Автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» достигла места назначения (7 фото)


Хаябуса-2
はやぶさ2
ЗаказчикJAXA
ПроизводительNEC Toshiba Space Systems
ОператорЯпонское агентство аэрокосмических исследований
Задачиисследование астероида (162173) 1999 JU3 и доставка на Землю образцов его грунта
Запуск3 декабря 2014, 04:22 UTC
Ракета-носительH-IIA 202
Стартовая площадкаТанэгасима, LA-Y
Длительность полётав полёте (3 года, 10 месяцев, 26 дней)
NSSDC ID2014-076A
SCN40319
Технические характеристики
Масса590 кг
Размеры2×1,6×1,25 м
Срок активного существованиядо декабря 2020 (план)
Сайт проекта
Хаябуса-2 на Викискладе

«Хаябу́са-2»
(яп. はやぶさ2 — «Сапсан-2») — автоматическая межпланетная станция Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA), предназначенная для доставки образцов грунта с астероида класса C.

Хроника миссии

Прошедшие события

:

  • 3 декабря 2014 года зонд «Хаябуса-2» запущен с космодрома Танэгасима[1].
  • 3 декабря 2020 года зонд «Хаябуса-2» совершил гравитационный манёвр близ Земли, пройдя на расстоянии 3100 км от неё, и, получив дополнительное ускорение, отправился к астероиду 1999 JU3 («Рюгу»)[2].
  • 28 июня 2020 года — сближение с астероидом (162173) Рюгу[3].
  • 21 сентября 2020 года совершена первая в истории успешная мягкая посадка модулей на поверхность астероида[4]. С подпрыгивающих посадочных модулей-роботов Rover-1A и Rover-1B получены первые снимки[5]. Оба модуля находились в контейнере MINERVA II-1.
  • 3 октября совершил посадку модуль MASCOT (разработан Германским авиационно-космическим центром) из контейнера MINERVA II-2. MASCOT проработал на астероиде более 17 часов[6][7]. За это время модуль три раза менял свое местоположение, успешно выполнил запланированные исследования состава грунта и свойств астероида и передал данные на орбитальный аппарат[8].

Запланированные события

:

  • Забор грунта с поверхности астероида — январь 2019 года[9].
  • Посадка модуля Rover-2 — июль 2020 года.
  • Отбытие в обратный путь к Земле — декабрь 2020 года.
  • Возвращение на Землю с образцами грунта — декабрь 2020 года[10].

Отзывы владельцев

Автор: Красное купе

Добрый день Всем! Решил оставить свой отзыв о данном мотоцикле. Возможно он кому-то будет интересен. Итак.. попался мне вариант в продаже, мотоцикл в отлчном состоянии 2009г. с пробегом 15 000 км. белого цвета. Никаких замечаний не было, ни мо внешнему виду, ни по состоянию ходовой и мотора. Пересел я на хаябусу после (параллельно даже) с бандитом 1200. И так.. сажусь первый раз на мотоцикл, завожу… сразу пространство заполняет гулкий звук работающих глушителей yoshimura. Отзывчивость ручки газа отменная. Выжимаю сцепление, включаю первую передачу и трогаюсь. Сразу замечаю что мотоцикл какой-то сбитый, как бык) Первое время не крутил резко, и больше 5000 об. в таком режиме хаябуса не отличается от бандита. Но по прошествии некоторого времени уже освоился и стал пробовать на что способен мотоцикл. На прогретой резине при немного резком движении ручки газа заднее колесо уходит в юз на первых 3 передачах легко. На 3 хаябуса едет очень интересно от 0 и до 250 км/ч. Интересно так, когда стрелки тахометра и спидометра на 3 передаче упераются в ограничители шкалы практически одновременно. Динамика мотоцикла позволяет ехать со скоростью 100км/ч и резким открытием газа уйти, как с места, в «точку»… впрочем как и соскорости в 200! Самое интерсное что хаябуса едет на всех передачах так как Бандит едет на первой. Это конечно очень грубое сравнение. Передачи вкючаются очень четко и внятно, никаких люфтов нет. И при переключении проскальзывающее сцепление позволяет переключаться без рывков, очень плавно. Тормоза лучше чем на бандите, и впринципе достаточны. Очень интересная игрушка на длинных прямых, но скучная в городе и на не очень хороших дорогах. Поднять в свечу просто с газа нельзя в большинстве случаев, наверное этим он немного скучнее бандита для меня.Владел я данным мотоциклом год и потом продал. Просто наверное понял что ездить на нем меньше 200 скучно, а больше опасно. Хотя почти сразу чуть не купил почти новую нинзю ZX14)‘Красное купе’

Автор: Метасов Сергей Владимирович

Читай другие мото обзоры Подробный обзор мотоцикла KTM Duke 390

Начну с покупки данного мота. было у меня совсем не много. около 50 наших рублей. смотрел много. хонду вфр400 каву ззр400 бадит 400. пока я думал все эти мото продавались. в итоге увидел бусу в продаже за 85 в смоленске и бегом туда. приехал и сразу купил. мне достался двигатель с пробегом в 2148 и задняя часть))) предыдущий владелец влетел в деда на ваз 2107 который пытался развернуться после поворота. Из показаний приборки: скорость в момент столкновения 150. удар пришелся в переднюю часть машины. повреждения мота: колесо перед, суппорта, тормозные диски, вилка, траверса, 2 радиатора, штаны выхлопа, фара, рама и еще чуть мелочи.предыдущий владелец был в экипе и совсем не пострадал. Чем владел ранее. катаюсь с 12 лет. много всего русского. около 25 мотов побывало у меня. Дальше срочный ремонт. Дядя саша сказал что раму вправим и сварим. будет лучше навой( японские роботы плохо проварили швы, из 6 толщины половина без провара) у кого то в москве купил колесо, вилку, радиатор. И мот завелся!!! потом ебей мне помог и стал как новый. Первый выезд. Это нечно, я просто боялся газовать. первая газ чуть и буксы или колесо чуть приподнимается. короче пока тренировался трогаться и тормозить по разному стер резину в ноль и колодки. до сих пор только хорошие восчпоминания про этот мот. пятая скорость стрелка спидометра лежит на ограничителе( после 280 еще 2 полоски и ограничитель) на тахометре 10500, кручу до 11000, включаю 6 и набор скорости продолжается далее пока и 6 не уперлась в отсечку 11000 на 6… и создается ощущение что ты не едешь по дороге а уже паришь. непередаваемые ощущения. на максималку я созрел толко спустя 2 сезона владения. до этого пару раз пытался но к 280 передумывал. мот ни разу не подводил. проехал 10ткм на нем. расход горючки- город 10 загород 5-12(как ехать) средний 8. из расходников менял сальники вилки( учился ездить на заде) 1 раз, колодки 2 раза, резину зад 3 раза, масло 3 раза и маслофильтр 2 раза. Мот очень комфортный. до 230 не ощущаешь давление ветра даже с пасажиром. Поездки на трэк показали что тормоза совсем не спорт и весу много. решил продавать.Метасов Сергей Владимирович

Автор: Осинцев Владимир Александрович

С уважением всем живущим и жаждущим! Вот решил написать отзыв о своем стальном коне. Купил бусу по объявлению через интернет в Новосибирске.Апарат 2006 г выпуска в хорошем состоянии.За два месяца накатал восемь с небольшим тысяч км. Спидометр клал несколько раз-ракета! Дорожное покрытие оставляет желать лучшего не разгонишся! Ездить на этом звездалете можно по разному как душа пожелает-плавно и мягко,а можно и на заднем колесе прохватик сделать. Движка когда надо «злая»или наоборот-мягкая.Подвеска отличная почти все проглатывает в разумных пределах.Меня этот «монстрик»постоянно провоцирует на выкручивание газа медленно не интересно, итог-добил второй задний скат и передние тормозные колодки. Расходники не проблема-все можно достать.Расход по маслу и топливу норм- как выкручивать будеш!!По городу рулится легко.По трассе песня!Не любит слабости , требует хорошей физической формы и внимание на дороге особенно по городу-дети, открывающиеся двери, обманывающие повороты и другие непредсказуемые «кадры»в общем мне мот очень нравится и всем моим друзьям-классная техника-сгусток адреналина!!!!!!Осинцев Владимир Александрович

Аппарат

Как и предыдущий аппарат, «Хаябуса-2» оснащён ионными двигателями. В новом аппарате были устранены проблемы, выявленные в ходе предыдущей миссии. Аппарат получил новое оборудование, предназначенное для изучения астероида класса C, к которому относится (162173) 1999 JU3.

Также на аппарате установлен ударный цельнометаллический заряд Small Carry-on Impactor (SCI), состоящий из медного снаряда и заряда взрывчатки для формирования ударного ядра. Предполагается, что при подлёте к астероиду аппарат выстрелит этим зарядом по поверхности. На дне образовавшегося кратера учёные планируют обнаружить другие образцы породы[11].

Спускаемые аппараты

В контейнере MINERVA II-1 находятся подпрыгивающие роботы Rover-1A и Rover-1B получены первые снимки[5]. Оба модуля находились в контейнере MINERVA II-1. В контейнере MINERVA II-2 находится небольшой спускаемый аппарат MASCOT (сокр. от англ. Mobile Asteroid Surface Scout), разработанным Германским центром авиации и космонавтики при содействии с французским Национальным центром космических исследований[12]. На спускаемый аппарат установлены спектрометр, магнитометр, радиометр и камера, а также двигательная установка, благодаря которой аппарат может менять своё местоположение для дальнейших исследований[13].

Зонд «Хаябуса-2» прислал самый детальный снимок поверхности астероида Рюгу

Межпланетная станция «Хаябуса-2» прислала на Землю самую детальную на сегодняшний день фотографию поверхности астероида Рюгу, сделанную во время высадки спускаемых аппаратов MINERVA-Ⅱ 1. Оказалось, что поверхностный слой Рюгу состоит из более крупных частиц, чем грунт астероида Итокава, изучавшийся миссией «Хаябуса», сообщается в пресс-релизе на сайте миссии.

Автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» была запущена в космос 3 декабря 2014 года и предназначена для доставки образцов грунта с околоземного астероида 162173 Ryugu, который принадлежит к астероидам класса С. Аппарат успешно прибыл к астероиду 27 июня и вышел на стабильную 20-километровую орбиту вокруг него. По плану научная программа миссии продлится полтора года, во время которых аппарат будет исследовать Рюгу с орбиты, а также в ходе подлета к нему выстрелит по поверхности устройством SCI (Small Carry-on Impactor), состоящим из медного снаряда и заряда взрывчатки, тем самым исследователи получат возможность изучить состав верхнего слоя грунта астероида, а также спустят на его поверхность спускаемые модули MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout) и MINERVA-Ⅱ 2. После взятия пробы грунта с поверхности Рюгу станция отправится обратно к Земле и сбросит капсулу с веществом астероида в декабре 2020 года. Подробнее о миссии, ее задачах и инструментах можно прочитать в нашем материале «Собрать прошлое по крупицам».

21 сентября 2020 года станция «Хаябуса-2» снизилась до высоты в 55 метров от поверхности Рюгу и сбросила на нее два небольших спускаемых модуля MINERVA-II 1. Модули Rover-1A и 1B имеют диаметр 18 сантиметров каждый, высоту 7 сантиметра и вес около 1,1 килограмма. Они оснащены камерами, датчиками для измерения температуры грунта, оптическими датчиками, акселерометром и гироскопом и способны перемещаться по поверхности астероида за счет прыжкового механизма. 22 сентября на Землю пришло подтверждение успешной посадки модулей, которые сейчас находятся в работоспособном состоянии и присылают новые фотографии, сделанные в ходе передвижений по поверхности Рюгу.

Во время снижения, когда до Рюгу оставалось 64 метра, орбитальный аппарат смог получить при помощи своей бортовой камеры ONC-T (Optical Navigation Camera — Telescopic) самое детальное изображение поверхности астероида, неровной и усеянной валунами различных размеров. В дальнейшем другая камера ONC-W1 получила изображение более большой области с расстояния 70 метров от поверхности астероида. Предшественник «Хаябусы-2» — миссия «Хаябуса» (или MUSES-C), работавшая в 2003-2010 годах и исследовавшая околоземный астероид S-класса (25143) Итокава, получила самый четкий снимок его поверхности с расстояния 63 метра, на котором видно, что, в отличие от Рюгу, поверхностный слой Итокавы состоит из более мелких частиц, размером от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.

Место высадки спускаемых аппаратов MINERVA-Ⅱ 1 на поверхность Рюгу и снимок поверхности, сделанный камерой ONC-W1 с расстояния 70 метров.

JAXA, University of Tokyo, Kochi University, Rikkyo University, Nagoya University, Chiba Institute of Technology, Meiji University, Aizu University, AIST

Поделиться

Снимок поверхности астероида Итокава, полученный межпланетной станцией «Хаябуса» с расстояния 63 метра.

Yano et al, Science Vol 312 2, June 2006

Поделиться

«Хаябуса-2» — не первый и не последний проект по исследованию грунта малых тел Солнечной системы. В июле 2005 года исследование поверхности кометы 9P/Темпеля провел космический аппарат Deep Impact, правда, тогда забор грунта не производился, а все наблюдения велись дистанционно. В 2006 году на Землю вернулась спускаемая капсула межпланетной станции«Стардаст», которая несла в себе частицы комы кометы 81P/Вильда, заключенные в аэрогель. А в декабре этого года космический аппарат OSIRIS-REx должен достичь астероида Бенну и получить образец его грунта, который он доставит на Землю к 2023 году.

Александр Войтюк

Примечания

  1. Японский зонд Hayabusa-2 успешно вышел на заданную орбиту.
  2. Японский зонд приблизился к Земле, чтобы выйти на верную орбиту
  3. Зонд «Хаябуса-2» достиг астероида Рюгу
  4. За первичной материей. Роверы сели на астероид
  5. Спускаемые аппараты «Хаябусы-2» успешно сели на астероид Рюгу
  6. Посадочный модуль MASCOT провел свою короткую миссию в соответствии с планом
  7. Зонды MINERVA II-1 на поверхности Рюгу
  8. Зонд MASCOT завершил работу на астероиде Рюгу и передал научные данные на орбиту
  9. Oct. 14, 2020. What’s new (яп.), JAXA Hayabusa2 project
    . Проверено 19 октября 2020.
  10. JAXA Report on Hayabusa-2
    ,
    Procyon
    , and International Collaboration Sample Return Working Group Архивировано 15 июля 2014 года. (англ.)
  11. Японский космический зонд «Хаябуса-2» отправится к астероиду 1999 JU3, ТАСС (3 декабря 2014 года). Проверено 4 ноября 2020.
  12. DLR Asteroid Lander MASCOT Архивировано 15 ноября 2012 года.
  13. Japanese H-IIA kicks off Hayabusa 2
    ’s asteroid mission, NASASpaceFlight.com (December 2, 2014). Проверено 4 декабря 2014.

Описание

Модель гипер-байка Suzuki GSX 1300R Hayabusa появилась в 1999 году и продолжает выпускаться по настоящее время. Главной причиной возникновения мотоцикла стало желание Suzuki обойти компанию Honda с ee CBR1100xx Blackbird и выпустить самый быстрый серийный мотоцикл. И им это удалось — на протяжении 6 лет никому не удавалось догнать Suzuki GSX1300R Hayabusa. Только в 2005 году, с выходом Kawasaki ZX-14R, лидерство среди самых мощных серийно выпускаемых мотоциклов перешло к компании Kawasaki, однако даже этот факт не способствовал снижению популярности легендарной Hayabusa. На рынке некоторых стран модель носит название — Suzuki Hayabusa.

К слову, даже выпуск Kawasaki ZX-12R Ninja не смог сместить Хаябусу с трона. Несмотря на достойные технические характеристики, максимально достигнутая скорость на Kawasaki ZX-12R Ninja составляла 308 км/ч, в то время как Suzuki GSX 1300R Hayabusa удавалось разгонять до 312 км/ч. В общем-то Kawasaki мог в тот момент догнать Suzuki (и даже запланировал масштабную презентацию преимуществ ZX-12R перед Suzuki Hayabusa), но именно с 2000 года между японскими производителями и BMW было подписано соглашение об ограничении максимально возможной скорости в 299 км/ч, что автоматически сделало Suzuki GSX1300R Hayabusa самым быстрым серийным мотоциклом в мире вплоть до 2005 года, пока не вышел Kawasaki ZX-14R.

Главной особенностью Suzuki GSX1300R Hayabusa является специально разработанный рядный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, объемом 1340 куб.см., выдающий 197 л.с. мощности и 155 Нм крутящего момента. Максимальная скорость ограничена электроникой и составляет 299 км/ч.

Модель имеет алюминиевую диагональную раму, спортивные регулируемые подвески, мощные радиальные тормоза, систему впрыска топлива с двойными заслонками (фирменная система SDTV), проскальзывающее сцепление и целый ряд электронных систем (начиная ABS и заканчивая системой выбора мощности двигателя).

На базе Suzuki GSX1300R Hayabusa была построена модель нейкеда — Suzuki B-King.

Мирные орудия

Для забора образцов на «Хаябусе» есть три «пушки». В двух из них заряжены пули из тантала весом 5 грамм. Они выстреливаются со скоростью 300 м/с, когда зонд касается пробоотборником поверхности, и выбрасывают частички астероида при ударе.

Анимация наземных испытаний.

А вот третий выстрел сложнее. Это полноценный снаряд с 4,5 кг взрывчатки и оболочкой из 2 кг меди. «Пушка» отделится от «Хаябусы» вместе с еще одним мини-спутником с камерой и выстрелит по астероиду, создав воронку глубиной примерно 2 метра.

Первая пушка с 5-граммовым снарядом выстрелила 21 февраля, второй и третий выстрел ожидаются в марте и апреле.

Первый пошел

Похоже, что в опубликованном JAXA плане было указано последнее штатно возможное время касания астероида. Потому что в реальности зонд не стал ждать, а пошел на снижение практически без задержек и коснулся поверхности раньше запланированного. В автономном режиме, без телеметрии, он успешно коснулся поверхности (заметно по смещению частоты из-за эффекта Доплера).

Затем зонд успешно отстрелялся по астероиду — повышение температуры в стволе первого орудия говорит об успешном выстреле.

Телеметрия вернулась на высоте примерно 1200 м. Последующий анализ показал, что выстрел и последовательность операций по забору образцов прошли успешно, и аппарат вернулся на рабочую высоту 20 км. После первого касания следы от двигателей на астероиде едва заметны, а самый эффектный третий выстрел ожидается уже в апреле.

Алгоритм и место посадки

Посадка на астероид — непростое дело. Для того, чтобы она была точной, «Хаябуса-2» заранее сбросил прицельный маркер, видимый даже с рабочей высоты 20 км. Снизившись до высоты 500 м, аппарат по команде с Земли переходит на автономную навигацию. На высоте 45 м зонд зависает, переключается между лазерными дальномерами LIDAR -> LRF и ждет появления прицельного маркера в поле зрения камеры. Захватив маркер, «Хаябуса» спускается до 4,5 метров, поворачивается параллельно поверхности в месте посадки и касается ее пробоотборником. Ниже 50 метров пропадает телеметрия, и по тому, что происходит с аппаратом, можно следить только по эффекту Доплера — снижение и касание поверхности будут заметны по небольшим изменениям частоты сигнала с межпланетной станции.

К месту посадки тоже есть определенные требования. Прежде всего, по техническим ограничениям ориентации антенн и солнечных батарей нельзя, чтобы широта места посадки была больше 30°. Далее, уклон местности не должен превышать 30°. В районе посадки недопустимы камни выше 70 см. Ну и, наконец, температура поверхности не может превышать 97°С, чтобы не перегреть приборы. В результате по интегральной оценке безопасности у астероида появилась четко видимая полоса на экваторе, куда садиться было безопасней.

Из 17 кандидатов на место посадки в итоге осталось три — основной L08 и два резервных L07 и M04.

В 3D-виде. Белая точка — прицельный маркер.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: