Космонавт Виктор Савиных: «Вплыли — жуткая тишина, темнота и холод»


Биография

Виктор Савиных – космонавт, биография которого в свое время была известна многим советским гражданам, ведь на таких, как он, смотрела вся страна, гордилась ими, равнялась на них.

Родился будущий космонавт в небольшом селе Березкины, находящемся в Орическом районе Кировской области. День его рождения – 7 марта 1940 года. Раннее детство пришлось на военные годы, вскоре после Победы Виктор Савиных пошел в школу. Окончил ее, как и многие другие советские школьники, в 17 лет. Получив среднее образование, Виктор поступил в Пермский техникум железнодорожного транспорта, в дипломе об окончании которого значилась квалификация «путеец-техник».

На достигнутом молодой В.П. Савиных не остановился и в 1969 году окончил институт, получив квалификацию «инженер-механик оптик». Впрочем, и этого ему показалось мало, поэтому он остался в аспирантуре того же учебного заведения – Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. После ее окончания им была защищена кандидатская на тему «Вопросы ориентации космических аппаратов на околоземной орбите».

Еще через 5 лет защищена докторская, которая раскрывала связанную с экологическими трудностями атмосферы тему. После этого он решил начать карьеру дипломата, для чего ему потребовалось получить диплом Дипломатической академии МИД.

Савиных, Виктор Петрович

Родился 7 марта 1940 года в деревне Берёзкины Оричевского района Кировской области. Окончив в 1957 году среднюю школу в деревне Тарасовы Кировской области, поступил в Пермский техникум железнодорожного транспорта. После окончания его в 1960 году получил квалификацию «техник-путеец». С марта по октябрь 1960 года работал на Свердловской железной дороге бригадиром бригады по ремонту искусственных сооружений 6-й дистанции службы пути.

С октября 1960 по сентябрь 1963 года в рядах Советской Армии. Проходил службу в железнодорожных войсках солдатом топографической службы, а после присвоения воинского звания «старший сержант» — в должности помощника начальника железной дороги. Принимал участие в строительстве магистрали Ивдель-Обь. Награждён нагрудным знаком МО СССР «Отличник Советской Армии» (1963).

В 1963 году поступил на оптико-механический факультет Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (МИИГАиК). Учился на «отлично» — «ленинский стипендиат». Окончил институт в 1969 году с отличием по специальности «Оптико-электронные приборы». Получил квалификацию «инженер-оптик-механик». После института работал в ЦКБ экспериментального машиностроения (с 1974 года — НПО «Энергия») в отделе под руководством академика Б. В. Раушенбаха, за 20 лет пройдя путь от инженера до руководителя комплекса. Отдел занимался разработкой систем управления космических кораблей, оптических приборов для кораблей «Союз» и станции «Салют».

Кандидатская диссертация на тему «Вопросы ориентации космических аппаратов на околоземной орбите». Докторская диссертация на тему «Исследование верхней атмосферы Земли с борта пилотируемых станций».

8 декабря 1978 года зачислен в отряд космонавтов. Участвовал в трёх космических полётах на орбитальных станциях «Салют-6», «Салют-7» и «Мир». Суммарный налёт 252 суток, 17 часов, 37 минут и 50 секунд. 50-й космонавт СССР и 100-й — Земли.

Первый космический полёт совершил с 12 марта по 26 мая 1981 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т-4» и 5-й основной экспедиции на станцию «Салют-6». Командир экипажа — Владимир Ковалёнок.

Второй полёт в космос командира корабля Джанибекова и Савиных в качестве бортинженера на корабле «Союз Т-13» считается самым сложным с технической точки зрения в истории отечественной космонавтики. После сбоя основного оборудования командной радиолинии и выдачи неверных команд из ЦУПа, станция «Салют-7», вследствие сбоя питания, перешла в полностью неуправляемый полёт. Для восстановления контроля над станцией была отправлена экспедиция на модифицированном под эти цели корабле «Союз Т-13» в составе Джанибекова и Савиных. С корабля были сняты система автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, были улучшены средства визуального наблюдения для осуществления ручной стыковки, установлен лазерный дальномер и размещены дополнительные запасы воды, питания и кислорода. Сближение корабля со станцией было осуществлено при участии наземных и космических средств системы ПРО, что доказало, в том числе, принципиальную возможность взаимодействия с любыми космическими объектами. События этой экспедиции описаны в его книге «Записки с мёртвой станции». Виктор Савиных провёл в космосе 168 дней с 6 июня по 21 ноября 1985 года, после окончания ремонтных работ на станции и пристыковки к ней космического корабля «Союз Т-14» он стал членом 4-й основной экспедиции на «Салюте-7» вместе с космонавтами Владимиром Васютиным и Александром Волковым.

Третий космический полёт Виктор Савиных совершил с 7 по 17 июня 1988 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз ТМ-5» в составе международного экипажа с командиром Анатолием Соловьёвым и космонавтом-исследователем Александром Александровым (Болгария). В ходе полёта была выполнена стыковка со станцией «Мир», где работал экипаж 4-й основной экспедиции (Владимир Титов и Муса Манаров).

В 1988 году Виктор Петрович Савиных был избран ректором МИИГАиКа. Автор ряда учебников и монографий, статей, посвящённых вопросам дистанционных исследований Земли из космоса, а также научно-популярных книг о космосе. Член Союза писателей. Народный депутат СССР с 1989 года по 1992 год. Президент Ассоциации российских вузов. Главный редактор общественно-политического и научно-популярного журнала «Российский космос». В 1988 году в составе жюри судил финал Высшей лиги КВН. Принимал активное участие в организации в 1990 году и последующей деятельности Оптического общества им. Д. С. Рождественского (вице-президент Общества по международным и внутренним связям в 1990—1993 годах, почётный член с 1997 года).

В 2007 году для В. П. Савиных истёк предельный по возрасту срок пребывания на посту ректора МИИГАиКа, переименованного в 1993 году в Московский государственный университет геодезии и картографии. Виктор Петрович не мог быть вновь избран на должность ректора, но для него было решено сделать исключение, которым он не воспользовался. 18 мая 2007 на пост ректора университета избран В. А. Малинников. Месяц спустя В. П. Савиных был избран на должность президента университета.

Член ВОФ с 1975 года; коллекционирует почтовые марки по теме «Космонавтика».

В 2013 году по приглашению создателя и председателя оргкомитета Национальной премии «Хрустальный компас» И. Г. Чайки вошёл в экспертный совет премии[2]. Ежегодно участвует в торжественных церемониях вручения премии и заседаниях экспертного совета.

Является председателем правления региональной общественной организации «Вятское землячество»[3].

Космос

Виктор Савиных начал свою трудовую деятельность еще в 1960 году, работая бригадиром на Свердловской железной дороге. В 60-63 годах отслужил в рядах СА, в железнодорожных войсках.

В Конструкторское бюро Королева пришел в 1969 году. Начинал свою карьеру в этом месте с инженера, через 20 лет уволился с должности руководителя комплекса.

В 1975 г. Виктор Савиных получил допуск Главной медицинской комиссии, на основании которого спустя три года — в декабре 1978 г. — были получены рекомендации зачислить начинающего в отряд. Для мероприятий такого уровня все это происходило невероятно быстро. Сам Савиных объясняет это тем, что он знал летательный аппарат досконально, настраивал его с момента создания. Он пришел в КБ еще тогда, когда этот проект был лишь на бумаге, поэтому Виктор Петрович сопровождал его практически от момента «зачатия». Назначение на должность космонавта-испытателя подписано 8 декабря 1978 года.

Вместе с группой, которую ожидала станция «Салют-6», участвовал в предполетной подготовке до мая 1980 года.

Октябрь 1978 – весна 1980 года — занят в подготовке к испытательному полету на «Союз Т-2». Экзамены им были успешно сданы, однако практически перед стартом появилось сообщение, что корабль для полета двухместный, поэтому его вывели из программы.

Совершенно неожиданно его перебросили на другой проект, поэтому в октябре-ноябре 1980 года готовился к другому проекту. После его успешного завершения космонавт получил должность бортинженера второго экипажа, предназначенного для испытательного полета «Союз Т-3».

В декабре 1980 года началась окончательная подготовка к старту на «Салют-6», окончившаяся в феврале 81-го. В пятой основной экспедиции Виктор Савиных стал бортовым инженером экипажа резерва. Однако после экзамена комиссия решила перевести его вместе с В. Коваленком в основной экипаж, тогда как Андреев и Зудов перешли в дублирующий состав.

Карьера космонавта

Пройдя все требуемые обследования, Виктор Петрович в декабре 1978-го года становится членом отряда космонавтов. С 1979-го по 1981-й год Виктор Савиных проходит ряд подготовок к различным космическим миссиям, таким как экспедиции на орбитальную станцию и испытание новых образцов КК серии «Союз».

А Вы смотрели: Космонавт Леонов Алексей Архипович

В конце 1980-го года В. Савиных и В. Коваленок стали резервным экипажем программы полета на станцию «Салют-6». Однако орбитальной станции вскоре потребовалось проведение различных ремонтных работ, и Государственная комиссия приняла решение отправить на «Салют-6» человека, уже побывавшего там ранее. Потому Владимир Коваленок, уже посетивший единожды ОС, и бортовой инженер Виктор Савиных были назначены как основной экипаж.

Первый полет космонавта Савиных состоялся 12-го марта 1981-го года, и продлился до 26-го мая. В роли бортового инженера он составил 5-ю экспедицию на станцию «Салют-6».

Первый полет

Свой самый первый полет Виктор Савиных, космонавт, ждал с особым нетерпением. Старт был произведен 12 марта 1981 года. Его должность в течение 74 дней 17 часов и 37 минут и 23 секунд, которые продолжался этот полет, — бортинженер. Позывной его в этот период – Фотон-2. Отличие этого полета от большинства других в том числе в том, что старт состоялся в вечернее время. После взлета космонавтам предстояла большая работа, поэтому они были вынуждены заранее перестроить свой график. Они ложились спать утром, просыпаясь тогда, когда остальные москвичи уже готовились ко сну. После того как решение о полете было окончательно принято, поступило сообщение о том, что Виктор становится пятидесятым советским космонавтом и №100 по международной квалификации.

Перед полетом медики в качестве дезинфекции обработали отбывающих спиртом. Савиных вспоминал, как доктор шутил о том, что теперь для микробов они совершенно неуязвимы. В этот день Виктор написал письма жене и родителям. В конверт он вложил фото, на котором он изображен в скафандре. Семья не видела его в этой форме и даже подумать не могла, что в этот момент он отправляется к ракете, что совсем скоро будет сообщено о его полете.

станция мир

После возвращения на Землю Савиных вспоминал, что коллеги очень старались рассмешить его, отвлечь от волнения. Один из них совершенно серьезно уверял, что положил в грузовой отсек лыжи, на которых можно бегать по космической лыжне. Эти уверения были такими серьезными и детальными, что Савиных не мог сдержать улыбку.

Когда корреспонденты спросили перед стартом, чего им будет не хватать в космосе, Савиных ответил, что это ему не известно, однако в данный момент ему не хватает именно космоса.

Целью миссии являлась расконсервация станции «Салют-6», с которой некоторое время назад пропала связь. Именно внутри «мертвой» станции Савиных впервые попробовал летать в невесомости. Не сразу, но довольно быстро он усвоил, что принимать решение о направлении движения тут надо у плоскости – в момент полета дергаться уже смысла нет. Пока не достигнешь какой-либо поверхности, изменить ничего невозможно.

Вернувшись из первого полета, космонавт с восторгом рассказывал о том, насколько прекрасна наша планета, что с поверхности невозможно ее настолько оценить. Наблюдая бесконечные восходы (за сутки в космосе их можно увидеть 16 раз), Виктор Петрович вспоминал жизнь на Урале, ранние утра с их чистым, свежим запахом. Разве мог он тогда предположить, что будет смотреть на свою планету из космоса? Разумеется, даже в самых смелых мечтах такое не приходило в голову.

С изумлением рассказывал Савиных и о том, какое великолепие цветов открывается из космоса. Полярное сияние произвело на него неизгладимое впечатление, тем более, что космонавтам удалось побывать в самом центре этого явления. Ни одна пленка, по словам наблюдателей, не способна воспроизвести то богатство красок, которое удалось наблюдать им из космоса.

ГЕРОИ СТАНЦИИ «САЛЮТ-7». ВИКТОР САВИНЫХ

Наконец мы дождались выхода на экраны страны фильма о настоящих наших Героях, которых мы с полным правом относим к истинной Элите Нашего Народа и Нашей Державы. Фильм «Салют-7» выходит в канун 60 летия полёта первого спутника.запущенного нашими инженерами и учёными 4 октября 1957 года.

Фильм режисёра Клима Шипенко «Салют-7» основан на реальных событиях , связанных со спасением одноименной космической станции. В 1985 году станция перестала отвечать на сигналы ЦУПа, возникла угроза ее падения. Чтобы не допустить этого, на станцию отправили опытных космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Им пришлось впервые в мире стыковаться в космосе с неуправляемым объектом.

В фильме снялись Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Мария Миронова, Оксана Фандера и Любовь Аксенова. Фильм выходит в канун 60 летия полёта первого спутника.запущенного нашими инженерами и учёными 4 октября 1957 года.

К великому сожалению в нашей Державе такие понятия, как патриотизм, честь и беззаветное служение России достаточно регулярно подвергаются рядом либеральных СМИ, отдельными «продвинутыми» литераторами, «авторитетными экспертами» и прозападными журналистами сомнению, ревизии, даже осмеянию. Слава Богу, в России всегда находятся люди, которые постоянно готовы постоять за честь своей Отчизны. Вспомним пограничников Даманского, воинов-афганцев, псковских десантников. Вспомним и о том, как недавно майор Солнечников лег на гранату, спасая солдат-новобранцев…Вспомним наших солдат, погибших на Северном Кавказе, в Южной Осетии, лётчиков и медсестёр в Сирии…

Есть, к счастью, и всегда будут в России люди, готовые постоять за честь своей Отчизны! Именно благодаря таким людям по прежнему так высок международный авторитет нашей страны, осуществляется её независимая от всевозможных претендентов на мировое господство «главнюков» политика. Сегодняшний мой рассказ о Дважды Герое Советского Союза лётчике космонавте Викторе Петровиче Савиных и его звёздном побратиме — Дважды Герое Советского Союза Владимире Александровиче Джанибекове. Первый материал по этой теме

Как я рассказал в своей публикации в январе прошлого года мне посчастливилось встретиться и познакомиться на Кубе в Доме Космонавтов с дважды Героем СССР, лётчиком-космонавтом, почётным президентом МИИГАИК Виктором Петровичем Савиных. Виктор Петрович находится в прекрасной физической форме, регулярно плавал, бегал трусцой по песчаному пляжу Варадеро. После одной такой пробежки я его и сфотографировал. Кстати, первое, что увидел Виктор Петрович во время своего первого полёта в космос — был остров Куба.

Виктор Петрович Савиных на Кубе. Варадеро, январь 2020 г.

Итак, вернёмся к рассказу о судьбе нашего Героя — деревенского паренька из российской глубинки. Родился Виктор Савиных 7 марта 1940 г. в деревне Берёзкины Оричевского района Кировской области. Родители Виктора были простыми колхозниками, ни о какой особенной профессии для сына они не мечтали – лишь бы человеком был хорошим. Отец воевал, прошёл всю Великую Отечественную.

Родители Виктора Петровича — Ольга Павловна и Петр Кузьмич

Да и каких профессиях знали в те нелёгкие послевоенные годы? Трудно было деревенскому пареньку без посторонней помощи выбрать себе профессию. Кем стать? Агрономом, ветеринаром, а может механизатором? Рядом с деревней проходила железная дорога и находилась станция Быстряги – центр культурной жизни окрестных деревень, так как на станцию приезжал вагон-клуб, где показывали кинофильмы и были другие культурные развлечения для молодежи. Может тогда и появилась мысль приобрести профессию, связанную с железной дорогой? После окончания десяти классов он ее осуществил: поехал в Пермь поступать в техникум железнодорожного транспорта.

В 1957 году вступил в Пермский техникум железнодорожного транспорта. Поступил лёгко, и в 1960 году успешно закончил его.

Виктор Петрович написал о своём детстве и юности в Перми в своей первой книге воспоминаний «Земля ждет и надеется» [1]: «Пермь – город моей юности, и не просто период молодой беспечной поры в жизни, но время духовного становления. Деревенская жизнь дала мне здоровый и трезвый взгляд на окружающее, своим содержанием внушила истину, что во всем надо рассчитывать на себя.

Однако счастье для меня, что после жизни в деревне я попал не просто в большой город, который открывал перед деревенским пареньком доселе неведомые ему возможности, но в город со славными революционными и трудовыми традициями, где опыт прошлого и настоящего люди сплавляли в едином стремлении создать будущее светлым, осмысленным, наполнить его большим содержанием и воплотить в реальность мечты тех, кто не пожалел во имя этого будущего самой жизни…

Тогда в городе оставалось еще много от старой, провинциальной Перми, но и та низенькая, деревянная Пермь казалась мне привлекательной. Да и замечает ли сын морщины, бороздящие лицо матери? Он видит только доброту, которая лучится в ее глазах. А Пермь нас, неокрепших юнцов, приняла по-матерински….

Я – учащийся Пермского техникума железнодорожного транспорта. Специальность – путь и путевое хозяйство. Живу в общежитии и получаю на нынешние деньги семнадцать рублей стипендии.

Чувствую себя вполне довольным и с надеждой смотрю в завтрашний день. Тем более что учиться интересно. На занятия я хожу в морском бушлате с плеча одного из маминых братьев, вернувшихся со службы, в брюках с широченными штанинами. Для теплой поры были у меня матерчатые туфли со шнурками, которые я усердно начищал порошком. Форма одежды у всех нас была одна, что для будней, что для праздников. Особо друг от друга мы ничем не отличались. Может быть, поэтому больше обращали внимание на содержание, чем на форму. Ценили в человеке верность своему слову, честность, порядочность…

Как я уже сказал, Пермь была нам матерью. Мы чувствовали трудовой, здоровый ритм ее жизни и невольно заражались им, гордились тем, что растем на трудовую смену. В общежитии царил дух дружбы и товарищества…ресно. На занятия я хожу в морском бушлате с плеча одного из маминых братьев, вернувшихся со службы, в брюках с широченными штанинами. Для теплой поры были у меня матерчатые туфли со шнурками, которые я усердно начищал порошком. Форма одежды у всех нас была одна, что для будней, что для праздников. Особо друг от друга мы ничем не отличались. Может быть, поэтому больше обращали внимание на содержание, чем на форму. Ценили в человеке верность своему слову, честность, порядочность…

Помню ту жажду деятельности, которая владела нами в семнадцать лет. Всюду хотелось успеть. Я занимался лыжами и ходил в секцию фехтования. Первый в моей жизни бассейн размещался в какой-то бане; кстати сказать, там была единственная плавательная дорожка. Оттуда начался мой «большой заплыв», который впоследствии дал право на получение звания судьи международной категории по плаванию.

Не оставались мы в стороне от культурной жизни города, которая была такой живой и всесторонней…

В Пермском театре оперы и балета – настоящие мастера своего дела, они вписали яркую, незабываемую страницу в книгу моей юности. Они учили нас, вчерашних мальчишек, выросших в трудное время, понимать язык страстей человеческих, всем строем своего гуманного искусства прививали уважение к человеческим чувствам. Любимых актеров из Перми я считаю своими добрыми наставниками в понимании искусства. Образно выражаясь, они дали в руки ключ, который потом позволил открыть много заветных дверей…

Очень любили ходить на каток. Научились кататься на настоящих коньках, так как в детстве катались на коньках, привязанных к валенкам. На всю жизнь запомнили праздничное, яркое окружение катка, мелькание молодых лиц, веселых глаз, призыв «догони»….

Да, мы жили взахлеб, и нам не хотелось отставать от стремительного, бодрого темпа жизни вокруг. Это была счастливая юность, еще более счастливая тем, что мы всего добивались сами. »

В армии

По распределению попал на Свердловское отделение железной дороги. Назначили мастером на строительство моста. Вскоре пришла повестка на армейскую службу. Добрый по характеру, работящий, общительный Виктор быстро стал душой коллектива. Провожали его всей бригадой. Надо сказать, что Виктора Петровича по жизни уважают и любят люди, которые трудятся рядом с ним, под его началом, с ним легко работается, интересно живётся. Всем он старается помочь. Таким воспитали его родители….

Виктор Петрович окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта (1957-1960 гг.), 1960 — 1963 гг. В.П. Савиных служил в армии в железнодорожных войсках. (1960-1963 г.г.), принимал участие в строительстве магистрали Ивдень — Обь.

После демобилизации поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Почему он выбрал именно этот институт? Может мечтал о путешествиях, хотел больше узнать о своей земле, заманчивы были новые земли, новые горизонты? На последнем курсе института женился.

Вскоре у них с Лилей родилась дочка, назвали её Валентиной. В 1969 году получил диплом инженера-оптика с отличными оценками. После окончания института работал в конструкторском бюро С.П. Королёва в отдел легендарного Бориса Чертока. В конструкторском бюро Виктор Петрович трудился 20 лет (1969-1989 гг.). . Виктор Петрович занимался разработкой оптико-злектронных приборов для космических аппаратов. Тут он и «соприкоснутся» с космосом. Проектировать приборы – это одно, а летать в космосе — это совсем другое дело. Чтобы исследовательскую работу с помощью приборов и эксплуатировать их в условиях космического корабля и орбитальной станции, нужен специалист, хорошо разбирающийся в этих приборах. Виктор оказался хорошей кандидатурой – умный, скромный, трудолюбивый, коммуникативный. Прошел должности инженера, старшего инженера, космонавта-испытателя, руководителя комплекса. В отряд космонавтов после подачи личного заявления был принят 8 декабря 1978 г.

Первый космический полет совершил в 1981 г. на корабле «Союз — Т4». Провел на станции «Салют-6» 75 суток. Второй полет длительностью 169 суток состоялся в 1985 г.. В течение полета была проведена стыковка с потерявшей управление станцией «Салют-7», восстановлена «мертвая» станция, осуществлен выход в открытый космос для установки дополнительной солнечной батареи.

Думаю,уместно будет рекомендовать Вам, дорогие читатели просмотр прекрасного фильма Роскосмоса, специально снятого и посвящённого этому поистине героическому и драматическому эпизоду в истории нашей космонавтики, настоящей борьбе за престиж нашей великой Родины. КТО НЕ СМОТРЕЛ — СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ «САЛЮТ-7» https://www.youtube.com/watch?…

«Медленно, ощупывая пустую, холодную темноту, в космическую станцию вплыли двое в противогазах… Так, наверное, мог бы начинаться фантастический и страшный триллер.

Этот эпизод, несомненно, очень эффектно выглядел бы на кинопленке. На самом же деле увидеть нас было невозможно: вокруг жуткая тишина, непроницаемая темень и космический холод».

Г.Т.Береговой представляет экипаж В.Джанибеков и В.Савиных

Такими словами начинается книга В.П.Савиных «Записки с мертвой станции» [2] (здесь и далее приводятся цитаты из книги).

Но этот «триллер» – не плод писательской фантазии. Это — реальная страница истории покорения космического пространства. Это — одна из наиболее значимых технических побед нашей отрасли.

Впервые в мире корабль «Союз» успешно состыковался с неработающим объектом на орбите. Космонавтам буквально за считанные дни удалось реанимировать «умершую» станцию. Благодаря высокому профессионализму и самоотверженности экипажа корабля — Владимира Джанибекова и Виктора Савиных — российская космонавтика смогла еще раз доказать всему миру, что невозможное возможно.

Перед выездом на старт во время беседы с Генеральным конструктором В. П. Глушко

Готовы к старту!

Джанибеков и Савиных доказали принципиальную возможность обеспечения близкого подведения активного корабля типа «Союз» к любому объекту в космосе.

Владимир Джанибеков и Виктор Савиных полностью справились с задачей, невзирая на экстремальные условия – на станции «Салют-7» не работала даже система терморегулирования. Температура – минус 7 градусов по Цельсию, вода на станции превратилась в лед, а после перезагрузки аккумуляторных батарей возникла новая проблема — ледниковый период сменился «всемирным потопом». Талая вода грозила электронике коротким замыканием.

Итак, начнем по порядку.

Модифицированная орбитальная станция «Салют-7» рассчитывалась на более длительный период эксплуатации (до 5 лет), чем ее предшественники. На станции был увеличен объём внутреннего обитаемого пространства, улучшены бытовые условия для экипажа, установлены дополнительные солнечные батареи. На «Салюте-7» начали применять усовершенствованные скафандры Орлан, в которых можно было работать в открытом космосе до 6,5 часов.

На орбиту «Салют-7» была выведена 19 апреля 1982 года ракетой-носителем «Протон». До 1984 года на станции постоянно работали экипажи. Последняя долговременная экспедиция покинула «Салют-7» в октябре 1984 года. В тот момент станция была в работоспособном состоянии. Однако через некоторое время связь с «Салют-7» была потеряна.

«Станция замолчала, погасла, потеряв интерес к жизни — почти как человека, «Салют» постигла депрессия»

12 февраля 1985 года обнаружилась неисправность в одном из блоков командной радиолинии станции, проходили радиокоманды из ЦУПа и информация со станции на Землю. Анализ состояния бортовых систем показал, что произошло автоматическое переключение на второй передатчик. С Земли выдали команду о возобновлении действия первого передатчика. Команда была принята, и через который станция ушла на очередной виток. Но на следующем сеансе связи информации со станции уже не было вовсе.

«Таким образом, мы оказались в полном неведении, что же происходит на борту «Салюта», невозможно было получать телеметрические данные о состоянии бортовых систем комплекса.

Все это означало, что теперь нельзя было по сигналам станционных радиосредств контролировать состояние станции на орбите, анализировать характер ее движения вокруг центра масс, исключалась возможность использования аппаратуры и двигателей ориентации для обеспечения сближения и стыковки с транспортными кораблями, исчезла способность следить за работой и состоянием бортовых систем станции (терморегулирования, энергоснабжения, обеспечения газового состава атмосферы, запаса горючего в двигательной установке).

Что произошло? В каком состоянии станция? Оставалось только гадать: взрыв, разгерметизация из-за попадания метеорита или, может быть, пожар…»

Для выяснения причин «молчания» станции руководство отрасли приняло решение отправить на «Салют» экипаж.

Однако не все было так просто. Снарядить экспедицию – это одно, но ведь, как уже говорилось, станция была в неуправляемом режиме. Как осуществить сближение и стыковку с тем, что сейчас назвали бы «космическим мусором» или «станцией-зомби»?

Выход был один –ручная стыковка.

Такой опыт был у Владимира Джанибекова, к тому времени уже совершившего 4 космических полета.

Лучший экипаж для сложнейшей работы по реанимации станции «Салют-7» на космической орбите

«Инженерные знания Джана (так называют его друзья), умение точно ориентироваться в ситуации, огромное трудолюбие, товарищеская безотказность, весьма были… кстати в предстоящем полном неизвестности полете».

Вторым в команде спасателей «Салюта-7» стал Виктор Савиных, отправившийся во второй космический полет. «Союз Т-13» был доработан специально для этой миссии — вместо демонтированного штатного кресла третьего космонавта в полет взяли дополнительные запасы воды, поскольку неизвестно было, в каком состоянии находятся системы водообеспечения станции.

В.Савиных во время первого полёта на станции «Салют-6» наблюдает за орхидеями

«Союз Т-13» с командиром Джанибековым и бортинженером Савиных стартовал с Байконура 6 июня 1985 года.

Стартовал в неизвестность.

«Джанибеков коротко докладывал: «Пошли, пошли! Идет нормально, машина идет устойчиво. Идет очень жестко.

Небольшие колебания, поперечные… Есть отделение первой ступени, вторая работает мягче, небольшое покачивание… Есть отделение второй ступени… Двигатель работает устойчиво, мягко. На борту порядок! Работает третья ступень, очень устойчиво… Объект отделился от носителя, вышли на орбиту»».

Через двое суток, 8 июня, корабль сблизился со станцией. Экипаж уже в 02 часа 40 минут начал подготовку оборудования и приборов для проведения сближения и стыковки.

В 11 часов утра Джанибеков и Савиных увидели станцию.

Из записи В.А. Джанибекова в бортовом журнале: «Станция очень яркая. Сначала ее не было видно, но потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер. Она отходит в сторону, дальность 7,2 км, скорость 12,8 м/сек… Дальность 4,4 км, скорость 7,8 м/сек… Расхождение 1,5 км”.

С первого раза состыковаться не удалось. Все дальнейшие операции по сближению Джанибеков и Савиных проводили в полностью ручном режиме и, таким образом, практически доказали принципиальную возможность обеспечения близкого подведения активного корабля типа «Союз» к любому объекту в космосе.

Переговоры экипажа с Землей:

«В.А. Джанибеков: «Расстояние 200 метров, включаем двигатели на разгон. Сближение идет с небольшой скоростью, в пределах 1,5 м/сек. Скорость вращения станции в пределах нормы, она практически застабилизировалась. Вот мы зависаем над ней, разворачиваемся… Ну вот, сейчас мы будем немножко мучиться потому, что по солнышку у нас не все хорошо… Вот изображение улучшилось. Кресты совмещены. Рассогласование корабля и станции в допуске… Нормально идет управление, гашу скорость… ждем касания…»

В.П. Савиных: «Есть касание. Есть мехзахват».

Земля: «Молодцы, ребята. Все вас поздравляют…»»

Стыковка прошла благополучно.

Но при подходе «Союза Т-13» к станции в ЦУПе заметили, что не работала система ориентации солнечных батарей, а это влекло за собой отключение системы энергопитания станции.

Можно ли находиться экипажу внутри станции — не знал никто.

И никто не знал, что на самом деле произошло на «Салюте». Космонавтам предстояло это выяснить. Джанибеков и Савиных вошли на станцию, температура на которой в это время была около 7 градусов. Очевидно, что в таких условиях проводить ремонтные работы было практически невозможно. Необходимо было восстановить работоспособность солнечных батарей.

Ремонтные работыв первые дни пребывания на «Салют-7»

«Для восстановления батарей надо было подключить солнечные батареи к шинам системы энергопитания. Для этого необходимо подать напряжение, а напряжения нет. Замкнутый круг.

Подать напряжение от корабля можно, но если в электрических цепях станции окажется неисправность, которая выведет из строя систему электропитания корабля, то его спуск и возвращение на Землю становятся невозможными.

Поэтому нам предстоял долгий, кропотливый труд. Путем прозвонок мы определили и исключили из дальнейших работ неисправные химические батареи. Их, к счастью, оказалось не так уж и много — две из восьми, появилась надежда, что остальные батареи воспримут заряд, если их подключить напрямую к солнечным батареям. Мы подготовили к подключению все необходимые кабели. В толстенном стволе кабелей мы нашли нужный разъем к которому подстыковали, сделанный нами кабель. Пришлось голыми руками, в холоде скручивать электрические жилы этого кабеля и изолировать скрутки изолентой. Шестнадцать проводов необходимо было соединить.

И вот 10 июня первая батарея была поставлена на заряд!»

Первый репортаж со станции «Салют-7». Космонавтам приходилось работать в шапках связанных женой Савиных Лилей. Температура 7 градусовС.

Они работали, не считаясь со временем. В шапках и варежках, которые связала жена Виктора Савиных. Отогревали замерзшие руки и ноги подогретыми консервными банками. Станция постепенно начала оживать…

И уже 23 июня к «Салюту» пристыковался «Прогресс-24» с грузами для экипажа и станции.

Полёт к станции «Салют-7» считается одним из самых сложных за всю историю космонавтики

А в сентябре к Джанибекову и Савиных на борту присоединились Владимир Васютин, Георгий Гречко и Александр Волков. 19 сентября космический корабль «Союз Т-14» состыковался с космической станций «Салют-7». Гречко вернулся на Землю вместе с Джанибековым в космическом корабле «Союз Т-13» 26 сентября 1985 года.

Виктор Петрович Савиных приземлился вместе с Васютиным и Волковым 26 ноября 1985 года.

Ремонт астроориентатора. «Лудить, паять, кастрюли, вёдра чинить»

Станция «Салют-7» проработала после этого на орбите еще 6 лет. За 9 лет эксплуатации на станции «Салют-7» работали 6 основных экипажей и 5 экспедиций посещения. В состав экспедиций посещения входили первые космонавты Франции и Индии. Всего на станции работали: 21 космонавт, три космонавта по два раза и один трижды.

К станции летали 11 пилотируемых кораблей «Союз Т», 12 грузовых кораблей «Прогресс» и 3 грузовых корабля серии «Космос».

Из станции «Салют-7» было осуществлено 13 выходов в открытый космос, общей продолжительностью 48 часов 33 мин.

Генеральный конструктор В. П. Глушко поздравляет с завершением полета

«Салют-7» была планово затоплена 7 февраля 1991 года. Это была последняя станция серии «Салют».

Станцию, которую первоначально планировали вывести на орбиту под названием «Салют-8», впоследствии переименовали в «Мир». Савиных работал на «Мире» несколько месяцев в 1988 году.

С супругой в Звездном городке после возвращения из космоса

«Сегодняшний космос — это наши чисто практические заботы и тревоги, связанные с погодой на планете людей, урожайностью наших полей и пастбищ, изучением природных ресурсов, охраной окружающей среды. Проблемы Мирового океана, навигация, картографирование, дальняя радио — и телевизионная связь, производство сверхчистых веществ и уникальных материалов — все это и много другое напрямую связано с космосом. Он стал для нас рабочей площадкой, лабораторией и цехом.

Космос — это работа, и, прямо надо сказать, работа не из легких. Особо достается в первые дни. В космическом доме много дел, поэтому программа полета получается гибкой: если накапливаются какие-то неотложные заботы, то согласовываем с Землей изменение программы.

Пресс-конференция на Байконуре. После исторической миссии на «Союзе Т-13» Владимир Джанибеков в космос больше не летал.

Что касается эмоционального фона, то он не снимается, но отходит на второй план, на первом — действие. Собранность, сосредоточенность — необходимые условия для любой ответственной работы».

В российской истории покорения космоса много подвигов. Полет Джанибекова и Савиных – один из них.

8 июня 2020 года исполнилось уже 32 года этому подвигу.

С.Крикалёв и В.Джанибеков открывают Космоцентр в подмосковном Звёздном

Дважды Герои Советского Союза летчики-космонавты Владимир Александрович Джанибеков и Виктор Петрович Савиных сегодня особое внимание уделяют воспитанию подрастающего поколения.

Об этом говорил Владимир Джанибеков в одном из своих интервью: «По моим расчетам, только детей, интересующихся космонавтикой и космосом, в России сотни тысяч. Молодежь очень активно интересуется космической тематикой, технологиями, космической философией. Многие мечтают о космосе с детства. Я вам прямо скажу — наши дети хотят лететь на Марс».

Виктор Петрович Савиных свою работу после третьего полёта в космос связал с делом подготовки молодых кадров для нашей промышленности, возглавив свой родной МИИГАИК. Это было тяжёлое время развала СССР. И нужно сказать , что во многом благодаря таким людям как лётчики-космонавты Савиных В.П и Елисеев А.С. в России сохранились такие высшие школы мирового уровня как МИИГАИК и МВТУ.

На строительстве детского Космоцентра в Кирове. В кировском Космоцентре для юных космонавтов будут оборудованы виртуальный ЦУП — центр управления полётами, виртуальная станция «Салют» и другие современные тренажёры-имитаторы

В позапрошлом году Виктору Петровичу исполнилось 75 лет. Виктор Петрович по прежнему много своего личного времени тратит на работу с молодым поколением, включая наших самых юных граждан.

И это очень хорошо, что такие люди — настоящие Герои России, подлинные патриоты занимаются воспитанием нашего подрастающего поколения.

Встреча молодёжи и школьников с В.П. Савиных. Дети проявляют интерес и активно общаются с Героем. Мальчишка задаёт серьёзный вопрос.

P.S.:

Американскую орбитальную станцию «Скайлэб» вывели на орбиту 14 мая 1973 года. По планам специалистов NASA, она должна была эксплуатироваться десятилетия. Однако эту станцию американцы затопили через шесть лет, уже в 1979 году. И причина ее ликвидации до сих пор остается тайной. На станции побывало всего три экспедиции.

Своих героев, чтобы реанимировать и модифицировать станцию на орбите в США не нашлось.

«Скайлэб» оказалась одной из самых дорогих программ Соединенных Штатов в истории освоения космоса.

NASA прилагало все усилия, чтобы ее обломки попали в Индийский океан. Несмотря на это, около тысячи мелких фрагментов металлическим дождем просыпались на густонаселенный район штата Западная Австралия. К счастью, обошлось без жертв

Зато нашлись деньги на снятие в Голливуде очередных пасквилей о советских орбитальных станциях и наших космонавтах в ушанках с кувалдами… Ничего нового… Включите радио, включите TV, любую западную телекомпанию, откройте авторитетнейшее западное издание, зайдите в е-нет на «самые честные» глобалистские либерально-демократические ресурсы и внимайте вслед за США , «свободной» Европой и «всем цивилизованным миром, разделяющим демократические ценности» очередной бред про страшную Россию — страну-«бензоколонку» и агрессивных русских…и противостоящих страшной угрозе «святых и честных» американцев с прихлебателями из НАТО, еле сдерживающих и спасающих мир… от русской угрозы в космосе и на Земле от Аляски и Гренландии до Антарктиды…Супермэн, Бэтман ,Крепкий Орешек ,Рэмбо, Чип и Дэйл спешат Вам на помощь!

СПИСОК ССЫЛОК

1. «Земля ждет и надеется» Пермское книжное издательство,1983

2. «Записки с мёртвой станции» М.: ИД «Системы Алиса», 1999

3.

11 Молодёжных Циолковских Чтениях

Второй полет

Это был самый длительный полет из тех, что выпали на долю Савиных. Около 4 месяцев длилась экспедиция на «Салют-7». Первый этап состоял из восстановления всех функций станции. Совместная работа с Джанибековым дала отличный результат: работоспособность станции была восстановлена. В рамках этого задания Савиных вышел в открытый космос. Работа вне корабля заняла 5 часов.

виктор савиных космонавт биография

План работ второго этапа включал в себя Васютина и Волкова, однако по причине болезни Васютина полет пришлось закончить досрочно. Савиных получил назначение на должность командира экипажа.

Данный полет длился в общей сложности 168 суток 3 часа 51 минуту 8 секунд.

После возвращения на Землю наш герой в качестве бортового инженера проходил подготовку на ОК «Мир», затем – к полету на ОС «Мир». В первом случае его экипаж был дублирующим, во втором – основным.

Третий полет

Виктор Савиных, космонавт № 50 в стране, совершил свой последний в карьере полет в 88 году. В качестве бортинженера с 7 по 17 июня участвовал в миссии на КК «Союз ТМ-5».

Через двое суток после старта космический корабль состыковался с орбитальной станцией, на которой работала основная четвертая экспедиция. Станция «Мир» произвела благоприятное впечатление на прибывших. Выполнив задачи совместного полета, экипаж вернулся на Землю. Эта экспедиция была необычной тем, что совместно с советскими космонавтами станция «Мир» принимала специалистов из Болгарии.

виктор савиных семья

Этот полет длился 9 суток 20 часов 9 минут 19 секунд.

Материалы по теме

Полет Гагарина в космос

Космонавт Савиных Виктор Петрович

Следующий полет Виктор Савиных выполнил совместно с Владимиром Джанибековым с 6-го июня по 21-е ноября 1985-го года. В результате сбоя радиопередачи между центром управления полетов и ОС «Салют-7», последняя потеряла всякое внешнее управление. Для решения этой проблемы и был сформирован экипаж переоборудованного корабля «Союз Т-13». С аппарата было снято кресло для третьего пилота и оборудование для проведения автоматической стыковки, все было направлено на улучшение визуального обзора для ручной стыковки. Проведя успешную стыковку, космонавты выполнили выход в открытое пространство, который продлился 5 часов. После выполнения ремонтных работ экипаж «Союз Т-13» перешел на борт станции. Общее время полета превысило 168 суток. Данная операция считается одной из самых технически сложных в отечественной космонавтике.

Третий и последний полет космонавта Савиных был совершен 7-го июня 1988-го года. Экипаж корабля «Союз ТМ-5» провел стыковку с новой космической станцией – «Мир». Выполнив все запланированные работы, Виктор Петрович 17-го июня уже вернулся на Землю.

За проведенные космические миссии космонавт Савиных был удостоен звания Героя Советского Союза, Монгольской и Болгарской народной республики.

А Вы смотрели: Биография Мичио Каку

Личная жизнь

С девушкой, которая впоследствии стала женой, Виктор познакомился во время учебы в техникуме в Перми. Первое, на что он обратил внимание, – как легко и свободно танцевала Лилия. Она сама решила, что он пойдет ее провожать домой, чем очень насмешила будущего космонавта. Девушка любила спорт, занималась легкой атлетикой и являлась отличной лыжницей, что сделало ее привычной к вниманию и жаждавшей его. Жена Виктора Савиных родилась 23 февраля 41 года, ее девичья фамилия – Меньшикова. Лилия Алексеевна работала преподавателем кафедры физвоспитания Московского лесотехнического института.

Виктор Савиных, семья которого в детстве состояла из родителей, его самого и его младшего брата, воспитывал одну дочь, родившуюся 12 августа 1968 года. Валентина, всю жизнь гордившаяся отцом, не пошла по его стопам. Она стала биологом.

Жизнь после

В 1988 году Виктор Петрович принял предложение получить должность ректора. Он приступил к руководству университетом, в котором годы назад обучался сам – МИИГАиК. Спустя год карьера космонавта была закончена официально, после чего до 1992 года Савиных являлся народным депутатом Советского Союза. Доктором технических наук Виктор Петрович является с 1990 года.

жена виктора савиных

На сегодняшний день бывший космонавт занимает должность главного редактора журнала «Российский космос». Он – почетный гражданин г. Кирова, где в его честь установлен памятник. Кроме того, имя этого космонавта присвоено одной из малых планет.

Космонавт Виктор Савиных: Сейчас дети снова мечтают стать космонавтами!

Ранним утром в «Домодедово» не очень людно. Мимо баров, где аэрофобы «накатывают» по бокальчику, чтобы спокойнее долететь, уверенно идёт на посадку 78-летний космонавт Виктор Савиных. Ему предстоит почетная и долгожданная миссия — вместе с министром культуры Владимиром Мединским и губернатором Игорем Васильевым открывать детский космический Центр в родном Кирове.

Задумка старая — в 2011-м году Савиных на встрече с Владимиром Путиным сказал, что хотел бы, чтобы президент поддержал появление такого центра. Владимир Владимирович поддержал и потом держал дело на контроле. В 2014-м началось строительство, но в 2016-м было приостановлено из-за недостатка средств. В итоге все случилось — из резервного фонда Правительства Российской Федерации было выделено 95,5 млн рублей, и работа пошла.

По этому поводу торжественная делегация отправилась из Москвы. Министр культуры в детском Центре был не только гостем, но еще и заинтересованным посетителем. Виктор Петрович устроил ему экскурсию по музею, которому тоже нашлось место в Центре, показав экспонаты и отвечая на вопросы Мединского. Как мы узнали, коллекция будет еще пополняться, но и сейчас там достаточно интересного. Начиная от пионерского галстука маленького Вити Савиных, бортовыми часами и прочими раритетами с космических станций, где он работал, заканчивая макетом скафандра для внекорабельной деятельности «Орлан-МКС» и космической пищей.

Так как в центре еще и будут проходить занятия для детей и подростков, делегации показали, как эти самые занятия проходят. В скорости в полном режиме будут работать интерактивные классы, кабинет робототехники, виртуальный Центр управления полетами, где дети смогут в реальном времени взаимодействовать с МКС, а также полнокупольный цифровой планетарий, аналогов которому нет в России, конференц-зал-трансформер для конференций и кинопоказов. В центре установлено самое современное мультимедийное оборудование.

«Когда дети будут приходить сюда и видеть достижения России в области космонавтики – это поможет им сделать правильный выбор дальнейшей профессии. Мы видим здание с очень хорошими возможностями, сейчас главное – воплотить их в жизнь. Хочется, чтобы из мальчишек, которые будут здесь заниматься и посещать Кировский детский космический центр, вышло как можно больше летчиков, космонавтов и конструкторов» — заметил Мединский.

Космонавт Виктор Савиных так же подтвердил «Комсомолке», что в последнее время интерес к космонавтике вернулся: — «Дети снова хотят стать космонавтами! Был период, когда мечты у них были другими, но все сейчас потихонечку возвращается на свои места- особенно после книг, после этих двух фильмов («Движение вверх» и «Салют 7»)».

Виктор Петрович с удовольствием пустился в воспоминания. Мы рассказали ему, что у нынешних космонавтов в качестве «психподдержки» на станции есть Интернет, чтобы они чувствовали связь с Землёй, и спросили, как у них обстояло с этим делом. «Ну, к нам приходила Эдита Пьеха, давала концерт. А когда мы летали, Интернета не было. И моя жена приезжала раз в неделю поговорить со мной по телефону, и рассказывала мне все, чтобы мы не волновались. Только хорошее говорили. Во время моего полета сгорела дача, но мне об этом не рассказывали, чтобы я не волновался».

Конечно же, снова прозвучала тема фильма «Салют 7». Когда картина вышла, Савиных был несколько недоволен из-за того, что фильм не соответствует тому, что было на космической станции. И, поэтому, когда картину вспомнили на открытии Центра, снова завёлся: «Если бы режиссер более глубоко вник в тему. Они вот сожгли космический аппарат, а потом на нем решили сесть на землю». Мединский успокоил космонавта, но тот через 10 минут, отвечая на вопросы журналистов, признал, что в фильме великолепная компьютерная графика, но вот «инженером в скафандре» его назвали зря. А так же рассказал, что фактически не взаимодействовал со съемочной группой — «Приезжали помощники режиссера с моей книгой «Записки с мертвой станции». Потом мне прислали сценарий, когда все готово было. Я все почеркал. Они уехали, на съемки нас не приглашали. В итоге там столько «плюх»… «.

Чуть позже министр прокомментировал «Комсомолке» возмущение, которое часто бывает у людей и их родственников, по чьим историям снимают кино. Не так давно вдова баскетболиста Сергея Белова тоже была недовольна недостоверностью фильма «Движение вверх»:

«Есть «документальное кино», «художественное кино», «основанное на реальных событиях» — формулировок много. Вот, в конце апреля выходит фильм «Танки». Написано, что он о конструкторе Кошкине, изобретателе танка Т-134. Там какая-то хитрая формулировка в начале, что ясно лишь одно — Кошкин был, танк точно был, центральное событие фильма имело место в реальности. Но что вокруг — наверняка было придумано создателями фильма или же взято из других историй того времени. Знаете, Штирлица не было, раскрою вам тайну. А Мюллер был, но совсем не такой обаятельный, как в кино. Такой «сухарь»…И Шелленберг совсем не похож на Табакова. Это не документальное кино, но это никак не умаляет ни подвига наших разведчиков, ни мужества наших спортсменов, что касается фильма «Движение вверх».

Я считаю, что создатели этой ленты больше, чем кто бы то ни было за последнее десятилетие сделали для того, чтобы наша победа на той Олимпиаде 1972-го года действительно была увековечена. Я в январе, помню, заходил в Википедию, и там «выскакивают» самые популярные запросы. И мне выпало тут же «Мюнхен — 72», «Белов баскетбол». И это очень хорошо — художественные произведения вызывают желания поглубже узнать историю. Пару лет назад вышел на BBC сериал «Война и мир». Его и ругали, и хвалили, но это побуждает людей брать в руки книгу, перечитать ее».

Награды

За свою долгую трудовую деятельность и благодаря проведенным исследованиям Савиных получил множество наград и званий. Он несколько раз становился лауреатом различных государственных премий, Кавалером орденов Ленина, «За заслуги перед Отечеством», медалей «Золотая звезда», награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» и многих других. Кроме того, неоднократно получал звания героя.

Два раза становился героем Советского Союза. Звания ему присвоены в 1981 и 1985 годах.

В 1981 году получил звание героя Монгольской народной республики, через семь лет – аналогичное в Болгарской республике.

С 1981 г. – летчик-космонавт СССР.

станция салют 6

Не только в нашей стране оценили деятельность Савиных, в Париже он является членом Международной Академии астронавтики. Кроме того, он член Международных инженерной Академии и Академии информатики. С 2006 года является членом-корреспондентом РАН.

Общественная деятельность

Виктор Савиных всегда вел очень активную общественную жизнь. Он был депутатом СССР, членом комитета по экологии, баллотировался в Думу РФ дважды, однако оба раза избранником народа не стал. Является президентом Федерации плаванья, Членом президиума общества филателистов, является действительным членом большого количества разнообразных обществ. В 2010 году вошел в тройку в списке Кировского отделения Единоросов на выборах в государственное собрание. В 2011 году был избран депутатом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: