, вам это нужно?». — Я свое: «Готов лететь, дублировать не буду!». В общем, уговорил.

Третий полет Рюмина продолжался 185 суток — с 9 апреля по 11 октября 1980 года. Кстати, это был тот самый полет, когда шутники продемонстрировали изумленным зрителям «космический» огурец. Понятно, что не за это космонавту вручат на Земле вторую Золотую Звезду Героя СССР. Плюс звезды Героя Венгерской Народной Республики, Героя Республики Куба и Героя Труда Социалистической Республики Вьетнам, поскольку представители этих стран также участвовали в программе орбитального полета.

— Но вы не ответили на вопрос генерального — «Зачем вам это было нужно?». Не наград же ради?

— Это трудно объяснить… Когда с парашютом прыгаешь, допустим. Первый раз страшно, второй, а потом прыгнул — быстро бежишь укладываешь парашют, еще раз прыгнул, и еще… Это как наркотик! Поэтому все космонавты и рвутся в полет, если такая возможность открывается. Хотя каждый понимает, что это дело опасное и может кончится трагически. Но так уж человек устроен — ничего не поделаешь.

Борьба за «Мир»

Видимо, этим загадочным устройством человека объясняется и четвертый «прыжок» Рюмина за пределы земной атмосферы. А совершил он его спустя 18 лет после отчисления по возрасту из отряда космонавтов. Тут уж явно пришлось воспользоваться служебным положением.

Шел 1997 год. В то время Валерий Викторович Рюмин был уже заместителем генерального конструктора РКК «Энергия», руководителем программ «Мир — НАСА» и «Мир — Шаттл» с российской стороны. Очень весомая фигура. 125 килограммов. 58 лет.

На земле как раз шла борьба за «Мир» — советско-российскую орбитальную станцию, которая пришла на смену первым «Салютам» и вот уже 11 лет бороздила просторы Вселенной. Боролись сторонники двух точек зрения: «за» сохранение станции и «против». Противники считали, что она выработала свой ресурс, а поддержание комплекса в рабочем состоянии слишком дорогое удовольствие. Эту позицию разделяли американцы, видевшие свой интерес в строительстве новой международной космической станции, МКС, где НАСА играло бы ведущую роль.

Валерий Рюмин принадлежал к лагерю сторонников «Мира». Поэтому искал и находил аргументы за сохранение станции. И однажды проникся идеей лично слетать на «Мир», чтобы провести там своего рода ревизию космического оборудования. Как ни странно, идея нашла поддержку начальства. Добро на полет дали и генеральный конструктор «Энергии» Юрий Семенов, и генеральный директор Роскосмоса Юрий Коптев. Правда, всех одолевало сомнение, что 58-летний Рюмин пройдет медицинскую комиссию и сбросит 25 кило лишнего веса. Предстояло ведь лететь на американском шаттле, а там ограничение по весу астронавтов 100 кг.

— Никто не верил, но я успешно прошел медкомиссию и вес сбросил, и даже курить бросил. В НАСА однозначно выступали против моего полета. Я был для американцев очень неудобной фигурой. Знали, что бьюсь и буду биться за «Мир». Долго не объявляли о составе экипажа, добиваясь моего отзыва. Коптев, спасибо ему, удержал позиции. В конце концов американцы отступили.

Полет Рюмина на «Мир» в составе экипажа астронавтов «Дискавери» состоялся 2-12 июня 1998 года.

— И что вы там увидели?

— Я увидел работоспособную станцию, которая могла летать еще лет 15. К сожалению, политики решили иначе…

23 марта 2001 года орбитальный комплекс «Мир» был затоплен в Тихом океане.

Космолет «Клипер» планировали строить в Комсомольске

Сегодня Валерий Рюмин является директором программы МКС от России, оставаясь при этом заместителем генерального конструктора корпорации «Энергия», отвечающим за перспективные программы развития. Разумеется, знает все о состоянии космической отрасли страны. И знание это, увы, не внушает оптимизма.

— Отстаем от американцев?

— Да. Американцы сейчас делают новый корабль «Орион» — что-то типа нашего «Союза», только побольше. Они его сделают, конечно, но, я думаю, не в 2020 году, как обещают. В 15-м у них не получится, а в 17-м, наверное, получится. А у нас и в 17-м ничего не получится, потому что мы находимся в самом начале пути создания нового корабля. Когда проект «Клипер» закрыли, нам пришлось начинать все сначала. Создать «с нуля» новый корабль — это 10 лет. Хотя, конечно, начальники обещают делать быстрее, но нельзя же девять женских месяцев заменить девятью мужиками — правильно?

— Вы ведь тоже не последнюю скрипку в оркестре играете?

— Мы люди технические. Нам поручили делать эту машину — мы и делаем. Но мне как директору программы по созданию перспективного пилотируемого корабля нового поколения сам проект малоинтересен, потому что идет, по сути, повторение старого «Союза». Мне-то ладно, но, кажется, неинтересно и молодежи. Им бы сейчас что-то действительно новое типа «Клипера». Проект «Буран» уже не поднять, но «Клипер» — это реально. Несколько лет мы работали над ним, наладили хорошее взаимодействие с корпораций «Сухой»; вместе бы мы, конечно, сделали корабль.

Из Википедии: «Клипер»— многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль, проектировавшийся в РКК «Энергия» с 2000 года на смену кораблям серии «Союз». В 2006 году по результатам конкурса проект был отправлен Роскосмосом формально на доработку, а затем остановлен в связи с прекращением конкурса.

Работа над «Клипером» стала одним из поводов для очередной поездки Рюмина на свою, если можно так сказать, историческую родину — в город Комсомольск-на-Амуре. Здесь он родился 16 августа 1939 года в семье авиастроителей (папа и мама трудились на местном авиационном заводе, который сегодня носит имя Юрия Гагарина). Незадолго до войны родители переехали в Подмосковье, поэтому Валерий Викторович в городе Юности и пожить-то не успел толком, год с небольшим… Пройдет много-много лет, прежде чем он вернется сюда — уже как герой космоса.

Комсомольчане, естественно, гордятся своим земляком. Рюмин — Почетный гражданин города, на одной из главных улиц установлен бронзовый бюст космонавта. На торжествах по случаю каких-то важных событий Рюмин — главный гость. Вот и последняя по времени поездка пришлась на 75-летие Комсомольска-на-Амуре. Про его впечатления от города чуть позже, а пока мысли вслух о наболевшем:

— Мы определенные надежды возлагали на авиационный завод имени Гагарина, рассматривая его как одну из площадок для строительства космического самолета «Клипер». В последний свой приезд в 2007 году я завод посмотрел еще раз. Конструкторское бюро оснащенное, современное, все условия есть для работы. Здесь делают истребитель пятого поколения и хороший гражданский самолет «Суперджет». Немного таких фирм осталось в России, способных хорошо работать. Но — не сложилось. Обидно.

— Как вы считаете, реально возобновить проект «Клипер» в будущем? — Все реально! Но время-то идет, назад не вернешь.

Про космодром «Восточный» и пришельцев

— А почему вы против строительства космодрома «Восточный» в Амурской области? Для нас, дальневосточников, это престижно.

— Если бы мы делали «Клипер» — тут нет вопросов. Но мы делаем корабль типа «Союза». Этот космодром планируется расположить в таком месте, где в случае аварии корабля — на любом участке — спасение экипажа проблематично. Или он падает в тайгу или улетает в Тихий океан, где тоже отсутствуют средства спасения — у нас столько кораблей нет в морском флоте, чтобы расставить их ловить космонавтов. Это первое. Второе, какие же там деньги закопают?! Мне же деньги жалко народные. Ведь половину-то украдут, я же понимаю. А когда его сделают, космодром? И кто его будет делать? До сих пор не назначен руководитель, который бы отвечал за стройку головой. А если нет начальника, то и коллектива нет. Его же надо собирать. Я знаю, что когда в Байконуре строили старт под «Буран», то работали там приблизительно тысяч 30 народу. А сейчас кто будет строить — специалистов-то половины нет. Я так понимаю, что люди определенные в свое время обманули Путина относительно перспектив космодрома, а он на это клюнул. Вот говорят: первый пуск с космодрома должен быть в 2020 году. И мы подтверждаем — да-да, к 15-му году сделаем новый корабль, хотя космодром-то готов для него не будет. Идет надувательство — еще похлеще, чем в советское время было.

— С полетами на Луну и Марс то же самое?

— Конечно. Ничего же не делается. Никаких проектов по Луне нет и по Марсу. Я вообще не понимаю, зачем надо на Луну лететь, чего мы там забыли. Ничего там нет, нечего там делать. На Марс, я понимаю, было бы интересно — но пока мы не готовы к этому.

— Есть версия, что на Луне американцы встретили инопланетян и те им сказали: не суйтесь! А вам пришельцы не попадались в космосе?

— Да глупости это. Некоторые говорят, что американцы вообще на Луне не были, на киностудии все поснимали. Чушь собачья — американцы на Луне были, никаких инопланетян там не видели. И я не видел.

— Но должна же быть какая то светлая цель — не коммунизм, так хотя бы полет на Марс?

— Можно, конечно, дурить мозги народу. Но по мне — лучше говорить ему правду.

На родной земле

Правда Рюмина тяжелая, как его насупленный взгляд. И даже вспоминая о поездке в Комсомольск-на-Амуре, он первым делом рассказал о встреченных им на автотрассе Хабаровск — Комсомольск диких лесорубах. «У меня слезы навернулись, когда я увидел, сколько леса воруется…». К лесу у Валерия Викторовича особенное отношение — благо, что вырос в лесной местности, грибник, рыбак, да и закончил-то не простой вуз, а Лесотехнический.

По словам Рюмина, он много лет наблюдает за развитием родного Комсомольска и, в общем-то, переменами доволен. Считает, что есть в этом и заслуга мэра города Владимира Михалева, с которым очень давно знаком: «Хороший хозяин!». Положительно оценивает Валерий Викторович и деятельность руководителей края. В свое время довелось космонавту общаться и с Алексеем Черным, и с Виктором Ишаевым, а потом и с Вячеславом Шпортом.

— Губернатору Вячеславу Ивановичу Шпорту от меня одно пожелание — чтобы правил справедливо и делал все для процветания Хабаровского края, — говорит Рюмин немного с пафосом, но искренне. — А всем моим землякам — удачи! Надеюсь, что в отряде российских космонавтов когда-то вновь появятся дальневосточники. Это трудно, но возможно. Шанс есть у каждого.

Шанс есть у каждого

Напоследок — удивительная история, которая, ну никак не вяжется с внешностью и железным характером этого человека. Как раз про шанс, который есть у каждого.

Жила в городе Иваново девочка, по признанию многих — вундеркинд. Круглая отличница в школе, особенно преуспела в математике. В 15 лет стала студенткой местного вуза. Но трудновато ей жилось, потому что росла без отца в малообеспеченной семье. В 2002 году про Лену Ляленкову, так звали девочку, написала газета «Труд». Номер этой газеты попался на глаза заместителю генерального конструктора РКК «Энергия» Валерию Рюмину…

Рассказ Рюмина:

— Дома я своим говорю — смотрите, какая девочка симпатичная, талантливая, давайте ее позовем к себе жить, места на всех хватит. А я ректора МГУ Садовничего попрошу, чтобы он ее взял переводом на физмат. Мои говорят: ну, давай! Я связался с Леной и ее мамой — они согласились. Когда Лена приехала в Москву, повел ее к Виктору Ивановичу Садовничему. Он сам математик, поэтому они сразу нашли общий язык…

Вот так простая девочка из Иванова стала учиться в престижном вузе и жить в семье знаменитых космонавтов. История кончается хорошо: Лена получила диплом, поступила в аспирантуру, вышла замуж и живет теперь самостоятельно — в городе Долгопрудном.

…За окном московской квартиры Рюмина растет великолепный дуб. Валерий Викторович, собственно и выбрал здесь себе жилище 25 лет назад из-за этого самого дуба. Когда выходит на балкон, всегда им любуется. За четверть века дерево раздалось вширь и ввысь, покрывшись грубой морщинистой корой. Они очень похожи.

Сергей АКУЛИЧ. Фото автора.

31 августа 2011 г.

Личная жизнь

Валерий Рюмин был женат дважды. Впервые женился на служащей РКК «Энергия» Наталье. У супругов родилось двое детей – в 1965 году дочь Виктория, в 1972-ом – сын Вадим. В 1985 году Рюмин женился вторично. С Еленой Кондаковой, младшей на 18 лет, он познакомился, когда руководил ЦУПом. Елена – тогда молодой специалист – отвечала за нештатные ситуации.

Первая семья Валерия Рюмина

Предложение Рюмина последовало после 2-дневного знакомства и стало для Кондаковой полной неожиданностью. Согласие стать женой Валерия Рюмина женщина дала через год. В середине 1980-х в браке родилась дочь Евгения.

Валерий Рюмин был категорическим противником отправления в космос пилотов-женщин. Поэтому желание супруги полететь на орбиту принял в штыки. В политкорректных Соединенных Штатах феминистки громко возмущались, услышав на конференции выступление Рюмина, не скрывавшего отрицательного отношения к женщинам на кораблях.

Владимир Коваленок и Валерий Рюмин с детьми

Но супруге удалось сломать сопротивление: Кондакова дважды слетала в космос и стала Героем Советского Союза. Медицинскую комиссию женщина прошла, когда дочери Жене исполнилось 3 года. Спустя 5 лет Елена отправилась на орбиту, проведя в первом полете полгода. Дома ее ждали муж Валерий Рюмин с 8-летней Женей.

На месте посадки в Казахстане муж ожидал супругу с охапкой роз и коротким «Привет!». Валерий Рюмин отлично помнил, как в казахских степях погиб экипаж трех советских летчиков, и страшно волновался. Дети не пошли по стопам родителей и выбрали профессии, далекие от космической отрасли.

Валерий Рюмин и его жена Елена Кондакова

В свободное время Валерий Рюмин любит порыбачить, побродить по лесу в поисках грибов и ягод. Следит за спортивными достижениями российских футболистов и хоккеистов, читает исторические книги и мемуары знаменитостей.

Для экипажа Валерия Рюмина Сергей Никитин и Юрий Визбор сочинили серию песен, объединенную названием «Рюминиада», которую подарили имениннику Рюмину в августе 1980 года во время телемоста.

Ушел Валерий Быковский — космонавт, на которого не действовала невесомость

Наедине со Вселенной

Первый старт Валерия Быковского к звездам состоялся 14 июня 1963 года. Его полет был частью знаменитой совместной миссии, в рамках которой космос покорила первая женщина — Валентина Терешкова. Валерий, как истинный джентльмен «протоптал» даме дорогу на орбиту: «Восток-6» Валентины стартовал через два дня после взлета корабля «Восток-5» Быковского. Ученым было интересно сравнить, как условия космического полета влияют на организм мужчины и женщины. Во время полета Валерий и Валентина связывались между собой, обменивались наблюдениями, обсуждали детали экспедиции. Бытует легенда, что во время полета Терешкова в прямом смысле проспала сеанс связи с Землей, что расценивалось как серьезное ЧП. Разбудить Валентину ЦУП не смог, растолкать девушку удалось лишь Быковскому, у которого была с напарницей прямая радиосвязь. Однако в случае серьезной нештатной ситуации помочь друг другу космонавты не могли, системы стыковки в космосе были еще не разработаны. Приземлились Валентина и Валерий синхронно в одно и то же время утром 19 июня. И хотя Терешковой достались лавры женщины-первопроходца, полет Быковского тоже вошел в историю. Он оказался самым длительным одиночным полетом за всю историю космической эпопеи. Валерий провел наедине со Вселенной 4 суток 23 часа и 6 минут. Этот рекорд не побит до сих пор.

В программу полета Быковского впихнули еще и идеологическую задачу. Ему предстояло оказаться первым человеком, ставшим в космосе коммунистом.

На четвертый день полета Валерий отправил с борта «Востока-5» радиограмму на имя генерального секретаря ЦК Никиты Хрущева с просьбой принять его в в ряды КПСС. Никита Сергеевич собрал членов Центрального комитета — и Быковского приняли в члены партии без прохождения кандидатского стажа…

Валерий Быковский и Валентина Терешкова Фото: фотохроника ТАСС.

Валерий Быковский и Валентина ТерешковаФото: фотохроника ТАСС.

До Луны не долетел

Валерий Федорович обладал уникальным свойством, на него не действовала невесомость. Обычно в первые часы или даже дни полета всех без исключения космонавтов укачивает, из-за прилива крови к голове они чувствуют себя не в своей тарелке. И это не смотря на жестокий отбор и длительные тренировки. Лишь один человек не испытывал никаких проблем с адаптацией на орбите — это был Валерий Быковский. Медики изучали организм космонавта номер 5 и признали его случай уникальным.

Быковский должен был стать одним из героев советской лунной миссии. Он возглавлял группу космонавтов, которые готовились к первому полету вокруг Луны. Старт был назначен на 8 декабря 1968 года, в штатном расписании Быковский занимал место командира главного экипажа. Однако без Сергея Королева наша лунная программа буксовала, риск неудачи был слишком велик и полет отменили. Первыми на Луне высадились американцы. А у Валерия Федоровича было еще два космических полета. В 1976 году его назначили командиром «Союза-22», а в 1978 году Быковский возглавлял совместную советско-немецкую экспедицию, работавшую на борту орбитальной станции «Салют-6». Его напарником был первый и единственный космонавт ГДР Зигмунд Йен.

Быковский должен был стать одним из героев советской лунной миссииФото: фотохроника ТАСС.

Небо забрало сына

В судьбе Валерия Федоровича Быковского была и черная страница, связанная с небом. Его старший сын — Валерий Валерьевич, пошел по стопам отца и стал летчиком. В 1985 году спустя несколько месяцев после выпуска из училища он погиб в авиакатастрофе, где столкнулись гражданский авиалайнер Ту-134А и военно-транспортный самолет АН-26 с группой военных на борту. Погибло в общей сложности 94 человека. Валерий Быковский-младший был помощником командира АН-26, ему исполнилось всего 22 года.

Второй сын космонавта — Сергей Быковский — тоже стал летчиком-истребителем.

В 1988 году Валерий Федорович был уволен из рядов Вооруженных Сил СССР в запас по достижению предельного возраста. Но связи с космонавтикой не потерял. В 1989 году он вместе с коллегами был удостоен Государственной премии за разработку «тренажера сквозного моделирования динамики космического полета на центрифуге».

Прощание с Валерием Федоровичем Быковским состоится 29 марта в 12 часов в Доме космонавтов Звездного городка.

xHTML-код

Валентина Терешкова о Валерии Быковском: Он был и остаётся моим братом….Александр ГАМОВ

Валерий Рюмин сейчас

Осенью 1998 года, после четвертого полета и завершения карьеры пилота корабля, Валерий Рюмин продолжил работу на земле. Он трудится на руководящих постах корпорации «Энергия» в Королеве и возглавляет программу МКС.

Валерий Рюмин в 2020 году

Валерий Рюмин написал книги «Год вне Земли» и в соавторстве «РКК «Энергия» им. С. П. Королева».

Награды

  • Дважды Герой Советского Союза (19 августа 1979, 11 октября 1980)
  • Три ордена Ленина (19 августа 1979, 1979, 11 октября 1980)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 июля 1999)
  • Орден Достык 2 степени (Казахстан, 2001)
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года)
  • Герой Венгерской Народной Республики
  • Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам
  • Орден Хо Ши Мина (СРВ)
  • Герой Кубы
  • Орден «Плайя Хирон» (Куба)

Рюмин Валерий Викторович

Рюмин Валерий Викторович

Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, лауреат Государственных премий СССР, РФ и Украины

Родился 16 августа 1939 года в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. Отец — Рюмин Виктор Николаевич (1912 г. рожд.). Мать — Рюмина Александра Федоровна (1906 г. рожд.). Супруга — Кондакова Елена Владимировна (1957 г. рожд.), Герой Российской Федерации, летчик-космонавт, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Дети: Рюмина Виктория Валерьевна (1965 г. рожд.), Рюмин Вадим Валерьевич (1972 г. рожд.), Рюмина Евгения Валерьевна (1986 г. рожд.).

После окончания в 1954 году 8 классов в школе поселка Загорянка Щелковского района Московской области Валерий Рюмин учился в механическом техникуме в городе Калининграде Московской области. Затем с 1958 по 1961 год проходил срочную службу в Советской Армии, был командиром среднего танка, закончил службу старшим сержантом.

В 1961 году поступил в Московский лесотехнический институт, на факультет электроники и счетно-решающей техники. В 1966 году по распределению был направлен инженером в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне — РКК «Энергия» имени С.П. Королева). Участвовал в разработке документации для электрических испытаний автоматической станции «Зонд», а также в подготовке всех изделий «Зонд» в контрольно-испытательной станции, на технической и стартовой позициях. С января 1970 года — заместитель ведущего конструктора по долговременным орбитальным станциям «Салют» (ведущий конструктор — Ю.П. Семенов).

В марте 1973 года В.Рюмин зачислен космонавтом-испытателем в отряд космонавтов ЦКБЭМ, в группу гражданских специалистов. Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полетам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».

Первый космический полет Валерий Рюмин совершил с 9 по 11 октября 1977 года совместно с Владимиром Коваленком в качестве бортинженера космического корабля «Союз-25» по программе первой основной экспедиции на орбитальной станции «Салют-6». Однако из-за допущенных отклонений на участке причаливания и стыковки, а также перерасхода топлива корабль вынужден был вернуться на Землю. Продолжительность пребывания в космосе составила 2 суток 44 минуты 45 секунд.

В дальнейшем В.Рюмин продолжил подготовку к новым космическим полетам. 15 июня 1978 года вместе с Владимиром Ляховым входил в состав дублирующего экипажа космического корабля «Союз-29».

25 февраля 1979 года он во второй раз стартовал в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-32» (вместе с В. Ляховым) по программе третьей основной экспедиции на орбитальной станции «Салют-6». 15 августа 1979 года выполнил внеплановый выход в открытый космос продолжительностью 1 час 23 минуты, где провел отделение зацепившейся за элементы конструкции станции антенны космического радиотелескопа КРТ-10. 19 августа 1979 года возвратился на Землю на борту космического корабля «Союз-34». Продолжительность пребывания в космосе составила 175 суток 35 минут 37 секунд (самый длительный на тот момент полет в космос).

В 1980 году за месяц до полета бортинженера основного экипажа В.В. Лебедев получил травму и руководство НПО «Энергия» включило В.В. Рюмина в первый экипаж, и 9 апреля 1980 года он в третий раз стартовал в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-35» (совместно с Леонидом Поповым). Работал на борту орбитальной станции «Салют-6». 11 октября 1980 года возвратился на Землю на борту космического корабля «Союз-37». Продолжительность пребывания в космосе составила 184 суток 20 часов 11 минут 35 секунд. Всего за три рейса Валерий Рюмин проработал в космосе без малого год: 361 день 21 час 31 минуту 57 секунд.

В дальнейшем В. Рюмин работал в Центре управления полетами заместителем руководителя, затем руководителем комплекса натурных испытаний. С 1982 по 1989 год В.В. Рюмин был руководителем полетов по изделиям, разрабатываемым НПО «Энергия». Это орбитальные станции «Салют», «Мир», орбитальный корабль «Буран», пилотируемые космические корабли «Союз» и грузовые космические корабли «Прогресс». В 1986 году он был назначен заместителем генерального конструктора НПО «Энергия» и осенью того же года покинул отряд космонавтов.

С 1994 по 1998 год В. Рюмин являлся руководителем программ «Мир — НАСА» и «Мир — Шаттл» со стороны России. В 1997 году он прошел медицинскую комиссию, получил разрешение на полеты на американских кораблях системы «Space Shuttle» и с 3 по 12 июня 1998 года совершил свой четвертый полет в космос на борту космического корабля «Дискавери» по программе STS-91 (9-я стыковка «Шаттла» с орбитальной станцией «Мир») в составе экипажа: Ч. Прекурт, Д. Гори, Ф. Чанг-Диаз, В. Лоренс, Дж.Каванди, Э. Томас. На протяжении 9 суток и 20 часов работал на орбите на борту орбитальной станции «Мир» с Т. Мусабаевым и Н. Будариным.

После возвращения на Землю Валерий Рюмин продолжил работу в качестве заместителя генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П. Королева. С 1998 года он является директором программы по Международной космической станции, заместителем генерального конструктора, руководителем научно-технического центра по испытаниям и управлению полетом.

В.В. Рюмин дважды удостоен звания Героя Советского Союза (1979, 1980). Награжден тремя орденами Ленина (1977, 1979, 1980), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999), медалями. Ему присвоены звания Героя Венгерской Народной Республики (1980), Героя Труда Социалистической Республики Вьетнам (1980), Героя Республики Куба (1980). Награжден многими иностранными орденами и медалями.

В.В. Рюмин — лауреат Государственной премии СССР (за участие в разработке и внедрении методики и аппаратуры многозонального фотографирования из космоса, 1982), Государственной премии Российской Федерации (за комплекс работ, выполненных на орбитальном комплексе «Мир» по российско-американским программам «Мир — Шаттл» и «Мир — НАСА», 1999), Государственной премии Украинской ССР (за выполнение работ с аппаратурой, созданной в Институте электросварки имени Е.О. Патона АН УССР, 1984). Он отмечен золотой медалью имени К.Э.Циолковского Академии наук СССР, а в 1980 году избран почетным членом Международной академии астронавтики.

Валерий Рюмин — автор книги «Год вне Земли» (1987), а также ряда публикаций в российских и зарубежных научных изданиях, в том числе: «Problems of scientific research program onboard the multipurpose orbital station» («Acta Astronautica», Vol.15 September, 1987, в соавт. с М.Ю. Беляевым), «Планирование и перспектива программ экспериментальных исследований на орбитальных станциях «Мир» и «Альфа» («Проблемы развития ракетной и космической техники», 1995, в соавторстве). Имеет патент на изобретение «Способ определения параметров движения центра масс орбитального космического аппарата с инерционными исполнительными органами, с нецентральной тягой и система определения вектора состояния орбитального низколетящего снабженного гиросистемой космического аппарата» (1990, в соавт. с В. Соловьевым).

Семья Валерия Викторовича достойна Книги рекордов Гиннесса. Его супруга — Елена Владимировна — тоже космонавт, причем дважды побывала в космосе. В 1980 году после окончания МВТУ имени Н.Э. Баумана она пришла работать в НПО «Энергия» и как сотрудник Главной оперативной группы управления занималась долгосрочным планированием полетов и тренировками персонала по работе в нештатных ситуациях. В 1992 году ее зачислили космонавтом-испытателем в отряд космонавтов НПО «Энергия», а 4 октября 1994 — 22 марта 1995 года она совершила свой первый полет в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз Мир» по программе семнадцатой основной экспедиции (вместе с А. Викторенко и У. Мербольдом). Продолжительность полета оказалась в то время рекордной для женщины — 169 суток.

Второй полет Е.В. Кондакова совершила 15-24 марта 1997 года в качестве специалиста полета в составе экипажа американского космического челнока «Атлантис» по программе STS-84 (6-я стыковка с орбитальным комплексом «Мир»). Работала на борту комплекса «Мир» вместе с космонавтами В. Циблиевым и А. Лазуткиным, а также американскими астронавтами Ч. Прекуртом, А. Коллинзом, Ж.-Ф. Клервуа, К. Норьегой, Э. Лу, М. Фоулом и Дж.Линенджером. Продолжительность второго полета составила 9 суток 5 часов.

В 1999 году Герой Российской Федерации, летчик-космонавт Е.В. Кондакова была избрана депутатом Государственной Думы по федеральному списку избирательного блока «Отечество — Вся Россия». Ныне она работает в Комитете Государственной Думы по бюджету.

Среди увлечений В.В. Рюмина, быть может, главное — природа: лес, грибы, рыбалка. В литературе отдает предпочтение книгам по истории, мемуарам. Любит веселые и добрые фильмы, а также футбол, баскетбол, хоккей.

Живет в Москве, работает в городе Королеве Московской области.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: