Мастер открытого космоса: «Еще чуть-чуть — и на Луне мы были бы первыми»

Космонавт Владимир Алексеевич Соловьев

В послевоенный сорок шестой год одиннадцатого ноября родился Владимир Соловьев, космонавт в будущем.

Семья военного летчика Алексея Сергеевича и Наталии Владимировны проживала в Москве. Непоседливый и озорной постоянно проводил время на улице, да и в школе не мечтал стать космонавтом. Хотя тема полетов всегда была на слуху и была близка, в разговорах родителей всегда разговаривали о точных науках, авиации.

Отец был летчиком-испытателем, а мама в институте преподавала на кафедре математики и вычислительной техники. Двигатели ракет, самолетов были интересны с тех пор, видимо, это и стало определяющим фактором, после окончания школы в 1964 году Владимир поступает, с первого раза сдав все экзамены, в знаменитую Бауманку (Высшее техническое училище имени Николая Эрнестовича Баумана — революционера, который был убит в 1905 году неподалеку от училища), на специальность «пневмогидравлика силовых установок». С отличием заканчивает учебу в 1970 году, получает диплом «инженера – механика».

Сразу поступает на работу в знаменитое Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения. Вначале в должности инженера занимается разработкой пневмогидросхемам и двигательными установками ракетного блока лунного орбитального корабля, лунный посадочный корабль и космический корабль «Союз Т», также с участием Владимира Алексеевича разрабатывалась система для дозаправки орбитальной станции. Изготавливается макет этой системы и Владимира Алексеевича ставят главным по обучению космонавтов, он должен обучить всему, что знает сам. Однако от ошибок не застрахован никто и они случались. Владимир Соловьев решает полететь на орбиту, посмотреть, как все работает в условиях невесомости, пишет заявление, которое относит В.П. Мишину, генеральному конструктору. После собеседования его кандидатуру одобряют.

Подготовка

В 1973 году его назначают инженером-конструктором, затем старшим инженером, а перед зачислением в дружный отряд космонавтов занимается разработкой бортовой документации по установке и системе дозаправки.

А Вы смотрели: Гравитация на Марсе

1978 год стал знаковым, в должности космонавта-испытателя его зачисляют в космический отряд, который был сформирован при Научно-производственном объединении «Энергия», где проходит подготовку до 80 года, далее до осени 1981 года продолжает готовиться уже в ЦПК, где готовится группа на станцию «Салют-7», все это время также активно принимает участие в новейших разработках и испытаниях техники, предназначенной для работы на орбите.

В сентябре 81 года занимает ответственную должность заместителя начальника 191 отдела НКО «Энергия» и одновременно начинает готовиться в качестве бортинженера 2-го экипажа на «Союз Т-6». Далее неоднократно проводились предполетные изнуряющие тренировки в разные экипажи, но в космос он полетел только в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году.

Марка СССР «Исследования, проведённые космонавтами Л. Д. Кизимом, В. А. Соловьёвым и О. Ю. Атьковым на орбитальном комплексе „Союз Т-10“ — „Салют-7“ — „Союз Т-11“», 1985,

Почётные звания и награды[править | править код]

  • Дважды Герой Советского Союза (2 октября 1984, 16 июля 1986);
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 июня 2012) —за большой вклад в развитие ракетно-космической промышленности, укрепление обороноспособности страны и многолетнюю добросовестную работу
    [4];
  • орден Почёта (26 августа 1996) — за заслуги перед государством, большой вклад в становление и развитие отечественной ракетно-космической отрасли промышленности
    [5];
  • орден Дружбы (10 апреля 2004) — за большой вклад в развитие отечественной космонавтики и многолетнюю добросовестную работу
    [6];
  • два ордена Ленина;
  • медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
    [7];
  • орден Кирти Чакра (Индия, 1985);
  • орден «Серебряная звезда» (Сирия, 1987);
  • орден Почётного легиона (Франция, 1982);
  • большая золотая медаль «Космос» Международной авиационной федерации (ФАИ);
  • золотая медаль имени К. Э. Циолковского Академии наук СССР (1987);
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (распоряжение № 1540-р от 11 ноября 2006);
  • лауреат Государственной премии РФ за 1999 год (как участник авторского коллектива работы «Комплекс работ, выполненных на орбитальной станции „Мир“ по российско-американским программам „Мир-Шаттл“ и „Мир-НАСА“»);
  • орден Достык 2 степени (Казахстан, 2001)[8];
  • Заслуженный мастер спорта СССР (1987).

Космос

1984 год, восьмого февраля с площадки No31 Байконура в 12 часов 7 минут по всемирному времени стартовал корабль «Союз Т-10», унося на орбиту трех членов экипажа. Стыковка произошла девятого февраля к орбитальной станции «Салют-7», находящуюся в автоматическом режиме. Владимир Соловьев выполнял обязанности бортинженера. За время проведения на борту были проведены многочисленные исследовательские работы и эксперименты различной направленности. Олег Юрьевич Атьков проверил новую аппаратуру, которая должна следить за состоянием здоровья команды.

Также в одно время на станции присутствовало и выполняло свою работу шестеро космонавтов, за время полета было принято две кратковременные экспедиции. Впервые было совершено шесть выходов за пределы станции и это все во время одного полета, который длился двести тридцать шесть дней двадцать два часа сорок девять минут, в то время самый длительный полет.

А Вы смотрели: Кометы Солнечной системы

Только для ремонта двигательной установки потребовалось совершить пять выходов, была проделана титаническая работа, дополнительно потребовалось установить трап на поверхности и все это в условиях невесомости. Также был отремонтирован трубопровод, для того чтобы его пережать на Земле был изготовлен и доставлен специальный пресс. Были установлены новые элементы на солнечную батарею.

Владимир Соловьёв в 2011 г.

Шесть выходов, которые совершили космонавт Соловьев и Леонид Денисович Кизим продолжались в общей сложности двадцать два часа пятьдесят минут, были выполнены сложнейшие работы. Этот полет вообще был богат на рекорды, впервые станцию посетил космонавт из Индии, легендарная Светлана Савицкая сделала рекордный выход в космос, шесть выходов в космос за время одного полета, шесть космонавтов одновременно на борту.

Космонавт Соловьев в качестве бортинженера, второй полет совершил снова с командиром Л. Д. Кизим. Полет начался с первой площадки Байконура в 12 часов 33 минуты тринадцатого марта 1986 года и длился сто двадцать пять дней, за это время было совершено 1980 витков и пройдено расстояние практически в 84 миллиона километров.

И опять перед ними стоит сложная задача: переместить со станции «Салют-7» часть оборудования на станцию «Мир», которую предстояло расконсервировать и обжить, а также установить новое оборудование. И сделать это вдвоем, имея в своем распоряжении только один корабль, задача, выполнение которой, не смог бы повторить другой экипаж. Им дважды пришлось перелетать между станциями. За все время этого полета они смогли перенести со старой станции на новую, оборудования, общий вес, которого был выше восьмисот килограмм.

Было сделано два выхода в вакуум длительностью восемь часов пятьдесят минут, за это время удалось установить и провести испытания раздвижной ферменной конструкции, которая использовалась как основа для пленочных солнечных батарей «Маяк». А также провели эксперименты по сварке в космических условиях. Домой экипаж вернулся 16 июля.

А Вы смотрели: Космонавт Виталий Иванович Севастьянов, биография

После второго полета в космос больше не летал, но вся последующая деятельность связана неразрывно с космосом.

Дважды Герой Советского Союза Владимир Алексеевич Соловьёв налетал практически триста шестьдесят два дня и оставался в отряде звездной команды до своего выхода на пенсию, который состоялся в тысяча девятьсот девяносто девятом году. Летчик-космонавт 1 класса Соловьев В. А. имеет большое количество заслуженных наград и званий, в том числе его заслуги признаны иностранными государствами.

В настоящее время Владимир Алексеевич руководит факультетом космических исследований МГУ имени Михаила Юрьевича Ломоносова. Будущие специалисты изучают различные направления — это и медицина в космосе, создание новых приборов, технологии, подготовка космонавтов и очень много других направлений связанных с космическим направлением. Студентов ожидает интереснейшее обучение, ведь они будут учиться под началом такого признанного авторитетного во всем мире специалиста как Владимир Алексеевич, имеющего огромные знания и уникальный опыт, написавшего сто пятьдесят научных трудов.

Источник

Владимир Соловьев

Биография

«Учениками» Соловьева оказались летчики-космонавты, проходившие подготовку к полетам на орбитальную станцию «Салют-7». Среди них — Валерий Рюмин, Владимир Коваленок, Владимир Джанибеков, Александр Иванченков, Георгий Гречко и другие. Близко общаясь с ними, Владимир Соловьев и сам загорелся желанием слетать в космос. Судьба оказалась к нему благосклонной, подарив уникальную возможность проверить, как земные задумки конструктора реализуются в космосе.
Родился 11 ноября 1946 года в Москве. Отец — Соловьев Алексей Сергеевич (1918-1977), военный летчик, участник Великой Отечественной войны. После окончания Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского был летчиком-испытателем. Мать — Соловьева (Докукина) Наталия Владимировна (1922-1997), окончила механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, преподавала на кафедре математики и вычислительной техники Московского технологического института легкой промышленности. Супруга — Соловьева Елена Юрьевна (1946 г. рожд.), старший инженер НИИ прикладной физики. Сын — Соловьев Сергей Владимирович (1970 г. рожд.), кандидат технических наук, начальник сектора анализа спутников связи РКК «Энергия». Дочь — Соловьева Мария Владимировна (1981 г. рожд.), студентка юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Желание связать свою судьбу с космосом проявилось у Владимира Соловьева, когда он, выпускник энергомашиностроительного факультета МВТУ имени Н.Э. Баумана (1964-1970), специалист в области вакуумной техники электрофизических установок, пришел на преддипломную практику в Центральное КБ экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне РКК «Энергия» имени С.П. Королева), где в то время шла усиленная подготовка к полету на Луну.

Темой дипломного проекта Соловьева стало создание исполнительных органов системы ориентации лунной кабины. В дальнейшем вместе с другими молодыми инженерами он занимался проектированием исполнительных органов для двигательной установки системы ориентации и причаливания космического корабля, а затем — разработкой системы его дозаправки топливом по программе построения долговременной орбитальной станции. Когда система была изготовлена в металле и прошла всевозможные испытания, Соловьеву было поручено обучать работе с ней космонавтов. Так в 1972-1973 годах состоялось его первое знакомство с представителями этой профессии.

«Учениками» Соловьева оказались летчики-космонавты, проходившие подготовку к полетам на орбитальную станцию «Салют-7». Среди них — Валерий Рюмин, Владимир Коваленок, Владимир Джанибеков, Александр Иванченков, Георгий Гречко и другие. Близко общаясь с ними, Владимир Соловьев и сам загорелся желанием слетать в космос. Судьба оказалась к нему благосклонной, подарив уникальную возможность проверить, как земные задумки конструктора реализуются в космосе.

Случилось это, однако, лишь через 15 лет. А пока Владимир Соловьев продолжал научные исследования в стенах ЦКБЭМ: с августа 1973 года он работал инженером-конструктором в различных отделах ЦКБЭМ и занимался созданием системы исполнительных органов двигателей ориентации для лунных орбитальных и посадочных кораблей, разрабатывал бортдокументацию по объединенной двигательной установке и системе дозаправки.

В начале декабря 1978 года Владимир Соловьев по рекомендации Государственной мандатной (межведомственной) комиссии был зачислен в отряд космонавтов НПО «Энергия» на должность космонавта-испытателя. Начались годы напряженной подготовки к космическим полетам и одновременно научных изысканий в НПО «Энергия».

В сентябре 1981 года Владимир Соловьев поднялся на очередную ступень в сложной иерархической лестнице КБ, став заместителем начальника отдела. Параллельно он прошел подготовку к полету на орбитальной станции «Салют-7» по советско-французской программе экспедиции посещения в качестве бортинженера второго экипажа (вместе с Л. Кизимом и П. Бодри). Затем в июне 1982 года был дублером бортинженера космического корабля «Союз Т-6» А. Иванченкова, а с сентября 1982 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-7» (вместе с Л. Кизимом и И. Волком). Однако в мае 1983 года из-за неудачного полета корабля «Союз Т-8» дальнейшая программа полетов была изменена, а Леонид Кизим с Владимиром Соловьевым переведены на подготовку к длительному полету по программе основной экспедиции на орбитальной станции «Салют-7».

26 сентября 1983 года В.А. Соловьев был дублером бортинженера Г. Стрекалова во время неудачного запуска корабля «Союз Т10-1». С октября 1983 года по январь 1984 года он прошел очередную подготовку к полету в космос — на этот раз по программе третьей основной экспедиции орбитальной станции «Салют-7» в качестве бортинженера первого экипажа. И, наконец, долгожданный полет в космос состоялся.

В качестве бортинженера экипажа третьей основной экспедиции В. Соловьев (вместе с Л. Кизимом и О. Атьковым) 8 февраля 1984 года стартовал на космическом корабле «Союз Т-10», который доставил экипаж на орбитальную станцию «Салют-7». В ходе своего полета, продолжавшегося 236 суток 22 часа 49 минут, он совершил 6 выходов в открытый космос общей продолжительностью 22 часа 50 минут для установки дополнительной солнечной батареи и ремонта объединенной двигательной установки станции. За время полета на орбитальной станции ему довелось работать совместно с двумя экспедициями посещения.

После окончания полета Владимир Соловьев продолжил работу в НПО «Энергия» в качестве начальника отдела. В марте 1985 году его назначили заместителем руководителя комплекса. Оставаясь космонавтом-испытателем 2-го класса, он вел работы по подготовке к управлению орбитальным комплексом «Мир» и одновременно проходил подготовку к полету по программе первой основной экспедиции на орбитальной станции «Мир» и по программе экспедиции посещения на станции «Салют-7» в качестве бортинженера первого экипажа.

Второй раз В. Соловьев стартовал в космос вместе с Л. Кизимом 13 марта 1986 года на космическом корабле «Союз Т-15». Продолжительность полета составила 125 суток. В ходе экспедиции сложилась необычная ситуация: в космосе оказались сразу две орбитальные станции. Одна из них, «Салют-7», должна была завершить полет, вторая, «Мир» — начать. Экипаж Кизим — Соловьев оказался первым на новой орбитальной станции «Мир». Космонавты выполнили расконсервацию базового блока станции «Мир», приняли и разгрузили два корабля «Прогресс», установили привезенное оборудование на новой станции, таким образом подготовив ее к полету в беспилотном режиме.

Затем они отправились на станцию «Салют-7». Еще на Земле перед космонавтами была поставлена задача перенести с «Салюта» на «Мир» все оборудование и другие ценные предметы, которые могли бы пригодиться в дальнейшей работе. В результате Соловьевым и Кизимом было перенесено более 800 килограммов грузов, а многое из того, что им удалось тогда «спасти», летало на станции «Мир» вплоть до самого ее затопления.

На станции «Салют-7» Владимир Соловьев совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 8 часов 50 минут для развертывания и испытания раздвижной фермы. Ему и его командиру принадлежит ряд мировых рекордов в области пилотируемой космонавтики, официально зарегистрированных Международной авиационной федерацией. Один из них — уникален: в ходе полета экипаж впервые в мире осуществил межорбитальный перелет на корабле «Союз Т-15» с одной орбитальной станции («Мир») на другую («Салют-7») и обратно. И все это за 2,5 суток.

После завершения экспедиции с 1986 года В.А. Соловьев стал руководителем комплекса. В апреле 1988 года его назначили руководителем полета орбитального комплекса «Мир» и одновременно руководителем комплекса летно-космических испытаний НПО «Энергия» имени С.П. Королева. Одновременно он занимался созданием методологии и практической реализацией разработанных методов управления полетом сложных орбитальных комплексов.

Как руководителю полета орбитального комплекса «Мир» В.А. Соловьеву приходилось непрерывно вести управляемый полет, практически без пауз. На орбите почти всегда находился летающий экипаж (со своими психологическими особенностями, проблемами и своим видением программы полета), и подготовка к новым объектам управления осуществлялась на фоне полета станции.

Орбитальный комплекс «Мир» — орбитальная станция третьего поколения. Число объектов управления на станции непрерывно возрастало (новые модули с большим количеством работающих систем, пристыкованные транспортные корабли «Союз» и «Прогресс»), что приводило к увеличению числа возможных отказов. Эксплуатация орбитального комплекса потребовала разработки новых методов управления космическими полетами и развития службы управления. В результате выполненных под руководством и при непосредственном участии В.А. Соловьева в этот период времени исследований была создана принципиально новая система управления длительными космическими полетами, которая оказалась в состоянии воспринимать, обрабатывать и передавать по большому количеству каналов связи огромные массивы цифровой информации, а также выдавать управляющие воздействия на постоянно растущее число объектов управления. При этом удалось избежать существенного роста числа ошибок. Весьма активно применялись методы математического моделирования, что позволяло во всеоружии встречать каждый вновь появляющийся объект управления.

Созданные и успешно отработанные коллективом специалистов Центра управления полетом (ЦУП) методология и основные принципы управления космическими системами, подобными станции «Мир», позволили осуществить не имеющий аналогов в мире 15-летний полет орбитального комплекса и в течение всего срока его существования эффективно выполнять на нем научные и прикладные исследования и эксперименты.

Этот опыт успешно внедряется в практику работ по проекту Международной космической станции (МКС). Сам В.А. Соловьев с декабря 1998 года является заместителем директора программы МКС по управлению.

В январе 1999 года он одновременно был назначен и руководителем полета беспилотных космических аппаратов нового поколения — спутников связи серии «Ямал», созданных в РКК «Энергия». При их эксплуатации широко используется опыт, накопленный за долгие годы работы с орбитальным комплексом «Мир». Кроме того, В.А. Соловьев возглавляет научно-исследовательские работы по разгонным блокам, в частности по программе «Морской старт».

Опыт разработки и практического использования методов управления полетом орбитального комплекса «Мир» был обобщен в докторской диссертации В.А. Соловьева, защищенной им в 1995 году, и работе, удостоенной Государственной премии Российской Федерации за 1999 год. На базе выполненных профессором В.А.Соловьевым исследований был подготовлен и составлен курс лекций по управлению космическими полетами, который с 1995 года читается им в МГТУ имени Н.Э. Баумана.

В. А. Соловьев — автор и соавтор многих научных трудов и публикаций, наиболее важными из которых являются: «Человек в космическом пространстве» (1987), «Разработка методов управления полетом в пилотируемых программах» (1995), «Управление полетом орбитальной станции «Мир» (в соавт. с В.Д. Благовым, 1994), «Управление полетами космических кораблей и орбитальных станций» (в соавт. с В.В.Рюминым, Н.Н. Рукавишниковым, М.Ю. Беляевым, 1994), «Optimization of control of space investigations of «Gamma» project» (в соавт. с В.В. Рюминым, М.Ю. Беляевым, Д.Н. Рулевым, В.П. Тесленко, 1989), «Научные исследования на многоцелевом орбитальном комплексе «Мир»» (в соавт. с В.В. Рюминым, Г.М. Стрекаловым, М.Ю. Беляевым, 1989).

Летчик-космонавт СССР В.А. Соловьев дважды удостоен звания Героя Советского Союза (1984, 1986). Он награжден двумя орденами Ленина (1984, 1986), орденом Почета (1996), орденами Почетного Легиона (Франция, 1982), «Кирти Чакра» (Индия, 1985), «Серебряная звезда» (Сирия, 1987), а также отмечен Большой золотой медалью «Космос» Международной авиационной федерации (ФАИ) и золотой медалью имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР (1987).

Владимир Алексеевич любит природу, лес, походы за грибами, рыбалку, водные виды спорта, в частности плавание на байдарке, увлекается горными лыжами.

Живет в Москве, работает в городе Королеве Московской области.

Учеба, подготовка

Поставленная цель была достигнута в 1968 году, Анатолий поступает в Черниговское высшее военное авиационное училище, где проходит подготовку летчика истребительной авиации. За время обучение, четыре года, налетал сто восемьдесят часов, освоил три самолета и после блестящей сдачи экзаменов в 1972 году, и в звании лейтенанта получает диплом военного летчика-инженера. Затем уезжает на Дальний Восток, в 1972 году. Служит в Уссурийске в разведывательном полку в звании старший летчик, в 74 году получает квалификацию «Военный летчик 2 класса», еще через год старшему лейтенанту А. Я. Соловьёву за выполнение сложнейших полетов присваивают «Военный летчик 1 класса».

Космонавт Анатолий Яковлевич Соловьёв

В 1976 году, начинают набор пилотов, причем только в частях истребительной авиации, по ускоренной подготовке летчиков-испытателей в программу «Буран», выбирали лучших из лучших и такое предложение получил Анатолий Яковлевич.

А Вы смотрели: В каком созвездии находится Полярная звезда

Дает свое согласие и в августе его зачисляют слушателем в отряд космонавтов. За три года девять человек, в сжатые сроки осваивают новую технику, проходят парашютную и водолазную подготовку. После завершения общей космической сложнейшей подготовки в 1979 году капитана Анатолия Яковлевича Соловьёва, имеющего квалификации «Офицер – водолаз», «Летчик-испытатель 3 класса» назначают космонавтом-испытателем.

С 1982 года космонавт Соловьев получает перевод в международную группу космических программ. По 1987 год неоднократно проходит строжайшие предполетные подготовки, в качестве командира дублирующих экипажей.Все время Анатолий Яковлевич изучает новое, техника меняется и новую нужно изучить, до последнего винтика, испытать на себе. Выдержать очень строгие экзамены на знание, на умение работать на новейшем оборудовании. В космосе времени разбираться не будет, и если возникнет какая-то внеплановая ситуация, действовать и принимать решение придется очень быстро. Физическая подготовка должна быть на уровне, тренировки идут постоянно. Помимо физической, очень сильна моральная нагрузка, поэтому устойчивая психика, стрессоустойчивость — это обязательное условие. Жесточайший контроль за здоровьем, малейшее отклонение и человека просят на выход.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: