Хоронить наши корабли «Союз» еще рано!


Как было организовано питание?

– С питанием нам повезло: на 50% российское, на 50% американское. Российское питание остановилось на уровне развития в 70-х годах. Это сублимированные супы и еда в консервных банках по 250 граммов. Наше питание – это супы: гороховый, харчо, овощной и, забыл название, какой-то еще четвертый. В банках у нас мясо с картошкой, рис с картошкой, азу с мясом, вермишель с мясом. В американском питании собрана вся кухня мира, десерты, напитки. С бо

льшим удовольствием, мы, конечно, ели американскую еду. 50 на 50 это значит, что один день мы должны питаться по российскому меню, один день – по американскому. Но мы так не питались, мы перешли на буфетную систему. Выставили все 16 ящиков с едой, которые у нас были, и ели. Очень хорошо шли американские лепешки – пахитос. Почему нам наши блины не кладут? В лепешку заворачивается мясо с кетчупом, очень вкусно. Такая еда у нас шла на раз. Контейнер с лепешками мы опустошали за день или два, а потом доедали остальное.

Быстро нашли общий язык с американскими космонавтами? (Гэрретт Рейзман и Грегори Шэметофф – Прим. 63.ru)

– У нас проблем с этим не было. Если поднимали какие-то темы, которые, как выяснялось при обсуждении, кому-то были неприятны, то просто эти темы закрывали. Американцы были ответственны за развлекательную программу, за кинопросмотры. В частности, Гэрретт Рейзман, выпускник Калифорнийского университета, любит культовые американские фильмы: то же самое, что у нас, например, «Москва слезам не верит».

Прилетел Шэметофф, он любитель фентези. Мы смотрели «Стар Трек», «Властелин колец» и тому подобное. Когда мы вернулись на Землю, Шэметофф мне подарил всю коллекцию «Стар трек». И я теперь дома с детьми смотрю этот фильм.

По какому времени живет МКС?

– Живем мы там Гринвичу. В шесть утра подъем, в 21:30 отбой. Рабочая зона составляет восемь часов, один час физкультуры утром, один час вечером.

С 21:30, когда у нас официально отбой, мы до часу ночи часто фотографировали Землю. Потому что в течение дня нет времени для этого. А в субботу и воскресенье выполняли задания из так называемого task-листа. Это лист заданий с различными экспериментами, которые нам нужно было провести на орбите для российских ученых.

Какие праздники отмечали на орбите?

– У нас было четыре официальных праздника: День победы 9 мая, День России 12 июня, День независимости США 4июля и 3 сентября – День труда в США.

Каковы ваши ощущения от выхода в открытый космос?

– Эмоций много, но фанатом выхода в открытый космос я не стал. Работаешь в скафандре. Давление 0,4 атмосферы, кислородная среда, сжал руку – 20 кг, разжал руку – 20 кг. И так шесть часов. Поэтому физически очень тяжело. Работаешь осторожно, чтобы, не дай бог, что-нибудь не сломать.

Как проходил спуск?

– Спуск – это просто песня, честно говоря. На высоте примерно 120 км от Земли корабль начинает трясти. Причем тряска такая же, как на плохой дороге. Во время всего спуска (вообще не советую этого делать) я смотрел в иллюминатор. Очень интересно меняются цвета окружающей действительности. Сначала черный, потом багровый, потом красный, оранжевый, желтый и белый. Умом понимаю, что аппарат обмазан сублиматом. На таких скоростях сублимат сносит просто, корабль горит. Смотришь в иллюминатор, а там пузыри периодически, как на сковородке от яичницы возникают: возникли, пропали. Потом начинается ужасный рев. Такой, что никуда от него не денешься. Когда вышли из плотных слоев атмосферы, примерно 39 км от Земли, включается режим баллистического спуска.

На высоте 15 км отстреливается крышка, выходит вытяжной парашют. Нас так хорошо приложило в кресле. Вытяжной парашют отстреливается, еще раз хорошо прикладывает. Ухаешь вниз, выходит тормозной парашют площадью 500 кв. м, опять прикладывает. Мы вываливаемся в атмосферу со скоростью 220 м в секунду, парашюты гасят скорость до 10 м в секунду. Отстреливается тормозной, выходит купол основного, площадь которого составляет 1000 кв. м. В этот момент следует такой удар, что, думаешь, позвонки сейчас посыпятся. При этом основной парашют работает на одной стропе. И нас еще крутит с бешеной скоростью вокруг своей оси. Когда преодолели отметку примерно в девять километров, отстреливается вторая стропа, и аппарат опускается более спокойно. И тут думаешь: видят тебя с земли или не видят? Потом нам по связи передали: «Ребята, все в порядке, видим вас!». Тут мы уже расслабились. Ну а потом приземление. Я ожидал, что оно будет существеннее, потому что двигатель мягкой посадки не работает на высоте 3-5 метров. Аппарат весит три тонны, вертикальная скорость 9-10 метров в секунду. На высоте 3-5 метров скорость гасится до нуля. И потом все эти три тонны просто рушатся на землю со всей силой. Кресла, конечно, у нас с амортизаторами, поэтому было мягко. Ветер был 15 метров в секунду, поэтому основной парашют не погасило, и нас с днища на люк перевернуло три раза и протащило 60 метров.

Открыли люки и началось! Начали нас снимать, вместо того, чтобы вытаскивать.

Я Сергею сказал: «Надо было взять фотоаппарат. Прикольно бы получилось: они нас, а мы их снимаем!». От первого человека, который заглянул в люк и спросил: «Ну как вы ребята?» – хорошо так пахло перегаром. Мы с Сергеем попросили немного отстраниться, а он не понял, обниматься лезет. Мы, конечно, понимаем, что они нас в степи ждут, но тем не менее (Смеется.)

. Первого достали Сергея, потом Со Ен, потом меня. Тоже вещь интересная, сейчас вспомнил. Прилетевшие космонавты снимают перчатки, и они тут же куда-то пропадают. Вроде и люди на посадку приходят только проверенные, доступ сюда только по пропускам, а глядь – перчаток нет уже. Поэтому нам сказали – ничего не снимайте, оставайтесь в том виде, котором вы есть.

Затем нас повезли в Звездный городок, переодели. Когда надели кроссовки, ноги упали. Меня подняли, сам ноги переводил, но без посторонней помощи ходить не мог. Первое время, конечно, тяжело было. В космосе ведь не надо было даже поворота головы делать –глаза повернул, и тело, куда надо, само понеслось. Мозг привык к тому, чтобы получать информацию только от глаз. На Земле мозг привыкал опять к получению информации еще и через уши.

На четвертый день я уже стал ходить сам, дал первый круг в центре подготовки в Звездном городке вокруг озера.

Чего вам больше всего хотелось сразу после приземления?

– Подобный вопрос нам задала главный редактор «Российского космоса». Мы ей говорим: «Екатерина Владимировна, ну вот летают два молодых парня. Что нам еще может хотеться после пяти месяцев отсутствия? Помыться мы хотим!»

Какие чувства испытывали после возвращения на Землю?

– Я радовался хорошо сделанному делу, радовался тому, что могу спокойно прийти в ЦУП (Центр управления полетами – Прим. 63.ru

) и посмотреть в глаза людям, которые работали со мной здесь, когда я был на орбите. Я испытывал чувство удовлетворения от того, что я сделал это.

Биография

Олег Кононенко с отличием окончил среднюю школу №15 в Чарджоу. В 1988 году Олег Кононенко окончил Харьковский авиационный институт имени Н. Е. Жуковского по специальности «двигатели летательных аппаратов».Олег Кононенко женат, его жена — Татьяна Михайловна (девичья фамилия Юрьева). Они имеют сына Андрея и дочь Алису (двойняшки) 2003 года рождения.После окончания института Кононенко работал в Центральном специализированном конструкторском бюро (ЦСКБ) в Куйбышеве (Самаре). Кононенко начал работать в должности инженера и дослужился до ведущего инженера-конструктора. Занимался проектированием электрических систем космических кораблей. (Не космических кораблей, а, наверно, космических аппаратов (спутников). Космические корабли в ЦСКБ никогда не проектировались.)29 марта 1996 года Олег Кононенко был принят кандидатом в отряд космонавтов РКК «Энергия». С июня 1996 по март 1998 года он проходил курс космической подготовки в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. После сдачи экзаменов, 20 марта 1998 года, Кононенко была присвоена квалификация «космонавт-испытатель», и он был зачислен в отряд космонавтов на должность космонавта-испытателя.Старт и взлёт — вспоминает космонавт Олег Кононенко С октября 1998 года Кононенко проходил подготовку в группе космонавтов, отобранных для работы на Международной космической станции. В январе 1999 года Кононенко был переведён в группу космонавтов Ракетно-космической корпорации «Энергия».С 17 декабря 2001 года по 25 апреля 2002 года Кононенко проходил подготовку в качестве дублёра для полёта на корабле «Союз ТМ-34». С марта 2002 года Кононенко проходил подготовку в качестве бортинженера космического корабля «Союз ТМА-4» и бортинженера девятой долговременной экспедиции МКС. В состав 9-й долговременной экспедиции также входили Геннадий Падалка (командир) и астронавт США Майкл Финк. После катастрофы шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года, было принято решение о сокращении экипажа долговременной экспедиции МКС с трёх до двух членов. В космос отправились только Падалка и Финк.С марта 2004 года по март 2006 года Кононенко проходил подготовку в группе космонавтов, отобранных к полёту на МКС.В мае 2006 года Кононенко был назначен бортинженером корабля «Союз ТМА-12» и 17-й долговременной экспедиции МКС. 13 февраля 2007 НАСА утвердило Кононенко в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-12» и экспедиции МКС-17. 6 ноября 2007 года комиссия Роскосмоса утвердила Кононенко для полёта на корабле «Союз ТМА-12» и МКС-17. Космический корабль «Союз ТМА-12» стартовал 8 апреля 2008 года. В состав экипажа входили командир корабля и 17-й основной экспедиции Сергей Волков и космонавт-исследователь Ли Со Ён. 10 апреля корабль «Союз ТМА-12» пристыковался к Международной космической станции. Во время полёта совершил два выхода в открытый космос. Продолжительность полёта составила 198 суток 16 часов 19 минут 48 секунд. 24 октября 2008 года корабль «Союз ТМА-12» отстыковался от МКС. Спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории Казахстана, в 89 км севернее г. Аркалык. Особенностью 17-й экспедиции на МКС стало то, что оба российских космонавта в её составе были новичками в космосе. Ранее такое было только в 1960—1970-х годах и в 1994 году. Государственная комиссия по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов утвердила Олега Кононенко командиром дублирующего экипажа ПКК «Союз ТМА-02М», который стартовал 8 июня 2011 года. В число дублеров также вошли Доналд Петтит (НАСА) и Андре Кёйперс (ЕКА). В настоящее время Олег Кононенко готовится в ЦПК ко второму космическому полёту. Старт корабля «Союз ТМА-03М» запланирован на 21 декабря 2011 года. Олег Кононенко войдет в состав тридцатой и станет командиром тридцать первой долговременных экспедиций МКС. Окончание миссии намечено на сентябрь 2012 года.

Олег Кононенко фотография

Лучшие недели

Богат и знаменит Посетило:996Украшает мужика борода Посетило:1064Маргарита Дуглас Посетило:1005

Материалы по теме

Полет Гагарина в космос

Космонавт Кононенко Олег Дмитриевич

В 1996-м году Олег Дмитриевич был принят как кандидат в космонавты от конструкторского бюро, в котором работал. Следующие два года Кононенко проходили в условиях специальной общекосмической подготовки, и 20-го марта 1998-го года Олег Дмитриевич был квалифицирован как «космонавт-испытатель».

Последующие десять лет космонавт Кононенко был назначен на ряд миссий, в основном относящихся к МКС, однако ни в одной из них ему не удалось принять непосредственное участие. За этот период проходил космическую подготовку разной направленности. В том числе имитация внештатной посадки космического корабля в Черном море около Севастополя, и выживание в лесистой местности с двумя другими членами экипажа.

А Вы смотрели: Космонавт Бондаренко Валентин Васильевич

В 2008-м году окончательно назначен на должность бортового инженера аппарата «Союз-ТМА-12», а также основного экипажа МКС.

Третий полет

23-го июля 2015-го года 50-летний космонавт Кононенко вместе с двумя другими членами экипажа аппарата «Союз ТМА-17М» пристыковался к одному из сегментов МКС – исследовательскому модулю «Рассвет». Проведя 140 дней на борту станции и выполнив поставленные задачи, 11-го декабря корабль отстыковался и отправился на Землю.

А Вы смотрели: Космонавт Сураев Максим Викторович

Впоследствии Олег Дмитриевич получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Кроме того имеет ряд наград, в том числе и от НАСА.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: