Не за ордена. Что связывало космонавта Георгия Берегового и Белгородскую область


Детские и юношеские годы

15 апреля 1921 в небольшой деревне Федоровка (Полтавская область, Украина) родился Береговой Георгий Тимофеевич. Семья вскоре после его рождения переехала в Енакиево (Донецкая область).

Обучаясь в средней школе, мальчик уже проявлял серьезное стремление к небу. Сначала был инструктором, а после занял должность руководителя секции авиамоделирования, которая находилась в Енакиевской Детской станции юных техников. Также принимал участие в работе местного аэроклуба.

Окончив среднюю школу, Береговой начал работать на местном металлургическом комбинате, оттуда же и был призван в армию.

береговой георгий тимофеевич

Биография

Родился 15 апреля 1921 в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины). Украинец. Вскоре после его рождения семья переехала в город Енакиево в Донбассе.

Во время обучения в средней школе в Енакиево (1928—1936) был инструктором, затем руководителем секции авиамоделирования на городской Детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе. Занимался в Енакиевском аэроклубе. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Великая Отечественная война

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. (командир авиазвена 3-й воздушной армии, Калининский фронт).

«<�…> день, когда я с группой других лётчиков получил назначение на Калининский фронт, наступил для меня как-то неожиданно. А вскоре случилось то, чему поначалу я просто отказывался верить <�…>. Явившись в пункт назначения, на один из фронтовых аэродромов в районе Осташкова, я услышал сразу и вместе те имена, которые впервые соединились ещё в моих мальчишеских грёзах <�…>. Командующим 3-й воздушной армией был М. М. Громов, одним из ее корпусов командовал Н. П. Каманин, а дивизией, в которую входил мой полк, — Г. Ф. Байдуков. Три прославленных лётчика страны, три Героя Советского Союза, получивших это почётное звание ещё в мирные годы, <�…> жизнь которых [я] брал для себя за образец».

— Береговой Г. Т. Три высоты

С марта 1943 г. заместитель, а с сентября — командир эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (с мая 1943 г. — 90-й гвардейский) в составе 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии (5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия) сначала в составе Воронежского, затем 1-го Украинского, а позднее 2-го Украинского фронтов. За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза.

Испытания самолётов

В 1948 окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948—1964 работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949), МиГ-19П (1955), СМ-12 (1957), СМ-30 (МиГ-19) (1956), Як-25 (1949), Як-27К (1956), Су-9 (1958), Ту-128 (1962). Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина). В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

Космос

В 1963 зачислен в отряд советских космонавтов (группа ВВС № 2 — дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26—30 октября 1968 совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была выполнена попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта награждён 1 ноября 1968 второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

22 января 1969 во время торжественной встречи космонавтов в Кремле офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и определённое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

В 1972—1987 — начальник Центра подготовки космонавтов. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в звании генерал-лейтенанта.

Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989). Вёл большую общественную работу.

Лауреат Государственной премии СССР (1981).

Скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Боевой путь

В 1941 году Береговой Георгий Тимофеевич стал выпускником Ворошиловградской школы военных летчиков. Брал активное участие в боевых действиях, начиная с лета 1942 года вплоть до победы. Был простым летчиком, потом командиром звена, а впоследствии и командиром эскадрильи.

За годы войны 186 раз поднимал самолет на боевые вылеты. Трижды его сбивали противники, столько же раз его самолет горел, но Береговой каждый раз бесстрашно возвращался в небо.

За проявленную в летных боях отвагу в 1944 году был удостоен наивысшей награды – Золотой Звезды Героя Советского Союза.

Память

  • Почётный гражданин городов Калуга, Щёлково (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Телави (Грузия), Плевен, Сливен (Болгария).
  • Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Г. Т. Берегового на Аллее Воинской Славы в Парке Вечной Славы города Киева торжественно открыл Премьер-министр Украины Н. Азаров 1 мая 2013 года (автор идеи создания Аллеи Воинской Славы — гвардии полковник Олег Гук)[9][10].
  • В Енакиево установлен бронзовый бюст[11].
  • В Енакиево установлена памятная стела почётному гражданину города.
  • В Енакиево именем Георгия Тимофеевича Берегового названы проспект, парк и сквер.
  • Колокол в память о Г. Береговом — самый крупный из девяти колоколов, установленных в 2009 году на колокольне Свято-Георгиевского храма, расположенного в парке им. Берегового в Енакиево. На колоколе вырезана надпись «В память Георгия Берегового от семьи Януковичей»[12][13].
  • В Енакиево есть музей космонавта Георгия Берегового (бывший краеведческий музей).
  • Мемориальная доска на школе в Енакиево, где Г. Береговой учился с 1928 по 1936 гг.
  • На доме в посёлке Чкаловский (Щёлково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска[14].
  • Мемориальная доска со скульптурными портретами открыта 9 мая 2015 года на доме № 2 в Звёздном городке в память трёх лётчиков — участников Великой Отечественной войны: Г. Т. Берегового, Н. Ф. Кузнецова и П. И. Беляева (скульптор Андрей Следков)[15].
  • В городе Алма-Ата (Казахстан) в честь Берегового названа улица.
  • Донецкому планетарию в 2011 году было присвоено имя Георгия Берегового.
  • 8 апреля 2011 г. Национальный банк Украины выпустил серебряную монету номиналом 5 гривен, посвящённую Георгию Береговому[16].
  • 15 апреля 2011 г. Южная железная дорога с Карловского железнодорожного вокзала торжественно запустила новый поезд № 92/91 сообщением «Полтава — Москва» под названием «Георгий Береговой»[17].
  • В 2012 году имя Г. Т. Берегового присвоено Донецкому лицею с усиленной военно-физической подготовкой[18] и учебно-воспитательному комплексу школе-лицею «Открытый космический лицей» Симферопольского городского совета Республики Крым[19].
  • Является прототипом космонавта генерала Крутогорова из романа Александра Казанцева «Фаэты» (1974).

«Крутогоров был старейшим из космонавтов. Он прославился ещё во время Великой Отечественной войны, свершая на своём истребителе невероятные подвиги. После победы он продолжал летать, испытывая новые самолеты, помогая конструкторам создавать самые смелые конструкции, которые он и перегружал выше всякого предела в воздухе. Уже будучи Героем Советского Союза, он стал космонавтом».

— «Фаэты», ч. II, гл. 1 [20]

  • Предположительно послужил прототипом заглавного героя «Песни лётчика-испытателя» Владимира Высоцкого[21].

Летчик-испытатель

После завершения войны будущий космонавт не оставил небо. В 1948 году, окончив высшие офицерские курсы, Береговой Георгий Тимофеевич приступил к испытаниям новейших разработок реактивных самолетов. Был вторым пилотом при первом вылете и испытаниях модели Р-2. Среди самолетов, испытанных Береговым, такие как МиГ-19, Су-9, Ту-128, Як-27К и многие другие — всего более 60 моделей. Также Георгий Тимофеевич являлся ведущим летчиком-испытателем реактивного самолета Як-25.

Один из полетов на Су-9 чуть не стоил Береговому жизни. Впоследствии частичного заклинивания системы управления самолет не мог набирать высоту. Как правило, в таких случаях пилот должен немедленно катапультироваться. Но летчик отказался это делать, и после нескольких неудачных попыток сумел взять самолет под свое управление. За такое мужество и спасение боевой машины генеральный авиаконструктор Сухой подарил Береговому кинокамеру.

1956 году, не отрываясь от полетов, летчик-испытатель стал выпускником Военно-воздушной академии. Впоследствии он взят на должность заместителем начальника Первого испытательного управления ГКНДИ ВВС, а в 1961 году стал Заслуженным летчиком-испытателем.

Подготовка к полету в космос

1964 год стал переломным для известного летчика: его приняли в отряд, готовящийся к полету в космос. Несмотря на то что 43-летний Береговой по возрасту уже не подходил (максимально допустимый возраст тогда был 35 лет), он был допущен к подготовительной программе.

Спустя 4 года будущие космонавты посетили в Евпатории Центр управления полетами, где потребовали привлекать их не только к полетам на готовых аппаратах, но и к их разработкам. По мнению Берегового, из-за лишних предосторожностей государственной комиссии и конструкторов, слишком надолго оттягивались пилотируемые запуски космических аппаратов. После того как пять тренировочных беспилотных кораблей успешно вернулись на Землю, было принято решение о проведении эксперимента — стыковке двух аппаратов в открытом космосе.

25 октября был успешно запущен беспилотный корабль 7К-ОК N10 «Союз-2», служащий мишенью. Предполагалось, что два корабля сначала сблизятся, используя поисковую систему «Игла», а на расстоянии в 150 метров пилот начнет сближать аппараты вручную. Поскольку стыковка должна была произойти на темной стороне орбиты, на «Союзе-2» были предусмотрены сигнальные огни. Некоторые конструкторы были против такого эксперимента, но запуск все же состоялся.

береговой георгий тимофеевич космонавт

Космический опыт

26 октября с помощью ракеты-носителя стартовал «Союз-3» с Береговым на борту. Эксперимент шел по плану, и вскоре от космонавта услышали «Дальность — 40». Это значило, что расстояние между громадными кораблями было равно 40 метров. В это же время аппараты покинули зону радиовидимости наземных наблюдательных пунктов. Когда связь возобновилась, стало ясно, что эксперимент не удался: из-за неправильных расчетов Береговой не сумел совершить «слепую» стыковку. Когда его спросили о самочувствии, в ответ услышали раздражительную фразу: «Самочувствие в норме, а настроение — паршивое».

В этом полете Береговой Георгий Тимофеевич во многих аспектах выступил первопроходцем, ведь перенесенное им не учитывалось при подготовке космонавта и при проведении технических расчетов. После возвращения на Землю пилот сделал массу ценных замечаний конструкторам и техникам. Благодаря им значительно улучшилась подготовка будущих космонавтов, а космические аппараты начали проектировать более тщательно. За этот полет Береговой был во второй раз награжден Звездой Героя.

В период с 1972 г. по 1987 г. — руководитель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина. По окончании этого периода (в 1987 г.), будучи на тот момент генералом-лейтенантом авиации, предпочел уйти в отставку по возрасту.

береговой георгий тимофеевич фото

Первый космонавт Донбасса. Две звезды Георгия Берегового

С завода — в небо

Как и многие известные выходцы из Донбасса, Береговой родился вдали от него — 15 апреля 1921 года на Полтавщине. Но отец подался на шахты, и первые двадцать лет жизни Георгия прошли среди шахтных терриконов и заводских труб и домен.

Енакиево — старый индустриальный центр региона, металлургический завод здесь построили позже Луганского, но раньше Юзовского. В тридцатые годы прошлого века здесь кипела обычная для советского промышленного города жизнь, а значит, был и свой аэроклуб. В него и записался Георгий.

День в истории. 27 ноября: Пущена первая домна Енакиевского металлургического завода

©

Public domain

Работать же начал рано — едва окончил 8 классов средней школы. Пошел учеником слесаря на Енакиевский металлургический завод. Но не искусство варить сталь манило парня, а небо. Туда же смотрел еще один молодой рабочий завода — Фёдор Янукович, тоже записавшийся в аэроклуб. Юноши сдружились. Неисповедимы пути Господни — кто же знал, что много лет спустя Георгию предстоит сыграть решающую роль в жизни сына Федора — Виктора?

Из аэроклуба, где Жора Береговой был в числе первых, дорога была одна — в летное училище. А оно — вот, под боком, в Ворошиловграде, как тогда назывался по имени своего знаменитого уроженца Луганск. Береговой учился на пилота бомбардировочной авиации. На фронте пришлось переучиваться — с 1942 года он — лётчик-штурмовик.

Мастерство и везение «аса» штурмовки Берегового

То, что штурмовики ИЛ-2 были грозой для немцев, «летающим танком», «бетонным», «черной смертью», «чумой», хорошо известно. Но штурмовик работает по целям с малых высот, а значит, и риск быть сбитым — в разы выше, чем на других типах самолетов. Учитывая потери в штурмовой авиации первого года войны, риск полета на нем, уже за 10 удачных вылетов на задание летчик ИЛ-2 получал звание героя Советского Союза. Но, когда воевать начал Береговой, «ИЛы» получили стрелка-радиста. Ценз на звание Героя СССР повысили до 30 полетов, потом до 80. Но ты еще выживи в этих тридцати и восьмидесяти полетах!

Первый космонавт Донбасса. Две звезды Георгия Берегового

© РИА Новости, Александр Моклецов | Перейти в фотобанк

Георгий Береговой, летчик, командир авиаэскадрильи 671-го штурмового полка во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Герой Советского Союза.

Береговой совершил за войну 185 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Звание Героя он получил в 1944 году — за 108 вылетов. Ему везло — трижды сбивали. Несколько жестких посадок, но остался цел. После войны работал летчиком-испытателем. Его классность была столь высокой, что Берегового пригласили в отряд космонавтов СССР, несмотря на солидный возраст.

Береговой для книги рекордов космонавтики

Вообще надо сказать, что в отряде космонавтов Георгий Тимофеевич был фигурой более чем заметной. Он был единственным лётчиком-космонавтом, получившим первого Героя СССР не за полет в космос, а за боевые вылеты. Он также был единственным по-настоящему боевым летчиком и участником войны — Беляев успел только в сорок пятом немного в войне с Японией полетать на истребителе. Георгию Береговому принадлежит и возрастной рекорд — он управлял космическим кораблем в возрасте 47 лет. Это уникальный случай в мировой космонавтике.

День в истории. 7 февраля: в Подмосковье родился знаменитый киевский авиаконструктор

©

РИА Новости, Василий Малышев | Перейти в фотобанк

В 1968 году он поднял к звездам «Союз-3». Корабль во многом новаторский, экспериментальный. Дело новое, значит, и летчик должен быть с опытом испытателя. У него он был. В 1948-1964 годах Георгий Тимофеевич испытал 60 новых самолетов. Тем не менее, к отбору подходили беспощадно строго, простой насморк мог перечеркнуть мечту всей жизни. Сам Береговой страшно переживал накануне, что не полетит. В свой книге «Угол атаки» он так описал свои сомнения:

«…мне уже как-никак сорок семь, а космические корабли отправляются пока еще не с частотой летних электричек, да и пассажиров берут не густо. Нет, мне нельзя откладывать сегодня на завтра. Что может быть обиднее, чем после стольких лет подготовки навсегда остаться в звании наземного космонавта?»

Полет прошел нормально. Береговой стал космонавтом № 12 в СССР и тридцать вторым в мире. Газеты бесстрастно сообщили: «Сегодня, 26 октября 1968 года, в 11 часов 34 минуты московского времени на орбиту искусственного спутника Земли мощной ракетой-носителем выведен космический корабль «Союз-3». Космический корабль пилотирует гражданин Советского Союза летчик-космонавт, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Береговой Георгий Тимофеевич».

Первый космонавт Донбасса. Две звезды Георгия Берегового

© РИА Новости, Лев Поликашин | Перейти в фотобанк

Встреча космонавта Георгия Берегового, командира космического корабля «Союз-3», после успешного завершения полета. Москва.

Первый космонавт Донбасса

Енакиево и весь Донбасс ахнули — наш парень в космосе! Рабочий край очень гордился Георгием Береговым. Еще бы — он был первым и единственным космонавтом из Донбасса целых 12 лет, пока осенью 1980 года не взошла звезда уроженца Красного Лимана Леонида Кизима. Еще пять лет спустя космос покорил уроженец Горловки Александр Волков. И по сей день Донецкий край остается единственным, давшим такую гроздь космонавтов.

А тогда, тогда он был первым. Сегодня трудно передать тот уровень известности, который был у Берегового на малой родине. Кстати, и Енакиево, и Донецкую область, и Ворошиловградскую Береговой посещал весьма часто, несмотря на большую загруженность делами. Со многими руководителями региона его связывали неофициальные, дружеские связи. А в конце семидесятых ему пришлось в Донецке вспомнить дружбу с Федей Януковичем, с начала которой прошло ровно сорок лет.

Таинственная «память о друге»

История с Виктором Януковичем, тогда безвестным заключенным одной из колоний Донецкой области, мутна до беспредела. Известно, что первый раз за «хулиганку» будущему президенту Украины дали в 1967 году 3 года, но отсидел он всего 7 месяцев и вышел на свободу досрочно. Три года спустя ему снова пришлось познакомиться с камерой примерно за то же самое. Прокурор просил два года, судья был не против. Адвокат, правда, утверждал, что Янукович защищал девушку. Следствие шло почти год, сроку дали Януковичу два. В общем, тоже обошлось ему все малой кровью.

День в истории. 29 ноября: Янукович подписал себе приговор

©

РИА Новости, Андрей Мосиенко | Перейти в фотобанк

А 1978 году Донецкий областной суд внезапно решает пересмотреть все уголовные дела Виктора Януковича. И тут появляется фигура Берегового. Будто бы именно он попросил суд разобраться. Тот якобы внял и снял все судимости с Януковича, который к тому времени успел получить диплом Енакиевского горного техникума, добраться до третьего курса Донецкого политехнического и стать директором небольшой автобазы. Неплохой, а главное, какой типичный для вчерашнего зэка трудовой путь, не так ли?

Добавим, что через несколько лет он возглавил Донецкое областное управление автотранспорта, и дальше его карьера все время поднималась в гору. Чем все закончилось — известно. Что касается Берегового, то много лет спустя сторонники Януковича рассказали трогательную историю о том, как первый космонавт Донбасса в память о юношеской дружбе с отцом помог его сыну.

Так оно было или нет — Берегового уже не спросишь, он скончался в 1995 году. Но, думается, что, если бы Георгий Тимофеевич знал о том, как подставит Донбасс и всю Украину тот, за кого он в семьдесят восьмом поручился, может, и не стал бы руки марать.

© РИА Новости, Александр Моклецов | Перейти в фотобанк

Руководитель Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, летчик-космонавт СССР Георгий Береговой (в центре) с членами экипажа космического корабля «Союз-17» Алексеем Губаревым (справа) и Георгием Гречко (слева) во время подготовки к полету. 1974 г.

Память о легенде

Георгий Береговой по праву считается великим сыном народа Донбасса. И памятью о нем служит не только бюст и специальная стела на родине героя — в Енакиеве, не только тот самый колокол от семьи Януковичей.

Его именем названы улицы и школы, и малая планета, в его честь выпускались юбилейные монеты, а поезд «Полтава-Москва» именовался «Георгий Береговой». Где нынче тот поезд?

В свое время Георгий Тимофеевич был главным консультантом на съемках культовых подростковых фильмов о скитаниях в комических далях — «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Он вообще любил фантастику. Но никакого воображения не хватило бы у космонавта, чтобы увидеть в страшном сне, как сыны родины его предков пойдут убивать детей его Донбасса, места, где он стал тем, кем стал — легендой. Да и у кого бы хватило в то время?

Научная и политическая деятельность

Помимо летной и учебной деятельности, Береговой Георгий Тимофеевич писал научные работы, касающиеся космонавтики и инженерной психологии. Также этот великий человек — соавтор нескольких открытий в области физики атмосферы. Также Береговой был председателем Общества польско-советской дружбы и Межреспубликанского союза ветеранов. Писал Георгий Тимофеевич и художественные произведения.

Береговой Георгий Тимофеевич, фото которого вы видите в статье, трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР.

береговой георгий тимофеевич семья

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: