Союз-11: Почему погибли советские космонавты?


Детство

16.06.1933 в Казахстане, в г. Актюбинске, родился будущий космонавт Пацаев Виктор Иванович. Семья была сначала небольшая. У Виктора были родные сестра Галина и брат Виктор. Отец, Иван Пантелеевич, был простым служащим. Когда началась война, он отправился на фронт и погиб в 1941 г. Мать Виктора, Мария Сергеевна, осталась воспитывать детей одна. После смерти мужа она вышла замуж во второй раз, за Волкова Ивана Ивановича.

Он тоже был вдовцом. И от первой жены у него осталось на попечении четверо детей. Когда Пацаева и Волков поженились, семьи стали одной большой. Иван Иванович перевез всех жить в Калининградскую область, в г. Нестеров. Он устроился работать директором Сберкассы. А Мария Сергеевна – в магазин на должность продавца.

Образование

В школу Пацаев Виктор Иванович пошел в шесть лет. После окончания первого класса он получил похвальную грамоту. После смерти отца, когда вся семья переехала в г. Нестеров, Виктор продолжил обучение в местной школе. Он записался в кружок фехтования, принимал участие в научных и технических конференциях. Писал статьи для газеты. Школу окончил в 1950 г.

пацаев виктор иванович фото

У Виктора была мечта – поступить в геологоразведочный институт и изучать Землю с высоты полета. После окончания средней школы он сразу подал в вуз документы. Несмотря на то что экзамены сдал хорошо, Виктору не хватило для поступления баллов. Ему был предложен альтернативный вариант – Индустриальный Пензенский институт.

Он согласился на зачисление и окончил вуз в 1955 г. Получил специальность механика точных приборов. В 1968 окончил курсы летчиков в Коломенском аэроклубе. Одновременно учился в аспирантуре. С 1967 по 1969 г. проходил подготовку на космонавта по программе Н1-Л3.

Биография[ | ]

В русской семье Марии Сергеевны (дев. Кольцова) и Ивана Пантелеевича Пацаевых было двое детей — сын Виктор и дочь Галина[3][4]. 17 августа Ивана Пантелеевича отправили на фронт в составе 312-й стрелковой дивизии. В октябре 1941 года он погиб в районе села Детчино.

Спустя год после войны семья Пацаевых переехала в дом отчима Ивана Ивановича Волкова, который после смерти жены остался с четырьмя детьми — Витей, Анатолием, Геннадием и Эммой. Они сдружились с Виктором и Галиной. В сентябре 1948 года семья переехала в город Нестеров Калининградской области. Отчима Виктора поставили на должность начальника сберкассы, Мария Сергеевна устроилась продавцом, а 20 сентября все дети пошли в школу.

Из воспоминаний сестры, Галины Пацаевой:

Ещё не летал в космос Юрий Гагарин, когда Виктор взял у родителей книгу «Путешествие на Луну» К. Э. Циолковского, а только начались космические полёты, как Виктор Иванович Пацаев понял, что хотел бы полететь в космос.

  • 1950 — Виктор Пацаев окончил школу и получил аттестат. После выпускного вечера он решил подать документы в Московский геологоразведочный институт на факультет аэрофотосъёмки. Виктор успешно сдал все экзамены, но не набрал нужного количества баллов, и ему предложили перевестись в Пензенский индустриальный институт. В течение всего первого курса он не расставался со своей мечтой — снова перевестись в геологоразведочный, но в Пензенском индустриальном институте на факультете точной механики открылось отделение счётно-аналитических машин, и Виктор подал заявление в деканат о зачислении его на новое отделение.
  • 1955 — окончил Пензенский индустриальный институт и был направлен на работу в Центральную аэрологическую обсерваторию Гидрометслужбы СССР. Участвовал в конструировании приборов для метеорологических ракет.
  • 1958 — перешёл на работу в ОКБ-1 (КБ Королёва). Работал в конструкторском отделе антенно-фидерных устройств.
  • 1968 — принят в отряд космонавтов (Группа гражданских специалистов № 3).
  • 1971 — совершил полёт в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Полёт продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Статистика[5]

#Стартовый корабльСтарт, UTCЭкспедицияКорабль посадкиПосадка, UTCНалётВыходы в открытый космосВремя в открытом космосе
1Союз-1106.06.1971, 04:55Союз-11, Салют-1 (1)Союз-1129.06.1971, 23:1623 суток 18 часов 21 минута00
23 суток 18 часов 21 минута00

Космос

После прохождения подготовки космонавтов Виктор Иванович был допущен к тренировкам в ЦКБЭМ. Принимал участие в качестве бортинженера «Союза-18» в проекте «Контакт». Свой первый полет Виктор Иванович совершил в 1971 г. с 6 по 29 июня. В то время он уже был в должности инженера-исследователя на «Союзе-11».

Смотреть галерею

Пацаев Виктор Иванович, фото которого есть в данной статье, проводил спектрографирование Беты Центавра, исследовал земную атмосферу методом сумеречного горизонта и другими видами. Успешна и значительна его деятельность в области поляризации солнечного света и его эффектов. Пацаев участвовал в выращивании в невесомости капусты, лука и т. д. Результаты работ, которые были проведены во многих направлениях, имеют важное значение в развитии космических полетов.

Трагическая смерть

После того как очередная заданная космонавтам программа была завершена, космический корабль возвращался на Землю. В полете он пробыл 24 часа. Трагедия произошла ночью 30 июня во время посадки «Союза-11». Неожиданно на корабле отказал вентиляционный дыхательный клапан. И космонавты остались без воздуха. Это привело к их гибели. Когда корабль был открыт, сразу же начали работу реаниматологи. Но спасти космонавтов так и не удалось.

пацаев виктор иванович биография

Космонавт Виктор Пацаев

Космические и служебные системы. Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» оснащено универсальной телеметрической системой, которая принимает информацию от всех существующих типов бортовой телеметрической аппаратуры. Универсальность проявляется прежде всего в широком диапазоне частот принимаемых радиосигналов — от наиболее коротких из дециметровых до наиболее длинных из метровых, а также в возможных видах модуляции. Главная космическая антенна состоит из четырех секторов параболических зеркал диаметрами по 6 м, объединенных в общую конструкцию. Такое устройство антенны позволяет, сравнивая сигналы в облучателях соседних зеркал, определять направление, с которого пришли радиоволны, — пеленговать спутник. До сих пор речь шла о пеленговании с помощью четырех облучателей, установленных вблизи фокуса одного параболического зеркала, но принцип определения направлений в обоих случаях, очевидно, один и тот же. Суммарная диаграмма направленности четырех зеркал 2 80 имеет ширину от 1 до 10° в зависимости от частоты радиосигнала. Трехосное опорно-поворотное устройство позволяет сопровождать полет спутника в пределах всей верхней полусферы. Система стабилизации антенн учитывает углы бортовой и килевой качки и рыскания по курсу. Следящий привод по каждой из трех осей состоит из электромашинного усилителя и исполнительного двигателя. Сигнал ошибки, необходимый для автоматического сопровождения спутников по их радиоизлучению, поступает из лаборатории приемно-пеленгационной аппаратуры, а сигналы для стабилизации антенны идут от приборов системы привязки. Опорно-поворотное устройство главной космической антенны вместе с зеркалом и элементами электропривода весит 95 т. Основанием оно прикреплено к корабельному барбету. В подзеркальной кабине смонтированы параметрические усилители высокой частоты. Другие антенны размещены на баке, верхнем мостике, палубах надстроек, фок-мачте, грот-мачте и бизань-мачте. Всего на судне 50 приемных и передающих антенн различного назначения.

Принятые главной космической антенной, усиленные и продетектированные приемно-пеленгационной аппаратурой сигналы попадают в лабораторию преобразования и регистрации телеметрической информации. В этой лаборатории сигналы расшифровываются, распределяются по каналам и записываются на магнитную ленту.

Машинную обработку телеметрических данных осуществляет универсальная электронная вычислительная машина, но предварительно следует решить задачу информационного сочленения телеметрической станции с машиной, а после обработки — со спутниковым каналом связи, в который поступает информация после обработки. Таким образом, во время сеансов связи через НИС идет непрерывный поток телеметрических данных. Их путь: космолет — научно-исследовательское судно — связной спутник — Центр управления полетом.

Оценивать телеметрическую информацию может не только персонал Центра управления полетом, но и специалисты на самом судне, вызывая нужные им телеметрические данные на электронные экраны, подобные тем, которые находятся на рабочих местах в главном зале Центра управления полетом. Мы уже сказали, что одновременно с передачей по каналам связи вся информация записывается на магнитную ленту, после сеанса связи она может быть воспроизведена повторно. По тому же пути — по космической линии связи — проходит телеграфно-телефонная информация, когда Центр ведет двухсторонние переговоры с космонавтами. Помимо универсальной электронной вычислительной машины, обрабатывающей космическую информацию и выполняющей необходимые расчеты для сеансов связи, на судне есть несколько специализированных машин цифрового и аналогового типов. Исключение траекторных измерений из числа функций, выполняемых малыми научно-исследовательскими судами, резко уменьшило требования к точности их местоопределения в океане. Поэтому система привязки на судне «Космонавт Виктор Пацаев> значительно проще, чем системы на универсальных судах космического флота. В ее основе лежат аппаратура местоопределения по сигналам навигационных спутников и гироскопические приборы, измеряющие курс, углы бортовой, килевой качки и рыскания для стабилизации антенны. Кроме того, на судне установлен весь обычный комплекс штурманского оборудования. Обмен информацией с Центром управления полетом осуществляется по спутниковым и обычным KB- и СВ-каналам связи. Аппаратура единого времени обеспечивает привязку местной шкалы времени к эталонной шкале с погрешностью не более нескольких микросекунд.

Таков краткий перечень космического и служебного оборудования, установленного на НИС «Космонавт Виктор Пацаев», оно размещено в 25 лабораториях.

Энергетическое оборудование и судовые системы. Главная энергетическая установка научно-исследовательского судна расположена в машинном отделении, в средней части корпуса. Здесь же находится электростанция, питающая электроэнергией общесудовые потребители тока. Она состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 200 кВт. Другая электростанция, предназначенная для питания науч-но-технического оборудования экспедиции, занимает соседний отсек, ближе к корме. Там установлены три дизель-генератора мощностью по 630 кВт. Аварийная электростанция имеет один дизель-генератор мощностью 100 кВт. Системы кондиционирования воздуха, охлаждения в вентиляции радиотехнических и электронных систем имеют примерно такие же характеристики, какие имеют эти системы и на других судах космического флота.

Обитаемость. Установка на судне со сравнительно небольшими размерениями сложного комплекса аппаратуры привело к необходимости предельной экономии площади при планировке всех помещений. Это не могло не сказаться и на условиях обитаемости, если их сравнивать, например, с условиями на научно-исследовательском судне «Космонавт Юрий Гагарин». Экипаж и экспедиция располагают двумя салонами отдыха. Вместительный спортивный зал, занимающий два яруса между двойным дном и первой платформой, может быть приспособлен для проведения собраний и показа кинофильмов. Для демонстрации кино используется также помещение столовой, к этому помещению примыкает киноаппаратная. Плавательный бассейн открытый, он находится на палубе надстройки 1-го яруса. Члены экипажа и экспедиции размещены в одноместных и двухместных каютах. Каюты удобно спланированы, что несколько компенсирует их небольшие размеры. Старший комсостав экипажа и экспедиции поселены в блок-каютах, состоящих из кабинета и спальни. В каютах, лабораториях и общественных помещениях установлены телефонные аппараты судовой АТС и динамики трансляции. Буфетные, камбуз и хлебопекарня расположены на верхней падубе, ближе к корме, сразу же за столовыми экипажа и экспедиции.

Строительство. Суда этой серии спроектированы и построены в Ленинграде. В серию входят четыре судна: «Космонавта Владислава Волкова», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». В основу проекта положили типовые лесовозы, уже проплававшие несколько лет в океанах. Предусматривалась полная перестройка судов — по существу от них остались только корпуса и главные энергетические установки. Строительство осуществлялось в 1975-1979 годах. Все четыре НИС включены в состав Балтийского морского пароходства и приписаны к Ленинградскому морскому торговому порту. Головное судно ушло в первый рейс в Атлантический океан 18 октября 1977 года. Затем ушли в рейс «Космонавт Павел Беляев» (15 марта 1978 года), «Космонавт Георгий Добровольский» (14 октября 1978 года) и последним «Космонавт Виктор Пацаев» (19 июня 1979 года). Ввод в эксплуатацию этих научно-исследовательских судов был значительной вехой в истории космического флота.

Экспедиции. С начала эксплуатации каждое научно-исследовательское судно этой серии выполнило (на 1.01.1991) от 11 («Космонавт Виктор Пацаев») до 14 («Космонавт Владислав Волков») экспедиционных рейсов. Наиболее характерные районы, в которых они решают экспедиционные задачи, — Центральная и Южная Атлантика, Мексиканский залив и Карибское море. Во время полета орбитальных пилотируемых комплексов «Салют» и «Мир» НИС этой серии осуществляли (и осуществляют) в океанах контроль за выполнением наиболее ответственных операций, к которым относятся стыковка и перестыковка корабля со станцией, работа космонавтов в открытом космосе, спуск с орбиты. Для этого суда размещаются в расчетных точках океана по трассе полета и через них ведется обмен телеметрической и телеграфно-телефонной информацией орбитального комплекса с Центром управления полетом.

При запусках стационарных спутников и спутников с высокими эллиптическими орбитами НИС этой серии контролируют включение разгонных ступеней ракет-носителей. Например, при запуске 26 апреля 1990 года одного из спутников серии «Молния-1» корабельный измерительный пункт на НИС «Космонавт Павел Беляев» принимал, обрабатывал и передавал в Центр телеметрическую информацию, находясь в точке Атлантического океана с координатами 30° ю. ш., 40° з. д. Во время первого полета орбитального корабля «Буран» 15 ноября 1988 года телеметрический контроль выполняли три НИС этой серии: «Космонавт Владислав Волков» (5° с. ш., 30° з. д.), «Космонавт Павел Беляев» (16° с. ш., 21 з. д.) — в Атлантическом океане и «Космонавт Георгий Добровольский» (45° ю. ш., 133° з. д.) — в Тихом океане.

Научно-исследовательское судно Российского авиационно- космического агенства «Космонавт Виктор Пацаев»

1968 — построено как лесовоз «Семен Косинов» на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова

1977 -1978 — перестроено и переоборудовано под научно- исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» на том же заводе

1978, 24 ноября — поднят вымпел Академии Наук СССР

1979 -1994 — совершило 14 научных рейсов в Центральной и Южной Атлантике

2001, 14 апреля — ошвартовано у музейного причала

2001, 23 апреля — открытие на борту выставки «Космическая одиссея»

Технические характеристики судна

Длина — 121,8 м

Ширина — 16,7 м Осадка — 6,6 м Водоизмещение — 8950 т Мощность двигателя — 5200 л.с. Автономность плавания- 16000 миль

Экипаж — 60 человек

Научный состав — 77 человек

Лабораторий- 25

Выполняло роль плавучего измерительного пункта командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации и установки двусторонней связи с космонавтами. Оснащено универсальной телеметрической системой, состоящей из параболической зеркальной антенны, аппаратуры приема, пеленгации, преобразования и регистрации научной информации. С 1979 по 1994 год совершило 14 научно-исследовательских рейсов, выполняя работы с космическими аппаратами «Салют-6», «Союз-34», «Союз», «Прогресс», «Салют-7», «Молния», «Союз-Т5», «Союз-Т8», «Союз-Т9», «Союз-Т10», «Союз -Т11», «Прогресс-24» и др.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: