Кизим: испытатель трехместного «Союза» и космический «паромщик»


Союз Т-3
Общие сведения
Полётные данные корабля
Название корабляСоюз Т-3
Ракета-носительСоюз-У
Полёт Союза №42
Стартовая площадкаБайконур Пл. 1
Запуск27 ноября 1980 14:18:28 UTC
Стыковка28 ноября 1980 15:54 UTC
Место стыковкисо стороны ПхО ББ комплекса Салют-6 — Прогресс-11
Расстыковка10 декабря 1980 06:10 UTC
Посадка10 декабря 1980 09:19:10 (09:26:10)
Место посадки130 км юго-восточнее Джезказгана
Длительность полёта12 суток 19 часа 7 мин 42 сек
Количество витков204
Пройденное расстояние8,541 млн км
Апогей251 км
Перигей200 км
Наклонение51,6°
Период обращения88,7 мин
Масса6,85 т
NSSDC ID

«Союз Т-3»

— пилотируемый космический корабль.

Описание полёта

Цель полёта — испытание космического корабля «Союз Т» в варианте с тремя космонавтами на борту. Впервые после гибели экипажа корабля «Союз-11» в июне 1971 года экипаж «Союза» состоял из трёх космонавтов. Программой полёта корабля «Союз Т-3» предусматривалась стыковка с орбитальной космической станцией «Салют-6» и проведение ремонтных работ на станции. В это время станция была необитаемой.

Стыковка корабля «Союз Т-3» со станцией состоялась 28 ноября в 15:54 UTC. В космосе был образован комплекс «Союз Т-3» — «Салют-6» — «Прогресс-11». Грузовой корабль «Прогресс-11» отстыковался от станции 9 декабря в 10:23 UTC. На станции космонавты проводили научные эксперименты на установках «Сплав» и «Кристалл», также проводили наблюдения за биологическими объектами в установках «Светоблок» и «Оазис». Космонавты установили на станции новые приборы в системе терморегулирования и заменили электронную систему управления телеметрии. Космонавты также заменили приборы системы управления станции и блок электропитания компрессора системы перекачки топлива. Расстыковка корабля «Союз Т-3» и станции «Салют-6» состоялась 10 декабря в 06:10 UTC.

⇡#Цифровой «Союз»

С начала нового тысячелетия основные усилия специалистов РКК «Энергия» были направлены на совершенствовании бортовых систем кораблей путём замены аналогового оборудования цифровым, выполненным на современной компонентной базе. Предпосылками к этому стало моральное старение аппаратуры и технологии изготовления, а также прекращение выпуска ряда комплектующих.

С 2005 года предприятие вело работы по модернизации «Союза ТМА» для того, чтобы обеспечить выполнение современных требований к надёжности пилотируемых кораблей и безопасности экипажа. Основным изменениям подверглись системы управления движением, навигации и бортовых измерений — замена этого оборудования современными приборами на основе вычислительных средств с развитым программным обеспечением позволила улучшить эксплуатационные характеристики корабля, решить проблему обеспечения гарантированных поставок ключевых служебных систем, уменьшить массу и занимаемый объём.

Размещение вновь вводимой аппаратуры на корабле «Союз ТМА-М»

Всего в системе управления движением и навигации корабля новой модификации вместо шести старых приборов общей массой 101 кг установили пять новых массой около 42 кг. Потребление электроэнергии снизилось с 402 до 105 Вт, а производительность и надёжность центральной вычислительной машины выросла. В системе бортовых измерений 30 старых приборов общей массой около 70 кг заменили 14 новыми общей массой примерно 28 кг при той же информативности.

Для того чтобы организовать управление, электропитание и термостатирование новой аппаратуры, соответственно доработали системы управления бортовым комплексом и обеспечения теплового режима, выполнив дополнительные усовершенствования конструкции корабля (улучшена технологичность его изготовления), а также доработав интерфейсы связи с МКС. В результате удалось облегчить корабль примерно на 70 кг, что позволило увеличить возможности по доставке полезного груза, а также и далее повышать надёжность «Союза».

Один из этапов модернизации был отработан на «грузовике» «Прогресс М-01М» в 2008 году. На беспилотном аппарате, являющемся во многом аналогом пилотируемого корабля, устаревший бортовой «Аргон-16» заменили современной цифровой вычислительной машиной ЦВМ101 с тройным резервированием, производительностью 8 млн операций в секунду и ресурсом работы 35 тыс. часов, которая была разработана НИИ «Субмикрон» (Зеленоград, Москва). В новом компьютере используется RISC-процессор 3081 (с 2011 года ЦВМ101 комплектуется отечественным процессором 1890BM1T). Также на борту была установлена новая цифровая телеметрия, новая система наведения и экспериментальным программным обеспечением.

Первый старт пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-01М» состоялся 8 октября 2010 года. В его кабине стоял модернизированный пульт «Нептун», сделанный с использованием современных вычислительных средств и устройств отображения информации, отличающийся новыми интерфейсами и программным обеспечением. Все компьютеры корабля (ЦВМ101, КС020-M, компьютеры пульта) объединены в общую вычислительную сеть — бортовой цифровой вычислительный комплекс, интегрируемый в вычислительную систему российского сегмента МКС после стыковки корабля со станцией. В результате вся бортовая информация «Союза» может попасть в систему управления станции для контроля, и наоборот. Такая возможность позволяет оперативно изменять навигационные данные в системе управления корабля в случае необходимости выполнения штатного или срочного спуска с орбиты.

Европейские астронавты Андреас Могенсен и Тома Песке отрабатывают на тренажёре управление движением корабля «Союз ТМА-М». Скриншот с видео ЕКА

Первый цифровой «Союз» ещё не отправился в свой пилотируемый полет, а в 2009 году РКК «Энергия» обратилась в Роскосмос с предложением рассмотреть возможность дальнейшей модернизации кораблей типа «Прогресс М-М» и «Союз ТМА-М». Необходимость в этом вызвана тем, что в наземном автоматизированном комплексе управления выводились из эксплуатации морально устаревшие станции «Квант» и «Кама». Первые обеспечивают основной контур управления полётом кораблей с Земли через бортовой радиотехнический комплекс «Квант-В», производимый на Украине, вторые — измерение параметров орбиты корабля.

Современные «Союзы» управляются по трём контурам. Первый — автоматический: бортовая система решает задачу управления без вмешательства извне. Второй контур обеспечивается Землёй с привлечением радиотехнических средств. Наконец, третий — ручное управление экипажем. Предыдущие модернизации обеспечили обновление автоматического и ручного контура. Самый последний этап затронул радиотехнические средства.

Бортовая командная система «Квант-В» меняется на единую командно-телеметрическую систему, оснащённую дополнительным телеметрическим каналом. Последняя резко повысит независимость космических кораблей от наземных пунктов управления: командная радиолиния обеспечит работу через спутники-ретрансляторы «Луч-5», расширив зону радиовидимости до 70% длительности витка. На борту появится новая радиотехническая система сближения «Курс-НА», уже прошедшая лётные испытания на «Прогрессах М-М». По сравнению с прежним «Курсом-А» она легче, компактнее (в том числе за счёт исключения одной из трёх сложных радиоантенн) и энергоэкономичнее. «Курс-НА» производится в России и выполнен на новой элементной базе.

Система сближения «Курс-НА» была проверена в полётах грузовых кораблей «Прогресс М» новых модификаций. Фото Роскосмоса

В состав системы введена аппаратура спутниковой навигации АСН-КС, способная работать как с отечественной ГЛОНАСС, так и с американской GPS, что обеспечит высокую точность определения скоростей и координат корабля на орбите без привлечения наземных измерительных систем.

Передатчик бортовой телевизионной системы «Клёст-М» ранее был аналоговым, теперь его заменили цифровым, с кодированием видео в формате MPEG-2. Как следствие, снизилось влияние индустриальных помех на качество изображения.

В системе бортовых измерений применён модернизированный блок записи информации, выполненный на современной отечественной элементной базе. Существенно изменена система электропитания: более чем на один квадратный метр выросла площадь фотоэлектрических преобразователей солнечных батарей, а их КПД увеличился с 12 до 14%, установлен дополнительный буферный аккумулятор. В результате мощность системы выросла и обеспечивает гарантированное электропитание аппаратуры при стыковке корабля с МКС даже на случай нераскрытия одной из панелей солнечных батарей.

Изменено размещение двигателей причаливания и ориентации комбинированной двигательной установки: теперь программа полета сможет выполняться при отказе одного любого двигателя, а безопасность экипажа будет обеспечена даже при двух отказах в подсистеме двигателей причаливания и ориентации.

В очередной раз повышена точность радиоизотопного высотомера, включающего двигатели мягкой посадки. Доработки системы обеспечения теплового режима позволили исключить нештатное функционирование расхода теплоносителя.

Модернизирована система связи и пеленгации, позволяющая с помощью приёмника ГЛОНАСС/GPS определять координаты места посадки спускаемого аппарата и передавать их поисково-спасательной команде, а также в подмосковный ЦУП по спутниковой системе КОСПАС-SARSAT.

В наименьшей степени изменения затронули конструктив корабля: на корпусе бытового отсека установлена дополнительная защита от микрометеоритов и космического мусора.

Отработка модернизированных систем уже традиционно выполнялась на грузовом корабле — на этот раз на Прогрессе МС, который стартовал к МКС 21 декабря 2020 года. В ходе миссии впервые за время эксплуатации «Союзов» и «Прогрессов» был осуществлён сеанс связи через спутник-ретранслятор «Луч-5Б». Штатный полёт «грузовика» открыл путь к миссии пилотируемого «Союза МС». Кстати, старт «Союза ТМ-20АМ» 16 марта 2020 года завершил данную серию: на корабле был установлен последний комплект системы «Курс-А».

Ролик телестудии «Роскосмос», описывающий модернизации систем корабля «Союз МС».

Ссылки

  • 1967—1976, 1..20 • • • • • • • • • • • • • • • • 18А (суборбитальный полёт) • • •
    1976—1981, 21..40 • • • • • • • • • • (запуск) • • (посадка) • • • Т-2 • • • Т-3
    1981—1988, 41..60 • • Т-5 • • • • • -10А (не состоялся) • -10 • -11 -12 • -13 • -14 • -15 • ТМ-2 • • • • •
    1989—1998, 61..80 ТМ-8 • • -10 • -11 • -12 • -13 • -14 • -15 • -16 • -17 • -18 • -19 • -20 • -21 • -22 • -23 • -24 • -25 • -26 • -27
    1998—2008, 81..100 ТМ-28 • -29 • -30 • -31 • -32 • -33 • -34 • ТМА-1 • • • • • • • • • -10 • -11 • -12 • -13
    2009—2015, 101..130 ТМА-14 • -15 • -16 • -17 • -18 • -19 • • -20 • -21 • -02М • -22 • -03М • -04М • -05М • -06М • -07М • -08М • -09М • -10М • -11М • -12М • -13М • -14М • -15М • -16М • -17М • -18М • -19М •
    2016—2019, 131..144 ТМА-20М • МС-01 • -02


    -03

    -04

    -05

    -06

    -07

    -08

    -09

    -10

    -11

    -12

    -13

    Беспилотные:
    1966—1974 Космос-133 • -140 • -186 • -188 • -212 • -213 • -238 • • Космос-496 • -573 • -613 • -638 • -656 • -670 • -672
    1975—1986 Космос-772 • • Космос-869 • -1001 • (посадка) • Космос-1074 • (запуск) • Т-1 • -1
    Отменённые:
    • (несколько) • Контакт-1 и −2 • 12A1 • 13А1 • 12B2 • 13B2 • 14А2 • 14B3 • 15А3 • 16А3,4 • 25А5 • Т-15А6 • -15B6 • -15C6
    Текущие полёты выделены

    .
    Курсивом
    даны запланированные полёты • 1 к ОС ДОС-1 (Салют-1) • 2 к ОС ДОС-2 и ДОС-3 (Космос-557) • 3 к ОС ОПС-1 (Салют-2/Алмаз) • 4 к ОС ОПС-2 (Салют-3/Алмаз) • 5 к ОС ОПС-3 (Салют-5/Алмаз) • 6 к ОС ДОС-5-2 (Салют-7) (экспедиции посещения к 5-й основной экспедиции)

Союз Т 6

Экипаж старта и посадки: Командир корабля — Владимир Джанибеков Бортинженер корабля — Александр Иванченков Космонавт-исследователь корабля — ЖанЛу Кретьен

Впервые в космос с советскими космонавтами отравился француз — ЖанЛу Кретьен. Подполковник Жан-Лу Кретьен родился 20 августа 1938 года в городе Ла-Рошель. Завершив учебу в лицее, поступил в военно-воздушную школу, которую окончил в 1963 году. В течение семи последующих лет служил летчиком-истребителем в одной из частей военно-воздушных сил Франции. После окончания в 1977 году школы летчиков-испытателей самолетов в течение семи лет был испытателем авиационной техники. В 1977 году был назначен заместителем командующего противовоздушной обороной южного района Франции.

В 1979 году была достигнута договоренность между СССР и Францией о совместном космическом полете с участием советского и французского космонавтов. Решением специальной комиссии Жан-Лу Кретьен отобран кандидатами в космонавты от Франции и в сентябре 1980 года приступили к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Здесь он прошел полный курс обучения- изучал устройство орбитальной станции и космического корабля, работал на тренажерах, постигал теорию, овладел в необходимом объеме русским языком.

В день старта состоялась встреча космонавтов с французской правительственной делегацией, прибывшей на космодром проводить экипаж. В проводах участвовали руководители КНЕСа, французские ученые и общественные деятели, советские ученые и специалисты.

На небольшой площади перед МИКом на высоких мачтах укреплены флаги СССР и Франции. Командир корабля Владимир Джанибеков доложил председателю Государственной комиссии о готовности экипажа к полету. В ответ прозвучали добрые пожелания успешного выполнения программы полета.

Ракета с космическим кораблем устремилась в вечернее небо космодрома Байконур и через 530 секунд по околоземной орбите начал свой первый виток космический корабль Союз Т 6 (позывной космонавтов — Памир). Это была первая экспедиция посещения орбитального научного комплекса Салют 7 — Союз Т 5. В это время на станции Салют 7 находился первый долговременный экипаж: Анатолий Березовой и Валентин Лебедев. Стыковка проходила в полностью ручном режиме по причине отказа автоматической системы стыковки.

Во время пребывания на станции одновременно пяти космонавтов были проведены многие научные эксперименты. Это были биологические эксперименты: «Браслет» — исследования кровеносной системы человека, «Поза» — исследования мышечной системы человека, «Эхография» — изучение сердечно-сосудистой системы человека с применением доплерографии, «Марс» и «Нептун» — изучение зрительной системы человека, «Анкета» — исследования вестибулярного аппарата человека, «Микробный обмен» — санитарно-микробиологические исследования, «Биоблок-3» — изучение влияния космических лучей на живые организмы, «Цитос-2» — микробиологические исследования с применением термостата; технологические эксперименты: «Калибровка» — термодинамические исследования, «Диффузия» — изучение перемещений вещества, «Ликвация» — изучение кристаллизации; астрофизические эксперименты: «Пирамиг» и ПСН — фотографирование атмосферы Земли и космических объектов.

1 июля космонавты начали подготовку к возвращению. Посадка корабля прошла 2 июля 1982 года. Высокую оценку получил подвиг космонавтов. Владимир Джанибеков награжден орденом Ленина, Александр Иванченков награжден орденом Ленина и второй медалью Золотая Звезда. Жан-Лу Кретьену присвоено почетное звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.

Высоких наград Франции были удостоены космонавты советско-французского экипажа, их дублеры, а также космонавты основного экипажа станции Салют7. Ордена командоров Почетного легиона вручены Владимиру Джанибекову и Александру Иванченкову, орден офицера Почетного легиона — Жан-Лу Кретьену. Орденов офицера Почетного легиона удостоены Aнатолий Березовой и Валентин Лебедев, а орденов кавалера Почетного легиона — Леонид Кизим, Bладимир Соловьев и Патрик Бодри.

Отрывок, характеризующий Союз Т-3

– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был. Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура. – Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре. – А вот барину наточить саблю. – Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась? – А вон у колеса. Гусар взял чашку. – Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то. Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было. Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно. Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его. Петя стал закрывать глаза и покачиваться. Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то. – Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное. «Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..» Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: