Герман Титов — интересные факты о космонавте


Самый главный день

6 августа 1961 года. Воскресенье, 6 часов утра. Радиостанции Советского Союза сообщают важную новость: с космодрома Байконур запущен корабль «Восток-2» с космонавтом Германом Титовым на борту. На тот момент ему было всего 25 лет, до следующего дня рождения оставалось чуть более месяца.

Полет второго космонавта продолжался более суток – 25 часов 11 минут, за это время корабль совершил 17 витков вокруг земного шара. Герман Степанович полностью выполнил задание командования – получить данные о влиянии невесомости на организм человека. Он доказал, что на борту космического корабля можно есть, спать и полноценно работать – ориентировать корабль, совершать фотосъемку, поддерживать связь с Землей. В качестве позывного Титов выбрал название гордой птицы – «Орел».

А что для вас день космонавтики?

Прошлое столетие подарило планете немало. Были и войны, и победы, и неудачи, и открытия. Но произошло и то, о чем невозможно не знать. 12 апреля 1961 года корабль «Восток» совершил первый в истории человечества полет с космонавтом на борту.

герман титов

Сегодня этот день официально считается Днем космонавтики. Сбылась мечта человечества — земное притяжение было преодолено, а такие имена, как Юрий Гагарин, Герман Титов, Алексей Леонов и многие другие, навсегда останутся в памяти благодарных потомков.

В истории отечественной космонавтики много замечательных достижений. А вообще освоение космоса в Советском Союзе осуществлялось поэтапно. Первые пилотируемые полеты воспринимались как удивительные события, и каждый успешный запуск космических ракет превращался в мероприятие, которое объединяло людей, позволяло им почувствовать, как дорога им планета Земля и как безмерно огромна Вселенная.

На первых порах освоения космоса могущество цивилизации казалось безграничным. Молодежь была охвачена желанием упорно работать для процветания космической отрасли. Именно в это время и появились на свет те, кому впоследствии довелось стать пионерами в освоении Всемирного пространства.

Малая родина и семья

Будущий герой мировой космонавтики родился в сибирской глубинке – в деревне Верхнее Жилино (ныне Верх-Жилино) Алтайского края. Радостное событие – появление на свет сына – в семье Титовых отпраздновали 11 сентября 1935 года.

О маме будущего героя, Александре Михайловне, известно мало. Посвятила жизнь семье – занималась домашним хозяйством, воспитывала детей. Об отце сохранилось больше информации. Рассказывали, что Степан Павлович был талантливым человеком – много читал, писал стихи и песни, интересовался историей и живописью. Любовью к родному языку и литературе делился с подрастающим поколением, работая преподавателем в местной школе. Двух своих детей он назвал именами пушкинских героев (в 1941-м в семье Титовых родилась дочь Земфира).

Разносторонние таланты передал по наследству и сыну. Очевидцы рассказывали, что Титов-младший знал наизусть произведения русских поэтов-классиков, рисовал дружеские шаржи, хорошо пел и слыл отличным танцором.

С приходом военного времени Степана Павловича призвали на фронт. После его демобилизации семья перебралась в село Полковниково того же Алтайского края, там Герман окончил семилетку. Сегодня в здании сельской школы, где сидел за партой будущий космонавт Герман Титов, работает музей космонавтики его имени. Окончил среднее образование неподалеку, в деревне Налобиха.

'Второй космонавт Герман Титов (справа) появляется с астронавтом НАСА Джоном Гленном и президентом Джоном Кеннеди в Белом доме 3 мая 1962 года. Титов был в Вашингтоне, чтобы передать отчет о полете

Титов Герман Степанович

Космонавт № 2 Герман Степанович Титов родился на Алтае, в семье сельского учителя. Закончил Кустанайскую Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС, затем Сталинградское военное авиационное училище. После обучения Титов был направлен на службу в Ленинградский военный округ в истребительный авиационный полк.

—————— Жена космонавта, Тамара Васильевна Титова вспоминала (запись 2002 года):

«Герман Степанович Титов после окончания Сталинградского военного авиационного училища летчиков в 1957 году был направлен для дальнейшего прохождения службы в Ленинградский военный округ, в поселок Сиверская, в 26-й гвардейский истребительный полк. Там мы и познакомились, полюбили друг друга и в апреле 1958 года поженились. Прожили мы, как говорится, в любви и согласии около 43 лет, но, к сожалению, не до глубокой старости.

Сразу же после ЗАГСа Герману дали отпуск, и мы поехали к моим родителям на Украину. В родительском доме и прошел наш прекрасный медовый месяц. Продолжался он уже в Кречевицах, когда мы вернулись из отпуска. Герман и весь его полк перелетели в Кречевицы, как тогда говорили, в «летние лагеря», так как взлетную полосу на Сиверской ремонтировали. Ремонт ВПП продолжался все лето. В то время я работала и после отпуска должна была выйти на работу. Но где-то через неделю или дней через десять Герман приехал в Сиверскую и сказал: «Собирайся, поедем со мной в Кречевицы. Я не могу без тебя». Естественно, что я быстро и с радостью собралась, так как и сама не представляла, как смогу перенести разлуку с любимым…

Жили мы в деревне, соседствующей с гарнизоном. Герман специально снял у хозяйки комнату для нас. В этой же деревне жили и другие летчики, жены которых могли к ним приехать. Фамилию хозяев, к сожалению, не помню… Все молодые летчики в Кречевицах много летали. Герман часто приходил с полетов очень усталым, но довольным тем, что ему удалось за летный день слетать несколько раз в зону пилотирования, на бомбометание, строем и даже в сложных метеорологических условиях… Каждый свободный вечер в Кречевицах мы ходили в ДОСА – в кино, или на танцы, также по выходным дням мы ездили в Новгород. Облазили все исторические места, бродили по Кремлю, часами любовались памятником Тысячелетие России, угадывали персонажи, размещенные на нем.

Друг Германа – Григорьев Лев Николаевич в Кречевицах нашел себе невесту. Они и сейчас живут вместе, правда, в Санкт-Петербурге. В Кречевицах живет еще один наш сослуживец – Старков Игорь. А в Новгороде живет Бесчастный Геннадий. В Кречевицах нам с Германом больше не удавалось побывать. В Новгороде бывали, как-то ездили по Прибалтике на своей машине и заехали в Новгород. Побродили по своим излюбленным местам». ——————

Тогда, в 1958-м, в новгородских Кречевицах, молодые супруги еще не знали, что через три года на них обрушится оглушительная слава – это было время, когда космонавты были героями страны, самыми известными людьми в Союзе, когда о полетах в космос мечтал каждый советский мальчишка.

Герман Титов был включен в отряд космонавтов в 1960 году и стал дублером Юрия Гагарина для первого полета на околоземную орбиту.

Титов полетел в космос вторым, но именно он совершил первый в истории продолжительный космический полeт, проведя на орбите целые сутки. 6-7 августа 1961 года, на корабле «Восток-2» с позывным «Орел», за 25 часов и 11 минут космонавт Герман Титов сделал 17 витков вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Титов сделал первые снимки Земли из космоса и первый доказал, что в невесомости можно есть, спать и работать. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1961 года за успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм майору Герману Степановичу Титову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11158). На момент полета Герману Титову было без одного месяца 26 лет, и он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.

Как ни парадоксально, вторым он полетел потому, что был подготовлен лучше Гагарина, и к тому же еще был хорошим инженером. Титова оставили на более сложный полет, где надо было не просто пролететь, а еще и работать.

Горечь разочарования от своего «№ 2» у Титова осталась на всю жизнь. Но никогда не было никакой обиды на Гагарина, с которым они очень дружили – и до полетов, и после.

После полета Герман Степанович около десяти лет служил в Отряде космонавтов, был летчиком-испытателем, осваивал космический корабль «Спираль» (прототип «Бурана»). Затем ушел в военный космос, окончив академию им. Жуковского и академию Генерального штаба – самые высшие армейские учебные заведения, где готовят высший командный состав. Возглавлял испытательный центр в Краснознаменске, а с 1973 года работал в аппарате Минобороны СССР, занимал должность заместителя командующего космическими войсками, отвечал за инженерно-техническую часть. Был председателем Госкомиссии на всех самых знаменитых советских проектах – «Буран», «ГЛОНАСС», «Зенит».

Герман Степанович Титов, внесший громаднейший вклад в освоение космоса, ушел из космических войск в 1991 году – не мог спокойно смотреть, как космическая отрасль разваливается на глазах.

Не привыкший сидеть без дела и пользы, Титов занялся общественно-политической деятельностью. С 1992 по 1999 годы он был президентом Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот», Федерации космонавтики РФ, зампредом совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса. Неоднократно избирался депутатом Государственной Думы, где был членом фракции КПРФ, работал в Комитете по конверсии и наукоемким технологиям. Много ездил по стране, встречался с людьми. Журналистов, бравших у него интервью, поражала его эрудиция и культура: Герман Степанович был знатоком русской литературы и классической музыки, поклонником поэзии Серебряного века.

***

Когда-то Титов сказал, что у него две жизни: одна была до космического полета, другая – после. То же можно сказать и о его жене: украинская девочка из простой крестьянской семьи, выходя замуж за скромного лейтенанта, не могла себе даже представить, что совсем скоро они станут знаменитой на весь мир звездной парой.

Молодое чувство, испытанное на новгородской земле, супруги Титовы пронесли через всю жизнь. До самых своих последних дней Герман Степанович нежно любил и отчаянно ревновал свою красавицу-жену. В Звездном городке Тамара Васильевна была фигурой ослепительной: устраивала показы мод, великолепно водила автомобиль и лихо гоняла на мотоцикле. На кремлевских приемах первые лица государства неизменно приглашали еe на танец. А во время официального визита первых советских космонавтов в США вообще произошел инцидент: президент и большой любитель женщин Роберт Кеннеди так заинтересовался очаровательной супругой Титова, что руководство советской делегации не придумало ничего лучшего, как не пустить Тамару Титову на приeм в Белый Дом.

Герман Степанович мечтал дожить до 78 лет – очень ему хотелось побить рекорд своего американского друга, астронавта Джона Гленна, второй раз слетавшего в космос в возрасте 77 лет.

Но этим мечтам не суждено было сбыться. Герман Степанович Титов умер от разрыва сердца 20 сентября 2000 года, только что отпраздновав свое 65-летие. Бешеные нагрузки во время космического полета и при его подготовке, работа и жизнь «на износ» как-то не способствуют долголетию.

Но по-другому жить легендарный космонавт не мог. Он был сибиряком, а сибиряк – это упорство в достижении цели, стойкость в испытаниях и жизнь на полном дыхании.

Так написал о своем земляке Германе Титове алтайский писатель и журналист Константин Сомов в биографической книге «Позывной «Орел». Она вышла в серии «Алтай. Судьба. Эпоха» (алтайская ЖЗЛ) наряду с биографиями самых знаменитых уроженцев края – Михаила Калашникова, Роберта Рождественского, Василия Шукшина, Валерия Золотухина и Алексея Скурлатова, прототипа болгарского памятника «Алеша».

Среди помещенных в книге фотографий Германа Титова есть и его первые «послеполетные», когда-то облетевшие весь мир. С этих снимков улыбается нам второй космонавт планеты – красивый, молодой, 26-летний – и словно бы приглашает нас в овеянные высокой романтикой прорывные 60-е разделить с ним очередной триумф страны. Говорят, что Сергей Павлович Королев, выбирая кандидатуры для первого полета на околоземную орбиту, остановился на самых улыбчивых парнях: Юрии Гагарине и Германе Титове…

Литература и материалы к статье:

  • Титов Г.С. 700 000 километров в космосе. – М., 1961. – (Библиотека «Огонек»).
  • Титов Г.С. Семнадцать космических зорь. – ЛПН, 1962.
  • Титов Г.С. Голубая моя планета. – М.: Воениздат, 1973. – 240 с.
  • Титов Г.С. На звездных и земных орбитах. – М.: Детская литература, 1987. – 224 с.
  • Из воспоминаний Титовой Тамары Васильевны [электронный ресурс. Дата опубликования 01.11. 2009]. – Режим доступа: https://110vtap.ucoz.ru/load/iz_vospominanij_titovoj_tamary_vasilevny/1-1-0-88
  • Сомов К.К. Герман Титов. Позывной «Орел». – Барнаул, 2020. – 327 с.: цв. ил. – (Алтай. Судьба. Эпоха).

Позвало небо

В 1953 году 18-летнего Титова призывают на срочную службу, он просит распределить его в авиацию. Герман Степанович отшучивался по этому поводу – мол, выбрал род войск только потому, что когда-то увидел красивую форму на родственнике и захотел носить такую же. Решение стало судьбоносным – уже в 1955-м юноша оканчивает Военную авиашколу в Кустанае, а еще через два года училище летчиков в Новосибирске. Проходить службу молодого пилота направляют Ленинградского округа.

Профессия требовала от Германа Степановича полной самоотдачи – за два года службы в истребительном полку он совершает более 800 удачных вылетов и еще больше прыжков с парашютом. Такой опыт и хорошая физическая подготовка были оценены – в 1959 году в числе лучших пилотов реактивных самолетов Титову было предложено пройти отбор в отряд космонавтов. Три тысячи претендентов приехало тогда в столицу, и только два десятка из них доказали, что достойны стать покорителями космоса. В их числе – Герман Степанович.

Начало карьеры космонавта

Космонавт Герман Титов, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, начал собственную карьеру как военный летчик и вряд ли тогда уже задумывался о том, чтобы когда-то совершить свой исторический полет в космос. В 1955 году он поступает в авиационную школу, расположенную в Кустанае. Учился Титов достаточно прилежно, что лишь способствовало развитию его природного таланта. В 1957 году Герман сумел поступить в Сталинградское Авиационное училище, завершив в нем учебу с красным дипломом.

Получив сполна все необходимые теоретические знания, Титов нуждался в их практическом применении. И для этого как нельзя кстати подошел авиационный истребительный полк, который располагался на территории Ленинградской области.

Профессиональный рост космонавта Германа Титова был стремительным. Он с большим удовольствием постигал все азы нелегкой профессии летчика. Всего он совершил более 800 вылетов на борту военного самолета, оснащенного поршневыми, а также реактивными двигателями. Помимо этого, в послужном списке Германа имелось около тысячи прыжков с парашютом.

С первым на равных

Чтобы продолжить подготовку к полету, космонавт Титов переезжает весной 1960-го в Москву. Отобранных «счастливчиков» ожидали тяжелейшие испытания – изнемогающие тренировки, проверки на выносливость в условиях перегрузок, тесты на устойчивость психики. К июлю в отряде осталось 6 человек. Когда пришло время принять решение, кто первым полетит в космос, остановились на кандидатурах Гагарина и Титова. Выбрать лучшего было трудно – оба в отличной форме и готовы к полету морально, анкеты летчиков проверены до мельчайших подробностей. Но в апреле 1961-го полетел все же Гагарин.

Существует несколько версий, почему космонавту Титову досталась роль дублера. Кто говорит, что его имя не угодило Хрущеву. Другие утверждают – отмашку дали психологи из-за трагедии в семье. И все же самой правдоподобной (или красивой) кажется версия Гагарина: крепкого дублера командование «приберегло» для тяжелых испытаний в уже запланированном более длительном полете.

Геннадий Падалка

Многим это имя известно благодаря «инструкции при встрече с инопланетянами», в существовании которой однажды в шутку признался Геннадий Падалка журналистам. Геннадий Иванович вообще человек с юмором, во время экспедиции 2012 года он спал на потолке станции.

Стать космонавтом, впрочем, в детстве и не мечтал: «Тогда мы и о профессии такой не слышали, поэтому, когда нас мальчишек спрашивали, кем хочешь стать, мы как один отвечали «Гагариным».

Он связал свою жизнь с авиацией, но в 1987 году судьба свела его Алексеем Леоновым и все – «коготок увяз».

Во время первого же своего полета Геннадий Падалка провел в космосе 198 суток и почти 6 часов в открытом космосе. Всего на орбиту он отправлялся трижды, проводя там каждый раз около полугода, в открытый космос выходил 8 раз. Имеет звание Героя Российской Федерации.

Звездный путь

Прошло меньше четырех месяцев, и новый корабль – на этот раз с Титовым на борту – покинул стартовую площадку Байконура. Испытания «второму номеру» пришлось перенести действительно серьезные. Пока аппарат кружил вокруг Земли, его не раз подводил вестибулярный аппарат, и Герману Степановичу с трудом удалось нормализовать его работу. К тому же приземление чуть не окончилось трагедией – капсула едва не опустилась на железнодорожные пути, по которым шел поезд.

В итоге все обошлось – приземлившегося на соседнее поле космонавта Титова быстро доставили во Внуково, а оттуда – на Красную площадь, где состоялся большой митинг. Далее его ждал прием в Кремле и вручение Звезды Героя. К званию «прилагалась» квартира, новенькая «Волга» и высокая зарплата, но это не сделало юного героя заносчивым и излишне гордым. Он продолжал посвящать себя любимому делу – занимался испытанием истребителей, учился в Военно-воздушной академии, писал книги о космонавтике.

Преждевременная смерть Титова и ее основные причины

Однако случилось непредвиденное, так как 20 сентября 2000 года у Германа Степановича произошел сердечный приступ, который привел к преждевременной смерти человека-легенды. Согласно предположениям врачей, причиной столь печальной участи Титова стала длительная депрессия. А она могла являться прямым следствием того, что для космонавта после гибели Гагарина действовал жесткий запрет на самостоятельные вылеты. Ведь для профессионального летчика нет ничего хуже, чем в одночасье лишиться призвания.

В связи с тем, что личность Титова обрела просто огромную популярность еще при его жизни, и о нем слагали настоящие легенды, похоронили Германа Степановича на Новодевичьем кладбище. Как известно, там во все времена хоронили лишь гениальных людей, оставивших неизгладимый след в какой-либо сфере деятельности человечества. Не стал исключением и выдающийся космонавт, обретя вечный покой именно там!

Роль Титова в мировой истории является определяющей, ведь тема космоса там всегда будет занимать главенствующее положение. Все дело в том, что человечество всегда интересовалось малоизвестными темами. И космические просторы науке пока до конца еще не покорились. Поэтому те люди, которые жертвовали собственным здоровьем и даже в какой-то степени своей жизнью, навсегда обретали статус настоящих героев! И Герман Степанович Титов как раз и является одним из них, будучи среди первооткрывателей космических просторов видной личностью!

Вместе навсегда

Все это время рядом с Титовым шла по жизни жена Тамара Васильевна, с которой он познакомился во время службы в поселке Сиверский в 1957 году. Симпатичная украинка из Луганской области не поступила в медучилище и осталась она работать поваром в летной столовой. Там ее приметил молодой летчик-истребитель, уже через год они поженились. Первая попытка стать родителями у Титовых окончилась неудачей – мальчик родился с болезнью сердца и умер спустя 7 месяцев. Это печальное событие произошло во время подготовки к старту корабля «Восток-1» и стало косвенной причиной того, что Германа Степановича не послали в космос первым.

Спустя два года после полета, в 1963 году, у него родилась первая дочь Татьяна, а в 1965-м он стал уже дважды папой – на свет появилась Галина. Своих дочерей Титов очень любил и очень сожалел, что не проводит рядом с ними достаточно времени. Мужем слыл страстным и ревнивым, но это не помешало чудесной паре прожить вместе 42 с лишним года.

Постсоветский период в жизни космонавта

С 1991 года космонавт Титов Герман Степанович вышел в отставку и начал активно заниматься общественной деятельностью. В последующем благодаря собственной славе, добытой в эпоху СССР, Герман Степанович даже стал депутатом Государственной думы, причем разных созывов.

В 1992 году Титова назначили на высокую должность президента Международно-технического центра, занимавшегося вопросами электроники и космонавтики. В период с 1993 по 1995 год бывший легендарный космонавт работает заместителем председателя совета в Российском центре консерватории и аэрокосмического комплекса. А в 1999 году он был избран президентом Федерации космонавтики.

До самых последних своих дней Герман Титов лелеял мечту установить еще один необычный рекорд и побить достижение космонавта из США Галена, который в пожилом возрасте (ему было 70 лет) смог совершить полет в космос. Гален является самым возрастным космонавтом в мире.

Ближе к небу

После гибели Гагарина в 1968 году Титов получил строгое предписание – в небо в качестве пилота больше не подниматься. Стали поступать предложения различных руководящих должностей, но он предпочел остаться ближе к небу. С 1972 года продолжил службу в Главном управлении космических аппаратов, где с 1979 был заместителем начальника по опытному конструированию и научным исследованиям. В 1991 году ушел в отставку в звании генерал-лейтенанта, но с космосом не расстался – продолжил деятельность в научно-технических центрах, чья работа была связана с космонавтикой. В 1999 году возглавил Федерацию космонавтики.

Чтобы перечислить все звания и заслуженные награды «серебряного» космонавта, не хватит листа бумаги альбомного формата. Титову не удалось побывать в космосе первым, но он все равно стал рекордсменом – моложе него на орбиту Земли его до сих пор никто не поднимался. А вот побить другой рекорд – стать самым «возрастным» космонавтом – легенде не удалось. В 1998 году в космосе побывал 77-летний Джон Гленн, до такого возраста Герман Степанович не дожил.

Скончался герой космоса 20 сентября 2000-го, едва успев отметить 65 юбилей. Вердикт докторов был однозначен – сердечный приступ, вызванный затяжной депрессией. Трудно сказать, что приблизило его смерть – запрет на полеты или развал страны. Но ясно одно – его кончина была преждевременной и ознаменовала конец эпохи первых покорителей космоса.

Как отразилась гибель Гагарина на судьбе Титова

После гибели Гагарина Титова ожидали определенные неприятности – ему запретили любые полеты. Выдержать такой удар судьбы Герману Степановичу было непросто. Его супруга рассказывала, что когда он смотрел на небо, на котором красовался инверсионный след, он не скрывал собственных слез.

Жизнь так распорядилась, что в последующие годы Титов поднимался неоднократно в воздух, но только в качестве рядового пассажира. Однако единственный раз он все же сумел осуществить самостоятельное управление самолетом. Произошло это во время его частного визита в Америку. Тогда великий космонавт управлял планером.

Оставшемуся без работы Герману Титову стали предлагать различные должности в разных сферах деятельности. В 1972 году он стал сотрудником Главного управления космических средств. А с 1979 года уже являлся первым заместителем ГУКОС. Данная организация специализировалась на проведении опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. На этой высокой должности Титов пробыл до 1991 года. Также он являлся инициатором строительства измерительного комплекса для морских кораблей.

Помимо этого, в эти годы космонавт и Герой Советского Союза Герман Титов ведет активное сотрудничество с Днепропетровским ракетно-космическим центром. Он считался одним из лучших на просторах всего Советского Союза. Здесь изготавливались даже сверхмощные межконтинентальные ракеты, которые имели стратегическое предназначение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: