Крикалев Сергей Константинович: биография, фото


Детство и юность

Сергей Крикалев родился в Ленинграде 27 августа 1958 года. Его отец был военнослужащим. Мальчик с детства увлекался плаванием, а в школе отдавал предпочтение физкультуре. Его рост и вес располагали к перенесению тяжелых нагрузок, поэтому подросток пробовал себя в нескольких видах спорта.

View this post on Instagram

A post shared by Фан-сайт Сергея Крикалёва!? (@sergei.krikalev) on Dec 8, 2020 at 9:58pm PST

Сергей Крикалев в молодости
В 1975 году юноша получил школьный аттестат. Он поступил в институт и получил высшее образование по специальности «химик-лаборант». Затем Крикалева зачислили на факультет проектирования летательных аппаратов. Он также был членом клуба самолетного спорта.

Завершив обучение в 1981 году, Сергей решил связать биографию с делом, которым увлекался ранее. Парень устроился на работу в НПО «Энергия» и стал испытателем летательного оборудования. В обязанности специалиста также входило создание инструкций для пилотажа.

Пропуск на орбиту

Сергей Константинович, прием заявок от желающих стать космонавтом должен был закончиться 14 июля. Почему принято решение продлить набор?

Сергей Крикалев:

Мы не спешим. Будем искать профессионалов, готовых покорять новые космические горизонты. Уже поступило около 300 заявок с документами. Специалисты продолжают обрабатывать анкеты, а те кандидаты в отряд, которые прошли первый этап, скоро приступят к очным тестированиям.

Предпочтение инженерам, медикам, летчикам, ученым?

Сергей Крикалев:

Предпочтение отдается при нормальном здоровье квалифицированным людям, образованным и мотивированным. Пять лет назад один из кандидатов, артист по профессии, дошел почти до финала. Но практика показала, что лучше все-таки отбирать для полета людей с высшим техническим и естественнонаучным образованием.

Сегодня, насколько я знаю, примерно половина космонавтов еще ни разу не летала. Зачем нужен новый набор, если и так большая очередь на орбиту?

Сергей Крикалев:

Очередь тут ни при чем. Космическая подготовка, особенно к первому полету, длительная. И индивидуальная — кто-то проходит ее быстрее, кто-то медленнее. Ты переходишь с уровня на уровень. И нужно находить «штучных» людей на эту лесенку, это же не конвейер. Есть обоснованные цифры набора, которые учтены в программе.

Говорили, что космонавты из нового набора будут готовиться к полетам на Луну. Это так?

Сергей Крикалев:

Идет набор в отряд, а задачи, в том числе и по лунным миссиям, будут расписываться по способностям каждого из космонавтов. Всего планируется отобрать 6-8 претендентов.

В России принято Положение о российских космонавтах. Это впервые?

Сергей Крикалев:

Было Положение о космонавтах 1981 года, которое описывало и статус космонавтов, и материально-техническое обеспечение, и пенсионное обеспечение, но оно перестало соответствовать действительности. Долго шла его корректировка, и когда появилась Госкорпорация «Роскосмос», наделенная совершенно определенными функциями, положение привели в норму.

Космонавт — это «штучный» специалист: от силы тридцать человек на всю страну. А профессия космонавт существует? Или по классификатору это только должность служащего?

Сергей Крикалев:

Есть должности служащих — космонавт-испытатель и космонавт-исследователь. Но скажу так: космонавтика это не профессия, это образ жизни.

Космонавтам присваиваются классы за полеты. От этого зависит зарплата?

Сергей Крикалев:

И зарплата, и пенсия. Классы существуют: де-юре — три, де-факто — четыре. Класс присваивается по положительным результатам полета, но есть космонавты без класса. Зарплата космонавта увеличивается с увеличением класса, а пенсия привязана к зарплате.

По новому положению госнаграды вручаются за выдающиеся результаты работы на орбите. То есть теперь не за каждый полет будет присваиваться звание Героя России?

Сергей Крикалев:

У нас уже давно не за каждый полет присваивается звание Героя России. Поэтому тут как раз ничего не поменялось. Кстати, в положении есть отсыл, что вопрос о наградах регулируется другими документами. Есть закон о госнаградах.

Какая страховка предусмотрена на случай ущерба здоровью космонавта в полете?

Сергей Крикалев:

Это прописано в каждом конкретном случае. Тут много нюансов: кто страхует космонавтов, как страхует, как компенсируется риск и т.д.

Вы шесть раз летали в космос, провели в невесомости 803 дня. Как работа на орбите сказывается на организме? Действительно ли она «бьет», например, по слуху: говорят, на МКС очень шумно по сравнению со станцией «Мир»?

Сергей Крикалев:

И на «Мире» было достаточно шумно, и на МКС практически так же. На станции работает много приборов, оборудования. Вентиляторы и насосы — самые шумные. Кстати, вы, наверное, знаете, что самые первые космонавты проходили испытания в сурдокамере: важно было понять, как человек реагирует на абсолютную тишину космоса. И вдруг выяснилось, что на современной станции очень шумно. Наушники и беруши спасали слабо. Но специалисты активно занимаются снижением шума. И сейчас на МКС становится тише.

Сергей Крикалев: Космонавтика это не профессия, это образ жизни. Фото: РИА Новости

Нужно ли что-то менять в системе подготовки космонавтов с учетом полетов не на МКС, а на Луну и дальше?

Сергей Крикалев:

Сама жизнь заставляет менять систему подготовки. Появляются все новые технические возможности и средства. Если, допустим, тренажеры на первых порах были аналоговые, которые могли моделировать только часть картины, а для остального требовалось включать воображение, то сейчас с помощью компьютера можно моделировать все что угодно. Выход на поверхность любой планеты, любые условия обитания, любые отказы и аварийные ситуации.

Развитие пилотируемой космонавтики подразумевает выход за пределы низкой околоземной орбиты. Поэтому космонавтов нужно готовить, прежде всего, к автономной работе. Я бы сказал, что мы немного разбаловались на МКС: сегодня практически постоянная связь с Землей сильно облегчает работу космонавтов, позволяет советоваться в любом критическом случае. Но если лететь к Луне и тем более дальше, то такой подсказки уже не будет. А значит, несоизмеримо возрастает ответственность за принятие решений.

Не исключено, что в дальнейшем МКС может продолжить работать как коммерческая система

Оптимально каким по численности должен быть отряд космонавтов?

Сергей Крикалев:

Зависит от решаемых задач. Ведь полет — это только одна из составных частей работы космонавта. А еще есть работа с учеными в проведении научных экспериментов, участие в создании и испытаниях новой техники, совершенствование систем управления корабля в полете и т.д. И у нас, и у американцев численность отряда сейчас примерно одинаковая — 30-40 человек. Хотя когда летали шаттлы, отряд NASA одно время достигал даже 200 астронавтов.

Вы были руководителем ЦПК и знаете всю «кухню» подготовки изнутри. Почему из отряда уходят космонавты?

Сергей Крикалев:

По разным причинам. Кто-то ушел в депутаты или занялся другой деятельностью, кого-то списали по здоровью, у кого-то уже возраст и медицина не позволяет летать дальше. Так или иначе, в среднем один человек в год из отряда выбывает.

Раньше всегда в экипаже летел опытный космонавт, а с ним один или два новичка. Но сейчас российский экипаж сократился до двух человек. Как набираться опыта?

Сергей Крикалев:

Да, это хорошая практика, когда мы продолжаем неопытного космонавта доучивать в полете. Но иногда от правила «опытный-неопытный» приходится отступать. Вспоминаю, как в первый раз полетел Сергей Волков. Он должен был лететь со мной, но по техническим причинам наш экипаж был разбит. Потом Сергей несколько раз дублировал основной полет, у него получилась очень усиленная подготовка. В результате он был назначен командиром экипажа, который состоял сплошь из новичков. И они здорово отработали.

Витает идея отправлять с одним командиром сразу двух космических туристов. Это реально?

Сергей Крикалев:

Такая возможность есть. Космический туризм может быть коммерческим направлением пилотируемой космонавтики. Здесь как раз и может проявиться частная инициатива. В любом случае космический туризм вряд ли станет в ближайшее время массовым явлением.

Какой вы видите перспективу после завершения полета МКС?

Сергей Крикалев:

Мы однозначно останемся на низкой околоземной орбите. Какая это будет станция, сейчас решают специалисты. Ясность появится, скорее всего, где-то к 2020 году, ведь МКС будет работать точно до 2024 года. Не исключено, что в дальнейшем МКС может продолжить работать как некая коммерческая система. Или какая-то часть ее будет передана для коммерческого использования. Нам нужна технологическая площадка на орбите для решения утилитарных задач. К примеру, для испытания спутников, которые выводятся на более высокие орбиты, проверки, наладки оборудования и т.д. Но более важно другое — и у нас, и у наших международных партнеров есть планы полетов в дальний космос, но совершенно очевидно, что первый объект — это Луна.

Удалось ли договориться с НАСА о создании совместной базы на орбите Луны?

Сергей Крикалев:

Обсуждаем — надо понять, какая именно нужна там инфраструктура: на высокоэллиптической лунной орбите или на низкой, высотой около 100 км над поверхностью. Первый тип орбит может использоваться для миссий в дальний космос — в точки либрации, к астероидам и далее. Низкая окололунная больше подходит для высадок на поверхность. Есть смысл использовать ее и как стапель для сборки новых кораблей. Все будет зависеть от технических условий. То же самое касается экипажа и его функционала.

Не утихают споры, кто нужнее на орбите: человек или робот. А что думаете вы?

Сергей Крикалев:

По-моему, всем уже понятно: в космосе должно быть тесное взаимодействие человека и автоматов. Часть задач должна решаться автоматами, часть — пилотируемыми аппаратами. Вопрос: где провести грань в комбинации таких систем? Решение будет зависеть от того, как развивается техника, какие ставятся цели.

В прошлом году в ЦНИИмаш создан Центр пилотируемых программ, который должен помогать «Роскосмосу» формулировать научно обоснованные цели с учетом достижений в разных отраслях науки и техники. Кроме того, центр должен предлагать, как повысить эффективность использования МКС, научных экспериментов для фундаментальной науки и отработки новых технологий освоения космоса.

Сейчас, скажем, есть сценарий системного исследования Луны, где пилотируемая миссия будет тесно взаимодействовать с автоматами. Сначала космонавты не будут высаживаться на поверхность: там будет работать луноход — вести разведку, поднимать на корабль образцы грунта… А затем на Луне «пропишутся» и роботы, и космонавты. В перспективе комбинация «человек-робот» просматривается достаточно широко.

Не исключено, что в дальнейшем МКС может продолжить работать как коммерческая система

Личная жизнь

Сергей Крикалев состоит в браке. Его жену зовут Елена Терехина. Личная жизнь пары оказалась связана с работой, так как будущая супруга космонавта работала в РКК «Энергия». В 1990-м в семье родилась дочь Ольга. Больше детей Крикалевы не планировали.

Как и в молодости, Сергей отдает предпочтение физической нагрузке, поэтому занимается плаванием, виндсерфингом, теннисом и горными лыжами. Он любит активный образ жизни, продолжает интересоваться высшим пилотажем и имеет хобби, относящиеся к работе. У Крикалева нет аккаунта в «Инстаграме».

Крикалёв, Сергей Константинович

В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

Инженер-разработчик

Воспроизвести медиафайл

Фрагмент беседы С. К. Крикалёва со студентами МГТУ им. Баумана. Немного о космических туристах.

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году окончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

В начале 1988 года начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям установки для перемещения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Первый полёт

Сергей Крикалёв надевает тренировочный скафандр (30 июня 2004).
«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Крикалёва и французского космонавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза (звезда № 11595). Продолжительность полёта составила 151 сут. 11 ч 08 мин 24 с.

В 1990 году готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

Второй полёт

В декабре 1990 начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 18 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером С. Крикалёвым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман. Через неделю Х. Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение С. Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 он согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый космонавт Австрии, вместе с А. Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир экипажа Александр Волков остался на ОС с С. Крикалёвым. После смены экипажа Волков и Крикалёв совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полёт вошел в историю тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию и страны СНГ — во время экспедиции Советский Союз прекратил существование. За этот полёт Крикалёв был удостоен звания Героя Российской Федерации (звезда Героя РФ № 1). Продолжительность полёта составила 311 сут. 20 ч 00 мин 34 с. Стал последним космонавтом, получившим за полёт автомобиль «Волга» в подарок[5][6].

За два первых полёта провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. С. Крикалёв стал одним из двух кандидатов (второй — Владимир Титов), направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года С. Крикалёв был объявлен основным кандидатом.

Третий полёт

Участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования (шаттле Discovery). Полёт STS-60, начавшийся 3 февраля 1994, был вторым полётом с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полётом с устройством WSF (Wake Shield Facility). В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди (штат Флорида). Таким образом, С. Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле. Продолжительность полёта составила 8 сут. 7 ч 09 минут 22 с. В одном видеоинтервью Крикалёву задали вопрос: тяжело ли ему было в этом полёте — непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Ответ был неожиданным: «Так ведь и им было непросто!»

После полёта STS-60 вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полётов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Четвёртый полёт

Был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор c 4 по 16 декабря 1998 года в качестве специалиста полёта-4 STS-88. В ходе полёта к выведенному ранее на орбиту первому российскому модулю МКС — Функционально-грузовому блоку (ФГБ) «Заря» был пристыкован американский узловой модуль Unity. Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной впервые открыл люк в МКС. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность полёта составила 11 сут. 19 ч 17 мин 54 с.

С 1999 по октябрь 2000 года продолжал подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1 вместе с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом.

Пятый полёт

В октябре 2000 года в составе первого экипажа длительной экспедиции С. Крикалёв совместно с Ю. Гидзенко (командир корабля доставки) и У. Шепердом (командир экспедиции МКС-1) начал постоянные пилотируемые полёты на МКС. В этом полёте космонавты встречали на орбите 21 век. Стартовал на Байконуре на корабле Союз ТМ-31 в качестве бортинженера, посадку совершил во Флориде на шаттле Discovery STS-102 в качестве специалиста полёта. На станции со 2 ноября 2000 по 19 марта 2001 года.

Продолжительность полёта составила 140 сут. 23 ч 38 мин 54 с.

Сергей Крикалёв работает на МКС. Май 2005 года.

Шестой полёт

Cтартовал 15 апреля 2005 года (в 04:46:25 мск) на корабле Союз ТМА-6. 11 октября 2005 года завершил свой шестой полёт, вернувшись на Землю с МКС в спускаемом аппарате корабля Союз ТМА-6 после полугода на орбите. В этом полёте впервые был командиром экипажа, как корабля доставки, так и экспедиции МКС-11. Во время полёта осуществил один выход в открытый космос (восьмой) 18 августа 2005 года продолжительностью 4 часа 57 минут. Этим полётом он установил мировой рекорд по общей продолжительности пребывания в космосе (803 дня). Рекорд продержался почти 10 лет и был побит (878 суток) 29 июня 2020 года российским космонавтом Геннадием Падалкой в его 5-м полёте[7]. Продолжительность полёта составила 179 суток 00 часов 23 минуты 23 с. По состоянию на 2020 год Крикалёву уже более 10 лет также принадлежит национальный рекорд — он единственный россиянин, летавший в космос шесть раз. Правда, рекорд не мировой: Янг совершил 6-й полёт в 1983 году, а Росс и затем Чанг-Диас в 2002 году совершили свои седьмые полёты.

Статистика[8]

#Стартовый корабльСтарт, UTCЭкспедицияКорабль посадкиПосадка, UTCНалётВыходы в открытый космосВремя в открытом космосе
1Союз ТМ-726.11.1988, 15:49Союз ТМ-7, Мир-4Союз ТМ-727.04.1989, 02:57151 сутки 11 часов 08 минут00
2Союз ТМ-1218.05.1991, 12:50Союз ТМ-12, Мир-9/Союз ТМ-1325.03.1992, 08:51311 суток 20 часов 00 минут736 часов 29 минут
3Дискавери STS-6003.02.1994, 12:10Дискавери STS-60Дискавери STS-6011.02.1994, 19:1908 суток 07 часов 09 минут00
4Индевор STS-8804.12.1998, 08:35Индевор STS-88Индевор STS-8816.12.1998, 03:5311 суток 19 часов 17 минут00
5Союз ТМ-3131.10.2000, 07:52Союз ТМ-31, МКС-1Дискавери STS-10221.03.2001, 07:31140 суток 23 часа 38 минут00
6Союз ТМА-615.04.2005, 00:46Союз ТМА-6, МКС-11Союз ТМА-611.10.2005, 01:09179 суток 00 часов 23 минуты104 часа 58 минут
803 суток 09 часов 38 минут841 час 27 минут

Работа в безвоздушном пространстве

№ п/пВыход в космосПродолжительность
124.06.1991, 21:114 ч 58 мин
228.06.1991, 19:023 ч 24 мин
315.07.1991, 11:455 ч 56 мин
419.07.1991, 11:105 ч 28 мин
523.07.1991, 09:155 ч 42 мин
627.07.1991, 08:446 ч 49 мин
720.02.1992, 20:094 ч 12 мин
818.08.2005, 19:024 ч 57 мин
Всего41 ч 26 мин

Работа на предприятиях и учреждениях космической отрасли

С февраля по август 2007 года вице-президент РКК «Энергия» по пилотируемым полётам с сохранением лётного статуса в отряде космонавтов[9]. С августа 2007 года по март 2009 года — заместитель генерального конструктора[10].

В 2008 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата психологических наук на тему «Психологические детерминанты процесса принятия решения госслужащими в экстремальных ситуациях», научный руководитель — доктор психологических наук, профессор С. Л. Кандыбович.

27 марта 2009 года — с переходом на другую работу освобождён от занимаемой должности инструктора-космонавта-испытателя 1 класса ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва»[11].

С 30 марта 2009 года по 27 марта 2014 года начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина[11][12]. В своей работе 2011 года «Пилотируемые полеты: от Ю. А. Гагарина к МКС и полетам в дальний космос» С. К. Крикалёв делает вывод, что «существующие достижения в науке и технике, приобретенный опыт выполнения космических программ позволяют приступить к решению задач по освоению дальнего космоса с помощью средств пилотируемой космонавтики»[13].

С марта 2014 года первый заместитель генерального директора ФГУП «Центрального научно-исследовательского института машиностроения» по пилотируемым программам[14].

В настоящее время — исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам[15].

Космонавтика

В 1985-м Крикалев стал старшим инженером 191-го отдела и участником восстановительных работ на «Салюте-7». Осенью того же года его пригласили в экспедицию. В 1986-го Сергей прошел курс по специальности «космонавт-испытатель». Последующие 2 года он провел в работе над проектом «Буран», а в 1988-м вошел в состав команды «Союз ТМ-7».

Началось обучение навыкам бортинженера для дебюта в космосе. Полет состоялся осенью 1988-го. В задачи Сергея входили эксперименты и устранение неполадок на борту. Фото Крикалева появились в газетах. Полет длился 151 день, и космонавт получил за него награду — звание Героя СССР. Уже в 1990-м он начал подготовку на станцию «Мир», куда отправился в 1991-м. Возвращение домой назначали на осень 1991-го, но летом Сергей принял на себя обязанности бортинженера в рамках следующей экспедиции. Полет завершился уже весной.

Космонавты отбывали из СССР, а вернулись в Россию. По мотивам этого события снят фильм «Забытый в космосе». Экспедиция длилась 311 суток, а Крикалеву вручили орден Героя России. В 1992-м NASA вело отбор российских специалистов для участия в собственной программе. Сергея пригласили присоединиться к команде. В 1994-м он стал членом экспедиции STS-60. Это был первый совместный проект американцев и россиян.

View this post on Instagram

A post shared by Фан-сайт Сергея Крикалёва!? (@sergei.krikalev) on Dec 10, 2020 at 3:49pm PST

Космонавт Сергей Крикалев
В 1998-м Крикалев выступил специалистом полетов в первой команде МКС и в течение нескольких месяцев обеспечивал обслуживание космической станции. Вернувшись на родину, Сергей прошел повышение квалификации как бортинженер.

Пятый полет в космос состоялся в 2000 году. Космонавт дополнил состав команды для полета на МКС. В экспедиции он провел 140 суток. Шестой полет, который состоялся спустя 5 лет, Сергей вел уже в статусе командира. Он вышел в открытый космос на 4 часа. Это был восьмой опыт Крикалева, сделавший его рекордсменом по миру. За карьеру космонавт провел на орбите 803 дня.

В 2006-м Роскосмос и РКК «Энергия» назначили Сергея командиром дублирующей команды «МКС – 17Д» и основного состава «МКС-19». Спустя год он получил пост вице-президента , а в 2009-м был освобожден от обязанностей инструктора и испытателя. Эта деятельность сменилась задачами, актуальными для должности начальника «НИИ Центра подготовки космонавтов им. Юрия Гагарина».

Крикалев занимал пост до 2014 года, после чего стал первым замом генерального директора «ЦНИИ Машиностроения» и исполнительным директором «Роскосмоса» по пилотируемым проектам.

Жизнь и необычные приключения космонавта Сергея Крикалева

Сухощавый. Спина прямая. Рукопожатие… Про таких на флоте говорят — «дал краба». Сильное, жесткое. Рассказывают, на космической станции Крикалев пальцами безо всяких там пассатижей с легкостью откручивал закисшие болты.

На первый взгляд он производит впечатление человека-робота. Дали задание – выполнил на “отлично” и отдыхает, ждет новых распоряжений. Но это совсем не так. У Крикалева абсолютно, 100-процентно инженерные мозги. Он один из немногих космонавтов, кто окончил Ленинградский механический институт – знаменитый «Военмех», питерская школа. Пока не проверит распоряжение на разумность, не уяснит правильный алгоритм, выполнять не будет.

Поэтому с Крикалевым начальству всегда было непросто. У него по любому профессиональному поводу есть свое мнение – продуманное, аргументированное. И – самое неприятное для руководства – он имеет привычку его отстаивать.

У Крикалева абсолютно, 100-процентно инженерные мозгиФото: фотохроника ТАСС.

По шапке за письмо

Помню, иду как-то по коридору Центра управления полетами. Было это еще во времена станции «Мир». И натыкаюсь на выскользнувшего из кабинета Крикалева.

— Слушай, это же ни в какие ворота не лезет! – говорит он мне. И своим спокойным, размеренным голосом рассказывает о том, что во время подписания очередного договора с NASA что-то там с грузами на орбиту решили не то – возим их оборудование в ущерб своему. Он понимает: перед ним журналист, будет заметка в газете. И после нее, как обычно, не порядок будут наводить, а искать крайнего. И сейчас-то на космических предприятиях режим молчания сотрудников – информация только через пресс-службу. А тогда нелояльных руководству, по сути приватизировавшему крупнейшие космические фирмы, просто выгоняли пинком под зад.

Или вот такая история – в конце 90-х в коттедже космонавтов на Хованской улице мы с Крикалевым и его другом и соседом Александром Калери в очередной раз обсуждали, что будет с российской космонавтикой дальше. Настроение у всех было гадкое, как раз тогда говорили о возможном затоплении станции «Мир». Мол, проедаем запасы в 70-80-х, не вкладываем в развитие. Скоро отстанем так, что и не догнать. Давайте срочно принимать перспективную программу, концентрировать ресурсы и шагать вперед. Как достучаться до начальства? Пишем письмо на самый верх. Передать, чтобы попало в нужные руки? Я в редакции набираю письмо на компьютере (не было тогда у космонавтов персональных ноутбуков). Ставлю свою подпись, расписываюсь за ребят – времени ехать на Хованскую еще раз нет. Как раз в «Комсомолку» на встречу с коллегами приехал бывший главный редактор, а в то время председатель Госдумы Геннадий Селезнев. Я сую письмо ему в карман: «Геннадий Николаевич, прочтите!»

О том, что реакция на письмо все-таки была, мы узнали после того, как на Крикалева и Калери по полной отчихвостило начальство – грозило с должности снять, от полетов отстранить.

А вышло так – Селезнев письмо прочел и передал для реагирования своему коллеге, депутату и бывшему космонавту Виталию Ивановичу Севастьянову, тоже выходцу из королевской . А он письмо передал на предприятие. Не знаю, с какими комментариями, но подтекст был понятен – смотрите, что у вас там космонавты самоуправством занимаются, их мнения никто не спрашивает, а они вон что…

Спасло тогда Крикалева и Калери то, что их личных подписей под письмом не было. Ну и, конечно, то, что оба – грамотные, опытные космонавты. Идут сложные полеты – на «Мире» проблемы одна за другой. Одновременно готовятся к запуску первые модули Международной космической станции, а они российского производства и работать на них, оживлять должны наши космонавты-инженеры.

Улетел из СССР – вернулся в Россию

Крикалев невероятно надежен. В 27 лет он участвует в разработке методики стыковки с мертвой станцией «Салют-7», технологии ее восстановления. Помните недавний фильм «Салют-7», где космонавты прилетают на обесточенную, вращающуюся по нескольким осям космическую станцию? Так вот это как раз та история.

Потом проходит отбор в отряд космонавтов, должен был лететь на одном из первых советских шаттлов – «Буранах». Не случилось. После первого успешного полета в автоматическом режиме программу закрыли. Справедливости ради – Крикалев все-таки слетал на шаттле. Но на американском. Первым из российских космонавтов. Было это в 1994 году. К тому времени у Крикалева было уже два длительных полета на «Мире». И оба непростых.

За первый, полугодовой, в 1988-1999 годах он получил звание Героя Советского Союза.

А вот второй… Улетел он на «Мир» в мае 1991 года с Анатолием Арцебарским и англичанкой Хелен Шарман. Это та еще космонавтка. Михаил Горбачев как-то пообещал Маргрет Тэтчер свозить в космос британского космонавта (не летали до той поры на орбиту представители Туманного Альбиона). Ол райт, сказали англичане, и провели конкурс. Победила инженер кондитерской фабрики «Марс». Вот ее и отправили в Звездный.

Полетела она на станцию бесплатно – жест доброй воли со стороны Советского Союза. Это я к тому, чтобы вы понимали — вместо работы космонавты еще должны были курировать любознательную англичанку. Кстати, британцы первым астронавтом считают Тимоти Пика, который слетал на МКС аж в 2020 году, Шарман за своего Гагарина/Терешкову не признают.

Анатолий Арцебарский, Хелен Шарман и Сергей Крикалев. 1991 год Фото: фотохроника ТАСС.

Анатолий Арцебарский, Хелен Шарман и Сергей Крикалев. 1991 годФото: фотохроника ТАСС.

Крикалев должен был вернуться через пять месяцев. Но остался на год. Первая и, по-моему, единственная история, когда космонавта «земля» попросила задержаться. Представляете – вы отправились в длительную командировку, психологически настроились, что возвращаетесь домой тогда-то, а тут звонят и просят – ты еще поживи столько же.

А произошло вот что – Нурсултан Назарбаев, тогда еще первый секретарь ЦК компартии Казахстана возмутился: Байконур – на нашей земле, а казахов среди космонавтов нет. Вот вы англичан бесплатно катаете, а как же представители братского народа? И к полету срочно стали готовить Токтара Аубакирова – замечательного, заслуженного летчика-испытателя, но никакого отношения к космонавтике не имевшего. При этом по программе лететь должен был и Франц Фибек – австрийский космонавт. Третье кресло — у командира корабля. В общем, места для Крикалева для возвращения домой не оказалось. Сергей отлетал 311 суток. А по возвращении получил Звезду Героя России за номером один. Улетел из СССР, вернулся в независимую Россию.

1 февраля 1992 г. Космонавт Сергей Крикалев во время медицинского контроля на борту станции «Мир»Фото: фотохроника ТАСС.

Высший пилотаж

— Ты слышал, Крикалев стал чемпионом мира! – эта новость вогнала меня в ступор. 1997-ой год. Я знал, что Сергей на подготовке к очередному полету. В такой период космонавты особенно себя берегут. А он…

Я помнил, что в юности он занимался высшим пилотажем и даже был чемпионом СССР. Но времена-то должны были пройти – есть более важная работа. А, оказывается, в свободное время Крикалев полетел вместе со сборной России в Турцию на чемпионат мира. И… стал чемпионом в пилотаже на планерах.

Первый люк

Крикалев первым в 1998 году открыл люк тогда еще состоявшей из двух модулей МКС – тоже прилетал на шаттле.

А в 1999-м вместе с Юрием Гидзенко и Биллом Шепердом отправился в первую длительную экспедицию на Международную станцию. Помню, за день до старта я околачивался возле гостиницы «Космонавт» на 17-ой площадке Байконура, где живут экипажи. Подходит ко мне один из офицеров ЦПК и заговорщицки шепчет:

— Тихо! Иди за мной, Серега и Юра хотят с тобой повидаться…

Попасть чужому человеку к экипажу во время обсервации (карантина перед стартом — Ред.)? Не-воз-мож-но! Преодолеть заслоны врача экипажа по прозвищу Чума? Да легче границу с Финляндией переползти!

На носочках пробираемся на третий этаж, где номер основного экипажа. На кроватях сидят Сергей и Юрий. Им скучно – все предстартовые формальности выполнены, спать еще рано. Я им дарю оттиск разворота в «КП» про первый экипаж, который должен работать на станции. Мы его заранее сверстали, но не опубликовали – суеверие. Вот когда они зайдут в станцию…

Обратно спускаюсь чуть ли не через балкон.

Оттиск «КП» космонавты отвезли на станцию, расписались, поставили бортовую печать. И вернули на землю. Он висел у меня в кабинете до 2006 года, когда пожар в редакции уничтожил многие важные документы.

Крикалев все-таки слетал на шаттле. Но на американском. Первым из российских космонавтов Фото: фотохроника ТАСС.

Крикалев все-таки слетал на шаттле. Но на американском. Первым из российских космонавтовФото: фотохроника ТАСС.

Единый отряд

Крикалев еще раз слетал на МКС в 2005-м. И надолго стал рекордсменом. Шесть полетов, 803 дня на орбите.

Но самое, наверное, сложное в его жизни началось уже после – в 2009-м, когда его назначили начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Тогда вполне логично ЦПК решили передать из Минобороны (ну какие военные задачи решают летчики и вообще – на подготовке и американцы, и немцы, и японцы, и канадцы) гражданским, в Роскосмос. Никаких документов нет – никто такого еще не делал. Офицеры-инструктора грозят, что уволятся, — они теряли надбавки за звание, очередь на квартиру. Денег у гражданской структуры меньше, чем у военных. Авиаотряд, значившийся как военная часть, нужно переоформлять.

Одновременно из четырех отрядов космонавтов, наконец, разумно формируется один. С советским времен повелось, что каждое предприятие, отвечающее за космическую программу, готовило своих космонавтов. Военные, инженеры — РКК «Энергия», врачи – Институт медико-биологических проблем, другие инженеры – Центр Хруничева. Кто и насколько полетит, часто зависело от того, какой вес в отрасли у начальства, кто кого своего пролоббирует. Соперничество, а не нормальная конкуренция. Это существенно портило атмосферу в ЦПК, где космонавты из разных отрядов готовились вместе к полетам.

Я тогда достаточно часто бывал в Звездном и каждый раз заставал Крикалева в кабинете – и вечером, и днем. Если его не было на месте, значит он бегал по приемным больших начальников в Москве. Он и ночевал обычно в ЦПК. Только, по-моему, привычка к системной работе, выработанная еще в Военмехе, и собранная им команда позволили в Центре наладить работу и сохранить уровень подготовки экипажей, каждые полгода отправлявшихся на МКС.

На Луну

Сейчас Сергей Константинович Крикалев — исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам. Недавно мы с ним говорили о будущем.

— Наша задача – обеспечить пилотируемые полеты на Луну и создание на ней базы, — убежден он.

— Но дорого же. Потянем ли?

— Понимаешь, подходить к пилотируемым полетам с бухгалтерским расчетом не получается. Не выходит – вложили рубль, а через год-два-три вернули полтора. Есть общая «стоимость» страны. Запустив первыми спутник, отправив первого человека в космос, СССР что денег заработал? Нет. Но как вырос престиж, «стоимость» страны! И сейчас такое же время. Романтику космоса никто не отменял. Амбициозные задачи, которые мы реально можем выполнить, развивают не только космическую отрасль. В науку приходят молодые люди. Идут поиски новых инженерных решений, технологии развиваются. Космос — это толчок вперед для всех. Сложные космические программы нам по плечу. Так что — на Луну, потом к Марсу, к другим планетам.

Кстати, 27 августа на Страстном бульваре в Москве к 60-летию откроется выставка фотографий Сергея Крикалева «803 на орбите Земли». Да, Крикалев еще и основоположник нового направления в фотоискусстве — 3D фотографии, снятой из космоса.

Байки про Крикалева

В кругу друзей и знакомых про Крикалева ходит множество правдивых баек:

— В школьные годы спас человека. Сергей увлекался плаванием, был на сборах на юге. По дороге вечером в спортивный лагерь увидел тонущего человека. Вытащил на берег. Потом оставшуюся дорогу шел мокрый.

— Лучшего него экскурсовода по родному Питеру нет. Учительница истории все уроки проводила на улице – через историю домов великого города рассказывала ученикам предмет. Крикалев помнит те занятия до сих пор.

— В 1994-ом на шаттле сломалась система вентиляции. По правилам, астронавты должны получить от своего ЦУПа инструкцию – что и как дальше делать. Крикалев не стал ждать распоряжения с земли, разобрал систему, нашел поломку и починил.

— Незадолго до распада СССР Сергей Крикалев и Анатолий Арцебарский установили на новой 15-метровой ферме на «Мире» флаг Советского Союза. Выход был нелегкий. Флаг в космос пронесли нелегально. Арцебарский спрятал полотнище под полетным скафандром.

Награды

  • 1989 — Почётное звание «Лётчик-космонавт СССР»
  • 1989 — Герой Советского Союза
  • 1989 — Орден Ленина
  • 1989 — Офицер ордена Почётного легиона
  • 1992 — Герой Российской Федерации
  • 1992 — Орден Дружбы народов
  • 1996, 1998, 2001 -Три медали NASA «За космический полёт»
  • 1998 — Орден Почёта
  • 2002 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2003 — Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги»
  • 2011 — Медаль «За заслуги в освоении космоса»

В декабре 1990 года Крикалев начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». «Союз ТМ-12» был запущен 19 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалевым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

Перед своим вторым полетом в мае 1991 года Сергей Крикалев и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». 19 мая 1991 года он в составе экипажа «Союз ТМ-12» стартовал на орбитальную станцию «Мир». Экипаж космической экспедиции успешно выполнил все полетные задания и собирался возвращаться домой. Но события августа 1991 года внесли коррективу. Развал Советского Союза потянул за собой цепочку разрушительных для нашей страны перемен. Значительно сократились бюджеты космических программ, а обязательства перед другими странами остались. По программе международного сотрудничества в космос должны были отправиться космонавты из Австрии и Казахстана. Планировалось, что они будут в составе разных экипажей. Но на создание двух космических кораблей в тот момент не было денег. Полеты решено было объединить, и на орбиту отправился один космический корабль, в котором не досталось всем места для возвращения на Землю.

Сергей Крикалев - российский космонавт

Крикалеву пришлось остаться на орбитальной станции «Мир» до прилета следующего космического корабля. Вместо запланированных 5 месяцев работы в космосе ему пришлось проработать на космической орбите еще почти полгода (всего около года). В общем, наш знаменитый космонавт остался в космосе, потому что стремительно распадающаяся страна не могла обеспечить новому Робинзону возможность возвращения. Крикалев стартовал из СССР, а вернулся в марте 1992 года уже в другую страну — Россию. За этот полет Герой Советского Союза С.К. Крикалев первым из космонавтов получил звание Героя России с вручением медали «Золотая Звезда» №1.

В октябре 1992 года руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. Крикалев участвовал в полете STS-60 — первом совместном американо-российском полете на корабле многоразового использования (шаттл Discovery). Полет STS-60, начавшийся 3 февраля 1994 года, был вторым с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полетом с устройством WSF (Wake Shield Facility).

Сделав 130 витков и пролетев 5 486 215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди (штат Флорида). Крикалев стал первым российским космонавтом, совершившим полет на американском шаттле.

Сергей Крикалев - российский космонавт

Сергей Крикалев работает на МКС, май 2005 года

Во время полета с американским космическим кораблем произошло ЧП — отказала электроника жизнеобеспечения и воздуховод. Несмотря на возражения американской стороны и предложение дождаться дублирующего судна с Земли, наш космонавт сумел восстановить и перезапустить приборы шаттла. Это вызвало восторг и крайнее удивление как американской, так и российской стороны.

После полета STS-60 Крикалев вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полетами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полетов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полетов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Крикалев был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке «Индевор».

Сергей Крикалев - российский космонавт

Крикалева знают и восхищаются им во всем мире (в некоторых странах есть целые музейные стенды, посвященные нашему космонавту). Американский режиссер Майкл Бэй в 1998 году снял фильм «Армагеддон», где в карикатурной форме был показан российский космонавт-полковник Лев Андропов, в одиночку живущий на космической станции (безумен, небрит, нетрезв, в шапке-ушанке и телогрейке, бьет по приборам, открывает кран подачи топлива ломом, взрывает космическую станцию «Мир»), — правда, в конечном итоге именно он своими действиями спасает всех американских космонавтов, ударив по компьютеру «незаводящегося» шаттла разводным ключом. Совершенно необязательно, что за основу персонажа брали именно Крикалева, конечно, но слишком много совпадений.

Сергей Крикалев - российский космонавт

В тренировочном скафандре, 30 июня 2004 года

Сегодня Сергей Крикалев работает первым заместителем генерального директора ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» по пилотируемым программам и является самым знаменитым в мире, после Юрия Алексеевича Гагарина, космонавтом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: