Российский космодром – Космодромы России. Космодромы на карте, Плесецк, Восточный, список, где в России космодромы, новый космодром на территории России, сколько находятся космодромов в России, фото о


Космодром Байконур (Россия, Казахстан)

Строительство первого и крупнейшего в мире космодрома Байконур на юго-западе Казахстана началось в феврале 1955 года под испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. До 1957 года он использовался для проведения испытаний межконтинентальных баллистических ракет. В августе 1957 года ракета успешно доставила условный боеприпас на Камчатку, а 4 октября того же года с полигона ракетной Р-7 был запущен первый в мире искусственный спутник Земли ПС-1. Отсюда же был осуществлён первый полёт человека в космос. На Байконуре за все годы существования были запущены и испытаны 45 основных типов ракет и их модификаций, 142 основных типа космических аппаратов и их модификаций.

Космодром Байконур

После распада СССР космодром отошёл Казахстану. В марте 1994 года Россия договорилась о его аренде сроком на 20 лет, в 2004 году аренда продлена до 2050 года. До 1997 года космодром входил в ведение Минобороны России, а в 2002-м перешёл в структуру Роскосмоса.

После истечения договора аренды в 2050 году судьба комплекса неясна: свои космические запуски Россия постепенно переносит на площадки внутри страны. Российские космодромы — Плесецк, полигон Капустин Яр, Ясный (на территории позиционного района «Домбаровский» РВСН), Восточный. Также Россия располагает стартовыми комплексами на космодроме Куру, о котором речь пойдет дальше.

Рядом с космодромом «Восточный» построили город будущего и ждут туристов

Где находится самая необычная заправка

Как заправить автомобиль знают все. Заезжаешь на заправку, говоришь сколько и какого топлива залить и идешь платить. Иногда заправщики спрашивают: вам обычное топливо или супер-пупер горючее? Ты сначала впадаешь в ступор и думаешь, а может попробовать и залить эту супер-пупер жидкость, но через секунду «жаба» (которая душит) говорит: ты же не на Луну собрался, заливай обычное. А вот интересно, а если на Луну, то как? Тоже «Вам обычное топливо или чтобы побыстрее до Луны долететь?» Так вот, когда мне предложили съездить на космодром и посмотреть на заправку для ракет, я согласился не раздумывая. Даже не предполагал, что путь до точки, откуда спутники попадают на орбиту, займет почти полтора дня. Во-первых, надо долететь до Благовещенска, а это около 7 часов полета и шесть часовых поясов, затем еще двести километров до города Циолковский, где можно переночевать в гостинице и прийти в себя от смены часовых поясов, и только на следующий день преодолеть оставшиеся двадцать километров до космодрома Восточный, где после прохождения всех инструктажей и проверок попадаешь на так называемый «стол».

Набережная в Благовещенске, столице Амурской области, где и находится космодром Фото: Михаил ФРОЛОВ

Набережная в Благовещенске, столице Амурской области, где и находится космодромФото: Михаил ФРОЛОВ

Благовещенск стоит на реке Амур. На другом берегу уже КитайФото: Михаил ФРОЛОВ

Станция УглегорскФото: Михаил ФРОЛОВ

Космическая заправка

С космодрома Восточный в июне 2020 года планируется запуск Союза со спутником Метеор и еще сорока малыми исследовательскими спутниками. Ракета-носитель стартует с уже действующего стартового комплекса, а неподалеку от него полным ходом идет строительство второго «стола» для тяжелой ракеты Ангара. В перспективе тут появится и третий комплекс для сверхтяжелых ракет.

С космодрома Восточный в июне 2020 года планируется запуск Союза со спутником Метеор и еще сорока малыми исследовательскими спутникамиФото: Михаил ФРОЛОВ

В автомобилях для получения большей мощности устанавливают турбину, для того чтобы больше кислорода было в камере сгорания, а для того чтобы поднять ракету окислителя надо намного больше, и турбиной тут не обойтись.

Ракета-носитель стартует с уже действующего стартового комплексаФото: Михаил ФРОЛОВ

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метров, и нужен он при температуре -183°С. Для заправки тяжелой Ангары потребуется в четыре раза больше.

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метров Фото: Михаил ФРОЛОВ

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метровФото: Михаил ФРОЛОВ

Первые системы заправки, созданные еще в пятидесятых годах прошлого века, теряли в сутки до десяти процентов ценного компонента топлива. Современные космические заправки могут сохранять криогенные жидкости практически без потерь месяцами. Вся система хранения, транспортировки, заправки была разработана и реализована отечественными учеными и специалистами из ОАО Криогенмаш. Двухсоткубовые емкости по железной дороге были доставлены из подмосковной Балашихи прямо к стартовому комплексу. В сотне метрах от старта находится технологический блок кислорода и азота, откуда по специальным трубопроводам криогенные жидкости поступают в ракету, а в случае отмены старта могут быть выкачены обратно на хранение. Продукция Балашихинского предприятия используется на всех российских космодромах, на космодроме Кура во Французкой Гвиане, на морском космодроме Морской старт, а также в Южной Корее и Индии.

Современные космические заправки могут сохранять криогенные жидкости практически без потерь месяцамиФото: Михаил ФРОЛОВ

Внешне ничто не говорит о том, что внутри огромных белых резервуаров и блестящих труб находится кипящий жидкий кислород при температуре близкой к абсолютному нулю. Для обеспечения жидким кислородом, водородом и азотом сразу всех стартовых комплексов Восточного, в будущем планируется строительство собственного кислородно-азотного завода на территории космодрома. Сейчас же путь от Балашихи до космической заправки резервуары с жидким азотом и кислородом преодолевают за две — три недели по железной дороге. Как рассказала генеральный директор Криогенмаш Соколова Мария Сергеевна: “Предприятий, способных выполнить подобные задачи, в мире единицы”. При разработке и проектировании подобных космических заправок отечественные ученые защитили не одну диссертацию.

В сотне метрах от старта находится технологический блок кислорода и азота, откуда по специальным трубопроводам криогенные жидкости поступают в ракетуФото: Михаил ФРОЛОВ

До старта ракеты еще около трех месяцев, а подготовка идет уже полным ходом. Разгонные блоки первой ступени уже ожидают своей очереди в технологическом блоке, где собирают ракеты из прибывших сюда по железной дороге компонентов. Перед тем как вагон попадет в этот блок его тщательно моют, потому что в сборочных цехах чистота как в операционной, и специальный моющий пылесос работает тут постоянно.

Перед тем как вагон попадет в этот блок его тщательно моютФото: Михаил ФРОЛОВ

Размеры космодрома впечатляют конечно больше всего. Мобильная башня обслуживания высотою в пятьдесят два метра, стоящая на стартовом столе между двух 150 метровых громоотводов, выглядит со стороны игрушечной, но именно в ней почти до самого старта скрывается ракета.

Космическая заправка вид снаружи. Технологический блок кислорода и азота.Фото: Михаил ФРОЛОВ

Размеры космодрома впечатляют конечно больше всегоФото: Михаил ФРОЛОВ

Разгонные блоки первой ступени уже ожидают своей очереди в технологическом блокеФото: Михаил ФРОЛОВ

Больше всего тут поражают размерыФото: Михаил ФРОЛОВ

Город Циолковский

Стремительно набирающий свою мощь космодром потребует немало специалистов в достаточно узких отраслях науки, и для них уже построен новый современный микрорайон со всей необходимой инфраструктурой. Если дома еще в стадии отделки, то детские площадки уже полностью готовы. Кроме того, на Восточном планируют развивать и туристическую составляющую. Туристы через Благовещенск смогут приехать сюда, чтобы своими глазами увидеть старт космического корабля (и нащелкать сэлфи в инстаграм).

Город Циолковский застраивается новыми домамиФото: Михаил ФРОЛОВ

Если дома еще в стадии отделки, то детские площадки уже полностью готовыФото: Михаил ФРОЛОВ

Мыс Канаверал (США)

Космодром находится на побережье Флориды в США и объединяет в себе два комплекса, с которых осуществляют запуск космических кораблей и аппаратов, — базу ВВС США на мысе Канаверал и Космический центр имени Джона Фицджеральда Кеннеди.

Мыс Канаверал

В 1949 году президент Гарри Трумэн основал Объединённый полигон дальнего действия на мысе Канаверал для экспериментов с запуском ракет дальнего радиуса. Место выбрали из-за близости к экватору, что позволяет ракетам использовать силу вращения Земли для разгона. Все ракеты Redstone, PGM-19 Jupiter, MGM-31 Pershing, Polaris, Thor, Atlas, Titan и LGM-30 Minuteman были испытаны с этой площадки. НАСА было основано в 1958 году, и Военно-воздушные силы запускали ракеты для НАСА с мыса Канаверал. 13 сентября 1961 году с этого космодрома американцы смогли осуществить первый орбитальный полёт, а в феврале 1962 года в космос поднялся и первый гражданин США. Объект получил уникальный телефонный код 321 в честь своего вклада в освоение космоса — эти цифры означают обратный отсчёт.

На территории США находятся также военно-воздушная база Ванденберг с космодромом, испытательный полигон Рейгана, комплексы Уоллопс и Кадьяк.

Космодром «Свободный»

При выборе местоположения космодрома учитывались многие факторы, в том числе его относительная близость к экватору и побережью. Амурская земля является самым оптимальным местом для вывода спутников на солнечно-синхронную орбиту. Находясь на этой орбите, спутник ведет наблюдения, имея постоянный уровень и угол освещения поверхности Земли Солнцем, что очень удобно для геодезии и картографии, а также для многих других народнохозяйственных и военных целей.

При нахождении космодрома в этом месте активные участки полета ракет-носителей не проходят над территориями иностранных государств, а также над густонаселенными областями страны, городами и промышленными центрами.

Одним из факторов, обусловивших выбор данного района, стало наличие значительной инфраструктуры, оставшейся после сокращения ракетной дивизии, что давало возможность быстро начать проведение пусков ракет-носителей легкого класса при минимальном объеме доработок.

С 1962 года здесь размещалась 27-я ракетная дивизия Ракетных войск стратегического назначения, осуществлявшая боевое дежурство межконтинентальными баллистическими ракетами, размещенными в шахтных пусковых установках (первоначально РС-10, а затем РС-18), которая в соответствии с Договорами об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 и СНВ-2) была расформирована.

Директивой министра обороны РФ от 30 ноября 1993 года объекты и часть войсковых частей и подразделений данной ракетной дивизии были переданы в состав Военно-космических сил, и на их базе был образован Главный центр испытаний и применения космических средств.

Вышедший 1 марта 1996 года указ президента РФ о создании 2-го Государственного испытательного космодрома министерства обороны РФ — космодрома «Свободный» — закрепил принятие решения и узаконил космодром в правовом отношении. Это позволило включить работы по космодрому в Государственный оборонный заказ и Программу вооружения.

Согласно указу президента РФ, на космодроме «Свободный» Военно-космические силы должны были обеспечить подготовку к пуску в 1996-1997 годах ракет-носителей легкого класса «Рокот» и «Старт», а также разработать в 1996 году эскизный проект стартового комплекса ракет-носителей тяжелого класса «Ангара».

Однако сложная экономическая обстановка в стране и связанное с этим недостаточное финансирование вооруженных сил, обусловили медленный темп работ по комплексу «Рокот». Более оперативно удалось осуществить проект с размещением на космодроме комплекса ракет-носителей семейства «Старт», так как для этого не нужно было проводить капитальное строительство.

На космодроме были созданы пять шахтных пусковых установок ракет-носителей «Рокот» и площадка для пуска ракет-носителей «Старт» и «Старт-1», развернут измерительный комплекс космодрома в составе пристартового и выносного измерительных пунктов, система связи, организованы поля падения для отделяющихся частей ракет-носителей, проведено обучение боевых расчетов подготовки и запуска и многое другое.

Площадь космодрома (без полей падения) составляла около 410 квадратных километров.

Первым начальником космодрома стал генерал-майор Александр Винидиктов, бывший командир расформированной 27-й ракетной дивизии.

История российского космодрома «Свободный» началась с запуска ракеты-носителя «Старт 1.2» с российским космическим аппаратом «Зея» на борту, который был осуществлен 4 марта 1997 года с мобильной пусковой установки типа «Тополь».

Всего с космодрома «Свободный» было проведено пять успешных запусков космических аппаратов, в том числе четыре в интересах международного сотрудничества. 24 декабря 1997 года был запущен космический аппарат дистанционного зондирования Земли Earlу Bird (США) в рамках российско-американской коммерческой программы; 5 декабря 2000 года — израильский космический аппарат EROS-A1; 20 февраля 2001 года был осуществлен коммерческий запуск шведского спутника ODIN; 25 апреля 2006 года — израильского спутника EROS-B. Все с помощью ракеты-носителя «Старт 1.2».

В июне 2005 года на заседании Совета безопасности РФ было решено в рамках сокращения вооруженных сил ликвидировать космодром «Свободный» ввиду малой интенсивности запусков и недостаточного финансирования.

Космодром мог выполнять очень специфические и частные задачи, потому что его инфраструктура не создавалась специально как космодром, а была приспособлена после ухода ракетной дивизии под запуск легких спутников и вывод их на околоземную орбиту.

У космодрома не было перспектив развития.

Планировалось продолжить эксплуатацию лишь измерительных средств космодрома «Свободный» в интересах стартующих с космодрома «Байконур» аппаратов.

9 февраля 2007 года космодром «Свободный» был расформирован как не имеющий военных задач.

Недалеко от расформированного космодрома «Свободный» создается новый российский космодром «Восточный» в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина от 6 ноября 2007 года и распоряжением правительства РФ от 14 января 2009 года.

«Восточный», оборудованный по современным технологиям, будет занимать в десять раз меньшую площадь, чем «Байконур» и в три раза меньшую, чем «Плесецк».

Новый космодром предназначен для подготовки и запуска космических аппаратов научного, социально-экономического и коммерческого назначения, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций, для выполнения программ пилотируемых космических полетов и перспективных программ по изучению и освоению небесных тел, а также международного сотрудничества в данной сфере.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Космодром Куру (Франция, Европейское космическое агентство)

Космодром Куру находится во Французской Гвиане на северо-восточном побережье Южной Америки. Официальное название космодрома — Гвианский космический центр. Он расположен на побережье Атлантического океана, на полосе длиной 60 км и шириной 20 км между городами Куру и Синнамари. Строительство началось в 1965 году, а первый запуск ракеты отсюда был осуществлён 9 апреля 1968 года.

Космодром Куру

В 1975 году с образованием Европейского космического агентства было решено сделать Куру основным местом для запуска космических программ. Европа модернизировала космодром под свою программу «Ариан». В 2003 году договор с французами подписала Россия, что позволило осуществлять запуск с Куру и российских ракет. В октябре 2011 года с французского космодрома поднялся в небо первый «Союз». Преимущества Куру состоит в том, что отсюда всего 500 километров до экватора, что позволяет сэкономить топливо и вносить лишь минимальные изменения в траекторию движения спутников.

В России построят первый частный космодром

О строительстве объявила ООО «КосмоКурс» (резидент «Сколково»). Космодром на участке 2,5×2 км будет оснащён одной пусковой площадкой с двумя незаглубленными стартовыми столами — основным и резервным, выполненными по упрощенной схеме (без роботизированных элементов), а также башнями обслуживания, обеспечивающими доступ людей к ракете. Ещё на территории комплекса разместится система для заправки и хранения топлива, транспортно-установочный агрегат и некоторые другие элементы. Стоимость проекта — $40 млн. Центральный объект космодрома — крупный технический комплекс для окончательной сборки ракеты, тестирования и межполётного обслуживания. Львиную долю комплекса займет ровная круговая площадка для приземления спускаемых капсул радиусом около 2 км.

основана в 2014 году в рамках фонда «Сколково». Основное направление деятельности — космический туризм. Генеральный директор — Павел Пушкин. Последний уверяет, что деньги на строительство космодрома выделил основной инвестор, имя которого не называется.

Кроме космодрома, «КосмоКурс» разрабатывает многоразовый суборбитальный космический комплекс для туристических полётов в космос (МСКК). Он состоит из многоразовой суборбитальной ракеты-носителя (МСРН) и многоразового суборбитального космического аппарата (МСКА).

Космическому туристу будет предложен полёт длительностью 15 минут в составе группы из шести экскурсантов, в котором каждый турист сможет находиться в состоянии невесомости в течение 5−6 минут, свободно перемещаясь внутри кабины суммарным объёмом 30 м3, и имея возможность посмотреть на Землю из космоса в персональный иллюминатор.

Как сообщается на официальном сайте, особенностью циклограммы полёта является строго вертикальный активный участок выведения МСКА с помощью МСРН. После разделения, МСКА и МСРН продолжают полёт по инерции. МСКА совершает баллистический спуск и посадку с помощью парашютной и реактивной систем. МСРН совершает спуск и посадку с помощью маршевой двигательной установки и двигательной установки ориентации и стабилизации.

Применение новых дополнительных операций при возвращении из космоса «позволяет обеспечить полную многоразовость комплекса и одновременно реализует надёжную и безопасную схему полёта с многоуровневым парированием аварийных ситуаций и сопутствующим снижением требований, предъявляемых к здоровью потенциальных туристов». Парирование возможных аварийных ситуаций обеспечивается на всех этапах полёта за счёт:

  • применения в составе двигательных установок системы аварийного спасения (САС) с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) в составе МСКА;
  • горячего резервирования на случай отказа одного и более одиночных ЖРД (в зависимости от положения временного отрезка момента аварии на циклограмме полёта);
  • применения парашютно-реактивной системы посадки, обеспечивающей гарантированную безопасную посадку МСКА на относительно малых скоростях даже в случае отказа парашютной или реактивной систем (жёсткая схема посадки);
  • наличия в МСКА амортизирующей системы, аналогом которой является амортизационное кресло космонавта «Казбек-УМ».

Такой подход позволяет создать новый продукт, обладающий принципиально новыми качествами, считают бизнесмены. При этом реализуется услуга полёта в космос со следующими параметрами:

  • Экипаж: 6 туристов + инструктор.
  • Цена билета: $200−250 тыс.
  • Высота полёта: 180−220 км.
  • Время в невесомости: 5−6 минут.
  • Время полёта: 15 минут.
  • Первый полёт: 2025 год.

Первоначально планировалось осуществлять запуски с космодрома Капустин Яр или Байконур, но сейчас компания решила построить свой собственный: «Космодром Байконур находится далеко от центральной части страны и обладает инфраструктурой для запусков средних и тяжёлых ракет-носителей, которая не подходит для реализации нашего проекта, — сказал компании Павел Пушкин. — Если же говорить о космодроме Восточный, то там нет удобных полей для посадки. Поэтому мы спроектировали собственную площадку исключительно для суборбитальных запусков».
По словам Пушкина, в перспективе космодром можно использовать и для других проектов: испытаний космической техники и ракетно-модельных соревнований. Он говорит, что в США действует более десяти частных космодромов различного уровня, поэтому появление такого космодрома в России стимулирует развитие новых отраслей. Основатель проекта «Лин Индастриал» Александр Ильин согласен, площадка для испытаний пригодилась бы многим частным ракетостроителям.

Если выберут подходящую площадку, то строительство начнётся в 2022 году.

Космодром Цзюцюань (Китай)

Космодром Цзюцюань

Первый и самый крупный китайский космодром Цзюцюань открыт 20 октября 1958 года в Бадань-Цзилиньской пустыне, и до 1984 года он вообще был единственным в стране. В 1960-х годах здесь проводились испытания баллистических ракет средней дальности, а также пуски ракет с ядерными боеголовками. Цзюцюань ещё называют «китайским Байконуром», в том числе из-за размеров — 2800 кв. км. По открытой информации, два из трёх стартовых комплекса не используются, так как ориентированы в первую очередь для запуска военных ракет. С третьего комплекса запускаются ракетоносители и пилотируемые корабли, что делает его единственным в стране пригодным для выполнения пилотируемых космических миссий.

Помимо Цзюцюань КНР располагает ещё тремя космодромами — Сичан (построен в 1984-ом), Тайюань (1988) и Вэньчан (2014).

История и структура центра

Место для строительства космодрома Франция начала искать в 1960-х годах. На рассмотрении было 14 вариантов. После изучения местности и других характеристик выбор пал на Гвиану. На возведение космодрома Куру ушло три года и в 1968-м состоялся первый запуск ракеты.

В последующие годы были успешно запущены десятки ракет-носителей. Они доставили на орбиту военные спутники для разведки и дистанционного зондирования, оборудование телекоммуникационных компаний, аппараты для наблюдения за погодой и пр.

Ракета «Союз», ©

Спустя 7 лет после открытия космодрома сформировалось Европейское космическое агентство, организация стала активно использовать площадку и финансировала ее модернизацию. Благодаря ЕКА на Куру появилось 5 пусковых установок:

  • ELV (ELA-1) — сначала ELA-1 использовался для запусков ракет Europa, Ariane 1, Ariane 3, в настоящее время здесь обслуживают только ракеты легкого класса Vega.
  • ELA-2 — предназначен для ракет среднего класса типа Ariane 2, 3, 4.
  • ELA-3 — комплекс для ракет тяжелого класса типа Ariane 5.
  • ELA-4 — в стадии строительства, планируется для запуска ракет Ariane 6.
  • ELS — для ракет среднего класса типа «Союз».

Кроме того, на территории космодрома Куру имеется несколько заводов, технический центр, Музей космоса, технические здания и сооружения. Над каждым проектом работает коллектив из сотен сотрудников, запуски сопровождают пожарная команда и отряды военных.

Ракета Ariane, ©

Космический центр имени Сатиша Дхавана (Индия)

Космический центр имени Сатиша Дхавана

Космический центр имени Сатиша Дхавана расположен на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе на юге индийского штата Андхра-Прадеш. Принадлежит Индийской организации космических исследований (ISRO). 18 июля 1980 года отсюда запущен первый индийский спутник «Рохини», сделавший страну космической державой.

На космодроме есть не только стартовые комплексы, но и станция слежения, стенды для испытания ракетных двигателей. Тут же построен завод по производству топлива для носителей. С космодрома в 2008 году был запущен беспилотный аппарат «Чандраян-1» в рамках лунной миссии, а в 2013 году — межпланетная марсианская станция «Мангальян».

Baykonur.Kosmodroms Russia

Tweet

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ. Пройдись по ссылке:https://shop.tvoy-start.com/aff/free/1487/yurageorgtimkov/

Космодромы России

Космодром.Общие сведения

Космодром — это оборудованная в инженерном отношении территория, на которой размещены сооружения и технические средства, обеспечивающие прием с заводов-изготовителей и хранение элементов ракетно-космической техники, подготовку РН, РБ, КА на космических технических и стартовых комплексах и их запуск, а также послепусковые ремонтно-восстановительные работы. При использовании многоразовых средств выведения на космодроме могут быть созданы ремонтно-профилактические комплексы для обеспечения послеполетного обслуживания этих средств. Важнейшей характеристикой космодрома является его географическое место расположения, которое определяет наклонение орбит по отношению к экватору, что, в свою очередь, определяет энергетическую эффективность вывода на орбиту 1 кг полезной нагрузки. Расположение космодрома существенно влияет на расположение полей падения отделяющихся составных частей ракет космического назначения (РКН) и отчуждение территории под поля падения. Все это вместе взятое в итоге отражается на экономической эффективности применения ракет космического назначения.

Основными технологическими объектами космодрома являются: стартовые и технические комплексы, заправочно-нейтрализационные станции, хранилища различного назначения, испытательные стенды и сооружения, вычислительный центр, посадочные комплексы многоразовых средств выведения, районы падения отделяющихся частей РКН, командно-измерительные комплексы. Кроме того, космодромы имеют ряд вспомогательных объектов: системы электро-, тепло- и водоснабжения, заводы по производству компонентов ракетных топлив, аэродромы, железнодорожные, автомобильные и другие инженерные коммуникации, административные здания, жилые городки с объектами социально-бытового и другого назначения.

Ее высота превышала сто метров (что эквивалентно сорокаэтажному дому). Ракета предназначалась для осуществления советской лунной экспедиции в составе двух космонавтов. Стартовый вес равнялся 2820-ти тоннам. Первая ступень имела тридцать жидкостных ракетных двигателей по 150 тонн тяги каждый. Это была действительно «царь-ракета» (по аналогии с «царь-пушкой» и «царь- колоколом»). Всего было сделано четыре пуска и все неудачные. Последний — в 1974 году. Количество ступеней 5 Длина 105,3 м Диаметр 17,0 и 15,6 м Сухая масса 208 т Стартовая масса Н1: 2 735 т / Н1Ф: 2 950 т

Самая большая ракета в мире Н-1 должна была стартовать в космос. Планировалось, что именно этот гигант выведет на орбиту тяжелый межпланетный корабль, который полетит к Луне, Венере, Марсу.

Космодром Капустин Яр

Капустин Яр—основан как ракетный полигон в северо-западной части Астраханской области в 100 км от г. Волгоград, в низовье Волги. Официальное название: 4-й Государственный центральный межвидовой полигон Российской Федерации (4 ГЦМП).

Полигон Капустин Яр был создан 13 мая 1946 года для испытаний первых советских баллистических ракет. Географические координаты:48о33–55о89 с.ш.; 46о17-42о71 в.д. Орбиты наклонения от 48,4о до 50,7о. Площадь полигона около 650 км², расположен большей частью в России и частью в прилегающих областях Казахстана. Административный центр полигона — город Знаменск с численностью населения около 36 тыс. чел. Именуется полигон по названию расположенного рядом старинного села (ныне посёлок городского типа) Капустин Яр. 18 октября 1947 на полигоне произведен первый в СССР пуск баллистической ракеты. Всего в 1947 году было произведено 11 пусков баллистических ракет из них 2 неудачных. До 1957 года полигон Капустин Яр был единственным местом испытаний советских баллистических ракет. Здесь проведены испытания ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-12, Р-14 и др. В 1957-1959 г.г. проходили испытания межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». 20 февраля 1956 года здесь было проведено испытание ракеты Р-5 с ядерной боеголовкой, в июле того же года запущена первая в мире ракета-носитель с собаками. 2 сентября 1959 года впервые в мире из шахтной пусковой установки был произведен пуск баллистической ракеты средней дальности Р-12. 20.05.60 образован Учебный Центр Ракетных войск, в задачи которого входило формирование боевой слаженности создаваемых ракетных частей, обучение и переподготовка специалистов-ракетчиков, создание нормативных документов для всесторонней боевой деятельности ракетных частей . Начиная с 1961 года с полигона регулярно запускались спутники оборонного и научного назначения.

16 марта 1962 года Капустин Яр стал космодромом: был осуществлён запуск спутника «Космос-1». С 1969 по 1979 год он функционировал как международный космодром — участник программы «Интеркосмос». В дальнейшем с космодрома Капустин Яр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовались ракета-носитель лёгкого класса серии «Космос». В 1988 году потребность в запусках резко сократилась.

В настоящее время космодром имеет вспомогательное значение. На нем расположен один стационарный стартовый комплекс РН «Космос-3М», обеспечивающий запуски космических объектов в интересах РВСН и войск ПВО.

Космодром Плесецк

Космодром Плесецк (1-й Государственный испытательный космодром с 1994 года) основан в 1957 году как первая отечественная ракетная база МБР Р-7 и Р-7А,расположен в 180 км к югу от Архангельска на платообразной и слегка холмистой равнине в районе ст. Плесецкая Северной железной дороги. Размеры позиционного района космодрома Плесецк: с севера на юг 46 км и с востока на запад 82 км, площадь: 1762 км2 . Среди ныне действующих космодромов Плесецк является самым северным космодромом в мире. Координаты: 63ос.ш. и 41ов.д. Административный центр г .Мирный — 28 тыс. жителей.

С 1957 года до конца 1964 года в суровых условиях Севера России на объекте «Ангара» были построены все основные элементы инфраструктуры, введены в эксплуатацию и поставлены на боевое дежурство четыре пусковые установки ракет Р-7А, три пусковые установки для ракет Р-9А и семь пусковых установок для ракет Р-16У.

Космическую деятельность космодром Плесецк начал 17 марта 1966 года с запуска космического аппарата «Космос-112» с помощью РН «Восток-2».

4 ноября 1966 года начались лётные испытания первой отечественной твердотопливной межконтинентальной ракеты РТ-2.

Начиная с 1968 года космодром участвует в выполнении международных космических программ. 4 апреля 1972 года впервые в СССР с космодрома был запущен малый французский космический аппарат МАС-1.

Период наибольшей активности космодрома пришелся на 1970-1980-е годы, когда отсюда производилось до 40% мировых пусков.

В июле 1992 года Указом Президента РФ были созданы Военно-космические силы. В июле 1993 года Центр испытаний и применения космических средств был преобразован в Главный центр испытаний и применения космических средств. 11 ноября 1994 года Указом Президента РФ № 2077 на базе Главного центра испытаний и применения космических средств создан 1-й Государственный испытательный космодром МО РФ в составе Военно-космических сил. 15 декабря 1997 года на базе 1-го ГИК и 53-го ГИП сформирован 1-й Государственный испытательный космодром МО РФ в составе Ракетных войск стратегического назначения.

В 1994 г. из шахтной пусковой установки был произведен первый пуск ракеты «Тополь-М». А в 2000 г. был осуществлен первый пуск МБР «Тополь-М» в составе подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК). 24 марта 2001 года Указом Президента РФ созданы Космические войска. С 1 июля 2001 года космодром выведен из состава РВСН и включён в состав Космических войск РФ.

В настоящее время на нем расположены стартовые комплексы всех типов отечественных РН легкого и среднего класса, основные из которых — «Рокот», «Циклон-3» и «Космос-3М». Всего с космодрома Плесецк осуществлено более 1600 запусков РН и выведено на орбиту свыше 1950 КА, в том числе военного назначения. Испытано и принято в эксплуатацию 10 видов РН, 11 ракетных комплексов, более 30 типов КА. История космодрома Плесецк продолжается с хорошими перспективами на будущее.

Космодром “Свободный” («Восточный»)

Географические координаты: 51о49’с.ш. 128о15’в.д.

Вопрос о необходимости создания в России нового космодрома взамен отошедшего Казахстану Байконура и выборе места расположения нового российского космодрома был поставлен в конце 1992 г. Основной причиной послужило то, что в результате распада СССР космодром Байконур оказался вне территории России. Реализация отечественных космических программ оказалась зависимой от другого государства. Но особую остроту имеет вопрос запусков ракет-носителей тяжелого класса. Стартовые комплексы РН «Протон» имеются только на Байконуре. После длительных рекогносцировочных работ стало понятно, что необходимые условия для размещения космодрома имеются лишь в диапазоне от левобережья реки Амур и г. Советская Гавань, где заканчивается Байкало-Амурская магистраль и обеспечиваются все наклонения запусков ракет-носителей(в том числе и РН тяжелого класса), а районы падения их отделяющихся частей приходятся на акватории Тихого океана и Охотского моря, что не требует отчуждения территорий на суше. Ближайшим к центральным районам России в западной части этой области на Транссибирской магистрали располагается район г. Свободный Амурской области, откуда также обеспечиваются возможности запусков на все необходимые наклонения. Таким образом в качестве места расположения нового российского космодрома по критерию эффективность/стоимость был выбран район г. Свободный Амурской области.

Одним из факторов, обусловивших выбор района г. Свободный, стало наличие значительной инфраструктуры, оставшейся после сокращения ракетной дивизии, объекты и часть войсковых частей и подразделений которой были переданы в состав Военно-космических сил, и на их базе был образован Главный центр испытаний и применения космических средств. Вышедший 1 марта 1996 г Указ Президента Российской Федерации о создании 2-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Р Ф — космодрома Свободный узаконил космодром в правовом отношении. Однако позднее принятие решения по космодрому, сложная экономическая обстановка в стране и связанное с ним недостаточное финансирование Вооруженных Сил, обусловили медленный темп работ.

У расположенного на Дальнем Востоке космодрома Свободный нет ограничений по полям падения – трассы полета ракет проходят над океаном. Однако он расположен на широте 52° и потому по наклонениям орбит не имеет преимуществ перед Байконуром.

Для космических запусков здесь имелось пять шахтных пусковых установок МБР РС-18 и доставленная с Плесецка пусковая установка РН «Старт-1». Первый запуск с космодрома состоялся в марте 1997 года, когда с помощью ракеты «Старт-1» был выведен на расчетную орбиту космический аппарат «Зея «. Данный космический аппарат предназначен для отработки новейших общих принципов контроля запусков ракет космического назначения(РКН) и управления космическими аппаратами на орбитах и в настоящее время с ним ведется работа.

Поэтому можно констатировать, что первый запуск с нового российского космодрома оказался полностью успешным, а у России появился новый космодром.

В 1999 году началась реконструкция космодрома, однако из-за проблем с финансированием она затянулась на несколько лет. В результате со Свободного было запущено еще четыре спутника (два израильских, американский и шведский). Все 5 запусков были успешными. В марте 2007 года Минобороны приняло решение о закрытии космодрома из-за его экономической нецелесообразности.

Космодром “Восточный”

Новый период в истории космодрома “Восточный” начинается с момента передачи его в ведение Роскосмоса. Буквально через несколько лет с этого уже гражданского космодрома, должна подняться в космос новая ракета «Русь», которая будет работать на экологически чистом топливе. Федеральное космическое агентство России ( Роскосмос) определилось с эскизным проектированием основных объектов отечественного космодрома «Восточный».

Планируется строительство 10-ти технических и обеспечивающих комплексов. В ходе строительства будет построен стартовый комплекс ракеты-носителя «Русь» среднего класса повышенной грузоподъёмности (до 20 тонн) в составе 2-х пусковых установок, аэродром, кислородно-азотный завод, водородный завод, система электроснабжения, 115 км автомобильных и 125 км железных дорог.

В 2011 году начато техническое и эскизное проектирование. Подготовительные строительные работы начались в сентябре 2011 года — создание геодезической основы, расчистка полосы отвода, снятие почвенно-растительного слоя и устройство земляного полотна под железную дорогу первого этапа строительства общей протяженностью 15 км на перегоне ст. Углегорск — ст. Промышленная 1. Основной объём строительства сооружений — создание технических и обеспечивающих объектов, запланирован на весну 2012 года. Также ведутся работы по строительству воздушной линии электропередач общей протяженностью 28 км. В перспективе население города, обслуживающего космодром, вырастет до 30 000 человек.

К 2020 году планируется закончить создание инженерной и социальной инфраструктуры, построить первый стартовый комплекс и ввод в строй объектов первой очереди космодрома, обеспечивающих подготовку и запуск космических аппаратов научного, социально-экономического, двойного и коммерческого назначения. Как итог — первые беспилотные запуски.

Строительство и ввод в эксплуатацию объектов второй очереди, обеспечивающих подготовку и запуск пилотируемых космических кораблей. В 2020 году первые пилотируемые запуски.

2020 год – планируется полный ввод космодрома в строй.

И дальнейшее развитие возможностей космодрома до уровня, обеспечивающего подготовку и запуск межпланетных КА и иных космических средств для изучения и освоения удалённых небесных тел и планет Солнечной системы.

Пусковая база «Ясный»

Пусковая база Ясный (база подготовки и запуска КА «Ясный») с координатами: 51о 12’ северной широты и 59о 51’ восточной долготы расположена на территории позицион­ного района РВСН Домбаровский в Оренбургской области и с 2006 года отсюда осуществляются, как ранее и с космодрома Байконур, пуски ракеты космического назначения (РКН) «Днепр» (конверсионный вариант МБР РС-20) с коммерческими космическими аппаратами. Пусковая база Ясный производит пуск ракет в рамках конверсионной программы «Днепр», которая предусматривает ликвидацию снимаемых с боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет через пуск с попутным выведением на околоземную орбиту космических аппаратов. Конверсионная программа «Днепр» была начата в середине 90-х годов по инициативе президентов РФ и Украины. Роскосмос и Национальное космическое агентство Украины для управления программой «Днепр» и координации ведущих ракетно-космических предприятий двух стран создали международную космическую . Инфраструктура космодрома, включает монтажно-испытательный корпус с чистовыми помещениями для подготовки КА, отвечающие самым высоким требованиям заказчиков запусков; шахтные пусковые установки, расположенной здесь ракетной дивизии РВСН; заправочную станцию; служебное помещение на стартовой позиции с центром контроля предпускового состояния КА (используется для размещения аппаратуры и персонала Заказчика); инженерные системы и сети, обеспечивающие функционирование пусковой базы и жилая зона для размещения специалистов по подготовке космических аппаратов.

Пуск ракеты космического назначения производится из шахтной пусковой установки (ШПУ). Перед стартом на стоящую в пусковом контейнере, в вертикальном положении ракету стыкуется космическая го­ловная часть. С момента первого запуска с использованием пусковой системы «Днепр», состоявшегося в апреле 1999 года, МКК «Космотрас» стабильно работает на мировом рынке космических услуг. К настоящему времени произведено более 16 пусков ракет РС-20, в результате которых на околоземную орбиту выведено более 60 космических аппаратов. Пуск четырёх ракет был произведён из позиционного района Ясненского ракетного соединения. Сегодня это соединение является единственным в РВСН, где пуски МБР проводятся непосредственно из позиционного района ракетной дивизии. Заказчиками пусковых услуг были космические агентства и компании Великобритании, США, Италии, Саудовской Аравии, Германии, Франции, Японии и других стран.

Запись была полезной для Вас? Поставьте о!

Космический центр Утиноура (Япония)

Строительство космического центра Утиноура на острове Кюсю (префектура Кагосима) началось в 1961 году и завершилось в феврале 1962 года. Ранее испытательные запуски японских ракет «К150», «К245» и «Каппа» производились с ракетной базы Акита, однако запуск крупных ракет требовал более широкую акваторию для падения отработанных ступеней, чем узкое Японское море.

Космический центр Утиноура

Первый космический запуск с космодрома состоялся в 1966 году и закончился потерей ракеты-носителя Lambda 4S и полезной нагрузки из-за отказа системы ориентации четвёртой ступени, и только 11 февраля 1970 года Япония смогла вывести на околоземную орбиту свой спутник «Осуми».

По требованию местных рыболовов запуски с Утиноуры долгое время проводились лишь 190 дней в году, однако в 2010 году чиновники Японского агентства аэрокосмических исследований договорились о снятии этих ограничений с апреля 2011 года.

Как съездить и посмотреть на запуск китайской ракеты?

Прикинув все факторы, я решил, что китайские товарищи в лепешку разобьются, но запустят ракету CZ-5 до конца 2020 года, а так как цена повторной неудачи для них слишком высока, то и собирать, проверять ракету они будут особо тщательно и не торопясь. Значит пуск будет в последние 10 дней года, но не 31 числа – в английской версии статьи о CZ-5 в Википедии тогда было указано в качестве периода запуска именно 20-31 декабря 2020.
Уже купив авиабилеты на о. Хайнань и забронировав отель у космодрома, я обнаружил, что английская версия статьи Википедии о ракете CZ-5 уже содержит запланированную дату пуска: 27 декабря 2019. Некий пользователь 1 декабря внес эту правку в английской версии и сослался на данный китайский источник на космических форумах: https://m.weibo.cn/detail/4443949391356221 — там дату старта определили уже 29 ноября (и сразу поправили китайскую версию статьи). Похоже датам на этом форуме можно верить.

Заселившись в отель 20го числа, я был обрадован тем, что балкон моего номера выходит на стартовую площадку, расположенную всего в 5 км (в отеле есть пара корпусов, которые даже ближе). Между отелем и рыбацкой деревушкой у самого забора космодрома и парой санаториев около неё идет активное строительство коттеджных апартаментов и гостевого комплекса, тоже расположенного на холме, так что в будущем за немалые деньги можно будет поселиться с комфортом и с ещё более захватывающим видом на основной китайский космодром с расстояния всего 4 км.

Утром 21 декабря, выйдя на балкон своего номера, я увидел, как транспортер доставляет собранную ракету CZ-5 на стартовый стол в вертикальном положении— фото ниже:

Довольно быстро транспортер довез ракету до стартового стола.

Два сборочных цеха в северной части космодрома для ракет типа CZ-5 и типа CZ-7 соединены с двумя стартовыми столами LC-1 (для CZ-5) и LC-2 (для CZ-7) насыпями и многоколейными железными дорогами странной конфигурации – отдельные ветки, выходящие из двух сборочных цехов, соединяются в одну общую, потом снова разделяются на две отдельный ветки к двум стартовым столам. Причем, для тяжелой ракеты-носителя CZ-5 дорога целиком прямая (отмечена красной линией), длиной 2.8 км, а для ракеты среднего класса CZ-7 ж/д путь имеет два закругления:

На стартовом столе ракета простояла в открытом виде несколько часов, а потом была закрыта специальными кожухами от непогоды. Для тропического космодрома это не лишняя предосторожность, ибо климат на Хайнане очень влажный и дождливый (1500-2000 мм осадков в год), дожди идут около 100 дней в году, бывают грозы и даже тайфуны (но не в декабре). Стартовые столы находятся в 800 метрах от берега, на пологом холме. Море в этом районе мелкое, с рифами (буруны видны в 1-2 км от берега), так что от небольшого цунами и тайфунов стартовые столы достаточно защищены. Конечно, их башни обслуживания для проверки и заправки ракет размещены со стороны моря, прикрывая собой ракету. На этих башнях обслуживания также крепится легкий кожух, разделенный на три уровня, раскладывающийся пополам вправо и влево, закрывающий ракету от атмосферных осадков. Подробности видны на официальных фото.

С пляжа эти стартовые столы выглядят следующим образом:

Остальные дни шла проверка и тестирование ракеты и оборудования стартового стола. Стартовый стол вечерами LC-1 освещался и выглядел вот так (в закрытом виде):

С 24 декабря на ближайших к берегу моря дорогах начали выставлять объявления о местах дополнительных парковок для автомобилей, бригады электриков проверяли освещение и видеокамеры на берегу и на автодорогах. В отель явилась делегация полиции с проверкой мер противопожарной безопасности.

Народные гуляния по случаю запуска ракеты

27 декабря с утра на всех пляжах собрались зеваки. Народ занимал места всерьез и надолго, некоторые даже принесли с собой палатки.

Утром были среди публики и ракетчики с космодрома в характерных светло-синих брюках и куртках с китайским флагом над левым нагрудным карманом. Фотографы оккупировали окрестные береговые скалы, выставив там свои штативы. На протяжении 5-7 км берега присутствовали: многочисленная полиция, пожарники (прямо в касках), спасатели в синей форме с палаткой плакатами об их спасательном центре, дружинники с красными нарукавными повязками и даже какие-то девочки-санитарки в ярких жилетах (наверное волонтеры).

Атмосфера была весёлой (не смотря на похолодание, низкую облачность, усиливающийся ветер и намеки на дождь), играла музыка, всем кроме полиции было весело. Полиция дежурила с самого утра, огородила мокрые скалы, чтобы публика не попадала в неспокойное море. К семи вечера некоторые из полицейских уже даже не могли стоять на ногах и сидели на скалах или на корточках.

Ближайшим отелем (в котором я жил), какой-то фирмой производителем внедорожников, а также разными фирмами застройщиками курортных берегов и другими организациями в парке на холме и на пляже было выставлено много плакатов, столов с сувенирами, рекламой. Было много макетов ракет и стендов для фотографирования:

В целом народ веселился сам и его веселили те, кто хотел заработать на этом событии. Так космонавтика проникает в жизнь простого народа и остается там навсегда.

Ожидаемый вечерний запуск — быстро и коротко

В районе 17 часов оба патрульных корабля береговой охраны, что маячили в море напротив, отошли далеко в стороны. На стартовом столе LC-1 был убран кожух и стала видна готовая к старту заправленная ракета CZ-5 с характерными султанами от охлаждения криогенного содержимого баков (фото сделано в 20:30):

В отеле были две версии, когда по времени назначен пуск: одни говорили, что в 10 часов вечера, другие, что в промежутке между 8 и 10 часами вечера. Я вышел на балкон за несколько минут до восьми часов и попробовал фотографировать стартовый стол с ракетой. В восемь часов и следующие 10-15 минут особой активности на стартовом столе не было – в бинокль было видно, как испаряется сжиженный кислород (смотри видео тут или тут). Я отвлекся, ожидая старт в 22 часа и думая, что собравшаяся снизу на лужайке отеля толпа предупредит окружающих криками. Хорошо оставил открытой дверь на балкон и сидел рядом вполоборота. В 20:44 с секундами по моим глазам сбоку резанул оранжевый свет и послышались негромкие удивленные крики публики, которую этот старт тоже застал врасплох. Я успел записать видео уже оторвавшейся ракеты с отражением от моря – ракета быстро ушла в низкую облачность, продолжая светить оранжевым сквозь облака еще полминуты. Только через 10-15 секунд после отрыва по ушам ударил разрывающий рев выхлопа со стартового стола в пяти километрах (он есть на видео тут или тут).

На официальном видео запуска видно насколько мал период между зажиганием и отрывом ракеты от стартового стола. Такое впечатление, что двигатели первой ступени вышли на максимальную тягу за 4-5 секунд.

Официальное время старта было объявлено потом как 20:45, но по моим часам зажигание и отрыв произошли чуть раньше. Через 40-50 минут в интернете и на телевидении стали появляться сообщения, что пуск и выход спутника на переходную орбиту прошли успешно! Выведенный на геостационарную орбиту коммуникационный спутник «Шицзянь-20» стал первым китайским космическим аппаратом, основанным на новой платформе DFH-5. Спутник более тяжелый и мощный, чем его предшественник «Шицзянь-18», потерянный при неудачном старте 2 года назад. Новый старт позволил проверить, насколько исправлены недочеты в турбонасосах двигателей YF-77 (из первой ступени, но не из боковых ускорителей), недостаточная тяга которых и привела к неудаче в 2020 году.

Как простой наблюдатель я могу констатировать факт: космодромам в курортных зонах — быть! Уровень надёжности современной космической техники и зоны безопасности вокруг стартовых столов почти в пределах самого космодрома (радиус 2 км от места старта) дают достаточные гарантии безопасности для публики, а использование в первых двух ступенях ракет обычной пары керосин + кислород не несут опасности химического загрязнения земли, воды или воздуха. В перспективе и третьи ступени ракет будут основаны на паре водород + кислород. Сами космодромы являются явными и популярными достопримечательностями курортных регионов, вызывают интерес, как у местных туристов, так и у приезжих. Запуски с таких космодромов превращаются в бесплатное шоу для народа, на котором неплохо наживается специализированная и обычная торговля. В окрестностях космодрома развивается не только дорожная сеть и коммуникации, но и происходит активное жилищное/курортное строительство, развитие инфраструктуры, неизбежно дорожает новая недвижимость у космодрома, которая становится престижной не только из-за появления новых покупателей (работников космодрома), но по причине того, что из неё (рядом с ней) удобно наблюдать запуски ракет. Проще говоря, жить в таком районе становится просто престижно.

Пальмахим (Израиль)

Пальмахим

Авиационная база Пальмахим располагается в прибрежной зоне Средиземного моря, в 15 км южнее Тель-Авива. В 1988 году Израиль самостоятельно запустил с этой базы первый спутник-шпион серии «Офек», став восьмой космической державой. С тех пор Пальмахим регулярно используется для пусков баллистических ракет и космических аппаратов. В настоящее время здесь располагается стартовый комплекс для запуска РН «Шавит», с помощью которых Израиль выводит на орбиту спутники военного назначения.

Интересно, что запуски ракет-носителей проводятся не на восток, как у абсолютного большинства космодромов, а во избежание их пролёта над территорией арабских государств — на запад, то есть против вращения Земли, что энергетически невыгодно.

Основные направления развития космодромов России

КОСМОДРОМЫ РОССИИ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Смотрите кованые перила москва здесь.

Существующая система средств выведения имеет в своем составе КРК легкого, среднего и тяжелого классов, базирующиеся на отечественном космодроме Плесецк и космодроме Байконур, расположенном на территории Республики Казахстан. Размещение космодромов России показано на рис.

Переход под юрисдикцию бывших республик СССР объектов космической инфраструктуры поставил перед Россией ряд проблем:

  • обеспечение независимости в осуществлении космической деятельности, и в первую очередь в военной области;
  • рациональное распределение ресурсов и средств между существующими объектами космической инфраструктуры на поддержание их в эксплуатационном режиме;
  • перераспределение прав собственности на объекты космической инфраструктуры;
  • определение рациональных путей развития космодромов (Основным путем решения указанной задачи с учетом переходного периода является политическое и юридическое обеспечение возможности использования Россией космических объектов, находящихся на территориях бывших союзных республик на договорных условиях.);
  • создание в перспективе российской инфраструктуры космодромов, обеспечивающей решение задач в интересах России в полном объеме.

Решение столь сложных, дорогостоящих и трудоемких задач в условиях необходимости реализации программ запусков на высокоэнергетические орбиты, производимых только с космодрома Байконур, не может осуществляться без переходного периода, предусматривающего участие России в эксплуатации космодрома Байконур и одновременное развитие российской полигонной базы. Перевод запусков КА научного, народнохозяйственного и коммерческого назначения с космодрома Байконур на российские космодромы должен определяться в первую очередь экономической целесообразностью. При этом должны быть учтены затраты на развитие инфраструктуры Байконура, в том числе затраты на ремонт и модернизацию комплекса «Протон» («Протон-М»), разработку требуемых РБ,а также ограничения по реализуемому числу пусков РН.

Большинство эксплуатируемых в настоящее время ракетно-кос-мических комплексов были созданы на базе комплексов боевых межконтинентальных баллистических ракет. К ним относятся комплексы РН «Космос», «Циклон-2», «Циклон-3», «Союз», «Молния» и «Протон». В данных РН, за исключением РН «Союз» и «Молния», применяются высокотоксичные компоненты топлива, элементная база, производство которой в настоящее время является весьма затруднительным, так как она морально устарела, а также в связи с нахождением ряда заводов-изготовителей за пределами России. Наземные комплексы большинства РН выработали свой ресурс и подвергались неоднократно капитальным ремонтам. В середине 1970-х гг. было принято решение о разработке унифицированного ряда перспективных ракет-носителей, включающего в себя носители легкого, среднего («Зенит»), тяжелого и сверхтяжелого классов. До распада СССР в обеспечении их запуска основной акцент делался на развитие космодрома Байконур.

В 1980-е гг. из данного ряда РН была создана и принята на вооружение (стартовый комплекс на космодроме Байконур) РН «Зенит», а также начаты летные испытания РН «Энергия». Геополитические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране на рубеже 1980-х и 1990-х гг., привели к необходимости пересмотра разработанной ранее концепции развития системы средств выведения. Исходя из этого были определены перспективные мероприятия по развитию системы средств выведения с приоритетным финансированием именно:

  • обеспечение перевода запуска полезных нагрузок с космодрома Байконур на космодром Плесецк с расширением его возможностей по запуску КА в больших диапазонах наклонений и высот рабочих орбит, включая и геостационарную;
  • проведение модернизации РН типа Р-7А, обеспечивающей наряду с продлением эксплуатации КРК повышение энергетических и экологических характеристик РН;
  • завершение строительства первой очереди ТК и СК РН «Зенит» на космодроме Плесецк; проведение модернизации наземного комплекса КРК «Протон» на космодроме Байконур как единственного КРК тяжелого класса, обеспечивающего доставку КА на геостационарную орбиту;
  • создание на космодроме Плесецк КРК тяжелого класса на отечественной промышленной базе.

В связи с тем, что космодром Плесецк в настоящее время является единственным отечественным космодромом с развитой инфраструктурой, на него переориентируется решение задач по запускам КА. После реализации указанных выше мероприятий по развитию системы средств выведения, а также планируемого переноса центра тяжести выполнения космических программ на территорию России на долю космодрома Плесецк может приходиться основная нагрузка по решению задач в интересах Минобороны и значительная часть решения задач в интересах науки и народного хозяйства. В связи с этим развитие космодрома Плесецк имеет первостепенное значение.

Для развития космодрома Плесецк предусматривается:

  • в соответствии с Указом Президента РФ от 6 января 1995 г. № 14 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. № 829 «О мерах по обеспечению создания космического ракетного комплекса «Ангара» создать на базе наземного комплекса ракеты-носителя «Зенит» универсальный наземный комплекс, обеспечивающий пуски РН «Ангара»;
  • создать техническую позицию для подготовки и технического обслуживания переводимых с космодрома Байконур и перспективных КА;
  • реконструировать наземные комплексы ракеты-носителя Р-7А под РН «Союз-2»;
  • завершить создание кислородно-азотного завода;
  • реконструировать заправочно-нейтрализационные станции;
  • сдать в эксплуатацию комплекс хранения и подготовки ракетных топлив;
  • дооснастить измерительный комплекс космодрома средствами для обеспечения пусков ракет-носителей и управления космическими аппаратами на орбите;
  • реконструировать объекты системы связи космодрома;
  • провести комплекс работ по дооборудованию трасс запусков и районов падения отделяющихся частей РН, их экологической экспертизе, паспортизации;
  • реконструировать объекты энерго- ,тепло- и водоснабжения, охраны природы, железных и автомобильных дорог, аэродрома.

Направления и пути развития наземной инфраструктуры подготовки к запуску КА формируются исходя из целей и задач применения космических средств. Основными особенностями развития и модернизации наземной инфраструктуры подготовки к запуску КА космодрома являются большая номенклатура эксплуатируемых космических средств и неоднозначность сроков начала испытаний новых КА. Кроме того, необходимо учитывать, что одновременно с развертыванием новых космических комплексов будет продолжаться эксплуатация КА, созданных в предшествующие годы, т.е. развитие наземных средств подготовки КА будет проводиться не только за счет создания новых технических средств, но и за счет модернизации и реконструкции существующего оборудования наземных комплексов.

При рассмотрении вариантов развития и модернизации наземных средств подготовки КА необходимо учитывать:

  • возможность использования действующих зданий и сооружений для развертывания в них новых ТК КА;
  • необходимость капитального строительства для новых ТК;
  • необходимость модернизации, реконструкции или создания новых элементов наземной инфраструктуры подготовки КА;
  • неопределенность в размещении отдельных элементов наземной инфраструктуры подготовки КА в позиционном районе космодрома;
  • целесообразность разделения ТК КА по назначению (военное, народнохозяйственное, научное) и (или) по тематикам предприятий-разработчиков;
  • продолжительность эксплуатации и техническое состояние элементов инфраструктуры подготовки КА;
  • показатели загруженности рабочих мест подготовки КА и РН, личного состава эксплуатирующих организаций.

Создание и развитие объектов инфраструктуры нового отечественного космодрома Свободный позволит снизить нагрузку на космодром Плесецк. На космодроме Свободный предполагается осуществлять запуски КА ракетами-носителями, создаваемыми на базе МБР и РН «Ангара», однако эксплуатация КРК тяжелого класса «Ангара» на космодроме Свободный может быть начата не ранее 2010 г. Наземный комплекс РН «Ангара» будет создаваться с учетом максимального использования технических решений по универсальному наземному комплексу, создаваемому на космодроме Плесецк. Развертывание работ на космодроме Свободный повлечет за собой расширение жилого городка с увеличением численности населения на 25…30 тыс. человек и соответственно строительство объектов социального, культурного и бытового назначения. Продолжительность создания универсального наземного комплекса на космодроме Свободный — 7… 10 лет.

Для осуществления заправки КА и РБ различного назначения на космодроме предлагается разместить многоцелевую заправочно-нейтрализационную станцию разработки КБТХМ, обладающую большим набором КРТ и сжатых газов, а также возможностью подготовки КРТ (термостатирование, насыщение, дегазирование) в процессе заправки. В связи с тем,что перспективный ряд ракет-носителей использует в качестве окислителя жидкий кислород,на космодроме Свободный необходимо строительство кислородно-азотного завода. Завод должен быть максимально приближен к универсальному наземному комплексу «Ангара» — основному потребителю его продукции. Продолжительность строительства — 3…5 лет.

На первом этапе создания космодрома Свободный имеется возможность использования части существующих шахтных пусковых установок, сооружений технической позиции, системы управления и связи для обеспечения функционирования комплекса «Рокот» с минимальным объемом доработок. На втором этапе предполагается строительство наземного комплекса РН «Ангара». Опыт строительства космодромов, объектов многоразовой космической системы «Буран» на космодроме Байконур, когда создание этой системы являлось одной из приоритетных государственных задач, позволяет сделать вывод, что при надлежащей организации строительства, достаточном материальном снабжении, своевременной поставке оборудования и обеспечении финансирования в требуемых объемах строительство космодрома может быть завершено за 10… 13 лет.

Космодромы Плесецк и Свободный позволят решить задачи по запуску практически всех полезных нагрузок с территории России и обеспечить рациональное резервирование в части средств выведения. Космодром Байконур имеет большой потенциал в части использования наземного комплекса многоразовой космической системы «Буран», который может рассматриваться в качестве базового комплекса для отработки и эксплуатации РН «Ангара», «Зенит» и авиационно-космических комплексов.

Полигон Капустин Яр может рассматриваться в качестве перспективного космодрома России в случае появления РКН с многоразовыми элементами (крылатая первая ступень и сброс одноразовых элементов в акваторию океана). Близость к промышленной зоне производства РКТ и развитая транспортная инфраструктура позволит ускорить проведение работ по созданию РКК с многоразовыми элементами. При создании РКК морского базирования перспективным выглядит район Дальнего Востока. Сеть морских портов, широта их расположения, а также наличие первоклассных аэродромов дают возможность оперативной доставки элементов РКТ к месту пуска РКН.

Таким образом, предполагаются следующие этапы в развитии инфраструктуры космодромов.

  1. В легком классе:
    эксплуатация существующих наземных комплексов РН «Космос», «Циклон-2», «Циклон-3» (до израсходования боезапаса РН), переоборудование их для обеспечения пусков космических ракет-носителей «Рокот», «Стрела», «Старт» («Старт-1») и проведение ОКР по перспективной РН легкого класса.
    В среднем классе:
    эксплуатация существующих наземных комплексов РН «Союз», «Молния», «Зенит», начало модернизации комплексов РН типа Р-7А под РН «Союз-2», строительство первой очереди технического и стартового комплексов на космодроме Плесецк (РН «Ангара» легкого класса).
    В тяжелом классе:
    эксплуатация и модернизация существующих наземных комплексов РН «Протон» («Протон» с РБ), начало создания универсального наземного комплекса для обеспечения пусков ряда РН «Ангара» тяжелого класса с базированием на космодроме Плесецк (в перспективе и на космодроме Свободный).
  2. В легком классе:
    эксплуатация РН «Рокот» («Стрела»), «Старт» («Старт-1») на космодромах Плесецк и Свободный. Возможно продолжение эксплуатации РН «Космос» в случае проведения ее модернизации. Введение в эксплуатацию первой очереди универсального СК на космодроме Плесецк.
    В среднем классе:
    эксплуатация модернизированной РН «Союз-2» («Союз-2» с РБ), доработка универсального наземного комплекса для обеспечения пусков РН «Ангара» среднего класса (РН «Зенит» с РБ, при условии продолжения закупок РН на Украине).
    В тяжелом классе:
    эксплуатация модернизированной РН «Протон-М» («Протон-М» с РБ), строительство второй очереди универсального наземного комплекса РН «Ангара» тяжелого класса («Ангара» с РБ) на космодроме Плесецк.
  3. В легком классе:
    завершение эксплуатации РН «Рокот», «Стрела», «Старт» («Старт-1») на космодромах Плесецк и Свободный. Завершение создания и начало эксплуатации перспективной РН легкого класса на космодромах Плесецк, Свободный.
    В среднем классе:
    эксплуатация модернизированной РН «Союз-2» («Союз-2» с РБ),РН «Зенит» («Зенит» с РБ, при условии продолжения закупок РН на Украине).
    В тяжелом классе:
    эксплуатация РН тяжелого класса «Ангара» («Ангара» с РБ) на космодроме Плесецк, эксплуатация модернизи-рованной РН «Протон-М» («Протон-М» с РБ) до перевода полезных нагрузок на РН «Ангара».

Создание наземного комплекса РН «Ангара» на космодроме Свободный. Для космодрома Свободный актуальной задачей является использование перспективной РН «Ангара» с возвращаемой первой ступенью. В случае исключения необходимости районов падения для отделяющихся частей РН привлекательным для строительства наземного комплекса КРК становится полигон Капустин Яр. Переход на РН с многоразовыми элементами и многоразовые носители потребует включения в инфраструктуру космодромов сети аэродромов.

Развитие отечественной инфраструктуры космодромов позволит:

    вне зависимости от отношений со странами ближнего зарубежья обеспечить гарантированное решение задач по развертыванию и поддержанию орбитальных группировок космических комплексов и систем военного, научного и народнохозяйственного назначения в планируемые сроки; обеспечить перевод запусков КА военного назначения на российскую полигонную базу; сохранить накопленный отечественный научно-производственный потенциал космической отрасли при проведении модернизации существующих и создании перспективных универсальных наземных комплексов и многоразовых космических систем; повысить энергетические возможности РН и расширить диапазон достижимых орбит по высоте и наклонению; сократить номенклатуру эксплуатируемых КРК; сократить площади отчуждаемых земель под поля падения отделяющихся частей РН; повысить экологическую и эксплуатационную безопасность КРК.

Космический центр Наро (Южная Корея)

Космический центр Наро

Космодром расположен вблизи самой южной оконечности Корейского полуострова в уезде Кохын провинции Чолла-Намдо. Строительство, начатое в августе 2003 года, было завершено в 2009 году. После многочисленных отсрочек 25 августа 2009 года с космодрома был произведён запуск первой корейской ракеты-носителя, получившей название «Наро-1», и в первой ступени которой обкатывались наработки по российской РН «Ангара». Первый и второй пуски окончились неудачно, но третий запуск ракеты прошёл штатно, и после этого Корея решила создавать самостоятельно ракету-носитель KSLV-II.

Охота за гелием-3

Китайское понятие космонавтики весьма оригинально. Вместо слова космос они используют понятие 太空 tàikōng – не столько небо, сколько большая пустота, пространство. Китайские покорители безвоздушного пространства называются тайконавтами. Именно для них в Китае построено целых четыре космодрома.

Самый старый и самый известный из них — Цзюцюань. Центр занимает площадь 2800 кв. км и там могут разместиться 20 000 человек. И по нему, пожалуй, можно изучать историю китайской тайконавтики.

Отсюда был запущен первый китайский спутник Дунфан Хун-1 (1970), отсюда стартовал первый пилотируемый космический полет “Шэньчжоу-5” (2003). В августе 2020 года, с космодрома Цзюцюань, Китай запустил первый квантовый спутник связи.

В августе 2020 здесь состоялись первые коммерческие запуски суборбитальных ракет китайских частных ракетостроительных стартапов — I-Space и OneSpace. А 25 июля 2020 года состоялся и первый китайский частный орбитальный запуск, I-Space запустила свою ракету Hyberbola-1.

Сейчас Цзюцюань стал основным центром разработки китайской лунной программы. Китай всерьез готовится к космической гонке. Еще в 2014 году было заявлено, что ученые Республики разрабатывают вопрос добычи гелия-3 на Луне. За этим редким изотопом готовы буквально вести охоту все космические державы. Шутка ли сказать, одна тонна гелия-3 может заменить 15 млн тонн нефти.

Изотоп оседает на поверхности Луны, принесенный солнечным ветром и доступен там в изобилии. А вот на Земле вещество встречается очень редко — атмосфера и магнитное поле нашей планеты препятствуют его проникновению.

А жаль. Два полностью загруженных материалом космических челнока (около 40 тонн) могли бы обеспечить энергией страну вроде Соединенных Штатов на целый год. По оценкам экспертов, запасы всей Луны перекрывают потребности человечества в энергии на 10 000 лет вперед.

При этом гелий-3 чист. Термоядерный синтез не предполагает выделения радиации. Полученная в результате энергия экологически идеальна, а в качестве «отходов» на выходе образуется полезный довесок – обычный гелий-4. Работать с топливом будущего – одно удовольствие.

Именно к этому готовятся китайские товарищи. Но как принято современном Китае, хороших и больших строительных объектов должно быть много. Это касается и мостов и небоскребов. Так и космодром под лунные миссии «затачивается» не один.

В помощь Цзицюаню на курортном острове Хайнань был построен Центр запусков Вэнчан. Первый запуск состоялся в 2020 году. По планам космодром должен иметь три стартовые позиции. Из-за низкой широты (всего 19 градусов от экватора) именно он был выбран как основной космический центр для развития программы китайской орбитальной станции.

Положение на берегу моря также выбрано не случайно. В отличие от других центров с их узкими и слабыми рельсами, Вэнчану гарантирован морской подвоз, а значит, он может спокойно оперировать ступенями самой тяжелой китайской ракеты – CZ-5B.

И пока весь мир боролся с коронавирусом, 5 мая 2020 с Вэнчана был совершен первый полномасштабный пуск этой ракеты. Серьезная заявка в лунной гонке, ведь именно на таком ракетоносителе будет установлена роботизированная лунная миссия «Чанъэ-5». Кстати, запуск последней ожидается в декабре этого года. А уже в 2025 году «восточные братья» отправятся в первый пилотируемый полет к естественному спутнику Земли.

Наконец, 25 мая 2020 года Китай официально подтвердил запуск миссии на Марс в 2020 году. Уже в июле будет запущен межпланетный зонд Tianwen-1 и как раз с космодрома Вэньчан.

Космодром Семнан (Иран)

Космодром Семнан

Расположен в пустыне Деште-Кевир, в остане Семнан, недалеко от одноимённого города на севере Ирана. С космодрома Семнан был осуществлён первый удачный космический запуск в Иране: 2 февраля 2009 года ракетой-носителем «Сафир» был выведен на орбиту спутник «Омид». Также и последующие аппараты запускались и планируются к запуску с этого космодрома.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: