На «Яндекс.Картах» появились панорамы космодрома Восточный

Фото: Олег Урусов/РИА Новости; NASA

Откуда вообще взялся этот космодром и зачем он нужен?

Родовая травма

Космодром Восточный строится на Дальнем Востоке, вблизи города Циолковский, в Амурской области. Раньше на этом месте располагался военный космодром Свободный, который, в свою очередь, вырос на базе дивизии Ракетных войск стратегического назначения. Несмотря на военный статус, четыре из пяти пусков со Свободного были коммерческими и производились для иностранных компаний. В начале 2007 года Свободный, который к тому моменту уже можно было переименовать в «Пустующий», закрыли из-за низкой загрузки — пять пусков за десять лет эксплуатации.

Но, как известно, свято место пусто не бывает, и уже осенью того же года было решено строить там новый космодром. Указ о создании космодрома был подписан президентом 6 ноября 2007 года, проектирование началось лишь в 2011 году. При этом генпроектировщик — Институт проектирования предприятий машиностроительной промышленности (ИПРОМАШПРОМ) — был назначен без проведения положенного в таких случаях конкурса, генподрядчиком, также без конкурса, объявили «Спецстрой России».

«К сожалению, мы имеем такую историю, которая началась так, как она началась — без проектной документации, с единственными исполнителями, определенными недостатками при формировании органов управления и формировании тех коллективов, которые сейчас работают», — сказал при посещении космодрома Восточный в январе 2016 года гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров. Он пообещал, что строительство второй очереди космодрома, стартового комплекса для ракеты-носителя «Ангара», будет вестись по закону — с выбором строительной компании в ходе открытого конкурса.

Изначально на Восточном планировали создать стартовый комплекс для новой ракеты-носителя «Русь-М». Ракета должна была выводить на околоземную орбиту и к Луне новый пилотируемый корабль, который недавно получил название «Федерация». Первый беспилотный запуск ракеты «Русь-М» с Восточного собирались провести в 2020 году, а пилотируемый — в 2020 году. Но в 2011 году работы по «Руси-М» приостановили: оказалось, она во многом дублировала возможности ракеты «Ангара», разработка которой к тому моменту уже завершалась, а выделенные Роскосмосу средства «размазывались» на два проекта.

Из-за этого всю суть Восточного пришлось переосмыслить: для запуска «Федерации» решили разработать пилотируемую модификацию ракеты «Ангара-А5П», а, чтобы не возить ракету из Москвы на Дальний Восток, ее производство решили перенести в Омск, поближе к космодрому. Кроме того, чтобы успеть в сроки к декабрю 2020 года, когда по указу президента должен был произойти первый пуск, на Восточном впопыхах стали строить стартовый комплекс под ракету «Союз». Благо, тогда же специалисты завершали строительство стартового комплекса для «Союза» в Южной Америке, поэтому переделать проект под Дальний Восток не составляло особого труда. Таким образом, вместо того чтобы стать стартовой площадкой XXI века, Восточный превратился в дублера космодрома Плесецк: со стартовым комплексом для модернизированной, но все же полувековой ракеты «Союз-2», и ракеты «Ангара», разработка которой велась с 1994 года. С другой стороны, нет никаких оснований полагать, что создание ракеты «Русь-М» завершилось бы быстрее и первый запуск в любом случае не пришлось бы переносить.

Но первый запуск все равно перенесли, на апрель 2016-го — решения и концепция постоянно менялись, увеличивалось время разработки, затягивались сроки строительства. Удивительно, все понимали, что уложиться в обозначенные сроки невозможно, но рапортовали Владимиру Путину: «Все идет по плану и отставание в 100 суток будет нагнано со дня на день». Все это закончилось осенью 2015 года, когда глава государства посетил Восточный и собственными глазами увидел, что официальные доклады никак не сходятся с реальностью. И если первый запуск перенесли лишь на месяцы, то планировавшийся на 2020 год старт по пилотируемой программе сдвинулся на годы.

Согласно новым планам, в 2021 году планируется запуск «Федерации» в беспилотном варианте, а в 2023 году запуск космического корабля с экипажем. И пока есть все основания полагать, что и эти сроки не будут выполнены. Подтверждением тому служит перенос строительных работ: еще недавно речь шла о начале строительства стартового комплекса под «Ангару» в январе 2020 года, теперь стройка перенесена на 2020 год. А ведь когда-то военные строители могли возвести космодром в чистом поле за пару лет. Первый стартовый комплекс для ракеты Р-7 — знаменитой «Семерки» Сергея Королева — начали строить на Байконуре в 1955 году, а уже в 1957 году там состоялись первые пуски.

Фото: Илья Питалев/РИА Новости; NASA

Второй «Байконур». Россия строит космодром на Дальнем Востоке

Россия, наконец-то, приступила к работам по реальному строительству своего нового космодрома «Восточный», расположенного в Амурской области. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего российский ОПК и космос, по масштабам этот проект можно сравнить с советским планом электрификации страны – ГОЭЛРО. При этом преувеличение не кажется настолько сильным. Космодром «Восточный» – это не дублёр, а полноценная замена прославленного и великого космодрома «Байконур». Первоначально сюда планируют перевести все пилотируемые запуски. Так что объемы работ, как и расходы бюджета, будут астрономическими.

Еще в апреле текущего года Дмитрий Рогозин говорил о том, что постройка жилых микрорайонов для нового дальневосточного «звездного городка» для космодрома «Восточный» будет начато уже в 4-м квартале 2012 года, а сам космодром будет готов к 2020 году. При любом ином раскладе вице-премьер России пообещал пожертвовать своим зубом. По словам Дмитрия Рогозина, в 4 квартале 2012 года параллельно со строительством жилых микрорайонов начнется возведение инфраструктуры космодрома, которая поможет выводить в космос ракеты «Союз-2», которые можно отнести к классу легких ракет. В дальнейшем здесь собираются использовать разгонные комплекты «Фрегат», а также более тяжелые ракеты.

По словам Дмитрия Рогозина, космодром «Восточный» поможет сделать Россию более равновесной в плане плотности населения, особенно подчеркнув, что сегодня на востоке Россия соседствует с такими густонаселенными странами как КНР, Япония, Индия, КНДР, а также Южная Корея. Новый космодром «Восточный» поможет России решать весь спектр задач в космической области, то есть производить запуски в ближний и дальний космос. Южные широты космодрома позволят выводить корабли с достаточно большой нагрузкой на заданные орбиты с минимальными затратами. Помимо этого, было принято решение и о постройке уникального города-спутника, удобного для жизни и крайне красивого. Помимо этого рядом с космодромом будет построен Академгородок, что станет дополнительным стимулом для молодежи, для того чтобы поехать жить и работать на Дальний Восток.

Второй «Байконур». Россия строит космодром на Дальнем Востоке

Что даст новый космодром России
Новый космодром на российском Дальнем Востоке сможет дать стране:

— независимость космической деятельности во всем спектре решаемых задач: от социально-экономических и научных, до пилотируемых полетов в космос; — гарантированное выполнение коммерческих и международных космических программ (в отличие от существующего космодрома «Байконур», работе которого время от времени препятствует Казахстан); — улучшение социально-экономической обстановки на Дальнем Востоке, развитие местного промышленного производства, привлечение частного капитала и инвестиций в район создания космодрома; — в перспективе уменьшение затрат на аренду казахского «Байконура».

Преимущества космодрома «Восточный»

По информации Роскосмоса, космодром будет обладать следующими преимуществами: — начальный участок траектории полета ракет-носителей не будет проходить над густонаселенными районами страны, а также над территорией иностранных государств; — районы падения отделяющихся частей, запускаемых ракет, расположены в нейтральных водах или малонаселенных районах России; — место нахождения космодрома расположено поблизости от развитых автомобильных и железнодорожных магистралей и аэродромов.

Космодром Байконур

Отдельно можно отметить уменьшение политических рисков – за последние годы Казахстан несколько раз блокировал российские запуски, используя для этого различные предлоги. При этом первоочередной задачей является снижение нагрузки на космодром «Байконур», но не его полная замена, по крайней мере, до завершения срока аренды – 2050 года. Местные власти за счет постройки космодрома будут стараться решить свои региональные задачи. В частности космодром «Восточный» рассматривается как краеугольный камень для осуществления Госпрограммы по переселению соотечественников.

Недостатки космодрома «Восточный» в сравнении с «Байконуром»

— необходимость строительства собственного аэродрома (на «Байконуре» есть 2 современных), либо прокладывания ж/д ветки от космодрома до ближайшего аэродрома (необходима для транспортировки космических аппаратов); — рост транспортных издержек (как временных, так и финансовых). В настоящее время основные космические предприятия России расположены в Москве, Самаре и Железногорске (Красноярский край), именно оттуда ракеты-носители, космические аппараты и персонал доставляются на «Байконур» авиационным или железнодорожным транспортом на расстояние в 2 500 и 1 500 км. соответственно. В случае с новым космодромом «Восточный» расстояние доставки вырастет до 5 500 км. — космодром «Восточный» располагается на 6 градусов севернее Байконура, что ведет к сокращению максимальной массы выводимых в космос грузов (при прочих равных условиях запуска); — отработанные части ракет, приземляясь в тайге, могут стать причиной лесных пожаров, которые для данного региона России являются достаточно серьезной проблемой; — отсутствие инфраструктуры и жилья для служащих, ведет к большим финансовым затратам на создание фактически нового города, численностью населения до 100 000 человек (с семьями персонала космодрома).

Цена вопроса

Стоимость постройки космодрома «Восточный» оценивается в 300 млрд. рублей, что сопоставимо с расходами российского бюджета на Олимпиаду в Сочи и саммит АТЭС. Такую ошеломляющую сумму строительства озвучил Г. Нагинский директор Федерального агентства Спецстрой. Стоит отметить, что официально правительством страны была утверждена смета в 81 млрд. рублей до 2020 года. Правда, достаточно скоро в речах чиновниках стала звучать фраза о 251 млрд. рублей, теперь была озвученная новая цифра – 300 млрд. рублей.

Строительство космодрома Восточный

Космодром дорожает, хотя пока что практически ничего не сделано. По состоянию на конец сентября 2012 года, работы так и не ушли дальше стадии расчистки лесополос и рытья котлованов. С такими графиками уложиться в срок будет непросто, скорее всего, сроки строительства проедется переносить. В настоящее время говорят о том, что первый запуск ракеты-носителя с космодрома «Восточный» запланирован на 2020 года, первый пилотируемый полет состоится в 2018 году, а окончательное завершение строительства намечено на 2020 год.

Любой обыватель может задаться вопросом, почему же так медленно? Конечно, строить космодромы непростое занятие. Для того чтобы оценить масштаб данных сооружений, необходимо знать их размеры. К примеру, «Байконур» с его 15 пусковыми комплексами, 2-мя аэродромам, полутысячей ж/д путей, раскинулся на площади в 6 700 кв. километров. По территории – это больше Приднестровья или Кипра. Всего в мире построено 28 космодромов (при этом 5 уже выведены из эксплуатации). Однако по-настоящему крупных площадок, с которых могли бы стартовать тяжелые ракеты, способные выводить на орбиту Земли пилотируемые аппараты, всего 3 штуки. Помимо «Байконура» и американского космического центра им. Кеннеди, это космодром КНР Цзюцюань, занимающий по площади 2 800 кв. километров.

К тому моменту, как «Восточный» будет окончательно построен, он войдет в число 4-х крупнейших космодромов планеты и станет наиболее современным из них. Это будет не только стартовый комплекс для запуска тяжелых носителей, но и 2 топливных завода: водородный и азотный. В общей сложности космодром будет включать порядка 1 600 различных сооружений. Помимо этого Роскосмос демонстрировал и картины современного звездного городка, пока что на 30 000 жителей. Судя по представленным изображениям, работникам космодрома предстоит жить в сверхсовременном жилье среди цветущих садов.

Вот только ждать этого чуда придется долго. В свое время, когда сверхдержавы, подгоняли друг друга космической гонкой, стартовые площадки возводили в мгновение ока. К примеру, «Байконур» был построен менее чем за 2 года. Первые работы в Казахстане начались в июне 1955-го года, а первый пуск баллистической ракеты произошел уже в мае 1957-го года, спустя 4 месяца на орбиту Земли отправился первый в мире спутник.

Проект жилого микрорайона для работников Восточного

На «Восточном» ударная стройка не задалась с самого начала. Формально работы на объекте идут с ноября 2007 года, с того момента как президент России подписал указ о создании нового космодрома. На деле же процесс тормозили как только могли. Многие связывают это с позицией бывшего главы Роскосмоса А. Перминова, который практически открыто выступал против космодрома «Восточный». Расчет тут был в следующем. Россия и Казахстан согласовали сроки аренды «Байконура» до 2050 года. Ежегодно Россия перечисляет своему соседу – 115 млн. долларов (3,7 млрд. рублей), стоимость аренды является фиксированной на весь срок. Стоит признать, что договор этот для России был выгоден. Общая сумма выплат за оставшиеся 38 лет аренды составит 140 млрд. рублей, а это меньше, чем требуется на постройку нового космодрома. Сэкономленные средства вполне можно было использовать в различных целях, к примеру, для разработки новых ракетоносителей.

Выбор места для будущего космодрома

Однако взгляды Кремля с позицией Перминова разошлись. Наверху решили, что космическая независимость важнее экономии денежных средств. По планам, уже после 2030 года на российской территории будет осуществляться 90% всех наших запусков. После этого Казахстан, скорее всего, будет вынужден практически полностью законсервировать «Байконур», так как переоборудование его под запуск чужых ракет дорого и сложно. Скорее всего, в эксплуатации сохраниться только 1 стартовый комплекс – Байтрек, который предназначен для пуска новых ракет «Ангара». Расходы на его постройку составляют 1,6 млрд. долларов и их берет на себе Казахстан. Тут у стран обоюдная выгода. Россия будет продавать Казахстану ракеты, а он зарабатывать на коммерческих пусках.

Определившись с судьбой «Байконура», в России занялись поисками места для нового космодрома. Некоторое время специалисты склонялись к Находке. Выбрав одну из наиболее южных точек на территории России, которая даже на 3 градуса южнее «Байконура». Помимо этого Находка находится у моря, благодаря этому громоздкие космические аппараты можно было бы подвозить водным транспортом. Это дешевле, чем доставлять их с заводов при помощи авиации. Именно на транспортную экономию рассчитывал Пекин, когда заканчивал достраивать 4-й по счету космодром Вэньчан, расположенный на берегу моря.

Строительство космодрома Восточный

Однако выбор все-таки пал не на Приморский край, а на Амурскую область, хотя ряд экспертов и не считает его оптимальным. Точка старта переместилась на 9 градусов севернее относительно широты Находки, космодром расположен недалеко от границы с Китаем. Траектория выполнения полетов таков, что в случае аварии на взлете спасательный модуль, скорее всего, будет приземляться в море, где добраться до него сложнее. При этом многие объекты инфраструктуры, включая дороги и жилье, надо будет строить с нуля. На стоимости работ отразится и годовое колебание температур – от +35 до -40 градусов. Чего стоит только одна подготовка грунта, когда пробы приходится брать с глубины в 70 метров.

Космодром в Находке был бы хорош, за исключением того факта, что при выведении на орбиту ракеты могли бы залетать в воздушное пространство соседней Японии. Помимо этого, в случае возможных аварий, наш восточный сосед не применул бы раздуть международный скандал. В качестве третьего вариант рассматривался вариант строительства в районе Советской Гавани в Хабаровском крае, но и он не подошел, поскольку располагался еще ближе к Японии.

Источники информации: https://ria.ru/science/20120414/625992986.html https://argumenti.ru/economics/n357/203212 https://ru.wikipedia.org

Миллиард украденных рублей

Сейчас на Восточном идут комплексные испытания — проверяют все, что можно проверить. При этом не все строительные работы еще завершены, хотя это и не так заметно: если еще полгода-год назад вся территория стартового комплекса была уставлена вагончиками строителей, сейчас их остались лишь десятки, да и то спрятанные от официальных делегаций на задних дворах корпусов космодрома. Еще в январе, например, рельсы, ведущие к стартовому комплексу, по которым повезут ракету к запуску, лежали незакрепленными. Роскосмос признает, что строители не успели выполнить в прошлом году работ на сумму в 9 миллиардов рублей, поэтому работы пришлось перенести на этот год.

Общая стоимость строительства до сих пор непонятна. «Спецстрой России» в 2011 году оценил создание космодрома со всей инфраструктурой и развитием города в 300 млрд рублей. По данным Роскосмоса на конец 2020 года, строительство непосредственно космодрома обошлось бюджету в 120 миллиардов рублей, а расходы на подготовку космодрома к работе доведут эту цифру до 180 миллиардов. Для сравнения: строительство моста через Керченский пролив оценивается более чем в 200 млрд рублей, а мост на остров Русский в свое время оценили в $1 млрд.

При этом любая стройка в России, будь то мост или Олимпиада, сразу обрастает слухами, а затем данными о хищениях. Восточный в этом плане главный — если в поиске Google или Yandex набрать слово «хищения», поисковые системы предложат дополнить фразу словами «на космодроме Восточный». По данным Следственного комитета, сумма незаконно израсходованных бюджетных средств при строительстве космодрома Восточный составляла порядка 5 млрд рублей. Как считает глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, это только половина украденной суммы. «Процесс расследования еще не завершен, и мы полагаем, что сумма будет удваиваться», — сказал он.

Генпрокуратура, в свою очередь, расследует 35 уголовных дел, связанных с нарушениями при строительстве космодрома. А в полиции Амурской области расследуют семь уголовных дел по фактам хищений общей суммой свыше 1,5 млрд рублей. Каждый пытается ухватить свой кусок: если проектировщиков стартового комплекса из 31-го института Минобороны обвиняют в хищении 14 млн рублей, то ведущий инженер космодрома попался на взятке всего в 50 тысяч рублей. Никакие камеры, даже если они ведут круглосуточную трансляцию в кабинет вице-премьера Дмитрия Рогозина, назначенного в прошлом сентябре лично ответственным за возведение космодрома, не помогут бороться с коррупцией, проникшей на все уровни затянувшейся стройки.

При этом тот же Дмитрий Рогозин рассчитывает через суд вернуть украденные деньги. «Я надеюсь, зная глубоко суть этих уголовных дел, что часть средств можно будет вернуть обратно в бюджет самого космодрома. Я имею в виду бюджет стройки, федеральный бюджет», — сказал он. «Спецстроем России» в суд подано 31 исковое заявление на сумму более 4 млрд руб. Половину исков суд удовлетворил.

В нашей стране мало кого удивит ситуация, когда бригада строителей при ремонте квартиры в новостройке продает часть стройматериалов соседям, а бригадир просит на строительном рынке пробить ему чек с завышенной суммой, чтобы положить разницу в карман. Строительство космодрома Восточный отличается лишь размахом.

Нужен ли Восточный?

Вопрос строительства собственного космодрома при наличии Байконура — абсолютно политический. Долго ли продлится дружба с Казахстаном при низких ценах на нефть и падающем рубле, как будут развиваться взаимоотношения между странами после прихода к власти преемника Назарбаева? Любое изменение политики Казахстана ставит под угрозу выполнение всей космической программы России. Приостановка коммерческих пусков приведет к экономическим потерям. Невозможность выполнения международных договоров по пилотируемой космонавтике ударит по престижу страны. Но главное, что закрытие доступа на Байконур создаст угрозу национальной безопасности России, поскольку многие космические аппараты военного назначения требуют запусков с помощью тяжелых ракет «Протон», а стартовые комплексы для них имеются только на Байконуре. При отсутствии Восточного и уходе (или закрытии) Байконура Россия останется лишь с военным космодромом Плесецк, что автоматически опустит ее на уровень Индии и Японии.

Кроме того, собственный космодром — туз в рукаве во время переговоров с Казахстаном по Байконуру. Астане не выгодно, чтобы Россия уходила с космодрома, поскольку это и престиж, и живые деньги, поступающие в казахский бюджет. Однако монополия на космодром и необходимость согласования трасс полетов ракет делают Москву зависимой от требований своего южного партнера. Казахская сторона не раз ставила вопрос о повышении платы за пользование Байконуром, уплате компенсаций за причиненный экологии ущерб, вводила ограничения на количество пусков. Наличие Восточного делает Астану более сговорчивой. И вот уже не слышно особых претензий, что вместо 2020 года Россия прекратит использование «гептильных» «Протонов» только в 2025 году.

Для Дальнего Востока эффект от создания космодрома, в первую очередь, заключается в развитии экономики региона и росте численности населения. По расчетам специалистов, космодром и связанные с ним объекты дадут региону 25 тысяч новых рабочих мест. Для практически безлюдной местности, соседствующей с Китаем, это хорошая цифра.

По словам эксперта в области космонавтики, члена-корреспондента Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Андрея Ионина, создание космодрома Восточный должно было способствовать росту высокотехнологичной промышленности и привлечь специалистов со всей страны. «Когда это все задумывалось, создание космодрома представлялось как средство развития Дальнего Востока. С государственной позиции, это один из наиболее простых шагов — инвестировать большие средства в инфраструктуру и создание новых рабочих мест», — пояснил он.

Кроме того, когда принималось решение о создании нового космодрома, стало понятно, что страны Юго-Восточной Азии, такие как Индия, Китай, Япония и Южная Корея, активно взялись за развитие своих космических программ и могли заинтересоваться совместными проектами при наличии российского космодрома в регионе. «Но ничего из этого не вышло. Вместо того чтобы разместить производство на месте, где-нибудь, в Комсомольске-на-Амуре, космическую технику будут тащить через всю страну. Вместо современного молодежного города с индивидуальной или малоэтажной застройкой, город Циолковский строят как типичный спальный район Москвы — дальневосточное Бутово. Вместо того чтобы создавать международный космодром, все делаем за свой счет и сами. А между тем в 2007 году предполагалось, что нужно пригласить к участию в создании космодрома партнеров из Юго-Восточной Азии. Космодром предвосхитил тот поворот на Восток, который Россия предприняла после западных санкций, но воспользоваться возможностью мы так и не сумели. В итоге из хорошей задумки ничего хорошего не вышло. На мой взгляд, эти 300 млрд рублей вбуханы в бетон абсолютно бездарно», — подытожил Андрей Ионин.

«Орел», «Ангара», Восточный

Вторая очередь космодрома должна быть сдана в конце 2022 года. Около года продлятся испытания систем. В августе-сентябре 2023-го должен состояться первый пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5».

— Мы рассчитываем, что этот пуск будет осуществлен с пилотируемым кораблем нового поколения «Орел», — рассказывает Рогозин. — По сути, у нас одновременно пройдут несколько испытаний. Первое — это космодром Восточный, все его системы. Второе — это «Ангара», адаптированная к этому космодрому. Третье испытание — это пилотируемый корабль. Риск, конечно, присутствует, когда идет совмещение испытаний. Но сегодня перед отраслью стоят задачи быстрого перехода к новым средствам выведения, новым технологическим решениям, которые позволят обеспечить конкурентоспособность ракетокосмической отрасли России.

Макеты ракет-носителей «Протон-М», «Ангара-А5», «Ангара-А5В», «Союз-5» (слева направо), представленные на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском. Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

По его словам, для обеспечения пилотируемых запусков предстоит построить дополнительную инфраструктуру, в том числе барокамеры и Центр реабилитации космонавтов.

Тем временем основная задача «Ангары-А5» — выведение современных и перспективных тяжелых космических аппаратов на геостационарные орбиты и траектории полетов к Луне. Масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту, у ракет «Ангара-А5» достигает 24 тонны. Для сравнения — масса полезной нагрузки ракеты «Союз-2» не превышает 7,4 тонны. Стартовый комплекс космического ракетного комплекса «Ангара» будет рассчитан на 10 пусков в год, в грузовом и пилотируемом вариантах.

Что дальше?

Глава Роскосмоса Игорь Комаров заверяет, что первый пуск состоится в «последней декаде апреля». Но уже известно — после этого космодром-долгострой простоит без дела целых полтора года: в 2016 и 2020 годах пусков больше не планируется, на полную мощность Восточный, говорит глава Роскосмоса Игорь Комаров, выйдет только в 2018 году, через 11 лет после зарождения идеи о его строительстве.

В прошлых сериях цикла «Космос, который мы потеряли»:

Выпуск 1: Почему падают российские ракеты

Выпуск 2: Как Россия стала космическим извозчиком

Выпуск 3: Почему у России плохая космическая пропаганда

Выпуск 4: Почему нас нет на других планетах

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: