Конспект занятия «Как стать настоящим космонавтом»


Кого берут в космонавты

Еще в период формирования концепции пилотируемых полетов отец советской космической программы С. П. Королев не без основания полагал, что первыми космонавтами должны стать военные летчики. Неудивительно поэтому, что первый набор кандидатов в космонавты состоял из 20 летчиков-истребителей.

Первый отряд космонавтов

Однако вскоре С. П. Королеву стало ясно, что в космосе необходимы представители и других профессий – инженеры, врачи, ученые-исследователи. Так в 1965 году по его инициативе при ЦПК был сформирован отряд гражданских космонавтов, состоящий преимущественно из инженеров королевского ОКБ-1, участвующих в создании космической техники.

Еще через два года о намерении создать свой отряд заявило руководство Института медико-биологических проблем (ИМБМП). В 80-е годы его численность достигла 10 человек, из которых только двое побывали в космосе.

С тех пор концепция отбора кандидатов в космонавты практически не изменилась. Космонавты-испытатели, (они же командиры экипажей) – в прошлом летчики ВВС. Космонавты-инженеры — как правило, выпускники престижных технических ВУЗов (МАИ, МВТУ, факультет космических исследований МГУ и др.), принимавшие участие в создании образцов космической техники. Среди членов экипажа могут быть и космонавты-исследователи, обычно квалифицированные врачи и биологи.

«Шанс стать космонавтом намного выше, чем 30 лет назад»

Центр подготовки космонавтов завершает открытый набор кандидатов в отряд космонавтов. Окончательно он завершится к лету. О том, как проходит отбор и что отличает новых кандидатов от предшествующих поколений космонавтов, «Известиям» рассказал заместитель командира отряда, Герой России Александр Самокутяев.

— Сколько человек претендует в этом году на место в отряде космонавтов?

— На начало апреля у нас было более 400 заявлений, 87 претендентов — женщины. Пока ни одна отбор не прошла, но несколько претенденток еще ожидают рассмотрения своих кандидатур. Набор открытый. Требования исключительно просты. Заявление с просьбой рассмотреть его кандидатуру может написать любой гражданин России в возрасте до 35 лет, имеющий высшее образование. Приоритет отдается людям с высшим техническим образованием и работникам ракетно-космической отрасли, а также авиации.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Ко Дню космонавтики Москву украсят плакатами и видеооткрытками

Для полетов к Луне составят специальное меню

В него войдут консервированные и обезвоженные блюда

Китайский «Гагарин» Ян Ливэй поделился впечатлениями от первого полета

Умер автор первого свободного полета человека в открытом космосе

В прошлый набор в 2012 году заявлений было примерно столько же. Тогда мы выбрали восемь человек. Из них к сегодняшнему дню осталось шестеро, двое ушли. Сейчас мы тоже планируем набрать 6–8 человек.

— Чем отличаются требования к будущим космонавтам сегодня?

— Подход стал рациональнее. Нынешние требования к здоровью не такие жесткие, как были раньше, но к интеллектуальному уровню и к знаниям по всем направлениям они стали выше.

— В чем именно?

— Мы хотим видеть, как кандидат думает. На отборе человек может блистать цифрами, но когда мы ставим ему логическую задачу, он справляется не так, как мы бы хотели. Или вообще не справляется — бывает и такое. Мы видим, насколько быстро человек соображает, какие решения принимает, какие выводы делает.

— 400 заявлений — это много или мало для нашей страны?

— Я считаю, что мало. Мне кажется, это от неуверенности в себе. Думают: «Ой, да куда мне?»

— Какой шанс побывать в космосе у тех, кто успешно пройдет отбор и обучение?

— У нынешнего поколения шанс стать космонавтом намного выше, чем у молодых людей лет 30 назад. Набор проходит достаточно регулярно, да и в космос сейчас летают чаще. По программе МКС мы летаем четыре раза в год. Лет 15–20 назад летала половина из тех, кого готовили. Сейчас у нас примерно девять из 10 космонавтов выполняют полеты.

— Многим из ваших однокашников удалось полететь в космос?

— Из 11 космонавтов моего набора 2003 года не слетали трое. Один из них еще полетит — сейчас находится на подготовке. Другой был отстранен по медицинским показаниям. Третий решил не лететь — возраст.

«С самого детства он грезил стать военным летчиком»

Племянница и крестница Юрия Гагарина Тамара Филатова — о том, каким ей запомнился первый космонавт планеты

— Насколько подготовлены к этой профессии нынешние молодые люди?

— Мы сталкиваемся с тем, что не все ребята физически подготовлены. У нас не сумасшедшие требования к сдаче физнорматива: подтянуться, проплыть, пробежаться. Всё укладывается в нормы ГТО. Мы не требуем высоченных результатов и мировых рекордов. Нам не нужны спортсмены или силачи, которые гнут подковы. Нужны выносливые люди, которые могут соображать, даже когда чувствуют сильнейшую усталость.

В наше время даже смешно было думать, что нормативы будут такими простыми. Но оказывается, что для многих кандидатов это проблема.

Достаточно большой отсев идет по психологической пригодности. Не все отдают себе отчет в выборе профессии. Люди совершенно нормальные, но психологи видят: не соответствует этот товарищ выбранному направлению. И лучше его «тормознуть» сейчас, чем когда-то возникнут сложности.

По требованиям медиков идет тоже большой отсев. Хотелось бы, чтобы наш народ больше за здоровьем следил.

— Когда вы выбирали профессию, вы воплощали в жизнь мечту многих ребят советского поколения. А как с мотивацией у современных молодых людей?

— Да, в наше время все мальчишки мечтали стать космонавтами. Мы поименно знали всех, кто побывал на орбите, их биографии. Появление нового космонавта всегда вызывало большой интерес.

И я мечтал. Но не думал, что стану. Знал, что буду военным летчиком: можно сказать, родился с этой мыслью. И я им стал. А уже из военной авиации попробовал свои силы и стал космонавтом.

Сейчас после предварительного отбора к нам приходят ребята с блеском в глазах, с явным желанием стать космонавтом, знают историю развития и становления отечественной космонавтики.

Проложившие дорогу к звездам

Как создавали один из главных центров мировой космонавтики

Мне кажется, что стремление у нынешней молодежи такое же, как и у их предшественников. Первые летчики, которые совершали перелеты в Америку, спасали челюскинцев, были знаменитыми. Тогда все хотели быть летчиками. А потом полеты стали привычным делом. Космонавтика тоже когда-нибудь станет делом, которым смогут заниматься все желающие. Но пока за 50 лет в космосе побывало чуть больше 500 землян. В масштабах численности населения Земли это ничтожно мало. Так что нельзя сказать, что профессия стала обыденной — она такая же редкая. И остается одной из самых трудных и опасных.

— Как это подтверждает ваш личный опыт?

— Любой космонавт вам скажет, сколько сил и нервов забирает подготовка. Не все выдерживают. Только за два года общекосмической подготовки сотня или даже чуть больше экзаменов сдается. Заходишь в аудиторию, а там сидят человек 15–20 — разработчики, которые придумали данную систему. Они просто задают вопросы и ставят оценку. Вопросы на понимание, а не на знание и зазубренные цифры. И оценка должна быть только «пять».

А сам космический полет — огромный стресс, очень серьезное испытание. Выход в открытый космос — тяжелейшая физическая работа, мужская работа, которая сопряжена с большим риском, напряжением внимания. Усталость действует незаметно, но ошибок не прощает. Скафандр находится под избыточным давлением, чтобы создать условия для работы в вакууме. У нас нет атмосферы, которая нас спасает от солнечной радиации. В течение полугода она накапливается. Пользы это, конечно, не приносит.

— Есть расхожее мнение, что с начала 1990-х годов популярными стали совсем другие профессии. Вы это чувствуете, общаясь с кандидатами?

— В некоторой степени. Мы регулярно встречаемся со школьниками. Не припомню, чтобы лет 10–15 назад интересовались зарплатой космонавтов. А сейчас практически на всех встречах спрашивают. Люди хотят узнать, за какие деньги они будут рисковать здоровьем и жизнью.

В наше время мы о зарплате, честно говоря, не особенно задумывались: ну она наверняка есть, думали мы. Основная идея — полет, выполнение задач в космосе. К этому стремились.

Как полететь в космос

Полет в космос

Итак, человек однажды принимает важное для себя решение: я хочу стать космонавтом. С чего начать? Для начала стоит ознакомиться с общей информацией. Главный космический работодатель в России – Федеральное космическое агентство, располагающее четырьмя центрами отбора – в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке и Хабаровске. Об очередном наборе сообщается на сайте ЦПК. Последний 17-й набор завершился в июле текущего года.

Космонавты, по-прежнему, «товар» штучный. К кандидатам, как и раньше, предъявляются очень жесткие требования. Отбор проходит в несколько этапов. В начале комиссия знакомится с личным делом. Обязательные условия: наличие российского гражданства, возраст до 35 лет, высшее инженерное образование или летная специальность, отсутствие правонарушений.

Затем — медкомиссия. По сравнению с первым набором требования менее строгие, что связано с изменившимися условиями пребывания на борту космического корабля: они стали намного более комфортными и безопасными. Тем не менее определенным стандартам необходимо соответствовать. Главное из них – безупречное здоровье. Заключительный этап – тесты на профессиональную пригодность.

Тренеровки космонавтов

Кандидаты, успешно прошедшие все этапы отбора, зачисляются в отряд космонавтов. Его полное название ФГБУ НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина, который находится в знаменитом подмосковном Звездном городке.

#интервью | Откровения NASA: как стать космонавтом?

Как стать космонавтом? Кто из нас не задавался этим вопросом, будучи ребенком. Многие и по сей день спрашивают сами себя: а смог бы я? Разворачивается эпоха новых космических путешествий и освоения космоса. Только одно поколение начнет исследовать космос — и это мы. А пока давайте разберемся, как стать космонавтом, чтобы не стало слишком поздно, и комета Галлея не прилетела туда, где вас уже нет.

Коты в космосе

Каждые несколько лет NASA вербует космонавтов. Самое передовое космическое агентство планеты, не в пример Роскосмосу, стабильно запускает свои аппараты в космос и даже на Марс. Но как справедливо отмечают читатели, космонавт — не профессия, а работа на определенный срок. За два месяца после открытия вакансии желание стать космонавтом и астронавтом выразило 6 300 человек — небывалый успех в истории NASA.

Чтобы выяснить, как стать космонавтом обычному человеку (ну или сверхчеловеку — в зависимости от уровня вашего благоговения перед этим нелегким делом), наши коллеги с PopSci пообщались с Дуэйном Россом (Duane Ross), менеджером Управления отбора астронавтов в Космическом центре Джонсона (JSC) при NASA, работающим там с 1975 года. Диалог построен в форме вопрос — ответ.

В: Почему вы думаете, что на этот раз много кто захочет
стать космонавтом
?

NASA

: Мы очень хорошо поработали над условиями найма. Мы стараемся охватить все слои общества, а не только курсантов космических академий и военных. Стать космонавтом может любой, кто достаточно заинтересован в этом и способен справиться с миссией. Средства связи стали значительно лучше, даже по сравнению с Интернетом, Facebook или Twitter. Пропаганда сделала свое дело и дала людям понять, что пришло время выходить в космос.

Когда началась программа «Шаттл», NASA крепко засело в умах людей. Но программа закончилась и люди решили, что NASA ссохлось. Пришлось хорошо поработать, чтобы доказать, что есть еще порох в пороховницах.

В

: Вы и ваша команда сузили количество кандидатов до 120 после интервьюирования в JSC осенью. 40-50 человек останется после медицинского обследования в начале 2013 года. В итоге, 10-15 космонавтов выйдут на люди в мае.
Что нужно сделать, чтобы стать космонавтом? Как пройти все эти тесты?
NASA

: Людей набрать очень сложно. Это вам не хухры-мухры. Нам нужна хорошая сплоченная группа людей, потому что только так можно добиться лучших результатов. И есть несколько базовых требований. Мы обычно ищем ребят с хорошими познаниями в области математики, инженерии или науки. Самое сложное — объяснить будущим космонавтам, с чем им, возможно, придется иметь дело. Мы смотрим также на сферы жизни людей, чтобы оценить их возможность к адаптации в разных условиях. Все, что мы делаем в JSC и других центрах — командная работа, будь то маленькая группа или большая. Начинаем обычно с того, что придется физически перенести полет NASA.

О том, как вели себя люди во время 500-дневной имитации полета на Марс, читайте здесь.

Комментарий врача

: Медицинское обследование проводится исключительно с благими намерениями. Нужно знать наверняка, сможет ли космонавт справиться с работой, и только потом начинать пятилетнюю подготовку.

NASA

: Мы учитываем все, и никакой мистики в наших тестах нет. Собеседование проводится точно так же, как вот это интервью.

В

:
Расскажите о процессе интервью.
NASA

: Мы пытаемся проводить его в максимально спокойной и неформальной обстановке. Разумеется, человек будет волноваться. Никаких вопросов с подвохом и уравнений — интервью будет о нем. Мы просим людей вернуться в школьное время и рассказать о том, что случилось в промежуток времени с тех пор и доныне. Некоторые люди расслабляются довольно быстро и все еще продолжают говорить уже после того, как мы их выставляем за дверь [смеется]. Некоторые нервничают во время интервью и еле говорят. Разные бывают.

В: Вспомните забавные случаи?

NASA: Один из моих любимых, это когда в ответ на вопрос, почему он хочет стать астронавтом, человек ответил: «Ну, мой дед был астронавтом, мой отец был астронавтом, и я хочу стать астронавтом».

В: С уходом рабочих лошадок на пенсию, то есть космических шаттлов, которым место в музеях, к каким кораблям будут готовить в NASA новых астронавтов?

NASA: Пока мы будет готовить их к русскому «Союзу» и полету на МКС. Если появится что-нибудь новенькое, будем учить и этому.

В: Получается, класс 2013 и класс 2009 годов будут первыми двумя классами, которых будут готовить к длительным миссиям, будь то полет на Луну, на астероид или даже на Марс. Чем отличается выбор астронавтов для длительных миссий от выбора тех, кто дальше песочницы не выберется?

Врач: Мы планируем длительный космический полет и выбираем исключительно по этому стандарту. И если вы участвуете в такой миссии, у вас не должно быть проблем со здоровьем. На это есть несколько причин. Например, где вы будете хранить свои таблетки? И с точки зрения фармацевтики, любые таблетки хороши только один год. Какие таблетки вам дать с собой на Марс на три года? Вот и все. Есть несколько общих условий, на которые люди могут обижаться сколько угодно, но когда вы уходите в дальнее плавание далеко от дома, все мелочи становятся важными.

В: А какие дополнительные тесты используются при подготовке к такой миссии?

Врач: Вся группа проходит через МРТ (магнитно-резонансную томографию) и ультразвук. Это позволит выяснить, нет ли у кого проблем с артериовенозной системой. Эти проблемы не сулят ничего плохого, пока что-то не случается. С артериовенозной мальформацией вы будете нормально себя чувствовать на планете, но в космосе могут быть огромные проблемы. Еще в вашем мозгу могут быть аневризмы, которые ждут своего часа, чтобы лопнуть. Рак мы не ищем, но если найдем, дадим знать.

Ультразвук позволяет увидеть камни в почках. Это беда и на планете, а в космосе дисфункция усугубится в разы. Трудно обойти все препятствия, которые возникнут во время нашего медосмотра. И очень немногие астронавты, отправившиеся на МКС, проходили обследование, подобное этому.

С другой стороны, это медобследование куда проще, чем то, которое астронавты проходили в 1950-х и начале 60-х годов для программы «Меркурий». Их заставляли часами бегать на тренажерах, окунали ноги в ледяную воду, их ускоряли, подвергали действию вибраций, тепла, громкого шума… Не говоря уже о клизмах.

NASA: Все это делалось из опасения попасть в беду. Конечно, мы не знали, что делать. Каждый раз, когда ты вылетаешь в космос, ты становишься чуточку умнее и узнаешь, какими должны быть медицинские требования на самом деле.

Врач: Всё верно, мы ищем «правильные инструменты», и в эти инструменты не входят хронические заболевания вроде повышенного кровяного давления или щитовидки. Примерно у 25% людей, которые обращаются, обнаруживается нечто, что нельзя принять с медицинской точки зрения.

В: Сколько времени уходит на подготовку кандидата к путешествию в космос?

NASA: Набор космонавтов будет в 2013 году, а потом пять лет их придется учить. Базовая подготовка занимает несколько лет. Еще несколько — подготовка к миссии. Проходит четыре с половиной года, прежде чем они будут готовы. Мы набираем людей для полета в космос. Им придется много работать до и после этого, но сперва — соответствовать требованиям к миссии.

В: Если вы не стали космонавтом, можно попробовать еще, да?

NASA: Если вас не выбрали, ничто не помешает пытаться еще. Мы не можем принять в космонавты за красивые глаза. Но у нас был человек, который пытался стать космонавтом с 1984 года и наконец был принят в 1996.

В: Чем, по вашему мнению, астронавты будущего будут отличаться от астронавтов прошлого и настоящего?

NASA: Конечно, роль космонавта кардинально изменилась от программы «Шаттл» до программы «МКС». В будущем мы включим геологию и планетарную науку в основную базу обучения. Проблема в том, что нельзя получить квалификацию на орбите. Все нужное мы даем здесь.

В: Все эти разговоры о том, как стать космонавтом… Что вы думаете о своей роли в этом процессе?

NASA: Это крутая работа. Никогда не сомневался в этом. Такое чувство, будто участвуешь в одном из величайших приключений человечества.

Как стать космонавтом?

Что нужно, чтобы полететь в космос

Общий курс длится от 3 до 5 лет, после чего начинается подготовка к конкретной экспедиции на МКС. Очень важная особенность: новый экипаж формируется в процессе подготовки, а не в порядке очереди, то есть, летят самые подготовленные. Среди зачисленных в отряд есть такие, кто летал по нескольку раз, но есть и те, кто ждет своего «звездного» часа многие годы.

Критерии отбора космонавтов

А если конкретнее?

Но это не дает ответ на вопрос, как стать космонавтом. Чтобы иметь точное представление о порядках присвоения этого статуса, нужно ознакомиться с конкретными условиями. Они заключаются в следующих аспектах:

  • пол не важен;
  • наличие высшего образования по летной, научной, инженерной специальности (магистратура, специалитет);
  • присутствие рабочего опыта свыше 3-х лет;
  • хорошее знание английского языка;
  • отсутствие хронических болезней;
  • возраст до 35 лет;
  • масса тела – 50-90 кг;
  • рост в положении стоя и сидя соответственно 150-190, 80-99 см;
  • размер плечевой части (поперек) – 52 сантиметра;
  • расстояние, сформированное углами подмышек – 45 см;
  • обхват грудины – 94-112 см;
  • максимально допустимая длина ступни – 29,5 см (по российским меркам на нее приходится 46-й размер обуви);
  • ширина бедер в сидячем положении – до 41 см.

Это еще не все, что нужно знать, чтобы попасть в экипаж и отправиться бороздить космическое пространство.

Космонавты и астронавты на борту Международной космической станции

Как стать космонавтом российской женщине

Мужская космическая «монополия» продлилась недолго: уже в июне 1963 года в космос полетела первая женщина – Валентина Терешкова. Однако это не изменило сложившуюся практику, и в космос по-прежнему летают преимущественно мужчины, чему есть простое объяснение: неземные нагрузки им даются легче.

Терешкова

В остальном дорога в космос для россиян, независимо от пола, примерно одинакова. Так, Валентина Терешкова пришла в отряд космонавтов из аэроклуба и уже после полета закончила Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. Татьяна Савицкая – в прошлом выпускница МАИ и летчик-испытатель. Космическая рекордсменка Елена Кондакова – выпускница МВТУ, по окончанию которого работала в РКК «Энергия». Самая молодая – космонавт-испытатель Елена Серова также закончила МАИ, а перед зачислением в отряд космонавтов несколько лет работала в ЦУП.

Что потребуется кандидату?

Итак, как стать космонавтом в России? Что нужно предпринять, в какие инстанции обратиться? Следует рассмотреть этот вопрос более подробно.

  1. Дождаться официального объявления о проведении набора в российский отряд. Информация о нем сообщается Роскосмосом и Центром подготовки космонавтов. Последний набор, 17-й по счету, прошел в 2017 г.
  2. Собрать требуемый пакет документов. Он включает в себя паспорт, медицинское заключение, диплом о высшем образовании, военный билет и т. д. Затем нужно отправить эти бумаги на имя начальника ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина». Точный адрес – 141160, Московская область, Звёздный городок.
  3. Пройти предварительное собеседование. Сдать ряд вступительных тестовых экзаменов.
  4. Приступить к подготовительным тренировкам. Их длительность не может быть меньше, чем 6 лет.
  5. Дождаться, пока руководство не назначит в экипаж и не утвердит полет в космос.

Однако это далеко не весь ответ на вопрос, как стать космонавтом. Нужно будет пройти еще множество шагов.

А как в NASA?

Профессия астронавта в США очень престижна. В ходе последнего набора в NASA было подано более 18 тыс. заявлений. В результате жесточайшее сито отбора прошли всего лишь 12 человек. К слову, в Роскосмос поступило всего лишь 400 заявлений.

Принципиальных отличий в требованиях к кандидатам в астронавты (и космонавты) нет: они также должны иметь прекрасное образование – желательно степень бакалавра математики, физики, биологии, инженерных дисциплин одного из престижных американских ВУЗов. Необходим опыт работы (не менее трех лет) по специальности и великолепное здоровье.

Средства и методы профессиональной подготовки космонавтов

Видя взмывающую в небеса ракету с космонавтами на борту, начинаешь думать о том, как люди становятся космонавтами? Где они готовятся? Как проходят лётные испытания? По каким дисциплинам сдают экзамены? Ну и самый главный вопрос: кого же всё-таки берут в космонавты? С этими и другими вопросами, связанными с подготовкой первого, а также и последующих космонавтов к полёту, мы с вами попробуем разобраться в этой небольшой статье. Кому уже интересно — прошу под кат.

Отбор первых космонавтов

Широкая публика впервые узнала об идее космических полётов как о реальной возможности в 1920-х годах из газетных сообщений американца Роберта Годдарда и румына Германа Оберта. Когда люди только начали осознавать реальность идеи полёта в космос, К.Э.Циолоковский уже корпел в своём кабинете над проектом ракеты, которая должна доставить человека в космос.
От первых сообщений 20 века в газетах Америки до совещания, которое состоялось в начале 1959 году в СССР, прошло около 30 лет. На совете присутствовали учёные, представители министерств и ведомств. Обсуждался единый стратегический вопрос – подготовка первого полёта человека

в космос.

Когда было принято решение о полёте человека в космос, то сразу встал вопрос: представителей каких профессий следует предпочесть? Высказывались разные мнения. Например, врачей, поскольку основной задачей космонавта в первых полётах было исследовать состояние и реакции собственного организма. Или инженеров, принимавших участие в создании космического аппарата: кто лучше знает корабль, чем разработчики!

Сергей Павлович Королёв считал так:

Для такого дела лучше всего подготовлены лётчики, и в первую очередь лётчики реактивной истребительной авиации. Лётчик-истребитель — это и есть требуемый универсал. Он — и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. Немаловажно и то, что он — кадровый военный, а значит, обладает ещё и такими необходимыми для будущего космонавта качествами, как собранность, дисциплинированность, непреклонное стремление к поставленной цели.

И добавлял в шутку: «Он и швец, и жнец, и на дуде игрец». Практика подтвердила правильность этого выбора. Королёв так сформулировал требования к кандидатам в космонавты: не старше 30 лет, безупречное состояние здоровья, высокая психическая устойчивость и общая выносливость организма, отличная лётная успеваемость, волевой характер, трудолюбие и любознательность. Космическая техника того времени определяла антропометрические характеристики: рост не выше 175 см, вес 70-72 кг.
В то время слишком мало знали о воздействии условий полёта на организм человека, поэтому медицинские требования при отборе были особенно жёсткими. Первый начальник Центра подготовки космонавтов Е. А. Карпов называл это сверхотбором.

Чтобы выяснить степень переносимости нагрузок, проводились так называемые функциональные нагрузочные пробы — испытания в предельных для человека условиях в барокамере, на центрифуге и др. Это позволяло выявить скрытые заболевания и отклонения, о которых человек мог даже и не подозревать. Кроме того, на основании полученных данных определялись резервные возможности человека, его запас прочности.

Вот что рассказывал Юрий Гагарин о комиссии, которая «выбирала» его в космонавты:

Комиссия была придирчивой. Первым врачом был врач окулист. Глаза проверяли очень тщательно. Искали и скрытое косоглазие, проверяли ночное зрение. К окулисту нужно было явиться 7 раз, и каждый раз все начиналось сначала. Проводилась проверка способности работать в усложненных условиях. Предлагалось производить арифметические действия с цифрами, которые нужно было найти в специальной таблице. Учитывалась и скорость работы и правильность ответов. На первый взгляд, решение задачи было простым, но неожиданно включался репродуктор, голос которого подсказывал решение, но вместо помощи «голос» мешал сосредоточиться. Было трудно. Врачей было много. Крутили нас на специальных приборах, проверяя вестибулярный аппарат, очень тщательно проверяли сердце. Кроме всего, проводились психологические обследования. Барокамеры, центрифуги проводились не один раз. Выявляли, какая у нас память, сообразительность. Интересовались нашим кругозором.

Такой «сверхотбор» был оправдан на начальном этапе, поскольку космос таил в себе много неизвестного, вероятно ужасного, и было не ясно, возможно ли пребывание там человека, не повредится ли он рассудком. После полёта Юрия Алексеевича Гагарина эти страхи исчезли, технические руководители программы стали выражать сомнение в необходимости столь жёстких требований, и их снижение произошло удивительно быстро. С. П. Королёв считал, что «медицина» тормозит развитие программы, и даже допускал выражения типа: «Пора поменьше мучить людей по программе для кроликов».

При разработке первого советского космического корабля „Восток“ принимались чрезвычайные меры по обеспечению безопасности полёта. Корабль был автоматическим, ручное управление не предусматривалось. Поэтому высокий уровень пилотирования от кандидатов в космонавты не требовался — больше внимания обращали на желание учиться, умение приспосабливаться в сложных условиях.

По мере того как накапливались знания о самочувствии человека в космосе, создавались новые, всё более совершенные пилотируемые аппараты, изменялась система и отбора, и подготовки. Требования к личностным качествам и здоровью не стали, конечно, менее строгими, но от некоторых экстравагантных тестов и чрезмерных нагрузок отказались.

Современная подготовка

Современная система подготовки отличается от существовавшей в начале так же, как первый корабль „Восток“ от МКС. Весь процесс подготовки делится на этапы: общекосмический
, в составе
групп
и
непосредственный
.

Общекосмическая подготовка продолжается два года. За это время закладываются основы профессии космонавта. Кандидаты в космонавты изучают науки, составляющие фундамент профессии. Вначале их набиралось немного: ракетная и космическая техника, основы космической медицины, астрономия, геофизика, астронавигация. Кроме того, изучались устройство и принципы эксплуатации корабля „Восток“. Проводились занятия по приобретению навыков фотографирования и киносъёмки.

По мере усложнения космической техники и осуществляемых на орбите работ, исследований и экспериментов расширялся и объём подготовки. В неё включили такие разделы, как информационно-вычислительные системы, основы испытаний, ведь каждый космический полёт является испытательным. Космонавты, сдавая 101-й экзамен, ворчали: „Безобразие, отбирали по здоровью, а спрашивают по уму!“.

Закончив обучение, кандидаты в космонавты сдают государственный экзамен, и выдержавшим его присваивается квалификация „космонавт-испытатель“ или „космонавт-исследователь“.

В первые годы пилотируемой космонавтики основной упор делался на медико-биологическую подготовку. На неё отводилось почти две трети времени.

Центрифуга: тренировки на перегрузку

Для моделирования перегрузок используется специальная быстро вращающаяся центрифуга, внешне напоминающая огромную гантель, на одном конце которой закреплена кабина с испытуемым, а на другом — противовес.

К началу нового столетия космические корабли стали совершеннее и требования чуть-чуть ослабли. Этот вид тренировок очень важен: на спуске космонавт подвергается воздействию перегрузок, особо ощутимых после длительного пребывания в невесомости. В нештатных и аварийных ситуациях перегрузки могут быть гораздо больше.

Вестибулярные тренировки

Подготовка к пребыванию в невесомости называется вестибулярной тренировкой. Это очень неприятный вид тренировок. Они призваны облегчить период адаптации к невесомости в первые несколько суток полёта и сделать его как можно короче. Самые известные приспособления, предназначенные для этой цели, — «кресло Барани» и „качели Хилова“.

Испытание проходит по следующей схеме: минута вращения — минута отдыха. Во время вращения космонавт должен медленно опускать и поднимать голову, в результате сложения этих движений возникает кориолисово ускорение, которое неблагоприятно воздействует на вестибулярный аппарат — орган, информирующий мозг о положении тела в пространстве. Может появиться тошнота, начаться рвота, обильное потоотделение. Нужно выдержать 15 вращений, а неприятности нередко возникают уже на пятом. Невзирая на это, врачу отвечают, что чувствуют себя хорошо — иначе признают непригодным.

Качели, предложенные видным советским оториноларингологом К. Л. Хиловым, в отличие от обычных, которые „летают“ по дуге, перемещаются параллельно полу. Это создаёт линейные ускорения и раздражает вестибулярный аппарат. Чтобы легче переносить приливы крови к голове, вызываемые невесомостью, проводят тренировки в антиортоположении. Космонавт располагается на специальном поворотном столе, угол наклона которого меняется, и испытуемого то опускают вниз головой, то возвращают в исходное положение.

Барокамера

Во время полёта на космическом корабле создаётся искусственная атмосфера, параметры которой могут заметно меняться в случае каких-либо нештатных или аварийных ситуаций (например, снизится содержание кислорода или произойдёт резкий перепад давления). Учитывая это, космонавтов подвергают испытанию в барокамере. Их „поднимают на высоту“ 5000 м без кислородной маски, чтобы определить, как они переносят кислородное голодание. В таких ситуациях очень хорошо выявляются и скрытые патологии, и резервные возможности организма.

Термокамера

При подготовке первых пилотируемых полётов опасались значительного повышения температуры в спускаемом аппарате, ведь он летит в потоке плазмы с температурой в несколько тысяч градусов. Кроме того, может неожиданно отказать система терморегулирования космического корабля или орбитальной станции.

Проверка устойчивости кандидата в космонавты к воздействию высоких температур проводится в термокамере. Сначала испытание проходило при температуре 70 °С и влажности 10 %. Врач имел возможность наблюдать за состоянием испытуемого по приборам и визуально.

Вслед за испытанием в термокамере проводились тренировки — пять „отсидок“ при тех же температурных условиях, но с возрастающей продолжительностью (от 30 до 70 мин). В заключение определялось максимальное время пребывания. После первых полётов отпали страхи, что при спуске с орбиты температура в корабле может быть очень высокой. Но роль тренировок в термокамере не уменьшилась, а, наоборот, возросла: во время пребывания на орбите космонавтам регулярно приходится работать в открытом космосе.

Данная работа требует большого физического напряжения, организм человека выделяет много тепла. Конечно, скафандр снабжён системой терморегулирования, но иногда, чтобы завершить запланированное, космонавтам приходится работать на пределе возможностей системы жизнеобеспечения, и они в конце концов могут отказать. Поэтому при подготовке к полёту очень важно, во-первых, знать индивидуальную тепловую устойчивость каждого космонавта, а во-вторых, подготовить его организм к неблагоприятным воздействиям. Испытания проводятся при температуре 60° С и влажности 50 % в течение одного часа.

Сурдокамера

Перед первым полётом особенно опасались за психическую устойчивость человека в условиях космоса. Было неясно, как скажется отсутствие привычной „пищи“ на органах чувств, главным образом слухе и зрении. Предполагалось, что в корабле будет царить полное безмолвие, а чёрный космос за иллюминаторами — казаться лишённым пространственной глубины. Не исключалось существование ещё каких-либо неблагоприятных, даже опасных, непредсказуемых факторов. Это достаточно сильное воздействие, которое само по себе может привести к психическим расстройствам даже в земных условиях. В космическом полете её негативный эффект усиливается из-за невесомости. Пребывание в замкнутом помещении при осознании полной оторванности от Земли тоже серьёзная психическая нагрузка, усугубляющаяся постоянным ожиданием опасности.

Устойчивость психики человека к подобным воздействиям проверяется в сурдокамере (от лат. surdus — »глухой») — специальном звукоизолированном помещении, со слабым искусственным освещением и звуконепроницаемыми стенками для проведения наблюдений за космонавтом.

Подготовка на тренажёрах и стендах

Программы подготовки лётчиков и космонавтов во многом близки, однако есть и существенные различия. Лётчик после окончания теоретического курса и занятий на наземных тренажёрах выполняет тренировочные полёты с инструктором, затем контрольные, и лишь после этого ему полностью доверяют самолёт. Первый самостоятельный полёт — большое событие в профессиональной биографии лётчика.

Построить обучение космонавта аналогичным образом невозможно, и уже первый его полёт является самостоятельным. Только технические средства подготовки космонавтов, т. е. различные стенды и тренажёры, предоставляют возможность приобрести необходимые навыки.

Сейчас науки, изучающие проблемы деятельности человека в составе человеко-машинных систем, широко оперируют понятием «образ полёта». На его основе строится процесс обучения.

Это понятие включает в себя знание реальной обстановки, спектра возможных действий, свойств объекта и задач управления им, последствий правильных и ошибочных действий и многого другого, причём в условиях, меняющихся в широком диапазоне.

На тренажёрах формируется «образ полёта», максимально приближенный к реальной обстановке, которая требует ответных действий космонавта. Интерьер кабины практически идентичен настоящему, имитируются даже вид в иллюминаторе, шумы работающих устройств и агрегатов, ряд динамических процессов. Наиболее сложно воспроизвести в наземных условиях некоторые физические особенности космического полёта, в частности невесомость, а также спровоцировать стрессовые ситуации.

Применяющиеся в процессе подготовки технические средства можно разделить на две группы. Первую группу составляют стенды и устройства, на которых моделируются всевозможные факторы космического полёта (перегрузки, невесомость, пониженное давление и т. д.). Они носят общее название — «экзогенные тренажёры

«. Это и самолёты-лаборатории, и гидролаборатории, сурдокамеры, барокамеры, а также различные гимнастические снаряды: батут, лопинг и т. п. Другую группу составляют тренажёры и стенды для отработки навыков
управления оборудованием корабля
на всех этапах космического полёта: выведение на орбиту и управление кораблём с помощью ориентации по Солнцу, Земле, звёздам, планетам и данным наземных служб, поиск, сближение, стыковка и расстыковка, спуск с орбиты, выполнение специальных задач.

Учиться управлять кораблём «по частям»

Первый космический тренажёр предназначался для отработки действий по управлению кораблями серии «Восток», потом его переделали, чтобы готовить космонавтов к полётам на «Восходах». Следующим шагом стало создание комплексного тренажёра для экипажей «Союзов» и специализированного тренажёра для выполнения операции сближения. Это оказалось трудной задачей, так как корабль представлял собой качественно новый пилотируемый аппарат со значительно усовершенствованными бортовыми системами. Очень часто их модели превосходили по сложности свои реальные прототипы.
Расширение научной программы потребовало создания новых моделирующих стендов. Тогда объединили тренажёры и стенды в общий тренажно-моделирующий комплекс на базе коллективно используемых систем (вычислительных, информационных и т. д.). Такое построение технических средств обеспечило одновременную работу многих применявшихся устройств и значительно сократило время подготовки.

Тренировки начинаются с изучения интерьера кабины, размещения органов управления, средств информации. Отрабатывается логическая последовательность действий при решении разных задач. Затем на всевозможных стендах и тренажёрах космонавты приобретают навыки по выполнению отдельных операций.

Следующий этап — отработка на стендах и тренажёрах всех операций в целом в штатном режиме полёта. Только после того как навыки закрепятся, приступают к усложнению условий, в частности возникающих в нештатных и аварийных ситуациях. Тренировки могут проводиться как в реальном масштабе времени, так и в замедленном, если требуется отработать навыки управления быстротекущими процессами, либо в ускоренном темпе — для сокращения времени.

Управлять всем комплексом

Одним из основных средств обучения и тренировки экипажей является комплексный тренажёр. На нём космонавтов обучают работе с бортовыми системами, методам обнаружения и устранения неисправностей, взаимодействию с наземными пунктами управления, отрабатывают приёмы ручного управления кораблём.
Управляющий компьютер позволяет моделировать много вариантов нештатных ситуаций. Отработка действий в нештатных и аварийных ситуациях очень важна и занимает значительную часть времени. Существует тренажёр, имитирующий орбитальную станцию.

В итоге весь экипаж сдаёт государственный экзамен, по результатам которого решается вопрос о допуске к полёту.

Принимает экзамен Государственная комиссия, состоящая из ведущих специалистов Центра подготовки и предприятий, производящих космическую технику. Процесс сдачи экзамена Госкомиссии ничем не отличается от тренировок по сложности и условиям проведения.

Подготовка к работам в открытом космосе

Подготовка космонавтов к работе в открытом космосе, вероятно, самая сложная. Ведь на Земле практически невозможно создать длительную — более нескольких десятков секунд — невесомость. Способов её имитации довольно много. Все они несовершенны, но их применяют для отработки отдельных операций, связанных с выходом в открытый космос.

Самая «чистая» невесомость возникает в самолёте при полёте по параболической траектории. Вначале тренировки проводились на истребителе «МиГ-15» — за один полёт самолёт делал три-четыре горки, во время каждой из которых состояние невесомости длилось около 40 с. Задания были нетрудные: на одной горке так называемая проба пера — написать имя, фамилию, дату и поставить подпись. Потом этот образец сравнивался с предполётным, чтобы выявить возможные нарушения тонкой координации движений. На другой горке предлагалось попробовать космическую пищу из тубы, на третьей — передать по рации заданную фразу. Позже создали летающую лабораторию на базе Ту-104, и теперь в его салоне можно свободно «плавать» и отрабатывать элементы полётного задания.

Наиболее эффективный способ моделирования невесомости — создание гидроневесомости. Хотя невесомость в гидросреде сильно отличается от её прототипа на орбите, испытатель может находиться в ней практически неограниченное время и свободно перемещаться в любом направлении. Все операции отрабатываются в реальном масштабе времени.

В 1965 г. в Центре подготовки космонавтов построили гидробассейн и создали гидролабораторию — сложное сооружение с целым комплексом технологического оборудования, специальных систем, аппаратуры и механизмов. Скафандры, используемые для тренировок, почти не отличаются от штатных. Ранец системы жизнеобеспечения имитируется макетом, размеры которого соответствуют реальным.

Воздух для дыхания и вода для системы терморегулирования подаются по шлангам. Работы под водой обычно связаны с определённой опасностью, поэтому космонавтов и испытателей страхуют аквалангисты. По эмоциональному напряжению и энергозатратам тренировки в гидросреде близки к реальным условиям космического полёта.

Лётная и парашютная подготовка

Важную роль в становлении космонавта как профессионала играет лётная и парашютная подготовка. В программу первой входят полёты на современных истребителях и тяжёлых транспортных самолётах. При этом овладение техникой пилотирования является не целью, а средством формирования соответствующих качеств. Полёты на самолётах развивают пространственную ориентировку и умение принимать решения в условиях дефицита времени; укрепляют навыки в работе с органами управления и приборами; тренируют внимание, переключаемость и устойчивость при выполнении монотонной работы, вырабатывают способность одновременно решать несколько задач, связанных с управлением, и т. д.

И хотя летчики не очень любят прыгать с парашютом, только парашютная подготовка позволяет моделировать реальную стрессовую обстановку, развивать морально-волевые качества. Космонавту даются разнообразные задания, которые он должен выполнить в условиях дефицита времени при свободном падении и после раскрытия парашюта. Кроме того, нужно вести репортаж, он записывается на магнитофон и затем анализируется, чтобы определить эмоциональное напряжение парашютиста.

Наиболее психологически сложным является задание, в котором необходимо по выложенным на земле знакам определить или рассчитать (выполнив некие арифметические действия) время раскрытия парашюта, поскольку это связано с реальным риском. Разумеется, если парашютист не откроет парашют вовремя, это сделает за него автомат. Выполняющий упражнения оказывается в состоянии, максимально приближенном к тому стрессовому, которое возникает в аварийной обстановке на космическом корабле при дефиците времени для выхода из неё.

Пробы на выживаемость

Содержание «проб на выживаемость» меняется, вносятся всевозможные элементы неожиданности, но суть остается неизменной – подготовка к преодолению любых трудностей и неожиданностей, психологическая и физическая закалка.

Такие тренировки проводятся в тайге, в пустыне, в горах, на море. Например, высаживают их с вертолета на раскаленный безжалостным солнцем песчаный бархан. Задача – с минимальным снаряжением, с очень небольшим припасом выжить, добраться до лагеря врачей и экзаменаторов. Тут особенно важно уметь правильно распределить силы, запас воды. Суметь уберечься от зноя и песчаной бури.

Заключение

Отбор в космонавты — это непрерывный процесс, происходящий на всех этапах подготовки, в течение всего времени пребывания в отряде. Даже пройдя жёсткий первоначальный отсев, очень трудно овладеть нужными навыками и развить соответствующие личностные качества.
Все виды подготовки, все используемые для этого технические средства, все усилия большого коллектива Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина

, взаимно дополняя друг друга, направлены на то, чтобы совместно с организацией, создающей космические корабли и станции, всесторонне подготовить человека к выполнению очень сложного и очень ответственного задания – полёту в космос, работе на околоземной орбите.

Список использованной литературы
  • А.Дихтярь, Жизнь – прекрасное мгновение, Документальная композиция, М., «Молодая гвардия», 1975
  • Космонавтика СССР, М., Машиностроение, «Планета», под ред. Мозжорина Ю.А, 1986
  • www.federalspace.ru – Федеральное космическое агентство;
  • www.zvezdniygorodok.ru — Звёздный городок;
  • www.gctc.ru — ЦПК;
  • www.school51penza.narod.ru/index.htm — доп.информация о тренажёрах;
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: