Американский астронавт: лучше полёт на «Союзе», чем на корабле Маска

27 мая США впервые с 2011 года планировало отправить к МКС своих астронавтов на американском корабле. Помешала погода, запуск пришлось перенести на 30 мая. В преддверии этого грандиозного для Америки события самое время вспомнить все корабли, которые когда-либо доставляли людей в космос.

За 60 лет мировой космонавтики на орбите Земли побывали сотни человек. Доставляли их туда всего 8 кораблей, это были серии аппаратов: “Восток”, “Меркурий”, “Восход”, “Джемини” (Gemini), “Союз”, “Аполлон”, “Спейс шаттл” (Space Shuttle), “Шэньчжоу”. Все корабли принадлежали лишь трем странам: США, СССР (теперь Россия), Китай.

Космический корабль “Восток” (СССР, 1961 год)

Это та самая серия кораблей, на которой человек впервые полетел в космос. 12 апреля 1961 года на корабле “Восток-1” Юрий Гагарин сделал виток вокруг Земли, продлившийся 108 минут.

“Восток” представлял собой связку из спускаемого аппарата, который служил также кабиной, и приборного отсека. В последнем модуле находилась тормозная двигательная установка. Корабль был покрыт теплозащитным слоем массой 1,5 тонны.

Тормозная двигательная установка была нужна для перехода с орбиты на траекторию спуска, перед плотными слоями атмосферы спускаемый аппарат отделялся от приборного отсека и на высоте 7 километров кос­мо­навт ка­та­пуль­ти­ро­вал­ся из ка­би­ны. Он приземлялся на па­ра­шю­те отдельно от корабля.

Корабли серии “Восток” доставляли космонавтов на орбиту с 1961 по 1963 годы; последний полет на этом аппарате совершила Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт.

Основные характеристики корабля «Союз МС»

№№Наименование характеристики, размерностьЗначениеПримечание
1.Масса корабля, кг до 7220
2.Масса спускаемого аппарата, кг ~ 2900
3.Экипаж, чел. 2…3
4.Параметры орбиты
  • наклонение, град
  • высота, км выведения
  • при стыковке корабля
  • при спуске корабля
51.6

200/242* до 425 до 460

*) Перигей/апогей
5.Геометрические характеристики корабля, мм
  • длина по корпусу
  • максимальный диаметр
  • диаметр жилых отсеков
  • размах солнечных батарей
6980 2720 2200 10700
6.Масса полезного груза расчетная, кг
  • доставляемая
  • возвращаемая
до 200 до 65при экипаже 3 чел.
7.Полетный ресурс *, сутки 200*) в том числе ресурс автономного полета
8.Скорость приземления, м/с
  • на основной парашютной системе номинальная/после работы ДМП
  • на запасной парашютной системе номинальная/после работы ДМП
6,8/1,5

9,6/2,5

9.Ракета-носитель «Cоюз ФГ»

Аппарат “Меркурий” (США, 1961 год)

Во время “космической гонки” между СССР и США, которая длилась с 1957 по 1988 годы, Америка стремилась обогнать Советский Союз в разработке капсулы для доставки человека на орбиту. Такой аппарат американцы построили в рамках программы “Меркурий”, но запустить его первыми не успели.

Фото: NASA / Инженеры агентства осматривают капсулу Меркурия

Корабль “Меркурий” — это 8-метровый пилотируемый аппарат конической формы, состоявший из спускаемой капсулы, отсека с тормозной двигательной установкой и 18-ти двигателей ориентации, работавших на перекиси водорода. При входе корабля в атмосферу тормозная двигательная установка сбрасывалась, на высоте 7 и 3 километров раскрывались тормозные и основные парашюты, после чего капсула приводнялась в океан.

Для кораблей серии «Меркурий» расчет новой точки входа в атмосферу при спуске производили компьютеры на Земле в режиме реального времени, после чего все данные передавались астронавту по радиосвязи.

Полеты людей на “Меркуриях” на орбиту выполнялись с 1961 по 1963 годы: всего было сделано 6 таких пусков.

После войны

Под руководством Дмитрия Устинова Королев и другие осматривали чертежи. При поддержке ракетного ученого Гельмута Гроттрупа и других захваченных немцев до начала 1950-х годов наши ученые создали полный дубликат известной немецкой ракеты «Фау-2», но под своим собственным названием R-1, хотя габариты советских боеголовок требовали более мощного ракетоносителя. Работа конструкторского бюро ОКБ-1 Королева была посвящена криогенным ракетам на жидком топливе, с которыми он экспериментировал в конце 1930-х годов. В результате этой работы была разработана знаменитая ракета «Р-7» («семерка»), которая была успешно испытана в августе 1957 года.

Советская космическая программа была привязана к пятилетним планам СССР и с самого начала зависела от поддержки советских военных. Несмотря на то что он был «единодушно движим мечтой о космических путешествиях», Королев, как правило, держал это в секрете. Тогда в приоритете была разработка ракеты, способной нести ядерную боеголовку к Соединенным Штатам. Многие высмеивали идею запуска спутников и пилотируемых космических кораблей. В июле 1951 года на орбиту были впервые запущены животные. Две собаки были найдены живыми после достижения высоты в 101 км.

Советские ракеты

Это было очередным успехом СССР в космосе. Благодаря своей огромной дальности полета и большой грузоподъемности, составляющей приблизительно пять тонн, R-7 была не только эффективной в качестве доставки ядерных боеголовок, но и отличной основой для построения космического корабля. Заявление Соединенных Штатов в июле 1955 года о своем плане запуска спутника очень помогло Королеву убедить советского лидера Никиту Хрущева поддержать его планы, чтобы превзойти американцев. Был одобрен план для запуска спутников на околоземной орбите («Спутник») для получения знаний о космосе, а также запуск четырех беспилотных военных разведывательных спутников «Зенит». Дальнейшие запланированные разработки требовали полета человека на орбиту к 1964 году, а также беспилотного полета на Луну в более ранние сроки.

Корабль “Восход” (СССР, 1964 год)

В космической гонке СССР стремился стать первой страной в мире, чей гражданин выйдет в открытый космос, поэтому перед державой стояла задача создать корабль, в котором бы могли разместиться минимум два человека и из которого было бы удобно выходить в вакуум. Аппараты серии “Восход” — это, по сути, улучшенная версия “Востока”.

Чтобы в кабине “Восхода” при тех же габаритах поместить больше людей, инженеры убрали катапультное кресло и заменили его обычными сиденьями, гораздо меньшими по размеру. Во время первого полета нового корабля “Восход-1” в 1964 году все три космонавта на борту аппарата находились без скафандров, это было сделано для экономии места.

Фото: ТАСС / Космонавт в отставке Леонов со своей картиной, на которой изображен выход в открытый космос

Вторую версию корабля, “Восход-2”, специалисты уже адаптировали для выхода в открытый космос. Для этого они добавили шлюзовую камеру, через которую космонавт должен был выйти в вакуум. При пуске шлюзовая камера находилась в свернутом виде, на орбите она надувалась и достигала длины 2,5 метра. Перед сходом корабля с орбиты и приземлением шлюзовая камера отстреливалась от аппарата.

В 1965 году на “Восходе-2” в 26-часовой полет отправились Алексей Леонов и Павел Беляев. Леонов вошел в историю как первый человек, который вышел в открытый космос, там он провел 12 минут 9 секунд. Эта миссия была последним полетом “Восхода”.

Нужна ли «Федерация»?

Как мы видим, «Союз» очень крепкий игрок — самый крепкий в истории. За счёт продуманной конструкции и безаварийности после модификаций (45 лет) он пережил не то что «Аполлоны», но и шаттлы. Зачем его менять и не получим ли мы в итоге менее отработанный и более аварийный корабль? Наш былой соперник в космической гонке на сходной замене потерял 14 астронавтов — больше, чем все остальные страны мира вместе взятые.

В российском правительстве не знают, зачем надо летать в дальний космос. А в необходимости летать в космос ближний обосновано сомневаются заслуженные космонавты и инженеры. Однако в США сейчас господствуют другие мнения. Там разрабатываются сразу три новых корабля, причём «Орион» уже летал в космос в беспилотном режиме.

Некоторые из этих кораблей очень перспективны. Dragon V2 — многоразовый, рассчитан на 10 полётов до ремонта. Он может садиться не на парашютах, а используя только двигатели, управляемо, в заданное место. То есть способен самостоятельно приземляться на других планетах, что для любого другого корабля на сегодня исключено. Скажем, России для «ЭкзоМарса» к 2020 году придётся сделать отдельную несерийную посадочную платформу, которая из-за этого будет неизбежно дорогой.

Серийный Dragon V2 сможет доставить тонны оборудования на Марс и сесть на любом астероиде и многих планетах Солнечной системы. И это не абстрактная перспектива — SpaceX в ближайшие месяцы планирует запустить ракету для таких миссий, а в 2020 году — реализовать её для Марса. В принципе, ничего нового в таком подходе нет. Советский проект «Заря» должен был садиться ровно также, а Маск увёз из России не только заплесневелый учебник по космической технике. Проблема в том, что в СССР «Зарю» создать не успели, а сейчас ничего такого у нас и не планируют.

Аппараты “Джемини” (США, 1965 год)

Корабли “Джемини” — это улучшенная версия “Меркуриев”. Американцы хотели высвободить больше места в капсуле, чтобы в ней могли поместиться два астронавта, а также адаптировать ее для отработки стыковки космических кораблей на орбите, это было необходимо для будущей высадки людей на Луну. Кроме того, при помощи новых аппаратов агентство планировало установить рекорд по продолжительности пилотируемого космического полета и осуществить выход человека в открытый космос.

В первый пилотируемый полет на корабле “Джемини-3” астронавты отправились в марте 1965 года, всего через несколько дней после “Восхода-2”. Спустя три месяца в космос полетел “Джемини-4”, в ходе этой миссии астронавт Эдвард Уайт стал первым американцем, вышедшим в открытый космос, в вакууме он провел 20 минут. Миссия “Джемини-4” длилась 4 дня.

Фото: NASA / Снимок космического корабля Джемини-7

В декабре 1965 года астронавты миссии “Джемини-7” Джеймс Ловелл и Фрэнк Борман установили новый рекорд по продолжительности нахождения на орбите, в космосе они провели почти две недели. Цель этой миссии — изучение последствий более длительных космических полетов, данные были необходимы для подготовки к будущей лунной программе.

В 1966 году командир корабля “Джемини-8” Нил Армстронг и пилот Дэвид Скотт совершили первую в мире стыковку в ручном режиме корабля с разгонным блоком “Аджена-VIII”.

Пилотируемые полеты по программе “Джемини” завершились в 1966 году. В рамках последней миссии, “Джемини-12”, астронавты Базз Олдрин и Джеймс Ловелл провели стыковку с мишенью “Аджена-XII” и выход в открытый космос (совершил Базз Олдрин).

После успеха программы “Джемини” NASA приступило к подготовке к высадке человека на Луну.

Борьба за Луну

После этой катастрофы и под возросшим давлением у Мишина возникла проблема с алкоголем. Количество новых достижений СССР в космосе значительно сократилось. Советы были обыграны американцами при отправке первого пилотируемого полета вокруг Луны в 1968 году «Аполлоном-8», но Мишин продолжил разработку проблемного сверхтяжелого «Н-1» в надежде, что американцы потерпят неудачу, которая предоставит достаточно времени, чтобы сделать «Н-1» работоспособным и высадить человека на Луну первыми. Был успешный совместный полет кораблей «Союз-4» и «Союз-5», в ходе которого были испытаны методы рандеву, стыковки и передачи экипажа, которые будут использоваться для посадки. LK Lander был успешно испытан на околоземной орбите. Но после того как четыре беспилотных испытания «Н-1» закончились неудачей, разработку ракеты завершили.

Корабли “Союз” (СССР/Россия, 1967 год)

Капсулы «Союз», которые до сих пор доставляют на орбиту космонавтов и астронавтов, начали летать вскоре после выхода “на пенсию” кораблей «Восход».

Фото: NASA / Космический корабль Союз на подлете к МКС

Первый пилотируемый запуск “Союза-1” состоялся в апреле 1967 года. К сожалению, миссия потерпела неудачу. Во время возвращения на Землю из-за проблем с парашютами погиб единственный космонавт на борту аппарата — Владимир Комаров. Причина: отказ парашютной системы.

Разумеется, корабли, которые сегодня летают на орбиту, не похожи на те, что летали 1960-х годах. На протяжении десятилетий сперва советские инженеры, а потом российские улучшали и создавали новые версии “Союзов”.

Однако устройство всех новых вариантов кораблей не менялось. “Союз” всегда состоял из трех отсеков:

— в центре располагается спускаемый модуль, в котором космонавты сидят во время запуска и в котором возвращаются на Землю. Здесь находятся системы жизнеобеспечения, управления, парашютная система;

— выше спускаемого модуля — бытовой отсек. Он оснащен системой сближения и стыковочным узлом. Здесь находится груз для МКС и туалет;

— ниже спускаемого модуля — приборно-агрегатный отсек с двигательной установкой, топливом и другими служебными системами.

С 1967 года на “Союзах” космонавты и астронавты совершили 150 полетов. Эти корабли продолжают оставаться самой проверенной и безопасной системой космических запусков: за всю их историю с советско-российскими аппаратами произошло всего 7 аварий.

Американский астронавт: лучше полёт на «Союзе», чем на корабле Маска

Напомню, в предыдущем материале я предположил, что доктор Кейт Рубинс сама вызвалась лететь на МКС именно на «Союзе» с российским экипажем по той причине, что наши космонавты – нормальные мужики.

Теперь же, в свете новых данных, стали ясны и другие возможные причины.

«Американский астронавт Карен Найберг, в рамках интервью, данного редактору американского издания “ARS Technica”, рассказала, что предпочла бы полёт на российском «Союзе», а не Crew Dragon от SpaceX.

В рамках беседы, которая длилась на протяжении получаса, Найберг рассказала о нескольких причинах, по которым она, если бы ей дали право выбора, на данный момент сделала бы выбор в пользу российского “Союза”, а не американского Crew Dragon».

Каковы же причины, которые повлияли на явно не страдающую отсутствием американского патриотизма женщину-астронавта в пользу выбора российского «Союза»?

«Во-первых, по её мнению, курс подготовки перед полётом на “Союзе”, даже несмотря на необходимость учить русский язык, более функциональный и удобный для астронавта. Астронавт допускает, что всё это лишь временное явление, с которым SpaceX в дальнейшем справится».

Вот сейчас смешно было. Вы представляете, чему и как обучают американских астронавтов в «продвинутой» SpaceX, что лучше выучить русский язык в пределах, необходимых для выполнения миссии?

С учётом модных американских веяний, я не удивлюсь, если в NASA скоро введут в курс подготовки астронавтов такие дисциплины как «Изучение гендерных аспектов управления кораблём», или «Покаяние перед меньшинствами за то, что в составе экипажей редко бывают чернокожие».

«Во-вторых, в период подготовки и даже во время полёта на российском корабле, астронавт подсознательно ощущает себя в большей безопасности — связано это с тем, что “Союз” осуществил не одну сотню успешных полётов, чего пока нельзя сказать о Crew Dragon».

Это – чистая правда. Недавно глава Роскосмоса написал обширную колонку для журнала Forbes, ссылку на которую мне прислал подписчик PolitRussia Иван. Которому за это большое спасибо. И вот что Рогозин напомнил о числе полётов «Союзов».

«30 мая Илон Маск испортил настроение не нам, а своим соотечественникам из компании Boeing, опередив их с началом лётных испытаний. Это их война, а не наша. У нас давно и непрерывно работает национальная космическая транспортная система, мы её постоянно совершенствуем, одновременно делая новый, ещё более совершенный корабль.

Наш «Союз МС» заслужил репутацию самого надёжного космического корабля в мире. Мы имеем уникальную статистику в 173 успешных полёта. Даже те три аварии (в 1975, 1983 и 2020 годах), которые произошли с ракетами-носителями (кстати, ракета «Союз» в своих различных модификациях летала больше 1900 раз) на разных этапах выведения корабля, показали его уникальную живучесть благодаря надёжности системы аварийного спасения экипажа. Эта статистика и есть его золотая визитная карточка. Американским инженерам такую репутацию ещё предстоит заслужить».

Полагаю, американские астронавты прекрасно осведомлены о статистике полётов наших «Союзов». И это явно влияет на их предпочтения, если речь идёт о добровольном выборе, а не о «партия сказала – надо, астронавт ответил – есть!»

«И, в-третьих, отметила Карен, российские корабли, в отличие от американского, при возвращении садятся на поверхность земли, а не в океан. Это может быть заметной проблемой в случае с устройством от SpaceX, так как после приземления астронавты и без того сталкиваются с огромным дискомфортом из-за привыкания человеческого тела к земному притяжению, а тут ещё и условия, в которых всё это будет происходить сложно назвать благоприятными».

Хоба! – И закономерно оказывается, что клятая отсталая Россия, о которой креаклы-маскофилы привыкли рассуждать в категориях «людей не жалеют, бабы ещё нарожают», о людях-то как раз и позаботилась. А хвалёная SpaceX – облегчила себе техническую задачу, поскольку сажать капсулу на воду проще, чем на твёрдую поверхность. То есть, для Маска и NASA забота об экипаже – вовсе не на первом месте.

Отдельно, пользуясь случаем, напомню о благополучно профуканных обещаниях SpaceX, что Crew Dragon будет садиться на выдвижные опоры – как в фантастических кинофильмах. По факту же – вернулись к привычной для NASA схеме, в рамках которой люди – на втором месте.

Как вам откровения американского астронавта, маскофилы?

А ведь Карен НАйберг, в отличие от вас, знает, о чём говорит. Она дважды бывала на орбите Земли, причём в первый раз – на многоразовом американском «Дискавери», а во второй – именно на российском «Союзе».

«В мае 2008 года совершила свой первый полёт в космос в составе экспедиции STS-124, проведя в космосе более 13 дней.

Стартовала во второй раз в космос 29 мая 2013 года на космическом корабле «Союз ТМА-09М» вместе с Фёдором Юрчихиным (Россия) и Лука Пармитано (Италия). Уже менее чем через 6 часов корабль пристыковался к МКС. Пробыла в космосе более 166 суток. 11 ноября 2013 года вместе с экипажем вернулась на землю; космический корабль «Союз ТМА-09М» совершил посадку в казахстанской степи».

Карен продолжает трудиться в NASA, где заведует отделом робототехники. В общем, она инженер, и разбирается в предмете, о котором дала интервью. Разбирается, в отличие от фанатов проходимца по фамилии Маск.

Напоследок приведу ещё один фрагмент колонки Дмитрия Рогозина. Специально для тех, кто любит верещать, что Роскосмос стоит на месте, и что все используемые наработки – советские.

«К новым нашим разработкам, конечно, относится и новый пилотируемый многоразовый корабль «Орёл», разработка которого, наконец, сдвинулась с мёртвой точки. На конец 2023 года мы ставим начало его лётных испытаний в безэкипажном варианте, а в 2025 году он должен доставить космонавтов на МКС. Этот корабль создаётся для работы в дальнем космосе, его аналогом является американский «Орион». На его основе будет создан и возвращаемый на Землю грузовой корабль. Для выведения «Орла» к Луне мы уже начали работу по созданию ракеты сверхтяжёлого класса. В основе её конструкции – модули «Союза-5» и «Союза-6». Таким образом, все вновь создаваемые ракеты-носители во всех классах — от лёгкого до сверхтяжёлого — создаются в рамках единой технической политики.

Являясь мировыми лидерами в ракетном двигателестроении, мы открыли работы по перспективным направлениям, в частности по метановому ракетному двигателю. Это очень интересная тема, над которой работает воронежское КБ химавтоматики. Двигатель, работающий на топливной паре кислород-метан, — это верная дорога к созданию многоразовых ракетных систем, и у нас есть в этом деле неплохой научно-технический задел.

Прорыв в космических технологиях мы ожидаем и от совместной с Росатомом работы над транспортно-энергетическим модулем. В нашей отрасли за него отвечают Центр Келдыша и санкт-петербургское КБ «Арсенал». Мы серьёзно продвинулись в понимании технологии работы этого ядерного космического буксира, которому нет альтернативы в покорении дальнего космоса».

До 2023-го года не так уж далеко, как может показаться. Как считаете, будут ли радостно бросать кепки в воздух российские маскофилы, когда отечественный «Орёл» совершит первый полёт к МКС в беспилотном варианте? И сколько безаварийных полётов будет к тому времени у Crew Dragon?

У меня крепкая память, за мной не заржавеет спустя 3 года вернуться к этому материалу и процитировать ваши прогнозы.

Руслан Осташко

Аполлон (США, 1968)

В рамках программы «Аполлон» для доставки людей на Луну был разработан корабль, состоящий из командно-служебного отсека и лунного модуля. Этот аппарат создавали на основе технологий, которые применялись в проектировании капсул “Меркурий” и “Джемини”.

Фото: NASA / Астронавт Алан Бин покидает командный модуль Аполлона-12 после приводнения, 1969 год

В командном отсеке (КО) на пути от Земли к Луне и обратно находился экипаж из трех астронавтов.

Служебный отсек (СО) нес основную двигательную установку, топливо, в нем размещалась часть системы связи. СО обеспечивал все маневры корабля на траектории полета к Луне, коррекцию траектории, выход на орбиту вокруг спутника, переход с лунной орбиты на траекторию полета к Земле. Энергоустановка модуля снабжала экипаж электроэнергией и питьевой водой, из установленных в нем баллонов подавался кислород в систему жизнеобеспечения корабля.

Статья по теме: Будущее, которое не наступило. Аполлон-1: невыполненная миссия

Лунный модуль (ЛМ) предназначался для прилунения и для старта с лунной поверхности, на орбите стыковался к командно-служебному модулю.

Первый запуск “Аполлона” с экипажем должен был состояться в 1967 году, но на испытаниях за неделю до старта произошла катастрофа, во время которой три астронавта — Роджер Чаффи, Вирджил Гриссом и Эдвард Уайт, погибли. Расследование аварии заняло 21 месяц, лишь после заключения экспертов и разрешения политиков NASA возобновило лунную программу.

Статья по теме: Аполлон-13: пилотируемый полет к Луне, который потерпел неудачу

В 1968 году прошел первый пилотируемый полет в рамках программы “Аполлон” (“Аполлон-7”). Проверить корабль на орбите Земли агентство отправило дублирующий экипаж “Аполлона-1” в составе астронавтов Уолтера Ширра, Донна Айзли, Уолтера Каннингема.

В 1969 году астронавты “Аполлона-11” стали первыми людьми, ступившими на поверхность Луны. Последний пилотируемый полет программы состоялся в 1972 году (“Аполлон-17”).

С 1969 по 1972 год в рамках программы “Аполлон” астронавты выполнили 6 высадок на наш спутник. Всего на поверхность Луны ступило 12 человек.

Подводные камни

Размер российской экономики во много раз меньше американской и со временем этот разрыв только увеличивается. Поэтому даже несмотря на то, что «Федерация», видимо, дешевле, чем Dragon, расходы на его создание для экономики США являются меньшей нагрузкой, чем для российской.

Именно из-за экономики Федеральная космическая программа (ФКП) до 2025 года всего за пару лет была урезана с 2,4 до 1,4 триллиона рублей. В ней сейчас нет никакой сверхтяжёлой ракеты. Не разрабатывается и лунный модуль. Бесспорно, без сверхтяжёлой ракеты к Луне полететь будет сложно и рискованно. Сборка связки «Федерация» — лунный модуль на орбите требует плотного графика полётов. Срыв любого из них сдвинет временные «окна» для дальнейших и поставит под угрозу всю экспедицию (то же водородное топливо в космосе долго не хранится). Без модуля лететь тем более нельзя — сама «Федерация» на Луну никак не сядет.

В теории разработка сверхтяжа — для России задача решаемая примерно за пять лет. На практике для этого требуется финансирование. «Федерация» станет пилотируемой не ранее 2023 года. Текущая ФКП закачивается на 2025 году, на этот же срок перенесён и вопрос о создании сверхтяжа. Очевидно, сделано это в расчете на то, что тогда у страны появятся деньги. Однако из графика выше это совершенно неочевидно. Представители экономблока правительства на ближайшие годы предсказывают стране стагнацию. Судя по тому же графику (от 2008 года) — это вполне возможно.

Совершенно не факт, что тяжёлая лунная версия «Федерации» сможет полететь к Луне к началу 2030-х годов, как это пока планируется. А без такого полёта смысл в создании нового корабля неясен. Да, он заменит «Союз» в полётах к МКС. Но просто менять то, что уже работает, на то, что пока неизвестно как работает — не самое осмысленное занятие. В 2013 году Поповкин, возглавлявший тогда «Роскомос», именно этим мотивировал переделку проекта ПТК НП (ныне — «Федерация»). Как он отметил, нет смысла делать новый корабль, если у него не будет кардинально новых возможностей. То есть без Луны создание «Федерации» будет эдаким «титаническим точечным ударом» — многолетней и дорогой программой сомнительной полезности.

Наконец, не факт, что МКС вообще будет посещаться к моменту доводки нового российского корабля. Уже на конец 20-х её посещение на Западе никто не планирует. NASA предполагает активно летать к Луне и дальше. Поддерживать дорогую МКС и летать в дальний космос одновременно у него не получится. Сможет ли Россия потянуть собственную станцию — вопрос открытый. Итак, «Федерация» вполне может остаться без целей полётов и в тяжёлой, и в лёгкой модификации. Конечно, соображения престижа не дадут стране оказаться от пилотируемых полётов. Однако в этом случае разумнее экономить средства на свою станцию, чем тратить их на разработку новых кораблей.

“Спэйс шаттл” (США, 1981)

С 1981 по 2011 год для пилотируемых полетов на орбиту, а потом и к Международной космической станции, NASA использовало многоразовые корабли “шаттлы”. Всего было построено пять челноков, которые доставили до места назначения 135 экипажей: “Колумбия”, “Челленджер”, “Дискавери”, “Атлантис”, “Индевор”.

Фото: NASA / Челнок Атлантис перед стыковкой с МКС во время своего последнего полета STS-135 в 2011 году

Челноки состояли из орбитального аппарата (основной части), к которому перед запуском присоединяли:

— внешний топливный бак, его окрашивали в оранжевый цвет. В нем содержалось горючее для трех жидкостных ракетных двигателей RS-25, размещенных на орбитальном аппарате. Топливный бак — единственный компонент, который не был повторно использован;

— два боковых твердотопливных ускорителя, их окрашивали в белый. Пара этих ускорителей обеспечивала 83% стартовой тяги шаттла и предназначалась для отрыва системы от земли и подъема до высоты 45 километров. Это крупнейший и наиболее мощный твердотопливный ракетный двигатель в истории космонавтики.

Внутри орбитальный аппарат был разделен на отсеки: в передней части находился фюзеляж, отсек экипажа, грузовой отсек, в хвосте располагался двигательный отсек. Отсек экипажа был рассчитан на 7 астронавтов, но были исключения: во время запуска миссии STS-61A на борту находилось 8 человек, при спасательной операции шаттл мог принять еще троих.

За все время использования шаттлов произошло две катастрофы, в которых погибло 14 астронавтов:

— в январе 1986 года космический челнок “Челленджер” на 73-й секунде полета разрушился из-за взрыва внешнего топливного бака. Погибло 7 членов экипажа, но не из-за самого взрыва, а при ударе о воду (после разрушения кабина осталась целой);

— в феврале 2003 года во время возвращения с МКС произошла катастрофа на челноке “Колумбия”: разрушился наружный теплозащитный слой. Погибли все 7 членов экипажа.

Шэньчжоу (Китай, 2003 год)

Шэньчжоу — пилотируемый космический корабль Китая, разработанный по технологиям “Союза”. Очень сильно напоминал советско-российский корабль, но отличался габаритами.

Фото: STR / AFP / Китайский корабль Шэньчжоу-9 с тайконавтами на борту на подлете к модулю космической станции Tiangong-1

Поднебесная использовала аппарат для пилотируемых полетов с 2003 по 2020 годы. За это время КНР осуществила 6 запусков: тайконавты (так в Китае называют космонавтов) выходили в открытый космос, отрабатывали технологии сближения с китайской космической лабораторией Тяньгун-1 и Тяньгун-2, проводили стыковки с ними.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: