Кто работает на космодроме Плесецк

Самый северный космодром мира

Космодром ПЛЕСЕЦК (1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации) – самый северный и один из крупнейших космодромов мира, обеспечивающий часть российских и международных космических программ, связанных с оборонными, а также прикладными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.

Космодром расположен в Плесецком районе Архангельской области России. На западе территория космодрома ограничена железной дорогой «Москва-Архангельск», на севере — рекой Емца. Общая площадь космодрома составляет 1762 км², протяженность с севера на юг — 46 км, с востока на запад — 82 км.

На космодроме эксплуатируются ракеты-носители лёгкого класса «Ангара-1.2», «Союз-2.1в», «Рокот», среднего класса «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», тяжелого класса «Ангара-А5». Технические средства космодрома позволяют проводить запуски различных космических аппаратов на все типы орбит, включая геостационарную.

Инфраструктура космодрома

Космодром представляет собой масштабный научно-технический комплекс, состоящий из объектов космической инфраструктуры:

  • стартовые комплексы с пусковыми установками ракет-носителей «Союз-2», «Ангара», «Рокот»;
  • технические комплексы подготовки ракет-носителей и космических аппаратов;
  • многофункциональная заправочно-нейтрализационная станция (ЗНС) для заправки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов компонентами ракетных топлив;
  • кислородно-азотный завод;
  • измерительный комплекс с вычислительным центром;
  • аэродром;
  • вспомогательные сооружения и объекты энергоснабжения.

Космодром ПЛЕСЕЦК входит в структуру Космических войск Российской Федерации

История космодрома Плесецк начинается 11 января 1957 г., когда было принято постановление Правительства СССР о создании военного объекта с условным наименованием «Ангара». Он создавался как войсковое соединение ракетных полков, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7, разработка которых велась в ОКБ-1 под руководством С.П.КОРОЛЁВА.

С момента запуска первого космического аппарата в марте 1966 года по настоящее время со стартовых площадок ПЛЕСЕЦКА проведено свыше 1600 пусков ракет-носителей, выведены на околоземные орбиты около 2100 космических аппаратов различного назначения, испытано и принято в эксплуатацию 10 типов ракет-носителей, 11 космических ракетных комплексов, 60 типов космических аппаратов, проведено около 500 пусков межконтинентальных баллистических ракет, испытано 13 ракетных комплексов.

За заслуги в обеспечении безопасности государства, укреплении его обороноспособности, создании, испытании и производстве новых образцов оружия, боевой и специальной техники космодром награжден орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, а также орденом Суворова.

Кто работает на космодроме Плесецк

Вдохновили статьи о работе в различных в основном айтишных компаниях. В то же время космический хайп смещается на Маска. Уже и забыли про проект «Маяк», фотографирование следов посадок на Луне и т.п. Есть в России одно самое космическое место. Там работают обычные люди :-)

Что такое космодром Плесецк

Долго писать не буду, наверное, можно почитать в Википедии. В основном это город Мирный, где живёт большинство работников космодрома. Плюс по лесу разбросаны воинские части с пусковыми площадками и без.

Как стать работником космодрома

Космодром исторически обслуживается военными. Поэтому самый надёжный способ туда попасть: закончить первый факультет академии им. А.Ф.Можайского. У выпускников других факультетов тоже есть шанс.
Молодой лейтенант прибывает на станцию Плесецкая, где его под белы рученьки доставляют в город Мирный и определяют на постой в общежитие. Встреча выпускников это целое мероприятие. Организуется очень хорошо, у каждого прибытия поезда дежурит автобус. Затем лейтенанта распределяют в одну из частей и после нескольких торжественных речей и приёмов начинаются будни.

Второй военный способ: пойти служить по призыву. Теперь это всего на год. Можно продолжить служить по контракту. Шанс есть у жителей Центрального и Северо-Западного регионов, из Дагестана даже приезжают. Для этого надо обладать средним здоровьем, отсутствием судимости, крайне ценится в призывном пункте наличие водительского удостоверения. Наличие прав на автобус это почти как золотая медаль.

До сокращения армии примерно в 2009 году почти всё по обслуживанию хозяйства частей военные делали сами. Теперь же появилось модное слово аутсорсинг. Обслуживание котельных, столовых, прочего хозяйства теперь выполняется гражданскими работниками. Ежедневно автобусами собирают трудящихся с Плесецкого района и Мирного. Если у вас вдруг есть тяга к космосу, но из навыков только умение готовить или управлять газовым котлом, то это ваш шанс) Рабочих мест очень много. Востребованность есть всегда.

Также непосредственно в Мирном конечно есть больницы, школы, полиция. Старт ракеты в ясную погоду виден из любой точки города, просто яркая точка и немного гремит как в грозу. Но вот учителем, я бы сказал, быть круче всех. Периодически организуется выезд школьников на экскурсии. И вот это может быть интереснее даже чем непосредственная работа на ракете. Есть шанс посмотреть весь космодром.

Чтобы ракеты лучше летали, почти все операции проводятся с тройным и более контролем. Для этого от завода-изготовителя ракеты или космического аппарата приезжает делегация специалистов. Наиболее представительные команды у Самарского ЦСКБ-Прогресс, Питерского Арсенала, Московского института теплотехники. Приезжают ещё с более сорока различных предприятий страны. Многие имеют постоянные представительства в Мирном. Но туда кажется больше берут бывших военных.

Обязанности

Основное направление деятельности заведения испытание различной ракетно-космической техники. Космодром так и называется испытательный. Любой запуск даже не первый раз, например, спутника Глонасс — это тоже испытание. Многие должности тоже имеют это слово в названии: инженер-испытатель, начальник испытательной лаборатории.
Техника обычно приезжает по железной дороге в вагонах внешне неотличимых от обычных товарных. Например, ракета Союз — это семь-восемь товарных вагонов.

Вагоны загоняются в МИК (монтажно-испытательный корпус), вскрываются, разгружаются. На технику набрасываются различные работники, каждый в своей зоне ответственности. Что-то дособирается в пакет, что-то расчехляется и т.п. Далее аппарат устанавливается в стапель и проводится его испытание на готовность к полёту в космос. Баки наддуваются, программы запускаются. Да-да на космодроме тоже есть айтишники).

С точки зрения ракеты я это действие сравниваю со сновидениями. На всех внешних датчиках проводится имитация полёта. Где-то вакуум, где-то показываются звёзды. Ракета лежит, видит сны и дрыгает конечностями. Прям как живая.

Готовое изделие вывозится на стартовую площадку, перепроверяется, заправляется, ещё раз проверяется. Звучит торжественная музыка, ключ на старт, поехали.

После отрыва от стола ракета передаётся телеметристам и прочим траекторным измерителям. Взлетев в Плесецке, она пролетает почти всю страну. Когда выходит из зоны видимости одних радистов, переходит к другим. И так до Камчатки, которая кстати тоже входит в состав космодрома.

Всё задействованное оборудование чистится, ставится на место. Между пусками основные обязанности персонала состоят в поддержании оборудования к следующему применению. Различные техобслуживания, продления ресурсов.

Работа в столовых и котельных гражданского персонала мало отличается от аналогичной на большой земле. Разве что на удалённых площадках она часто сменная на 3-4 дня.

Условия

За последние 20 лет изменения кардинальны.
В городе почти нормальные дороги, достаточно магазинов и кафе. Кинотеатр с 3D. СПА-комплекс в простонародии называемый городская баня. ЖКХ функционирует.

Для населения построены аквапарк (единственный в Архангельской области) и крытый каток. Немного города можно увидеть в фильме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» или например тут.

Город закрытый. Въезд-выезд через КПП. В этом как обычно есть плюсы и минусы. На въезд часто бывают пробки, зато угоны машин лет за десять можно посчитать по пальцам.

Медицина обычная. В военном госпитале даже нейрохирург кажется есть. Со сложными случаями отправляют в Архангельск. Образование детям дают среднее 5 школ и техникум. Учителя традиционно для военных городков сильные.

Кардинально изменены условия службы призывников. 20 лет назад 2 года в лесу я бы считал приравненным к заключению. Сейчас это детский сад. Кормят, на прогулки выводят, спать кладут, не дай бог кто пальчик поранит. Забирал несколько раз пополнение с призывных пунктов. Просто разительная перемена в последние 10 лет. Студенты часто берут академический отпуск на четвертом курсе, чтобы после выпуска не тратить время. В Дагестане взятка за то, чтобы пойти в армию, достигает 50000! Различных уклонистов и бегунцов давно не видел.

Если вашему знакомому предстоит призыв, я на полном серьёзе рекомендую космодром. Это будет интересно, познавательно и безопасно. Проживание в благоустроенным казармах (даже душ есть). Служба в основном на различных КПП или в сооружениях. Никаких маршбросков, чистки картошки и строительств дач генералам.

Плюшки

Город Мирный считается приравненным к северу (не помню может и к крайнему). Отсюда надбавки к зарплате и льготный выход на пенсию. У военных выслуга месяц за полтора. У гражданских для льготной пенсии надо прожить 10 лет и более. Есть прибавка к отпуску 10 дней в год и оплата проезда туда и обратно.
Если проторчать в Мирном лет 20 уже появляется право отселиться на большую землю. Есть несколько видов получения жилья в собственность. Оставлю на следующую статью (если она будет).

В соцпакет военных входит бесплатный фитнес. Есть спорткомплекс с бассейном. Четыре раза в год сдаются различные нормативы. Летом бег, зимой лыжи. Раз в квартал или чаще дают пострелять из ПМ или АК. Патронов, правда, маловато.

Есть возможность повысить образование, переподготовиться, доподготовиться, защитить кандидатскую. Раз в год проводится местная конференция. Можно выбить командировку на профильное мероприятие.

У срочников бесплатное проживание с питанием :-)

Ну и вот это всё:

  • Оформление в соответствии с ТК РФ с первого дня работы, социальные гарантии;
  • Работа в крупной стабильной компании;
  • Удобная бесплатная корпоративная развозка (называется мотовоз, это как пригородная электричка с плацкартными вагонами, только постель не предоставляется).

Кофемашины, печеньки в офисах за свой счет/

Зарплата

Зарплаты начинаются от 2000 рублей в месяц у срочников. Контрактник, работник столовой — 20000-30000. Специалист — 50000. У военных с выслугой и разными надбавками перешагивает за 100000.
Первая зарплата на новом месте обычно кажется маленькой и зачем я вообще сюда приехал. Потом за 3 года набегают северные, ещё какие-то надбавки. Жить становится немного веселее.

P.S. Все неточности и ошибки считать намеренным искажением информации для введения в заблуждение вероятного противника. Как отличить товарный вагон от вагона с ракетой не знаю.

ВСЕ СЛУЧИЛОСЬ ЗА МИНУТУ

В тот день, 18 марта 1980 года, все шло в штатном режиме, ничто не предвещало беды. Ракета-носитель среднего класса «Восток-2М» со спутником радиотехнической разведки на борту стояла на стартовом столе, шла стандартная работа по подготовке к пуску.

К тому же этот тип ракет считался очень надежным: за 16 лет при стартах «Востоков» с Байконура и Плесецка произошла лишь одна авария и дважды старт отменили. В целом же для Плесецка это был 432-й пуск на космодроме и 9-й с начала года.

Запуск космического корабля был назначен на 21:16. А в 19:01, когда ракета была уже полностью заправлена, прогремел мощнейший взрыв. Яркая вспышка буквально высветила всю округу. Затем еще несколько оглушительных залпов в течение 30 секунд.

Жуткая смесь из 179 тонн жидкого кислорода и 73 тонн керосина, заправленных в ракету, полыхнула так, что менее чем за минуту «Восток» был полностью уничтожен, а вместе с ним — стартовый комплекс и пусковая установка.

Из воспоминаний очевидца: «Из-за высокой температуры мощные металлические фермы обслуживания погнулись и стали похожи на сгоревшие бенгальские огни».

Самое ужасное, что в непосредственной близости от эпицентра находились люди — 141 человек. Сорок из них погибли сразу, на месте, еще 43 человека с многочисленными серьезными ожогами были госпитализированы. Четверо скончались впоследствии на больничных койках.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: