В МАИ разрабатывают концепт суборбитального самолёта

Из источников СМИ

Космический туризм – еще 20 лет назад подобное словосочетание трудно было себе представить. Однако в наши дни такой аттракцион – объективная реальность.

Россия может по праву считать себя лидером в области туристического освоения космоса. Первый космический турист – американец Деннис Тито – совершил свой полет на российской ракете. Запуск первого космического туриста проводился с космодрома Байконур, который находится на территории Казахстана.

Конечно, говорить о «набирающем силу» направлении туризма пока преждевременно. Туры в космос – развлечение, доступное единицам. Средняя стоимость полета – около 20 миллионов долларов. Так что пока космических туристов в мире всего четверо: трое американцев (уже упомянутый Денис Тито, Грегори Олсен и Ануше Ансари) и Марк Шаттлуорт (ЮАР). Россия же остается единственной страной в мире, которая предлагает подобный вид отдыха.

Основной организатор космических туров России – агентство «Роскосмос». Ему, в частности, принадлежит знаменитый центр подготовки космонавтов Звездный городок. Сам по себе Звездный городок также является превосходным местом для привлечения внимания туристов. Городок находится в Подмосковье, в 30 километрах от Москвы.

Экскурсии по Звездному городку проводятся регулярно. У посетителей есть возможность увидеть точную копию затопленной космической станции «Мир» и гигантский бассейн, в котором космонавты проходят подготовку к выходу в открытый космос. Самые смелые могут испытать себя на центрифуге – специальном устройстве, которое моделирует перегрузки при старте космического корабля.

Тем не менее, монополия в космическом туризме России не грозит. США также ведут активные разработки в этой области. Россия же отвечает Америке в духе 60-х годов – готовит экскурсионные туры на Марс и на Луну.

Так или иначе, уже к 2021 году планируется сделать космический туризм массовым явлением. По расчетам, через пятнадцать лет объем этого сегмента туррынка будет равен примерно 700 млн. долларов, а количество туристов, которые получат возможность увидеть Землю с орбиты, составит 14 тысяч.

Суборбитальный космический корабль
Общие сведения
Суборбитальный космический корабльSpaceShipTwo
Назначениеперевозка пассажиров
ПроизводительThe Spaceship Company
Первый полет10 октября 2010 (первый полет) 29 апреля 2013 (с реактивным двигателем)
Членов экипажа2 пилота, 6 пассажиров
СтатусПланируется продолжение разработки
ЗаказчикVirgin Galactic
ПредшественникSpaceShipOne
Официальный сайт

SpaceShipTwo (SS2) — частный пилотируемыйсуборбитальный космический корабль многоразового использования.

Является частью программы Tier One, основанной Полом Алленом, базируется на успешном проекте SpaceShipOne, выигравшем конкурс Ansari X-Prize. В отличие от последнего, сможет нести на борту до 8 человек (6 пассажиров + 2 пилота), будет крупнее и комфортнее. Также будут устранены некоторые конструктивные недостатки. Система из SS2 и WK2 будет приблизительно в 3 раза больше системы из SS1 и WK.

Авиаконструктор Бёрт Рутан и его партнёр Ричард Брэнсон, основавший космическо-туристическое предприятие «Virgin Galactic», собираются участвовать в первом полётеSpaceShipTwo.

Свидетельствуют пилоты

Полёты на «Х-15» требовали от пилотов смелости, силы воли и высочайшего самообладания. Пилот Скотт Кроссфилд вспоминал: — Меня страшно смешило, как наши инженеры пытаются вселить в лётчика уверенность в своих силах, а когда пилот залезает в машину — разбегаются по своим укрытиям. И так всегда, чувствуешь себя — как на кладбище: ты один, и вокруг — никого. Я запустил двигатель. Надо было прогазовать на разных уровнях тяги. Я заглушил его, запустил вновь, а он автоматически отключился. Я нажал кнопку возврата к исходному положению. И тут все взлетело в воздух! Я услышал крик диспетчера: «Выключай!» Вокруг огонь, взрыв, кабину со страшными перегрузками отбросило к границе пожара. Ощущение, будто попал в оранжевое чрево Солнца. Отключил что можно и стал ждать, когда пламя утихнет. Через 15 минут вышли на связь журналисты. Я решил их успокоить, сказав, что единственная неприятность — намокшие штаны, ведь пожарные окатили меня с головы до пят. Назавтра одна из газет вышла с заголовком: ««Х-15» взорвался, пилот наделал в штаны». Лётчик Милт Томпсон так описывал свои ощущения: — Когда тебя сбрасывают (с самолёта-носителя В-52, — прим. автора), неожиданно ощущаешь всем телом сильнейший удар. Самолёт вполне может перевернуться. Перво-наперво нужно поскорее запустить двигатель, а меня отбросило назад — чувствую, совсем не могу шевельнуть головой из-за перегрузки. Но справился. При наборе высоких скоростей физически ощущаешь, как нагревается корпус самолёта и его начинает трясти, потому что металл коробится, а иногда в кабине появляются клубы дыма. А ты сидишь и не знаешь, что происходит. Лётчики не говорят, что боятся. Но я, скажем так, все время нервничал. Поразительно, но программа «Х-15» не имела логического продолжения. Американцы, получив огромное количество данных и достигнув определённых успехов, остановились на полпути, переключившись с авиационно-космических систем на чисто космические (проект «Меркурий»).

Описание

Аппарат будет доставляться на пусковую высоту (около 20 км) с помощью самолёта White Knight Two (WK2).

Максимальная высота полёта 135—140 км (согласно информации BBC) или 160—320 км (согласно интервью сБёртом Рутаном) (у SpaceShipOne — 100—110 км), что позволит увеличить время невесомости до 6 минут (SpaceShipOne — 3 минуты). Максимальная перегрузка — 6 g. Все рейсы планируется начинать и заканчивать на одном аэродроме в Мохаве в штате Калифорния. Первоначальная ожидаемая цена билета 200 тыс. $. Первый тестовый полёт состоялся в марте 2010 года. Запланировано порядка ста тестовых полётов. Начало коммерческой эксплуатации — не ранее 2014.

Планируется, что помимо туристических задач SpaceShipTwo будет выполнять исследования атмосферы в интересах NOAA — часть приборов будет размещена на самолёте-разгонщике White Knight Two с целью регулярного измерения содержания газов (метана и углекислого газа) на высотах 8-15 км, а также получение проб воздуха с этих высот. При помощи самого SpaceShipTwo будут проводиться изучения ионосферы на высотах 100—110 км.

Будущее пилотируемых космических полётов

Россия в настоящее время ведёт разработку многоцелевого пилотируемого космического корабля «Русь», отказавшись от проекта «Клипер» и объявила о пилотируемых полётах на Луну в будущем.

В США проектируется многоцелевой исследовательско-прикладной пилотируемый корабль «Орион», предназначавшийся как для замены системы «Спейс шаттл» при околоземных полётах, так и для обеспечения пилотируемых полётов на Луну с 2019—2020 гг. и в перспективе на Марс в рамках отменённой амбициозной «программы Созвездие». Начало околоземных орбитальных полётов корабля «Орион» ожидается в 2014—2015 гг.

Таким образом, у США в течение как минимум пяти лет не будет собственного пилотируемого космического корабля, так как все шаттлы были списаны в 2011 году. В течение всего этого времени американских астронавтов будет возить Роскосмос.

Китай объявил об обширной космической программе, включающей в ближайшем будущем — создание собственной пилотируемой орбитальной станции и в отдалённом будущем — пилотируемые многоразовые транспортные космические системы следующего поколения и пилотируемые полёты к Луне.

Кроме США, России и Китая программы по самостоятельной пилотируемой космонавтике имеют и другие страны мира.

Европа (Европейское космическое агентство) разрабатывает как собственно европейский, так и совместный российско-европейский пилотируемые космические корабли для использования с 2020 года. В рамках обширнойпрограммы «Аврора» Европа планирует в кооперации с США и Россией или самостоятельно отправлять людей на Луну с 2025 года и затем на Марс после 2030 года.

Индия планирует стать следующей (4-й) космической сверхдержавой и начать запуски собственного пилотируемого космического корабля с 2016 г., а в далёкой перспективе в сотрудничестве с Россией или даже самостоятельно — доставлять человека на Луну.

Япония продолжает исследования в области создания пилотируемых многоразовых транспортных космических систем и объявила о планах пилотируемых полётов к Луне после 2025 года.

Иран с 2005—2008 гг начал работы по созданию к 2020 г. собственного небольшого пилотируемого космического корабля и в перспективе — небольшой орбитальной станции.

Турция составила поэтапный план разворачивания собственной космонавтики, завершающийся созданием пилотируемого космического корабля после 2020 года.

Малайзия объявляла желание стать инициатором и координатором создания объединённой космической программы мусульманского мира, включая независимую пилотируемую космонавтику.

В рамках космического туризма компании Scaled Composites и несколько других продолжают разработку туристических суборбитальных и орбитальных космических кораблей и даже орбитальных станций с планами начала регулярной эксплуатации в ближайшем будущем.

Разработка

Проектируется компанией Scaled Composites LLC (США), с 1982 года занимающейся производством экспериментальных летательных аппаратов.

Предварительный полноразмерный макет корабля в разрезе был продемонстрирован публике 28 сентября 2006 года, а демонстрация готового космолёта состоялась 7 декабря 2009 года. На официальном сайте компании можно забронировать билеты стоимостью в 250 тыс. $.

Планируется создать пять единиц SpaceShipTwo и два самолёта White Knight Two, с которых будут запускатьсяаппараты.

Кораблям SS2 решено дать персональные названия. Первый экземпляр SpaceShipTwo имеет регистрационный номер N339SS и собственное имя VSS Enterprise. VSS означает Virgin Space Ship (англ. Virgin — от названия компании Virgin Group; англ. Enterprise — в честь корабля USS Enterprise из сериала «Звёздный путь»). Второй корабль решено назвать VSS Voyager[en] в честь корабля USS Voyager из того же сериала.

В постройку аппаратов Virgin Galactic собирается вложить 100 млн долл.

Средства пилотируемых космических полётов

В настоящее время человечеством используются следующие космические корабли и орбитальные станции:

  • Транспортные космические корабли«Союз-ТМА» (Россия)
  • Космические корабли«Шэньчжоу» (КНР)
  • Международная космическая станция

Помимо перечисленных космических аппаратов для полётов и проживания людей в космическом пространстве использовались:

  • Ракетные самолёты:«X-15» (США)
  • Частный многоразовый суборбитальный космический корабль«SpaceShipOne» американской компании Scaled Composites
  • Многоразовые транспортные космические корабли«Спейс Шаттл» (США), Буран (СССР)
  • Пилотируемые космические корабли: «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т», «Союз-, «Джемини», «Аполлон» (США)
  • Орбитальные станции:«Салют», «Алмаз» (СССР), «Скайлэб» (США), «Мир» (СССР-Россия).
КорабльСтранаЭкипажПолётовПериод использования
Одноразовые космические корабли
«Восток»СССР1 чел.61961—1963
«Восход»СССР2—3 чел.21964—1965
«Союз» (все разновидности)СССР Россия1—3 чел.106с 1967
«Союз 7К-ОК»СССР1—3 чел.81967—1970
«Союз 7К-ОКС»СССР3 чел.21971
«Союз 7К-Т»СССР2 чел.271973—1981
«Союз 7К-ТМ»СССР2 чел.21975—1976
«Союз-Т»СССР2—3 чел.141979—1986
«Союз-ТМ»СССР Россия2—3 чел.341986—2002
«Союз-ТМА»Россия3 чел.19с 2003
«Меркурий»США1 чел.61961—1963
«Джемини»США2 чел.101965—1966
«Аполлон»США3 чел.151968—1975
«Шэньчжоу»КНР1—3 чел.3с 2003
Многоразовый транспортный космический корабль
«Спейс шаттл»США2—8 чел.1351981—2011
БуранСССР0 чел.11988
Суборбитальные самолёты
«North American X-15»США1 чел.21963
«SpaceShipOne»США1 чел.32004

Испытания

15 июля 2010 года челнок SpaceShipTwo (SS2) совершил пробный 6-часовой полёт с экипажем на борту в атмосфере. Полёт челнока над калифорнийской пустыней Мохаве был совершён в пристыкованном состоянии к самолёту-платформе White Knight Two (WK2), который является его стартовым комплексом.

10 октября 2010 года на аэродроме в пустыне Мохаве состоялся первый самостоятельный испытательный полёт Enterprise (известен также как SpaceShipTwo). Аппарат был поднят самолётом-носителем White Knight Two на высоту 15 км, после отделения от самолёта-носителя и 15-минутного свободного полёта, без включения двигателя, совершил посадку. Полёт и приземление ракетоплана прошли хорошо. По уверениям разработчиков первый реальный суборбитальный полёт мог состояться осенью 2010 года.

4 мая 2011 года над пустыней Мохаве суборбитальный самолёт впервые продемонстрировал эффективность уникального хвостового оперения, которое позволяет аппарату безопасно входить в атмосферу. За 45 минут носитель поднялся на высоту 15,7 км и сбросил SpaceShipTwo. Хвостовое оперение впервые было повернуто вверх на угол 65 градусов. В этой конфигурации аппарат пролетел 1 минуту 15 секунд и почти вертикально спустился на 4,7 км. Суборбитальный самолёт продемонстрировал отличную устойчивость и управляемость. На высоте 10 км пилоты повернули оперение в обычный, «самолётный», режим и спустя 11 минут 5 секунд после сброса с борта White Knight Two приземлились на взлетно-посадочную полосу.

29 сентября 2011 года SpaceShipTwo испытал систему приземления в экстренных условиях.

30 апреля 2013 года был произведен первый полет с испытанием реактивного двигателя самолёта. Отделившись от носителя на высоте около 14 км, SpaceShipTwo включил двигатель, и через 16 секунд достиг скорости 1,2М и высоты 17 км.

9 сентября 2013 года был проведен второй сверхзвуковой полет ракетоплана. Отделение от носителя произошло на высоте 15 км и, включив двигатель на 20 секунд, SS2 набрал высоту 23 км и начал снижение, достигнув скорости 1,43М.

10 января 2014 года, в ходе третьего сверхзвукового полета, двигатель ракетоплана опять включился на запланированные 20 секунд, подняв его на высоту 23,6 км. В ходе спуска со скоростью 1,4М была протестирована система управления положением в космическом пространстве Reaction Control System (RCS) и новое жаростойкое покрытие хвостовых балок.

В мае 2014 года компания объявила об изменении топлива с полибутадиена с концевыми гидроксильными группами, склонного к нестабильности при времени работы двигателя более 20 секунд, на термопластичныйполиамид[источник не указан 94 дня].

31 октября 2014 года SpaceShipTwo VSS Enterprise потерпел крушение в пустыне Мохаве на юге Калифорнии при проведении испытаний обновлённого гибридного двигателя, использующего топливную смесь на основе гранул полиамида и закиси азота. После достижения самолетом-носителем White Knight Two высоты 50 000 футов(15,2 км) и отделения от него SpaceShipTwo, через несколько секунд свободного полёта с включенным двигателем аппарат разрушился — по заявлению, сделанному 3 ноября, из-за несанкционированного перевода хвостового оперения в положение торможения. Один из пилотов-испытателей погиб. Другой пилот смог покинуть аппарат с парашютом, и с травмами был доставлен в больницу. Это был первый полёт с новым топливом, ранее испытанным на земле; и четвёртый полет с включением двигателя корабля, предыдущий полет без включения двигателя был совершен 7 октября. На момент катастрофы другой SpaceShipTwo — VSS Voyager построен на 60 %.

Кто уже побывал в космосе

Суборбитальный космический полёт

Суборбитальный космический полёт — космический полёт летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической, то есть недостаточной для вывода на орбиту искусственного спутника Земли.

Ракетоплан X-15 в полёте.

Другое часто используемое определение:

Суборбитальный космический полёт — полёт аппарата сэллиптической скоростью по баллистической траектории с апоцентром, находящимся выше границы космоса, и с перицентром, находящимся ниже поверхности планеты, то есть без выхода на орбиту искусственного спутника планеты.

Согласно второму определению, суборбитальный космический полёт может осуществляться также при скоростях, превышающих по величине значение первой космической скорости вплоть до величины второй космической (параболической) скорости. Такие полёты возможны, например, при строго вертикальном наборе скорости, а также в других случаях, в которых вектор скорости аппарата в момент отключения двигателей ориентирован таким образом, что сформированная траектория имеет перицентр ниже поверхности планеты. При этом аппарат не может стать искусственным спутником планеты, несмотря на достаточную по величине скорость.

Согласно классификации Международной федерации аэронавтики (ФАИ), космическим считается полёт, высота которого превышает 100 км (линия Кармана). Согласно классификации Военно-воздушных сил США, космическим полётом считается полёт, высота которого превышает 50 миль (приблизительно 80 км).

Первые успешные попытки суборбитальных полётов были совершены в 1944 году в Германии при испытании боевой баллистической ракеты Фау-2. При вертикальном запуске во время испытаний ракета достигла высоты 188 км, что, по современным меркам, считается суборбитальным полётом. Ракеты Фау-2 были непилотируемыми. Также существовал проект «Америка» для нанесения ударов по восточному побережью США с созданием двухступенчатой первой в мире межконтинентальной ракеты (МБР) A9/A10 «Amerika-Rakete», головная часть с боеголовкой которой совершала суборбитальный полёт и наводилась на цель сначала по радиомаяку, а затем — пилотом, покидающим кабину на парашюте и приводняющимся в Атлантическом океане. Испытания второй ступени А-9 проводились несколько раз, начиная с 8 января 1945 года, при этом, согласно неподтверждённым данным, на борту находились пилоты, которые в случае превышения в этих запусках высоты 100 км могли считаться первыми космонавтами.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов в Советском Союзе были проведены несколько пусков с достижением высот свыше 100 км. 22 июля 1951 года состоялся суборбитальный полёт собак Дезик и Цыган на Р-1В, которые стали первыми животными, успешно возвращенными из космоса. Полёты Р-1Б были предусмотрены как подготовительные по секретной программе Проект ВР-190 суборбитальных полётов космонавтов, которая по официальным данным была отменена, хотя некоторые сторонники конспирологических теорий заговоровутверждают, что неудачные пилотируемые полёты всё-таки были совершены в 1957—1959 гг.

В 1960-х годах в США были осуществлены 15 суборбитальных пилотируемых космических полётов. Два полёта проведены по программе «Меркурий» (Mercury) — космические корабли «Фридом-7» (Freedom-7) и «Либерти Белл-7» (Liberty Bell-7) выводились на баллистическую орбиту ракетой-носителем «Редстоун» (Redstone). Оба этих полёта признаны космическими по версии МФА и ВВС США и их пилоты стали первыми астронавтами США.

Тринадцать суборбитальных полётов были осуществлены на ракетном самолёте «Х-15А». Все эти тринадцать полётов признаны космическими по версии ВВС США. Только два полёта «Х-15А» (№ 3 и 4 в таблице) признаны космическими также и ФАИ.

В 1975 году во время вывода на орбиту корабля «Союз-18-1» произошёл отказ ракеты-носителя. В результате космический корабль на орбиту не вышел, а совершил полёт по суборбитальной траектории.

Три суборбитальных полёта (№ 6—8 в таблице) осуществлены впервые на частном космическом самолетеSpaceShipOne (СпейсШипУан) (Космический Корабль № 1).

В рамках разворачивающегося в 2010-х гг частного космического туризма суборбитальные полёты предлагаются широкой общественности на авиакосмических системах SpaceShipOne и других, а также на ракетных системахTycho Brahe, ARCASPACE-Stabilo и других. В США уже строится первый космопорт для осуществления регулярных суборбитальных полетов.

Также существуют проекты суборбитальных пассажирских авиалайнеров (напр, SpaceLiner) и военных транспортников быстрого реагирования.

Суборбитальные пилотируемые космические полёты
ДатаЛетательный аппаратДостигнутая высотаПилот
15 мая 1961Меркурий-Редстоун-3186,0 кмАлан Бартлет Шепард
221 июля 1961Меркурий-Редстоун-4190,3 кмВирджил Айвен Гриссом
319 июля 1963North American X-15полёт 90106,0 кмДжозеф Уокер
422 августа1963North American X-15полёт 91108,0 кмДжозеф Уокер
55 апреля1975Союз-18-1192,0 кмВасилий Григорьевич Лазарев, Олег Григорьевич Макаров
621 июня 2004SpaceShipOne полёт 15100,124 кмМайкл Мелвилл
729 сентября2004SpaceShipOne полёт 16102,93 кмМайкл Мелвилл
84 октября2004SpaceShipOne полёт 17112,014 кмБрайан Бинни
  1. Приведённое определение является следствием из определения термина «суборбитальная траектория» в законодательстве США (49 U.S.C. § 70102 (20) (2004)): «Суборбитальная траектория — заданная траектория полёта ракеты-носителя, спускаемого аппарата или любой его части, мгновенная точка падения которого в условиях вакуума не выходит за пределы поверхности Земли». На языке оригинала: «Suborbital trajectory — the intentional flight path of a launch vehicle, reentry vehicle, or any portion thereof, whose vacuum instantaneous impact point does not leave the surface of the Earth». См. Draft Guidelines for Commercial Suborbital Reusable Launch Vehicle Operations with Space Flight Participants
  2. Космос-журнал: Первый космопорт

Полёты корабля SpaceShipeOne

Голубым цветом выделены полёты с включением ГРД, зелёным — полёты на высоту более 100 км.

№ п/пШифр полётаДата полётаМаксимальная высота подъёма*Длительность**ПилотПрим
130L / 03G2003.08.0714 335 метров19 м.Майкл Мелвилл Michael Melvill1
232L / 05G2003.08.2713 000 метров10 м. 30 с.Майкл Мелвилл Michael Melvill2
337L / 06G2003.09.2314 274 метров12 м. 15 с.Майкл Мелвилл Michael Melvill3
438L / 07G2003.10.1714 900 метров17 м. 49 с.Майкл Мелвилл Michael Melvill4
540L / 08G2003.11.1422 265 метров19 м. 55 с.Питер Сиболд (Peter Siebold)5
641L / 09G2003.11.1914 725 метров12 м. 25 с.Майкл Мелвилл Michael Melvill6
742L / 10G2003.12.0414 755 метров13 м. 14 с.Брайан Бинни (Brian Binnie)7
843L / 11P2003.12.1720 700 метров18 м. 25 с.Брайан Бинни (Brian Binnie)8
949L / 12G2004.03.1114 785 метров18 м. 30 с.Питер Сиболд (Peter Siebold)9
1053L / 13P2004.04.0832 000 метров19 м. 07 с.Питер Сиболд (Peter Siebold10
1156L / 14P2004.05.1364 400 метров21 м. 49 с.Майкл Мелвилл Michael Melvill11
1260L / 15P2004.06.21100 124 метра24 минутыМайкл Мелвилл Michael Melvill12
1356L / 14P X-Prize Flight #12004.09.29102 937 метров24 минутыМайкл Мелвилл Michael Melvill13
1456L / 14P X-Prize Flight #22004.10.04111 996 метров24 минутыБрайан Бинни (Brian Binnie)14

Список суборбитальных запусков в 2013 году

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 августа 2013; проверки требуют 19 правок.

Список суборбитальных пусков, произведённых в 2013 году. Красным цветом выделены неудачные запуски.Жирным выделены пилотируемые КА.

Рекута Александр Леонидович — «Космический туризм будет в России!»

Примечания[ | ]

  1. Приведённое определение является следствием из определения термина «суборбитальная траектория» в законодательстве США — 49 USC § 70102 (20) (2004):

    Суборбитальная траектория — заданная траектория полёта ракеты-носителя, спускаемого аппарата или любой его части, мгновенная точка падения которого в условиях вакуума не выходит за пределы поверхности Земли.
    Оригинальный текст (англ.)

    Suborbital trajectory — the intentional flight path of a launch vehicle, reentry vehicle, or any portion thereof, whose vacuum instantaneous impact point does not leave the surface of the Earth.

    См. Draft Guidelines for Commercial Suborbital Reusable Launch Vehicle Operations with Space Flight Participants.

  2. Walter Dornberger.
    Peenemünde. Moewig Dokumentation. — Berlin : Pabel-Moewig Verlag Kg, 1984. — Т 4341. — С. 297. — ISBN 3-8118-4341-9.
  3. 70 лет первому снимку Земли из космоса, 24 октября 2016
  4. Первый в СССР запуск баллистической ракеты А-4
  5. Черток Б. Е.
    Глава 4. Становление на родной земле. Три новые технологии – три государственных комитета // Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, 1999. — Т. 1. Ракеты и люди.
  6. Thomas Burghardt.
    NASA and Roscosmos trying to avoid an empty Space Station (англ.).
    nasaspaceflight.com
    (18 October 2018). Дата обращения 7 марта 2020.
  7. Баллистический спуск (неопр.)
    . N+1 Интернет-издание (11 октября 2018). Дата обращения 7 марта 2019.
  8. НАСА признало аварийный полет Хейга и Овчинина космическим (неопр.)
    . РИАНовости (4 декабря 2018). Дата обращения 7 марта 2020.
  9. Первый космопорт // Космос-журнал.

Последний проект ученого

Владимир Михайлович был крепким орешком: его репрессировали, а он стал одним из ведущих ученых мира в области космонавтики. Темы его изысканий насильственно закрывали дважды, но он не сдавался. Только одно подводило ученого – возраст. Мясищев знал, что, начав глобальную работу, он ее уже не закончит. Об этом он как-то сказал своему первому заместителю: «Этот проект будет моей лебединой песней. Результата ее я уже не застану. Однако я смогу начать ее в правильном направлении.»

Шестидесятичетырехлетний конструктор, словно сбросив лет сорок, с энтузиазмом взялся за разработку глобальной темы «Холод-2», результатом которой стал проект «Суборбитальный самолет Мясищева МГ-19». Создавался принципиально новый летательный аппарат.

атомный самолет мясищева

Необходимые фундаментальные исследования, конструирование, испытания и, наконец, полная реализация проекта были распланированы примерно на двадцать лет. Изначально намечалось отработать технологию потребления криогенного топлива, затем остальные проектно-конструкторские работы.

Владимир Михайлович создал и сплотил профессиональный и креативный коллектив для разрешения научно-конструкторской работы. Начальником проектного комплекса стал соратник Мясищева А. Д. Тохунц, главным конструктором — И. З. Плюснин, ведущими специалистами по направлениям назначены А. А. Брук и Н. Д. Барышов.

Проект, павший жертвой интриганов

Расчетные исследования подтвердили впечатляющие технические возможности воздушно-космического самолета. Однако над проектом, требующим дальнейшей пятилетней проработки, внезапно завис дамоклов меч закрытия. Министр обороны Устинов поддержал осуществляемый быстрее проект академика Глушко В. П. «Энергия-Буран». На фоне позиции четвертого по рейтингу лица в СССР позиция министра авиапрома Дементьева П. В., поддерживающего атомный самолет Мясищева, не имела решающего значения. Петр Васильевич, изучив документацию, понимал, что МГ-19 в случае его создания ознаменует качественный отрыв советской космической программы, а проект «Буран» — лишь симметричный ответ Пентагону.

Министр авиапрома некоторое время пытался затягивать выполнение программы академика Глушко. Однако участвующие в создании космических самолетов подведомственные ему предприятия были приказом переведены из Минавиапрома в Министерство общего машиностроения.

самолет мясищева в м мг 19

Так властные интриганы остановили проект, создающий суборбитальный самолет авиаконструктора Владимира Мясищева МГ-19. Владимир Михайлович превратился в подчиненного главного конструктора Лозино-Лозинского В. Г. Работы над воздушно-космическим самолетом стали постепенно сворачиваться, а после смерти Мясищева в 1978 году его разработку закрыли.

Суборбитальный самолет Мясищева. Двигатель

Уникальная двигательная установка являлась визитной карточкой 19-й модели. Она оказалась камнем преткновения для многих ученых. Одни из них считали принципиально недостижимыми технические характеристики проекта. Другие полагали невозможным создание ядерного двигателя, не угрожающего радиацией самим космонавтам.

Однако коллектив, управляемый конструктором, рассчитал нужные технические параметры двигателя, благодаря чему самолет Владимира Мясищева МГ-19 перестал казаться фантазией. Комбинированная двигательная установка, использующая энергию ядерной реакции, давала ему возможность не только осваивать околоземное пространство, но также и окололунное. Ядерная установка давала возможность использовать перспективные виды космического оружия: пучковое, лучевое, климатическое.

самолет м 60 мясищева

В проекте также была разрешена проблема облучения экипажа. Радиоактивный контур изолировался при помощи специального теплообменника. По этому вопросу Владимир Михайлович провел плановую консультацию с президентов советской академии наук Александровым А. П. Тот высоко оценил создающийся самолет Владимира Мясищева МГ-19, сделав твердое заявление, что через десять лет будет создан серийный комбинированный двигатель с ядерной установкой.

Мясищев Владимир Михайлович. Начало карьеры

Жизнь этого человека была насыщенной. Мясищев пользовался авторитетом у коллег. Его уважал С. Королев, двух выдающихся инженеров летательных аппаратов связывала тесная дружба. Его идеи обгоняли время, а разработки всегда были сверхактуальными. Достаточно упомянуть, что летательные аппараты Мясищева установили 19 мировых рекордов.

Родился будущий Генеральный конструктор ОКБ-23 в 1902 году, в семье богатого купца Тульской губернии. Интерес к авиации возник в детстве, когда в его родном городе Ефремове приземлился отряд красных летчиков. Мальчик потрогал их самолеты руками и «заболел» ими на всю жизнь.

Окончил Мясищев МВТУ им. Баумана в 25 лет и тогда же и женился — на Елене Спендиаровой, дочери армянского композитора.

самолет мясищева мг 19

После получения высшего образования двенадцать лет работал в КБ Туполева. Учился тонкостям конструирования у своего руководителя Петлякова В. М. Владимир Мясищев. Самолеты «Максим Горький», АНТ-20, ТБ-3 стали плодом работы инженерно-технического коллектива, где набирался опыта герой этой статьи.

Владимир Михайлович выделялся среди коллег фундаментальными физико-математическими знаниями. В 1934 году он руководил созданием бомбардировщика-торпедоносца АНТ-41, пребывая на должности начальника бригады ЦАГИ.

С 1937 года Мясищев налаживал серийное производство Ли-2 как главный конструктор завода № 84 (Химки). Это стало признанием в нем производственника-практика.

Космический полёт в литературе

  • Наставления для полёта наЛуну в древнеиндийской поэме Махабхарата.
  • Легендао полёте к Солнцу Икара на крыльях, скреплённых воском.
  • Полёт к Луне накорабле, унесённом бурей, и на крыльях у Лукиана Самосатского — II век.
  • Легенда о попытке полёта в небо нагрифонах Александра Македонского — X век.
  • Описание путешествия в небоРамы индийским поэтом Тулсидасом в Рамаяне — 1575.
  • Посещение Луны при помощимагии в Астрономических грёзах (Mystrerium cosmographicum) Иоганна Кеплера — 1634.
  • Путешествие на дрессированныхлебедях к Луне — Человек в Луне (англ. The man in the Moon) английскогописателя Ф. Годвина — 1638.
  • Магический полёт вЭкстазном небесном путешествии (Itinerarium extaticum quo mundi opificum) немецкогоестествоиспытателя А. Кирхера — 1656.
  • Аппарат движимыйпороховыми ракетами в сочинении Сирано де Бержерака (фр. Cyrano de Bergerac) —Комическая история Государств и империй Луны (фр. Histoire comique des Etats et empires de la Lune) — 1657.
  • Путешествие на лебедях у немецкого писателя Х. Я. Гриммельсхаузена —Похождение Симплиция Симплиссимуса (нем. Der abenteuerliche Simplizissimus) — 1669.
  • Межпланетные скитания сатурнианца в повести ВольтераМикромегас — 1752.
  • Достижение Луны при помощипаровой машины у английского поэта Дж. Байрона (англ. George Gordon Byron) — Дон Жуан (англ. Don Juan) — 1819—1823.
  • Полёт к Луне навоздушном шаре в произведении американского писателя Эдгара По — Необыкновенное приключение Ганса Пфаля (англ. The Unparalleled Adventures of One Hans Pfall) — 1835.
  • Вещество отталкиваемоеЗемлёй в Путешествии на Луну (фр. Un Voyage à la lune) Жюля Верна — 1865.
  • Ракетный аппарат в произведениифранцузского писателя А. Эро Путешествие на Венеру — 1865.
  • Путешествие на Луну впушечном снаряде в серии романов Жюль Верна о Пушечном клубе — 1865—1870.
  • Полёт с Луны наВенеру и Меркурий при помощи давления солнечного света героев французских романистовФора и Графиньи — Необыкновенные приключения русского учёного — 1889—1896.
  • Невесомостьпридаваемая кораблю некоторым веществом у немецкого писателя Лассвица (нем. Kurd Laßwitz) — На двух планетах (нем. Auf zwei Planeten) — 1897.
  • Гравитационный экран в романеГерберта Уэллса Первые люди на Луне (англ. First men in the Moon) — 1901.
  • «Минус-материя» иреактивный двигатель для полёта на Марс из романа А. А. Богданова Красная звезда —1908.
  • Способ передвижения в космическом пространстве при полёте к Луне за счет давления света в романеБориса Красногорского По волнам эфира — 1913.
  • Использованиеядерной энергии для космического полёта в научно-фантастическом романе Артура Трена иРоберта Вуда (англ. Robert Wood) Вторая Луна — 1915.
  • Изложение основных принципов космического полётаКонстантином Эдуардовичем Циолковским в романе Вне Земли — 1920.
  • Полёт на Марс— «Аэлита» (российский писатель А. Н. Толстой) — 1923.
  • Ракетныйполёт к Марсу и Венере и орбитальная космическая станция в романах Прыжок в ничто 1933 иЗвезда КЭЦ 1936 Александра Беляева.
  • «Незнайка на Луне»Николая Носова — 1965.

Состоявшиеся и попытки первых национальных полётов

странакосмическое агентствонациональный терминкосмонавтдатакосмический корабльракета- носитель
СССРКБ КоролёвакосмонавтЮрий Гагарин12 апреля 1961Восток-1Восток
СШАNASAастронавт (astronaut)Алан Шепард5 мая 1961Меркурий- Редстоун-3Редстоун
СШАNASAастронавт (astronaut)Джон Гленн20 февраля 1962Меркурий- Атлас-6Атлас D
КНРCNSAтайконавт (yǔhángyuán, hángtiānyuán)(1973), отмененоШугуанВеликий поход-2
СССРКБ КоролёвакосмонавтВасилий Лазарев, Олег Макаров5 апреля 1975Союз-18-1Союз
КНРCNSAтайконавт (yǔhángyuán, hángtiānyuán)7 января 1979, (неудачно) не подтверждено(1981), отмененоFSWВеликий поход-2
Европейский союзESAастронавт (astronaut)(1999), отмененоГермесАриан-5
Ирак(2001), отмененоТаммуз-2 или 3
ЯпонияJAXAутюхикоси (uchūhikōshi)(2003), отмененоHOPEH-II
КНРCNSAтайконавт (yǔhángyuán, hángtiānyuán)Ян Ливэй15 октября 2003Шэньчжоу-5Великий поход-2F
ДанияCopenhagen Suborbitalsastronaut(…), планируетсяTycho BraheHEAT
РумынияARCASPACEastronaut (astronauţ)(…), планируетсяStabilo- mission8стратостат
ИндияISROгаганавт (gaganaut, antarikshanaut)(2016), планируетсяISRO OVGSLV-Mk III
ИранISAфазанавард (faza navard)(2017—2018), планируется (2021—2022), планируетсяШахаб-6 или 7
Европейский союзESAастронавт (astronaut)(2018), планируетсяCSTS (илиATV evolution)Ариан-5
ЯпонияJAXAутюхикоси (uchūhikōshi)(2025), планируетсяH-IIB
КНДРКККТ(…), планируетсяЫнха-4 или 5
Республика КореяKARI(…), планируетсяНаро-3 или 4
ТурцияTÜBİTAKастронот (astronot), гёкмен (gökmen)(…), планируется
МалайзияMNSAангкасаван, (angkasawan)(…), планируется

Состоявшиеся орбитальные полеты выделены жирным Состоявшиеся суборбитальные полёты (согласно классификации Международной федерации аэронавтики (ФАИ)) выделены курсивом Отменённые суборбитальные и орбитальные полеты Планируемые суборбитальные и орбитальные полеты

Спасительный арест

Нелегкими для армии были времена, когда репрессировали всю ее верхушку. К чести отдельных работников НКВД, «мозги Вооруженных Сил» пытались уберечь. Возможно, поэтому в 1938 году, действуя на опережение костоломов Берии, ведущих авиаинженеров арестовали, вынудив подписать признание о вредительстве, судили и отправляли отбывать наказание в тюремное конструкторское бюро № 23.

Попав туда, Мясищев с удивлением увидел знакомые лица: арестованного ранее своего наставника Петлякова, Туполева, Королева и еще полтора десятка авиационных специалистов. Они не только работали совместно, но и проживали в одном и том же помещении.

Впрочем, НКВД никогда не был благотворительной организацией. В пассиве Владимира Михайловича числился 10-летний тюремный срок и конфискация имущества. В активе – сохраненная жизнь, работоспособность, талант, позволяющие в перспективе быть реабилитированным.

Конструктор был хорошим семьянином. Пережить испытания ему помогала надежда опять вернуться к семье. Как он вспоминал, только благодаря письмам супруги он не сломался.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: